Церкви и храмы Рима или объять необъятное! Церкви и соборы рима Лучшие церкви рима.

Путешествуете по просторам Вечного города? Тогда Вы вероятно успели заметить, что Рим невероятно богат своими соборами и базиликами, сосчитать которые не представляется возможным (по последней версии, в Риме находится свыше девяти сотен церквей). Думаю, у Вас появился вопрос: “Какие же церкви просто необходимо посетить каждому уважающему себя туристу?” Несмотря на то, что каждая церковь в Риме по - своему уникальна и имеет свои особенности, мы составили список соборов, которые точно вскружат Вам голову.

Собор Святого Петра

Самым знаменитым собором Вечного города неизменно остается собор Святого Петра, величественно украшающий просторы Ватиканского государства. Собор восхищает своими красотами не только снаружи, но и внутри: здесь хранится одно из величайших произведений искусства - “Пьета”, а также статуя и трон Святого Петра. Вдоволь насладившись всеми прелестями собора, не спешите покидать его, не забравшись на его смотровую площадку, откуда открывается потрясающий панорамный вид на величественный Рим.

Стоит предупредить Вас, что вход в собор свободный , но очередь из туристов, жаждущих посетить его, невероятно большая. Однако, если Вы придете заранее, скажем часам к 7 - 8, Вы успешно избежите этой огромной очереди. Также стоит помнить, что в Ватикан не стоит брать большие сумки, а также стоит прикрывать колени, иначе Вас попросту не пропустят лицезреть богатства столицы католицизма. Если Вы решитесь посетить панорамную площадку Собора Святого Петра, то следующая информация будет весьма полезной для Вас. Подняться на смотровую площадку можно 2 - мя способами: заплатив 8 евро и осилив 551 ступень , либо заплатив 10 евро и проехав небольшую часть на лифте, сократить количество ступенек до 321 . Вообще, стоит отметить, что подъем на панорамную площадку собора весьма сложный и свернуть обратно на половине пути не получится, потому что ступеньки очень узкие и не позволят Вам этого сделать, поэтому пожилым туристам и туристам с детьми такой подъем не рекомендуется.

Время работы

7:00 - 19:00 в летний период

7:00 - 18:00 в зимний период

Утро среды предназначено для папских аудиенций.

Попасть на купол можно:

с октября по март с 8:00 до 16:45

с апреля по сентябрь с 8:00 до 17:45

Адрес

Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano

Сикстинская капелла

Волшебную красоту Сикстинской капеллы сложно передать словами, ее непременно нужно лицезреть воочию: чарующие Фрески Боттичелли и Пинтуриккьо можно рассматривать часами, проникая в суть сюжета. Кстати говоря, главная изюминка Сикстинской капеллы, сотворенная руками Микеланджело, заняла свое законное место на своде капеллы 31 октября 1512 года, когда художественный гений наконец решился представить ее публике.

Пантеон

Величественный античный Пантеон… Пожалуй, одно из самых древних строений, сохранивших свой первоначальный облик до наших дней. Пантеон является языческим храмом всех Богов. Он представляет собой огромное здание со выпуклой округлой крышей, в центре которой существует отверстие, являющееся символом единства всех святых и в народе называемым “окулюс”. Крыша Пантеона невероятна, немудрено, что римские “покровители” модного дома Fendi вдохновились его орнаментом при создании своих фирменных деталей бренда. А если серьезно, то крыша Пантеона к тому же и необычайно тяжелая и поэтому закреплена она на стенах 6 - метров толщиной, которые в свое время послужили прекрасным укрытием при восстаниях и бунтах. Стоит также отметить, что в Пантеоне хранится гробница великого гения Рафаэля, которую Вы можете найти, пройдя вглубь храма и обратив свое внимание на стену с левой стороны. Вход в Пантеон абсолютно бесплатный.

Время работы

Пн - Сб: 9:00 - 18:00

Вск: 8:30 - 19:30

Адрес

Piazza della Rotonda

Санта - Мария - Маджоре

Восхитительный раннехристианский храм Санта - Мария - Маджоре имеет одно из самых преимущественных месторасположений в просторах Вечного города: во - первых, он находится на Эсквилинском холме(что позволяет Вам добавить еще одну отметку на карте 7 - ми холмов Рима), а во - вторых, это, пожалуй, самая ближайшая базилика, расположенная к центральной станции Термини, что делает ее одной из самых доступных к посещению.

Плюс к вышесказанному, Санта - Мария - Маджоре относится к числу 4 - х Великих Базилик Вечного города, а также в число 7 - ми паломнических католических церквей. Внутри Базилики Санта - Мария - Маджоре находятся мозаики, сотворенные в V веке, а также ясли младенца Иисуса. Для посещения музея, находящегося на территории церкви, Вам необходимо приобрести входной билет за 4 евро.

