Федеральный закон от 30.06 06 90 фз. Раздел IV

Комментарий к Федеральному закону 30 июня 2006 года
N 90-ФЗ “О внесении изменений
в Трудовой Кодекс Российской Федерации, признании
недействующими на территории Российской Федерации
некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими
силу некоторых законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации“

Принят Государственной Думой 16 июня 2006 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2006 года

Комментируемый Закон вносит в Трудовой кодекс РФ множество изменений. В то же время надо отметить, что большая часть поправок носит, скорее, технический характер. Например, во многих статьях слово “организация“ было заменено на “работодатель“ (тем самым формально действие многих положений распространяется также на работодателя - индивидуального предпринимателя).

Но есть среди поправок и положения, которые заслуживают особого внимания бухгалтера. В нашем обзоре мы их выделим и рассмотрим поподробнее.

Изменения в Трудовой кодекс РФ вступают в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ. Закон был опубликован в “Собрании законодательства“ от 03.07.2006 и в “Российской газете“ 07.07.2006.

Заключение трудового договора

1.1. Новые требования к содержанию трудового договора

К форме трудового договора предъявлены новые требования - дополнен перечень существенных условий и сведений о сторонах, которые договор должен содержать в обязательном порядке.

Во-первых, новая редакция ст. 57 ТК РФ предусматривает, что в трудовом договоре обязательно надо указать сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица, а также ИНН работодателя (организации или индивидуального предпринимателя). Кроме того, в трудовом договоре должна быть ссылка на документ, на основании которого представитель работодателя подписал договор. Также обязательно указываются место и дата заключения договора.

Во-вторых, теперь в трудовом договоре обязательно надо обозначить условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути и т.п.).

В-третьих, некоторые условия, наоборот, стали необязательными. Так, раньше права и обязанности работника и работодателя обязательно указывались в трудовом договоре. Сейчас их включение в текст договора остается на усмотрение сторон. При этом подчеркивается, что отсутствие в трудовом договоре каких-либо прав и обязанностей работника и работодателя, вытекающих из коллективного договора, не означает отказа от реализации прав и исполнения обязанностей.

В то же время в Кодекс внесена норма о том, что невключение в трудовой договор обязательных сведений и условий не является основанием признания договора недействительным. Однако, как указано в ч. 3 ст. 57 ТК РФ, недостающие сведения должны быть вписаны в трудовой договор, а недостающие условия оформлены приложением или дополнительным соглашением.

Что касается трудовых договоров, действующих на момент вступления в силу изменений, то переходных положений для них не предусмотрено. Однако если они не соответствуют требованиям, установленным ч. 1 ст. 57 ТК РФ (не указан ИНН работодателя или разъездной характер работы), то недостающие сведения нужно включить в трудовой договор, а условие, определяющее характер работы, указать в приложении или дополнительном соглашении.

При заключении трудового договора необходимо обращать внимание на то, не запрещено ли работнику исполнять трудовые обязанности, возлагаемые на него договором. Дело в том, что новым условием признания трудового договора недействительным является его заключение в нарушение постановления уполномоченного органа об административном наказании, исключающем возможность работника исполнять трудовые обязанности (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).

Еще одно новшество заключается в том, что на экземпляре трудового договора, который хранится у работодателя, должна быть подпись работника о получении своего экземпляра (ч. 1 ст. 67 ТК РФ).


1.2. Срочный трудовой договор: новые правила заключения

Согласно старой редакции ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор мог заключаться только по инициативе одной из сторон и только при определенных условиях (если характер или условия работы не позволяют заключить бессрочный договор). Новые правила предусматривают ряд случаев, когда срочный трудовой договор заключается в обязательном порядке:

на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы;

на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

для выполнения сезонных работ; с лицами, направляемыми на работу за границу; для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника; в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы; с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы. В остальных случаях срочные трудовые договоры могут заключаться по соглашению сторон. Причем особо отмечается, что такой договор стороны могут заключить независимо от характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Одновременно установлено, что срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими к работодателям - субъектам малого предпринимательства с численностью работников не выше 35 человек, а в сфере торговли и бытового обслуживания - 20 человек (ранее эти цифры составляли 40 и 25 человек соответственно).


1.3. Оформление трудовых договоров и ведение трудовых книжек
индивидуальным предпринимателем

Ранее Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 66) запрещал индивидуальным предпринимателям вести трудовые книжки на своих работников. Документом, подтверждающим стаж работы у индивидуального предпринимателя, являлся трудовой договор. Индивидуальный предприниматель должен был зарегистрировать трудовой договор в органе местного самоуправления.

