Что такое гражданская оборона на предприятии. Гражданская оборона го

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства , составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров , взрывов , выбросов сильнодействующих ядовитых веществ , эпидемий и т. д.);

Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной , химической и биологической обстановкой ;

Повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;

Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов , вертолётов и других летательных аппаратов;

Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

Накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

Эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

Организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

Обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года , когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны . МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

И и опасностей возникающих при военных действиях — является актуальной проблемой государства и общества.

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами на развитие экономики и политическую ситуацию. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидации их последствий достигают сотен миллиардов долларов.

Для России защита населения и территорий от ЧП актуальная по ряду причин:

  • Возрастание риска технических аварий из за НТП
  • Увеличение плотности населения, рост последствий и глобального изменения климата
  • Снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

Актуальная проблема государства и общества — защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.

По мере развития общества и НТП возрасла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катарстроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача обеспечить национальную безопасность государства и его жителей. Созданная в России () удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.

Развитие РСЧС имеет большую историю и включает несколько этапов. Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы всегда была одной из важнейших задач. В России пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне прежде всего при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе Гражданской войны.

Гражданская оборона

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальные и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1932 году создана местная противоздушная оборона (МПВО). Основная задача МПВО — сведение к минимуму возможных потерь и разрушений и защита населения и территорий от воздействия обычных средств поражения (авиация).

Во время ВОВ МПВО выполняла следующие задачи:
  • Строительство убежищ и укрытий
  • Ведение аварийно-восстановительных работ
  • Ликвидация последствий бомбардировок
  • Обучение населения способам защиты от воздушных нападений
  • Эвакуация населения

Создание МВПО обеспечило в годы ВОВ успешную защиту населения и объектов народного хозяйства.

В 1961 году в связи с появлением ядерного оружия защита населения и территорий стала еще более актуальной задачей. МПВО было преобразовано в граждансную оборону . Система гражданской обороны должна была обеспечить надлежащую защиту населения и территорий от поражающих факторов нового оружия массового поражения.

До 1986 года задачами МПВО-ГО было:
  • Подготовка средств индивидуальной и коллективной защиты населения
  • Ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ только в условиях военного времени.

Предупреждение и ликвидация ЧП природного и техногенного характера в мирное время как задача перед гражданской обороной не ставились.

Начиная с 1974 года гражданская оборона начала принимать участие в решении задач мирного времени (тушение лесных поражов, предупреждение стихийных бедствий и крупных аварий).

В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Она принесла много человеческих жертв. Система граждаской обороны не была готова к решению таких задач и было принято решение о реорганизации системы гражданской обороны.

Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций связана с проблемами национальной безоспасности в 1990 году был создан Российский корпус спасателей , в 1991 году преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям . После ряда преобразований в 1994 году был преобразован в Министрество Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) .

Реально задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начали решаться после принятия 18 апреля 1992 г. Правительством РФ Постановления “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которая в 1995 г. после принятия федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Таким образом, МЧС России решала проблемы организации защиты населения и террриторий в ЧС различного характера, а была ориентирована на решение зазадч защиты от природного и техногенного характера. За гражданской обороной была сохранена функция планирования и выполнения мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени.

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98 г.).

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

С 1992 г. в России начался новый этап развития гражданской обороны. Впервые принятый федеральный закон «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:
  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, в том числе медицинское обслуживание, включая срочное оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие их;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

При ведении военных действий гражданская оборона и Вооруженные силы имеют фактически одну общую цель — совместное обеспечение защиты тыла страны, который в широком понимании представляет всю, не занятую противником и не входящую в зону военных действий территорию государства с его людскими и материальными ресурсами. Но, в отличие от Вооруженных сил, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь чисто гражданские, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.

Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство, которое обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах гражданской обороны. Непосредственное управление гражданской обороной возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Структура гражданской обороны на объекте экономики

Гражданская оборона на объекте экономики организуется с целью защиты персонала и проживающего вблизи объекта экономки населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Начальником ГО объекта экономики служит его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Начальник ГО объекта подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении — вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта. На крупных предприятиях предусматривается штатный заместитель начальника ГО, который в мирное время является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.

Приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально-техническому снабжению.

Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Он является председателем эвакуационной комиссии, обязанности которого следующие: разработка плана рассредоточения рабочих и служащих, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочих смен к месту работы, руководство службой общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части — главный инженер предприятия, который непосредственно руководит основными службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытия), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению — заместитель руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.

На всех объектах создаются штабы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц. Начальник штаба ГО, являясь заместителем начальника ГО объекта, имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, контролирует выполнение всех мероприятий ГО.

это комплекс мер, проводимых в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

ГО), 1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными задачами в области ГО и защиты населения являются: обучение населения способам защиты от опасностей; оповещение населения об опасностях; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; первоочередное обеспечение пострадавшего населения; борьба с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению); обеззараживание (обезвреживание) населения, техники, зданий, территорий; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время. Ведение ГО начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях. Руководство организацией и ведением ГО осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО. В федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях - их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятии по ГО и защите населения. Органами, осуществляющими управление ГО, являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главные управления МЧС России по субъектам РФ; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области ГО; структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО. Силы ГО составляют войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. К выполнению задач в области ГО могут привлекаться воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований в порядке, определенном Президентом РФ. Предшественницей ГО была основанная в 1932 местная противовоздушная оборона (МПВО), которая в 1961 была преобразована в ГО СССР, введена должность начальника ГО СССР, создан штаб ГО. В 1971 руководство ГО было возложено на Минобороны СССР, повседневное - на начальника ГО СССР - заместителя министра обороны СССР. В 1992 управление ГО было возложено на ГКЧС РСФСР, ему были переданы войска ГО, силы и средства ГО. Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям РСФСР был преобразован в Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. 2) (по терминологии МОГО), гуманитарные действия, направленные на защиту гражданского населения от опасностей и помощь ему в устранении непосредственных последствий военных действий или бедствий и на создание условий выживания населения.

>>ОБЖД: Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Так, например, для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных средств и медицинской техники.

Принятый в 1998 году Федеральный закон Российской Федерации № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:

Обучение населения в области гражданской обороны;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;



Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (ВУЗе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.

В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.

В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил гражданской обороны являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система гражданской обороны. Систему гражданской обороны составляют:

Органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики или здравоохранения (предприятие, завод, медицинская или фармацевтическая организация и т.д.).