Нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Какие категории граждан относятся к нуждающимся в улучшении жилищных условий Программа нуждающихся в улучшении жилищных условий

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТУЛЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИЗНАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29.10.2013 N 3515 , от 21.08.2014 N 2571 , от 27.03.2017 N 871)

В связи с изменениями в действующем законодательстве, в целях реализации прав граждан на получение социальных выплат, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , на основании Устава муниципального образования город Тула администрация города Тулы постановляет:

от 21.08.2014 N 2571)

1. Утвердить Положение "Об организации работы по признанию отдельных категорий граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты за счет средств бюджета Тульской области" (приложение).

2. Признать утратившими силу Постановление главы администрации города Тулы от 14.10.2008 N 4022 "Об утверждении Положения об организации работы по признанию многодетных семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения разовой ипотечной жилищной субсидии", Постановление администрации города Тулы от 12.05.2011 N 1249 "О внесении изменения в Постановление главы администрации города Тулы от 14.10.2008 N 4022".

3. Отделу информационных технологий администрации города Тулы (Гусев Д.А.) разместить настоящее Постановление на официальном сайте администрации города Тулы в сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы администрации города по ЖКХ и благоустройству Н.А. Клейменова.

Первый заместитель главы
администрации города Тулы
А.Г.ЯДЫКИН

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИЗНАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Приложение
к Постановлению
администрации города Тулы
от 15.06.2012 N 1575

(в редакции Постановлений администрации г. Тулы от 29.10.2013 N 3515 , от 21.08.2014 N 2571 , от 27.03.2017 N 871)

1. Положение "Об организации работы по признанию отдельных категорий граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты за счет средств бюджета Тульской области" (далее - Положение) определяет правила признания администрацией города Тулы отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования город Тула, нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения разовой социальной выплаты (далее - социальная выплата) на погашение части стоимости приобретения жилья, в том числе в строящемся многоквартирном доме, строительство которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" , или строительства индивидуального жилого дома при получении ипотечного кредита (займа) в рамках реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2014 - 2021 годы" государственной программы Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области".

(в ред. Постановлений администрации г. Тулы от 21.08.2014 N 2571 , от 27.03.2017 N 871)

2. Настоящее Положение распространяется на следующие категории граждан:

Работники государственных учреждений Тульской области и муниципальных учреждений, финансируемых полностью или частично из бюджета Тульской области и местных бюджетов, государственные гражданские служащие Тульской области и муниципальные служащие в Тульской области, имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа) (далее - работники государственных и муниципальных учреждений);

Граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке на 1 января 2012 года непригодными для постоянного проживания, или в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу, и зарегистрированные в указанных жилых помещениях до 1 января 2012 года независимо от права собственности на указанные жилые помещения, и не имеющие других жилых помещений, пригодных для проживания, по договорам социального найма или на праве собственности и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа);

(в ред. Постановления администрации г. Тулы от 27.03.2017 N 871)

Многодетные семьи (имеющие трех и более детей), имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа).

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления по месту их постоянного проживания по основаниям, установленным статьей 51 для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

4. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

5. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

6. Вопросы по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты из бюджета Тульской области рассматриваются комиссией по жилищным вопросам при администрации города Тулы (далее - Комиссия), утверждаемой постановлением администрации города Тулы; прием и проверка документов от граждан осуществляются комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (далее - Комитет).

7. Граждане, указанные в пункте 2 Положения, для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты обращаются с письменным заявлением в Комитет или с заявлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (приложение 1 к Положению).

С заявлением должны быть представлены следующие документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя:

1) документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной выплаты (документы, подтверждающие статус "многодетная семья" либо "работники государственных и муниципальных учреждений");

2) документы, подтверждающие состав семьи (документы, удостоверяющие личность, подтверждающие регистрацию по месту жительства, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния: о рождении несовершеннолетних членов семьи, об усыновлении (удочерении), о браке (расторжении брака), перемене имени, решения судов о признании членом семьи, вселении (если таковые имеются);

3) выписка из домовой книги и (или) копия лицевого счета по месту жительства;

4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением);

5) медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания заявителя или членов его семьи, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации) - при наличии.

