"родился сам, помоги другому". Смоленские кладбища

Православное кладбище было последним из кладбищ по пути от метро Приморская, которое мы смогли посетить за один день. Времени для его осмотра у нас было уже мало.
История его драматически типична для нашего времени.
Смоленское православное кладбище впервые упомянуто в указе Синода 1738 года как кладбище «на Васильевском острове у Черной речки». Но лишь указом от 11 мая 1756 года ему было учреждено определенное место «в сторону от Галерной гавани» (между 18-й и 23-1 линиями Васильевского острова).
А в 1760 году на кладбище была построена деревянная церковь Смоленской Божией матери, которая до наших дней не сохранилась, в основном, из-за наводнения 1777г. Дошедшая до наших дней каменная церковь была построена по проекту архитектора А. А. Иванова в 1790 году.


Кладбище вначале было очень бедным, средств хватало только на самое необходимое. Лишь при отце Георгии Петрове благосостояние кладбища было поправлено организацией в 1796 г. «траурного заведения», в котором напрокат можно было получить «катафалки, дроги, покровы, попоны, плащи, шляпы с флером» и другие принадлежности погребальной церемонии. «Траурное заведение» просуществовало до 1841 г.
Однако, отголоски его существуют и поныне:


С 18 века на Смоленском кладбище хоронили как простых людей, так и деятелей науки и искусства. Были сформированы специальные площадки: Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Петербургского университета.
Погребения на кладбище в начальный период его существования были немногочисленны – около тысячи в год. С 1781 г. велись регулярные записи в кладбищенских книгах. К 1820-м гг. это число возросло до четырех с лишним тысяч ежегодно.
Страшным для Смоленского кладбища было наводнение 7 ноября 1824 г. Вода в этой части острова поднялась до крыш одноэтажных домов. Множество крестов с могил Смоленского кладбища, сломанных и унесенных наводнением, прибило на Выборгскую сторону, где всю зиму ими топили печи.
В дореволюционной России Смоленское кладбище стало одним из самых больших - к началу 20 века число погребенных достигло около 700-800 тысяч человек.
Считается, что здесь была похоронена няня А.С.Пушкина – Арина Родионовна. Но место погребения неизвестно, так что об этом факте сообщает только мемориальная доска на воротах:


Здесь также был похоронен А.Блок. Позднее его могила была перенесена на Литераторские мостки Волковского кладбища.
А в этом храме Светлого Христова Воскресенья его отпевали:

Сейчас храм находится на реставрации.
Здесь также находилась могила Т.Г.Шевченко. Позднее она была перенесена в Украину, в г.Канев. На ее месте остался памятный камень:


В 1841 г., как и другие кладбища, Смоленское поделили на семь разрядов. Участки вблизи кладбищенских церквей принадлежали к высшим разрядам, и отличались благоустроенностью, хорошим песчаным грунтом и отличным дренажем. Широкая известность Смоленского кладбища привлекала сюда многочисленные толпы народу, служилось множество заказных литургий. Кладбище славилось своей благотворительной деятельностью. В 1900-е гг. при нем числились: богадельня для вдов и сирот духовенства, вдовий дом для вдов, сирот и заштатных священнослужителей, дом трудолюбия, церковно-приходская школа, епархиальный приют.
Если благоустройство территории входило в обязанности администрации, то уход за памятниками и могилами был делом родственников, вносивших в кладбищенскую кассу средства. Лишь в 1909 г. городская комиссия по народному образованию взяла на себя заботу о сохранении двадцати четырех памятников выдающимся деятелям культуры на разных петербургских кладбищах.
Особую известность принесла кладбищу могила известной юродивой - Ксении Блаженной.
Ксения Петербургская жила, предположительно, в середине второй половины 18 века. Когда ей было 26 лет, ее муж, певчий церковного хора, внезапно умер без христианского покаяния. Это событие так потрясло несчастную женщину, что она отказалась не только от своего звания и имущества, но и имени. Ксения приняла имя своего супруга, оделась в его одежды и прошла под его именем весь свой крестный путь. Днем она скиталась по улицам Петербурга, а по ночам выходила за город в поле, и там молилась до самого рассвета.
Вскоре люди заметили, что безумные речи Ксении полны глубокого смысла и пророчеств, а сама нищенка обладала даром исцеления. К ней стали приводить больных и детей. Торговцы старались угостить Ксению чем-нибудь, так как заметили, что если Ксения возьмет какое-нибудь угощение из рук торговца, то ему целый день будет сопутствовать удача.
Петербуржцы наперебой зазывали нищую в свои дома, так как считалось, что если Ксения примет приглашение, то хозяев ждет счастье и процветание.
Бездомная странница прожила около 70 лет, и была погребена на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь иконы Божьей Матери.
Сначала над могилой юродивой был только земляной могильный холмик. Через несколько лет он исчез - многочисленные паломники, желавшие унести частичку святой земли, разобрали его до основания. Много раз пытались восстановить могильный холм – но результат был один и тот же, - его растаскивали по горсточкам.
Даже каменная плита на могиле не изменила ситуацию: верующие ее разбили и разобрали по маленьким кусочкам.
В1830- е на доброхотные пожертвования была выстроена деревянная часовня с дубовым иконостасом, в 1894 расширенная стеклянной галереей. Наконец, в 1902 году, по проекту арх. А.А. Всеславина, над могилой Ксении Блаженной была возведена каменная часовня.


В изголовье мраморной гробницы Ксении стоял иконостас из мрамора и висел мозаичный образ распятого Спасителя, перед которым горела неугасимая лампада. На стенах находилось множество икон в киотах, среди них две серебряные, которые подарил по обету вернувшийся с Русско-турецкой войны 1877–1878 кн. Масальский
После всех постреволюционных перипетий, когда часовню то закрывали, то открывали вновь после войны, то опять закрывали и передавали под скульптурную мастерскую (в 1960г.), наконец, в годы перестройки, власти угомонились - часовню отреставрировали и освятили заново. И в 1988г. Ксению Блаженную причислили к лику святых.
Но народная тропа к ней не заросла и поныне.
Неподалеку от часовни находился храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный и освященный в 1831 году:

На заднем плане виден кусок очереди к часовне Ксении Блаженной.
История храма традиционно укладывается в текст мемориальной доски на нем:

Ну, а после революции началась вакханалия: произошла национализация церковного имущества. Церковь лишили средств; в 1918 г. были изъяты метрические книги. В апреле – мае 1922 г. из кладбищенских церквей вывезли большинство наиболее ценных предметов, церкви не раз подвергались ограблениям.
Смоленское считалось «фактически закрытым для погребений из-за отсутствия мест». В 1925 г. в музей общества «Старый Петербург» доставили со Смоленского кладбища ряд бронзовых и мраморных скульптурных деталей, иконостасы. В 1931 г. прошел еще один крупный вывоз памятников и скульптурных деталей в музей-некрополь, множество могил перезахоронено.
В 1938 г. кладбище было окончательно закрыто для погребений, а 17 августа 1940 г. исполком Ленгорсовета вынес решение о закрытии Смоленской церкви. Лишь в годы блокады на Смоленском хоронили воинов и мирных жителей, умерших от голода или погибших во время бомбежек.
В 1946 г. было возобновлено богослужение в церкви Смоленской иконы Божией Матери. Оставшись единственной действующей церковью на Васильевском острове, она притягивала множество верующих.
Бессистемно бродя по кладбищу, мы просто искали красивые или оригинальные надгробья, но чаще всего натыкались на неухоженные, разрушенные могилы и склепы.
Например, около часовни Ксении Петербургской находится могила племянника адмирала П.С.Нахимова Платона Васильевича Воеводского:



Обелиск памяти нижних чинов лейб-гвардии Финляндского полка, погибших при взрыве в Зимнем дворце при теракте С.Халтурина в 1880г.


