Факторы влияющие на уровень внимания. Внимание и воображение

Внимание – это выборочное и сосредоточенное направление человеческого сознания на некотором объекте, который имеет определенное устойчивое или ситуационное значение, в отличие от других окружающих объектов.

Периоды становления внимания

Возрастные особенности развития внимания являются важным компонентом в изучении физиологических, психологических, эмоциональных и особенностей человека в целом. В процессе развития личности, внимание проходит определенную эволюцию:

  • В первые несколько месяцев жизни появляются ориентировочные рефлексы, что свидетельствует о наличии у ребенка непроизвольных признаков внимания, ребенок выявляет реакции на смену окружающей среды, на сильные раздражители;
  • Первые год жизни ребенка – исследовательно-ориентировочная деятельность, что в дальнейшем будет способствовать развитию фокусировки внимания. Ребенка все больше интересуют яркие и новые предметы окружающей среды;
  • Второй и третий годы жизни – развитие признаков произвольного внимания при речевом воздействии взрослых людей;
  • 4-5,5 лет – способность направления внимания под воздействием инструкций взрослых людей. В таком возрасте необходимо начинать проводить тренировки по переключению или распределению внимания;
  • 5-6 лет – появление самостоятельной фокусировки внимания под воздействием собственных инструкций, детализация и анализ различных предметов;
  • Школьный возраст – совершенствование волевого и произвольного видов внимания. В данный период развития происходит увеличение разницы в значимости произвольного и непроизвольного. Со временем снова наблюдается выравнивание показателей. Именно в школьном возрасте, учитывая особенности детской психики, используются следующие приемы по совершенствованию преднамеренного вида внимания: создание четкого и ясного представления о задачах и их выполнении, развитие мышления и наблюдательности, воспитание дисциплины и ответственности, повышение устойчивости внимания при помощи увеличения объемов и сложности предлагаемой информации;
  • По достижению 18-20 лет изменения во внимании имеют эволюционный характер: внимание связывается вербальным мышлением и памятью, что увеличивает связь внимания с интеллектуальным процессом.

Функции внимания

Внимание выполняет ряд важных функций:

  • Определение информации, необходимой для обработки – селективность;
  • Функция контроля и оценки деятельности;
  • Функция прогноза и программирования.

Факторы, влияющие на внимание

Возрастные особенности внимания связаны с участием в мыслительных процессах различных участков головного мозга. Эффективность выполняемой работы и сосредоточенность на данном процессе зависит, во многом, от окружающих факторов: некоторые факторы обстановки способны отвлекать внимание (яркий цвет, посторонние раздражающие звуки, эмоциональный дискомфорт при общении), другие – помогают сконцентрироваться (тишина или спокойная музыка, неброская цветовая гамма в оформлении интерьера).

Нахождение на протяжении долгого времени в рабочей обстановке также негативно сказывается на концентрации и трудоспособности. Поэтому рекомендовано делать небольшие (10-15 минут) перерывы, во время которых можно немного размяться физически, а также выпить чаю или кофе.

Большое значение имеет такой процесс, как колебание умственной активности в течение суток. Ученые доказали, что наиболее высокая эффективность наблюдается с 9.00 до 12.00 часов дня и с 15.00 до 19.00 вечера. Планировать свой рабочий день лучше всего с учетом данных особенностей.

Упражнения для развития внимания

Для повышения степени концентрации внимания существуют различные упражнения, целью которых является умение ограничивать внимание и концентрироваться только на объекте работы.

