Временный управляющий при банкротстве. Временный управляющий при банкротстве: кто им становится и какие функции выполняет Временный управляющий, его функции

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий - это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.). Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Вместе с тем Законом о банкротстве 2002 г. установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения арбитражным судом. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес СРО, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

В случае непредставления такого списка в срок, установленный законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими СРО. Следует заметить, что в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, они продолжают осуществлять свои полномочия (с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве 2002 г.).



Вместе с тем временному управляющему предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности. Под необходимостью, видимо, следует понимать те случаи, когда руководитель должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает закон (например, совершает без согласия управляющего сделки, о которых говорилось выше).

В этом случае функции руководителя должника возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. Если кандидатура не представлена, суд назначает одного из заместителей руководителя, а в случае их отсутствия - одного из работников (п. 4 ст. 69 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия временного управляющего имеют ограниченный срок действия и прекращаются:

1) утверждением арбитражным судом мирового соглашения;

2) принятием решения об отказе в признании несостоятельности (банкротства) данного должника.

В следующих случаях временный управляющий обязан функционировать до утверждения соответственно административного, внешнего, конкурсного или нового временного управляющего:

1) вынесение определения о введении финансового оздоровления;

2) вынесение определения о введении внешнего управления;

3) принятие решения об открытии конкурсного производства;

4) удовлетворение ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей.

В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества должника закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, временный управляющий вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве 2002 г.), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д.

Временный управляющий также имеет право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве 2002 г. правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций. Предоставление временному управляющему по его требованию любой информации, касающейся деятельности должника, является обязанностью органов управления должника, поэтому нарушение этой обязанности рассматривается законодателем как препятствие в осуществлении деятельности временного управляющего.

Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Анализ проводится в целях определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. В процессе наблюдения временный управляющий на основе детального анализа финансового состояния должника должен предоставить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о нем: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Интересен тот факт, что Законом о банкротстве 1992 г. обязанность проводить анализ финансового состояния должника устанавливалась только для конкурсных управляющих. В то же время в обязанности арбитражного управляющего (действовавшего в период внешнего управления) входили разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения, что подразумевало и необходимость проведения на практике арбитражным управляющим финансового анализа состояния должника.

Анализ финансового состояния должника в соответствии с положениями Закона о банкротстве 1998 г. в различных процедурах банкротства осуществлялся при соблюдении общих методических подходов, хотя выбор конкретных методов в каждом отдельном случае производился с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника.

При проведении наблюдения, как правило, осуществлялся анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (в настоящий момент утратило силу).

Под неудовлетворительной структурой баланса понималось такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не могло быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

Анализ баланса предприятия производился на основании:

Баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца, представляемых руководителем предприятия и заверенных в установленном порядке;

Баланса предприятия за последний отчетный период, направляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являлись:

Коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Проведение анализа финансового состояния должника могло быть осуществлено также в соответствии с Методическими рекомендациями по реформе предприятий (организаций), утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118.

При анализе финансово-экономического состояния должника принимались во внимание не только методы финансового анализа, но и способы анализа его результатов. Одним из таких способов являлся анализ бухгалтерской отчетности должника, представляющий собой изучение полученных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственного капитала и т.д.

В настоящее время при анализе финансового состояния должника следует исходить из Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника и т.д. (п. 6 указанных правил).

Показателями, характеризующими платежеспособность должника, являются:

Коэффициент абсолютной ликвидности;

Коэффициент текущей ликвидности;

Показатель обеспеченности должника его активами;

Степень платежеспособности по текущим обязательствам.

К числу показателей, характеризующих финансовую деятельность должника, следует отнести:

Коэффициент автономии (финансовой независимости);

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

В указанном постановлении содержатся также показатели, характеризующие деловую активность должника, а именно:

Рентабельность активов;

Норма чистой прибыли.

Для того чтобы иметь комплексное, системное представление о финансовом положении должника, на практике помимо общих методов оценки используют и специальные, к которым можно отнести, в частности, метод проведения прогнозных разработок, позволяющий обоснованно подтвердить (или опровергнуть) наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника при использовании в дальнейшем всех предусмотренных законом мер, а именно: перепрофилирование производства, продажа предприятия должника и др.*(164)

Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов необходимо главным образом для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавливается на основании заявлений кредиторов, предъявляемых ими в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (это уведомление должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения).