Изменения предусматривают, что теперь индивидуальные предприниматели, так же как и организации, должны вести на своих работников трудовые книжки (ч. 1 ст. 309 ТК РФ). При этом регистрировать трудовые договоры со своими работниками в органах местного самоуправления индивидуальным предпринимателям больше не нужно.

Таким образом, после вступления изменений в силу в отношении всех вновь принимаемых сотрудников работодатель должен вести трудовые книжки, а тем работникам, которые поступают на работу впервые - заводить новые. Сложнее обстоит ситуация в отношении сотрудников, уже работающих у индивидуального предпринимателя. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ, вносящий изменения в Трудовой кодекс, не содержит на этот счет никаких переходных положений. Однако поскольку с момента вступления в силу изменений обязанность вести трудовые книжки на своих работников у индивидуального предпринимателя есть, оформить трудовые книжки нужно будет и уже работающим сотрудникам. То есть в их трудовые книжки надо будет внести запись о приеме на работу.

1.4. Для кого не может устанавливаться испытательный срок

В перечень лиц, которым не может устанавливаться испытание, добавлены женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, а также лица, договор с которыми заключен на срок до двух месяцев (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). При заключении договора на срок от двух до шести месяцев испытательный срок не может превышать двух недель.

Если работник фактически приступил к работе без оформления трудового договора, испытание считается установленным, только если имеется отдельное соглашение, оформленное до начала работы.

1.5. Изменены условия аннулирования трудового договора, если
работник не приступил к работе

Поменялся порядок аннулирования трудового договора, если работник не приступил к исполнению обязанностей в установленный срок. Раньше договор должен был быть аннулирован в обязательном порядке, если работник не вышел на работу без уважительных причин в течение недели. Новая редакция ч. 4 ст. 61 ТК РФ предусматривает право (но не обязанность, как было раньше) работодателя аннулировать трудовой договор. Правда, сделать это можно, если работник не приступил к работе без уважительных на то причин в первый же день. Законодатель уточнил, что аннулированный трудовой договор признается незаключенным. При этом работник имеет право на получение обеспечения по социальному страхованию, если до дня аннулирования договора наступит страховой случай.


1.6. Трудовой договор с руководителем: не обязательно срочный

Устранена неясность в отношении заключения срочного трудового договора с руководителем организации. Раньше ситуация складывалась следующим образом: с одной стороны, в ст. 59 ТК РФ указывалось, что с руководителем организации срочный трудовой договор может быть заключен (формулировка осталась в новой редакции), с другой - ст. 275 ТК РФ предписывала заключать с руководителями трудовые договоры на срок, установленный учредительными документами или соглашением сторон.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 15.03.2005 N 3-П указал, что по общему правилу с руководителями организации должен заключаться срочный трудовой договор, но возможны и случаи, когда трудовой договор с руководителем может заключаться на неопределенный срок либо становится бессрочным, если по истечении срока действия договора руководитель продолжает работать.

В новой редакции ч. 1 ст. 275 ТК РФ говорится, что если с руководителем заключается срочный трудовой договор, то срок устанавливается учредительными документами или соглашением сторон. Таким образом, работодатель сам решает, какой договор (бессрочный или на определенный срок) заключать с руководителем организации.

1.7. Процедура увольнения работника
при неудовлетворительном состоянии его здоровья

Несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением сегодня является отдельным основанием для увольнения по инициативе работодателя (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). После того как вступит в силу комментируемый Закон, несоответствия занимаемой должности вследствие состояния здоровья как отдельного основания для увольнения больше не будет.

Одновременно новая редакция ст. 73 ТК РФ предусматривает перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением. По новым правилам, если работник в соответствии с медицинским заключением нуждается в переводе на другую работу (т. е. не может исполнять текущие должностные обязанности по состоянию здоровья), работодатель обязан его перевести на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья. В то же время работник может от этого перевода отказаться либо у работодателя может не быть соответствующей работы. В такой ситуации, если работник нуждается во временном переводе на другую работу (до четырех месяцев), он отстраняется от работы на весь период с сохранением рабочего места (заработная плата сохраняется в исключительных случаях). Если же такая ситуация складывается с работником, который нуждается в постоянном переводе (либо на срок свыше четырех месяцев), трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ от перевода на другую работу).

