Урок "письмо слов с йотированными гласными". Графика

Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы Е, Я, Ё, Ю обозначают два звука: соглас­ный Й и гласный, например: Й + Э = Е; Й+А=Я; Й + О = Ё; Й + У=Ю.

Для правильного звучания этих гласных надо знать положение речевого аппарата при звуке Й и каждой из гласных Э, А, О, У.

Звук Й. При произнесении звука Й кон­чик языка касается нижних зубов, а спинка сильно напряжена и поднята к передней ча­сти твердого нёба, голосовые связки вибри­руют, мягкое нёбо поднято.

Звук Й произносится только с гласными звуками.

Попробуйте поочередно произнести гласные в следующих парах: А-Я, О-Ё; У-Ю; Э-Е, и вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют тем движениям, какие были при произнесении А, О, У, Э.

  1. Положение речевого аппарата при образовании согласных звуков.

Звуки Б, П. Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.

Рис. 9. Артикуляция П, Б: а - снаружи; б - внутри.

Звуки В, Ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно - кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.

Рис. 10. Артикуляция Ф, В: а - снаружи; б - внутри.

Звуки Д, Т, Н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.

Рис. 11. Артикуляция Д, Т, Н: а - снаружи; б - внутри.

Опущенное нёбо при Н.

Звуки К, Г, X. При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Вы­дыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.

Рис. 12. Артикуляция К, Г, X: а - снаружи; б - внутри.

Звук Р. Образование звуков Р и Р мягкого вызывается час­тыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибри­руют.

Рис. 13. А ртикуляция К в сочетании с разными гласными

Рис. 14. Артикуляция Р (внутри)

Звук М. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос.

Рис. 15. Артикуляция М Рис. 16. Артикуляция Л

(снаружи) (снаружи)

Звук Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зу­бам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, го­лосовые связи вибрируют.

При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом.

Звуки З, С. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верх­ним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки виб­рируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.

Рис. 17. Артикуляция 3, С:

а - снаружи; б - внутри

Звуки Ж, Ш. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.

Рис. 18. Артикуляция Ш, Ж: а - снаружи; б - внутри

Цел и: активизировать знания детей о йотированных гласных и буквах, их обозначающих; совершенствовать умение делить слова на слоги; развивать умение конструировать предложение из слов.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

! Игра «Кто быстрее соберёт?».

На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.

Дети, сидящие на первом ряду, подбирают картинки с односложными названиями предметов, на втором ряду - с двусложными, на третьем - с трёхсложными.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

II. Словарная работа.

1. Ре бята - мальчики и девочки в раннем возрасте.

& Этимология слова.

Слово ребята произошло от слова ребёнок . В старину ребёнок означало «маленький».

Запишите это слово, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, разделите на слоги, поставьтеударение.

2. Хо ро ш ? - так, как надо.

Дождь покапал и прошёл,

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим и детям.

В. Маяковский

& Этимология слова.

Происхождение слова неясно. Возможно, в древности оно имело значение «чистый» или «храбрый».

III. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» - «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

В конце этого слова есть звук [й’]и специальная буква для него - Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Я, Ю, Е, Ё, которые обозначают сразу два звука:

2. Выполнение упражнения 30.

Сколько слогов в каждом слове?

Сколько букв в первом слоге каждого слова?

Какие это буквы?

Какие звуки они обозначают?

В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Выво д: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

ь в начале слова;

ь после гласных;

ь после ь и ъ знаков.

Звукобуквенный разбор одного из записанных слов:

Юла - ю - ла

ю - [й’] - согласный, мягкий, звонкий.

[у] - гласный, безударный.

л -[л] - согласный, звонкий, твёрдый.

а -[а] - гласный, ударный.

Почему букв меньше, чем звуков?

Физкультминутка

IV. Составление рассказа по картинке.

1. Выполнение упражнения 32.

2. Работа над конструированием предложений.

Выполнение упражнения 33.

V. Итог урока.

Какие гласные называются йотированными? Перечислите их.

Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Юбка, ярмарка, енот, мел, йод, веретено, яблоко, ёлка, моряк.

Домашнее задание: упражнение 34.

И.БУКРИНСКАЯ,
О.КАРМАКОВА

Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3/2004

Графика. Орфография.
Принципы русской орфографии

Компакт-тема № 5

Графика

Всем известно, что существуют две формы языка – письменная и устная. Любой язык первоначально существует в устной форме, а на определенном этапе его развития появляется письменность. Теория письма делится на две составляющие – графику и орфографию .

Графикой называется совокупность начертательных средств того или иного письма. Она включает не только буквы, но и знаки препинания, ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания). Графика устанавливает определенные соответствия между звуками и буквами. Буквы – это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки мы произносим и слышим .

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом . Слово алфавит происходит от названия греческих букв альфа и бета (в новогреческом вторая буква именуется вита ). Ему соответствует русское слово азбука, образованное от названия двух первых букв славянского алфавита – азъ и буки .

Гласных звуков в русском языке 6, а букв 10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

Первую славянскую азбуку создали в 863 (или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий («первоучители славянские»). Многие исследователи полагают, что это была глаголица (от старославянского глаголъ ‘речь’) – азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись.

А современный русский алфавит восходит к другой древней славянской азбуке – кириллице, которую составили ученики братьев на основе греческого (византийского) торжественного письма. Для передачи звуков, которых не было в греческом, они ввели новые буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также числа, например: а (азъ) – 1, д (добро) – 4.

