Основные принципы образования. Принципы дополнительного образования Принципы дополнительного образования детей
Вернуться назад на
Дополнительное образование является видом учебного процесса, направленным на удовлетворение потребностей индивидуума во всестороннем образовании, в духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом, а также профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождающемся повышением образовательного уровня. Такое определение дано в Федеральном законе РФ. Там сформулированы основные положения учебно-воспитательной деятельности в стране.
Дополнительное образование входит в систему, где непрерывный учебный процесс состоит из следующих уровней образования:
Дошкольного;
Начального;
Основного;
Общего среднего;
Среднего профессионального;
Высшего.
Портал дополнительного образования призван поведать о том, на что направлена эта форма педагогической деятельности, а именно на:
1. Развитие творческой составляющей учащихся;
2. Удовлетворение личностных потребностей во всех видах развития – от спортивного до интеллектуального;
3. Формирование здорового человека, знающего все про безопасный образ жизни;
4. Укрепление физического и нравственного здоровья;
5. Выявление, поддержку и развитие талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности;
6. Профессиональное обучение и ориентацию;
7. Создание условий для непрерывного индивидуального развития;
8. Самоопределение;
9. Выбор будущей профессии или вида творчества.
Эти функции дополнительного образования, а в общей сложности 44 тысячи учебных внешкольных программ внедряются в подведомственных структурах организаций общего и профессионального обучения, а еще в творческих мастерских, объединениях, студиях, секциях и других местах.
Направления дополнительного образования охватывают все составляющие творческого, спортивного, культурного и соцобучения, точнее:
Техническое;
Художественное;
Краеведческое;
Спортивное;
Туристическое;
Естественнонаучное;
Социальное;
Физкультурное;
Педагогическое.
Дополнительное образование является уровнем, но с другой стороны составной частью цельного учебного процесса. По сути, образование мотивировано, поскольку позволяет учащемуся приобрести устойчивую необходимость познания, внутреннего развития и творчества, а в будущем реализовать себя по максимуму, самоопределиться и выразиться как личность. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, осуществляемый при помощи специальных дополнительных программ.
Происхождение термина «дополнительное образование» в России связано с принятием закона «Об образовании». Минобрнауки РФ занято реализацией программ дополнительного образования детей и взрослых, что помогает детям в дальнейшей жизни определиться с выбором профессии, а родителям способствовать осуществлению задуманного своими чадами. Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей, учителей всех уровней и педагогов дополнительного обучения в стране реализуются и подвиды дополнительного образования. Так, например, естественнонаучное направление включает эколого-биологическую составляющую, робототехника стала частью технического творчества. Социально-педагогическая направленность дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с детскими группами, в которых присутствуют малыши, нуждающиеся в особом уходе, или, наоборот, талантливые и одаренные дети.
Шевелева Ксения Павловна
Каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему. А задача взрослых вовремя заметить это, направить в нужное русло индивидуальную одарённость детей. К этому и призвано дополнительное образование учащихся в школе. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: -создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности; -многообразие видов деятельности, удовлетворяющие самые разные интересы, потребности и склонности ребёнка; -безотметочная деятельность (ориентированность на процесс, а не на результат в виде оценки деятельности); -живое общение со сверстниками - единомышленниками и взрослыми-наставниками; -ответственность за себя и за коллектив; -личностно-ориентированный подход, создание для каждого ребёнка «ситуаций успеха»; -смена деятельности. У ребёнка появляется возможность переключиться от учёбы на интересный для него и увлекательный вид деятельности; -создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; - признание за ребенком права на пробы и ошибки в вы¬боре, права на пересмотр возможностей в самоопреде¬лении; · -применение таких средств определения результативно¬сти продвижения ребенка в границах избранной им до¬полнительной образовательной программы (вида дея¬тельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулирова¬ли бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. Основополагающей в жизни человека является система привязанностей. Самая первая и основная привязанность к родителям с самых первых мгновений жизни. Это происходит на уровне инстинктов. Когда же ребенок приходит в новый коллектив и проводит там половину своей жизни без своих родителей, ему необходимо найти поддержку со стороны взрослых, работников школы. Конечно же это учитель, а во время внеурочной деятельности - это руководитель кружка, факультатива или секции. Как же важно найти в лице педагога понимающего друга, грамотного руководителя, надёжного единомышленника, который поможет выстроить гармоничные отношения с ребенком. Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание педагогом основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. «Важнейшая черта современного развития - его направленность на то, чтобы готовить детей не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Главным аспектом личностно-ориентированного занятия является выбор оптимального для данного занятия стиля общения, организация сотрудничества. Инновационными, следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог - партнер). Когда для ребёнка создаются определенные условия для активной и инициативной позиции во внеурочной деятельности»* Немаловажное значение имеет и роль родителей в дополнительном образовании ребёнка. Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей: 1. Групповые формы: . Дни открытых дверей. . Конференция. . Родительское собрание. . Творческие мастерские. . Государственно-общественные формы работы. . Совместная игровая деятельность. 2. Индивидуальные формы: . Анкетирование, диагностика. . Посещение семьи на дому. . Индивидуальная консультация (беседа). . Просветительская работа. Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессио¬нальные знания с усилиями родительской общественности, помогают семьям воспитанников в их культурном и духов¬ном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей. *Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287. Ластовка Лариса Васильевна
Должность:
заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"
Дата публикации: 14.12.2015
Текстовая часть публикации
Образовательный процесс в
учреждении дополнительного
образования детей
– специально
организованная деятельность педагогов
и учащихся, направленная на решение
задач образования, воспитания и
развития личности.