А наряду с сохраняемыми и обихоженными могилами- вот это:

А это – часовня великомученицы Анастасии Римлянки Узорешительницы (покровительницы заключенных)

Год постройки неизвестен.


С 1988 года на кладбище начались все-таки реставрационные работы. но до благостного состояния еще очень далеко

А вот фото живого обитателя этого грустного места:

Сегодня посетила экскурсию, организованную группой ВКонтакте "Экскурсии по храмам Санкт-Петербурга и области". Экскурсию проводил магистр богословия Р.С. Катаев. Кое-какие заметки по ходу экскурсии (некоторые фотографии не мои - взяты из интернета).

Смоленское кладбище - одно из старейших в Санкт-Петербурге. Первые захоронения появились здесь в 1738 году. По поводу названия есть две верси: 1) в числе первых на этом кладбище упокоились жители - выходцы из Смоленска и Смоленской губернии; 2) жители Смоленска подарили кладбищу список с иконы Смоленской Богоматери для кладбищенского храма.

В 1930-е годы приняли решение кладбище закрыть и уничтожить. Могилы некоторых выдающихся деятелей истории, науки и культуры перенесли на другие кладбища. Но, к счастью, идея уничтожить Смоленское кладбище не была воплощена.

Вход на кладбище - начала XIX века, архитектор Луиджи Руска.

До революции на кладбище действовало три церкви: Воскресения Христова, иконы Смоленской Божией Матери и церковь Святой Троицы, сейчас действует храм иконы Смоленской Божией Матери и часовня Святой блаженной Ксении Петербургской.

Храм Воскресения Христова (реставрируется) . Построен в 1901 - 1904 годах по проекту архитектора Валентина Деленовского в стиле нарышкинского барокко. Образцом для подражания послужил храм Успения на Покровке в Москве.

Конечно, при каждом кладбище есть храм или церковь. Однако очень малое число кладбищенских церквей посвящено Воскресению Христову (что очень странно): ведь тема смерти и грядущего воскресения чрезвычайно важна для Христианства.

Петербургский храм Воскресения Христова был задуман и построен как усыпальница. В нижней части храма есть склеп, рассчитанный примерно на 160 могил. В этом храме в 1921 году отпевали Александра Блока.

Во время реставрационных работ, которые сейчас идут, была найдена икона Богородицы Всех Скорбящих радость начала ХХ века. Также в подвалах найдены револьверы и следы от пуль на стенах - вполне возможно, здесь в годы революции и репрессий расстреливали людей.

Самым первым храмом на территории кладбища была деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, пострадавшая в XVIII веке во время наводнения. Позднее на ее месте был построен храм Святой Троицы , который после революции закрыли и в 1932 году разобрали на кирпичи. Сейчас на том месте, где был престол Троицкого храма, построена небольшая часовня.

Старейшей на сегодняшний день постройкой храма является церковь иконы Смоленской Божией Матери . В 1762 году принято решение построить храм, место для храма выбрал митрополит Петербургский Гавриил Петров, в 1790 году строительство храма было закончено. Архитектор - Алексей Иванов. В XIX веке были осуществлены пристройки (трапезная, классический портик) и перестройки храма. В 1920-е годы храм передали обновленцам. В 1940 году храм был закрыт, а впоследствии разорен. В 1990-е годы храм отреставрировали. Раньше в храме иконы Смоленской Богоматери было 5 престолов.

После закрытия Казанского собора храмовая икона до 1940 года хранилась в церкви иконы Смоленской Богородицы, после закрытия этого храма передали во Владимирский собор, сейчас икона вернулась в родной храм.

Иконостас - не "родной", а из храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, который был закрыт в 1938 году (мой приход!).

На этой фотографии видно как "неродной" иконостас закрывает роспись в полукруглой арке:

Из икон храма обращают на себя внимание:

Икона Пресвятой Богородицы Толгская. Сама икона "вмонтирована" в центр. Вокруг - клейма, намного более старые, чем икона, которые повествуют о судьбе иконы и чудесах.

Очень необычный, неканонический образ Богородицы. Богородица изображена без Сына, одна, грудь ее пронзает кинжал. Имеются в виду слова Симеона Богоприимца: "И Тебе же самой в душу пройдет оружие". К этой иконе обращают молитвы о своих детях матери.

В левом приделе обращает на себя внимание Рождественский вертеп, очень уютный и родной.

Правый придел посвящен Святой блаженной Ксении Петербургской. В нем обращает на себя внимание икона Всех скорбящих Радость с грошиками - именно эта икона была найдена во время реставрации Воскресенского храма. Эта икона является списком с иконы, хранящейся в церкви "Кулич и Пасха" на проспекте Обуховской обороне и рассказывает о происшествии в этом храме: во время пожара монеты из кружки для пожертвований оказались на иконе, и так и остались на ней.

Придел сразу слева от входа - здесь совершается таинство Крещения.

Именно здесь был первый освященный храм: сама церковь еще строилась, а здесь, на престоле, освященном в честь Иоанна Богослова, совершались богослужения. Икона Божией Матери "Милующая (Достойно есть)", была написана для храма в Галерной гавани.

Здесь же находится икона, изображающая св. Киприана и Иустинию. Им молятся о людях, попавших в секты. И это неслучайно. Св. Киприан сначала был очень известным магом и волшебником, к которому обращались люди с просьбой приворожить кого-либо или свести в могилу. Однажды к магу Киприану обратился юноша, который попросил приворожить Иулиану. Иулиана была христианкой, и когда Киприан начал свой магический обряд, он почувствовал, что не может преодолеть силу молитвы Иулианы, он понял, что есть сила куда более могущественная, чем его колдовство. Он уверовал, крестился, принял христианство, а впоследствии стал епископом.

У стен храма похоронен его строитель и первый настоятель.

У внешних стен храма, за алтарем, хоронили священников храма. Очень необычен памятник в виде аналоя.

И очень миленькая кормушка для птиц:

Часовня Святой блаженной Ксении Петербургской . Первая петербургская святая.

Часовня построена на месте могилы Св. Ксении. Она умерла на Смоленском кладбище, ее нашли сидящей под деревом. Там и похоронили. Могила была очень почитаема в Петербурге, многие уносили по горстке земли с могилы, так что многократно насыпали холмик земли на ее могилу. В 1902 году по проекту архитеатора Всеславина была построена каменная часовня. В 1940 году часовню закрыли, хотели уничтожить. После войны там находились скульптурные мастерские. Русской Православной Церкви она была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), будущим Патриархом Алексием II.

Рядом с часовней Ксении Блаженной похоронили Эдуарда Хиля:

В 1932 году на Смоленском кладбище была похоронена Мария Гатчинская, канонизированная Русской Православной церковью в 2006 году.