Конкретное требование кредитора может быть отнесено либо к установленным, либо к неустановленным в соответствии с критериями установления размера требований, содержащимися в Законе о банкротстве 2002 г. Установленные требования должны быть предъявлены временному управляющему с приложением подтверждающих требования документов; требования, не признаваемые установленными, - арбитражному суду, должнику, временному управляющему, иным кредиторам, предъявившим требования, и реестродержателю.

Закон о банкротстве 2002 г. не содержит указаний относительно формы и содержания предъявляемых кредитором требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что требование кредитора оформляется в свободной, но обязательно письменной форме с указанием долга по денежным обязательствам и обязательным платежам. В требовании могут быть указаны и подлежащие уплате неустойки, проценты, финансовые (экономические) санкции, которые (в том числе установленные решениями судов) в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов не включаются*(165).

В совокупности все предъявленные требования кредиторов могут быть отнесены:

К требованиям, в отношении которых заявляются возражения;

К требованиям, возражения по которым не заявляются.

Возражения могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов. Следует признать оправданной позицию законодателя в отношении того, кто именно из участников конкурсных отношений обладает таким правом. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что возражения могут быть предъявлены должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника либо представителем собственника имущества унитарного предприятия (п. 2 ст. 71)*(166).

При наличии возражений проводится специальное заседание арбитражного суда. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения обоснованности требований либо возражений должника суд выносит определение, в котором указывается размер требований, признанных необоснованными.

Закон о банкротстве 2002 г. в отличие от Закона о банкротстве 1998 г. предусматривает возможность обжалования определения об установлении требований кредиторов.

Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов также возложена законодателем на временного управляющего*(167).

Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве 2002 г.).

При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов, о сроке, дате и месте проведения собрания временный управляющий также сообщает им сведения о числе голосов, которыми они будут располагать на первом собрании кредиторов.

По общему правилу собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника (оно определяется на основании ст. 54 ГК РФ). Временным управляющим может быть определено и другое место проведения собрания кредиторов.

На первом собрании кредиторов принимают участие две категории лиц, а именно: лица, обладающие правом голоса, и лица без права голоса.

Одновременно Законом о банкротстве 2002 г. установлен перечень лиц, которые вправе участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: руководитель должника, представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.

В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. первое собрание кредиторов считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, однако при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены*(168).

Однако Закон о банкротстве 2002 г. установил требование кворума (о чем говорилось выше). Голосование проводится по правилам, установленным ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г. Поскольку для решения некоторых вопросов может потребоваться большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, то не исключены ситуации, когда голосов присутствующих кредиторов будет недостаточно для принятия решения. В этом случае законодатель предусматривает возможность проведения повторного собрания (п. 3 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г.).

Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (ст. 73 Закона о банкротстве 2002 г.).

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, введения финансового оздоровления, внешнего управления или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Временный управляющий (англ temporary manager) - в РФ лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Временный управляющий появляется на стадии наблюдения. По новому Закону о банкротстве управляющий назначается арбитражным судом из числа членов саморегулируемой организации, предложенной кредиторами, а при отсутствии таковых -- из числа предложенных регулирующим органом (Минюстом) других саморегулируемых организаций, включенных в единый Государственный реестр.

Задачи временного управляющего в период наблюдения -- разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность. Сделав определенные выводы, временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором выступает с отчетом о результатах финансового анализа и рекомендует принять одно из четырех решений: заключить мировое соглашение, если есть возможность погасить долги рассроченными платежами, ввести финансовое оздоровление или внешнее управление, если платежеспособность должника можно восстановить, либо открыть конкурсное производство.

Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего либо конкурсного управляющего. Любым из них он может стать и сам. На стадии внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и руководителем предприятия фактически становится внешний управляющий. На этом этапе управляющий разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий восстановление платежеспособности к определенному сроку, затем этот документ утверждается собранием кредиторов.