Время работы

Режим работы музея: ежедневно, с 9:30 до 18:30

Режим работы собора: ежедневно, с 7:00 до 19:00

Адрес

Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Санта - Мария - делла - Виттория

Очаровательная церковь Санта - Мария делла Виттория находится относительно далеко от самых посещаемых туристами мест, что делает ее отличным пристанищем для ценителей спокойного отдыха.

Помимо драгоценных украшений в виде множества скульптур и отделки из позолота, базилику украшают фреска Доменико Черрини и картины знаменитых Гвидо Рени и Доминикино. Здесь также находится весьма противоречивая скульптура, которая не раз вызывала недоумение публики: конечно же, речь идет о скульптуре “Экстаз Святой Терезы”, сотворенной величайшим гением, в чьих руках камень словно трансформировался в пластилин, Джан Лоренцо Бернини.

Время работы

Пн - Вс: 7:00 до 12:00 и с 15:30 до 19:00

Адрес

Via Venti Settembre, 17

Санта - Мария - делла - Кончеционе

Санта - Мария делла Кончеционе это уникальная церковь капуцинов, за неприметным фасадом которой прячутся восхитительные работы Караваджо и Гвидо Рени. Изюминкой церкви Санта - Мария делла Кончеционе является наличие крипты, состоящей из 6 комнат. Именно в ней Вы можете лицезреть замысловатые узоры в стиле барокко, а также убранства, созданные из костей 4000 монахов, люстры из позвонков и альковы из черепов. Все эти “драгоценности” были привезены в базилику Санта - Мария делла Кончеционе еще в 18 веке с кладбища капуцинов. Стоимость входа в базилику составляет 6 евро.

Время работы

Пн - Вск: 9:00 - 19:00

Адрес

Via Vittorio Veneto, 27

Базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири

Базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири находится в 5 минутах ходьбы от центральной станции Термини и безусловно стоит того, чтобы Вы обратили на нее свое внимание. Начнем с того, что с первого взгляда внешний облик базилики не соответствует стандартам строения церквей, ведь ее фасад буквально встроен в руины терм Диоктелиана. Термы Диоктелиана это грандиозное строение, в котором могли поместиться аж 3000 человек, построенное в 290 - 305 годах благодаря поту и крови тысячи рабов, отдавших свои жизни на постройку этого сооружения.

Церковь же была построена намного позже, в 1566 году, и была названа в честь тех самых погибших мучеников. Проект церкви был поручен никому иному, как талантливейшему гению Микеланджело. Спустя год, не успев закончить свой проект, он умер, но воплощенная идея Микеланджело до сих пор поражает воображение зрителя: каждый сантиметр базилики Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири пропитан его духом. Помимо драгоценных украшений церкви, здесь также находятся множество интересных деталей, например, огромный восхитительный орган с 5400 серебряными трубами, или маятник в виде руки, удерживающей земной шар.

Время работы

Пн - Сб: 7:00 - 18:30

Вск: 7:00 - 19:30

Адрес

Piazza della Repubblica

Базилика Сан Джованни ин Латерано

Латеранская базилика не только является одной из самых прекрасных базилик Рим, она также является главным кафедральным собором мира. Здесь собрана небольшая коллекция ценнейших реликвий: среди них Вы можете найти статуи 12 - ти святых апостолов, святая лестница, по которой взбирался сам Иисус, папский трон, символизирующий силу и ответственность главного римского епископа и много других драгоценностей. Также немаловажным стоит отметить тот факт, что в стенах базилики Сан Джованни ин Латерано покоятся целых 6 Римских пап: Сергий IV, Иннокентий III, Александр III, Климент XII, Мартин V и Лев XIII.

Кстати говоря, 7 ноября пройдет католический праздник в честь освящения Латеранской базилики и, если Вы будете в Вечном городе, будет не лишним посетить владения базилики Сан Джованни ин Латерано.

Время работы

Пн - Вск: с 7:00 до 18:30.

Ризница: с 8:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00

Баптистерий: с 7:00 до 12:30 и 16:00 до 19:00

Музей: с 10:00 до 17:30.

Адрес

Piazza di San Giovanni in Laterano

Базилика Сан - Аньезе ин Агоне

Эту красотку не заметить просто представляется возможным, ведь базилика Сан - Аньезе ин Агоне находится в сердце одной из самых прекрасных площадей Италии(!) - площади Навона. Над украшением базилики трудились такие прекрасные творцы, как Джироламо и Карло Раинальди, Франческо Барромини, Бачиччо и многие другие. Именно перед церковью Сан Аньезе сидела и кушала gelato главная героиня Лиз из знаменитого романа “Ешь, молись, люби”. Церковь Сан - Аньезе обязательно должна попасть в Ваш список достопримечательностей, которые необходимо посетить, как минимум, потому что она находится в самом - самом сердце Вечного города, а ее богатства точно вскружат Вам голову.