  • Сосредоточьте ваш взгляд на фаланге одного из пальцев, попробуйте удерживать внимание в течение 2-3 минут, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.
  • Включите по телевизору интересный фильм или телепередачу, поставьте напротив часы и старайтесь следить за секундной стрелкой, не отвлекаясь на монитор.
  • Включите музыку, желательно танцевальную, закройте ваши глаза и попробуйте сосредоточить внимание на собственном дыхании или сердцебиении.
  • При поездках в транспорте сосредоточьте внимание сначала на стекле, а за тем на предметах за ним. Необходимо повторять несколько раз подряд с разными временными интервалами.
  • Перед тем, как лечь спать, возьмите лист печатного текста и нарисуйте в центре зеленый круг средних размеров. В течение 5-7 минут сосредоточьте внимание и взгляд на этом круге, а затем постарайтесь сразу заснуть.
  • Постарайтесь сосредоточить внимание на окружающих звуках в течение 9-10 минут.
  • Постарайтесь прочесть неинтересную вам книгу, при этом стараясь получить из нее хоть часть информации, которая могла бы вас заинтересовать. Попробуйте осмысливать полученную информацию.

Развивать внимание можно и на протяжении рабочего дня. Существуют специальные упражнения, позволяющие проводить тренировку в перерывах между работой.

  • Перед тем, как выйти из рабочего кабинета, повернитесь лицом к комнате и в течение 7-10 секунд осмотрите помещение. Затем, по дороге на перерыв, постарайтесь подробно вспомнить предметы кабинета, попавшие в поле вашего зрения.
  • Попросите коллегу напечатать двадцать любых цифр, потом сами попытайтесь обнаружить в них последовательность или взаимосвязь.
  • Возьмите в обе руки по карандашу или ручке и постарайтесь одновременно нарисовать ромб и круг. Повторите процедуру несколько раз. Такое упражнение помогает развивать моторику и концентрацию.
  • После работы старайтесь вспомнить какие-нибудь новые детали интерьера, имена.

Внимание обладает несколькими свойствами (сосредоточенность, объем, распределение, стойкость, переключаемость). Данные свойства можно развивать при помощи различных упражнений. Для совершенствования каждого из параметров существуют отдельные виды тренировок, однако для наилучших результатов лучше использовать комплексный подход.

На состояние внимания и мышления влияют следующие факторы:
нарушение сознания,
изменения настроения (тоска, возбуждение, тревога),
психические заболевания (например, шизофрения, характеризующаяся бредовыми идеями, галлюцинациями и иллюзиями),
метаболические и эндокринные расстройства.
интоксикации (алкоголем, наркотическими и лекарственными средствами).

В любой из этих ситуаций результаты нейропсихологического обследования следует считать относительными и оценивать с учетом нарушений внимания. Кроме того, исследователю необходимо знать социальный статус, уровень образования и профессию пациента, для того чтобы интерпретировать результаты нейропсихологических тестов и отличить приобретенные расстройства от врожденных. Следующие когнитивные нарушения могут возникать»ггри очаговых поражениях головною мозга:
расстройство речи (афазия),
расстройство выполнения целенаправленных произвольных движений или действий (анракеия),
расстройство памяти (амнезия),
нарушение распознавания предметов и стимулов (агнозия),
нарушение пространственной ориентации.

Приведенная схема действительна в отношении правшей и большинства левшей. Между ведущей рукой и доминантным полушарием по речевой функции имеется тесная корреляция. Тем не менее, правое полушарие очень редко бывает доминантным по речевой функции, в том числе и у левшей. Нейропсихологическое обследование у постели больного или в амбулаторных условиях может быть проведено за очень короткое время. Для этого можно использовать, например. Шкалу краткого исследования психического статуса по Folstein, которая позволяет сделать общую оценку умственных способностей. Однако более предпочтительно целенаправленно исследовать когнитивные функции по отдельности, чтобы не пропустить очаговые нарушения.

Кроме того, «когнитивно здоровые » пациенты могут воспринимать простые на первый взгляд вопросы нейропсихологических тестов как шокируюшие, а иногда и оскорбительные. Поэтому если у пациента нет очевидных когнитивных нарушений, целесообразно предварительно разъяснить ему смысл нейропсихологического исследования, чтобы избежать подобных недоразумений.