Временный управляющий назначается из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии предложений -из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура В.у. предлагается гос-ным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса.

Временный управляющий действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, или до утверждения арбитражным судом мирового соглашения, или до принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом. В случае временной неспособности временного управляющего исполнять возложенные на него обязанности арбитражный суд вправе назначить заместителя временного управляющего. Временный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об освобождении его от исполнения обязанностей при наличии уважительных причин. В случае удовлетворения этого ходатайства арбитражный суд назначает нового временного управляющего, а до нового назначения временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности.

Временный управляющий вправе: предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в т.ч. о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и др. имущества на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные полномочия, установленные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; определять наличие признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства; устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве; созывать первое собрание кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Временный управляющий, его функции………………………………5

2. Права и обязанности временного управляющего……………………11

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………20

Введение

Законодательство о несостоятельности является центром хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной дисциплины в экономике в целом. Поэтому с развитием в России рыночных отношений институт банкротства неизбежно займет в нашей экономической жизни такое же место, какое он занял во всем мире.

Процедура наблюдения – важнейшая процедура банкротства, является новеллой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий для “жизни” закона период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Основной целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда.

Таким образом, изучая механизм правового регулирования и практику применения нормативных актов, регулирующих институт несостоятельности банкротства на примере процедуры наблюдения, можно проанализировать причины возникновения несоответствий положений правовых норм, регулирующих несостоятельность реальным возможностям их реализации и применения. Представляется возможным выявить основные особенности структурных связей законодательства о несостоятельности (банкротстве) с иными материальными и процессуальными правовыми нормами, регулирующими хозяйственную деятельность в системе права России, выделить основные проблемы правоприменительной практики в области несостоятельности и предположить возможные пути дальнейшего совершенствования нормативной базы для данной сферы экономики страны.

Ситуация сложившаяся в России по вопросу регулирования несостоятельности на сегодняшний день далека от критического состояния таких отраслей права, как земельное, налоговое, или административное, чему немало способствует наличие вполне терпимого федерального закона и традиционного профессионализма судей арбитражных судов, рассматривающих данную категорию споров, но и здесь проявляются некоторые тревожные тенденции.

1. Временный управляющий, его функции

С момента поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом судья в течение трех дней выносит определение о его принятии, после чего вводится процедура наблюдения. Ее проведение в отношении должника предусматривается Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)". На этом этапе приступает к деятельности так называемый временный управляющий, или арбитражный управляющий.

Закон не определяет механизм назначения временного управляющего. Очевидно, его назначение одновременно с введением наблюдения невозможно либо крайне затруднительно, так как заявление о признании должника банкротом подается, как правило, одним из кредиторов, в то время как остальные об этом пока не извещены.

В названном Законе (п. 1 ст. 59) сказано, что "временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса". Установление недельного срока говорит о том, что временный управляющий должен быть назначен как можно быстрее (наблюдение продолжается, по общему правилу, три месяца, а в порядке исключения в некоторых случаях - пять месяцев).

На практике нередко выявляются юридические коллизии, связанные с назначением временного управляющего (что уже привело к некоторым злоупотреблениям). Проблема в следующем. В силу закона любой из кредиторов может предложить арбитражному суду кандидатуру управляющего; его назначение должно произойти в кратчайшие сроки, в которые просто невозможно известить всех кредиторов о возбуждении конкурсного процесса, чтобы они воспользовались правом выдвижения своей кандидатуры.

Таким образом, получается, что кандидатуру временного управляющего выдвигает кредитор, подавший заявление о признании должника банкротом. Суд, как правило, за неимением других кандидатур ее и утверждает. Естественно, что такой управляющий потом будет действовать в интересах данного кредитора.

В соответствии с п. 1 ст. 59 Закона кандидатура временного управляющего не может быть внесена должником. Целесообразность данной нормы вызывает споры. Но, поскольку одна из функций временного управляющего - контроль за деятельностью должника (т.е. его руководства), она представляется обоснованной.

Очевидно, управляющим могло бы быть и юридическое лицо. Но Закон о банкротстве говорит об управляющем (причем любом - и временном, и внешнем, и конкурсном) как о лице физическом.