Время работы

Пн: выходной

Вт - Пт: 9.30 до 12.30 и с 15.30 до 19.00

Сб - Вс: с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00

Адрес

Via di Santa Maria dell"Anima, 30/A

Сан - Паоло - фуори - ле - Мура

Райский уголок для путников, ценящих умиротворение и спокойствие. На самом деле, базилика Сан - Паоло - фуори - ле - Мура в прямом смысле подобна фениксу, восставшему из пепла: в 1823 году в базилике случился пожар, практически полностью уничтоживший все здание (из остатков, переживших эту страшную трагедию, осталась лишь апсидная часть базилики). Вообще церковь Сан - Паоло - фуори - ле - Мура входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь Вы можете найти ухоженный сквер, в котором Вас встретит скульптура святого Павла (создана Джузеппе Обичи), буквально приветствующая и провожающая в свои покои. Стоит отметить, что в Сан - Паоло - фуори - ле - Мура находятся мощи апостола Павла, а также здесь находится место его захоронения.

Базилика Сан - Паоло - фуори - ле - Мура находится в относительной отдаленности от основных достопримечательностей, поэтому обычные туристы до это храма попросту не доходят и вряд ли знают о его существовании. Поэтому, если Вы ищите место для уединения, то Вам безусловно придется по душе Церковь Сан - Паоло - фуори - ле - Мура.

Время работы

Пн - Вск: с 07:00 до 18:30

Монастырь и клуатр: с 08:00 до 18:15

Исповеди: с 7:00 до 12:30 и с 16:00 до 18:30

Адрес

Piazzale San Paolo, 1

Церковь Сан - Иньяцио ди Лойола

Неподалеку от вышеописанной церкви Сан Аньезе ин Агоне Вы сможете найти базилику Сан Иньяцио ди Лойола, которая расположилась вблизи Пантеона. Главной изюминкой этой церкви является иллюзионный купол, сотворенный Андреа Поццо: кажется, что купол имеет выпуклую форму, однако потолок является абсолютно плоским - в этом и заключается оптическая иллюзия изображения. Почему вдруг художник решил изобразить оптическую иллюзию? Потому что у владельца не хватило денег на то, чтобы завершить строение купола, поэтому было принято решение создать такой визуальный “трюк”, который скроет сей “недостаток”.

Время работы

Пн - Вск: с 7.30 до 12:20 и с 15:00 до 19:20

Адрес

Piazza di Sant Ignazio, 171

Иль Джезу

Базилика Иль Джезу является самой главной церковью Ордена иезуитов, а потому выполнена в соответствии с общепринятыми канонами в строгости и без архитектурных излишеств. Однако, церковь с, пожалуй, самым символичным названием Иль Джезу славится своими восхитительными куполами, драгоценными шедеврами и золотыми убранствами. Кстати говоря, не обошлась эта церковь и без влияния Микеланджело, который, к сожалению, не успел воплотить свой проект в жизнь, тем не менее сумел оказать влияние на архитектурный стиль сооружения. Дело в том, что после Микеланджело за проект взялся его талантливый ученик - Джакомо делла Порта, а потому Вы можете с легкостью заметить особенный стиль и дух гениального маэстро Микеланджело.

Время работы

Пн - Вск: с 7:00 до 12:30 и с 16:00 до 19:45

Адрес

Via degli Astalli, 16

Базилика Санта - Кроче - ин - Джерусалемме

Одна из уникальнейших базилик Вечного города, построенная на иерусалимской земле, что Вы, возможно, уже смогли определить из названия. Она же входит в список семи главных церквей Вечного города, посещаемыми паломниками во время их 20 - километрового маршрута. Здесь Вы можете найти драгоценнейшие реликвии, хранящиеся здесь испокон веков: это и священный гвоздь, и часть Тернового венца, и 3 фрагмента Истинного Креста и “Титулус Круцис”.

Время работы

Пн - Вск: ежедневно 7:00 - 12:45 и 15:30 - 19:30

Адрес

Piazza di S. Croce in Gerusalemme

Церковь Сан Луиджи деи Франчезе

Одна из самых обожаемых церквей Вечного города, хотя бы потому, что именно здесь Вы можете лицезреть абсолютно бесплатно целых 3 произведения талантливого гения реализма в живописи - Микеланджело Меризи да Караваджо. К тому же церковь Сан Луиджи деи Франчези занимает одну из самых выгодных геолокаций, расположившись между Пантеоном и Пьяццей Навона, поэтому посетить ее не составит труда любому туристу.

