Извещение о дтп в гибдд. Извещение о дтп

Европротокол - это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции. Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕВРОПРОТОКОЛ, А В КАКИХ НУЖНО ВЫЗЫВАТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Что нужно сделать после попадания в аварию?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение . Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.

  2. Установить знак аварийной остановки . В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП . Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.


  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон) . Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.

  5. Заполнить бланки извещения о ДТП

  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Как выглядит бланк европротокола?

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона . На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия . Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения ;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия ;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто . На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП . Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона . Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).

  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Лимит выплат по европротоколу

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет
100 000,00 рублей.

Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, лимит может быть составлен и 400 тыс. рублей, при условии фиксации обстоятельств ДТП одним из следящих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Часто задаваемые вопросы

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновник аварии направляет бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (лицевая сторона которого заполнена обоими водителями, оборот виновником ДТП). Это можно сделать, лично посетив офис компании или направив документ по почте с описью вложения и последующим уведомлением отправителя о вручении заказного письма. Кроме того, владелец виновного ТС без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должен приступать к ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия и в течение пяти рабочих дней со дня получения требования от страховщиков обязан представить транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Нарушение указанных правил может стать причиной для предъявления страховой компанией виновнику аварии регрессного иска, в результате удовлетворения которого последнему придется выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный ущерб.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующий пакет документов:

  • заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП;
  • заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), т. е. паспорт;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя, т. е. доверенность;
  • документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке или заявление об организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя)), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (лицевая сторона, полностью заполненная обоими участниками ДТП с подписями и схемой; оборотная сторона, заполненная потерпевшим; оборотная сторона, заполненная причинителем вреда прикладывается только в случае, если страховщику потерпевшего было представлено оба экземпляра извещения о ДТП)
  • документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица.

При наличии электронного носителя информации, содержащего сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карты памяти, используемой в регистраторе или мобильном телефоне), его стоит также передать представителю страховой компании.

Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.

До 2014 года оформить ДТП по упрощенной схеме, если авто пострадавшей стороны имело страховой полис КАСКО, было невозможно. В настоящее время законодатель не запрещает составлять европротокол по КАСКО, поэтому если вы являетесь владельцем такого полиса, то можете составить европротокол и впоследствии получить по нему причитающуюся выплату.

Но при этом стоит учесть, что урегулирование происходит согласно ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. е. только, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО и лимит ответственности страховщика не может превышать 50 000,00 рублей.

В соответствии изменениями, внесенными в 2008 году в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ДТП, произошедшее на парковке, приравнивается к использованию транспортного средства , следовательно, оформляется в аналогичном (в том числе и упрощенном) порядке.

Бесконтактное ДТП – это разновидность дорожно-транспортного происшествия, при котором автомобиль, виновник аварии, непосредственно не наносит пострадавшему транспортному средству никаких повреждений, однако создает такую ситуацию, которая влечет за собой причинение ущерба второй стороне (например, уходя от столкновения с авто, нарушившим ПДД, водитель транспортного средства врезается в дерево или другой автомобиль). В этом случае европротокол не может быть составлен, т. к. не выполнено условие, предусматривающее оформление ДТП без участия сотрудников КО (дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств).

Чтобы избежать вопросов, которые могут возникнуть у сотрудников ГИБДД, остановивших автомобиль для проверки документов уже после аварии, заверьте бланк, подтверждающий факт ДТП, у представителя страховой компании.

Однако это актуально лишь при условии наличия фото- и видео фиксации автомобилей, повреждений на месте аварии, данных, полученных с использованием средств навигации на базе ГЛОНАСС или иной глобальной спутниковой системы. В случае превышения обозначенной суммы страхователь вправе не выплачивать ущерб.

Преимуществом использования Европротокола является возможность договориться между собой без привлечения сотрудников ГИБДД и сэкономить время. При возникновении споров обойтись этим способом решения проблемы не получится.

Когда заполнить?

Вариант оформления Европротокола без необходимости вызова сотрудников ГИБДД на место аварии подходит при соблюдении ряда условий согласно ст. 11.1 ФЗ №40 :

  1. В результате аварии пострадало только материальное имущество, нет раненых или погибших пешеходов, или пассажиров.
  2. В ДТП принимали участие только два автомобиля, в случае превышения обозначенного числа участников аварии понадобится обязательный вызов сотрудников ГИБДД. При этом автомобиль с прицепом расценивается как одно транспортное средство.
  3. У обоих участников аварии имеются страховые полисы ОСАГО, при этом необходимо убедиться в том, что срок их действия не закончился.

