Основные принципы образования. Принципы дополнительного образования Принципы дополнительного образования детей


Вернуться назад на

Дополнительное образование является видом учебного процесса, направленным на удовлетворение потребностей индивидуума во всестороннем образовании, в духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом, а также профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождающемся повышением образовательного уровня. Такое определение дано в Федеральном законе РФ. Там сформулированы основные положения учебно-воспитательной деятельности в стране.

Дополнительное образование входит в систему, где непрерывный учебный процесс состоит из следующих уровней образования:

Дошкольного;
Начального;
Основного;
Общего среднего;
Среднего профессионального;
Высшего.

Портал дополнительного образования призван поведать о том, на что направлена эта форма педагогической деятельности, а именно на:

1. Развитие творческой составляющей учащихся;
2. Удовлетворение личностных потребностей во всех видах развития – от спортивного до интеллектуального;
3. Формирование здорового человека, знающего все про безопасный образ жизни;
4. Укрепление физического и нравственного здоровья;
5. Выявление, поддержку и развитие талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности;
6. Профессиональное обучение и ориентацию;
7. Создание условий для непрерывного индивидуального развития;
8. Самоопределение;
9. Выбор будущей профессии или вида творчества.

Эти функции дополнительного образования, а в общей сложности 44 тысячи учебных внешкольных программ внедряются в подведомственных структурах организаций общего и профессионального обучения, а еще в творческих мастерских, объединениях, студиях, секциях и других местах.

Направления дополнительного образования охватывают все составляющие творческого, спортивного, культурного и соцобучения, точнее:

Техническое;
Художественное;
Краеведческое;
Спортивное;
Туристическое;
Естественнонаучное;
Социальное;
Физкультурное;
Педагогическое.

Дополнительное образование является уровнем, но с другой стороны составной частью цельного учебного процесса. По сути, образование мотивировано, поскольку позволяет учащемуся приобрести устойчивую необходимость познания, внутреннего развития и творчества, а в будущем реализовать себя по максимуму, самоопределиться и выразиться как личность. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, осуществляемый при помощи специальных дополнительных программ.

Происхождение термина «дополнительное образование» в России связано с принятием закона «Об образовании». Минобрнауки РФ занято реализацией программ дополнительного образования детей и взрослых, что помогает детям в дальнейшей жизни определиться с выбором профессии, а родителям способствовать осуществлению задуманного своими чадами. Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей, учителей всех уровней и педагогов дополнительного обучения в стране реализуются и подвиды дополнительного образования. Так, например, естественнонаучное направление включает эколого-биологическую составляющую, робототехника стала частью технического творчества. Социально-педагогическая направленность дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с детскими группами, в которых присутствуют малыши, нуждающиеся в особом уходе, или, наоборот, талантливые и одаренные дети.

Шевелева Ксения Павловна

Каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему. А задача взрослых вовремя заметить это, направить в нужное русло индивидуальную одарённость детей. К этому и призвано дополнительное образование учащихся в школе. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: -создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности; -многообразие видов деятельности, удовлетворяющие самые разные интересы, потребности и склонности ребёнка; -безотметочная деятельность (ориентированность на процесс, а не на результат в виде оценки деятельности); -живое общение со сверстниками - единомышленниками и взрослыми-наставниками; -ответственность за себя и за коллектив; -личностно-ориентированный подход, создание для каждого ребёнка «ситуаций успеха»; -смена деятельности. У ребёнка появляется возможность переключиться от учёбы на интересный для него и увлекательный вид деятельности; -создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; - признание за ребенком права на пробы и ошибки в вы¬боре, права на пересмотр возможностей в самоопреде¬лении; · -применение таких средств определения результативно¬сти продвижения ребенка в границах избранной им до¬полнительной образовательной программы (вида дея¬тельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулирова¬ли бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. Основополагающей в жизни человека является система привязанностей. Самая первая и основная привязанность к родителям с самых первых мгновений жизни. Это происходит на уровне инстинктов. Когда же ребенок приходит в новый коллектив и проводит там половину своей жизни без своих родителей, ему необходимо найти поддержку со стороны взрослых, работников школы. Конечно же это учитель, а во время внеурочной деятельности - это руководитель кружка, факультатива или секции. Как же важно найти в лице педагога понимающего друга, грамотного руководителя, надёжного единомышленника, который поможет выстроить гармоничные отношения с ребенком. Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание педагогом основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. «Важнейшая черта современного развития - его направленность на то, чтобы готовить детей не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Главным аспектом личностно-ориентированного занятия является выбор оптимального для данного занятия стиля общения, организация сотрудничества. Инновационными, следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог - партнер). Когда для ребёнка создаются определенные условия для активной и инициативной позиции во внеурочной деятельности»* Немаловажное значение имеет и роль родителей в дополнительном образовании ребёнка. Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей: 1. Групповые формы: . Дни открытых дверей. . Конференция. . Родительское собрание. . Творческие мастерские. . Государственно-общественные формы работы. . Совместная игровая деятельность. 2. Индивидуальные формы: . Анкетирование, диагностика. . Посещение семьи на дому. . Индивидуальная консультация (беседа). . Просветительская работа. Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессио¬нальные знания с усилиями родительской общественности, помогают семьям воспитанников в их культурном и духов¬ном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей. *Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.