8. Комитетом самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) справка из органа регистрации прав о наличии (отсутствии) у гражданина-заявителя и членов его семьи жилого помещения на территории Тульской области;

(в ред. Постановления администрации г. Тулы от 27.03.2017 N 871)

2) справка из ГУ ТО "Областное БТИ", содержащая сведения о наличии (отсутствии) у гражданина-заявителя и членов его семьи права собственности на жилые помещения, расположенные на территории г. Тулы и Тульской области, и зарегистрированных на них правах до 15.09.1998;

(пп. 2 в ред. Постановления администрации г. Тулы от 27.03.2017 N 871)

3) кадастровый паспорт домовладения - для граждан, проживающих в домах, принадлежащих им на праве собственности;

(в ред. Постановления администрации г. Тулы от 27.03.2017 N 871)

4) документы, подтверждающие признание имеющегося у гражданина жилья непригодным для постоянного проживания до 1 января 2012 года или аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2012 года, - в случае проживания граждан в жилом помещении, признанном непригодным для постоянного проживания или аварийным.

(пп. 4 в ред. Постановления администрации г. Тулы от 27.03.2017 N 871)

9. Граждане при обращении с письменным заявлением в Комитет или многофункциональный центр представляют подлинники и копии документов, указанных в пункте 7 Положения, действительные на дату обращения. Копии после сличения с подлинниками документов заверяются сотрудником, осуществляющим принятие документов, и приобщаются к материалам учетного дела.

Если документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, верность электронного образа данных документов должна быть засвидетельствована в порядке, установленном правительством Тульской области.

10. Гражданину, подавшему заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, сотрудником Комитета или многофункционального центра, осуществляющим принятие документов, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Датой и временем получения документов считаются дата и время представления гражданином необходимого комплекта документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения.

11. Заявление гражданина регистрируется сотрудником Комитета в Книге регистрации заявлений граждан о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты из бюджета Тульской области (приложение 2 к Положению).

12. Представленные документы в течение трех дней проверяются сотрудником Комитета и выносятся для рассмотрения Комиссией.

Порядок работы Комиссии, в том числе ее полномочия, состав, численность, порядок принятия решений утверждаются постановлением администрации города Тулы.

13. Комиссией принимается решение о возможности признания или отказа в признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий.

14. Решение Комиссии в день заседания Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми присутствующими членами Комиссии.

15. По результатам принятого Комиссией решения сотрудником Комитета готовится проект постановления администрации города Тулы о признании либо об отказе в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

16. Решение о признании либо об отказе в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов администрацией города Тулы не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в администрацию города Тулы. В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр срок принятия решения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в администрацию города Тулы.

17. Один экземпляр принятого администрацией города Тулы постановления о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий или об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня подписания постановления.

В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр постановление о признании или об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

Решение фиксируется в Книге регистрации заявлений граждан о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты из бюджета Тульской области.

18. Отказ в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты из бюджета Тульской области допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса , если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий;

3) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан на признание нуждающимися в жилых помещениях;

4) не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок;

5) отсутствует право на предоставление социальной выплаты.

19. Решение об отказе в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

Решение об отказе в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий должно быть мотивированным и может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.

20. На принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения гражданин имеет право обращаться с жалобой в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21. Предоставление социальной выплаты из бюджета Тульской области гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, производится в порядке, установленном правительством Тульской области.

Приложение 1. ЗАЯВЛЕНИЕ

Приложение 1
к Положению

(в редакции Постановления администрации г. Тулы от 21.08.2014 N 2571)

(руководителю органа местного самоуправления,

осуществляющего признание граждан

нуждающимися в улучшении жилищных условий)

от _________________________________________,

проживающего(ей) по адресу: _________________

____________________________________________,

паспорт _____________________________________

(серия, номер, кем и когда выдан)

_____________________________________________

тел. _________________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас признать меня нуждающимся(ейся) в улучшении жилищных условий

с целью получения социальной выплаты на строительство или приобретение

жилья с привлечением ипотечных кредитов за счет средств бюджета Тульской

области в рамках реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного

кредитования в Тульской области на 2014 - 2020 годы" государственной

программы Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ

населения Тульской области" в связи с _____________________________________

(указать причину: отсутствие жилого помещения;