Также необходимо достигнуть компромисса, чтобы у участников аварии не было разногласий. Один из них должен признать свою вину и сделать соответствующую пометку об этом в заполненном Европротоколе. На протяжении последующих 5 дней виновнику ДТП потребуется предоставить свою машину для осмотра страховой компанией, если страхователь выдвинет это требование.

Важно! Существуют случаи, когда оформление Европротокола не подходит – понадобится вызвать службу ГИБДД. Сюда относятся ситуации, когда в результате аварии пострадал только один автомобиль: машина врезалась в дерево, столб либо ограждение.

Если у одного из участников аварии оформлен полис КАСКО, придется вызвать на место происшествия представителей автоинспекции для урегулирования вопросов ( ?). В этом случае правила страховой компенсации не предполагают выплату денег без предоставления справок из ГИБДД.

Подробнее о том, в каких случаях оформляется Европротокол, можно узнать в .

Можно ли на следующий день?

Предоставить заполненное извещение в страховую компанию требуется на протяжении последующих 3-5 дней, максимум – 15. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Потребуется только указать марку и цвет второго транспортного средства, дополнив информацию данными свидетелей аварии.

Вопрос, где взять сам бланк для оформления Европротокола, довольно популярен. Решается он просто: обычно формуляр предоставляется в процессе оформления полиса ОСАГО в страховой компании. Выдается он совершенно бесплатно. В любой момент можно посетить страховщика, чтобы получить экземпляр. При отсутствии бланка у одного из участников ДТП можно воспользоваться Европротоколом второго водителя. При наличии такой возможности можно скачать бланк в Интернете. Подробнее о том, где взять бланк, как распечатать и другие практические рекомендации водителям, узнайте .

Как выглядит?

Извещение о ДТП относится к числу бланков строгой отчетности. Документ имеет индивидуальный номер и составляется на бланке установленной формы. Все прочие варианты оформления аварии не принимаются к рассмотрению. Право получения соответствующего бланка прописано в пункте 24 Главы 5 Правил ОСАГО .

Сам бланк включает в свой состав лицевую (самокопирующуюся) и обратную части. Пространство листа поделено на две колонки, обозначенные буквами «А» и «В». Каждому из водителей понадобится выбрать любую из них и вносить в соответствующую половинку данные относительно себя и своего транспортного средства.

Лицевая сторона Европротокола содержит поля с графами, отведенными под внесение данных о месте, дате, времени случившейся аварии, информации о каждом из ее участников, свидетелях ДТП, страховщиках, наличии видимых повреждений автотранспорта и иных важных обстоятельств ситуации.

На оборотной стороне содержатся графы, предназначенные для указания дополнительной информации о машинах и дорожно-транспортном происшествии.

Правильное заполнение извещения о ДТП является обязательным для получения в дальнейшем страховых выплат. Присутствие сотрудников ГИБДД на месте аварии не освобождает участников аварии от необходимости заполнить извещение. Составить извещение потребуется как при самостоятельном оформлении аварии, так и при вызове сотрудников автоинспекции. При этом не имеет значения степень тяжести нанесенных транспортным средствам повреждений.

Что делать, если нет извещения?


Заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии становится обязательным условием для получения выплаты от страховой компании. В противном случае возмещение ущерба подобным способом становится невозможным. При этом особое внимание нужно правильно заполнять каждый из пунктов документа. Грамотный подход к делу позволит избежать в дальнейшем проблем со страховой компанией и волокиты.

В процессе оформления полиса ОСАГО вы получаете от страховщика два экземпляра извещения. В состав извещения о ДТП входят три листа, соединенных между собой. Нужно сохранить скрепление листов друг с другом, заполнить первый лист – на второй будут продублированы все данные с помощью самокопирующейся бумаги. Для заполнения рекомендовано использовать обычную шариковую ручку. Затем документ расклеивается и вносятся сведения на оборотную сторону.

ВАЖНО! Бумаги уходят в прошлое, больше не обязательно возить с собой бланки извещений. Указание Банка России от 08.10.2019 N 5283-У позволяет заполнение документа через интернет с помощью «Единого портала государственных и муниципальных услуг».

Кто должен делать записи?

Каждый из водителей – участников случившейся аварии – должен заполнить свою колонку на обеих сторонах бланка.

Каждый из водителей получает по одному экземпляру бумаги. При этом оба бланка обладают одинаковой юридической силой. Поэтому нет особой разницы, кто из участников ДТП возьмет себе оригинал, а кто – самокопир .