Образовательный процесс в
учреждении дополнительного
образования детей
– специально
организованная деятельность педагогов
и учащихся, направленная на решение
задач образования, воспитания и
развития личности.
Цель образовательного процесса
–
создание условий для самовыражения,
саморазвития и самоопределения
учащихся.
.
Цель образовательного процесса
–
создание условий для самовыражения,
саморазвития и самоопределения
учащихся.
.
Принципы
образовательного
процесса
Принцип
– основное, исходное
положение – руководящая идея
педагогической теории, концепции,
определяющая содержание,
организационные формы и методы
учебной и воспитательной работы.
.
Принципы
образовательного
процесса
Принцип
– основное, исходное
положение – руководящая идея
педагогической теории, концепции,
определяющая содержание,
организационные формы и методы
учебной и воспитательной работы.
.
Сегодня сформулировано 4 группы
принципов, являющихся научно-
педагогической и практической основой
организации образовательного процесса
в учреждении дополнительного
образования детей
Сегодня сформулировано 4 группы
принципов, являющихся научно-
педагогической и практической основой
организации образовательного процесса
в учреждении дополнительного
образования детей
1.Общестратегические
принцип
развития
принцип
гуманизации
принцип
демократизации
принцип
единства
гуманизации
демократизации
– предоставление каждому
ребенку права на свободу, счастье, развитие
способностей и подготовку его к жизни в обществе.
1.Общестратегические
принцип
развития
(детей, педагогов,
образовательной среды, учреждения);
принцип
гуманизации
– в основе
образовательного процесса лежат непреходящие
ценности общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям
и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
принцип
демократизации
– предоставление
каждому ребенку права выбора своей
образовательной траектории развития и участия в
образовательном процессе;
принцип
единства
гуманизации
демократизации
– предоставление каждому
ребенку права на свободу, счастье, развитие
способностей и подготовку его к жизни в обществе.
2. Ценностно-ориентационные
принцип природосообразности
– учет
возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей
учащихся при включении их в различные
виды деятельности;
принцип культуросообразности
–
ориентация на потребности общества и
личности учащихся, единство человека и
социокультурной среды, адаптация детей к
современным условиям жизни общества;
принцип жизнесообразности
– реакция на
актуальные потребности сегодняшнего
дня.
2. Ценностно-ориентационные
принцип природосообразности
– учет
возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей
учащихся при включении их в различные
виды деятельности;
принцип культуросообразности
–
ориентация на потребности общества и
личности учащихся, единство человека и
социокультурной среды, адаптация детей к
современным условиям жизни общества;
принцип жизнесообразности
– реакция на
актуальные потребности сегодняшнего
дня.
3.
Конструктивно
-
технологические
принцип детоцентризма
– интересы ребенка
являются приоритетом, превращая его в
равноправного субъекта образовательного
процесса;
принцип дифференциации и индивидуализации
образования
– в образовательном процессе
выявляются и развиваются склонности,
способности детей в различных направлениях
деятельности с учетом их возможностей и
интересов;
принцип увлекательности и творчества
–
образовательный процесс должен способствовать
развитию творческих способностей детей;
принцип системности
– преемственность знаний;
принцип сотрудничества
– совместная
деятельность детей и взрослых.
3.
Конструктивно
-
технологические
принцип детоцентризма
– интересы ребенка
являются приоритетом, превращая его в
равноправного субъекта образовательного
процесса;
принцип дифференциации и индивидуализации
образования
– в образовательном процессе
выявляются и развиваются склонности,
способности детей в различных направлениях
деятельности с учетом их возможностей и
интересов;
принцип увлекательности и творчества
–
образовательный процесс должен способствовать
развитию творческих способностей детей;
принцип системности
– преемственность знаний;
принцип сотрудничества
– совместная
деятельность детей и взрослых.
Образовательный процесс сочетает
различные типы занятий:
-групповые,
-индивидуальные,
- теоретические,
-практические,
-творческие,
- игровые и т.д.
4. Ориентация педагогов на непрерывность
своего собственного образования и развития.
Образовательный процесс сочетает
различные типы занятий:
-групповые,
-индивидуальные,
- теоретические,
-практические,
-творческие,
- игровые и т.д.
