Биржа труда как правильно называется. Что такое биржа труда? Кто не может быть признан безработным

Данная статья станет подспорьем для тех, кто остался без работы и собирается на биржу труда с целью ее оперативного поиска. Мы подскажем, что потребуется для постановки на учет ЦЗН в 2020 году, какой пакет документов нужно предоставить и на какой размер пособия можно рассчитывать. С 1 января 2019 года размер пособия по безработице увеличен и на 2020 год : минимальная величина в размере 1500 рублей, максимальная величина в размере 8000 рублей, а также установлена максимальная величина пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) в размере 11280 рублей в соответствии с Постановление правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375.

Также мы разберем другие сопутствующие вопросы. Если вы уже работали и потеряли рабочее место по сокращению, если уходили в декрет, а может вы первый раз в жизни собираетесь устроиться работать после учебного заведения. Не забывайте, если вы не нашли ответ на ваш вопрос в тексте публикации - вы всегда сможете задать вопросы в комментариях , наши специалисты постараются ответить как можно быстрее.

Как встать на биржу труда? Документы для постановки на учет в Центре Занятости

Узнайте, где располагается в вашем городе Центр занятости – именно туда Вам необходимо направиться, чтобы встать на биржу труда. Сразу уточним, что для этого должно быть одно веское основание – Вы безработный гражданин. Если обратиться к статье 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», то здесь дается четкое определение лиц, которые признаются безработными. Это категория трудоспособных граждан, которые встали на учет в Центр Занятости и в настоящий момент времени не осуществляют трудовую деятельность и не получают за нее денежное вознаграждение. Граждане активно ищут работу и готовы оперативно начать трудоустраиваться. После процедуры постановки лица на учет, он попадает под защиту государства, которое предусмотрело гарантии, заключающиеся в денежных выплатах до того момента, когда подходящая работа будет найдена.

Какие именно документы вам будут нужны, чтобы в качестве безработного встать на учет? Собираем следующий пакет:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Трудовая книжка (если вы ранее уже где-то работали);
  • Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы перед увольнением или сокращением (если вы ранее не работали, то такая справка не потребуется);
  • Документы об образовании. Возьмите школьный аттестат и все имеющиеся у вас дипломы. В соответствии с этими документами, опираясь на имеющуюся в вашем послужном списке профессиональную подготовку и опыт, сотрудники Центра занятости населения будут подбирать подходящую работу.

У вас могут также потребовать выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Она понадобится, чтобы оформить пособие.

Постановка на учёт по безработице инвалидов

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Условия постановки на биржу труда

Всем, кто поставил задачу встать на учет в ЦЗН, необходимо владеть информацией о том, какие обязанности налагаются на граждан, после регистрации. Итак:

  1. Дважды в месяц вы обязаны посещать центр занятости – сотрудник назначит Вам время и дату. Если Вас не будет в указанный срок, то сумма обозначенного государством пособия по безработице может быть снижена. Даже вплоть до полного прекращения выплаты.
  2. Вам будут периодически предлагать работу, соответствующую Вашей профессиональной подготовке, и необходимо в 3-х дневный срок после получения сведений о вакансии прибыть к работодателю на предприятие для прохождения собеседования.
  3. В течение года безработному следует определиться с предложенными вакансиями и выбрать для себя работу. В противном случае для него будет считаться подходящим любой вариант, не требующий определенных навыков, образования и квалификации.

Если Вы задумываетесь о постановке на биржу труда, следует знать, что не каждый гражданин может получить статус безработного и претендовать на денежное пособие.

Кто не может быть признан безработным?

  • Граждане, которые уже вышли на пенсию и получают пенсию по возрасту;
  • Лица, которым еще не исполнилось 16 лет;
  • Лица, осужденные к исправительным работам;
  • Если человек становится на учет в Центре занятости, но ранее негде не работал, не обучался и не имеет квалификации. В ЦЗН ему было предложено обучение, от которого он отказался два раза;
  • Перечень граждан, которым еще может быть отказано в получении статуса безработного можно узнать в ч.3 ст.3 ФЗ «О занятости населения в РФ».

Электронная биржа труда - вакансии онлайн

Многих граждан интересует вопрос постановки на учет в Центре Занятости, и они хотят знать, есть ли электронные биржи труда? Да, региональные электронные биржи труда существуют, правда, на сегодняшний день это не столь распространенное явление, особенно для сел и небольших населенных пунктов. Такие удобные сервисы созданы во многих крупных мегаполисах, их главная задача – помочь людям найти подходящую работу. И на этом функции электронной биржи труда заканчиваются.