Как правильно составить?

Процедура заполнения бланка Европротокола не отличается особой сложностью. Необходимо только внимательно вносить данные в каждую из граф и соблюдать определенные правила оформления. Следует использовать только целый бланк, без помятостей и загрязнений.

Для заполнения подходит лишь ручка с синими чернилами. Не подойдет и карандаш, так как написанное с его помощью легко стереть и исправить. Внесение сведений осуществляется разборчивым почерком, без сокращений. Если какие-либо графы остаются незаполненными, понадобится поставить в них длинный прочерк в виде буквы Z.

С лицевой стороны

Заполнить лицевую сторону Европротокола понадобится каждой из сторон аварии: виновнику и пострадавшему – самостоятельно. Предстоит внести данные в 18 пунктов.

  • В пункте 1 под названием «Место ДТП» следует указать город, улицу и номер ближайшего к месту происшествия дома. Допустимо также внести пересечение улиц в том случае, если ДТП произошло на перекрестке. За пределами населенного пункта надо уточнить название трассы, километр, направление движения.
  • Далее в пункте 2 указывается дата аварии. Число поврежденных транспортных средств непременно должно быть два. В случае аварии с большим количеством автомобилей понадобится вызов сотрудников ГИБДД. По аналогии с этим обстоят дела и с ранеными/погибшими людьми. При условии их наличия требуется вызов ГИБДД для оформления ДТП. Пропускаем и пункт про освидетельствование участников аварии.
  • В пункте касательно материального ущерба, нанесенного транспортным средствам и имуществу следует поставить галочку напротив «нет». Требуется также указать, есть ли еще какое-либо поврежденное имущество, при этом общая сумма нанесенного ущерба должна быть в пределах 100 тысяч рублей.
  • В свидетелях ДТП нужно указать 1-2 человек, необходимых для подстраховки в спорных моментах, возникающих в ходе общения со страховой компанией и виновником происшествия. Внесите их ФИО, адрес и номер телефона.
  • В пункте касательно оформления ДТП сотрудниками ГИБДД следует ответить «нет».
  • Следующий момент – указание данных транспортных средств. В пункте 9 нужно заполнить поля информацией из свидетельства о регистрации первого автомобиля.
  • В 10 пункте приводятся данные собственника ТС из свидетельства о регистрации авто, а также его адрес.
  • В пункте 11 указывается именно водитель транспортного средства – это необязательно должен быть именно собственник. Возмещение ущерба страховой компанией будет осуществляться собственнику либо лицу, у которого имеется нотариальная доверенность с правом получения страховой выплаты.
  • В пункте 12 понадобится указать данные о страховой компании, где застрахован первый автомобиль, нужно также написать номер полиса и дату окончания его действия. Некоторые сомнения вызывает пункт «ТС застраховано от ущерба». Здесь следует отмечать «да» только в том случае, если на машину имеется полис добровольного страхования (КАСКО). Во всех прочих ситуациях нужно ставить «нет».
  • В пункте 13 потребуется обозначить стрелкой место, куда пришелся первый удар по авто. В следующей графе нужно конкретизировать характер и перечень нанесенных повреждений. В зависимости от степени повреждения варьируется и решение страховой: ремонт либо размена детали машины. Характер полученного машиной ущерба следует указывать лаконично, однако не забывая про важные моменты.

    При этом нужно проследить, чтобы второй участник аварии не внес лишние данные, не относящиеся к реальному положению дел, в Европротокол.

    В 2018 году приняты стандартные термины, позволяющие описать характер полученных автомобилем повреждений: «имеются царапины», «получены вмятины» и пр. При наличии скрытых дефектов потребуется осмотр эксперта.

  • В пункте 15, именуемом «Замечания», виновный в ДТП водитель должен признать свою вину, а невиновный – указать свою непричастность. Этот момент является очень важным, поэтому нужно не забыть заполнить данную графу. Здесь также можно внести дополнения к обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, если они не вместились в соответствующий пункт.
  • В следующем пункте понадобится уточнить обстоятельства имевшего место ДТП. Нужно отразить все детали аварии четко и правдиво, описав при этом совершаемый машиной маневр в момент ДТП. Следует учесть, что понятия стоянки и остановки разнятся. В противном случае возможны неточности в описании. Остановившиеся на красный сигнал светофора водители часто указывают в бланке, что «находились на стоянке».

    Однако это считается неверным. Понадобится отметить «остановку на запрещающий сигнал светофора». Также следует обозначить обгон или смену полосы, если они имели место.