1.8. Дополнительные основания для прекращения трудового договора
по не зависящим от воли сторон обстоятельствам

Расширен перечень оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ). Новыми являются: дисквалификация (иное административное наказание), исключающая возможность дальнейшей работы, отмена решения суда или государственной инспекции труда о восстановлении на работе, а также истечение срока действия, приостановление на срок свыше двух месяцев или лишение работника специального права (например, лицензии или права управления транспортным средством), если исполнять трудовые обязанности без этого права невозможно. Обращаем внимание на то, что приостановление специального права на срок до двух месяцев в соответствии с новой редакцией абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ влечет обязанность отстранить сотрудника от работы.

К основаниям прекращения трудового договора по не зависящим от воли сторон обстоятельствам добавлено прекращение допуска к государственной тайне, которое раньше было основанием прекращения трудового договора по инициативе работодателя.

Во всех вышеперечисленных случаях, кроме отмены решения суда или государственной инспекции о восстановлении на работе, прекращение трудового договора возможно, только если работника невозможно перевести на другую работу в пределах организации.

1.9. Изменения в основаниях и
процедуре увольнения беременных женщин

Согласно новой редакции ТК РФ расторгнуть трудовой договор с беременной женщиной по инициативе работодателя можно не только в случае ликвидации организации, но и при прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем.

Также изменения в ст. 261 ТК РФ более подробно устанавливают особенности расторжения срочного трудового договора с беременной женщиной. Женщина, которой срок действия трудового договора был продлен до окончания беременности, по требованию работодателя обязана предоставить ему медицинскую справку, подтверждающую беременность. Представлять эту справку женщина обязана не чаще, чем раз в три месяца. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности (т.е. в случае, например, аборта), работодатель вправе расторгнуть с ней трудовой договор в течение недели со дня, когда узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Устанавливается еще одно основание увольнения беременной женщины - если у срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, истек срок действия. В таком случае работодатель с письменного согласия женщины должен перевести ее на другую работу (как соответствующую квалификации, так и на нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом состояния ее здоровья. Если это сделать невозможно или письменное согласие женщины не получено - беременная женщина увольняется.

1.10. Определен минимальный размер
компенсации, выплачиваемой при увольнении
руководителю организации

Одно из оснований прекращения трудового договора с руководителем организации - принятие соответствующего решения уполномоченным органом юридического лица (общим собранием акционеров, советом директоров), собственником имущества организации или его представителем. При этом, если трудовой договор прекращается при отсутствии виновных действий руководителя, ему полагается выплата компенсации.

Ранее ст. 279 ТК РФ определяла, что размер компенсации за досрочное расторжение трудового договора определяется в самом трудовом договоре с руководителем. В связи с этим на практике возникал вопрос, в каком именно размере следует выплачивать компенсацию. Кроме того, возникали споры о выплате компенсации, если соответствующего положения в трудовом договоре не было. Конституционный Суд РФ в постановлении от 15.03.2005 N 3-П указал, что минимальный размер компенсации, выплачиваемый руководителю организации при увольнении, не может быть ниже, чем при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации (ст. 181 ТК РФ), то есть не менее трех средних месячных заработков.

Изменения в Трудовой кодекс РФ учли позицию Конституционного Суда. Теперь в ст. 279 ТК РФ также устанавливается, что при прекращении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица или собственника имущества организации руководителю должна выплачиваться компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Рабочее время

1.11. Привлечь к выполнению сверхурочной работы и работы
в праздничные и выходные дни можно и без согласия работника

Старая редакция ст. 99 ТК РФ предусматривала выполнение сверхурочной работы только с письменного согласия работника. Согласно внесенным изменениям привлечение к сверхурочным работам возможно без согласия работника для производства работ по предотвращению или ликвидации последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий, общественно необходимых работ по устранению непредвиденных поломок систем водоснабжения, освещения и т.п., а также работ, проведение которых обусловлено введением чрезвычайного положения.

Поменялись и правила привлечения к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). Согласие работника теперь требуется только для выполнения непредвиденных работ, если от их срочного исполнения зависит нормальная деятельность организации. Согласия работника не нужно, если работы в праздничные и выходные дни осуществляются в целях предотвращения или устранении последствий катастрофы или производственной аварии, для предотвращения несчастных случаев или уничтожения имущества работодателя, а также выполнения работ, которые связаны с введением чрезвычайного положения.

работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни матерей
и отцов, в одиночку воспитывающих детей в возрасте до 5 лет

Изменения в ч. 3 ст. 259 ТК РФ предусматривают, что направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни матерей и отцов, в одиночку воспитывающих детей в возрасте до 5 лет, можно только с их согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением. Ранее такие гарантии распространялись на женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) ребенка в возрасте до 5 лет, необходимо ознакомить в письменной форме с их правом отказаться от направления в командировку, от привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Выплата компенсаций

1.13. Замена отпуска денежной компенсацией при суммировании
или перенесении отпусков

Трудовой кодекс устанавливает (ст. 126 ТК РФ), что по заявлению работника денежной компенсацией может быть заменена только та часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней.

Ранее, по мнению Минтруда России (письмо от 25.04.2002 N 966-10), при соединении нескольких отпусков, в частности, за прошлые года, денежная компенсация могла выплачиваться за все количество дней, превышающих основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней (по соглашению сторон).

Изменения в ст. 126 ТК РФ отменили такую возможность: в Кодексе теперь прямо предусмотрено, что при суммировании отпусков или перенесении отпуска на следующий год денежной компенсацией могут быть заменены только часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Поскольку до вступления в силу изменений в Трудовой кодекс остается определенное время, у организаций еще есть возможность выплатить работникам компенсации за неиспользованные отпуска прошлых лет.

1.14. Изменен порядок расчета среднего заработка для оплаты отпусков
и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска

Для расчета отпускных и определения размера компенсации за неиспользованные отпуска средний дневной заработок работника теперь будет определяться не за последние три месяца, а за 12 месяцев. Изменено среднемесячное число календарных дней - с 29,6 на 29,4. Поэтому теперь средний дневной заработок для оплаты отпускных и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска будет определяться путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4. Такие изменения внесены в ст. 139 ТК РФ.

1.15. Выплата компенсации за задержку заработной платы
обязательна вне зависимости от вины работодателя

Статья 236 ТК РФ обязывает работодателя, который нарушил установленный срок выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и иных причитающихся работнику выплат, выплатить работнику помимо данных сумм еще и проценты в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки.

Изменения установили, что данная денежная компенсация должна выплачиваться независимо от вины работодателя. Напомним, что ранее этот вопрос решался по-иному - Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2 разъяснял, что суд вправе удовлетворить иск о выплате процентов только в том случае, если работодатель не докажет, что нарушение срока выплаты произошло не по его вине (п. 55 Постановления).

1.16. Работникам с ненормированным рабочим днем дополнительный отпуск
не может компенсироваться оплатой сверхурочной работы

Работникам с ненормированным рабочим днем должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 119 ТК РФ). Продолжительность этого отпуска устанавливается в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка, она не может быть менее трех календарных дней. С письменного согласия работника вместо предоставления этого отпуска работодатель вправе был компенсировать переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени деньгами, как сверхурочную работу.

С вступлением в силу изменений в ст. 119 ТК РФ такого права работодатель лишится и дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем необходимо будет предоставлять в любом случае.

1.17. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах,

работах с вредными или опасными условиями труда

Внесенные в ст. 219 ТК РФ изменения уточняют, в каком порядке устанавливается размер компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, а также условия предоставления таких компенсаций. Размер и условия предоставления компенсаций будут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации можно предусмотреть также в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Важным является следующее новое правило (ч. 4 ст. 219 ТК РФ). Если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда, что подтверждено результатами аттестации рабочих мест или заключением государственной экспертизы условий труда, данные компенсации работникам работодатель не устанавливает.

1.18. Возмещение расходов работникам, постоянная работа которых
осуществляется в пути или в полевых условиях,

а также имеет разъездной или экспедиционный характер

Новая ст. 168.1 ТК РФ предусматривает обязанность возмещать расходы работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера. Возмещаются следующие расходы, связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Работодатель должен установить в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте размер и порядок возмещения данных расходов, а также перечень работ (профессий, должностей) работников, которым компенсируются эти расходы. Однако размер и порядок возмещения этих расходов можно установить и в трудовом договоре с работником.