___________________________________________________________________________

обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее

учетной нормы, проживание в помещении, не отвечающем установленным для

жилых помещений требованиям, проживание в жилом помещении, занятом

несколькими семьями, в одной из которых имеется гражданин, страдающий

тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание невозможно)

Состав моей семьи ____ человек:

1. Заявитель __________________________________________________________

2. Супруг(а) __________________________________________________________

(Ф.И.О., число, месяц, год рождения)

3. ____________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

(родственные отношения, Ф.И.О., число, месяц, год рождения)

К заявлению прилагаются документы:

1. ________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________________

Гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за последние 5 лет

я и члены моей семьи не производили/производили (нужное подчеркнуть) (если

производили, то какие именно) _____________________________________________

__________________________________________________________________________.

Мы даем свое бессрочное и безотзывное согласие на обработку в

установленном порядке уполномоченными органами администрации города Тулы

всех наших персональных данных в целях признания нас нуждающимися в

улучшении жилищных условий, на проверку указанных в заявлении сведений и на

запрос необходимых для рассмотрения заявления документов, в том числе о

совершении сделок с жилой недвижимостью за последние пять лет.

Подписи совершеннолетних членов семьи:

(И.О. Фамилия) (И.О. Фамилия)

_____________ (_______________) _____________ (_______________)

(И.О. Фамилия) (И.О. Фамилия)

"____" _____________ 20__ г. ___________________________________

(подпись заявителя

Приложение 2. КНИГА регистрации заявлений граждан о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты из бюджета Тульской области

Приложение 2
к Положению

Населенный пункт ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

(наименование органа учета)

Начата _________________

Окончена _______________

Дата поступления заявления

Фамилия, имя, отчество заявителя

Адрес регистрации заявителя

Перечень документов, приложенных к заявлению

Заявление принято (фамилия и должность должностного лица органа учета)

Принятое решение, реквизиты документа

Примечание

В России действует много государственных социальных программ по поддержке различных слоев населения.

В их число входит и ряд программ, которые призваны обеспечить жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В разных регионах нашей страны порядок получения данного статуса имеет свои особенности.

Но в целом он регулируется отечественным законодательством, в главной степени Жилищным Кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), а также различными федеральными и региональными законами, президентскими указами и правительственными постановлениями.

Законодательный аспект вопроса

Граждане, проживающие в условиях, не соответствующих нормам, могут получить поддержку от государства двумя способами: в виде денежного пособия или собственно нового жилья, удовлетворяющего нормативам жилищного обеспечения.

И в том, и в другом случае вначале надо приобрести статус этого самого нуждающегося, чтобы обеспечить себе место на получение государственной помощи.

Согласно ЖК РФ при обеспечении жилищной площадью используется несколько видов норм :

  1. Норма предоставления – минимальная величина, которая используется для определения площади жилого помещения, передаваемого государством нуждающемуся гражданину в пользование. Документально оформленный процесс предоставления площади называется договором .
  2. Учетная норма – минимальная величина жилплощади, которая применяется для расчета степени обеспеченности граждан жилой площадью при постановке их на учет как нуждающихся в жилье.

Обе величины устанавливают органы местного самоуправления , руководствуясь различными факторами, в частности состоянием и структурой жилого фонда субъекта РФ, возможностями по его увеличению. Поэтому эти нормы в разных регионах страны различаются и иногда в значительной степени. Даже в пределах одного региона эти цифры могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от ряда факторов, в том числе и от вида занимаемой жилплощади – собственная квартира, частный дом или комната в коммунальной квартире.

Так, например, в Москве норма предоставления равняется 18 кв. м, в Ярославле – 17 кв. м, в Воронеже она варьируется от 14 до 18 кв.м. Учетная норма для москвичей составляет 10 кв. при проживании в квартире или доме и 15 – в коммунальной квартире, в Ярославле – 12 кв. м, в Воронеже – 11 кв. м. Многие регионы РФ в вопросе определения величин учетной нормы и нормы предоставления руководствуются величиной этих параметров в Москве.

Чтобы претендовать на получение от государства лучших условий для проживания, гражданин должен проживать на площади, по размеру меньшей, чем это положено по закону. Кроме того, ряду граждан предоставляется возможность получить жилье в первую очередь или без очереди. В их число входят люди, пользующиеся различными социальными льготами.