    Если заполняется извещение от лица транспортного средства «А», нужно вносить данные в левый столбик. Следует тщательно изучить все 22 пункта, обозначив галочкой все имевшие место обстоятельства совершения маневра в момент аварии. Нужно убедиться в отсутствии противоречий в указанных пунктах.

  • Далее идет пункт 17, где приводится схема ДТП. Следует отразить все моменты, имеющие отношение к аварии: знаки, направление движения, разметку и пр. Также требуется указать место ДТП с привязкой к конкретному номеру дома либо перекрестку.
  • Заполненную сторону извещения необходимо подписать обоим водителям. Наличие подписей на документе свидетельствует об отсутствии разногласий между сторонами аварии и достоверности изложенной в протоколе информации. Любые коррективы в дальнейшем становятся невозможными.

В некоторых случаях стандартного бланка недостаточно для указания всей важной информации. Допускается использовать любой чистый лист бумаги, чтобы сделать на нем требуемые заметки и приложить его к основному бланку. Основной лист Европротокола следует маркировать соответствующей припиской «С приложением».

Заверение прилагающегося листа потребуется со стороны обоих водителей-участников аварии. Завизировать достоверность внесенных сведений предлагается посредством подписи на извещении.

Оборотной стороны

Обратная сторона Европротокола заполняется каждым из водителей, участвовавших в произошедшей аварии. Эта часть документа позволяет завизировать дополнительные данные о произошедшей аварии и принимавших участие в ней машинах.

  • Здесь понадобится уточнить, за какое именно транспортное средство были заполнены данные на лицевой стороне документа участником аварии.
  • Далее следует обозначить обстоятельства ДТП в кратком варианте изложения. Имеет значение, в какое время и день, по какой именно улице совершал движение водитель транспортного средства. Тут же нужно указать совершенные маневры и действия второго участника ДТП.
  • В пункте 3 обратной стороны Европротокола отмечается, является ли водитель машины собственником.
  • Также требуется поставить прочерк в поле графы 4.
  • Пункт 5 заполняется с указанием наименования всего поврежденного в результате аварии имущества.
  • В пункте 6 нужно отметить, способна ли машина передвигаться своим ходом.
  • Пункт 7 именуется «Примечания». Тут нужно отметить факт записи аварии на видеорегистратор либо фотоаппарат.

Если какой-либо из участников происшествия отказывается ставить свою подпись на бланке протокола, возникает необходимость в вызове уполномоченных лиц для определения дальнейших действий.

Особенности составления при происшествии во дворе дома

Как оформляется извещение, если ДТП произошло во дворе? Двор дома считается прилегающей к дороге территорией. Поэтому столкновение автомобилей здесь относится к категории полноценных ДТП. Поэтому допускается оформление Европротокола. Все происходит по стандартному сценарию.

Однако следует помнить, что для оформления Европротокола при ДТП во дворе дома требуется соблюдение определенных условий. К их числу относятся участие в столкновении двух машин, наличие у водителей действующих в настоящий момент полисов ОСАГО, отсутствие пострадавших людей и сумма материального ущерба в пределах 100 тысяч рублей. В этом случае можно приступать к составлению Европротокола.

На дворовой территории обычно происходят мелкие аварии, вследствие которых машины получают незначительный ущерб: трещины на зеркале заднего вида, царапины и т.п. Становится возможным договориться на месте, без привлечения сотрудников ГИБДД. Улаживание материальных вопросов возьмет на себя страховая компания виновника происшествия, возместив пострадавшим ущерб в полном объеме.

Важно! После подписания извещения и разъединения бланков любые исправления и дополнения невозможны.

Что делать, если второй водитель отказывается от подписи?

В этом случае становится необходимым вызов представителей Госавтоинспекции.

Допускаются ли изменения и исправления ошибок?

Со стороны страховых компаний предъявляются довольно жесткие требования к заполненному извещению о ДТП. Документ должен быть оформлен аккуратно, с соблюдением всех правил, без помарок и ошибок. В противном случае страхователь имеет право отказать в выплате причитающейся денежной компенсации. Более детально о том, как быть, если бланк испорчен, допускаются ли исправления, узнайте в .

Что делать, если не заполнили на месте аварии?

В некоторых ситуациях не представляется возможным заполнить уведомление непосредственно на месте ДТП. Это обусловлено рядом причин:

  1. второй водитель предпочел скрыться с места произошедшей аварии;
  2. одна из сторон отказывается заполнять извещение;
  3. нет в наличии бланков Европротокола и пр.