В ст. ст. 18 - 19 Закона о банкротстве предъявлены некоторые требования к физическому лицу, претендующему на роль временного управляющего. Их можно разделить на две группы: 1) позитивные (качества, которые должны наличествовать у кандидата во временные управляющие) и 2) негативные (качества, которые должны отсутствовать). Соответственно присутствие позитивных и отсутствие негативных условий позволяют назначить субъекта временным управляющим.

Позитивными являются следующие:

1) наличие статуса индивидуального предпринимателя (не распространяется на работников государственного органа по делам о несостоятельности (банкротстве); это же исключение действует и в отношении правил о лицензировании);

2) наличие лицензии государственной службы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Порядок и условия выдачи лицензии определены Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих. Если лицензия отзывается в процессе наблюдения, арбитражный суд обязан назначить нового временного управляющего, отстранив первоначального;

3) наличие регистрации лица в качестве арбитражного управляющего в каком-либо арбитражном суде (одном или более). Лицо, имеющее лицензию, зарегистрироваться обязано. После регистрации управляющий должен сообщить в Федеральную службу по делам о банкротстве об арбитражном суде (либо о каждом из них), произведшем регистрацию.

Негативными выступают следующие условия:

1) наличие заинтересованности кандидата в отношении должника либо кредиторов;

2) осуществление кандидатом управления должником - юридическим лицом в течение трех лет до момента назначения его временным управляющим;

3) наличие дисквалификации, срок которой не истек;

4) наличие судимости; при этом не придается юридического значения характеру преступления, за которое был осужден кандидат. Очевидно, речь идет о непогашенной судимости (хотя этот вопрос в Законе не уточняется).

При отсутствии одного из позитивных и наличии одного из негативных условий лицо не может быть назначено временным управляющим. Если это выявляется уже после назначения, суд обязан отстранить управляющего и предложить кредиторам внести другую кандидатуру временного управляющего. Безусловно, все это должно быть проделано в кратчайшие сроки, но Закон этих сроков не устанавливает. Недельный срок для внесения кандидатуры по запросу суда определен для службы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Причем последствия его несоблюдения не установлены.

Закон предусматривает возможность назначения арбитражным судом заместителя временного управляющего. Это происходит, если управляющий временно не может исполнять свои обязанности. Видимо, в определении суда о назначении заместителя временного управляющего должен быть указан срок, на который он назначен. К его кандидатуре предъявляются те же требования, что и к кандидатуре временного управляющего.

Полномочия временного управляющего продолжаются до наступления одного из следующих юридических фактов:

Назначение внешнего управляющего (которое может не совпадать по времени с назначением внешнего управления, причем разница может составлять два - три месяца);

Назначение конкурсного управляющего, если по окончании наблюдения выносится решение о признании должника банкротом;

В период наблюдения Законом о банкротстве устанавливаются следующие организационные нормы.

Срок проведения процедуры банкротства «наблюдение» составляет не более пяти месяцев (три месяца плюс два месяца возможной отсрочки (ст. 47 Закона о банкротстве) и исчисляется с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до вынесения определения о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства либо до утверждения мирового соглашения.

При проведении наблюдения не допускается опубликование или разглашение иным способом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Лица, допустившие нарушение указанного требования, несут ответственность, установленную п. 3 ст. 26 Закона о банкротстве.

Данным Законом процедура наблюдения определена как состоящая из девяти составляющих.

1. Действия, осуществляемые до введения наблюдения

Назначенному арбитражным судом временному управляющему необходимо проанализировать, какие действия были предприняты различными органами и организациями перед предъявлением заявления об открытии производства по делу о банкротстве предприятия-должника. Это могут быть:

Действия налоговой инспекции и налоговой полиции, иных уполномоченных органов, направленные на погашение просроченной в течение не менее трех месяцев задолженности предприятия по обязательным платежам;

Признание должником сумм задолженности в претензионном порядке либо вынесение арбитражным судом решения о взыскании задолженности по иску кредитора, выдача исполнительных листов, не исполненных в течение трех месяцев с момента предъявления требования;

