Порядок ведения заседания комиссии. Порядок проведения заседаний участковой комиссии

В соответствии со статьями 20, 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 15, 18 Избирательного кодекса города Москвы территориальная избирательная комиссия Ярославского района города Москвы решила:

1. Утвердить Регламент территориальной избирательной комиссии Ярославского района города Москвы (приложение).

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на секретаря территориальной избирательной комиссии района Лескову Марину Вячеславовну

Приложение

к решению территориальной

избирательной комиссии

Ярославского района города Москвы

РЕГЛАМЕНТ

территориальной избирательной комиссии Ярославского района

города Москвы

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок и правила работы территориальной избирательной комиссии Ярославского района города Москвы (далее - Комиссия), осуществляющей в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами города Москвы, подготовку и проведение на территории Ярославского района города Москвы выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов Мэра Москвы, депутатов Московской городской Думы, референдумов города Москвы, а также, в случае наделения Комиссии полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, выборов в органы местного самоуправления, проведения местного референдума в городе Москве; руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий на территории района, контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, иностранных граждан в соответствии с международными договорами; меры по оказанию правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума на территории Ярославского района города Москвы.



Статья 2. Комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий Комиссии - пять лет. Срок полномочий Комиссии начинается со дня ее первого заседания и заканчивается в день проведения первого заседания Комиссии нового состава.

Статья 3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, иными подзаконными нормативными актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, Избирательным кодексом города Москвы, иными законами города Москвы, постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, решениями Московской городской избирательной комиссии, иными нормативными правовыми актами города Москвы, решениями Комиссии, а также настоящим Регламентом, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений.

Статья 4. Комиссия является коллегиальным органом, формируемым в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством, законодательством города Москвы. Деятельность Комиссии осуществляется на основе свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию, инициативы членов Комиссии.

Статья 5. Состав Комиссии формируется решением Московской городской избирательной комиссии. Председатель Комиссии назначается на должность из числа членов Комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением Московской городской избирательной комиссии.

Статья 6. Деятельность рабочих органов Комиссии осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом, а также положением о соответствующем рабочем органе.

Статья 7. Деятельность Комиссии, а также заседания Комиссии и все избирательные действия проводятся гласно и открыто. На всех заседаниях Комиссии, а также при осуществлении избирательных действий вправе присутствовать лица, наделенные таким правом федеральным законодательством, законодательством города Москвы. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении Комиссией избирательных действий вышеуказанные лица предъявляют документы, удостоверяющие личность и статус.

Статья 8. Комиссия обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляет подготовку и проведение выборов и референдумов на территории Ярославского района города Москвы. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих (участковых) комиссий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения Комиссии не подлежат государственной регистрации.

Комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 9. Комиссия не является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием.

Статья 10. Место постоянного нахождения Комиссии - Российская Федерация, город Москва, Ярославское ш., д. 122, корп.1.

Статья 11. В Регламенте Комиссии используются следующие термины:

вышестоящие комиссии – Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Московская городская избирательная комиссия, окружная избирательная комиссия;

нижестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума - участковые избирательные комиссии, комиссии референдума, обеспечивающие подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, референдума города Москвы, местного референдума;

член Комиссии с правом совещательного голоса - лицо, назначенное в Комиссию избирательным объединением, зарегистрировавшим федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы, зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом на должность Мэра Москвы. Положения, определяющие срок полномочий члена Комиссии с правом совещательного голоса, установлены пунктом 24 статьи 29 Федерального закона. За кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, сохраняется право назначения члена Комиссии с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Полномочия члена Комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена Комиссии, и переданы другому лицу;

член Комиссии – член Комиссии с правом решающего или с правом совещательного голоса;

установленное число членов Комиссии - _____ членов Комиссии с правом решающего голоса;

число присутствующих членов Комиссии - число ее членов с правом решающего голоса, участвующих в заседании Комиссии;

квалифицированное большинство – более половины от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса;

Федеральный закон – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ;

обращение гражданина – направленное в Комиссию письменное, в форме электронного документа или устное предложение, заявление или жалоба;

заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его прав, сообщение о нарушении законов, критика деятельности какого-либо органа или должностного лица;

жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав;

иные понятия и термины, используемые в настоящем Регламенте, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.

2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ,
ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ КОМИССИИ

Статья 12. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с календарными сроками избирательных кампаний, с планами работы Комиссии, по четвергам. По мере необходимости заседания Комиссии могут проводиться в иные дни.

Статья 13. Дата, время и место заседания Комиссии назначаются председателем Комиссии или, по его поручению, заместителем председателя. Уполномоченные созывать заседания Комиссии лица определяют список приглашенных на заседание Комиссии лиц.

Статья 14. Уполномоченные созывать заседания Комиссии лица или, по их поручению, секретарь Комиссии, дежурный член Комиссии обязаны не позднее чем за два календарных дня до заседания оповестить по телефону (или посредством направления sms-сообщения) всех членов Комиссии и приглашенных на заседание лиц о времени и месте проведения заседания Комиссии, а также о вопросах, вносимых на ее рассмотрение. В случае проведения внеочередного заседания Комиссии допускается оповещение членов Комиссии о созываемом заседании менее чем за два дня, но не позднее, чем за четыре часа до начала заседания.

Статья 15. Проект повестки дня заседания Комиссии определяется председателем Комиссии на основе перспективных и текущих планов работы Комиссии, календарных сроков избирательных кампаний, а также вопросов, внесенных на рассмотрение Комиссии членами Комиссии, рабочими органами Комиссии.

Проект повестки дня заседания Комиссии размещается на информационном стенде Комиссии и на официальном сайте управы района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сайте территориальной избирательной комиссии – при наличии). Проект повестки дня заседания Комиссии может быть разослан на указанные членами Комиссии электронные почтовые адреса в сети Интернет.

Любой член Комиссии вправе ознакомиться с проектом повестки дня заседания Комиссии непосредственно в помещении Комиссии.

Статья 16. Члены Комиссии вправе представить в письменном виде предложения по формированию повестки дня предстоящего заседания и проекты решений к ним не позднее чем за один день до заседания Комиссии.

Статья 17. Внеочередное заседание Комиссии может созываться по предложению не менее одной трети от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса, а также председателя Комиссии.

Статья 18. Предложение членов Комиссии с правом решающего голоса о созыве внеочередного заседания направляется на имя председателя Комиссии в письменном виде с указанием вопросов, которые предлагается внести в повестку дня заседания, предлагаемыми датой и временем, а также кратким обоснованием необходимости проведения внеочередного заседания Комиссии.

Статья 19. Предложение о созыве внеочередного заседания Комиссии, внесенное с соблюдением требований настоящего Регламента, подлежит удовлетворению не позднее 5 календарных дней с момента его поступления председателю Комиссии, а в день выборов - незамедлительно.