Следует знать, что с помощью такого сервиса Вы не сможете официально встать на учет по безработице, чтобы получать государственное денежное пособие. Для этих целей необходимо Ваше личное присутствие с пакетом документов в Центре Занятости населения. Но если Вы задались целью найти работу максимально быстро, то данный сервис очень удобен – на сайте Вы в любое время можете просмотреть имеющиеся вакансии и подобрать себе подходящую работу в короткий срок.

Чем еще полезны электронные биржи труда? Здесь можно найти полезную информацию о проводимых тренингах, семинарах, обучающих курсах. Данные мероприятия на базе Центра занятости потребуют минимальных затрат от граждан (в отличие от стоимости аналогичных курсов в других заведениях), или проводятся бесплатно. Поэтому, пользуясь сайтом ЦЗН, Вы всегда будете в курсе происходящих событий и сможете начать обучение или найти вакансию.

Можно ли беременной встать на биржу труда и рассчитывать на пособие по безработице?

Женщина « в положении», безусловно, может встать на учет по безработице. В соответствии с законом, ее «интересное положение» не может быть основанием для отказа в постановке на учет или предоставлении рабочей вакансии.

После обращения беременной в ЦЗН, специалисты на основании имеющегося у нее образования и опыта, в течение десятидневного срока должны предоставить 2 варианта вакансий. Если в этот период подходящая работа не была найдена, беременную женщину регистрируют, как и других граждан как безработную и назначают ей государственное пособие. Если она не находит себе работу, то выплата пособия будет осуществляться до 30 недель беременности. После наступления этого срока, она «отправляется» в отпуск по беременности и родам. С этого момента выплаты останавливаются, и ей в дальнейшем придется обратиться в органы социальной защиты. После предоставления необходимых документов, специалисты займутся оформлением пособия по уходу за ребенком.

Размер выплат по безработице - сколько платят на бирже труда? (в РФ, в Москве)

Выплаты на бирже труда производятся на основании постановлений Правительства России, и с 2009 года по 2018 год их сумма осталась неизменной. В 2020 году максимальный и минимальный размер выплаты пособия по безработице увеличены , а также увеличен размер пособия для лиц предпенсионного возраста, чего не было ранее.

Чтобы получить более точный ответ о размере выплаты, то здесь все упирается в конкретный случай и будет зависеть от таких показателей:

  • Количество недель трудовых отношений (официальное трудоустройство) в течение 12 месяцев на дату обращения в ЦЗН;
  • Размер средней заработной платы за три последних месяца по последнему месту работу;
  • Основание увольнения.

Какие правила для выплат установлены в 2020 году:

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением: гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента .

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется

в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60% указанного заработка.

Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60% такого заработка, в дальнейшем - в размере 45% такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента .

Если смотреть данные показатели по Москве, то здесь работает постановление правительства №47-ПП от 27.01.2009, по которому столичные жители имеют право на надбавку к пособию по безработице. Ее сумма на сегодняшний день составляет 850 рублей, а также компенсируется безработным стоимость проезда на общественном транспорте города в размере 50% от цены проездного документа в городском транспорте.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Биржа труда создана для подбора работы тем, кто ее не имеет. Здесь имеется множество вакансий по специальностям, на которые потенциальные работодатели подают заявки. При потере работы, сокращении, беременности можно стоять на бирже труда. Любой стоящий на бирже получает установленное законом пособие, если он пока не трудоустроен и активно занимается поиском работы.

Есть ли смысл вставать на учет на биржу труда

Вставать ли на биржу труда? Несомненно, да, так как при поиске работы, если гражданин не встал на учет, ему никто не будет выплачивать пособие по безработице. В случае постановки на учет биржей занятости выплачивается пособие, которое зависит от того, уволился ли человек по собственному желанию или попал под сокращение и т. д. То есть на бирже труда могут встать на учет все трудоспособные граждане, на данный момент не имеющие работы по какой-либо причине.

Даже самое минимальное пособие поможет человеку иметь средства на питание, квартплату и пользование общественным транспортом, пока он подыскивает себе работу. При трудоустройстве гражданин снимается с учета, и пособие ему перестает выплачиваться.

Даже если человек был уволен с то ему все равно полагается минимальное пособие. Но при условии, что он так и не смог за две недели после регистрации на бирже труда.

Как можно встать на учет на биржу труда

Как вставать на биржу труда? На учет ставятся безработные лица. Ими могут считаться только люди трудоспособного возраста, которые не имеют постоянного заработка и работы. При этом безработный гражданин должен быть зарегистрирован в службе занятости как неработающий на данный момент.

Через какое время после увольнения можно встать на биржу труда? Желательно это сделать в течение двух первых недель. Регистрация происходит в день обращения, при наличии всех подтверждающих документов. Но статус безработного может быть присвоен лишь по истечении 11 дней после подачи бумаг. За это время вам обязаны предложить:

  • несколько вариантов работы (постоянной или временной);
  • варианты общественных работ, если нет подходящей вакансии;
  • переподготовку по специальности или курсы для повышения своей квалификации.

При этом работники биржи не могут предлагать работу, если до нее невозможно добраться общественным транспортом (например, за городом). Также недействительно будет и выданное ими направление, которое не подтверждено работодателем. Сотрудники биржи труда не могут приглашать граждан прийти за направлением чаще, чем один раз в две недели, если не имеется подходящей вакансии.

Когда регистрация на бирже труда невозможна

Не могут поставить на учет на биржу занятости гражданина в качестве безработного, если:

  • он работает;
  • учится;
  • на военной службе;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • пенсионер;
  • осужден и приговорен к лишению свободы или находится на ;
  • предоставил ложные документы.

Документы для постановки на учет

Документы на биржу трудадля постановки на учет:

  • паспорт;
  • страховое свидетельство;
  • трудовая книжка;
  • документы о законченном образовании, в том числе и об окончании курсов;
  • справка 2-НДФЛ;
  • заявление.

Заявление заполняется непосредственно на бирже труда, на специально предусмотренном бланке, который выдается на месте.

Подходящая работа

Как вставать на биржу труда для поиска подходящей работы? Такая работа по законодательству РФ - это та, которая пригодна для определенного человека. Она должна быть равна предыдущей по условиям, которые действовали на последнем месте, где работал гражданин. Исключение составляют лишь общественные работы. К тому же вакансия должна подходить и по состоянию здоровья. Также необходимо, чтобы до нее можно было добраться общественным транспортом. Допустимая максимальная удаленность работы от дома - 50 км.

Причем вышеперечисленные условия учитываются, даже если гражданин:

Пособие по безработице

На период и размер выплат влияют стаж, причины увольнения и условия предыдущей работы. В основном пособие рассчитывается по среднему заработку. Но имеются и некоторые исключения.

Минимальное пособие получают те, кто трудоустраивается впервые, не работал более года или уволен с нарушениями. Но при этом, если они проживают в любом районе Крайнего Севера, то имеют дополнительный коэффициент начисления. Также дополнительные средства начисляются чернобыльцам.

Установленные выплаты производятся в течение года. Для тех, кто уволен за нарушения или заново начинает трудовую деятельность после долгого перерыва, - полгода. Если за первый период выплат гражданин не устроился на работу, срок выплат продлевается на второй период, но не может превысить двух лет. Выплата производится два раза в месяц.

Как вставать на биржу труда на второй срок? Для этого проходят перерегистрацию, при которой также нужно появляться на бирже два раза в месяц с необходимыми документами. В случае непосещения учреждения выплата прекращается или останавливается на 3 месяца.

Размеры, приостановление и отказ в выплате пособия

Потерявшим работу первые 3 месяца выплачивается по 75% от средней трехмесячной зарплаты. Последующие четыре месяца - по 60%. Оставшиеся - по 45%, но не меньше минимального пособия.

Прекращаются выплаты при:

  • трудоустройстве;
  • переподготовке или повышении квалификации;
  • неявке на биржу занятости свыше месяца;
  • получении пособия по ложным документам;
  • лишении свободы;
  • назначении пенсии;
  • отказе гражданина от пособия по личному заявлению;
  • смерти гражданина, получающего пособие.

Приостановление выплат на 3 месяца происходит при:

  • двух самостоятельных отказах от предложенной работы;
  • отказе от общественных работ или направления на обучение профессии;
  • появлении на перерегистрации в состоянии алкогольного опьянения;
  • за нарушение дисциплины;
  • нарушении сроков перерегистрации;
  • прекращении обучения по направлению биржи труда в самовольном порядке.

Как встать на учет при сокращении

Как вставать на биржу труда, если гражданин попал под сокращение? Для этого ему потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справка 2-НДФЛ за последние 3 месяца.

Справку получают в отделе кадров бывшей работы. При этом сообщается, для каких целей она потребовалась. Обратиться на биржу нужно в течение 2 недель после увольнения. Непосредственно на бирже труда пишется заявление на признание гражданина безработным на специальном бланке. Все документы фиксируются, а копии остаются на бирже труда. Через 10 дней дается ответ. Инспектор, который курирует данного гражданина, предложит вакансии по специальности. Выдаются направления к работодателю, который может и отказать в работе. В таком случае через две недели инспектор должен выдать новые направления, по которым необходимо получить согласие или отказ работодателя.

Какие выплаты положены сокращенному работнику

При сокращении и последующей постановке гражданина на учет на биржу занятости ему полагаются выплаты, равные среднему месячному заработку, до тех пор, пока он не устроится на работу. Но оплачиваемый период не может быть более двух месяцев с момента увольнения. В исключительных случаях по решению биржи труда за работником может сохраниться выплата и на 3-й месяц.