Время работы

Пн - Вск: 09:00 - 12:30 и 15:00 - 19:00

Адрес

Piazza di S. Luigi de" Francesi

Мы надеемся наша статья была полезна для Вас и Вы подчеркнули много необходимой информации, которая может пригодиться в Вашем путешествии. Также мы надеемся, что Вы проведете волшебные каникулы в Вечном городе.

Церковь Тринита дей Монти строилась на деньги французской короны, пожертвованные Людвигом XII. Строительство церкви длилось с 1502 по 1585 года. Возведением обители французский король хотел отметить победу французов в Неаполе. В период оккупаций Рима Наполеоном церковь подверглась нападению и была полностью разграблена. В начале XIX века началась реставрация храма.

Фасад церкви выполнен в строгом классическом стиле по проекту архитектора Карло Мадерна. Он украшен широким порталом в обрамлении колонн, а также увенчан аттиком с большой балюстрадой. Не менее значимой достопримечательностью собора является лестница знаменитого Доменико Фонтана, украшенная античными капителями и барельефами.

Во внутреннем убранстве храма доминирует удивительное изображение Богоматери, которое называется «Mater Admirabilis».

Церковь Санта Мария дель Пополо

По-итальянски populus означает тополь. Часовня, предшествовавшая храму, была построена у тополя, отсюда и пошло название. Нынешнее здание церкви было построено в 1472-1477 годах, при Александре VII интерьер был существенно обновлён по проекту Бернини.

Самый большой интерес с художественной точки зрения представляют пять приделов церкви, построенные в качестве семейных усыпальниц римской знати, а также церковных сановников. Автором проекта капеллы Киджи был знаменитый художник Рафаэль, который выполнял эту работу для своего покровителя Агостино Киджи. Мозаичный декор капеллы создан Рафаэлем, росписи в алтарном пространстве - Себастьяно дель Пьомбо.

В капелле Черази есть росписи руки Караваджо и других мастеров раннего барокко. Стоит отметить, что созданные Караваджо холсты с сюжетами из жизни св. Петра относятся к числу выдающихся произведений итальянской живописи XVII века.

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone)

Церковь на площади Навона посвящена мученице Агнессе, одной из самых почитаемых в Риме святых.

Существует легенда, согласно которой христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу.

Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви.

Церковь Милосердного Бога Отца

Церковь Милосердного Бога Отца или Юбилейная церковьнаходится в Риме, в Италии. Она была построена в 1996-2003 годах, спроектирована архитектором Ричардом Мейером. Строилась по заказу римской епархии. Эта титулярная церковь является общественным центром Рима.

Церковь символизирует собой корабль с тремя парусами. Три паруса являются символом Святой Троицы.

С южной стороны церкви расположено три изогнутых сегмента разной высоты из сборного железобетона. Для сохранения белого цвета стен церкви они содержат диоксид титана.

Церковь Сан-Томазо ди Вильянова

Церковь Сан-Томазо ди Вильянова располагается в центре итальянского города Кастель Гандольфо. Она посвящена святому Томасу Вильянове и была построена в конце семнадцатого века. Над ее архитектурой трудился сам Лоренцо Бернини в течение трех лет. Церковь имеет квадратную форму. В ее центре расположено Распятие на кресте Христа. Оно считается главным сокровищем церкви. Над ним трудился известный мастер Пьетро да Кортона.

В своем основании церковь имеет греческий крест. Отделочными работами в храме занимались лучшие мастера. Так, роспись потолка была сделана известным итальянским художником Антонио Рагги.

Несмотря на то, что снаружи вид у церкви не совсем привлекательный (здание по своему цвету и архитектуре не выделяется из череды остальных), внутри она уютная и светлая. Кроме Распятия на кресте Христа в церкви располагаются старинные иконы.

Церковь Св. Девы Марии делла Виттория

Санта-Мария-делла-Витториа - церковь, которая находится в восточной части Рима. Её строительство началось в 1605 году - инициаторами стройки являлись члены ордена босоногих кармелитов. По окончанию битвы на Белой горе, состоявшейся в 1620 году, храм был переосвящён в честь Девы Марии и победы католиков над "врагами веры".

Сравнительно небольшая церковь стала известной благодаря подчёркнуто театрализованному убранству капеллы под названием Корнаро, в частности - благодаря скульптуре "Экстаз святой Терезы", выполненной Бернини, и представляющей собой идеальный образец стиля барокко. Скульптура изображает святую Терезу, к которой явился ангел и пронзил её золотой стрелой с огненным концом, от чего Тереза впала в состояние духовного озарения.

Храм поражает своими потолочными росписями и общим стилем оформления.