Статья 20. Представляемые к рассмотрению на заседании Комиссии материалы должны включать:

1) проект решения Комиссии и указанные в его тексте приложения;

2) пояснительную записку по рассматриваемому вопросу (при необходимости);

3) копии документов, послуживших основанием для рассмотрения вопроса на заседании Комиссии.

Все материалы должны быть оформлены в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Комиссии.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ

Статья 21. Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного нахождения. Председатель Комиссии вправе принять решение о проведении заседания в другом месте (выездного заседания).

Статья 22. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 23. Секретарь Комиссии перед началом заседания обеспечивает регистрацию прибывших на заседание лиц и информирует в начале заседания членов Комиссии о числе присутствующих на заседании членов Комиссии с правом решающего голоса, членов Комиссии с правом совещательного голоса и приглашенных. Информация о составе присутствующих на момент начала заседания, последующем прибытии и убытии членов Комиссии вносится в протокол суказанием времени этих событий.

Статья 24. Если на заседании присутствует менее большинства от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса, то по решению председателя Комиссии (председательствующего на заседании Комиссии) заседание переносится на другое время. При этом члены Комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса могут предварительно обсудить в рабочем порядке проекты вносимых документов Комиссии, возобновив обсуждение с последующим принятием решения по ним на другом (правомочном) заседании Комиссии.

Статья 25. В ходе заседания Комиссии по решению Комиссии может производиться видео- и аудиозапись.

Статья 26. Заседание Комиссии открывает и ведет председатель Комиссии, а в его отсутствие – заместитель председателя.

В случае отсутствия на заседании председателя Комиссии и заместителя председателя по решению Комиссии на заседании председательствует секретарь Комиссии (или другой член Комиссии с правом решающего голоса – председательствующий на заседании), а обязанности секретаря возлагаются на члена Комиссии с правом решающего голоса (секретаря заседания).

Статья 27. Повестка дня заседания Комиссии утверждается членами Комиссии с правом решающего голоса на соответствующем заседании Комиссии открытым голосованием после установления правомочности заседания Комиссии.

В повестку дня не могут быть включены вопросы, по которым не представлен проект решения, если иное не определено решением Комиссии.

Вопросы, не включенные в утвержденную повестку дня, на заседании Комиссии не рассматриваются.

Статья 28. Все предложения об изменении повестки дня заседания Комиссии и включении в нее дополнительных вопросов, если они внесены при утверждении данной повестки дня, рассматриваются непосредственно на заседании Комиссии.

В случае изменения вопросов, предложенных в повестку дня заседания Комиссии, в протоколе заседания Комиссии делается соответствующая запись об этом, с указанием фамилии и статуса лица, вносившего предложение, и формулировки вопроса с результатами голосования.

Статья 29. При рассмотрении вопросов, включенных в повестку дня заседания Комиссии, помимо лиц, приглашенных по отдельному списку, вправе присутствовать лица, определенные статьей 30 Федерального закона, а также по согласованию с Комиссией – лица, приглашенные для рассмотрения отдельных вопросов, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, экспертыи иные лица.

4. ПОРЯДОК ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ,
ВНОСИМЫХ НА ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ, РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ, ВНОСИМЫХ НА ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ

Статья 30. При рассмотрении вопроса повестки дня Комиссия заслушивает доклад члена Комиссии, содоклады, справки и проводит обсуждение вопроса и проекта решения. После обсуждения проекта решения проводится голосование по принятию решения.

В случае поступления во время обсуждения вопроса поправок к проекту решения, председательствующий проводит голосование по принятию обсуждаемого проекта «за основу для последующего внесения поправок». Затем ставится на голосование каждая поправка в проект решения, внесенная членами Комиссии по очередности их поступления. После рассмотрения всех поправок голосуется принятие решения «в целом».

Статья 31. Во время заседания Комиссии члены Комиссии и присутствующие лица могут высказываться по обсуждаемому вопросу только после предоставления им слова председательствующим.

Продолжительность выступлений на заседаниях Комиссиидля докладов и содокладов, заключительного слова, иных выступлений устанавливается председателем Комиссии (председательствующим на заседании Комиссии) по согласованию с докладчиками и содокладчиками, и не должна превышать:для доклада – 10-ти минут; содоклада – 5-ти минут; заключительного слова – 3-х минут; выступлений в прениях – 3-х минут; для оглашения справок, информации, выступлений по пункту повестки дня «Разное» - 2-х минут; для заявлений и обращений, вопросов, предложений по мотивам голосования – 2-х минут; для повторного выступления в прениях – одной минуты; для выступления по вопросам ведения заседания – одной минуты, если иное не установлено решениями Комиссии.

Член Комиссии имеет право не более чем на одно повторное выступление в прениях по одному и тому же вопросу.

Через каждые 1,5 часа работы Комиссии (или по необходимости)может объявляться перерыв. Продолжительность перерыва определяет председатель Комиссии (председательствующий на заседании).

Статья 32. Если выступающий превысил отведенное ему для выступления время, председатель Комиссии (председательствующий на заседании Комиссии) после предупреждения, с согласия Комиссии, может продлить время для выступления либо объявить о его прекращении.

Статья 33. Во время выступления докладчиков члены Комиссии и лица, присутствующие на заседании, не вправе комментировать выступающих или прерывать их репликами, делать замечания, шуметь, выступать не по теме обсуждения, ставить и задавать вопросы безразрешения председательствующего на заседании Комиссии.

Председательствующий во время выступления членов Комиссии и других лиц, присутствующих на заседании, не вправе прерывать их выступления, за исключением случаев отклонения темы выступления от утвержденной повестки дня, нарушения настоящего регламента.

Статья 34. Выступающий не вправе употреблять в своей речи грубые, некорректные и оскорбительные выражения,призывать к незаконным действиям,использовать заведомо ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, давать оценки членам Комиссии, отклоняться от темы обсуждаемого вопроса.

В случае нарушения установленного порядка председательствующий на заседании Комиссии предупреждает нарушителя. При повторном нарушении по решению Комиссии член Комиссии лишается слова и права выступления на одном или нескольких заседаниях Комиссии, а иные лица удаляются из зала заседания.

Статья 35. В ходе обсуждения вопроса члены Комиссии свободно высказывают мотивированные суждения как за принятие решения по обсуждаемому вопросу, так и против. Указанные лица вправе вносить как предложения по внесению изменений и дополнений к проектам решений Комиссии, так и выступать против их внесения.

Статья 37. При рассмотрении проекта решения Комиссия вправе:

1) принять решение Комиссии, в том числе с изменениями и дополнениями, внесенными в ходе его обсуждения, в целом;

2) принять проект решения Комиссии за основу с последующей его доработкой (в том числе с повторным рассмотрением);

3) отложить обсуждение проекта решения Комиссии на определенный срок;

4) отклонить проект решения Комиссии.

Статья 38. Дополнения и изменения в текст проекта решения Комиссии могут вноситься членами Комиссии в ходе обсуждения данного проекта непосредственно на заседании Комиссии как в устной, так и в письменной форме.