Кто может претендовать на данную господдержку

По факту улучшения условий проживания государство может предоставлять денежную помощь на приобретение жилья или собственно жилье. В качестве жилья может рассматриваться отдельная квартира, дополнительная комната или квадратные метры.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и встать на учет, вступив таким образом в очередь на получение или жилья, могут не все.

Согласно ЖК РФ эти граждане должны соответствовать одному из следующих критериев :

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно на основании как одного критерия, так и их совокупности.

Кроме того, чтобы иметь возможность получить данный статус, нужно иметь местную прописку и проживать в течение определенного времени по месту прописки. Срок при этом устанавливается муниципалитетами самостоятельно.

При наличии соответствующих льгот некоторым гражданам жилье предоставляется в первую очередь . К ним относятся:

  • , лишившиеся обоих родителей;
  • пострадавшие от последствий аварии на АЭС в Чернобыле и их ликвидации;
  • больные туберкулезом в открытой форме;
  • государственные служащие, получившие должность прокурора.

Законодательством предусмотрено предоставление социального жилья вне очереди сразу после постановки на учет. Такую привилегию получают следующие лица:

  • специальные категории (например, судьи);
  • лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, не являющиеся членами семьи, но проживающей с ними на одной площади;
  • лица, помещенные на длительное стационарное лечение, впоследствии отказавшиеся от врачебной помощи и желающие иметь собственное жилье, но не имеющие возможности вернуть недвижимость, в которой жили до попадания в стационар.

Этот перечень можно пополнить рядом категорий лиц, установленных в качестве льготных, государственным законодательством и местными органами самоуправления.

Также рядом федеральных законов установлены категории граждан, которые имеют право на получение к имеющейся или получаемой от государства жилплощади определенное количество квадратных метров дополнительно. В их число входят:

  1. Люди с инвалидностью;
  2. Люди со званием Героя Социалистического труда, Героя труда РФ, Героя СССР, имеющие орден Трудовой Славы третьей степени;
  3. Сотрудники Следственного Комитета РФ, федеральные судьи и судьи Конституционного Суда РФ;
  4. Сотрудники полиции и военнослужащие в звании полковника, генерала;
  5. Ученые, имеющие степень и др.

Определенные привилегии при получении социального жилья также имеют , семьи, семьи , погибших при исполнении и семьи с .

Порядок признания статуса

Чтобы встать на учет и получить место в очереди на получение социального жилья, прежде всего необходимо собрать комплект документов.

Состав этих документов не установлен законодательством, в каждом субъекте РФ муниципалитет самостоятельно принимает решение по этому вопросу. Некоторые данные орган, в котором осуществляется постановка на учет, запрашивает самостоятельно путем межведомственных запросов из соответствующих организаций.

Собранный комплект можно предоставить в местные органы администрации в соответствии с пропиской или в многофункциональный центр . В некоторых случаях, установленных законодательством, становиться на учет можно и не по месту регистрации. При подаче бумаг гражданин заполняет специальное заявление с просьбой о принятии на учет. Заявитель получает на руки расписку, где приведен перечень принятых от него и через межведомственные запросы документов с указанием подтвержденной даты предоставления.

Рассмотрение заявления длится не более 30 дней , отсчитанных от даты предоставления документов. Если заявление подается через многофункциональный центр, 30 дней отсчитываются с момента предоставления пакета документов в этот центр.

После принятия решения в течение трех дней заявитель уведомляется об этом в письменной форме. В положительном ответе заявителю сообщается присвоенный ему порядковый номер в очереди соискателей на улучшение жилья, в отрицательном – указываются обоснованные причины отказа. При несогласии с принятым решением заявитель может обратиться в суд для обжалования.

Порядок учета граждан, желающих получить улучшенное жилье, законодательно определяется каждым субъектом страны в отдельности.

Пакет документов

При желании встать в очередь на получение улучшенной жилой площади, нужно собрать достаточно объемный пакет документов :

При проживании в жилище, полученном от работодателя, или в общежитии, дополнительно нужно подготовить:

  • трудовую книжку;
  • акт о признании жилья несоответствующим условиям проживания;
  • ходатайство работодателя о предоставлении улучшенных жилищных условий.