Церковь Санта-Мария ин Трастевере

Церковь Санта-Мария ин Трастевере, которую еще называют Церковь Святой Марии за Тибром считается древнейшим храмом Рима, посвященным Богородице. Строительство храма началось в 340 г., а его строительство завершилось при папе Юлии I. Несмотря на многочисленные реставрации, церковь сохранила свой первоначальный облик.

Окончательно облик церкви сформировался в XII веке при папе Иннокентии II. Тогда же интерьер была украшен мозаиками, выполненными в византийском стиле. На триумфальной арке изображены символы апостолов-евангелистов, в конце апсиды - сцена коронации Девы Марии. На фризе изображен Христос-ангел, окруженный паствой. Во время реставрационных работ, проводившихся в XVIII в. по просьбе папы Климента VII перед фасадом церкви появился высокий тимпан (внутреннее поле фронтона), а также богато украшенные декоративными элементами порталы.

Внутреннее пространство базилики Санта-Мария ин Транстевере состоит из трех частей с колоннами разных размеров и апсидой, украшенной мозаикой работы художника Пьетро Каваллини. Эти элементы появились в середине XII в. Под мозаикой сохранилась надпись на латыни: "Он, Младенец и вечный Отец, как равный нам, как современник родился среди нас. Мы верим, что отсюда изливается миро, как волны Тибра".

Вблизи храма горделиво возвышается колокольня, выполненная в романском стиле. На протяжении многих столетий отсюда разносится звучание древнего колокола.


Достопримечательности Рима

Принципы строительства храмов Древнего Рима до принятия христианства основывались на этрусских традициях.

Виды храмов Древнего Рима

Памятники архитектуры Древнего Рима делились на две категории по целям использования:

  1. Базилики и храмы для совершения религиозных обрядов.
  2. Амфитеатры, акведуки и другие постройки социального, оборонительного и политического назначения.

Остановимся на первой группе строений — храмах Рима .

Языческая религия была заимствована римлянами от этрусков вместе с системой государственного управления. Одним из древнейших образцов зданий для совершения ритуальных обрядов назван Тосканский храм, описанный в сочинениях Витрувия.

План здания соответствовал канонам греческого храма. Вход в залы украшал двойной ряд колонн с элементами терракоты, характерных для дорийского стиля. По этой схеме был также построен храм Юпитера Капиталийского, рассказ о возведении которого содержиться в сочинениях Дионисия Галикарнасского.

Остальным храма древнего Рима присущи видоизмененные черты греческих традиций строительства. В консульскую эпоху приняты три ордера:

  • Ионийский — храм Фортуны Вирилис.
  • Дорийский — храм Благочестия.
  • Коринфский — все храмы от эпохи правления Тиберия до Диоклетиана. Стиль использовался для создания фасадов.
храм Фортуны Вирилис, Рим.

Храмы древней Греции и Рима: отличия

Римские храмы позднего периода отличали от греческих несколькими элементами:

  • глубина портика здания у римлян была значительно больше;
  • правило об окружении здания ступенями, характерное для , игнорировалось в Риме;
  • во фронтальной части возводилось основание с перроном, которое у греческой культуре было скорее исключением.

Единообразия греческим и римским храмам придавала стандартная форма в виде круга. По данному образцу построены храм Весты и самое масштабное здание Рима — храм Пантеон. Целла в нем покрыта куполом высотой более 43 м.
Долгое время создание было принято считать заслугой Агриппы. После открытия Шедана удалось установить, что архитектурные элементы создавались в разное время. Целла в форме круга была построена во время эпохи Антонинов, с 100 по 125 гг. До правления Агриппы Пантеон состоял из 10 колонн, после вступления в должность императора — их число сократилось до восьми. Таким храм Рима можно увидеть сегодня.
Храмы Ромы и Венеры имеют удлиненную целлу со сводом, что редко встречалось в архитектуре империи.


Базилика Пантеон, Рим

Гражданские храмы древнего Рима: базилики

Базилики, представляющие в здания религозного назначения, использовались в Риме для гражданских целей.

Базилики предназначались для ведения судебного производства, освещения политических и социальных событий, проведения народных собраний. Ранее государственные переговоры велись на открытом пространстве римских форумов.

Сроительство первой базилики относится к 180 г. до н.э. времен Катона. Схема возведения была заимствована из древней Греции.

Базилика Пантеон, Рим

Для римских базилик были характерны следующие черты:

  • три нефа — центральный и два сбоку;
  • боковые нефы возводились в два этажа;
  • стропила из дерева обязательно находились над зданием;
  • ширина равнялась от 1/3 до 1/2 длины здания;
  • наличие поперечных нефв;
  • здание делилось по ширине на пять частей: две части занимались боковыми нефами, три других — средним нефом;
  • колонны строились в 2 яруса: один на 1/4 выше другого;
  • нижний этаж служил для проведения деловых встреч, верхний — для прогулок;
  • ярусы отделялись стилобатом, который был чуть ниже верхнего яруса.