В миру - Лидия Александровна Лелянова, дочь богатого купца, родилась в 1874 году. В возрасте 16 лет заболела энцефалитом, осложнением которого стала болезнь Паркинсона. Несмотря на это, окончила гимназию, выпускные экзамены сдавала в инвалидной коляске. В 1909 году переселилась в Гатчину, где проживала в доме старшего брата Владимира. С 1912 года лежала парализованной, речь у девушки сохранилась. С 1921 года вокруг девушки образовалась группа почитателей, получившая название Иоанновский кружок (в честь праведного Иоанна Кронштадтского). В 1922 году архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский) на подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря по благословению митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) совершил монашеский постриг Лидии Леляновой с наречением имени Мария. Негативно отнеслась к декларации митрополита Сергия (Страгородского) и призывала не посещать храмы, где его имя возносится за богослужением. Духовником общины, образовавшейся вокруг Марии был Пётр Белавский, близкий друг лидера иосифлянского движения архиепископа Гдовского Димитрия (Любимова). В 1932 году Мария вместе с сестрой были арестованы советскими органами в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Ей было предъявлено стандартное обвинение, в вину также вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. Поместили Марию Гатчинскую в больницу Дом предварительного заключения, где она скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осуждённой на три года ссылки. В 1981 году была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как новопреподобномученица Мария Гатчинская.17 июля 2006 года канонизирована Русской православной церковью — включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии. 26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе.

В годы гонений на церковь очень многие православные приходили на Смоленское кладбище молиться. Храмы закрывались и уничтожались, посещать их было небезопасно, сжигали иконы. А на кладбищах кресты и иконы были "в свободном доступе". Люди на кладбищах молились у крестов, поклонялись иконам, изображенным на памятниках. Одним из таких почитаемых мест была эта могила с мозаичной иконой Спаса. Но и здесь богохульники пытались святотатствовать: неоднократно пытались повредить глаза Спасителя...

Подвиг юродства Святой Ксении повторяли некоторые женщины.На кладбище находится могила блаженной Анны. Говорят, что она была фрейлиной императрицы, ее покинул возлюбленный. Она оставила свет, юродствовала, когда она умерла, на похоронах было 40.000 человек. На могиле блаженной Анны также была часовня, но она не сохранилась.

Рядом с могилой блаженной Анны находится памятник 40 мученикам, которые пострадали за веру. В годы революции священники, монахи и миряне были погребены заживо. Позже из тела захоронили на Смоленском кладбище.

Также на Смоленском кладбище был похоронен Александр Блок, позже его могилу перенесли на Литераторские мостки.

На кладбище находится братская могила солдат лейб-гвардии Финляндского полка, погибших во время взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, организованного Степаном Халтуриным.

Взрыв в Зимнем дворце (5 февраля 1880) — террористический акт, направленный против российского императора Александра II, организованный членами движения «Народная воля». Халтурин проживал в подвальном помещении Зимнего дворца, куда им было пронесено до 30 кг динамита. Бомба была приведена в действие с помощью запального шнура. Непосредственно над его комнатой располагалось караульное помещение, ещё выше, на втором этаже, столовая, в которой собирался обедать Александр II. К обеду ждали принца Гессенского, брата императрицы Марии Александровны, но его поезд опоздал на полчаса. Взрыв застал императора, встречавшего принца, в Малом Фельдмаршальском зале, далеко от столовой. Взрыв динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами. Полы дворцовой гауптвахты обрушились вниз (современный зал Эрмитажа № 26). Двойные кирпичные своды между первым и вторым этажами дворца выдержали удар взрывной волны. В бельэтаже никто не пострадал, но взрывом приподняло полы, выбило множество оконных стёкол, погас свет. В столовой или Жёлтой комнате Третьей запасной половины Зимнего дворца (современный зал Эрмитажа № 160, убранство не сохранилось) треснула стена, на накрытый стол упала люстра, всё засыпала извёстка и штукатурка.

В результате взрыва в нижнем этаже дворца погибли 11 военнослужащих, несших в тот день караул во дворце нижних чинов Лейб-гвардии Финляндского полка, дислоцировавшегося на Васильевском острове, ранены были 56 человек. Несмотря на собственные раны и увечья, уцелевшие часовые оставались все на своих местах и даже по прибытии вызванной смены от Лейб-гвардии Преображенского полка не уступали прибывшим своих мест, пока не были сменены своим разводящим ефрейтором, который тоже был ранен при взрыве. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны.

На Смоленском кладбище ранее находилась и могила Даргомыжского. В советское время его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств. На Васильевском острове остались могилы его родителей.

Могила Федора Сологуба:

Великие русские певцы - Осип Петров и Анна Петрова-Воробьева, первые исполнители партий Сусанина и Вани в опере М. Глинки "Жизнь за царя".

Про то, что здесь была похоронена няня Пушкина Арина Родионовна, знают все: могила ее затерялась, на входе есть мемориальная доска:

И уже перед выходом с кладбища встретился котик в мрачно-торжественной униформе (гений места), посему даю ему тэг "коты музейные".

Смоленское православное кладбище. May 14th, 2011

В четверг решила таки поехать на Смоленское кладбище. Давно собиралась, представляла, как это будет, и что буду чувствовать, строила ожидания, рисовала картинки. И, видимо, было это зря. Во-первых ожидания не оправдываются, а во вторых я, наверное, затянула со своим желанием, или у него закончился срок годности, потому что я не прониклась. То есть совсем.

Началось с того, что я очень долго собиралась. В 8:30 отправила Машу в школу и уже готова была выехать, однако «маленькие дела» хватали за руки, как репейники, и я их делала. Когда уже совсем было собралась - потеряла аккумулятор от фотоаппарата. Пришлось договариваться с домовыми и кормить их конфетами, что бы они отдали. Затем навигатор. Почему-то он повел меня на Васильевский остров через Петроградку! При этом по пути захватив все перекрытые улицы: и маршала Говорова и Гороховую!

Ладно, тайные планы навигаторы были быстро раскрыты, и я вовремя свернула на площадь Труда, не смотря на то, что навигатор охал и ахал ещё минут 15, уговаривая меня «совершить разворот там, где это разрешено». Но я была неумолима, и ему пришлось маршрут переложить. Но и тут он придумал хитрость - повел меня ни где-нибудь, а через Университетскую набережную, а я не умею проезжать мимо Сфинксов спокойно. Мой навигатор, видимо это знал. Может он читает мой жж? Потому как и о своей любви к ним…

У Сфинксов я зависла ещё минут на 20… Египетские душительницы (а именно так переводится с древне греческого слово «сфинкс») были вполне благосклонны. С обоюдных сторон.

Дожидаться заката, что бы увидеть, как меняются их почти джакондовские улыбки на звериный оскал, я не стала и поехала дальше.

Ещё минут через 30 (!) я, наконец, была возле Смоленского кладбища (православной части). Видимо, к этому моменту все мои препятствия на пути завершились (или задерживать меня более уже не имело смысла), потому как, подъехав к самым воротам, я обнаружила отъезжающую машину и с удовольствием встала на её место, решив вопрос с парковкой. Итак, Смоленское кладбище. Гудеть нельзя.