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

КОМИССИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

ОТЧЕТ о работе за 2005 год

Комиссия по экономической политике (далее - комиссия) образована постановлением Московской городской Думы от 15 января 2002 года № 4 как постоянная проблемная комиссия Московской городской Думы (далее - Дума). Положение о комиссии утверждено постановлением Московской городской Думы от 3 июля 2002 года № 204.

В отчетном году комиссия осуществляла свою деятельность в соответствии с задачами и полномочиями, определенными Положением о комиссии, Регламентом Московской городской Думы, Законом города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и другими нормативными документами, устанавливающими порядок работы Аппарата Думы.

Состав комиссии, утвержден постановлением Московской городской Думы от 23 января 2002 года № 13 (с изменениями от 11 декабря 2002 года, от 7 апреля 2004 года, от 2 марта 2005 года, от 12 октября 2005 года) в количестве 11 человек:

Антонов И.Е.

Антонцев М.И.

Бочаров О.Е.

Волков В.А.

Новицкий И.Ю.

Орлов С.В.

Рукина И.М.

Святенко И.Ю.

Стебенкова Л.В.

Степаненко В.С.

Тарнавский А.Г.

Возглавляют комиссию избранные и утвержденные постановлением Московской городской Думы от 23 января 2002 года № 18 председатель комиссии - депутат И.М.Рукина и заместитель председателя комиссии - депутат С.В.Орлов.

В 2005 году в рамках комиссии проведено 19 заседаний, в том числе 8 совместных с другими комиссиями (по социальной политике, по социально-трудовым отношениям и занятости, по предпринимательству, по городскому хозяйству, бюджетно-финансовой, по науке и технологиям, по здравоохранению и охране общественного здоровья), а также с совместной комиссией Московской городской Думы и Правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений.

Всего обсуждалось 23 вопроса, из них: 3 проекта закона города Москвы, 2 отчета проверок Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП) и др. В рассмотрении вопросов, выносимых на заседания комиссии, наряду с ее членами принимали участие и другие депутаты, заинтересованные в обсуждении данных вопросов, а также аудиторы и ведущие сотрудники КСП, руководители и ответственные сотрудники департаментов и комитетов, руководители предприятий и организаций, к компетенции которых относились обсуждаемые вопросы. Была продолжена практика письменного представления мнения депутата о планируемом решении комиссии или выяснения его мнения путем опросного листа, в случае невозможности личного участия депутата-члена комиссии на заседании.

В соответствии с Уставом города Москвы и компетенцией Думы как законодательного органа власти вопросы, включаемые в повестку дня заседаний комиссии в отчетном году, касались главным образом разработки стратегии функционирования и развития многоотраслевой экономики города Москвы, формирования основ правового поля экономической жизни столицы, конкретизации федерального законодательства применительно к специфике крупнейшего мегаполиса, развития действующей законодательной базы и приведения ее в соответствие с изменяющимся федеральным законодательством, разработки законодательных инициатив Думы в экономической сфере.

Комиссией были рассмотрены следующие законопроекты:

С совместной комиссией Московской городской Думы и Правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений был обсужден проект города Москвы "Об основах управления собственностью города Москвы", призванный устранить пробел в законодательном регулировании процесса управления государственной собственностью Москвы. Он регулирует отношения в сфере управления собственностью города - землей, природными и информационными ресурсами, жилыми помещениями, памятниками архитектуры, государственными ценными бумагами. Закон поможет городу еще более эффективно управлять своей собственностью, значительно увеличивать доходы бюджета, развивать экономику и социальную сферу.

Проект закона Москвы "О минимальных социальных нормативах города Москвы", который определяет правовые основы установления и применения минимальных социальных нормативов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией РФ и Уставом Москвы прав населения на получение гарантированных государством услуг в социальной сфере - на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, получение юридической помощи, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. В каждой из данных сфер должны утверждаться перечни и конкретные значения минимальных социальных нормативов в натуральном и денежном выражении. Предполагается, что эти нормативы будут устанавливаться на год, и в течение финансового года меняться не должны. Документ носит рамочный характер, поскольку перечни и количественные значения минимальных социальных нормативов будут разрабатываться Правительством города. Установление и применение минимальных социальных нормативов позволит избежать субъективных подходов при формировании проектов бюджетов города. Введение единых и понятных для всех правил будет способствовать принятию действительно прозрачного бюджета.

Проект закона города Москвы "О проекте бюджета города Москвы на 2006 год". На заседании обсуждались в основном вопросы реализации городских целевых программ и жесткая увязка их с расходными статьями бюджета. Обсуждение коснулось адресной инвестиционной программы, которая аккумулирует в части капитальных вложений все остальные программы и утверждается на каждый год, и также включает перечень объектов, которые не предусмотрены в других программах, но в их появлении остро нуждается город.

При обсуждении подходов к формированию бюджета особо подчеркнуто, что в сфере образования уже приняты социальные нормативы, и поставлена задача, проверить, как будут действовать эти нормативы в обычных средних школах, в результате чего можно будет решить, распространять ли их на весь комплекс социальной сферы. Комиссия поддержала принятие проекта бюджета 2006 года в первом чтении и отметила, что нужно переходить на принципы софинансирования городских целевых программ - решить все проблемы за счет городского бюджета невозможно.

Комиссией был рассмотрен вопрос о лизинге, основанном на бюджетном кредите. Ведь принимаемые в городе целевые программы страдают одним недостатком - отсутствием конкретных инструментов и механизмов финансирования. Требуются иные инструменты и механизмы, которые позволили бы городу, давая средства под реализацию определенных задач, не иметь рисков по возвращению этих средств. Идея лизинга, основанного на бюджетном кредите, была использована исполнителем целевой среднесрочной программы "Продовольственный холод 2004-2005".

В 2004 году произошло кардинальное изменение федерального законодательства, которое может очень сильно повлиять на судьбу многих промышленных предприятий города. Федеральное законодательство, отменив необходимость полного лицензирования лизинговой деятельности, дало возможность именно предприятиям-производителям осуществлять самостоятельный лизинг оборудования. Схема, основанная на кредитовании производителя, решает многие проблемы при реализации городских программ - предлагаемый механизм реализации общих положений о бюджетном кредитовании, основанном на лизинге, дает возможность не только запустить процесс планового производства, но и создать единую систему обеспечения возвратности вложенных бюджетом средств. По итогам заседания комиссия обратилась в структурные подразделения правительства с просьбой рассмотреть предложенную схему и дать свои предложения по ее реализации.

Совместно с комиссией по предпринимательству и комиссией по науке и технологиям был обсужден проект концепции инновационной политики города Москвы. Развитие высокотехнологичного сектора определяет устойчивое развитие экономики государств. В столице имеются все предпосылки для развития инновационного процесса: сильный научный потенциал, в лице создателей высоких технологий и разработок, подвижный и заинтересованный в новом производстве малый бизнес и сферы приложения инновационных разработок, однако, в соответствии с федеральным законодательством, Москва, как субъект федерации, не может напрямую финансировать науку и научно-техническую политику. Основным механизмом реализации инновационной политики города Москвы должна стать комплексная программа инноваций, включающая в себя городские целевые программы. Было сделано немало замечаний по проекту концепции и предложено его переделать, начав работу с проведения серьезного анализа существующего состояния дел в этой сфере.