Для ускорения процесса оформления лучше заранее уточнить состав требуемых документов.

Многие российские граждане нуждаются в улучшении условий проживания и немногие имеют возможность самостоятельно реализовать эту потребность. Государство готово помочь им в этом. Пусть придется потратить много времени и сил, но желаемого результата добиться вполне реально.

О работе службы, отвечающей за учет граждан с неудовлетворительными условиями проживания, смотрите в следующем видеосюжете:

Жилищный вопрос до сих пор является самым актуальным в России.

Многие россияне так и не имеют собственного жилья. Некоторым категориям населения государство даёт право получить новое, достойное жильё. Для этого нужно получить статус нуждающегося в новом жилплощади.

На каких основаниях могут признать нуждающимся и какие действия необходимо будет предпринять для этого? Об этом рассказывается в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади .

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Итак, нуждающимся признают в следующих случаях :

Критерии определения

Нуждающимися в жилплощади признают :

Главным критерием , согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья , в котором в данный момент проживает претендент и его семья. В РФ на федеральном уровне не установлена минимальная норма квадратных метров в расчёте на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

При этом учтите, что в регионах действуют свои нормы площади на число человек, проживающих в одной квартире. Обозначенная площадь установлена в качестве минимальной – она не может быть меньше на уровне субъекта, а решения о её увеличении принимаются решениями местных властей. Причём эта цифра может отличаться в разных населённых пунктах, расположенных в одном регионе.

Попадающие в данную категорию могут встать в очередь и самостоятельно выбрать подходящее жильё и госпрограмму. Таким гражданам даётся право купить соответствующую жилплощадь на льготных условиях, а затем его.

Они могут получить следующие виды помощи :

  • Оформить в банке на льготных условиях.
  • Погасить часть ипотеки за госсчёт.
  • Получить от государства материальные средства для приобретения жилья.

Всё это возможно в том случае, если вас и членов вашей семьи признали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).

Осуществление учета граждан

При определении уровня нуждаемости претендентов учитывают половозрастные особенности семейства. Таким образом:

Встречаются случаи, когда гражданин признаётся нуждающимся сразу по ряду причин (скажем, проживает в слишком маленькой квартире, расположенной в аварийном доме). В данном случае он может получить от государства финансовую поддержку только по одной программе, которую выберет самостоятельно.

Каждому гражданину, зарегистрированному в очереди на получение новой жилплощади, присваивается номер . После постановки в очередь нуждающийся должен будет ежегодно подавать ряд документов о своём финансовом положении и условиях проживания. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение госпомощи, и его исключают из очереди.

Список претендентов на получение жилья

Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).

Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики .

Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:

  • Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
  • Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
  • Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
  • Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.

Подтверждение статуса

Согласно ЖК, для этого претендент должен быть признан :

  • Малоимущим.
  • Нуждающимся в новой жилплощади.

Для этого в местные органы подаётся заявление и необходимый перечень документов . Список может меняться в зависимости от ситуации (основания постановки в очередь и т.п.) и региона.

Но в большинстве случаев вам нужно будет подготовить :

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию . На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

Пройдя все необходимые этапы и получив статус нуждающегося, льготнику должны предоставит соответствующую справку . Она является правоустанавливающим документом, на основе которого он сможет получить госпомощь в получении собственного жилья.

В ней будут указаны :

  • Паспортные данные нуждающегося и всех граждан, проживающих с ним.
  • Основные сведения о жилплощади, в которой он проживает в настоящее время (квадратура, технические характеристики, состояние, соответствие нормам санитарии и безопасности и пр.).

Возможные причины отказа

Чаще всего отказывают в следующих случаях :

Для мошенников государство ввело жесткие меры. Если в ходе проверки будет выявлено, что заявитель попытался подделать документы или предоставил неверные сведения, то он на следующие 5 лет лишается права на признание нуждающимся в новом жилье, а значит, лишится возможности стать участником любой госпрограммы предоставления помощи в улучшении жилищных условий.

Что делать в случае отказа

Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке , подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.

В заявлении нужно будет указать :

  • ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
  • Дата составления иска.
  • Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
  • Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

О том, как встать на очередь для получения жилой недвижимости от государства, смотрите в следующем видеосюжете:

1000 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (4)

    получен
    гонорар 42%

    Юрист, г. Электросталь

    Общаться в чате
    • 8,5 рейтинг

    Здравствyйте!