Капиталийский холм, Рим

Наиболее известные базилики Рима:

  1. Ульпия, построенная в конце форума Траяна по эскизу архитектура Аполлодора.
  2. Базилики в Пергаме и Трире, возведение которых приписывается .
  3. Хорошо сохранились римские базилики в : Мусмийэ, Санамен, Константина.

По постройкам республиканского периода можно говорить о глубокой религиозности римлян. Храмов и базилик в городах насчитывалось больше, чем построек для светских целей.

Пантеон Рима служил местом поклонения культам Юпитера (), Марса (греческого Ареса, покровителя войны) и Квирина (символ царской власти в традиции древней Греции). Религиозная основа триединства была заложена в систему распределений функций в госаппарате Рима: религиозная, социальная и военная.

Важные исторические события связаны с храмом Портуны, находившемся рядом с рынком скота на Бычьем форуме. В 390 г. до н.э. на Рим напали галлы. Местным жителям пришлось укрыться на холме Капитолии, римская армия потерпела поражение.

Галлы тогда обложили данью, исчисляемой в золоте. По прошествии 800 лет готы предпримут попытку захвата уже столицы древнего мира, после чего римляне начнут обширную кампанию по захвату соседних государств.

Поздние постройки религиозного значения совмещают религиозные традиции завоеванных территорий сабинян, латинян и этруссков. Так римляне пытались отразить космополитичный характер нового центра пересечения интересов древних народов.

Храмы древнего Рима: презентация


Базилика Пергамы, Рим

Сентябрь 29, 2018

Рим – один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад он был крупнейшим центром общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные языческим Богам, начали возводить еще в царский период, примерно в VI веке до н.э. Эти самые древние храмы Рима сохранились до наших дней — их руины и сегодня можно увидеть в Риме. Давайте с ними познакомимся.


Руины античного храма Весты, посвященного римской богине семейного очага, находятся в древнейшей части Вечного Города, на Римском форуме. Предположительно храм появился в VI-V веках до н.э. Круглое в плане строение было окружено с внешней стороны колоннадой. В храме постоянно горел Священный огонь, который поддерживался жрицами богини Весты – весталками, а внутри находился тайник, хранивший священные реликвии.

Современники могут увидеть всего три пятнадцатиметровые колонны, алтарь, а также источник Ютурны, вода которого считалась целебной.


Одним из наиболее древних религиозных строений Древнего Рима, которым посчастливилось сохраниться до наших дней, считается храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском Форуме. Сатурн — Бог земли и плодородия, в древности особо почитался римлянами, ему воздвигали храмы и его именем называли новые города. По приданию, в античные времена Италию называли Сатурновой землей.

Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолийского холма во второй половине V века до нашей эры. За свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, однако его восстанавливали. На сегодня уцелело лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе можно увидеть надпись на латыни:

SENATUS POPULUSQUE ROMANUS INCENDIO CONSUMPTUM RESTITUIT

Что в переводе звучит как: «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили ».

В республиканский период под храмом располагалось казначейство, где хранилась не только Римская казна, но и важные государственные документы.

Храм Портуна является одним из немногих античных сооружений, которому удалось дожить до наших дней. В древнеримской мифологии Портун считался богом дверей, ключей и скота, охранником входов и выходов. Храм находится на Бычьем форуме. В республиканские времена здесь располагался небольшой порт и рынок, на котором велась оживленная торговля скотом.

Первый храм Портуна появился еще в III веке до н.э., однако то сооружение, которое можно увидеть сегодня, датируется I веком до н.э. От предыдущего сооружения сохранилась лишь часть фундамента, найденная при раскопках.

Храм является старейшим, дожившим до наших дней, мраморным сооружением в Риме. Он был построен приблизительно в 120 году до н.э. на Бычьем форуме, недалеко от храма Портуна. Посвящен герою древнегреческой мифологии, обожествленному Гераклу, культ которого через греческих колонистов распространился и в Италии.

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории, после основателя Рима Ромула, обожествленным римлянином. Спустя всего два года после жестокого убийства Цезаря, начиная с 42 года до н.э. началось возведение храма в его честь. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая его часть, зато руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают неплохое представление о том, каким внушительным по своим размерам это здание было более двух тысячелетий назад.


Три высоченные колонны и часть подиума – это все, что сохранилось от храма Венеры Прародительницы на форуме Цезаря. Он был возведен еще в 46 году до н.э. по указанию великого Юлия Цезаря в благодарность Венере, плодородия, красоты и любви, за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Сохранившиеся руины храма расположены на Императорских форумах, или Fori imperiali, в центре форума Августа, построенного по заказу первого римского императора во 2-ом году нашей эры. Это было величественное сооружение, богато украшенное белым мрамором, скульптурами царей и великих римских полководцев, священными статуями богов и мифологических персонажей.