В рамках заседания комиссии состоялись депутатские слушания, на которых шла речь о необходимости срочного внесения изменений в нормативные акты города в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в целях поддержки московского производителя. По итогам слушаний было решено подготовить проект городского закона "Об условиях размещения государственного заказа в городе Москве", который должен сохранить тот положительный опыт, что был накоплен в столице за пять лет действия закона о городском государственном заказе. Принято также решение подготовить проект запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии принятого федерального закона Конституции РФ в части, касающейся вопросов совместного ведения.

На совместном заседании комиссии по экономической политике и по социально-трудовым отношениям и занятости был рассмотрен ход реализации Закона города Москвы "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы" и Московского трехстороннего соглашения на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) в организациях и учреждениях социальной сферы. Состоявшееся обсуждение - первое по вопросам реализации принятого в конце прошлого года закона. Закон принят для того, чтобы процесс начисления заработной платы был прозрачным и адекватным. Но потребуется еще целый комплекс организационных мероприятий, чтобы закон по-настоящему заработал.

Совместно с бюджетно-финансовой комиссией и комиссией по городскому хозяйству были обсуждены результаты обследования Контрольно-счетной палатой Москвы хода реализации городских программ, принятых в 2001-2003 годах и действующих в 2004 году. Такое комплексное обследование проведено первый раз, его актуальность подчеркивает требование перехода к программно-целевому методу формирования бюджета.

Особо отмечено, что, несмотря на проводимую Правительством Москвы с 2002 года работу по систематизации, упорядочению городских целевых программ с учетом действия положений Бюджетного кодекса РФ, Закона города "О государственных целевых программах в городе Москве", а также утвержденного правительством "Временного порядка разработки и утверждения городских программ", большинство принимаемых проектов целевых программ не направлялось в КСП для проведения экспертизы и подготовки заключения.

Контрольно-счетная палата установила, что принятие городских программ при отсутствии долгосрочных, законодательно установленных приоритетов социально-экономического развития привело к тому, что в городе сложилась практика принятия множества различных ведомственных программ, не согласованных как по целям и задачам, так и по конкретным показателям и источникам финансирования. Практика внесения на утверждение в Думу отдельных среднесрочных целевых программ, что предусмотрено законодательством, отсутствует. Всего 6 среди действующих городских программ утверждены Законами города как долгосрочные.

Проведенное обследование показало, что большинство принятых программ в той или иной степени не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Законом "О государственных целевых программах в городе Москве". Типичные недостатки: отсутствие стартовых и конечных показателей по решению приоритетных городских проблем, отсутствие четких критериев оценки эффективности реализации программы; часть среднесрочных программ не предусматривает разбивку основных показателей по годам реализации, не всегда определены государственные заказчики, отсутствует должный контроль за выполнением.

Помимо этого, не соблюдаются требования статьи 9 Закона "О государственных целевых программах в городе Москве" об утверждении правительством раз в два года плана разработки городских целевых программ с выделением перечня тех, которые подлежат утверждению депутатским корпусом. В связи с этим в рекомендациях, направленных КСП Правительству города по результатам проведенного обследования, есть специальное предложение - подготовить и утвердить План разработки городских целевых программ на 2005-2007 годы с выделением перечня программ, направляемых на утверждение в Думу.

Предлагалось исключить дублирование, обеспечить мониторинг и персональную ответственность исполнителей, при формировании ресурсного обеспечения предусматривать помимо бюджетных, другие источники финансирования, утверждать отчет об исполнении программы.

При подведении итогов отмечено, что первая массовая проверка действующих в городе программ будет способствовать тому, что программы станут не сметой расходов, выделяемых на необходимые мероприятия, а документами, нацеленными на выполнение поставленных задач.

Также комиссия рассмотрела результаты обследования Контрольно-счетной палатой Москвы эффективности использования бюджетных средств, выделенных на поддержку столичных предприятий промышленности: ЗАО "Карат", ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", ОАО "КБК "Черемушки", ОАО "Московский шинный завод", ОАО "Мосавтостекло", ЗАО МОФ "Парижская коммуна", ЗАО "Авиаэкспосервис", ООО "Авиаэкспосер-вис", ЗАО "Авиаэкспосервис М", АНО ИИЦ "Наука и промышленность" и ООО "Амскорт Интернэшнл". Поддержка предприятий промышленности признана эффективной и прибыльной и рекомендовано ее дальнейшее развитие.

В рамках комиссии состоялось совещание по вопросам организации системы работы с неплатежеспособными предприятиями в городе Москве, на котором отмечалось, что в прошлом году произошли изменения федерального законодательства, упразднена структура, занимавшаяся делами о несостоятельности и банкротстве, а ее функции переданы налоговой службе. В городе в течение нескольких лет выстраивалась система работы с неплатежеспособными предприятиями - основная задача этой работы заключалась в сохранении промышленного потенциала города - проводился мониторинг финансово-экономического состояния предприятий в Москве, чтобы вовремя принимать необходимые меры и содействовать экономическому оздоровлению, способствовать сокращению недоимок в городской бюджет. На совещании были обсуждены возможности внесения изменений в действующее законодательство и создания отдельного городского закона, который бы установил принципы работы с неплатежеспособными предприятиями в городе.

Комиссия касалась рассмотрения вопросов формирования и контроля исполнения городских целевых программ.

Так, в рамках заседания комиссии состоялось совещание по вопросам реализации Комплексной целевой программы "Шунгит" по созданию новых технологий по использованию шунгита в строительстве, лако-красочной, резинотехнической промышленности, материалов и изделий, выполненных на основе этого природного минерала. Было решено включить в перечень основных направлений программы работы по доочистке воды на малых объемах, расширить список направлений программы за счет включения мероприятий по исследованию возможностей применения шунгита в медицине.

Был рассмотрен вопрос о концепции развития хлебопечения Москвы на 2005 - 2010 годы, где отмечено, что хлебопечение является чрезвычайно важной, социально значимой для города отраслью экономики и для целенаправленных действий в этом направлении необходима разработка и утверждение городской комплексной программы, реализация которой осуществлялась бы силами частных инвесторов, взаимодействующих с городскими органами власти и гильдией пекарей.