1.19. Уточнен размер, в котором работник обязан компенсировать
работодателю затраты на обучение

Новая редакция ст. 249 ТК РФ уточняет размер, в котором работник обязан возместить работодателю затраты на обучение при увольнении без уважительных причин до истечения срока, установленного в трудовом договоре или соглашении об обучении. Работник обязан возместить эти затраты в размере, рассчитанном пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Однако в ст. 249 ТК РФ предусматривается, что в трудовом договоре или в соглашении об обучении можно предусмотреть и иной порядок и размер возмещения.

1.20. Сокращен срок, в течение которого работник,

уволенный из расположенной на Крайнем Севере организации,

может получать среднемесячный заработок

Действующая ст. 318 ТК РФ предусматривает, что работникам, которые уволены из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией или сокращением численности работников, на период трудоустройства сохраняется среднемесячный заработок на срок до шести месяцев с учетом месячного выходного пособия. Комментируемым Законом этот срок сокращен до трех месяцев. Кроме того, новые правила четко устанавливают, что в общую сумму выплат засчитывается выходное пособие, а три месяца исчисляются с момента увольнения работника.

Однако, если работник в течение месяца после увольнения обратился в службу занятости населения и не был трудоустроен, по решению органа службы занятости средний месячный заработок может сохраняться на срок до шести месяцев со дня увольнения.

1.21. Какие работы признаются сезонными

Изменения в ст. 293 ТК РФ устанавливают, что сезонными признаются те работы, которые выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев. То есть в некоторых случаях продолжительность сезона может составлять и больший срок. Ранее перечни сезонных работ должны были утверждаться Правительством РФ. После вступления в силу изменений перечни сезонных работ, в том числе и тех, при которых сезон длится свыше шести месяцев, должны определяться отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на уровне социального партнерства.

Отменена ч. 2 ст. 294 ТК РФ, устанавливавшая, что при приеме работников на сезонные работы испытательный срок не может превышать двух недель. В то же время в новой редакции ст. 70 ТК РФ говорится о том, что испытание не может превышать две недели, если трудовой договор заключается на срок от двух до шести месяцев. Таким образом, при приеме работника на сезонную работу продолжительность испытательного срока будет зависеть от того, какова продолжительность сезона для данной работы. Если сезон не превышает шести месяцев, испытательный срок можно устанавливать не более двух недель, если сезон длится дольше - испытательный срок может быть установлен по общему правилу (ст. 70 ТК РФ), т.е. до трех месяцев.

Охрана труда

1.22. Создавать службу или вводить должность специалиста по охране
труда необходимо, если численность работников превысила 50 человек

С вступлением в действие комментируемого Закона прекращает свое действие Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в РФ“. Теперь положения, касающиеся охраны труда, которые содержал этот Закон, будут включены в Трудовой кодекс РФ. Но есть и новшества. Самое существенное - это обязанность создать службу охраны труда (ввести должность специалиста по охране труда), если численность работников превышает 50 человек (раньше эта цифра составляла 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно осуществлять охрану труда. Как и ранее работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что эта организация должна иметь аккредитацию.

Применение документа (выводы):

Заключение трудового договора

1. При заключении трудового договора в нем обязательно надо отразить новые сведения и условия, предусмотренные изменениями. Если их не содержат уже действующие трудовые договоры, то недостающие сведения нужно внести в текст договора, а недостающие условия оформить отдельным приложением либо соглашением сторон. На экземпляре трудового договора, который хранится у работодателя, должна стоять подпись работника о получении своего экземпляра.

2. В определенных ч. 1 ст. 59 ТК РФ случаях (на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, выполнения сезонных работ и т.д.) нужно обязательно заключать срочный трудовой договор.

3. Индивидуальные предприниматели должны вести трудовые книжки на своих работников;

регистрировать трудовые договоры в органах местного самоуправления индивидуальным предпринимателям больше не требуется.

4. Испытательный срок нельзя устанавливать для женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, а также лиц, с которыми заключен трудовой договор на срок до двух месяцев. Если срок действия договора не превышает шести месяцев, то испытательный срок составляет две недели.

5. Работодатель имеет право аннулировать трудовой договор, если работник не приступил к работе в первый день.

6. С руководителем организации можно заключать трудовой договор на неопределенный срок.

Прекращение трудового договора

7. Если работник по состоянию здоровья не может исполнять текущие должностные обязанности, его положено перевести на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. Если работник отказывается от перевода или такой работы нет у работодателя, то такой работ ник либо отстраняется от работы (если перевод временный до 4 месяцев), либо трудовой договор прекращается (если перевод постоянный свыше 4 месяцев).