В 79 году нашей эры на Римском форуме был воздвигнут храм в честь двух обожествленных императоров Флавиевых – Веспасиану и его сыну Титу. От величественного храма осталось лишь несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые на сегодняшний день хранятся в музеях.

Храм всех богов – Пантеон – раскинулся на Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, в историческом центре Рима. Это сооружение было построено по наказу императора Адриана в 126 году н. э. До наших дней он остается действующим храмом. Пантеон представляет собой уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронено много выдающихся личностей прошлого, среди которых итальянские короли Умберто I и Витторио Эммануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные живописцы и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци и др.

По словам историков, самым величественным религиозным строением Древнего Рима был храм, возведенный во славу богинь Венеры и Ромы, покровительницам Вечного города. Его освятили в 135 году н. э., в период правления Адриана. Архитектором этого монументального сооружения выступил сам император.

Руины, которые можно увидеть сегодня вблизи Колизея, дают представление о размерах античного строения. Постамент, на котором был воздвигнут храм, имеет длину 145 метров и ширину 100 метров.

Современный Рим — это не просто город с продолжительной, многовековой историей, это настоящий музей под открытым небом, экспонаты которого удивительным образом находят место среди современных зданий. Одним из таких примеров является храм Адриана, расположенный на Каменной площади (Piazza di Pietra). Часть древнеримского сооружения оказалась встроенной в здание XVII века, построенного по проекту Карло Фонтана.

Храм во славу обожествленного императора Адриана был воздвигнут его приемным сыном и приемником Антонином Пием в 141-145 годах нашей эры.

Храм Антонина и Фаустины – один из немногих хорошо сохранившихся дохристианских храмов Форума. По указу императора Антонина Пия, бывшего по своей сути глубоко религиозным человеком, на Римском Форуме примерно в середине II века был воздвигнут храм в честь его покойной супруги Фаустины. Когда скончался император, на церемонии прощания в небо был выпущен орел, что символизировало обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S(enatus) C(onsulto)

которая в переводе с латыни звучит как: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената ».

Одним из самых крупных сооружений, расположенных на Римском форуме является базилика, посвященная императорам Максенцию и Константину. Высота сводов базилики, построенной в 312 году, составила 39 метров, а площадь всего одного нефа превышала четыре тысячи кв.м.

Самые древние храмы Рима, сохранившиеся до наших дней


September 17th, 2014 , 04:20 pm

Про Рим можно говорить не останавливаясь очень долго. И уже столько всего сказано, что добавить что новое крайне сложно.
Но я попробую - просто из вредности:)))
Как говорят итальянцы - Во всём мире картины хранятся в музеях, и только в Италии в церквях.
Так давай де же погуляем по этим самым церквям и храмам и посмотрим...


1. Санта Мария ди Лорето (Santa Maria di Loreto)
Сооружение базилики Санта Мария ди Лорето считатеся превосходным результатом совместной работы талантливых архитекторов Антонио да Сангалло Младшего и Браманте. Основной алтарь базилики был построен в 1628 году, под руководством не менее великолепного архитектора Гаспара Векхи. Некотрое время спустя, базилика Санта Мария ди Лорета была снова реконструирована в 1867 году Лукой Карнини. Интерьер церкви – это уникальное сочетание античности. В капеллах можно увидеть уникальные мозаичные работы Паоло Розетти, датируемые 1594 годом. Найти базилику достаточно просто, она находится в античной части города.

2. Пантеон (Pantheon)
Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Римский Пантеон ИталияОколо 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 125 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего.

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба.

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна.

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году.

3. Санта Мария ди Монтесанто (Santa Maria di Montesanto) (слева) и Санта Мария дей Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) (справа)
Санта Мария дей Мираколи и Санта Мария ди Монтесанто – две барочные церкви в Риме, расположенные на площади Пьяцца дель Пополо и обращенные в сторону северных ворот Стен Аврелиана. Церкви часто называют близнецами за их внешнее сходство, но на самом деле в их плане и деталях есть немало различий.
Происхождение церквей уходит своими корнями в 17-й век, когда были отреставрированы строения, служившие главным входом в Рим эпохи Средних веков и периода Возрождения. Папа Римский Александр II поручил архитектору Карло Райнальди создать монументальный вход на улицу Виа дель Корсо. Строительство обеих церквей профинансировал кардинал Джироламо Гастальди, чей герб можно увидеть на обоих храмах.

Санта Мария ди Монтесанто была возведена на месте одноименной церкви и какое-то время принадлежала ордену кармелитов. Само название Монтесанто – Святая Гора – отсылает к горе Кармель в Израиле. Строительство церкви началось в 1662 и завершилось в 1675 году (некоторые элементы были добавлены в 1679 году).