Комиссией был также рассмотрен ход выполнения Городской целевой программы развития производственной базы ОАО "Тушинский машиностроительный завод" (на 2004 - 2006 гг.) и о мерах по сохранению и развитию Тушинской промзоны на базе этого акционерного общества. Результаты исполнения Городской целевой программы были одобрены, вместе с тем, отмечалось, что на предприятии не удалось полностью преодолеть зависимость производственной деятельности от бюджетного финансирования, существуют проблемы в реализации выпускаемой ОАО "ТМЗ" продукции, в частности, подъемников для инвалидов и механизированных автостоянок. В связи с изменениями действующего законодательства РФ на заседании сделано предложение о необходимости корректировки планов, предусмотренных целевой программой, с целью согласования планируемых объемов поставок для нужд города с государственными заказчиками и в соответствии с лимитами выделенных средств. Комиссия рекомендовала Правительству Москвы подготовить к рассмотрению и принятию Думой долгосрочную городскую целевую программу развития производственной базы ОАО "Тушинский машиностроительный завод" в целях реализации промышленной политики города.

На совместном заседании с комиссией по предпринимательству был рассмотрен вопрос о развитии в Москве системы бытового обслуживания населения, где было сказано, что в связи с последними реформами, проходящими в стране, вопросы организации и развития сферы бытового обслуживания переместились с федерального на региональный уровень, но достаточной для этого законодательной базы у субъектов Федерации нет. Отмечена необходимость проработки нормативной базы того, чтобы сфера быта благополучно развивалась и совершенствовалась.

Совместно с комиссией по социально-трудовым отношениям и занятости было рассмотрено коллективное обращение работников ОАО "Москвич" по вопросу увольнения сотрудников предприятия без выплаты выходного пособия и многолетней задолженности по заработной плате. Несмотря на то, что это федеральное предприятие, город не раз оказывал "Москвичу" не только моральную, но и материальную поддержку. С января 2004 года на предприятии ведено внешнее управление, однако уже в ноябре был уволен прежний внешний управляющий и назначен новый. По итогам заседания, помимо обращения в прокуратуру, было решено направить официальный запрос внешнему управляющему ОАО о решении проблем по долговым обязательствам, а также поддержать предложения мэра и подготовить обращение Думы в адрес федеральных властей о сохранении производства на "Москвиче", расположенном в промышленной зоне.

На совместном заседании с комиссией по предпринимательству, на котором был обсужден вопрос о целесообразности введения в Москве единого налога на вмененный доход на деятельность по оказанию услуг в области ремонта, технического обслуживания и мойки автотранспортных средств. Комиссии МГД решили, что не следует отвергать с ходу саму идею ЕНВД - опыт введения единого налога на вмененный доход в сфере оказания услуг техобслуживания и ремонта машин есть в Ярославской, Тульской и Костромской областях. Депутаты предложили собрать дополнительные материалы с экономическими расчетами введения ЕНВД, поработать с департаментами города и затем вновь рассмотреть в Думе.

На совместном заседании с комиссией по социальной политике обсуждались проблемы, связанные с оплатой аренды помещений, занимаемых московскими организациями инвалидов, принято решение обратиться в Департамент имущества с просьбой представить подробный анализ ситуации, сложившейся с арендой помещений московскими организациями инвалидов - с тем, чтобы потом вернуться к рассмотрению этого вопроса.

На совместном заседании комиссии с Комитетом по делам женщин-предпринимателей Московской торгово-промышленной палаты обсуждены основные вопросы развития женского предпринимательства, главным тормозом в развитии предпринимательства, в том числе и женского, является отсутствие необходимых нормативных актов. По окончании заседания была сформирована рабочая группа, которая займется разработкой концепции создания и функционирования "Дома женщины", а также подготовкой предложений по дополнению законодательной базы.

Совместно комиссией по предпринимательству проведено заседание круглого стола на тему: "Силовые захваты московских предприятий и компаний: механизм и способы борьбы". Депутаты, представители структур исполнительной власти, правоохранительных органов и предприниматели обсудили возможности действующего законодательства в борьбе с захватническими действиями рейдеров и предложения по внесению поправок в федеральные законы о государственной регистрации юридических лиц, о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах, а также в Гражданский, Арбитражный и Уголовно-процессуальный кодексы. Практически во всех существующих федеральных законах есть пробелы, которые используют мошенники. В борьбе против силовых методов захвата столичных предприятий должно быть налажено четкое взаимодействие всех заинтересованных структур.

Совместно с комиссиями по предпринимательству и по здравоохранению и охране общественного здоровья проведены депутатские слушания на тему: "Автоматы с денежным выигрышем: сокращение количества или полный вывод из города". По мнению депутатов, Москва вправе регулировать отношения в сфере игорного бизнеса на том основании, что эти отношения касаются защиты прав и свобод человека, а значит, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По итогам слушаний предложено произвести инвентаризацию всех договоров на земельные участки, где установлены игровые автоматы и игорные заведения, установить реальное количество объектов игорного бизнеса - с последующим закрытием всех незаконно установленных объектов, и рассмотреть возможность покупки земельных участков за пределами Москвы для размещения центров индустрии развлечений.

На заседании комиссии был рассмотрен вопрос о реализации проекта планировки особо охраняемой природной территории "Комплексный заказник "Петровско-Разумовское", по итогам обсуждения обратились Правительству Москвы с предложением найти вариант, который учитывал бы сохранение природной территории и не нарушал бы интересов жителей.

На заседании были рассмотрены основные направления Экологической доктрины города Москвы. Замечания и предложения по изменению рассматриваемого документа направлены в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Надо отметить, что эффективность проводимой экономической политики в немалой степени зависит от согласованности действий органов исполнительной и законодательной власти города. Решения и рекомендации, подготовленные на заседаниях комиссии, направлялись руководителям комплексов, всех заинтересованных ведомств и организаций города и, как правило, учитывались ими в ходе дальнейшего решения затронутых вопросов.

Большую помощь комиссии оказал созданный при ней Общественный экспертный совет. На его заседаниях обсуждались все находящиеся на рассмотрении Думы проекты документов по вопросам, относящимся к компетенции комиссии, разрабатывались законопроекты, предлагаемые для внесения в Думу, всесторонне обсуждались поправки и дополнения к текстам проектов, принятых Думой в первом или втором чтениях, а также проекты федеральных законов, отзывы и поправки к ним.

В 2005 году члены комиссии принимали активное участие в подготовке материалов для ее заседаний, а также в последующем оформлении текстов проектов и окончательной редакции, принятых Думой документов, осуществляли тесное взаимодействие с департаментами и организациями, заинтересованными в решении рассматриваемых комиссией вопросов.

Вместе с тем в работе комиссии сохранялись те же недостатки, которые характерны для работы почти всех комиссий Думы. Так, не удалось обеспечить присутствие всех ее членов на каждом заседании. Некоторые депутаты, ранее изъявившие желание работать в составе комиссии, практически не принимали участие в обсуждении вопросов повестки дня.

Принимая во внимание большой и плодотворный объем работ, осуществленный комиссией в 2005 году, можно считать, что она успешно выполнила поставленные перед ней задачи и подтвердила свой высокий профессиональный авторитет.

Приложение: Вопросы, рассмотренные на заседаниях Комиссии по экономической политике в 2005 году на 2 листах

Председатель комиссии

И.М.Рукина

Приложение

№№ п/п

Дата проведения

Вопрос повестки дня заседания

1. Об организации системы работы с неплатежеспособными предприятиями в городе Москве.