8. Трудовой договор также прекращается, если на работника наложено административное взыскание, исключающее возможность дальней шей работы, отменено решение о восстановлении на работе либо истек срок действия (приостановлен на срок свыше двух месяцев), работник лишен специального права и исполнять трудовые обязанности без этого права невозможно.

9. Индивидуальный предприниматель вправе уволить беременную женщину при прекращении собственной предпринимательской деятельности.

10. При продлении срочного трудового договора с беременной женщиной работодатель вправе требовать от женщины (не чаще чем раз в три месяца) медицинскую справку, подтверждающую факт беременности. Если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, с ней можно расторгнуть трудовой договор в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

11. Если у срочного договора истек срок действия, при этом договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, беременную женщину можно уволить, если ее не удалось перевести на другую работу или на то не получено письменное согласие женщины.

12. При увольнении руководителя организации на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ ему выплачивается компенсация в размере, установленном трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Рабочее время

13. Работника без его согласия можно привлекать к сверхурочным работам для предотвращения или ликвидации последствий аварий и катастроф и в иных случаях, предусмотренных ст. 99 ТК РФ. Не требуется согласия работника для привлечения в выходные и праздничные дни к работам, связанным с введением чрезвычайного положения, и в иных случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ.

14. Матерей и отцов, в одиночку воспитывающих детей в возрасте до 5 лет, можно направлять в служебную командировку, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с их согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением.


Выплата компенсаций

15. При суммировании отпусков или перенесении отпуска на следующий год работнику можно компенсировать деньгами только ту часть каждого неиспользованного отпуска, которая превышает 28 календарных дней.

16. При расчете среднего дневного заработка для определения размера отпускных или размера компенсации за неиспользованный отпуск следует разделить сумму начисленной за год заработной платы на 12 и на 29,4.

17. Денежная компенсация (проценты) за несвоевременную выплату заработной платы, отпускных и иных причитающихся работнику выплат выплачивается вне зависимости от наличия вины работодателя.

18. Не допускается замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем оплатой сверхурочной работы.

19. Если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда, что подтверждено результатами аттестации или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсация работникам за работу с вредными или опасными условиями труда не выплачивается.

20. В коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте нужно установить размер и порядок возмещения расходов работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также сотрудникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера. Также следует установить перечень работ (профессий, должностей) тех работников, которым должны компенсироваться эти расходы. Размер и порядок возмещения расходов можно установить и в трудовом договоре с работником.

21. С работника, который проходил обучение за счет работодателя и увольняется без уважительных причин, можно требовать возмещения расходов на обучение в размере пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (если иной размер и порядок возмещения затрат не установлены в трудовом до говоре или соглашении об обучении).


Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

22. Работник, уволенный в связи с сокращением численности или ликвидацией из организации, расположенной на Крайнем Севере, имеет право на период трудоустройства получать средний заработок в течение трех месяцев с момента увольнения. Орган службы занятости может продлить этот срок до шести месяцев.

23. Устанавливая в трудовом договоре условие о сезонном характере работы, руководствоваться теми перечнями сезонных работ, которые будут утверждаться отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. Устанавливая работнику испытательный срок, исходить из продолжительности сезона для данной работы. Если сезон меньше шести месяцев, испытательный срок не может превышать две недели. Если сезон больше шести месяцев, испытательный срок не может превышать три месяца.


Охрана труда

24. При численности работников свыше 50 человек работодатель обязан создать службу охраны труда либо ввести должность специалиста по охране труда. Осуществлять охрану труда может как руководитель (индивидуальный предприниматель) самостоятельно, так и специализированные организации при наличии у них аккредитации.

Дачная амнистия или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

или закон о "дачной амнистии"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 17.07.2009 N 174-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.02.2012 N 8-ФЗ)

Часть первую статьи 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357) дополнить абзацем следующего содержания:
"представлять в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.".

Внести в пункт 3 статьи 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) следующие изменения:
1) абзац первый признать утратившим силу;
2) первое предложение абзаца второго после слова "судом" дополнить словами ", а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке,";
3) в абзаце третьем слова "указанными лицами" заменить словами "указанным лицом".