Однако, не успела я пройти и 100 метров вглубь кладбища, как позвонила Маша и сказала, что у них отменили дополнительные занятия и она готова идти домой…(!) Но я уже решила, что раз доехала, то я таки здесь поброжу и договорилась, что Машкус отправится на пару часов на продленку. И пошла таки бродить.

Кладбище на меня оказало странное впечатление. С одной стороны такое старинное, такие огромные деревья, такие древние кресты и такие достойные фамилии на камнях. А с другой стороны не покидало ощущение хаоса, искореженности, перепутанности и мешанины. Не было того духа успокоения и порядка, которое можно словить на старых кладбищах.

Вообще сложилось впечатление, что деревья там пожирают могилы. Во многих местах видела разломившиеся каменные могилы, под напором дерева, разросшегося изнутри.
Или смещенные могилы. Одним словом - недружулюбное содружество деревьев и могил.

Вот тут только подбирается...



Время от времени начинали гудеть ноги, особенно, когда останавливалась. Самые яркие ощущения в ногах были рядом с часовней Ксении Петербуржской, куда, не смотря на будний день, стояла длинная очередь. Место удивило, но не пригрело. Намоленное, но не мое.

Совершенно восхитил и очаровал молочный папоротник, фонтанчиками выпрыгивающий из земли то там, то здесь.

Обратила внимание, что есть участки, где растет только сныть, а есть участки поросшие папоротником. Интересно, с чем это может быть связано?

Особо впечатляющих могил, пожалуй, не встретила. Хотя, если честно - очень не хотелось сходить с дорожки, что бы подойти к какой-то могиле. Хаос там в воздухе какой-то творился.

Во тут интересно - могила КРЕСТЬЯНИНА Кокошина

А это, я так понимаю, могила отца Н.К. Рериха

В основном - кладбище конечно находится в упадке. Многие могилы разломаны, кресты и памятники часто свалены в кучу,

повсеместно разбитые или провалившиеся могилы. Например такие (заглядывать туда не хотелось).

И самое главное - ощущение закрученного воздуха. Ну вот не хотелось там гулять. Не гулялось, а бежалось. И ноги гудели.

Среди известных людей на Смоленском кладбище покоятся:

2. Мария Гатчинская (Лидия Лелянова), причисленная РПЦ к лику святых новомучеников.

Есть легенда о сорока заживо погребенных на Смоленском кладбище священниках. «Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли умереть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась... Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.» (Цитата легенды из сети дословно.)
Так и не ясно до сих пор - факт это или легенда. Но вот такая табличка на кладбище висит. Правда, я её не нашла.

3. Няня Пушкина - Арина Родионовна. Могила не сохранилась, да и изначально не было отмечена, т.к. няня была крепостной. Однако по записям в церковных книгах восстановили информацию, что было она похоронена именно на Смоленском кладбище. О чем теперь при входе есть доска.

Говорят, что образ няни Пушкина сильно окультурен и преображен в рамках политической коррекции образа Пушкина как народного поэта после 1917 года. Так, по воспоминаниям Марии Осиповой об Арине Родионовне "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..." следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: "...но с одним грешком - любила выпить". Странно ещё и то, что у Пушкина был верный «дядька» - Никита Козлов. Он был приставлен к Пушкину ещё с детства и сам внес тело раненного Пушкина в дом, а затем и опускал гроб в могилу. Однако нигде упоминаний о нем нет. Вот интересная статья о няне Пушкина.

На лютеранской части кладбища, куда я в этот раз не дошла есть могилы:
Владимира Даля, Федора Сологуба, первое захоронение Александра Блока (затем могилу перенесли на Волковское кладбище).

Честно говоря и не знаю - захочется ли снова пойти на это кладбище. Как-то не пришлось оно мне по духу, а я, видимо, ему. Да и не пускало оно меня к себе. Ехала вместо обещанных 30 минут - 2,5 часа. У меня вообще - сложные отношения сложились с Васильевским островом. Разные мы с ним. Хотя, безусловно, на Смоленском кладбище есть и интересное. Вот здесь верхушка "барабан" видится мне очень гармоничным.

И ещё - несколько фотографий для сравнения в другое время года (других авторов):

А как Вам Смоленское кладбище? Любите там гулять? Имею ввиду именно православную часть, не лютеранскую. Пускает к себе?

Сегодня посетила экскурсию, организованную группой ВКонтакте "Экскурсии по храмам Санкт-Петербурга и области". Экскурсию проводил магистр богословия Р.С. Катаев. Кое-какие заметки по ходу экскурсии (некоторые фотографии не мои - взяты из интернета).

Смоленское кладбище - одно из старейших в Санкт-Петербурге. Первые захоронения появились здесь в 1738 году. По поводу названия есть две верси: 1) в числе первых на этом кладбище упокоились жители - выходцы из Смоленска и Смоленской губернии; 2) жители Смоленска подарили кладбищу список с иконы Смоленской Богоматери для кладбищенского храма.

В 1930-е годы приняли решение кладбище закрыть и уничтожить. Могилы некоторых выдающихся деятелей истории, науки и культуры перенесли на другие кладбища. Но, к счастью, идея уничтожить Смоленское кладбище не была воплощена.

Вход на кладбище - начала XIX века, архитектор Луиджи Руска.

До революции на кладбище действовало три церкви: Воскресения Христова, иконы Смоленской Божией Матери и церковь Святой Троицы, сейчас действует храм иконы Смоленской Божией Матери и часовня Святой блаженной Ксении Петербургской.

Храм Воскресения Христова (реставрируется) . Построен в 1901 - 1904 годах по проекту архитектора Валентина Деленовского в стиле нарышкинского барокко. Образцом для подражания послужил храм Успения на Покровке в Москве.

Конечно, при каждом кладбище есть храм или церковь. Однако очень малое число кладбищенских церквей посвящено Воскресению Христову (что очень странно): ведь тема смерти и грядущего воскресения чрезвычайно важна для Христианства.

Петербургский храм Воскресения Христова был задуман и построен как усыпальница. В нижней части храма есть склеп, рассчитанный примерно на 160 могил. В этом храме в 1921 году отпевали Александра Блока.

Во время реставрационных работ, которые сейчас идут, была найдена икона Богородицы Всех Скорбящих радость начала ХХ века. Также в подвалах найдены револьверы и следы от пуль на стенах - вполне возможно, здесь в годы революции и репрессий расстреливали людей.

Самым первым храмом на территории кладбища была деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, пострадавшая в XVIII веке во время наводнения. Позднее на ее месте был построен храм Святой Троицы , который после революции закрыли и в 1932 году разобрали на кирпичи. Сейчас на том месте, где был престол Троицкого храма, построена небольшая часовня.

Старейшей на сегодняшний день постройкой храма является церковь иконы Смоленской Божией Матери . В 1762 году принято решение построить храм, место для храма выбрал митрополит Петербургский Гавриил Петров, в 1790 году строительство храма было закончено. Архитектор - Алексей Иванов. В XIX веке были осуществлены пристройки (трапезная, классический портик) и перестройки храма. В 1920-е годы храм передали обновленцам. В 1940 году храм был закрыт, а впоследствии разорен. В 1990-е годы храм отреставрировали. Раньше в храме иконы Смоленской Богоматери было 5 престолов.

После закрытия Казанского собора храмовая икона до 1940 года хранилась в церкви иконы Смоленской Богородицы, после закрытия этого храма передали во Владимирский собор, сейчас икона вернулась в родной храм.