Обращение самого должника (собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей, участников должника), кредиторов, налоговых и других уполномоченных органов, территориального органа ФСФО России, прокурора в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

Меры, принятые учредителями (участниками) юридического лица, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами или иными лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, направленные на финансовое оздоровление должника до подачи в суд заявления о признании его банкротом;

Меры досудебной санации - финансовая помощь, оказанная до подачи в суд заявления о банкротстве собственником имущества, кредиторами, иными лицами;

Вынесение определения арбитражного суда относительно принятия заявления о признании должника банкротом (такое определение или определение об отказе в принятии заявления должно быть принято судом не позднее трех дней со дня поступления заявления в суд);

Указание о назначении временного управляющего при введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления (могут перечисляться меры по обеспечению требований кредиторов). Если такого назначения в определении о принятии заявления нет, временный управляющий должен быть назначен определением суда не позднее десяти дней со дня принятия заявления о признании должника банкротом;

Направление арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом в банки и иные кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы (п. 2 ст. 57 Закона о банкротстве).

2. Последствия вынесения арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения

Все имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве (ст. 57).

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (ст. 57 Закона о банкротстве).

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (кроме исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по требованиям кредиторов первой и второй очереди) (ст. 57 Закона о банкротстве).

Запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника с выходом из состава его участников (ст. 57 Закона о банкротстве).

Руководители и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. 2,3 ст. 58 Закона о банкротстве.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

О реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

Создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах, а также филиалов и представительств;

Выплате дивидендов;

Размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

Выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки и принимать решения:

О передаче недвижимого имущества в аренду, залог;

Внесении недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ;

Распоряжении недвижимым имуществом любым другим образом;

Распоряжении иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов;

Получении и выдаче займов (кредитов);

Выдаче поручительств и гарантий;

Уступке прав требований или переводу долга;

Учреждении доверительного управления имуществом должника (все перечисленные нормы установлены п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве);

Участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

В случае, если руководители должника не принимают необходимые меры по обеспечению сохранности имущества, чинят препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускают иные нарушения законодательства Российской Федерации, арбитражный суд вправе отстранить таких руководителей от должности и возложить исполнение их обязанностей на временного управляющего (п. 4 ст. 58 Закона о банкротстве).

С момента введения наблюдения аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

3. Назначение временного управляющего

Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатура временного управляющего предлагается ФСФО России по запросу арбитражного суда (п. I ст. 59 Закона о банкротстве).

Временный управляющий действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и назначения конкурсного управляющего (утверждения судом мирового соглашения или принятия судом решения об отказе к признании должника банкротом) (п. 2 ст. 59 Закона о банкротство).

В случае временной нетрудоспособности временного управляющего суд вправе назначить его заместителя (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве).

При удовлетворении ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей суд назначает нового временного управляющего. Прежний временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения нового (п. 4 ст. 59 Закона о банкротстве).

4. Права временного управляющего

Наряду с правами, общими для всех арбитражных управляющих (п. I ст. 20 Закона о банкротстве), временный управляющий имеет следующие права:

Предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований данного Закона (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

Обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

Обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности и возложении его обязанностей на временного управляющего (п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве);

Давать согласие или запрещать органам управления должника совершение сделок, перечисленных в п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве;

Давать согласие или запрещать органам управления должника принимать решения, связанные с участием в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

Получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве).

5. Обязанности временного управляющего

Круг общих для всех арбитражных управляющих обязанностей определен в п. 2 ст. 20 Закона о банкротстве, кроме них временный управляющий имеет дополнительные обязанности, характерные для проведения процедуры наблюдения:

Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Контролировать исполнение органами управления должника запрета на принятие ими решений, связанных с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах, о создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении облигаций и иных ценных бумаг, выходе из состава участников должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

Определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Определять дату проведения и созывать первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении суда о принятии заявления о признании должника банкротом с уведомлением об этом всех выявленных кредиторов (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве);

Представлять в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве);

По окончании наблюдения представлять в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 2 ст. 61 Закона о банкротстве);

Исполнять свои обязанности с момента назначения временного управляющего арбитражным судом до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего или утверждения судом мирового соглашения (п. 1,4 ст. 67 Закона о банкротстве), исполнять обязанности внешнего управляющего до назначения судом внешнего управляющего (п. 2 ст. 72 Закона о банкротстве).