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782) следующие изменения:
Пункт 1) - Утратил силу.
2) в абзаце четвертом пункта 6 статьи 12 слова "фактическая по кадастровому плану или по документам" заменить словами "по плану или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества, в отношении земельного участка - по кадастровому плану";
3) абзац второй пункта 1 статьи 16 дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие.";
4) в статье 17:
Подпункт а) - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.";
5) в статье 18:
а) пункт 1 после слов "описание недвижимого имущества и" дополнить словами ", если иное не установлено настоящим Федеральным законом,";
б) в пункте 4:
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"Форма представляемой в соответствии со статьей 25.2 настоящего Федерального закона выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок устанавливается федеральным органом в области государственной регистрации.
Абзац 4 - Утратил силу.

"Форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.
Абзац 8 - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Уточненные данные об объекте недвижимого имущества, в том числе о площади земельного участка и местоположении его границ, могут также вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, представленных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества или, если таким объектом недвижимого имущества является земельный участок, органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя такого объекта недвижимого имущества. В случае спора между соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества или органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем объекта недвижимого имущества уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав на основании вступившего в законную силу судебного акта.";

в) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, если заявителем является нотариус, свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные документы могут выдаваться данному нотариусу.";
6) пункт 1 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания:
"осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.";
7) пункт 5 статьи 25 признать утратившим силу;
8) статью 25.2 изложить в следующей редакции:

"Статья 25.2. Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства

1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Абзацы 9 и 10 - Утратили силу.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
5. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
6. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.";

9) дополнить статьей 25.3 следующего содержания:

"Статья 25.3. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества

1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
2. Обязательным приложением к представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.
Представление кадастрового плана указанного земельного участка не требуется в случае, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
3. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
4. Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
5. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества не допускается.".

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1801; 2000, N 48, ст. 4632; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).";
2) второе предложение пункта 4 статьи 13 изложить в следующей редакции: "Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.";
3) в абзаце втором пункта 4 статьи 14 слова "Земли общего пользования" заменить словами "Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования,";
4) пункт 1 статьи 21 дополнить подпунктом 16 следующего содержания:
"16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения.";
5) в пункте 1 статьи 26 слова "земель общего пользования" заменить словами "земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования";
6) наименование главы VI изложить в следующей редакции:
"ГЛАВА VI. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ И ОБОРОТА САДОВЫХ, ОГОРОДНЫХ И ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ";
7) статью 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям

1. Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
3. Граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25-2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
4. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
5. Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
Абзац. - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.";

8) в пункте 1 статьи 42 слова "в совместной собственности либо" исключить.

Внести в Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 149) следующие изменения:
1) абзац пятый статьи 1 признать утратившим силу;
2) статью 19 дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1. В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.";
3) в статье 20:
а) пункт 1 дополнить словами ", за исключением указанного в ункте 6-1 статьи 19 настоящего Федерального закона случая";
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.";
4) пункт 1 статьи 22:
после слова "участке" дополнить словами ", в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона,", дополнить словами "в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка.
Получение заявлений о предоставлении сведений государственного земельного кадастра подтверждается выдачей заявителям соответствующих расписок.
В случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади и (или) местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении и (или) отсутствуют сведения о его разрешенном использовании и (или) принадлежности к категории земель, правообладателю такого земельного участка или уполномоченному им лицу одновременно с выпиской, предоставляемой ему в соответствии с правилами настоящей статьи, выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение указанных сведений осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, при подаче правообладателем такого земельного участка или уполномоченным им лицом в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и перечисленных в указанной справке документов.".

Внести в пункт 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3117; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12) следующие изменения:
1) в подпункте 20 слова "подпунктами 19, 20.1, 22 - 24 и 52" заменить словами "подпунктами 19, 20.1, 20.2, 22 - 24 и 52";
2) дополнить подпунктом 20.2 следующего содержания:
"20.2) за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 100 рублей;".

Внести в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3, 17; N 17, ст. 1782) следующие изменения:
1) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:
садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан;
организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.
В указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками переоформляются в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".";
2) в пункте 3 слово "Предоставление" заменить словом "Оформление";
3) в пункте 4 слова "зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20" заменить словами "бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36";
4) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
"9.1. Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен гражданину на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.";
5) в пункте 12 слова "право постоянного (бессрочного)" заменить словами "право бессрочного (постоянного)";
6) в примечании:
абзац первый после слов "целей настоящей статьи" дополнить словами ", за исключением предусмотренных пунктом 9.1 настоящей статьи случаев,";
в абзаце втором слово "юридическим" заменить словом "заинтересованным".