Ориентация . В процессе нейропсихологического исследования выясняется сохранность ориентации пациента в собственной , месте и времени. Ориентация в собственной личности предполагает знание своих фамилии и имени, возраста, даты рождения, в месте - знание учреждения и иногда также подразделения (например, отделения в клинике), в котором пациент в данный момент находится.

Оценивая ориентацию во времени, пациента спрашивают, какие сейчас год, время года, дата, день недели и время дня. Опенка ориентации дает общее предстаапение о когнитивном статусе больного. При органических повреждениях головного мозга может утрачиваться ориен тация п месте и времени, но ориентация в собственной личности, как правило, сохраняется. Нарушение ориентации в этих случаях может объясняться расстройством внимания и кратковременной памяти, в результате которого пациент теряет способность ассимилировать постоянно меняющуюся внешнюю информацию, отражающую течение по вседневной жизни.
Уровень бодрствования . При снижении уровня бодрствования неизбежно нарушается концентрация внимания. Это приводит к расстройствам нейропсихологических функций.

Факторы, влияющие на наше внимание

Какими бы совершенными ни были методы и способы управления вниманием, каким бы талантливым ни был человек, формирующий эту черту у своего подопечного, обязательно должны быть созданы определенные условия, способствующие этому процессу.

Говоря о формировании внимания, мы в первую очередь имеем в виду произвольный и послепроизвольный типы внимания. Только они позволяют человеку работать в любых условиях, не отвлекаясь на посторонние раздражители, и полностью сосредотачиваться на одном объекте, который в данный момент представляется для него наиболее важным.

Самое большое влияние на формирование внимания оказывает интересная и увлекательная работа. Однако она должна быть не только приятной, но и в меру трудной, требующей приложения усилий.

«В меру трудной» означает, что степень ее сложности и трудоемкости должна быть обязательно соотнесена с возрастом, физическими и умственными данными человека, его наклонностями и устремлениями.

Работа должна выполняться осознано, а не превращаться в простой механический акт, когда руки делают одно, а голова занята совершенно другим. Более того, человек должен нести ответственность за результаты своей деятельности.

При таком подходе ясно, что процесс формирования внимания не может не сопровождаться требованиями дисциплины или самодисциплины. Приучать себя работать в определенное время, не останавливаться на полпути, всегда доводить порученное дело до конца, доходить до самой сути решаемой проблемы – вот далеко не полный список того, что помогает стать по-настоящему внимательным человеком.

Само собой разумеется, что требования дисциплины, а особенно самодисциплины, связаны с развитием у человека волевых качеств.

Воспитание в себе все перечисленных качеств, которые больше относятся к характеру, должно идти параллельно формированию объема внимания и выработке навыка его распределения. Речь идет о том, что человек в процессе свой профессиональной деятельности должен стремиться выполнять несколько действий одновременно, внимательно их контролируя.

И последнее: человек должен учиться переключать внимание с объекта на объект, из множества второстепенных дел вычленять самое главное, а по мере возрастания объема внимания скорость его переключения должна увеличиваться.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

7. Факторы, влияющие на вовлеченность в работу Основными факторами, влияющими на вовлеченность в работу являются:1) наличие стимулов;2) автономность;3) разнообразие работы;4) возможность оценить конечный результат трудовой деятельности;5) обратная связь;6) принятие

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

2. Факторы, влияющие на безопасность труда Основными факторами влияющими на безопасность труда являются:1) сфера деятельности;2) продолжительность рабочего дня;3) время суток, на которое выпадает трудовая деятельность;4) освещенность;5) температура воздуха;6) дизайн

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

8. Личностные факторы, влияющие на потребителя Рассмотрим личностные факторы, влияющие на потребителя:1) пол – по статистике, вопросами приобретения в семье занимаются в большинстве случаев женщины;2) возраст – дети могут быть активными посредниками покупки:

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Факторы, влияющие на силу диссонанса Некоторые противоречия вызывают более сильный диссонанс, чем другие. Одним из факторов, влияющих на силу диссонанса, является значимость каждой из диссонирующих когниции. Когнитивный элемент «Я не хочу умереть преждевременно»