6. Анализ финансового состояния должника при наблюдении

Основными целями анализа финансового состояния должника являются:

Определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве);

Определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве), выявление обстоятельств, дающих достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 3 ст. 67 Закона о банкротстве);

Установление размеров требований кредиторов, признаваемых установленными (п. 4 ст. 4 Закона о банкротстве), размеров и обоснованности требований иных кредиторов (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве) в связи с подачей в арбитражный суд и представлением временному управляющему возражений должника по требованиям кредиторов (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве);

Установление возможности применения мер материальной ответственности при непредъявлении руководителем должника в суд заявления должника в случаях и в срок, предусмотренных ст. 8 Закона о банкротстве, что влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения месячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 8 (п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве);

Установление признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) и обеспечение применения мер материальной ответственности руководителя и (или) учредителей должника перед кредиторами за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве при фиктивном банкротстве (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве); при преднамеренном банкротстве должника по вине руководителя, учредителей или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия,- обеспечение применения к этим лицам субсидиарной ответственности по его обязательствам (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).

7. Собрание кредиторов

Первое собрание кредиторов созывает временный управляющий, уведомив о дате его проведения всех выявленных кредиторов.

Конкурсные кредиторы, а также налоговые и другие уполномоченные органы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора по денежным обязательствам, установленным на дату проведения собрания (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве). Без права голоса в первом собрании кредиторов принимают участие временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника (п. Зет. 64 Закона о банкротстве). С правом голоса принимают участие в собрании кредиторы, требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему, и кредиторы, размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника до проведения первого собрания (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, если не принято другое решение (п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве).

К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

Принятие решения о введении внешнего управления с указанием предполагаемого срока внешнего управления, кандидатуры внешнего управляющего и сведений о нем и об обращении в арбитражный суде соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 65, ст. 66 Закона о банкротстве);

Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

Принятие решения о заключении мирового соглашения;

Решение иных вопросов, предусмотренных п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве.

Круг полномочий собрания кредиторов приведен на рис. 2.1.

8. Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения

Мы уже говорили, что на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник (временный управляющий) и кредиторы (в лице собрания кредиторов) вправе заключить мировое соглашение.

Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов (ст. 124 Закона о банкротстве).

9. Процедурные сроки при наблюдении

Должник обязан направить заявление в суд о признании его банкротом не позднее одного месяца в случаях, когда:

При проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве);

Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

Органом должника, уполномоченным учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в суд с заявлением должника (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

Органом, уполномоченным собственником должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суде заявлением должника.

Судья арбитражного суда выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления в суд (п. 2 ст. 41 Закона о банкротстве) или отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 29 Закона о банкротстве.

Должник в пятидневный срок со дня получения определения суда о принятии заявления о признания должника банкротом обязан направить в суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле, отзыв на заявление и уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении дела о банкротстве (ст. 45 Закона о банкротстве).

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, рассмотрение дела может быть отложено на срок не более двух месяцев (ст. 47 Закона о банкротстве).

Для участия в первом собрании кредиторов они вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии судом заявления о признании должника банкротом, направив их в суд и должнику. Требования кредиторов, признанные установленными, направляются временному управляющему с приложением документов (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Возражения на требования кредиторов могут быть представлены должником в суд, кредитору и временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве); суд рассматривает такие возражения в срок не позднее одного месяца до установленного судом срока рассмотрения дела о банкротстве (ст. 46 Закона о банкротстве).

Временный управляющий созывает первое собрание всех выявленных кредиторов в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания суда, установленной в определении суда о принятии заявления о при знании должника банкротом (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве). Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве).

Заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов рассматриваются судом не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления или жалобы (п. 1 ст. 55 Закона о банкротстве).

Последующие собрания кредиторов созываются арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента соответствующего обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве).