В таком случае допускается заполнение уведомления в одностороннем порядке в ближайшее время после ДТП.

Можно ли оформить онлайн?

Некоторые зарубежные страховые компании предоставляют возможность заполнения Европротокола онлайн, однако в России этот вариант не практиковался до 2019 года. Изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 «Об утверждении Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии…» .

ВНИМАНИЕ! Начиная с момента вступления в силу выше упомянутого постановления, участники ДТП имеют право передавать информацию в СК через ЕИС ОСАГО, в том числе с использованием программы, интегрированной с ФГИС ЕСИА.

ПО должно соответствовать требованиям, установленным РСА по согласованию с Банком России, и обеспечивающим, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП.

Куда отдавать уведомление?

По завершении процедуры оформления извещения следует передать бланк Европротокола страховой компании. Важным моментом является и то, что пострадавшей стороне в произошедшей аварии понадобится предоставить и заявление на получение выплат ( ?). Однако и виновник не избавляется от обязанности посетить страховую компанию с документом (о том, что должен делать виновник после составления Европротокола, узнайте ).

Как отправить страховщику?

Оба участника случившегося ДТП должны обратиться в компанию, где застраховали гражданскую ответственность. Предоставленные страховщику сведения со стороны пострадавшей и виновной стороны окажут значительное влияние на решение вопроса выплаты страхового покрытия. Этот момент сыграет роль и в процессе продления полиса.

Любое несоблюдение установленных правил ОСАГО влечет за собой серьезный риск не получить причитающуюся денежную компенсацию либо направление на проведение ремонта. Такое поведение чревато разбирательствами в судебном порядке, способными отнять немалое количество времени. Поэтому вопросу следует уделить пристальное внимание.

Важно! Вплоть до получения разрешения со стороны страховщика нельзя выполнять ремонт машины.

Подробнее о том, что делать после составления Европротокола при ДТП, куда потерпевшему обращаться, как отправить документ, узнайте в .

В какие сроки необходимо отправить?

Обозначенная процедура заполнения бланка уведомления о ДТП не займет слишком много времени. Справиться с задачей можно всего за полчаса, зато в дальнейшем будет сэкономлено немало нервов и денег. Правильный подход к делу позволит в кратчайшие сроки получить причитающуюся сумму страхового возмещения, без лишних проблем и проволочек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Извещение о ДТП по ОСАГО составляется всеми участниками дорожно-транспортного происшествия для компенсации страховой компанией (СК) ущерба, понесенного автомобилем пострадавшего. Необходимо не только четко знать, как оформляется бланк, но понимать последствия, к которым может привести халатное отношение к этому вопросу.

Заполнение бланка о ДТП для получения компенсации по ОСАГО — обязанность водителей, после чего он предоставляется страховой компании, независимо от количества столкнувшихся транспортных средств, степени их повреждений и наличия либо отсутствия пострадавших людей. Так как ДТП затрагивает интересы как минимум трех сторон (двух водителей и страховой компании), к правильности заполнения бланка предъявляются жесткие требования. Если порядок заполнения не соблюдается, СК может отказать в компенсации ущерба. Поэтому имея хороший пример заполнения извещения о ДТП по ОСАГО, можно гарантировать успешное сотрудничество со страховщиком.

Обратите внимание

Извещение о ДТП в страховую должна подавать как потерпевшая, так и виновная сторона. Ст. 14 п. 1 пп. ж указывает, что страховщик вправе потребовать от виновника возместить сумму, выплаченную потерпевшему, в случае, если виновник не направил своему страховщику заполненный вместе с потерпевшим бланк извещения в течение пяти рабочих дней.

Что представляет собой документ и зачем он необходим

На руках у страхователей (водителей) находятся бланки строгой отчетности со своим индивидуальным номером и полями, в которых указывается персональная информация участников ДТП, его обстоятельств и схема. Такой документ, а также инструкцию по его заполнению каждый водитель получает вместе со страховым полисом. Бланк оформляется на месте происшествия. При этом может использоваться комплект документов любого водителя. Никакие другие носители информации для оформления ДТП (печатные или сделанные от руки) не принимаются.

Извещение о ДТП на бланке строгой отчетности, заполненное надлежащим образом, предоставляется страховой компании. На основании этого документа страховщик получает необходимую информацию, чтобы убедиться в наступлении страхового случая, который подлежит компенсации в соответствии с договором ОСАГО.