Возможен указанный выше вариант, только если после увольнения гражданина поставили на учет на биржу занятости в течение 2-х недель, но он так и не был трудоустроен. Но пособие выплачиваться не будет, если на период поиска работы гражданин все еще числится на каком-нибудь предприятии.

Какие документы на биржу труда нужно предоставить сокращенному человеку? Это трудовая книжка, которая должна быть выдана ему в течение трех дней, паспорт и справка 2-НДФЛ за последние 6 месяцев. Если гражданин встанет на учет в течение 2 недель после сокращения, то он сможет целый год получать пособие на бирже занятости.

Как встать на учет на биржу занятости при беременности

Если гражданку уволили, то необходимо подойти на биржу труда для постановки на учет в течение 2 недель сразу после увольнения. Если ранее женщина не работала, то она может встать на учет до достижения 30 недель беременности. До этого срока пособие на бирже труда выплачивается согласно общим условиям. Регистрация проходит в день обращения.

Также на общих условиях в двухнедельный срок ей будет предложено два варианта вакансий или общественные работы. Если во время беременности не стоит цель найти работу, то можно бесплатно выучиться на другую специальность. В данном случае это будет идеальный вариант для женщины. Но в это время не выплачивается, так как для данного варианта предусмотрена стипендия. Но если вакансию женщине так и не подобрали, то ее поставят на учет как безработную, с выплатой пособия.

Нужно помнить, что постановка на биржу труда по безработице возможна только до 30 недель беременности. Позже этого срока необходимо предоставить инспектору на биржу справку из женской консультации. Далее женщину снимают с учета, и она уходит в декрет. В период беременности и родов пособие по безработице не предусмотрено, поэтому, возможно, не стоит говорить об «интересном положении» до крайнего срока. Для получения пособия после 30 недель необходимо уже обращаться в органы соцзащиты.

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями :

  • содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;
  • стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами РФ предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство в соответствии с законами должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-и пиал и до в и др. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий, организация дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

«Занятость , — согласно указанному Закону, — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.

Службы занятости

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости.

Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г., и соответствующими законами и нормативными актами РФ.

Центры занятости решают следующие основные задачи :

  • сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
  • консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • профессиональная ориентация всех групп населения;
  • выплата пособий по временной незанятости;
  • консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
  • оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
  • организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы;
  • социально-психологическая работа с клиентами.

В соответствии с Законом Российской Федерации о занятости населения безработными признаются трудоспо- собныс граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

  • Закон утверждает ряд положений. Готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.

Закон признает «подходящей работой » такую, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, которым назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;
  • впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Социально-психологическая работа в системе службы занятости

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует: что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать поданной профессии.

Под биржей труда в современном обществе обычно подразумевают государственное учреждение, которое осуществляет посредничество между теми, кто занят поисками подходящей работы, и работодателями, заинтересованными в квалифицированной рабочей силе. Биржа труда – часть системы государственного регулирования рынка труда, которая помогает гражданам с трудоустройством и переобучением, а также осуществляет социальную поддержку безработных.

Органы, ведающие вопросами занятости населения, анализируют состояние рынка труда во всех регионах страны и подбирают для соискателей вакансии, соответствующие их уровню профессиональной подготовки.

В настоящее время ситуация на рынке труда настолько сложна и многообразна, что часть функций государственных Центров занятости населения берут на себя коммерческие и общественные биржи труда. В таких организациях соискатель может за приемлемую плату получить данные об актуальных вакансиях, хотя однозначной гарантии трудоустройства, разумеется, никто дать не может.

Государственные Центры занятости населения

Государственная служба занятости занимается более широким кругом вопросов. В ее ведении – проблемы с трудоустройством лиц, временно оставшихся без работы; переподготовка тех, кто желает ; выплаты государственных пособий тем лицам, которые становятся на учет в качестве безработных.

Центры занятости осуществляют также профориентацию и психологическое сопровождение граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Биржа труда имеет в своем распоряжении банки актуальных вакансий, которые востребованы в данном регионе в настоящий момент. Чтобы получить доступ к вакансиям, гражданину требуется подать в учреждение пакет необходимых документов и зарегистрироваться в качестве безработного. Специалисты биржи труда помогут подобрать подходящее место работы, соответствующее склонностям, образованию и уровню подготовки соискателя. Услуги Центров занятости населения бесплатны.

Центры занятости населения создаются по территориальному признаку и имеются в каждом регионе. Любой гражданин России, столкнувшийся с проблемой трудоустройства, вправе обратиться за помощью и поддержкой в то учреждение службы занятости, которое расположено в месте его проживания. Регистрация на бирже труда возможна при наличии паспорта, трудовой книжки и документа об образовании. Тем, кто ранее работал, потребуется также справка о среднем заработке за последние три месяца.