Йотированные гласные буквы

Среди гласных есть четыре буквы: е , ё , ю , я , – которые называются йотированными, так как могут обозначать сразу два звука, в том числе звук йот – j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а лишь в трех позициях:

1) в начале слова: ель , ёлка , юла , яма ;

2) после гласной: поел [паjэл], моё [маjо], рою [роjу], мая [маjа];

3) после разделительных ъ и ь знаков: разъезд [разjэст], подъём [падjом], вьюга [в’jуга], обезьяна [абиз’jана].

Упражнения

1. В каких словах количество букв и количество звуков не совпадает?

1) Объем; 2) приём; 3) вьёт; 4) веет; 5) шьют; 6) поют; 7) сеял; 8) изъян.

(Ответ: 2, 4, 6, 7.)

2. Определите: в каких словах больше звуков, чем букв?

1) Яблоко; 2) приятный; 3) субъект; 4) поэт; 5) поёт; 6) люстра.

(Ответ: 1, 2, 5.)

3. Определите: в каких словах число звуков и букв совпадает?

1) Соя; 2) актёр; 3) ясный; 4) пьедестал; 5) сюжет; 6) юбка.

(Ответ: 2, 4, 5.)

Обозначение мягкости согласных на письме

Твердые и мягкие согласные звуки в русском языке на письме передаются одними и теми же буквами. Значит, должен существовать способ показа твердости – мягкости согласного звука. Йотированные гласные е, ё, ю, я , а также и: лук [лук], люк [л’ук], мал [мал], мял [м’ал], мыл [мыл], мил [м’ил] – после согласного обозначают мягкость предшествующего согласного и соответствующий гласный.

Когда надо обозначить мягкость согласного не перед гласным, а на конце слова или перед последующим согласным, используется мягкий знак – ь : мел – мель, кон – конь, вес – весь ; серьга, больной, весьма .

Во многих пособиях приводится неверная формулировка функции йотированных гласных: там написано, что они смягчают предшествующий согласный. Желательно дать ученикам четкое представление о том, что буквы – это знаки, которые являются сигналами мягкости предшествующего согласного, а не причиной, эту мягкость вызывающей.

Орфография

Орфография (от греч. orthos ‘правильно’ и graphо ‘пишу’) – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. В школьной практике мы часто пользуемся термином орфограмма (от греч. orthos ‘правильно’ и gramma ‘буква’), им обозначают написания, определяемые правилами орфографии.

Теория русской орфографии начала складываться еще в XVIII в. Большой вклад в ее становление внесли В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Я.К. Грот, Ф.Ф. Фортунатов.

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина (М., 2000).

Принципы русской орфографии

Основной принцип русской орфографии – морфемный , в некоторых пособиях он называется морфологическим . Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов.

Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю. В этих случаях проявляется традиционный принцип русской орфографии. На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц , употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.

Фонетический принцип заключается в том, что написание соответствует произношению; правил, которые основываются на указанном принципе, немного: правописание приставок на з/с , а также гласной в приставке раз-/роз-, правописание и/ы в корне после приставок на согласный.

Кроме того, орфография устанавливает правила слитного, раздельного и дефисного написания, переноса слов, а также употребления прописных и строчных букв.

Упражнения

1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:

1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5) книжка; 6) игрушка.

(Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый; ответ: 2, 4.)

1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.

(Ответ: 2, 4, 5.)

2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:

1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.

1) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка.

(Ответ: 1, 2, 4, 6.)

3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:

1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать; 4) подбор.

4. Найдите в предложении такие слова, где буква т означает звук [д].

Мы повернули от дороги к избушке лесника, где надеялись отдохнуть и согреться .

(Ответ: о[д]дороги, о[д]дохнуть.)

Цели:

– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

Ход урока

    1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
    2. – На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

      – Как они называются? (йотированными);

      – Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

    3. Тестирование
    4. – Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

      Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

      1. Какая буква не является йотированной?

      1. и 2. ю 3. е

      1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
      2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
      3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

      3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

      Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

      Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

    5. Чистописание

– Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.

– Какая буква нас сегодня встречает?

Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит
Встать последней в ряд велит.
2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме

– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

Физкультминутка: упражнения для глаз.

IV. Работа со словами с йотированными гласными.

– Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

Ярмарка маляр боярышник столяр

– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

– Запишите каждую группу в отдельный столбик.

"Стол-помощник".

1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

– В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

Яр – крутой обрывистый берег.

– В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

V. Словарная работа.

– Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

– Какое это слово?

– Напишите транскрипцию на общем листе.

– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

– Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)

ябл(о/а)чк(о/а)

– Как определить “а” или “о” писать?

Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

После прочтения слово записывается в тетрадях.

– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
3) матросский танец.

Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

VI. Работа в группах.

Творческая работа.

Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

    • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

1. Разделить слова для переноса:

ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

2. Сколько букв и звуков в слове:

ЯХТА - ....б., .... зв.

ГАВАНЬ - .... б, .... зв

3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

Расположить слова по алфавиту:

Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

Стол-помощник: алфавит.

Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

(Сточки стихотворения разрезаны)

Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

“Стол – помощник”:

1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.

Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

[ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.

“Стол - помощник”:

ночью ветер маяк

5 предложений

Прочитайте текст.

[й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

Ответьте на вопросы по содержанию текста.

    1. Кто пошёл к морю?
    2. Где Юля нашла рачка?
    3. Как он оказался на берегу?
    4. Что сделала девочка?

– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

– Какие слова нельзя перенести?
- Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

– Что такое “шторм”?

– Читает текст

– Что такое “штиль”?

Читает текст

Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

Оценка сотрудничества.

VII. Рефлексия.

– Наш корабль взял курс к родному берегу.

– На острове каких букв мы были?

– Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.