Если бланк утерян , нужно обратиться в страховую компанию, которая выдаст дубликат. Когда факт отсутствия извещения обнаружен во время аварии, действуют следующим образом:

  • Всю информацию о ДТП заносят на листке бумаге.
  • Получают дубликат документа в СК.
  • Переносят в официальный бланк (пример заполнения такого извещения приведен ниже) данные, указанные водителями сразу после аварии.
  • Получают подпись второго участника аварии.

Хорошо, когда такое извещение, как и пример его заполнения, водитель всегда имеет при себе. Это упрощает процедуру оформления документа и получения подписи другого участника ДТП, который находится на месте в момент аварии.

Благодаря наличию бланка, который правильно заполнен всеми сторонами происшествия, достигаются две важные цели:

  • Можно получить страховое возмещение, не прибегая к судебным тяжбам.
  • Это позволяет защитить себя от действий потенциально недобросовестного второго водителя. Например, ситуация якобы была урегулирована участниками на месте. Пострадавший получил от виновника компенсацию за причиненный ущерб и уехал. Оставшийся водитель вызывает сотрудников ГАИ и заявляет, что виновник ДТП скрылся с места происшествия. Факт отсутствия второй стороны налицо. Доказать же самостоятельное урегулирование отношений и получения компенсации не так просто. В результате невиновной стороне грозит лишение водительских прав.

Правильно заполненное извещение о ДТП для получения выплат по ОСАГО предохраняет от таких сложностей.

Кто заполняет бланк и в каком случае

Бланк извещения двусторонний. Причем первая часть самокопирующаяся. Когда произошло ДТП, она заполняется и подписывается обоими водителями. Обратная сторона — каждым из них по-отдельности. Обращаться в страховую компанию за компенсацией будет пострадавший. Участие второго водителя в заполнении извещения обязательно. Это исключит указание потерпевшим несуществующих повреждений, что необоснованно увеличит сумму возмещения. Если она превысит установленный законом лимит в 400 000 рублей, виновной стороне придется доплачивать разницу стоимости ремонта.

Общие правила заполнения бланка

Форма извещения о ДТП должна заполняться с учетом нижеприведенных требований:

  • Документ не может быть порванным или неаккуратно заполненным. Поврежденные носители страховой компанией не принимаются.
  • Для заполнения извещения о ДТП используют только шариковую ручку с синими чернилами.
  • Данные вносятся печатными буквами и должны хорошо читаться.
  • Для каждого участника происшествия предусмотрена своя колонка — «А» и «В». Неважно, какой водитель будет использовать ту или иную сторону.
  • Лицевая часть согласовывается и дважды подписывается обоими участниками аварии: один раз под своими персональными данными и информацией об автомобиле, второй — ниже схемы ДТП для подтверждения правильности совместно составленного описания обстоятельств произошедшего.
  • Пустые графы заполняются длинным прочерком или буквой Z.
  • После проставления «галочек» в специально отведенном для этого разделе (п. 16) указывают их количество, что исключает неправомерные исправления бланка третьими лицами.
  • Если присутствует представитель ГАИ, он заверяет документ.
  • После составления документ проверяют на ошибки, затем копию и оригинал разъединяют друг с другом. С этого момента вносить в бланк исправления запрещено.

В качестве примера заполнения извещения о ДТП можно использовать образцы, находящиеся на стендах в офисе страховой компании, или скачать материалы из свободного доступа.

Последовательное заполнение извещения о ДТП по ОСАГО

Лицевая сторона

Поля лицевой части бланка извещения заполняются следующим образом:

  • п.1. Место ДТП. Здесь возможны три варианта. Когда столкновение произошло на одной из улиц в населенном пункте — указывается точный адрес (город, улица, номер строения); если авария случилась на перекрестке — обозначается пересечение соответствующих улиц; для ДТП, произошедшего вне населенного пункта — указывается область расположения трассы, ее название, километр и направление движения.
  • п.2. Дату ДТП и время события вписывают цифрами.
  • п.3. Количество поврежденных ТС — в этом поле учитываются все участники столкновения.
  • п.4. Этот пункт заполняется исходя из наличия и количества раненных и погибших.
  • п.5. Проводилось ли освидетельствование на опьянение — ставится галочка.
  • п.6. Указываем наличие или отсутствие материального ущерба, который понесли другие (кроме «А» и «В») транспортные средства.
  • п.7. Вписываются ФИО, адреса и контактные телефоны свидетелей ДТП. При их отсутствии словами указывается, что их не было.
  • п.8. Если оформление ДТП проводилось не по Европротоколу, а с привлечением представителя дорожной инспекции — указывается номер его нагрудного знака.