Если нет решения первого собрания, то собрание кредиторов рассматривает, утверждает и представляет суду кандидатуру внешнего управляющего в двухнедельный срок с момента вынесения судом определения о введении внешнего управления (ст. 71 Закона о банкротстве).

График проведения основных мероприятий по наблюдению и подготовке к судебному разбирательству дела о банкротстве приведен в приложении 1.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12 марта 2001 г. признал п. 3 ст. 55 и ст. 56 Закона о банкротстве не соответствующими Конституции РФ. Незаконность первой из статей - в ограничении возможности обжалования решений арбитражного суда о признании организации банкротом. Неконституционным признано и то положение, что внешнее наблюдение на предприятии вводится непосредственно с момента принятия судом заявления кредитора о признании должника банкротом.

Теперь любое определение арбитражных судов, связанное с банкротством, можно будет обжаловать. А внешнее наблюдение будет вводиться судом не автоматически, а лишь после рассмотрения протеста должника.

Правильное по сути решение КС РФ в российских условиях может привести к удлинению сроков рассмотрения дел в суде и затягиванию процедуры банкротства

Функции временного управляющего определены особенностями процедуры наблюдения. Кандидатура может быть предложена кредиторами, а при её отсутствии, СРО выдвигает кандидатуру временного управляющего из числа зарегистрированных специалистов. Назначает управляющего арбитражный суд.

При процедуре наблюдения управляющий заинтересован в позиции должника. Его основная функция на данной стадии процесса заключается в сохранении имущества должника. Вопросы назначения и особенности работы управляющих регламентируются статьями закона о банкротстве, в частности, ст.45.

Назначение управляющего

Временный управляющий – исключительно физическое лицо, назначаемое на должность арбитражным судом. Назначение происходит по предложению кредиторов или СРО.

Следует отметить, что поиск подходящего кандидата на данную должность бывает затруднительным.

Требования к кандидату — реестр управляющих

Требования к кандидату - реестр управляющих

Временный управляющий должен соответствовать критериям, обозначенным 20 статьей закона.

Так, согласно статье 20 в числе обязательных требований:

  • Быть гражданином РФ
  • Состоять в числе членов одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Допускается занятие предпринимательской деятельностью.

Кроме того, членство в саморегулируемой организации обязывает данное лицо соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие высшего образования.
  • Наличие стажа руководящей работы не менее года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего не менее 2 лет.
  • Наличие документа, подтверждающего факт успешной сдачи экзаменационных испытаний на должность арбитражного управляющего.
  • Отсутствие дисквалификации за совершение административное правонарушение и судимости за совершение умышленного преступления.
  • Наличие действующего договора страхования ответственности в рамках осуществляемой деятельности.

Лишь при полном соответствии вышеперечисленным критериям физическое лицо может стать членом СРО и приобрести возможность выступать управляющим в делах о банкротстве.

Заинтересованные лица при банкротстве

19 статья закона о банкротстве чётко очерчивает круг лиц, которые могут рассматриваться в качестве заинтересованных. И в силу этого факта, они не должны занимать должность управляющего. Так, заинтересованным признаётся лицо, входящее в одну категорию с должником, или является его аффилированным лицом.

К таковым закон относит также:

  • Руководители должника или лица, входящие в органы управления должника. Включая лиц, освобождённых от исполнения управленческих функций в рамках управляющей структуры должника в течение года до момента инициирования дела о банкротстве, а также их аффилированные лица или находящиеся с ними в одной категории.
  • Лица, заинтересованность которых может определяться гражданским законодательством.
  • В ситуации с несостоятельностью физического лица заинтересованными признаются его родители, супруги и иные родственники.

Временный управляющий исполняет свои обязанности до начала процедур внешнего управления или прекращения дела о банкротстве. На момент введения процедуры конкурсного или внешнего управления данное лицо может рассматриваться в качестве кандидата на должность внешнего или конкурсного управляющего. На какие действия конкурсный управляющий имеет право, .

Если по объективным причинам управляющий не в состоянии исполнять свои обязанности и возложенные на него функции, суд вправе назначить иного управляющего, предложенного СРО АУ, выбранной заявителем.