    чтобы определить нуждаемость в жилых помещениях необходимо определить кто является членами семьи.

    Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
    1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

    что видим y Ваc: 2 квартиры, и в них прописано 8 человек, соответственно вся площадь данных квартир будет поделена на 8 человек (на всех прописанных в ней).

    давайте посчитаем, без yчета квартиры свекрови, хотя ее тоже надо yчитывать, т.к. берется жилье всех членов семьи.

    1. 59 кв.м/4 (зарегистррванных)х2 (Вы с сыном)=29,5 кв.м;

    2. 69 кв.м/4 (зарегистрированных)х1 (Ваш мyж)= 17,25 кв.м;

    Итого на Вас 3-х (Вы, мyж и ребенок) приходится 15,58 кв.м ((29,5 + 17,25) / 3), что более приведенной Вами yчетной нормы.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 42%

      Юрист, г. Новосибирск

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг

      Здравствуйте, Ольга.

      Признание нуждающимся осуществляется с расчетом членов семьи в понимании Жилищного кодекса РФ, то есть семьей признаются лица, проживающие совместно на одной жилой площади.

      Вам необходимо вселить мужа к Вам и если говорите есть возможность, вселить в Вашу квартиру Вашего брата.

      После чего учитывать в квартире мужа будут только его метры в собственности а не всю квартиру.

      Таким образом получим:

      59/4 х 2 = 29,5 кв.м это доля Вас и ребенка на праве пользования в Вашей квартире с учетом вселенного брата + 17.25 кв.м (доля мужа в его квартире) Итого - 46.75 кв.м на Вас 3-х, что составляет 15.58 кв.м., что более учетной нормы.

      Таким образом, нужен еще один член семьи.

      Рассмотрим вариант переселения в квартиру мужа

      69 / 6 (с учетом Вас и ребенка) = 34.5 кв.м. на Вас троих в квартире мужа, плюс Ваша доля в квартире родителей 19.6, Итого - 54.1./3= 18.03 на человека.

      Вам решать какой вариант выбрать и где удобнее признаваться нуждающимися.

      Но в любом случае Вам не хватает одно, двух членов семьи.

      Жилищный кодекс

      Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
      1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

      1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

      2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

      3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
      4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

      С уважением! Г.А. Кураев

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 17%

      Юрист, г. Челябинск

      Общаться в чате

      Добрый день, Ольга.

      Согласно ст. 51 ЖК РФ:

      Приналичии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений , занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности , определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений .

      Исходя из норм вышеуказанной статьи: (59/4*2+69/4)/3 =15,58 кв.м.

      ЖК РФ, Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
      Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
      Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

      Ввиду того, что учетная норма жилья в том районе, где находится квартира семьи мужа, составляет 10 кв.м. под категорию нуждающихся Вы не подходите.

      В квартиру Ваших родителей необходимо прописать еще двух человек , после чего, получим: 9,83 кв.м на одного человека, в квартиру родителей мужа как минимумтрех человек , для того чтобы на одного приходилось: 9,85 кв.м.

Всем известно, что сейчас в Москве очень дорогое жилье. Многие ее жители не имеют возможности собственными силами купить квартиру и тем самым улучшить свои жилищные условия. Хорошо еще, что некоторым категориям населения город предоставляет возможность увеличения жилой площади для проживания. Наиболее реальным из них является заключение договора социального найма. Получить в столице муниципальное жилье довольно трудно, но все-таки возможно. Учитывая, что в Москве в 2017 году запланирована масштабная , данная тема приобретает особый интерес. В связи с этим, мы решили разобраться, как встать в очередь на улучшение жилищных условий в столице?


Важно помнить, что в очередь на улучшение жилищных условий может встать далеко не каждый житель Москвы. Для этого необходимо соответствовать нескольким критериям, наиболее важным среди которых является проживание в городе не менее десяти лет. Все эти годы вы должны быть зарегистрированы (!!!) по месту жительства. Однако, кроме факта прописки, еще нужно доказать нуждаемость вашей семьи в улучшении жилищных условий. Если все это есть, значит, вы соответствуете одному из условий получения в наем муниципального жилья.