Иконостас - не "родной", а из храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, который был закрыт в 1938 году (мой приход!).

На этой фотографии видно как "неродной" иконостас закрывает роспись в полукруглой арке:

Из икон храма обращают на себя внимание:

Икона Пресвятой Богородицы Толгская. Сама икона "вмонтирована" в центр. Вокруг - клейма, намного более старые, чем икона, которые повествуют о судьбе иконы и чудесах.

Очень необычный, неканонический образ Богородицы. Богородица изображена без Сына, одна, грудь ее пронзает кинжал. Имеются в виду слова Симеона Богоприимца: "И Тебе же самой в душу пройдет оружие". К этой иконе обращают молитвы о своих детях матери.

В левом приделе обращает на себя внимание Рождественский вертеп, очень уютный и родной.

Правый придел посвящен Святой блаженной Ксении Петербургской. В нем обращает на себя внимание икона Всех скорбящих Радость с грошиками - именно эта икона была найдена во время реставрации Воскресенского храма. Эта икона является списком с иконы, хранящейся в церкви "Кулич и Пасха" на проспекте Обуховской обороне и рассказывает о происшествии в этом храме: во время пожара монеты из кружки для пожертвований оказались на иконе, и так и остались на ней.

Придел сразу слева от входа - здесь совершается таинство Крещения.

Именно здесь был первый освященный храм: сама церковь еще строилась, а здесь, на престоле, освященном в честь Иоанна Богослова, совершались богослужения. Икона Божией Матери "Милующая (Достойно есть)", была написана для храма в Галерной гавани.

Здесь же находится икона, изображающая св. Киприана и Иустинию. Им молятся о людях, попавших в секты. И это неслучайно. Св. Киприан сначала был очень известным магом и волшебником, к которому обращались люди с просьбой приворожить кого-либо или свести в могилу. Однажды к магу Киприану обратился юноша, который попросил приворожить Иулиану. Иулиана была христианкой, и когда Киприан начал свой магический обряд, он почувствовал, что не может преодолеть силу молитвы Иулианы, он понял, что есть сила куда более могущественная, чем его колдовство. Он уверовал, крестился, принял христианство, а впоследствии стал епископом.

У стен храма похоронен его строитель и первый настоятель.

У внешних стен храма, за алтарем, хоронили священников храма. Очень необычен памятник в виде аналоя.

И очень миленькая кормушка для птиц:

Часовня Святой блаженной Ксении Петербургской . Первая петербургская святая.

Часовня построена на месте могилы Св. Ксении. Она умерла на Смоленском кладбище, ее нашли сидящей под деревом. Там и похоронили. Могила была очень почитаема в Петербурге, многие уносили по горстке земли с могилы, так что многократно насыпали холмик земли на ее могилу. В 1902 году по проекту архитеатора Всеславина была построена каменная часовня. В 1940 году часовню закрыли, хотели уничтожить. После войны там находились скульптурные мастерские. Русской Православной Церкви она была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), будущим Патриархом Алексием II.

Рядом с часовней Ксении Блаженной похоронили Эдуарда Хиля:

В 1932 году на Смоленском кладбище была похоронена Мария Гатчинская, канонизированная Русской Православной церковью в 2006 году.

В миру - Лидия Александровна Лелянова, дочь богатого купца, родилась в 1874 году. В возрасте 16 лет заболела энцефалитом, осложнением которого стала болезнь Паркинсона. Несмотря на это, окончила гимназию, выпускные экзамены сдавала в инвалидной коляске. В 1909 году переселилась в Гатчину, где проживала в доме старшего брата Владимира. С 1912 года лежала парализованной, речь у девушки сохранилась. С 1921 года вокруг девушки образовалась группа почитателей, получившая название Иоанновский кружок (в честь праведного Иоанна Кронштадтского). В 1922 году архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский) на подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря по благословению митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) совершил монашеский постриг Лидии Леляновой с наречением имени Мария. Негативно отнеслась к декларации митрополита Сергия (Страгородского) и призывала не посещать храмы, где его имя возносится за богослужением. Духовником общины, образовавшейся вокруг Марии был Пётр Белавский, близкий друг лидера иосифлянского движения архиепископа Гдовского Димитрия (Любимова). В 1932 году Мария вместе с сестрой были арестованы советскими органами в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Ей было предъявлено стандартное обвинение, в вину также вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. Поместили Марию Гатчинскую в больницу Дом предварительного заключения, где она скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осуждённой на три года ссылки. В 1981 году была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как новопреподобномученица Мария Гатчинская.17 июля 2006 года канонизирована Русской православной церковью — включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии. 26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе.

В годы гонений на церковь очень многие православные приходили на Смоленское кладбище молиться. Храмы закрывались и уничтожались, посещать их было небезопасно, сжигали иконы. А на кладбищах кресты и иконы были "в свободном доступе". Люди на кладбищах молились у крестов, поклонялись иконам, изображенным на памятниках. Одним из таких почитаемых мест была эта могила с мозаичной иконой Спаса. Но и здесь богохульники пытались святотатствовать: неоднократно пытались повредить глаза Спасителя...

Подвиг юродства Святой Ксении повторяли некоторые женщины.На кладбище находится могила блаженной Анны. Говорят, что она была фрейлиной императрицы, ее покинул возлюбленный. Она оставила свет, юродствовала, когда она умерла, на похоронах было 40.000 человек. На могиле блаженной Анны также была часовня, но она не сохранилась.

Рядом с могилой блаженной Анны находится памятник 40 мученикам, которые пострадали за веру. В годы революции священники, монахи и миряне были погребены заживо. Позже из тела захоронили на Смоленском кладбище.

Также на Смоленском кладбище был похоронен Александр Блок, позже его могилу перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

На кладбище находится братская могила солдат лейб-гвардии Финляндского полка, погибших во время взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, организованного Степаном Халтуриным.

Взрыв в Зимнем дворце (18:22; 5 февраля 1880) — террористический акт, направленный против российского императора Александра II, организованный членами движения «Народная воля». Халтурин проживал в подвальном помещении Зимнего дворца, куда им было пронесено до 30 кг динамита. Бомба была приведена в действие с помощью запального шнура. Непосредственно над его комнатой располагалось караульное помещение, ещё выше, на втором этаже, столовая, в которой собирался обедать Александр II. К обеду ждали принца Гессенского, брата императрицы Марии Александровны, но его поезд опоздал на полчаса. Взрыв застал императора, встречавшего принца, в Малом Фельдмаршальском зале, далеко от столовой. Взрыв динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами. Полы дворцовой гауптвахты обрушились вниз (современный зал Эрмитажа № 26). Двойные кирпичные своды между первым и вторым этажами дворца выдержали удар взрывной волны. В бельэтаже никто не пострадал, но взрывом приподняло полы, выбило множество оконных стёкол, погас свет. В столовой или Жёлтой комнате Третьей запасной половины Зимнего дворца (современный зал Эрмитажа № 160, убранство не сохранилось) треснула стена, на накрытый стол упала люстра, всё засыпала извёстка и штукатурка.