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации определяются очень многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К факторам первого типа

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности Шансы против того, что в самолете находится бомба, равны миллион к одному, а против того, что в самолете две бомбы - миллион миллионов к одному. В следующий раз, когда вы полетите на самолете, возьмите с собой

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Факторы, влияющие на мотивацию обманщика Многих проблем, которым посвящена данная глава, мы уже касались в главах, связанных с развитием личности. Если в процессе нормального развития человек не справляется с той или иной задачей, то на данном этапе становится возможна

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

10.1. Материнская ласка и факторы, на нее влияющие Матери значительно теснее отцов связаны с детьми. Они легче читают выражения лица младенцев, более плавно двигаются, легче и нежнее прикасаются к ним и успокаивают высоким, мягким, ритмическим голосом. В процессе первых

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 2. Факторы, влияющие на оказание помощи Известно, что не все люди склонны к оказанию помощи. Например, Т. В. Фогель (2011) выявила, что 63,9 % жителей города Йошкар-Ола не проявляют активность в социально-помогающей деятельности. Это может зависеть как от ситуативных

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса 3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт Генетическая предрасположенность Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Факторы, влияющие на возникновение межличностных конфликтов Чаще всего на возникновение конфликтов влияют пять факторов, в сильной степени воздействующих на межличностные отношения индивидов:1) личностные особенности индивида (его темперамент, характер,

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

1.7. Факторы, влияющие на интенсивность творчества Большинство исследователей соглашаются с тем, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа ее достижения . Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие

Из книги автора

Глава 3 Особенности детского творчества и факторы, влияющие на его проявление Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. В. А. Сухомлинский 3.1. Творческое детство в

Из книги автора

3.4. Факторы, влияющие на выраженность творческих способностей Мы уже говорили, что для творческих способностей, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период, которым является дошкольный возраст развития ребенка . Понятие сенситивного

Из книги автора

Факторы, влияющие на показания к применению групповой психотерапии и на ее эффективность Групповая психотерапия показана тогда, когда разрешаемые в ней конфликты также первоначально возникли в группах. Такие конфликты обязательно реактивируются в ситуации группы, и

Из книги автора

Теория Боуэна и факторы, влияющие на функционирование брака Дифференциация ЯДифференциация Я – это основное понятие теории Боуэна. Степень адаптивности людей к среде обусловлена разными уровнями дифференциации. Дифференциация Я представляет собой способность быть

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное - «фоном». Важность внимания в жизни человека трудно переоценить, его называют также регулятором деятельности.

Виды внимания. Внимание бывает непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное - само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Например, внимание невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок. Нам не нужно себя заставлять сосредоточиваться па этих событиях, здесь мы невольно останавливаем свой взгляд.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут. Например, чтение учебного материала. Если себя не заставить, то можно получить завтра плохую оценку. Именно здесь нас выручает наша способность к произвольному вниманию.
Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Например, книга сначала показалась скучной, а затем человек зачитался. Или в начале урока вы меня слушали только из вежливости, а потом вдруг заинтересовались и перестали себя заставлять быть сосредоточенными на том материале, который я излагаю.

Факторы влияющие на произвольное внимание.

К причинам,оказывающим влияние на способность к произвольному вниманию и его характеристикам,относятся:

Установка

Мотивация

Эмоциональное состояние

Интенсивность стимула

Значимость стимула или ситуации

Особенности ситуации.

Личностные особенностинапример склонность волноваться и тревожиться)

Внимание можно развивать.Тренировка внимания очень важна для успешной учебы,да и любой целенаправленной деятельности.

21. Виды памяти и их особенности:

Память - это процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память - весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко может изменяться под влиянием новой информации. События нашей жизни проходят через нашу память. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. С другой стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то мозг, в конце концов, уже не смог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память - это способность не только к запоминанию, но и кзабыванию.

Факторы, обеспечиваю­щие избирательный характер познавательных процессов, объем и ус­тойчивость сознательной деятельности, могут быть объединены в две основные группы 1 .

Внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним прежде всего относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении вни­мания играет контраст раздражителей Поэтому, если субъект ут­верждает, что он не обратил внимание на какой-либо сильный раздра­житель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по какой-то причине говорить правду.

Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.

Одним из внешних факторов, положительно влияющих на общий уровень внимания, является структурно упорядоченная организация раз­дражителей, действующих на разные анализаторы. Поэтому в процессе любой деятельности необходимо обеспечивать наиболее рациональные формы организации потока информации (А.Р. Лурия). Данная рекомен­дация имеет особо актуальное значение, например для следователя, дей­ствующего в ситуации проведения обыска, осмотра места происшествия, когда умение организовывать свое внимание во многом обеспечивает ка­чественное выполнение им своих служебных обязанностей, получение наиболее полного объема доказательственной информации.

Субъективные факторы, определяющие направленность вни­мания. К этим факторам относятся: соответствие внешних раздражите­лей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям. К субъективным факторам, влияющим на поддержание внимания, также относятся чувства, эмоции, которые вызываются вос­принимаемыми объектами, интерес человека к изучаемому явлению. Сильный интерес делает соответствующие сигналы доминирующими,

тормозя при этом побочные раздражители, не относящиеся к сфере ин­тересов человека.

Субъект, который совершает противоправные действия, находится под интенсивным воздействием внешних и субъективных факторов, ко­торые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управ­лять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей причастности к совершенному преступлению.

Усвоение следователем этой очевидной истины должно мобилизо­вывать все его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения рас­крытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позво­ляющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.

На уровень внимания в значительной степени влияют: общее состо­яние здоровья человека, психофизиологические расстройства, уста­лость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассе­янности

Если внешние факторы во многом определяют уровень непроиз­вольного внимания, которое сказывается на процессах восприятия со­бытий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особен­но воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, - произвольное внимание, которым юрист должен управлять.

В процессе деятельности напряженность внимания изменяется и может наступить момент, когда для поддержания его на должном уров­не уже не требуются волевые усилия. В таких случаях говорят о наибо­лее развитой, устойчивой, социально обусловленной форме внима­ния - послепроизвольном внимании, направляющем познавательные процессы человека в личностно значимой для него деятельности.

Характеристика внимания.

Внимание представляет собой слож­ное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, среди которых можно выделить следующие:

Объем внимания. Объем внимания определяется количеством изо­лированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно б элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Однако чрезмерное увеличение объема вни­мания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следова­тельно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную осо­бенность внимания следует учитывать во время осмотра места происше­ствия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расшире­ния объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п.

Концентрированность и распределяемость внимания. Концентрированность внимания выражается в том, что при необходимости сознание человека, как правило, направляется на один объект или контро­лирует один вид деятельности.

Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к поло­жительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрированность, распределяемость, объем тесно связаны между собой.

Распределяемость внимания позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процесса­ми. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно следователя, прокурора, судьи. В условиях возрастающих нагрузок, когда у следователя может находиться в произ­водстве значительное количество уголовных дел, очень важно, чтобы эти дела со своими сроками движения постоянно были в сфере внима­ния следователя и по каждому из них он мог планировать и своевремен­но проводить следственные действия, укладываясь в установленные за­коном сроки расследования.

Устойчивость внимания. Данное качество внимания определяет­ся продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периоди­ческим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний в сред­нем составляют от 2 до 12 с. Они связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Это еще раз подтверждает, что внимание в своей физио­логической основе неустойчиво.

С точки зрения решения практических задач нас больше интересу­ют колебания внимания, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Замечено, что в этих ус­ловиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15-20 мин.

Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие. Но оно действует до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно появляется со­стояние утомления, которое можно предупредить кратковременными перерывами в работе, особенно если она однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками.