Интересно, что норма, требующая 10-летней прописки, в свое время вызвала недовольство граждан, которые проживали в Москве без прописки. Они считали это нарушением конституционных прав каждого гражданина на выбор места жительства и свободу перемещения. Пытаясь отстоять свои права, граждане неоднократно подавали в суды иски, в которых выдвигалось требование отмены этой нормы. Суды удовлетворили иски граждан, а норма, требующая обязательной 10-летней прописки для постановки на учет, была отменена. Тем не менее, в 2003 году эта норма снова была внесена в Закон об улучшении жилищных условий и действует по настоящее время.

Многие юристы считают, что эта восстановленная норма также не соответствует Конституции России и федеральным законам. Сейчас может быть подан повторный иск с целью ее отмены, но процесс пока никем не инициирован. Норма все так же активно применяется на практике муниципальными органами. Причем чиновники в качестве подтверждения проживания требуют только прописку, не принимая во внимание никакие другие доказательства, например, показания свидетелей. Разумеется, это явное нарушение действующего законодательства Российской Федерации, но пока нет конкретного судебного решения по данному вопросу, действия муниципальных чиновников являются правомерными.

Мало квадратных метров на одного члена семьи


Московские “хрущевки”

Второе важное условие для получения муниципального бесплатного жилья – это неблагоприятные жилищные условия вашей семьи. Чтобы соответствовать этому условию, на каждого проживающего должно быть меньше десяти квадратных метров жилой площади. Если же каждый член семьи располагает жилым пространством сверх этой нормы, то жилищные условия семьи признаются удовлетворительными, а семья – не нуждающейся в их улучшении за счет государственных средств. Для тех, кто живет в коммунальных квартирах нормы жилплощади несколько выше -15 квадратных метров, так как их жилье, в сравнении с квартирами для отдельной семьи, считается не совсем комфортным.

Вместе с тем, на практике встречается множество случаев, когда постановка в очередь на улучшение жилищных условий производится без учета общих квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В основном это происходит:

  • в случаях совместного проживания в квартире со смежными комнатами или однокомнатной квартире лиц, которые не находятся в родственных связях между собой;
  • если жильем являются непригодные для жизни помещения, такие как аварийные дома, или дома, на которые постоянно или периодически воздействуют вредные факторы;
  • если жильем являются дома или квартиры, имеющие коридорную планировку, а также помещения без водопровода холодной и горячей воды, канализации, газо- и электроснабжения, централизованного отопления;
  • при проживании в общежитиях, кроме граждан с временной пропиской;
  • при проживании в коммуналках с лицами, которые страдают от хронических заразных заболеваний, если врачи признали такое совместное проживание опасным для других жильцов;
  • граждане, проживающие в одной квартире, не имеющей изолированных комнат, вместе с больными хроническими заразными заболеваниями.

Кроме того, имеющими право встать в очередь на улучшение жилищных условий признаются граждане, которые больше сорока лет имеют московскую прописку и проживают в коммуналках.

Встаем в очередь на улучшение жилищных условий

Встать в очередь на улучшение жилищных условий можно по месту жительства. Проживание в определенном районе Москвы может быть подтверждено наличием регистрации в этом районе постоянного места жительства, то есть пропиской. Для того, чтобы стать на учет, нужно обратиться в жилищное управление с письменным заявлением, в котором должно быть указано:

  • какими жилищными условиями располагаете вы и ваша семья;
  • сколько лет вы и ваша семья проживаете в Москве;
  • какие льготы на получение муниципального жилья имеете вы и ваша семья;
  • статус вашей семьи – молодая семья, и т.д.
  • согласие на проверку для лиц, которые желают встать в очередь на улучшение жилищных условий.

При подаче заявления с указанными выше данными необходимо приложить следующие документы:

  • гражданина, желающего встать в очередь;
  • выписку из домовой книги для включения в очередь;
  • план квартиры;
  • справку об отсутствии или наличии собственности у гражданина, желающего встать в очередь на улучшение жилищных условий.

После того, как все эти документы поданы в соответствующие инстанции, гражданин считается вступившим в очередь на получение муниципального жилья в Москве.


Видео обзор “Как получить жилье в Москве?”