Чаще всего в образовательном процессе
используются традиционные формы организации
деятельности:
учебные занятия,
лекции,
семинары,
конференции,
экскурсии,
турпоходы,
учебные игры и т.п.
Образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования выполняет две
группы функций: обучающие и социально-
педагогические.
К нетрадиционным формам организации
образовательного процесса относят:
·
занятия-соревнования: конкурсы, турниры,
викторины, эстафеты и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
практику: репортаж, интервью, изобретение,
комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный
журнал, живая газета и т.п.;
·
занятия на основе нетрадиционной
организации учебного материала: презентация,
исповедь и т.п.;
·
занятия-фантазии:
сказка, спектакль, сюрприз,
приключение и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
деятельность: суд, следствие, Ученый Совет,
парламент и т.п.
К нетрадиционным формам организации
образовательного процесса относят:
·
занятия-соревнования: конкурсы, турниры,
викторины, эстафеты и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
практику: репортаж, интервью, изобретение,
комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный
журнал, живая газета и т.п.;
·
занятия на основе нетрадиционной
организации учебного материала: презентация,
исповедь и т.п.;
·
занятия-фантазии:
сказка, спектакль, сюрприз,
приключение и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
деятельность: суд, следствие, Ученый Совет,
парламент и т.п.
Обучающие функции
– удовлетворение детьми
их разнообразных потребностей в форме
интеллектуальных, психолого-педагогических
услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять
знания, развивать умения и навыки, которые он
получает в общеобразовательной школе,
предоставляющих возможность изучать отрасли
знаний, которые не находят применение в школе
и других образовательных учреждениях. К
обучению функций можно отнести
допрофессиональную и начальную
профессиональную подготовку
Обучающие функции
– удовлетворение детьми
их разнообразных потребностей в форме
интеллектуальных, психолого-педагогических
услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять
знания, развивать умения и навыки, которые он
получает в общеобразовательной школе,
предоставляющих возможность изучать отрасли
знаний, которые не находят применение в школе
и других образовательных учреждениях. К
обучению функций можно отнести
допрофессиональную и начальную
профессиональную подготовку
Социально-педагогические функции
–
воспитание, социальная защита,
оздоровление, реабилитация, коммуникация,
рекреация и компенсация, социальная
адаптация.
Образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования строится в
соответствии со спецификой его
др.;
К содержательным особенностям можно отнести:
· многообразие функций, видов деятельности и
дополнительных образовательных программ;
· многообразие содержательных аспектов
деятельности: теоретический, практический,
исследовательский, опытный, познавательный,
творческий, производственный, самообразовательный и
др.;
· индивидуальный подход в сочетании с социальной
направленностью деятельности; возможность
индивидуальной работы с одаренными детьми;
· реализация вариативных, дифференцированных,
комплексных образовательных программ.
время;
характер;
интеллектуального развития).
К организационным особенностям
образовательного процесса в УДОД относят:
занятия проводятся в свободное от основной учебы
время;
обучение организуется на добровольных началах
всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный
характер;
детям предоставляется возможность сочетать
различные направления и формы занятий;
допускается переход учащихся из одной группы в
другую (по тематике, возрасту, уровню
интеллектуального развития).
Функции педагога при организации образовательного процесса: 1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения. 2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении. 3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива. 4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций. 5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения. 6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей. 7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей. 8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями. 9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития. Функции педагога при организации образовательного процесса: 1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения. 2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении. 3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива. 4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций. 5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения. 6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей. 7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей. 8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями. 9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Памятка
Педагогу дополнительного образования
Г. Вышний Волочёк, 2009 год
Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей …………………………………………………………. с.
Особенности воспитательной работы в системе
дополнительного образования детей …………………………………... с.
Методы, средства и принципы воспитания……………………..... с.
Методы досуговой педагогики……………………………………… с.
Методика подготовки и проведения различных
форм учебных занятий ………………………………………………..... с.
Требования к учебному занятию детского объединения………... с.
Формы организации итоговой аттестации обучающихся
В детском объединении учреждения дополнительного
образования детей ……………………………………………………..…. с.
Методическое обеспечение учебного процесса
в дополнительном образовании детей ……………………………...... с.
Памятка педагогу дополнительного образования
по осуществлению педагогического анализа…………………..….… с.
Педагогический словарик в помощь педагогам
дополнительного образования……………………………………..…… с.
Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.
Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).
В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию польского дидактата В.Оконя:
простые средства : а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;
сложные средства : а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.; б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись; в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.
Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.
Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.
Принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.
Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:
а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;
б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;
в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.
Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать ещё одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).
Принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).
Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:
При определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;
Включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;
Максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);
Стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.
Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:
В процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;
Проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;
В структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;
Систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.