2. О реализации мероприятий, связанных с использованием шунгитовых материалов при водоподготовке и водопользовании.

3. О сохраняемых промышленных территориях в рамках подготовки проекта постановления Правительства Москвы "О дополнительных мерах по сохранению и развитию научного и промышленного потенциала города Москвы".

О развитии бытового обслуживания населения в городе Москве.

О проекте закона города Москвы "Об основах управления собственностью города Москвы" (материалы ко второму чтению).

О концепции развития хлебопечения города Москвы на 2005-2010 годы.

О результатах обследования Контрольно-счетной палатой Москвы хода реализации городских программ, принятых Московской городской Думой и Правительством Москвы в 2001-2003 гг. и действующих в 2004 году.

1. О коллективном обращении работников ОАО "Москвич" по вопросу увольнения сотрудников предприятия без выплаты выходного пособия и многолетней задолженности по заработной плате.

2. О ходе реализации Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года № 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы" и Московского трехстороннего соглашения на 2004 год между правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей

Автоматы с денежным выигрышем: сокращение количества или полный вывод из города.

1. О реализации проекта планировки особо охраняемой природной территории "Комплексный заказник "Петровско-Разумовское".

2. О лизинге, основанном на бюджетном кредите.

О проекте закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год".

Об Экологической доктрине города Москвы.

О необходимости срочного рассмотрения и внесения изменений в нормативные акты в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "0 размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью поддержки московских товаропроизводителей.

Новая страница 1

Протокол как отражение коллегиального способа принятия решений

Протокол заседания применяется для документирования деятельности коллегиальных и совещательных органов (коллегий, советов, комиссий, собраний, совещаний и др.), как постоянных, так и временных. Нередко протоколы заседаний ведутся на деловых встречах, переговорах для фиксации достигнутых сторонами договоренностей или иных выработанных совместно условий.

Протокол заседания – документ, содержащий последовательную запись обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях, заседаниях коллегиальных или совещательных органов.

Протокол заседания отражает деятельность по совместной выработке и принятию управленческих решений. Коллегиальному решению, как правило, подлежат наиболее важные и принципиальные вопросы в деятельности организации, требующие коллективного, совместного обсуждения и принятия решения.

Коллегиальный способ принятия решения используется в деятельности практически любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и характера деятельности , например в организациях, имеющих форму акционерного общества, на основе коллегиальности действуют общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), правление, ревизионная комиссия, счетная комиссия. Кроме того, в любой организации при единоличном исполнительном органе, например при генеральном директоре, могут создаваться дирекции, советы, комиссии для совместного обсуждения и решения различных вопросов деятельности организации.

Подготовительный этап

Как правило, заседанию предшествует большая подготовительная работа: подготовка повестки дня заседания, информирование членов коллегиального органа и других заинтересованных лиц, подготовка в соответствии с повесткой дня материалов для рассмотрения на заседании (как правило, это справка по вопросу или тезисы выступления и проект решения), их копирование и рассылка всем участникам заседания для предварительного ознакомления, подготовка помещения для проведения заседания и др.

Заседанию коллегиального органа предшествует регистрация участников, которая может проводиться в разных формах: от записи фамилий присутствующих непосредственно в черновик протокола (если число участников заседания не превышает 15 человек), составления списка присутствующих на заседании членов коллегиального органа и приглашенных с указанием всех необходимых сведений о них (должность, место работы) до регистрации участников с помощью технических средств. При проведении заседаний общих собраний акционеров акционерных обществ список присутствующих на заседании акционеров и доверенных лиц должен заверяться подписью председателя собрания. Доверенные лица могут быть включены в список присутствующих только при предъявлении доверенности на право представлять интересы акционера. Регистрация присутствующих на заседании – чрезвычайно важный момент, поскольку решения коллегиального органа обладает юридической силой лишь при наличии кворума, а также в том случае, если все участники заседания обладают достаточными полномочиями для участия в голосовании по принимаемым решениям.

Протокол составляется на основании стенограммы заседания, звукозаписи заседания или на основании черновых рукописных записей, которые ведутся во время заседания, а также материалов, подготовленных к заседанию (текстов докладов, выступлений, справок, проектов решений, повестки дня, списков участников и др.).

Если заседание стенографировалось или велась звукозапись , после заседания стенограмма расшифровывается, сверяется со звукозаписью и оформляется (такие записи называют стенограммами или стенографическими протоколами). Расшифровка стенограмм или звукозаписей заседания проводится либо по частям во время самого заседания, либо сразу после заседания, но в любом случае время, которое отводится на оформление стенограммы и протокола заседания, не должно превышать 3-5 дней со дня, когда проводилось заседание.

Если ход заседания записывался на магнитофон или диктофон , после расшифровки записи, составления и оформления стенограммы и (или) протокола кассета со звукозаписью в течение установленного срока (как правило, в течение двух недель) хранится в подразделении, обеспечивающем звукозапись заседаний, а затем размагничивается. Это время необходимо для снятия возможных вопросов и уточнения текста протокола. По решению руководителя коллегиального органа звукозапись заседания может быть оформлена для долговременного архивного хранения.

Оформление реквизитов протокола

С точки зрения полноты отражения хода заседания различаются полные и краткие протоколы.

Полный протокол содержит запись всех выступлений на заседании, краткий – только фамилии выступивших и тему выступления. Какой именно следует вести протокол в каждом конкретном случае, устанавливается в регламенте работы коллегиального органа или решается председателем коллегиального органа.

Протокол заседания оформляются на стандартных листах бумаги формата А4. Обязательными реквизитами протокола являются: наименование организации, наименование вида документа (ПРОТОКОЛ), дата документа, регистрационный номер, место составления документа, заголовок к тексту, подписи.

Оформление реквизитов протокола должно соответствовать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Датой протокола является дата события (заседания, совещания). Дата оформляется цифровым или словесно-цифровым способом: 05.02.2005 или 05 февраля 2005 г.

Регистрационным номером протокола является порядковый номер заседания в течение календарного года или в течение срока действия выборного органа. При регистрации протоколов специальные регистрационно-учетные формы (журнал, картотека) не ведутся, каждому новому протоколу присваивается порядковый номер, следующий за номером протокола, подшитого в дело последним.

Место составления протокола указывается в соответствии с принятым административно-территориальным делением. Наименование места составления документа можно не указывать, если наименование территории входит в название организации: Московская городская Дума, Законодательное Собрание Тверской области .

Заголовок к тексту является обязательным реквизитом протокола. Он должен быть грамматически согласован с наименованием вида документа:

ПРОТОКОЛ (чего?) заседания комиссии по переоценке основных фондов

ПРОТОКОЛ (чего?) заседания дирекции

Текст протокола состоит из двух частей – вводной и основной. Вводная часть оформляется идентично в полной и краткой формах протокола. В ней указываются: фамилии председателя и секретаря заседания, фамилии или общее количество участников заседания и приглашенных лиц, повестка дня. Фамилии членов коллегиального органа или лиц, участвующих в заседании с правом голоса, перечисляются по алфавиту без указания должностей. Если указывается общее количество присутствующих, дается их обобщенное название и делается отметка о наличии списка регистрации:

Присутствовали: члены Научно-технического совета в количестве 25 чел. (список прилагается).