В результате взрыва в нижнем этаже дворца погибли 11 военнослужащих, несших в тот день караул во дворце нижних чинов Лейб-гвардии Финляндского полка, дислоцировавшегося на Васильевском острове, ранены были 56 человек. Несмотря на собственные раны и увечья, уцелевшие часовые оставались все на своих местах и даже по прибытии вызванной смены от Лейб-гвардии Преображенского полка не уступали прибывшим своих мест, пока не были сменены своим разводящим ефрейтором, который тоже был ранен при взрыве. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны.

На Смоленском кладбище ранее находилась и могила Даргомыжского. В советское время его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств. На Васильевском острове остались могилы его родителей.

Могила Федора Сологуба:

Великие русские певцы - Осип Петров и Анна Петрова-Воробьева, первые исполнители партий Сусанина и Вани в опере М. Глинки "Жизнь за царя".

Про то, что здесь была похоронена няня Пушкина Арина Родионовна, знают все: могила ее затерялась, на входе есть мемориальная доска.

Смоленское кладбище - православное кладбище в Санкт-Петербурге. Располагается в западной части города на Васильевском острове возле реки Смоленки. Учреждено в 1756 году по указу Сената. На другом берегу Смоленки, на острове Декабристоврасположены Смоленское братское (блокадное) кладбище «Остров Декабристов», Смоленское лютеранское и Смоленское армянское кладбища.

История названия

В первые годы строительства Санкт-Петербурга на этом месте хоронили плотников и землекопов - выходцев изСмоленской губернии. В 1756 году на кладбище была также построена Смоленская церковь. По сведениям, заимствованным из архива смоленско-кладбищенской церкви, а также из рукописей собственной библиотеки священника Смоленской церкви С.И.Опатовича, деревянная церковь во имя (в честь) Смоленской иконы Божией Матери была построена в 1755 году, в силу указа Императрицы Елизаветы, казённым коштом от губернии (поскольку у духовной власти не нашлось денег). Само кладбище было обнесено забором квадратно, по сто саженей, а на западной стороне было отделено от поля ещё и каналом. В целях компенсации понесённых расходов губерния подчинила себе кладбищенскую церковь с её доходами. Наблюдение за кладбищем было поручено отставным солдатам городской богадельни, которая находилась в северной стороне кладбища, и была построена, возможно, из упразднённых казарм ингерманландского полка.

К 1790 году заботами священника Георгия Петрова и по проекту арх. А.А. Иванова была построена каменная Смоленская церковь.

Деревянная Смоленская церковь осталась, и в 1792 году была перестроена и переосвящена во имя Св. Архистратига Михаила. К 1829 году эта церковь пришла в состояние, негодное даже для ремонта, поэтому было решено её сломать, а на её месте построить каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы (Троицкая церковь), что и было сделано в 1830-1831 годах, по проекту архитектора В.Т.Кульченкова. В 1932 году "храм был разобран на кирпич по распоряжению богоборческой власти", и теперь на месте главного престола храма стоит памятная часовня, возведённая в 2001 году.

Захоронения

На кладбище похоронены выдающиеся деятели русской науки и искусства - Тредиаковский, Василий Кириллович,Кульман, Елисавета Борисовна, Зинин, Николай Николаевич и многие другие.

Здесь находилась первая могила Тараса Шевченко, затем его прах был перенесён на Украину в Канев. Здесь в 1921 году похоронен Александр Блок, в честь него на кладбище названа Блоковская дорожка. Считается, что именно здесь похоронена няня А. С. Пушкина (об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя могилы в настоящее время не имеется). Здесь же похоронена канонизированная в 1988 году Ксения Петербургская, над могилой которой по проекту архитектора А. А. Всеславина в 1902 году была возведена часовня. Также, на кладбище похоронена блаженная Анна Ложкина, которая скиталась в районе Сенной площади и Мещанских улиц. Юродивая, одетая в лохмотья, она иногда заговаривала по французски. Извозчики любили ее подвозить, считая, что это приносит удачу. Странный нрав и дар предвидения Анны напоминали петербуржцам о блаженной Ксении. Незадолго до смерти в 1855 году Анна пришла на Смоленское кладбище, расстелила на земле платок и попросила священника отслужить панихиду по рабе Божией Анне. На этом месте ее и похоронили.

К сожалению, кладбище всегда страдало от небрежения людей, как субъективного фактора, но также и от объективных обстоятельств - наводнений. Так, кладбище пострадало от наводнения 1777 года, и особенно сильно - от наводнения 1824 года.

Местоположение ряда могил было утрачено уже в XIX веке. Особенные потери оно понесло в 1920-х - 1930-х годах, в период правления большевиков. Особо ценные в художественном отношении памятники (вместе с прахом умерших или без него) переносились властью на другие кладбища, или в музеи. То же осуществлялось и в отношении особо выдающихся людей, даже если могила и не имела ценного памятника, например, как у поэта Александра Блока. Оставшиеся надгробия и склепы зачастую подвергались осквернению. Во второй половине 1960-х и в 1970-х годах в бывшей богадельне, при входе с Камской улицы, справа, существовало небольшое отделение милиции и дружинников, которые посильно следили за порядком на кладбище, патрулировали его.

Смоленское православное кладбище ещё и до сих пор сохраняет неповторимый колорит старых времён, со своими оставшимися памятниками и могилами, учитывая, что с 1988 года в нём производится реставрация памятников и прочих захоронений. На берегу реки Смоленки, в воде, до сих пор сохраняются старые деревянные сваи, которыми укрепляли берег. При этом кладбище не заброшено - в Смоленской церкви и в Часовне Ксении Блаженной постоянно совершаются богослужения, поток паломников к св. Ксении не иссякает.

На кладбище, теперь имеющем статус полузакрытого, иногда совершаются захоронения, прежде всего выдающихся, или просто известных людей, как в гробах, по старому православному обычаю, так и в урнах, для чего в центре кладбища, ближе к Малому проспекту, выделен специальный участок (колумбарий), который ранее постоянно затоплялся, отчего старые могилы на нём пришли в негодность, мало посещались родственниками, и в большинстве были утрачены.