4.Сан Джакомо ин Аугуста (San Giacomo in Augusta)
Сооружение церкви было начато в 1592 году по проекту архитектора Francesco Capriani da Volterra и было продолжено в 1598 году Carlo Maderno.
Первая церковь на этом месте была построена в 14-м веке рядом с госпиталем для неизлечимо больных (Incurabili) – она получила название Сан Джакомо дельи Инкурабили. А приставка «ин Аугуста» была добавлена позднее, из-за Мавзолея Августа, расположенного неподалеку.

Интерьер церкви примечателен барельефами и лепниной французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, картинами Джузеппе Пассери, работой художника-маньериста Кристофоро Ронкалли и другими произведениями искусства.

5. Сан Карло аль Корсо(San Carlo al Сorso)
Церковь Святых Амвросия и Карла - титулярная церковь (с 7 июня 1967 года), посвященная святым епископам Милана Амвросию и Карло Борромео в Риме. Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году. Строительство проходило под руководством архитектора Онорио Лонги (англ.)русск. в 1612-1619 годах, затем 1616-1627 годах при его сыне Мартино. В 1668 году был возведен купол (работы Пьетро да Картона), в 1684 году закончено оформление фасада. Внутри церковь богато украшена позолотой и фресками Г. Бранди, алтарь работы Карло Маратта.

6.Сан Лоренцо ин Лючина (San Lorenzo in Lucina)
Сан-Лоренцо ин Лучина – это самая древнейшая из христианских базилик Рима. По мнению ученых, базилика была возведена на месте, где ранее находился священный колодец Юноны. В 12 столетие базилика была реконструирована. Перед входом в Сан-Лоренцо соорудили великолепный портик из колонн античных времен, к которым в последствие были добавлены капители эпохи Средневековья. Фронтон базилики был выполнен в форме треугольника, а стены декорированы мраморной мозаикой. В середине 19 столетия фасад базилики опять перестроили. Основная ценность базилики - это Капелла Фонсека, спроектированная Бернини и “Распятье”, находящееся над основным алтарем, работы Рени.

7.Санта Мария Маддалена (Santa Maria Maddalena)
В этом месте в Риме начиная с 1586 годы была церковь Ордена Saint Camillus de Lellis. В 17 веке началось строительство нынешней церкви, которая была завершена в 1699 году.

8. Св. Юлиана из фламандцев (Chiesa di San Giuliano dei Fiamminghi)
Это римско-католическая церковь Святого Юлиана. Исторически сложилось, что церковь была национальной церковью Южных Нидерландов в Риме, в 1830 году, стала национальным церковью Бельгия.

9.Санта Мария ди Монсеррато (Santa Maria di Monserrato)
Храм был возведён по проекту Антонио да Сангалло мл. для арагонцев и каталонцев. В 1582-84 годах по планам Франческо да Вольтерры была выполнена нижняя часть фасада, около 1673-75 года церковь была окончательно закончена. С 1807 года - это национальная церковь испанцев в Риме.

В церкви находятся надгробия пап из рода Борджа - Каллиста III (Alfonso de Borja) и Александра VI (Rodrigo Borgia).

10. Санта Мария ин Трастевере (Santa Maria in Trastevere)
Титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице.

На этом месте уже в III веке при Папе Каликсте I была построена первая церковь, в IV веке при Папе Юлии I возникла большая базилика, а в XII веке при Папе Иннокентии II возведено новое здание с кампанилой.

В каждой церкви присутствует орган (есть и расписания концертов), не стала исключением и эта.

11. Церковь святого Иоанна Кущника(Chiesa di San Giovanni Calibita)
Церковь построена в 14 веке. Но вполне вероятно, церковь была основана на месте храма Юпитеру.
Церковь была реконструирована в 1640 году, фасад завершили в 1711 году, богатая внутренняя отделка завершена в 1742.

В первой капелле справа находится чудотворная икона Божией Матери /Madonna della Lampada/ XIII века, изображение которой есть и на фасаде церкви. В главном престоле почивают мощи святого Иоанна Кущника, святых мучеников персидских Марина, Марфы и их сыновей Авдифакса, Аввакума и священномученика Ипполита. Все церкви действующие.

12. Санта Мария Маджоре(Basilica di S.Maria Maggiore)
церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь

13. и в заврешении - собор Святого Петра в Ватикане.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По традиции карта моих перемещений (честно признаюсь - тут не один день)

Не возможно объять необъятное и зайти в каждую церковь в Риме - их очень и очень много и каждая прекрасная по своему.
Побывав в Израиле я примерно понял с чего начиналось христианство, но побывав в Италии я увидел даже не религию, а могущество церкви.