В разделе, предусмотренном для информирования о транспортных средствах и их собственниках (п. 9-12 ), вписывают марки, VIN-коды и номера машин на основании свидетельств о регистрации ТС. При этом указываются фактические собственники автомобиля. (Для информации о водителях, управляющих ТС в момент ДТП, предусмотрен специальный раздел).

Далее указывается страховая компания одного и второго водителя с занесением серии и номера полисов, а также срока их действия. Указывается номер водительского удостоверения и категория. Здесь же проставляется отметка о наличии либо отсутствии страховки по КАСКО.

В специально отведенном для этого месте (п. 13 ) указывают стрелкой место получения первого удара.

п. 14 извещения предназначен для краткого описания характера повреждений, степень которых обозначается одним из трех вариантов: царапина, деформация или разрыв. Например, поцарапано крыло, деформирован бампер и так далее. В этом пункте важно описать все явные повреждения деталей автомобиля. При отсутствии описания СК имеет право отказать в возмещении, мотивируя это тем, что повреждения были получены в другое время. Невидимые глазу повреждения описываются при осмотре ТС экспертами, поэтому нет нужды в их перечислении.

Схема ДТП, которую от руки рисуют в п. 17 Извещения, должна давать четкое понимание возникшей ситуации. Она включает в себя не только направление движения ТС в момент получения удара, но также дорожные знаки, элементы дорожной разметки и расстановку светофоров, а также тормозные пути, пройденные автомобилями, и другую потенциально важную информацию.

При рассмотрении дела страховой компанией, когда есть расхождение между схематическим изображением и отмеченными «галочками» обстоятельсвами ДТП в строках п. 16, «галочкам» отдается приоритет . Поэтому задача водителей — проследить, чтобы графическая информация не расходилась с текстовыми данными.

В п. 16 должны быть правильно отображены маневры ТС перед столкновением. Речь о том, чтобы, например, не путать стоянку с остановкой, а обгон со сменой полосы с простым обгоном. Правильное указание таких данных сокращает время на рассмотрение дела страховой компанией и влияет на конечный результат. Если вариантов п. 16 недостаточно для описания всей произошедшей ситуации, в п. 15 , который предусмотрен для замечаний, все это можно указать. Здесь же можно отметить свое несогласие с пояснениями второго водителя или обозначить факт его отказа подписывать извещение. На этом оформление первой части бланка закончено.

Обратная сторона

Вторая сторона может заполняться водителем в спокойной обстановке дома. На ней, указав в п. 1 под какой буквой («А» или «В») на первой стороне обозначена его машина, он приводит такие данные:

  • В п. 2 дает подробное описание ситуации.
  • п. 3 предназначен для указания того, управлял ли машиной в момент аварии собственник или другое лицо.
  • Когда участниками ДТП стали более двух машин, приводятся их идентификационные данные — государственный номер, марка, модель, информация о страховой компании и полисе.
  • В п. 5 перечисляются повреждения другого имущества (кроме ТС) с указанием его собственника.
  • Когда транспортное средство на ходу это отмечают в п. 6. В противном случае там же указывают его местонахождение.
  • Если есть еще сведения, которые водитель считает нужным отобразить, это делается в п. 7 «Примечания».

Не более чем за 5 дней, начиная со следующего дня после аварии, бланк передается в страховую компанию.

Воспользовавшись приведенным примером для заполнения извещения о ДТП можно правильно оформить собственный бланк. Это позволит за минимальное время получить от страховой компании установленную законодательством компенсацию по ОСАГО.

Если же вы столкнулись с занижением страховой выплаты либо с полным отказом в возмещении ущерба, звоните в Хонест. Наши специалисты подскажут, как действовать.

При получении полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании, сотрудник, представляющий страховщика должен выдавать такой бланк в любом случае. Если этого не было сделано, по тем или иным причинам, необходимо попросить – напомнить представителю страховой компании о его обязанности.

Но бывает так, что автовладелец в момент оформления полиса не знает о необходимости иметь под рукой документ, о котором идет речь. А потом узнает, что бумага может понадобиться. Где в таком случае ее брать?

Если «озарение» пришло до ДТП, то можно заехать в свою страховую и взять бланк у страховщика. Если же происшествие на дороге уже случилось, то ситуация осложняется.

Конечно, если офис страховщика рядом, то можно, оставив автомобиль, обратиться в организацию за документом. Но такую ситуацию, если честно, сложно представить. Человек, находясь в стрессовом состоянии, куда-то бежит, оставляя свою поврежденную машину на дороге или на обочине. А что, если офис страховщика находится далеко? Это же придется потратить много времени.