Известные личности, похороненные на кладбище А

  • Абрасцов, Иван Иванович. Ум. 1758, 50 лет. - Ржевский купец. Гранитная плита, 1795 г. Одно из старейших надгробий. Уч. 107. Евгеньевская дор.
  • Акимов, Иван Акимович (1754–1814) - Академик живописи, профессор и ректор Академии художеств, директор Шпалерной мануфактуры. Под Смоленской церковью.
  • Алексеев, Федор Яковлевич (1753-1824) - живописец, основоположник русского городского пейзажа. Могила утрачена.
Б
  • Балабанов, Алексей Октябринович (1959-2013) - российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр.
  • Бахтин, Александр Николаевич (1894-1931) - командир подводной лодки «Пантера».
  • Блок, Александр Александрович (1880-1921) - русский поэт. (В 1944 году прах перезахоронен наЛитераторских мостках Волковского кладбища)
  • Блок, Ариадна Александровна (1832–1900) - бабушка поэта А. А. Блока. Гранитный крест на постаменте из лабрадорита. Уч. 52. Нечаевская дор.
  • Блок, Петр Львович (1854–1916) - дядя А. А. Блока. Гранитный крест на постаменте. Уч. 52. Нечаевская дор.
  • Бубнов, Иван Григорьевич (1872-1919) - российский корабельный инженер и математик.
  • Буняковский, Виктор Яковлевич (1804-1889) - русский математик, вице-президент академии наук.
  • Бурачёк, семья:
    • Бурачёк, Стефан (Степан) Онисимович (1800–1876) - инженер-кораблестроитель, генерал-лейтенант, преподаватель Морского корпуса, издатель журнала «Маяк».
    • Бурачёк, Елизавета Васильевна (рожд. Зражевская) (1810–1895) - жена С. О. Бурачека (Бурачка). Мраморный крест на постаменте; ограда металлическая. Уч. 145. Рядом находилась могила сына С. О. Бурачека (Бурачка), контр-адмирала Е. С. Бурачека (1836–1911), основателя и первого командира Владивостокского порта. Прах в 1988 году перенесен во Владивосток.
    • Бурачёк, Мария Стефановна (1844–1910) - дочь генерал-лейтенанта С. О. Бурачека (Бурачка). Мраморная наклонная плита; крест утрачен. Уч. 145.
  • Буш, Владимир Владимирович (1888-1934) - российский литературовед, этнограф, краевед, доктор филологических наук, ученый секретарь Института русской литературы (Пушкинского Дома).
В
  • Вагнер Владимир Александрович (1849–1934) - биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России, профессор Петербургского университета. Бетонная стела. Уч. 20. Исаакиевская дор.
  • Вилькицкий, Андрей Ипполитович (1858-1913) - гидрограф-геодезист, полярный исследователь, генералкорпуса гидрографов.
  • Витковский, Василий Васильевич (1856-1924) - русский геодезист, генерал-лейтенант.
Г
  • Глебов, Николай Николаевич (1864-1941) - русский политический и земский деятель, инженер, предприниматель, организатор энергетического машиностроения в России, философ.
  • Гожевой А. А. - см. Советский, Михаил Александрович.
  • Голубцов, Евграф Никифорович (1777-1835) - историческое захоронение, герой Отечественной войны 1812 года, награждённый, среди прочего, золотой шпагой «За храбрость»
  • Голубцова, Мария Яковлевна (1792-1861) - историческое захоронение.
  • Грамберг, Игорь Сергеевич (1922-2002) - геолог, академик АН СССР, доктор геолого-минералогических наук.
  • Гурьянов, Георгий Константинович (1961-2013) - барабанщик, бэк-вокалист группы «Кино».
Д
  • Джанполадян-Пиотровская, Рипсимэ Микаэловна (1918-2001) - советский и российский учёный, археолог-востоковед.
  • Достоевский, Андрей Михайлович (1825-1897) - русский архитектор и мемуарист. Младший брат выдающегося писателя Ф. М. Достоевского, отец гистолога Александра Достоевского.
  • Дубельт, Леонтий Васильевич (1792-1862) - генерал от кавалерии, участник Отечественной войны 1812 г., начальник штаба корпуса жандармов, управляющий III Отделением. Могила утрачена.
  • Дюперрон, Георгий Александрович (1877-1934) - основатель российского футбола и Олимпийского движения в России.
Е
  • Еремеев Павел Владимирович (1830–1899) - минералог, профессор Горного института, академик, директор Петербургского минералогического общества. Гранитный крест на постаменте. Уч. 207. 2-я Горная дор.
  • Ермолаев, Платон Иванович]] (1832–1901) - вице-адмирал, командир Владивостокского порта. Гранитный постамент, мраморный крест разбит; металлическая ограда. Уч. 107. Петроградская дор.
Ж
  • Жиряев, Александр Степанович (1815-1856) - русский учёный, специалист в области уголовного права,профессор Дерптского и Санкт-Петербургского университетов.
З
  • Заблоцкий-Десятовский, Андрей Парфёнович (1808-1881) - российский государственный деятель и экономист.
  • Забо́ткина, О́льга Леони́довна (1936-2001) - советская балерина и актриса.
  • Захаров, Яков Дмитриевич (1765–1836) - Академик, химик, основоположник научного воздухоплавания; брат архитектора А. Д. Захарова. Гранитный жертвенник; завершение утрачено. Уч. 44. 1-я Надеждинская дор.
  • Зернов, Дмитрий Степанович (1860-1922) - педагог и профессор механики.
  • Зинин, Николай Николаевич (1812-1880) - русский химик-органик, академик Петербургской академии наук, первый президент Русского физико-химического общества.
И
  • Ивашинцов, Николай Алексеевич (1819–1871) - гидрограф, контр-адмирал, председатель математического отделения Русского географического общества. Гранитный крест на постаменте. Уч. 160. Троицкая дор.
  • Измайлов, Александр Ефимович (1779-1831) - баснописец и романист.
  • Износков, Александр Александрович (1845–1911) - основатель мартеновского производства стали в России, строитель первых мартеновских печей. Чугунный ажурный крест на постаменте; в беседке из кованых прутьев. Уч. 238. Угол Петроградской и Поперечной дор.
  • Иноходцев, Пётр Борисович (1742-1806) - русский астроном.
  • Иордан, Федор Иванович (1800–1883) - гравер, профессор и ректор Академии художеств, хранитель Эрмитажа. Гранитный крест на постаменте (в аварийном состоянии). Уч. 72. Кочетовская дор.
  • Иосса, Андрей Николаевич (1850-1907) - архитектор Санкт-Петербургского учебного округа и Горного института.
  • Истрин, Василий Михайлович (1865-1937) - российский литературовед, специалист по древнеславянским памятникам, академик АН СССР.
К
  • Каратыгин, Василий Андреевич (1802-1853) - знаменитый российский актёр, трагик. Надгробие, находившееся на Смоленском кладбище, перенесено в Некрополь мастеров искусств. Под сенью помещен бронзовый бюст работы А. И. Теребенева. По характеру обработки архитектурных деталей этот памятник близок к надгробию Асенковой, и, возможно, оба они выполнены в мастерской Н. А. Анисимова, клеймо которого стоит на каратыгинском памятнике.
  • Качалов Николай Александрович (1818-1891) - русский государственный деятель, директор Департамента таможенных сборов Министерства финансов Российской империи.
  • Кившенко, Алексей Данилович (1851-1895) - русский живописец.
  • Княжевич, Александр Максимович (1792-1872) - русский государственный деятель, сенатор, министр финансов, член Государственного Совета.
  • Колесников, Иван Фёдорович (1887-1929) - русский советский художник, график.
  • Колошин, Пётр Иванович(1794-1848) - русский поэт, декабрист.
  • Конецкий, Виктор Викторович (1929-2002) - советский, российский писатель, сценарист, художник.
  • Кракау, Александр Иванович (1817-1888) - российский архитектор, академик архитектуры, профессорАкадемии Художеств.
  • Крыжицкий, Константин Яковлевич (1858-1911) - русский живописец-пейзажист, академик Академии Художеств.