Лица, не являющиеся членами коллегиального органа и приглашаемые на заседание в качестве экспертов в обсуждаемых вопросах или заинтересованных лиц, перечисляются после слова «Приглашенные:», также по алфавиту, но с указанием их должностей и места работы, если они являются представителями других организаций.

В повестке дня заседания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на заседании, должность и фамилия докладчика. Если вопросов несколько, они нумеруются арабскими цифрами и располагаются по степени их сложности, важности и в порядке обсуждения. Вопросы повестки дня строятся по формуле «о чем?»:

Вопросы повестки дня должны формулироваться точно и ясно, отражать суть обсуждаемых вопросов. Не рекомендуется включать в повестку дня пункт «Разное».

Текст основной части протокола состоит из отдельных разделов по количеству вопросов повестки дня, каждый из которых строится по схеме:

1. СЛУШАЛИ:

ВЫСТУПИЛИ:

РЕШИЛИ: ( или: ПОСТАНОВИЛИ:)

Эти ключевые для протокола слова печатаются прописными буквами и с красной строки. Разделы нумеруются арабскими цифрами в соответствии с повесткой дня. После слова «СЛУШАЛИ:» в именительном падеже указывается фамилия докладчика и в форме 3-го лица единственного числа или с предлогом «о» излагается содержание доклада. Если имеется текст доклада, после фамилии докладчика делается отметка: (Текст доклада прилагается) .

В разделе «ВЫСТУПИЛИ:» последовательно указывают фамилии лиц, принявших участие в обсуждении доклада, и формулируются высказанные ими мнения. Фамилии выступивших и содержание их выступлений записываются так же, как выступление основного докладчика в предыдущей части протокола.

При необходимости в этом же разделе протокола фиксируются вопросы, заданные докладчику, и его ответы по следующей форме:

Вопрос: Если будет принято решение об эмиссии акций общества, предусматривается ли выпуск привилегированных акций?

Ответ: Нет, будут выпущены только обыкновенные акции.

Фамилия лица, задавшего вопрос, может не указываться.

В разделе «РЕШИЛИ:» («ПОСТАНОВИЛИ:») записывается принятое решение, кратко, точно, лаконично – так, чтобы не возникало двоякого толкования. Принятые решения формулируются в предписывающей форме: «Утвердить...», «Предусмотреть...», «Внести изменения...». По одному вопросу может быть принято несколько решений, в этом случае они нумеруются арабскими цифрами. При необходимости наряду с решением указываются результаты голосования: количество голосов «за», «против», «воздержавшихся», а также, если голосование было тайным, – количество выданных бюллетеней, полученных в результате голосования и признанных недействительными.

Участник совещания или заседания может представить особое мнение по принятому решению, которое излагается на отдельном листе и присоединяется к протоколу. Содержание особого мнения записывается в протокол после записи соответствующего решения.

Если протоколом утверждается какой-либо документ, он должен прилагаться к протоколу и иметь гриф утверждения, например:

Подписи председателя и секретаря заседания завершают оформление протокола. Подписывается один экземпляр протокола. Слева проставляется подпись председателя, справа - секретаря.

В соответствии с действующим законодательством в отдельных случаях протоколы заседаний подписываются только председателем (председательствующим) на заседании. Законодательством также предусмотрены случаи подписания протоколов всеми членами органа, принимающего решения. Например, Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее - Закон) предусмотрено (ст. 68), что протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.

Что же касается оформления протокола заседания общего собрания акционеров, то закон вообще не оговаривает порядка его подписания, в ст. 63 Закона установлено лишь, какие сведения указываются в протоколе:

- место и время проведения общего собрания акционеров;

- председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.

В Законе также указывается, что в протоколе общего собрания акционеров общества должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием.

Сокращенный вариант оформления протокола

Допускается сокращенный вариант оформления протокола, при котором слова СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ) не печатаются. После цифры, обозначающей номер вопроса в повестке дня, излагается содержание вопроса (пункт повестки дня). Последняя строка содержания вопроса подчеркивается, и под чертой печатаются фамилии докладчика и выступивших в обсуждении (первой указывается фамилия основного докладчика, а затем фамилии выступивших – в порядке их выступления). После указания фамилий при необходимости кратко излагается суть рассматриваемого вопроса, а ниже – решение (постановление).

Выписка из протокола

Для информирования заинтересованных организаций и лиц о принятых решениях, а также в целях подтверждения принятых решений могут оформляться выписки из протокола.

Выписка из протокола – документ, представляющий собой копию части протокола. В выписке воспроизводится вводная часть протокола (реквизиты бланка, сведения о председателе, секретаре, присутствовавших), вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и часть текста, отражающая рассмотрение вопроса и принятые по нему решения. Подписями председателя и секретаря выписка не удостоверяется. Для придания юридической силы выписке из протокола используется реквизит «Отметка о заверении копии», оформляемый секретарем. Если выписка из документа выдается для представления в другую организацию, она заверяется печатью организации.

К сожалению, документа, который бы исчерпывающе регламентировал порядок проведения заседаний УИКами, не существует. Тем не менее, опираясь на , примерный регламент ТИКа и российские бюрократические обычаи, можно скомпилировать нижеприведённые рекомендации. Особо выделены моменты, плохо прописанные в законе и могущие привести к нарушениям или фальсификациям. Имейте в виду, что если в законе что-то напрямую не указано, это не значит, что можно делать всё, что заблагорассудится - логику, здравый смысл, и, главное, взаимосвязь различных положений закона никто не отменял и апеллировать к ним в своих жалобах и заявлениях в суд не только можно, но и нужно.

Назначение заседания и извещение членов комиссии [ ]

Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (). При этом члены комиссии - как с ПРГ право решающего голоса (или член комиссии с правом решающего голоса) , так и с ПСГ право совещательного голоса (или член комиссии с правом совещательного голоса) - заблаговременно извещаются об их времени и месте ().

Из этих норм логически следует, что обязанность известить членов комиссии о заседании лежит на лице, которое созывает это заседание , то есть, как правило - на председателе. Таким образом, если вам не сообщили о предстоящем заседании, это означает, что председатель не выполнил свои прямые обязанности , а отговорки типа «звонили, но не дозвонились» - ни что иное, как прямое признание вины.

Заседание не обязательно проводится по адресу комиссии - ничего противозаконного нет в проведении его, например, на рабочем месте некоторых из членов. В этом случае председатель обязан обеспечить вам доступ к месту проведения заседания , в том числе снабдить необходимыми пропусками и т. п., если это нужно. Отговорки «у нас режимное предприятие, и вас не пустят» - это нарушение ваших прав и воспрепятствование вашей деятельности как члена избирательной комиссии ( и ).