Момент досрочного прекращения исполнения функциональных обязанностей временным управляющим должен иметь весомые причины.

Как действует временный управляющий?

Его роль в процессе о банкротстве обусловлена нормами вышеназванного закона. В числе его ключевых задач – сохранение имущества должника, и для полноценного её выполнения временный управляющий наделяется определёнными правами. Подробнее о процедуре банкротства .

Так, данное временный управляющий является непосредственным участником дела о банкротстве, что даёт ему право:

  • предъявлять в интересах дела требования от собственного имени о признании заключаемых сделок ничтожными или недействительными;
  • требовать от руководителя предприятия-должника информации о заключаемых договорах и сделках.

Реестр сделок, подконтрольных управляющему включает операции:

  • с недвижимостью должника, включённой в реестр;
  • имуществом, если его балансовая стоимость выше 10% стоимости активов предприятия-должника также балансовой;
  • в вопросах передачи имущества в доверительное управление;
  • с займами, как по их предоставлению, так и по их получению;
  • поручительств и предоставлении гарантий;
  • переводов долгов и переуступки прав.

Руководитель предприятия-должника обязан информировать об определённых совершаемых сделках, а их заключение осуществлять исключительно с письменного согласия управляющего.

Законное обоснование прав

Таким образом, в вопросах сохранения имущества предприятия-должника, временный управляющий действует в соответствии с 1 пунктом 60 статьи Закона о банкротстве.

Данный пункт даёт управляющему право ходатайствовать перед судом о необходимости принятия мер, обеспечивающих сохранность имущества. Он вправе наложить вето на заключение некоторых сделок без его соответствующим образом оформленного согласия.

Среди прочего функционала управляющего можно выделить:

  • Контроль деятельности руководителя предприятия должника.
  • Подача ходатайств об отстранении руководителя от должности, если совершаемые им действия препятствуют работе управляющего или совершаемые руководителем сделки убыточны.

Перечень обязанностей

Одновременно с правами, должностное лицо наделяется и рядом обязанностей, неисполнение которых может стать основанием его отстранения. Так, временный управляющий обязан в рамках своей деятельности:

  1. Принимать меры по обеспечению сохранности имущества предприятия-должника.
  2. Выявлять организации.
  3. Определять ликвидность имеющегося в распоряжении должника имущества.
  4. Давать прогнозы и анализировать перспективы восстановления платёжеспособности предприятия при оздоровлении и введении внешнего управления. коэффициент утраты, восстановления платёжеспособности.
  5. Давать оценку относительно рыночной стоимости рассматриваемого бизнеса.
  6. Выступать с предложением комплекса мероприятий или системы мер, способных помочь предприятию-должнику выйти из сложившейся ситуации.

Временный управляющий обязан принимать меры по выявлению , в частности, выявить признаки, свидетельствующие о банкротстве фиктивном или преднамеренном. К таковым относятся:

  • Признаки исправления документов финансовой деятельности или их уничтожения.
  • Моменты сокрытия имущества, препятствие включения его в реестр.
  • Не истребование или препятствие истребованию задолженности дебиторского характера.
  • Совершение сделок явно убыточных для предприятия.
  • Не осуществление выплат по кредитным и иным финансовым обязательства при наличии такой возможности.
  • Не предоставление информации о третьих лицах и контрагентах, в частности об их местонахождении, у которых находится имущество должнику принадлежащее.

Временный управляющий должен исключить предумышленное банкротство.

Организации-банкрота изложены в одной из прошлых статей.

Кроме того, различного рода создаваемые препятствия в виде не предоставления информации или предоставление априори недостоверных, ложных данных и сведений по запросам временного управляющего, также могут натолкнуть последнего на мысль о фиктивном банкротстве.

Управляющий устанавливает реестр лиц-кредиторов. Образец заполнения реестра требований кредиторов . Кредиторы в срок 1 месяц предъявляют свои требования.

На этом видео временный управляющий рассказывает нюансы процедуры банкротства крупного предприятия после окончания своих полномочий:

При вынесении определения о начале внешнего управления, конкурсного производства или завершении дела о банкротстве, управляющий обязан известить о данном факте кредиторов и прочих заинтересованных в этом лиц.