Ластовка Лариса Васильевна
Должность: заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"
Дата публикации: 14.12.2015

Текстовая часть публикации

 Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.
 Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .  Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .

Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  . 
Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  .
 Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей  Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
 1.Общестратегические 
принцип

развития

принцип

гуманизации

принцип

демократизации

принцип

единства

гуманизации

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.  1.Общестратегические 
принцип

развития
(детей, педагогов, образовательной среды, учреждения); 
принцип

гуманизации
– в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры; 
принцип

демократизации
– предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе; 
принцип

единства

гуманизации

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня. 
2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
 3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.  3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.


  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д. 
4. Ориентация педагогов на непрерывность

своего собственного образования и развития.
  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д.
 Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности:  учебные занятия,  лекции,  семинары,  конференции,  экскурсии,  турпоходы,  учебные игры и т.п.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально- педагогические.
 К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.  К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку 
Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку

Социально-педагогические функции
– воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация. 
Образовательный процесс в учреждении

дополнительного образования строится в

соответствии со спецификой его






др.;





К содержательным особенностям можно отнести:

· многообразие функций, видов деятельности и

дополнительных образовательных программ;

· многообразие содержательных аспектов

деятельности: теоретический, практический,

исследовательский, опытный, познавательный,

творческий, производственный, самообразовательный и

др.;

· индивидуальный подход в сочетании с социальной

направленностью деятельности; возможность

индивидуальной работы с одаренными детьми;

· реализация вариативных, дифференцированных,

комплексных образовательных программ.




время;



характер;



интеллектуального развития).

К организационным особенностям

образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы

время;

обучение организуется на добровольных началах

всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный

характер;

детям предоставляется возможность сочетать

различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в

другую (по тематике, возрасту, уровню

интеллектуального развития).

 Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.  Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Памятка

Педагогу дополнительного образования

Г. Вышний Волочёк, 2009 год


Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей …………………………………………………………. с.

Особенности воспитательной работы в системе

дополнительного образования детей …………………………………... с.

Методы, средства и принципы воспитания……………………..... с.

Методы досуговой педагогики……………………………………… с.

Методика подготовки и проведения различных

форм учебных занятий ………………………………………………..... с.

Требования к учебному занятию детского объединения………... с.

Формы организации итоговой аттестации обучающихся

В детском объединении учреждения дополнительного

образования детей ……………………………………………………..…. с.

Методическое обеспечение учебного процесса

в дополнительном образовании детей ……………………………...... с.

Памятка педагогу дополнительного образования

по осуществлению педагогического анализа…………………..….… с.

Педагогический словарик в помощь педагогам

дополнительного образования……………………………………..…… с.


Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.



На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию польского дидактата В.Оконя:

простые средства : а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства : а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.; б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись; в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать ещё одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

При определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

Включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

Максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

Стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

В процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;

Проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

В структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

Систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.