  • Куинджи, Архип Иванович (1841-1910) - русский живописец-пейзажист. На могиле были установлены бронзовый бюст художника и надгробие - гранитный портал с мозаичным панно, изображавшем мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В создании надгробия принимали участие А. Щусев (проект) и Н. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. Фролова. В 1952 году прах и бюст были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
  • Кульман, Елисавета Борисовна (1808-1825) - поэтесса. Мраморная скульптура девушки на ложе из роз. Ск. А. Трискорни, 1825 год. Прах и памятник перенесены со Смоленского кладбища в 1931 году. Композиторская дор.
Л
  • Ландграф, Станислав Николаевич (1939-2006) - российский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии СССР.
  • Левин-Коган, Борис Яковлевич (1918-1998) - советский футболист, обладатель Кубка СССР 1944 года.
  • Лесман, Юрий Михайлович (1954-2013) - российский ученый-археолог, градозащитник.
  • Лихачёв, Николай Петрович (1862-1936) - русский историк, академик АН СССР.
М
  • Маковский, Владимир Егорович (1846-1920) - русский художник-передвижник, живописец и график.
  • Маркевич, Андрей Иванович (1769-1832) - генерал-лейтенант, директор 2-го Кадетского корпуса. Могила утрачена.
  • Можайский, Александр Фёдорович (1825-1890) - контр-адмирал, изобретатель - пионер авиации.
Н
  • Навроцкий, Михайло Тимофеевич (1823-1871) - русский ученый-ориенталист.
  • Нартов, Андрей Андреевич (1737-1813) - писатель, президент Вольного экономического общества, президент Российской Академии. Могила утрачена.
П
  • Палладин, Владимир Иванович (1859-1922) - русский ботаник и биохимик, академик Петербургской академии наук.
  • Петров, Александр Иванович (1828-1899) - русский мореплаватель и путешественник, контр-адмирал.
  • Петров, Василий Владимирович (1761-1834) - русский физик-экспериментатор, электротехник-самоучка, академик Петербургской академии наук.
  • Петров, Георгий Петрович (1743-1825) - протоиерей, строитель Смоленской церкви.
  • Петропавловский, Борис Сергеевич (1898-1933) - конструктор реактивных снарядов, один из создателей БМ-13 («Катюша»).
  • Пиотровский, Борис Борисович (1908-1990) - выдающийся ученый-археолог, востоковед, в течение многих лет возглавлял Государственный Эрмитаж.
  • Позен, Леонид Владимирович (1849-1921) - украинский скульптор-передвижник, действительный членИмператорской академии художеств, сенатор.
  • Попов, Андрей Александрович (1821-1898) - русский флотоводец, кораблестроитель, адмирал.
  • Попович, Геннадий Иванович (1973-2010) - украинский и российский футболист, нападающий.
Р
  • Раевский, Николай Федорович (1804–1857) - Протоиерей Петропавловского кафедрального собора, главный наблюдатель по преподаванию Закона Божия в военно учебных заведениях. Под Смоленской церковью.
  • Рерих, Константин Федорович (1837–1900) - Владелец нотариальной конторы в Петербурге; отец Н. К. Рериха. Гранитный крест на постаменте, в металлической ограде. Уч. 144. Финляндская дор.
  • Римский-Корсаков, Воин Андреевич (1822–1871) - Контр адмирал, гидрограф, географ; брат композитора Н. А. Римского Корсакова. Гранитный крест на постаменте, «От сослуживцев». Уч. 29. У зап. фасада Смоленской церкви.
  • Роговиков, Петр Семенович. Ум. 1797. Мраморный саркофаг. Уч. 3 - историческое захоронение XVIII в.
  • Розенмейер, Елизавета Николаевна (рожд. Всеволжская). Ум. 1830, 19 лет. Жена генерал-майора. Гранитный жертвенник с нишей; накладные детали утрачены. Уч. 103. Петроградская дор. - историческое захоронение 1-й трети XIX в.
  • Рыкачев, Михаил Александрович (1840–1919) - Метеоролог, академик, директор Главной геофизической обсерватории, председатель воздухоплавательного отдела Русского технического общества.
С
  • Саитов, Владимир Иванович (1849-1938) - библиограф, историк литературы, составитель «Петербургского некрополя». Место могилы теперь неизвестно.
  • Саккети, Ливерий Антонович (1852–1916) - Историк и теоретик музыки, почетный член Болонской филармонической академии, заслуженный профессор Петербургской консерватории. Бетонная раковина с крестом (разбит). Уч. 35. 1-я Надеждинская дор.
  • Самохина, Анна Владленовна (1963-2010) - советская и российская актриса театра и кино.
  • Севергин, Василий Михайлович (1765-1826) - русский минералог и химик. Гранитный саркофаг на ножках лапах. Уч. 40. Екатерининская дор.
  • Семёнов-Тян-Шанский, Пётр Петрович (1827-1914) - русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель.
  • Сент-Илер, Карл Карлович (1834–1901) - Зоолог, директор Петербургского учительского института. Гранитный постамент; крест сброшен. Уч. 68.
  • Симони, Павел Константинович (1859–1939) - Историк литературы, библиограф, чл.–корр. АН СССР. Бетонная раковина с крестом. Уч. 133. Вторая дор. (На уч. 131 еще одна раковина с крестом и надписью: «П. К. Симони – 1859–1939».)
  • Советский, Михаил Александрович (1917–1944) - Штурман звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ, старший лейтенант, Герой Советского Союза. Там же Гожевой А. А. (1911–1944) - Старший лейтенант. Гранитная стела на постаменте, в ограде. Уч. 80. Угол Кузнецовской и Петроградской дор.
  • Сологуб, Фёдор Кузьмич (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист, виднейший представитель символизма.
  • Стасюлевич, Михаил Матвеевич (1826-1911) - историк, литератор, общественный деятель. Могила утрачена.
Т
  • Траскин, Семён Иванович (1777-1827) - генерал-майор, комендант Кронштадта, камер-паж.
  • Тредиаковский, Василий Кириллович (1703-1769) - поэт и ученый. Где находится могила, неизвестно.
  • Турков, Владимир Александрович (1936-2011) - российский диджей и музыкант, более известный как MC Вспышкин.
У
  • Угрюмов, Григорий Иванович (1764-1823) - исторический живописец и портретист.
  • Усачёв, Владимир Иванович (1963-2000) - майор милиции, Герой Российской Федерации.
Ф
  • Фаминцын, Андрей Сергеевич (1835-1918) - ботаник, ординарный академик Петербургской Академии наук.
  • Филипченко, Юрий Александрович (1882-1930) - советский биолог и генетик.
  • Фигловская, Галина Викторовна (1938-2000) - советская актриса кино и театра.
  • Фридман, Александр Александрович (физик) (1888-1925) - российский и советский математик, физик и геофизик, создатель теории нестационарной Вселенной.
Х
  • Хиль, Эдуард Анатольевич (1934-2012) - российский оперный, камерный и эстрадный певец, народный артист РСФСР.
  • Хлопин, Григорий Витальевич (1863-1929) - российский учёный-гигиенист, педагог, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1927).
Ч
  • Чарская, Лидия Алексеевна (1875-1937) - русская писательница, актриса.
Ш
  • Шафранов, Николай Семёнович (1844-1903) - русский лесовод, профессор Санкт-Петербургского лесного института, общественный деятель, редактор «Лесного журнала», организатор выставок в Нижнем Новгороде,тайный советник.
  • Шебуев, Василий Козьмич (1777-1855) - русский живописец, действительный статский советник, академик.
  • Шелковников, Иван Яковлевич (1836-1901) - генерал от инфантерии, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
  • Широких, Нелли Владимировна (1930-2008) - диктор Ленинградского телевидения.
  • Шульгина, Альбина Александровна (1937-2009) - сценарист, поэтесса, драматург.