Есть альтернативный вариант: вызвать аварийных комиссаров и купить у них вместе с их услугами. Эти люди зарабатывают себе на хлеб, оформляя ДТП. Необходимые бланки у них есть. Проблема только в том, что за услуги аварийных комиссаров нужно будет внести им определенную плату. Но есть и другие варианты, о которых речь еще будет вестись в настоящей статье.

Нюансы оформления, если полис ОСАГО электронный

Если полис ОСАГО покупался через интернет, то есть два варианта:

  1. Заехать в офис СК и взять чистые бланки.
  2. Оформлять извещение о ДТП в электронном виде.

Законодательство разрешает заполнения извещения через интернет, данное правило регламентируется Указанием Банка России от 08.10.2019 N 5283-У . Так называемые е-ОСАГО, а теперь и е-Извещение, могут значительно упростить всем жизнь:

  • нагрузка на страховщиков становится меньше, потому что документ подготавливает сам автовладелец;
  • нет необходимости возить с собой бланки;
  • нет необходимости ехать в СК и лично отвозить документ;
  • если в процессе заполнения допущена ошибка, можно набрать информацию заново.

Можно ли распечатать извещение самому?

Действующее законодательство устанавливает, что бланк Извещения должен иметь определенную форму. Но требования о том, что его нужно обязательно получить у представителя СК нет. Конечно, те экземпляры, которыми обладает страховщик, имеют определенное преимущество. Дело в том, что в СК бланки Извещения изготовлены на специальной бумаге. Говоря просто – на копирке.

Закон устанавливает, что у каждого участника происшествия должен остаться экземпляр Европротокола. Таким образом, если бланк получен у страховщика, то его не нужно заполнять дважды – экономится время ( ?). Стороны оформляют один лист, а на второй вся информация копируется автоматически. Но это единственное преимущество. Европротокол можно распечатать и из интернета и возить с собой.

Совет: стоит имеет под рукой не только чистый бланк Извещения, но и его заполненный образец, чтобы в случае ДТП не возникло никаких сложностей с оформлением.

Где взять документ?

В принципе, можно сделать это, где угодно. Главное, чтобы форма бланка была той, которая предусмотрена действующим законодательством. Если это так, то страховщик не может предъявить претензию относительно того, что документ получен не у него.

Если же форма или содержание Европротокола не соответствуют установленным требования, то с печатью могут возникнуть проблемы. Поэтому лучше использовать авторитетные источники.

Справочно-правовые системы

Существуют две крупные компании (Консультант и Гарант), которые занимаются тем, что публикуют на страницах своих сайтов тексты правовых актов, образцы и бланки различных документов.

Чтобы получить бланк Извещения, нужно зайти на один из этих сайтов и ввести в поиске: «Бланк Европротокола» или «Бланк Извещения о ДТП». Нет сомнений в том, что в результатах поиска найдется необходимый документ. Его нужно распечатать в нескольких экземплярах – чтобы подстраховаться – не у всех получается с первого раза правильно при ДТП ( ?). Далее эти листы бумаги необходимо положить в машину и возить с собой всегда.

РСА

Российский союз автостраховщиков – это организация, которая, во многом, контролирует и регулируют деятельность страховых компаний, занимающихся ОСАГО и КАСКО в России.

На официальном сайте РСА можно найти массу полезных советов и документов, которые могут пригодиться водителям. Есть там и бланк Извещения о ДТП. Его можно скачать по этой ссылке .

Сайт страховой компании

Чтобы получить документ, о котором идет речь, как и в случае с полисом, вовсе не обязательно ехать в офис страховщика. Достаточно зайти на официальный сайт.

На сайтах, как минимум, крупнейших компаний имеется раздел, где можно скачать нужный бланк. Например:

В принципе, не обязательно заходить на сайт именно той компании, в которой был приобретен полис. Как отмечалось, бланк имеет установленную форму, поэтому каких-то различий быть не должно.

Таким образом, отсутствие бланка на руках – это не беда. Его всегда можно получить одним из вышеуказанных способов. Проще всего, конечно, когда у человека под рукой есть компьютер и принтер. Тогда, даже не возникнет необходимости выходить из дома.

Лучше позаботиться о получении документа, о котором шла речь в настоящей статье, заранее. Потому что искать бланк после того как произошло ДТП – не лучший вариант. Если происшествие случилось, то возникает масса других забот и проблем. Осуществлять поиски бумаги не будет ни желания, ни времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .