Акмеология.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Г. И. ХОЗЯИНОВ, Н. В. КУЗЬМИНА, Л. Е. ВАРФОЛОМЕЕВА

АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 - Физическая культура и спорт 2-е издание, стереотипное

Издательский центр «Академия" 2007

УДК 796/799(075.8) ББК 75я73 Х706

Рецензенты:

доктор педагогических наук, академик РАО, президент Международной академии наук педагогического образования В. А, Сластенищ доктор психологических наук, академик Международной академии акмеологических наукЛ, А. Степнова

" НБ БГУ Н-Библиотека

Хозяинов Г. И,

Х706 Акмеология физической культуры и спорта: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузь­мина, Л.Е. Варфоломеева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»-, 2007. - 208 с.

ISBN5-7695-3669-1

В настоящем учебном пособии рассматриваются общие вопросы акмео- логии - новой учебной дисциплины, включенной в учебные планы выс­ших учебных заведений. Показаны пути достижения профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, способы достижения педагогического мастерства для специалистов по физической культуре и спорту.

Пособие адресовано студентам высших педагогических учебных заве­дений, а также может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, учащимся ФПК для специалистов по физической культуре и спорту.

Ц К 796/799(075.8) ЯИЧНАЯ Г ББК75я73

оУ-

Ъяи&вственностъю

макету

Оригинал

Издательского центра «Академия» t и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е, 2005

© Образовательно-издательский центр * Академия», 2005 ISBN3-7695*3669-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

Введение

Учебное пособие разработано в соответствии с примерной про­граммой дисциплины «Акмеология физической культуры и;порта», одобренной учебно-методическим объединением по об­разованию в области физической культуры и спорта, утвержден- ■гой Министерством образования Российской Федерации, и ре­комендуется для студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Об­щие основы акмеологии» дается характеристика акмеологии как науки и учебной дисциплины; рассматриваются слагаемые про­фессионализма и творческой самореализации, методы самосовер­шенствования, педагогический опыт как результат самореализа­ции творческого потенциала педагога; рассказывается о вершинах творчества некоторых выдающихся людей - предвестников фун- хаментальной акмеологии.

Во втором разделе «Акмеологическая направленность подго­товки специалистов по физической культуре и спорту» рассмат­риваются следующие вопросы: современные образовательные тех­нологии, содержание образования как средства развития лично­сти, акмеологическая направленность составляющих процесса обучения в профессиональной подготовке специалистов по фи­зической культуре и спорту, а также их профессионально-педа- |Гогическая деятельность; организация и осуществление педаго­гического общения в процессе физкультурно-спортивной дея­тельности.

Третий раздел «Педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма педагога» рассказывает об основах и сущности педагогического мастерства, о методиках определения уровней профессионализма педагога и эффективности технологий обуче­ния, о педагогическом диагностировании.

«Акмеология» - новая учебная дисциплина, включенная в учеб­ные планы высших учебных заведений. Отсюда понятны сложно­сти, которые возникают в связи с разработкой программы, учеб­ника и учебных пособий. В них должны быть отражены основы акмеологии как науки. Представляется, что содержание этого курса должно отражать как общие, так и специфические стороны про­фессиональной деятельности.

В профессиональной подготовке будущих специалистов по фи­зической культуре и спорту акмеология предоставляет возможности

    самопознания и определения направлений самосовершен­ствования студентов;

    интеграции учебных дисциплин, как психология, педагоги­ка, социология, технология обучения;

    усиления психолого-педагогической направленности про­фессиональной деятельности;

    профессионального становления с ориентацией на созида­тельную деятельность.

Раздел I общие основы акмеологии

Глава 1

АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Слово «акмеология» происходит от греческих слов «акме» («вер­шина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора») и «логос» («сло­во, понятие, учение»); «...логия» в окончании сложных слов обо­значает «учение, науки».

Дополнительно можно дать такое разъяснение. Греки словом «акме» называли период зрелости в человеческой жизни, когда он достигает всего, на что способен, когда развернулись, расцве­ли и на вершине всех способностей находятся его силы.

В I92Sг. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмео- логия», обозначив им раздел возрастной психологии - психоло­гию зрелости или взрослости. Данное понятие в том же значении использовал позд нее Б. Г, Ананьев, указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы его жиз­ни, его возрастные особенности. Он расположил эти науки в та­кой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, герон­тология (наука о старении).

Проведя большую серию исследований, объектом которых были студенты Ленинградского университета, Б. Г. Ананьев заложил ос­новы экспериментальной акмеологии как раздела возрастной пси­хологии. Он обосновал необходимость создания науки, которая объединила бы поиски ученых разных направлений, сосредото­чив их внимание на индивидуальных, личностных и субъектно­деятельностных характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека.

Эти замыслы нашли отражение во многих работах его учени­ков и последователей.

В настоящее время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии на современном уровне с учетом результатов новей­ших исследований. Интегрирующую роль в этом направлении сыг­рали работы А. А. Бодалева, А.А.Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузь­миной, А.А.Реана, К.А.Абульхановой-Славской и др.

Можно вполне определенно утверждать, что в настоящее вре­мя предмет акмеологии значительно расширился и она уже не рассматривается только как раздел возрастной психологии.

    Акмеология как наука

    Классификация основных направлений акмеологии

В настоящее время существуют различные определения акмео­логии как науки. Приводим их в той формулировке, которая дает­ся в словаре-хрестомагии по акмеологии (см. список рекомендуе­мой литературы):

    наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, со- ^ действующих или препятствующих самореализации творческих по­тенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам про­фессионализма и продуктивности созидательной деятельности, во­площаемой в социально значимых продуктах культуры, искусства, ли­тературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке[Н. В. Кузьмина );

    наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гума­нитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Деркан, А. А. Бодалев)]

    интегративная наука. Отличается от психологии тем, что ис­следует закономерности созидания целостным человеком тех или иных результатов. Она формулирует критерии оценки уровня про­дуктивности его деятельности, исследует условия жизни и развития: биографию, происхождение, окружение, его взаимодействие и взаи­моотношения с другими людьми (Н, В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Луне­ва)",

    наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гума­нитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Л. Л. Бодалев);

    интегративная наука, изучающая закономерности, пути, средства, условия достижения вершин творческого потенциала человека и спо­собы его самореализации в созидательной деятельности на этапе зрелости (Г. И.Хозяинов)",

    как междисциплинарная область знаний о функционирующих объектах изучает их качественные преобразования в процессе само­движения к вершинам зрелости, полноте самовыражения (В. Н. Тара­сова)",

    это наука о саморазвитии субъектов педагогического процесса в условиях развития образовательных систем (В. Н. Максимова );

    новая область научных знаний в системе наук о человеке. Пред­метом ее исследований являются закономерности, факторы и усло­вия самореализации творческого потенциала человека на пути к выс­шим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и не­профессиональной (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)",

~ наука, изучающая феноменологию, закономерности и механиз­мы осуществления потенциала человека как вида, индивида, лично­сти, субъекта деятельности (в том числе совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах (Ю,А .Гагин).

Разнообразие определений акмеологии как науки свидетельству­ет о том, что, во-первых, это хотя и молодая, но интенсивно раз­рабатываемая наука (она была зарегистрирована 15 июля 1991 г.); во-вторых, она имеет несколько направлений, что позволяет осу­ществить их классификацию.

Акмеология как наука делится на классическую, фундамен­тальную и прикладную (отраслевую).

Классическая акмеология, у истоков которой стоят Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников, А. В. Петровский, является одним из разделов воз­растной психологии наряду с педологией и геронтологией. Пред­метом классической акмеологии является психика зрелого че­ловека.

фундаментальная акмеология рассматривает человека как це­лостную систему. Ее предметом являются закономерности, усло­вия, факторы, стимулы самореализации творческого потенциала зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессио­нализма в созидательной деятельности, требующей общего и про­фессиональногообразования, которое обеспечивает ее субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни. Фундаментальная акмео­логия является своеобразным продолжением психологии, но в то же время кардинально от нее отличается. Если центральным по­нятием психологии является «отражение», то в акмеологии это «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека, в психо­логии не исследованная.

Прикладная (отраслевая ) акмеология возникла в результате по­иска путей ее применения в преподаваемой области специальных знаний.

Акмеология имеет разносторонние связи с другими науками, искусством, культурой, что способствует ее развитию, уточне­нию, углублению, а также лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятель­ности в любой сфере.

Прикладная акмеология, в свою очередь, делится на акмеоло- гию образования, педагогическую, школьную, коррекционную, профессиональную, этнологическую, креационную акмеологию, акмеософию, акмеомонику, акмеизм, акмелингвистику.

    Предмет фундаментальной акмеологии

Фундаментальная акмеология - это наука о качестве деятель­ности преподавателей, обучающих основам профессионализма в любом виде созидательной деятельности.

Объектами акмеологииявляются не просто зрелые люди, но прежде всего специалисты разного уровня продуктив­ности и профессионализма в таких сферах созидательной деятель­ности, как наука, техника, искусство, образование (общее и про­фессиональное). Их подготовку осуществляют образовательные уч­реждения всех уровней (начального, среднего и высшего). Акмео- логический возраст - это возраст достижения вершин зрелости, профессионализма и продуктивности созидательной деятельности.

Созидательная деятельность зрелых людей, в том числе обра­зовательная, может быть коллективной, групповой и индивиду­альной. В соответствии с предметом акмеологии, на основании предварительно сформулированных критериев качества деятель­ности различных организаций (медицинских, педагогических, производственных), их можно ранжировать по уровням продук­тивности и затем исследовать факторы, содействующие или пре­пятствующие достижению высшего уровня. Зрелый человек и со­общества зрелых людей - специалистов и профессионалов сози­дательной сферы деятельности - интересуют исследователей имен­но в связи с выявлением этих факторов.

Например, преподаватель высшей школы знакомит студентов с содержанием программы обучения. В то же время он должен помочь студентам самосовершенствоваться, т. е. развивать свои твор­ческие задатки и приобретать начальный опыт творческой дея­тельности.

Предметом акмеологииявляется исследование законо- мерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специ-.11истов и сообществ и факторами, содействующими или препят-iгиующими самореализации творческого потенциала на пути к вершинам созидательной деятельности.

Модели продуктивной деятельности зрелых людей в решении прои шолственных задач разной степени сложности как средство понижения качества подготовки будущих специалистов, создание этих моделей являются составной частью и предмета психологии.

Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим для психологии и акмеологии. Однако начало

акмеологической зрелости мы связываем с развитием у человека способности становиться субъектом деятельности для принятия самостоятельных решений, обеспечивающих ему путь к созида­тельной деятельности и созданию акмецелевых программ самореа­лизации творческого потенциала. Такими самостоятельными ре­шениями являются:

    выбор профессии на основе самоосознания творческого по­тенциала (включающего и физические возможности);

    выбор учебного заведения, в котором можно приобрести дан­ную профессию;

    выбор индивидуальной системы деятельности, связанной с осознанием перспектив и возможностей самореализации творче­ского потенциала в созидательной деятельности.

Границы акмеологической зрелости определяются в связи с выбором профессии, сменой деятельности, способностью к про­дуктивности в любом другом виде созидательной деятельности, любимом увлечении. Объект акмеологии - это зрелый человек как созидатель. В этом заключается одно из отличий акмеологии от психологии.

Как уже говорилось, главное понятие в акмеологии - «сози­дание», которое строится на основе «отражения», но находится с ним в новых отношениях принятия решений: что и как из фондов психологии можно использовать для самосозидания, подготовки созидателей, совершенствования, коррекции и реорганизации их деятельности.

Деятельность - предмет психологических исследований. Осно­вателем теоретических и экспериментальных исследований дея­тельности является А- Н. Леонтьев. Однако категории «созидательная деятельность» в психологии нет: в качестве основных видов деятель­ности здесь рассматриваются игра, учение, труд (по С. Л. Рубин­штейну), или познание, общение, труд (по Б.Г.Ананьеву).

Созидательной является деятельность, завершающаяся созда­нием продукта, имеющего социально значимую ценность. Она осуществляется зрелыми людьми, имеющими общее и профессио­нальное образование.

Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завер­шающейся созданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как реше- Еие репродуктивных и творческих задач. Нас интересует прежде iceго продуктивная (или результативная) деятельность, в отли- [ие от малопродуктивной или непродуктивной.

Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности (про­фессионалу) свои требования. Каждое учебное заведение знако­мит с ними будущих специалистов. Профессионализм определя­тся как совокупность устойчивых свойств личности, деятельности, индивидуальности специалиста, удовлетворяющих требованиям профессии. Его отражение имеет место не только в способах ана­лиза профессиональной ситуации, в формулировании и решении профессиональных задач, но и в способах анализа результатов решения, а также в самодиагностике причин, приводящих или не приводящих к искомым результатам.

Способность к саморазвитию исамокоррекции деятельности - следствие накопления фонда адекватных представлений об иско­мых результатах и ценностных отношениях к ее объекту, процессу и результатам, а также овладения способностями к воплощению замыслов в действия и продукты созидания.

Профессионализм как устойчивое свойство личности и деятель­ности специалиста, в отличие от мастерства, формируется в про­цессе профессионального образования. Мастерством же овладева­ют в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подража­ния, поиска своего пути. Это свойство может сохраняться на дос­таточно высоком уровне только в условиях непрерывного его под­держания средствами самоорганизации, самообразования и са­моконтроля. Обучение основам теории профессиональной дея­тельности с помощью схем и моделей, позволяющих быть более экономным в выборе средств деятельности, - задача преподава­телей профессионального образования. Профессионализм про­являетсяв том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки данной ситуации ориентируется; как быстро он формулирует профессиональные задачи, как ан­тиципирует возможные результаты того или иного способа ре­шения текущих задач; как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми; как реорганизует собственную деятельность и аргументирует ее пре­образование.

Итак, акмеология делает предметом своих исследований зре­лого человека прежде всего как субъекта созидательной деятель­ности, способного воплощать искомый результат в продукте этой деятельности.

В период зрелости процессы воспитания, образования, обуче­ния постепенно сменяются процессами самовоспитания, самооб­разования, самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала.

Процессы саморегуляции происходят в духовной, физической, профессиональной сфере на разных этапах жизни: при получении профессионального образования в учебном заведении; в период самостоятельной профессиональной деятельности (от начала до достижения вершин профессионализма); в период реорганизации деятельности, связанной с переходом на другие виды деятельно­сти (если это необходимо) до момента выхода из творческой дея­тельности. Эти процессы тоже входят в предмет акмеологии.

Проблемы акмеологии как науки рассматриваются в статье А. А. Бодалева «О предмете акмеологии» // Психологический жур­нал. - 1993. - Т. 14,-№5.

К основным проблемам акмеологии и поставленным в соот­ветствии с ними задачам он относит следующие.

    Определение тех характеристик, которые должны быть сфор­мированы у человека в дошкольном и школьном возрасте, чтобы

Затем, в период зрелости, он смог наиболее полно проявить себя. Это имеет значение, так как характеристики человека как инди­вида, личности и субъекта деятельности на стадии зрелости име­ют причинно-следственные взаимосвязи с особенностями его раз­вития на предыдущих стадиях. В то же время особенности его раз­вития в разные периоды определенным образом обусловлены об­щими и частными обстоятельствами его жизни.

Отсюда основной задачей является разработка такой стратегии организации жизни человека, которая позволила бы ему достичь творческих вершин.

    Научное изучение феномена «акме», когда происходит выяв­ление сходства и различий у разных людей. Сходство может быть выявлено при рассмотрении микро-, мезо-, макросоциумов, в которых оказывается человек на протяжении жизни. Они влияют на его физическое развитие, на время достижения личностной зрелости, на формирование творческого отношения к деятельности и индивидуальности личности. Все это связано с врожденными особенностями человека и его активным участием в самосовер­шенствовании.

Но даже при сходстве внешних условий жизни индивидуаль­ные, личностные и субъектно-деятельностные изменения проис­ходят в различном темпе и у разных людей на каждом этапе отли­чаются количественными и качественными показателями.

Таким образом, основные задачи связаны с выявлением сход­ства и различий в достижении «акме» разными людьми, а также факторов, определяющих качественно-количественные характе­ристики «акме».

    Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, с достижением уровня про­фессионального мастерства. Постижение сущности профессиона­лизма и понимание путей, ведущих к его вершинам, имеет теоре­тическое и практическое значение. Здесь важно разработать систе­му критериев, инструментарий, которые позволяли бы опреде­лять уровень профессионализма.

Изучение деятельности суперпрофессионалов, их личностных особенностей позволит определить то, что их объединяет. Модель суперпрофессионализма в той или иной сфере может служить ори-

ентацией для достижения «акме» другими людьми данной про­фессии.

Таким образом, обобщенной задачей является всестороннее изу­чение профессионализма, выявление его уровня, определение пу­тей и средств достижения «акме» в профессиональной деятельности.

    Выявление зависимости между особенностями профессиона­лизма зрелого человека и другими его проявлениями (вне сферы профессиональной деятельности).

В жизни отдельные виды деятельности отличаются своими объектами. В связи с этим задача заключается в исследовании про­фессионализма людей, связанных с различными сферами деятель­ности.

    Проведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осу­ществления процесса перехода начинающего специалиста на бо­лее высокие уровни профессионализма - вплоть до «акме». Для этого необходима интеграция результатов конкретных экономи­ческих, социологических, педагогических, психофизиологических и психологических исследований.

Отсюда основной задачей является создание системы данных вышеперечисленных исследований.

    Исследование эффективности деятельности в определенных коллективах (педагогический коллектив, бригада, спортивная команда, кафедра института, труппа театра и т.д.).

Основной задачей становится выявление общего и специфи­ческого в деятельности творчески работающих коллективов, раз­работка методического инструментария для оценки эффективно­сти их деятельности и определения уровня профессионализма.

    Создание методологии, разработка общих и частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в созидательной деятельности.

Сверхзадачей является превращение акмеологии в фундамен­тальную науку.

    Творческий потенциал и основные элементы его проявления

Творческий потенциал, т. е. скрытые возможности решения твор­ческих задач, сначала развивается, накапливается, а затем реали­зуется в созидательной деятельности.

В процессе создания творческого потенциала зрелый человек развивает свои способности и личностные качества, нарабатывая собственные интегративные схемы в виде: синтеза знаний из раз­личныхисточников; системы и подсистемы знаний в форме, удоб­ней для применения на практике, при решении практических и

теоретических задач; способов осуществления внутренней обрат­ной связи (цель - деятельность - результат, их согласование и рассогласование).

Самореализация творческого потенциала осуществляется по­средством субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные системы и схемы формируются в результате систематического образования под руководством педа­гогов, а также собственных интеллектуальных, физических, во­левых усилий человека в процессе его развития. Интегративные модели являются результатом поиска; они получают обоснование и становятся достоянием других после их публикации. Модели как результат исследования не исчерпывают интегративную систему или схему, а дополняют и расширяют ее, что бывает довольно часто. Но иногда они не вписываются в образованные ранее схе­мы или системы и выходят за их рамки.

Как средства самореализации творческого потенциала интег­ративные схемы, системы и модели также являются предметом акмеологии.

В качестве основных можно выделить следующие элементы про­явления творческого потенциала специалиста:

    индивидуальные свойства (пол, возраст, состояние здоро­вья, состав семьи);

    уровень продуктивности деятельности в решении исследуе­мых творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего);

    интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении твор­ческих задач;

    психологические предпосылки продуктивного решения твор­ческих задач (система отношений, установки, ценности, направ­ленность, мотивация);

    способности, компетентность;

    когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта решения творческих задач;

    умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские);

    влияние окружения (профессионального, непрофессиональ­ного, семейного);

    социальное влияние (оценка, поощрение, социальная роль);

    психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, догматизм, интуиция);

    способы учета системы ограничений и предписаний в ре­шении творческих задач, диктуемых профессией и производством;

    способы учета системы предписаний и ограничений в ре­шении задач, диктуемых нравственными принципами.

Уже сам перечень основных элементов творческого проявле­ния личности свидетельствует о сложности и многоплановости акмеологических исследований, о необходимости их комплексно­сти и междисциплинарности.

    О феномене «акме»

Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при проявлении его природной и со­циальной сущности.

У каждого человека достижение тех или иных вершин проис­ходит в разные периоды жизни. Одновременное достижение выс­ших уровней («пиков») всех проявлений развития человека явля­ется скорее исключением, чем правилом. Чаще всего этих вершин человек достигает на стадии зрелости.

Высокий уровень сформированности одного блока характерис­тик человека может стать условием для развития другого (или дру­гих) блока.

Например, высокий уровень сформированности мотивацион­но-целевого блока является своего рода катализатором для разви­тия способностей. Или фактор физического развития может стать побудителем к активной творческой деятельности со значимыми результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют на временные рамки достижения вершин в различных сферах проявления человека.

Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физи­ческой прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личнос­ти; какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

Для акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, обще­ства, учебного и трудового коллективов, микрогрупп, семьи и др.), условий природного характера, благоприятных и неблагоприятных обстоятельств.

Известны такие факты, когда даже при благоприятных обстоя­тельствах творческому человеку не удалось добиться максималь­ного результата. И наоборот, известны случаи, когда в неблагоп­риятных условиях человек добивался выдающихся результатов, что было обусловлено причинно-следственными взаимосвязями сфор­

мированной стратегии жизни и результата его созидательной дея­тельности.

    Акмеология как учебная дисциплина

«Основы акмеологии» - новая учебная дисциплина, содержа­ние которой должно отражать как общие, так и специфические черты определенной профессиональной деятельности.

Созидательная деятельность субъектов педагогической деятель­ности опирается на их предварительную общекультурную, обще­образовательную, профессиональную подготовку. Большое значе­ние при этом имеют сформированность личностных качеств и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подго­товка связана с умением обучать применению знаний на практи­ке в процессе решения разнообразных задач.

Созидатели обладают врожденными или приобретенными твор­ческими энергопотенциалами (темперамент, задатки, одаренность). Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акме- энергоинформационного взаимодействия с внешним миром в про­цессе воплощения его замыслов в продукты созидания.

Подготовка будущих специалистов в профессиональных учеб­ных заведениях может быть продуктивной, если они будут воору­жены теорией самодвижения к вершинам профессионализма. Но для этого, во-первых, такая теория должна быть создана; во-вто­рых, должна быть усвоена преподавателями; в-третьих, должна использоваться ими применительно к самим себе. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими вершин прежде всего профессионализма и направлена акмеоло­гия как учебная дисциплина.

Акмеология (от др.-греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) — наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии развития. Её создателем явился Н.А. Рыбников. В 1928 году он предложил использовать этот термин, как науку "о развитии зрелых людей". Затем в середине 20-го века Ананьев определил её в систему наук о человеке. И в 1995 году был образован Санкт-Петербурский институт психологии и акмеологии.