Можно также продлить устойчивость внимания на определенное время, если попытаться отыскать в том или ином предмете новые при­знаки, посмотреть на него как бы со стороны, под другим углом зрения. В ином случае наше сознание заходит «как бы в тупик», и тогда «созда­ются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания» 1 .

Таким образом, сохранить на должном уровне устойчивость внима­ния к изучаемому предмету можно, как бы заставляя этот предмет «раз­виваться» на наших глазах, чтобы он обнаруживал перед нами каждый раз свое новое содержание. «Лишь изменяющееся и обновляющееся со­держание, - пишет об этом процессе С.Л. Рубинштейн, - способно поддерживать внимание» 1 . Данное положение психологии лежит в ос­нове разработанной в криминалистике динамической стадии осмотра места происшествия.

Переключаемость внимания. Устойчивость внимания не исключа­ет его гибкости, переключаемое™, лежащей в основе способности субъекта быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, пере­страиваться по ходу запланированной работы.

Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддерживать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности), например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших ма­териалов с приемом посетителей.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного учас­тия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отноше­нии свойств личности юриста, как любознательность, наблюдатель­ность, высокая работоспособность и творческая активность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое память?

2. Виды памяти, их характеристика.

3. Основные процессы памяти, учет закономерностей памяти юристом.

4. Мнемические приемы, улучшающие запоминание, использование их юристом в своей профессиональной деятельности.

5. Приемы активизации памяти участников судопроизводства.

6. Что такое мышление, его виды?

7. Охарактеризуйте вербально-логическое мышление, покажите его роль в деятель­ности юриста.

8. В чем состоят особенности творческого мышления?

9. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса. Как они проявляются в деятель­ности следователя?

10. Какими качествами должно отличаться мышление юриста?

11. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут использоваться юристами в своей профессиональной деятельности.

12. Что представляет собой воображение и каково его значение в деятельности юриста?

13. Что такое внимание? Перечислите характеризующие его признаки и виды.

14. Какие факторы влияют на объем и качество внимания?

15. Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.

ГЛОССАРИЙ

Наименование понятия Его содержание
Память Это сложное психическое явление, проявляющееся в спо­собности человека запоминать, сохранять в сознании и в последу­ющем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом
Образная память Память, основаная на различных представлениях, зри­тельных, слуховых, вкусовых и других образах.
Двигательная память это память, в основе которой лежат про­цессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокуп­ности движений, передвижения человека в пространстве
Эмоциональная память Память, состоящая в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств.
Вербально-логическая память это вид памяти, основным со­держанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме.
Непроизвольная память чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства.
Произвольная память Память, опосредованая целью и задачами запечат­леть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти
Кратковременная память Память, которая характеризуется очень коротким вре­менем сохранения следов после однократного воздействия раздражите­ля.
Долговременной памяти присуще длительное сохранение полу­ченных знаний, приобретенных навыков. Она безгранична по времени, действует в течение всей жизни человека.
Оперативная память обеспечивает сохранение и воспроизведе­ние той информации, которая необходима для достижения цели опреде­ленного действия, с выполнением которого она перестает функциониро­вать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное место.
Запоминание это процесс памяти, в результате которого проис­ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации.
«эффект Зейгарник» когда незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатле­ния, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стой­кие очаги возбуждения в коре головного мозга
фактор края когда первые и пос­ледние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, не­сколько смещенные от центра к концу ряда.
Воспроизведение Это процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал
Узнавание это воспроизведение объекта при повторном его вос­приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта
реминисценция усиление в памяти новых смысловых свя­зей при отсроченном воспроизведении.
Забывание процесс памяти, обратный запоминанию и сохране­нию. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал использу­ется человеком в своей деятельности
Мышление это опосредованное отражение в сознании чело­века существенных свойств, связей и отношений предметов и явле­ний окружающего мира
Воображение это психический процесс, состоящий в созда­нии новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений.
Внимание это психическое явление, состоящее в сосредото­ченности сознания, отельных психических процессов на определен­ном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раз­дражителей