Если вас не известили о каком-то заседании или не пустили на него, обязательно обжалуйте это , требуйте отмены решений, принятых на этом заседании и проведения нового.

В законе не прописано, как именно происходит созыв заседания по требованию трети от установленного числа членов комиссии. По-видимому, такой «инициативной группе» стоит провести собрание, принять на нём решение, где потребовать проведения заседания, и передать копию такого решения председателю комиссии под роспись.

Повестка дня [ ]

У заседания всегда есть повестка дня - список вопросов, которые предполагается на нём обсуждать. Закон даже упоминает, что член комиссии может требовать голосования лишь по вопросам, рассматриваемых в соответствии с повесткой (к счастью, в такого ограничения уже нет).

Повесткой дня следует заранее поинтересоваться у председателя, когда он вас извещает о предстоящем заседании. Если вы хотите включить в неё какие-то свои вопросы, сообщите об этом председателю сразу же или в самом начале заседания. Подготовьтесь к рассмотрению вопросов из повестки - освежите в памяти и возьмите с собой соответствующие законы, постановления ЦИКа, другие документы. Если считаете нужным, можете даже подготовить проект решения по какому-либо вопросу и предложить его на заседании.

Начало и ход заседания, протокол [ ]

Если председатель отсутствует на заседании, его обязанности исполняет заместитель, а если отсутствует и заместитель - комиссия принимает решение, кто из присутствующих её членов будет председательствующим на заседании. Если этим человеком оказывается секретарь комиссии - комиссия должна также решить, кто будет исполнять обязанности секретаря заседания.

Во время заседания обязательно должен вестись протокол , в котором отражается происходящее на заседании - кто присутствует, кто выступает, кто о чём говорит, какие вопросы вынесены на голосование, каковы результаты голосований, какие решения приняты и т. п.

Настаивайте, чтобы протокол вёлся именно непосредственно в течение заседания (это должен делать секретарь), а не составлялся задним числом. Также требуйте, чтобы в нём отражались всё происходящее, а не только то, что секретарь или председатель считает существенным. Впоследствии протокол станет единственным документом, с помощью которого вы сможете доказать, что именно происходило на заседании.

В начале заседания проверьте, есть ли кворум - присутствует ли больше половины членов комиссии. Если нет - заседание является неправомочным и не может проводиться (). Потребуйте, чтобы все присутствующие на заседании (и члены комиссии, и ) были перечислены в протоколе, особенно если присутствуют члены ТИКа .

Имейте в виду, что никто, даже члены вышестоящих комиссий, не вправе вмешиваться в ход заседания и влиять на принятие решений - это является уголовным преступлением (). Если члены ТИКа говорят, что всего лишь «дают советы», мягко сообщите им о том, что вы обязательно обратитесь к ним за консультацией, если вам она потребуется. Помните, что несмотря на то, что ТИК может отменить решение вашей комиссии, он не является для вас начальством, и УИК участковая избирательная комиссия полностью независима в своей работе.

Открывая заседание, председатель комиссии или председательствующий на заседании должен объявить повестку дня. Если вы хотите внести в неё свои вопросы -- это тот момент, когда это нужно сделать. После внесения всех предложений повестка дня утверждается голосованием. Поинтересуйтесь, есть ли в наличии материалы и проекты решений комиссии по вопросам, внесённым в повестку. Если есть -- потребуйте представить их всем членам комиссии для ознакомления и, если материалов много, объявить для этого перерыв.

Решения комиссии, их оформление [ ]

Решения комиссии, принимаемые на заседании, как правило, оформляются отдельными документами. Однако прямо это в законе не указано и теоретически решения могут просто упоминаться в протоколе. Это допустимо для каких-то несущественных моментов, но лучше этого не допускать и требовать оформления каждого решения отдельно.

В идеале в месте проведения заседания должен быть компьютер и принтер , при помощи которых ведётся протокол заседания и изготавливаются решения. Если принтера нет - постарайтесь настоять, чтобы все документы были распечатаны немедленно по окончании заседания и проследуйте вместе с председателем и остальными членами комиссии к месту печати. Если же вообще нет никакой техники, потребуйте, чтобы документы (как минимум решения) были оформлены в рукописном виде прямо на месте (можно под копирку - тогда у вас сразу же будет копия).

Часто на заседания председатели приносят бланки готовых решений и протоколов, полученные из ТИКа, в которые нужно только вписать нужные данные. Формально это не противоречит законам, однако не допускайте, чтобы форма диктовала содержание: помните, что документы должны отражать решения комиссии, а не наоборот. Поэтому не стесняйтесь предлагать зачёркивать ненужный текст в таких бланках и вписывать что-то дополнительно, а если нужно - составлять совершенно новый документ.

Решения комиссии подписываются только председателем и секретарём (), а кем подписывается протокол - в законе вообще не указано. Необходимость получить подписи всех присутствующих членов установлена законом только в отношении протокола об итогах голосования. Таким образом, если председатель и секретарь настроены на злостные фальсификации, им ничто не мешает «провести» на бумаге сколько угодно виртуальных заседаний с протоколами и решениями. Вероятность этого, конечно, крайне низка, так как фальсификация избирательных документов является уголовным преступлением (), однако лучше иметь это в виду. В качестве превентивной меры можно предложить комиссии принять решение о том, что впредь все её решения и протоколы должны подписываться всеми присутствующими, либо как минимум аккуратно собирать копии всех решений и протоколов, следя за их сквозной нумерацией. Также, если члены вашей комиссии неопытны, попробуйте привить им привычку подписывать все решения и протоколы как нечто само собой разумеющееся (тем более, что это так и есть). Если у вас есть возможность избраться секретарём комиссии - обязательно сделайте это.

Более того, сроки изготовления решений и протоколов в законе также не указаны, что позволяет некоторым недобросовестным председателям откладывать их оформление на потом и кормить вас завтраками в ответ на просьбы выдать копию. Старайтесь этого не допускать и настаивайте на оформлении всех документов (как минимум - решений) прямо на заседании. Вполне возможно, что копии вам не смогут выдать на месте из-за отсутствия ксерокса - в таком случае обязательно сфотографируйте все документы на телефон и договоритесь с председателем, когда и где он вам передаст заверенные копии (заверение происходит по ). Если есть основания полагать, что председатель собирается затягивать выдачу копий документов, напишите соответствующее заявление и вручите ему под роспись на копии.

). Внятно объявите об этом на заседании и проследите, чтобы соответствующая запись появилась в протоколе (в идеале также сделайте об этом отметку в самом решении). Закон не требует от вас писать особое мнение на месте, но постарайтесь сделать это как можно быстрее - за 1−2 дня и вручите его председателю комиссии под роспись на копии. (Если вы несогласны с протоколом об итогах голосования , то тут, конечно, вам придётся написать особое мнение немедленно, до того, как протокол уйдёт в ТИК территориальная избирательная комиссия .)