Естественно, что это наука изучает не только достижения человека в период его зрелости, но и то, что привело его к этому. Она буквально определяет, при каких условиях человек сможет достичь максимального развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей. Изучение этого помогает понять смысл жизни человека.

Акмеология изучает:

  • закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
  • факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;
  • закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;
  • самообразование, самоорганизацию и самоконтроль;
  • закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

Направления акмеологии:

  1. Общие основы акмеологии.
  2. Профессиональная акмеология, которая делится на:
  • педагогическая акмеология,
  • военная акмеология,
  • социальная акмеология,
  • школьная акмеология,
  • медицинская акмеология.
  1. Акмеология управления.
  2. Креативная акмеология.
  3. Синергетическая акмеология.
  4. Акмеология образования.
  5. Коррекционная акмеология.
  6. Этнологическая акмеология.

В представлении создателей данного направления вершина зрелости человека — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.д. Естественно, что данное состояние изменчиво. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает, поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках.

Акмеология как наука изучает и проясняет те факторы, которые обусловили полноту, широту развития, продуктивность, время наступления и прочее. Она отслеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо — и микросоциумов (государство, трудовой коллектив, семья и т.д.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, разрабатывая определённые тактики и стратегии, которые будут способствовать самореализации человека.

Данное направление отвечает на вопросы о том, как происходит самоорганизация, самовоспитание, самоактуализация человека и как ему добиться вершин признания.

Построение, на основе полученных знаний, модели самосовершенствования жизненного пути человека позволяет быстро добиться максимального успеха во всех областях.

В зарубежной психологии акмеологию не стали выносить в отдельное направление, однако в России акмеология получила большое признание на государственном уровне.

Конечно же, человек достигает вершин в своей жизни, в первую очередь, благодаря вере в свои силы, самоподготовке и самореализации. Однако, используя акмеологию, он может добиться всего гораздо быстрее и эффективнее, заранее зная, что его ждёт на жизненном пути.

λόγος , logos - учение) - раздел психологии развития , исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития . В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных » дисциплин, как синергетика , имиджеология, акмеология , соционика, связывая это с общим кризисом высшего образования на постсоветском пространстве и в особенности с изолированностью постсоветской традиции социального знания от мировой науки и результирующей нехваткой взаимной критики концепций в этой области .

Краткая история формирования акмеологии в России

Согласно паспорту специальности ВАК , акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук .

Направления акмеологии

Новейшее состояние - синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит её выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний - синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» .

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры - это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание - это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение - это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев и Н.А.Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенных при ее создании идеям.

Акмеология

изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации.

АКМЕОЛОГИЯ

от греч. akme - высшая степень, вершина) - комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.

В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием "антропономия" (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925г.). (Б. М.)

Акмеология

греч. акте - вершина + logos - наука, учение] - научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») - это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках. В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры. Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек - живая природа; человек - техника и неживая природа; человек - человек; человек - знаковые системы; человек - образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме». В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека). А.А.Бодалев, А.Л.Венгер

АКМЕОЛОГИЯ

от лат. acme - пик, вершина и логия) - наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей в процессе их функционального развития. По определению А.А. Бодалева, А. как наука возникла на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности и механизмы развития человека на этапе его социальной зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня развития. Предмет А.- творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача А.- вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и выбранной профессии. Акмеологический подход является составной частью новой, прогрессивной технологии - инновационного обучения.

наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АКМЕОЛОГИЯ

от аkme - в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия - от греческого lоgos - учение) - наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие "А." в научный оборот ввел Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым ("Человек как предмет познания", 1969) и развиты А.А. Бодалевым ("Акмеология как учебная и научная дисциплина", М., 1993) и др. Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. - профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. - объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов. А. исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики "акме". Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств. - наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений. (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002.) - интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности. (Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999.) - наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. (Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб., 2002.) - наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.