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 2 слова "1 января 2007 года" заменить словами "1 марта 2010 года";
2) статью 14 признать утратившей силу;
3) в статье 20 слова "Малоимущие граждане" заменить словом "Граждане", слова "до 1 января 2007 года" заменить словами "до 1 марта 2010 года".

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17) следующие изменения:
1) статью 8 дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. До 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.";
2) статью 9 дополнить предложением следующего содержания: "Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.".

Признать утратившими силу:
1) пункт 5 статьи 20, пункт 3 статьи 21 и пункт 3 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147);
2) подпункт "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 17).

Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года.
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 174-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 28.02.2012 N 8-ФЗ)

1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
2. В целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации:
1) осуществляют прием заявлений граждан на проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства;
2) выступают заказчиками кадастровых работ на основании заявлений граждан;
3) подают заявления и другие документы о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства;
4) получают кадастровые паспорта объектов недвижимости (земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства) и другие документы и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся государственный кадастровый учет;
5) подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 57. Содержание трудового договора (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Статья 57. Содержание трудового договора

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

В трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;

сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 28.02.2008 № 13-ФЗ)

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

об испытании;

о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Из книги Первые 100 дней молодого менеджера. Как выдержать испытательный срок автора Андреева Ника

О чем, собственно, речь? Содержание трудового договора Трудовые договоры могут отличаться в зависимости от изобретательности компании, но только в определенных разделах, таких как: характеристика условий труда, компенсации - льготы и некоторые условия, касающиеся

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением части 3 статьи 3, частей 3 и 4 статьи 5, статей 6, 7, частей 2 – 4 статьи 8, статей 9, 10, части 4 статьи 11, частей 2 и 3 статьи 12 и статей 13 – 16

Из книги Образцы трудовых договоров автора Новиков Евгений Александрович

Статья 7. Требования к фонду (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 № 334-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ) 1. Фонд имеет право на осуществление деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, с даты получения лицензии в порядке,

Из книги автора

Статья 4. Объекты страхования (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан

Из книги автора

Статья 12. Сострахование (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) Сострахование – страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору

Из книги автора

Статья 13. Перестрахование (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Перестрахование – деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору

Из книги автора

Статья 28. Учет и отчетность (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности,

Из книги автора

<...> Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) 1. Налогоплательщики обязаны:1) уплачивать законно установленные налоги;2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим

Из книги автора

<...> Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) 1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.Обязанность

Из книги автора

<...> Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) 1. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником

Из книги автора

<...> Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) 1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных

Из книги автора

<...> Статья 243. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 № 70-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) 1. Сумма налога исчисляется и уплачивается

Из книги автора

<...> Статья 20. Стороны трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.Вступать в трудовые отношения в качестве

Из книги автора

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия

Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работедо- пускается с его письменного согласия в следующих случаях: 1)

при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (втом числе имущества третьихлиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; 2)

при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; 3)

для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях: 1)

при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2)

при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи; 3)

при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряди 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

КОММЕНТАРИЙ 1.

Статья получила новую редакцию. В части 1 статьи содержится определение сверхурочной работы - как работы, выполняемой работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа часов за учетный период.

Это определение отличается от ранее действовавшего, поскольку сверхурочной работой признается работа сверх нормального числа часов за учетный период во всех случаях, когда работнику установлен суммированный учет рабочего времени.

Таким образом, не важно, по какому режиму трудится работник. В случае если ему установлен суммированный учет рабочего времени, сверхурочной работой будет работа сверх нормального числа часов за учетный период.

В редакции ТК РФ 2002 г. любая переработка сверх смены признавалась сверхурочной работой, независимо от того, какой учет рабочего времени устанавливался в отношении работника, работающего в режиме сменной работы.

Кроме того, комментируемой статьей определено, что сверхурочной работой считается работа за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника. Соответственно, если работнику установлено неполное рабочее время и он привлекается к дополнительной работе, то такая переработка будет признана сверхурочной работой. 2.

При подсчете часов сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени следует иметь в виду, что периоды отсутствия работника на рабочем месте в случаях, предусмотренных законодательством (отпуск, повышение квалификации, болезнь и т. д.), уменьшают норму рабочего времени работника, поэтому любая переработка сверх такого уменьшенного времени будет являться сверхурочной работой. 3.

Новая редакция статьи возвращает исключенную первоначально при принятии ТК РФ возможность привлекать работника к сверхурочной работе без его согласия, в частности, при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного положения, предотвращением катастрофы и т. д.