План подготовки к проверке рособрнадзора в школе. Учебное заведение проверяет рособрнадзор

В 2017 году сотрудниками Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан было проведено 2558 плановых и внеплановых проверок образовательных организаций Республики Татарстан, в том числе школ, детских садов, учреждений среднего профессионального и дополнительного образования, частных образовательных организаций. Федеральный Рособрнадзор заявил о том, что с этого года запущена новая риск-ориентированная модель проверки школ, а также будет осуществляться новая форма – проверка директоров школ.Что необходимо сделать руководителям учебных учреждений, что бы быть «во всеоружии»? Находите ответы в интервью с заместителем министра образования и науки РТ – руководителем данного Департамента Гульнарой Закариевной Габдрахмановой.

– В прошлом году 4 августа Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны методические рекомендации по организации и проведению уполномоченными органами проверок организаций (№ 05-375) и направлены в образовательные учреждения для использования в работе. В чем отличие новых документов от предыдущих лет?

Методические рекомендации в первую очередь предназначены для уполномоченных органов. Но они также важны как для муниципальных органов управления образованием, так и общеобразовательных организаций, так как призваны способствовать предотвращению нарушения общеобразовательными организациями требований законодательства об образовании и основательно подготовиться к проверке.

В них приводится перечень нормативных правовых документов, являющихся основой проведения проверок, дано описание проверки, содержания распоряжения (приказа) уполномоченного органа о проведении проверки, а также оформление результата проверки.

В приложении дан Перечень требований, установленных законодательством РФ, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе требования к деятельности организации, локальным нормативным актам организации, к реализации образовательных программ, к соблюдению прав и обязанностей участников образовательных отношений, к предоставлению платных образовательных услуг в организации.

Перечислено, что подлежит контролю при проведении проверок, приведен перечень мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проверки, а также перечень документов, которые организация должна представить уполномоченному органу.

Указано, что организация и проведение проверок должны быть основаны на уже имеющихся у уполномоченных органов сведениях об организации, в том числе на материалах ранее проведенных мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, обращениях граждан и организаций, информации от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должны учитываться сведения, которые находятся в государственных информационных системах, а также информация и документы , которые размещены на официальном сайте организации в сети Интернет.

Обращено внимание, что, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ,установлен запрет для должностных лиц уполномоченного органа требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Пояснено, что результаты проверки оформляются актом проверки , который составляется в двух экземплярах по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России № 141, где указываются сведения обо всех выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения.

Основной мерой воздействия в этом случае является выдача организации предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению нарушений.

В случае, если нарушение попадает по действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, то уполномоченные органы принимают меры для привлечения организации и (или) должностного лица к административной ответственности.

Вместе с тем, отмечено, что уполномоченным органам следует учитывать, что наибольшую результативность показывают проверки, до окончания которых выявленные нарушения устраняются организацией самостоятельно, без применения мер воздействия.

– Рособрнадзор заявил о том, что с этого года запущена новая риск-ориентированная модель проверки школ. К проверкам планируется привлекать компетентных экспертов-практиков, лучших учителей и директоров школ, чтобы они могли дать рекомендации по развитию того или иного образовательного учреждения. А как это будет обстоять на практике?

В республике Татарстан эта работа была начата ранее. Уже с 2015 года риск-ориентированный подход реализован при планировании проверок. В план проверок в первую очередь включаются районы, попавшие в «зону высокого риска» по результатам анализа: с низкими результатами государственной итоговой аттестации, с большой разницей между результатами ВПР и реальными результатами, школы, в которых есть подтвердившиеся обращения граждан. Районы «высокой зоны риска» проверяются по трем вопросам контроля, «средней зоны риска» — по двум вопросам. В отношении районов «низкой зоны риска» проверки могут проводиться реже.

Проверки проводятся комплексные. В том районе, который включен в проверку, проверяются все образовательные организации: и школы, и детские сады, и профессиональные образовательные организации, и учреждения дополнительного образования. В план проверок 2018 года вошли исполнительные комитеты и отделы образования муниципальных районов. Такой подход позволяет увидеть общие, системные проблемы в работе района и оказать нужную методическую помощь. К проверкам по вопросу государственного контроля качества привлекаются аттестованные эксперты из числа лучших учителей, заместителей директоров. При проверках они изучают документацию на соответствие стандартам, систему внутришкольного контроля, посещают уроки, оказывают методическую помощь педагогам.

Стало традицией департамента завершать проверки в районе в форме обучающего семинара. Для департамента важно не просто выполнить план проверок, выявить нарушения и выписать протоколы. Самое главное: мы должны выявить «болевые» точки района, вместе подумать, что и как можно изменить. Подведение итогов проверки проводится на всех уровнях: на уровне руководителей, заместителей директоров, учителей каждого предмета. Для каждой категории участников проводятся обучающие лекции, мастер-классы. Их проводят специалисты Института развития образования РТ, сотрудники департамента, эксперты. Эксперты, принявшие участие в проверках, хорошо понимают, что именно нужно педагогам конкретного района, знают, в чем проблемы, и заранее доводят эту информацию до специалистов института. В день семинара сотрудники ИРО работают в паре с экспертами, раскроют вопросы с разных сторон.

Эксперты регулярно проходят повышение квалификации. В реестре экспертов — 222 эксперта, привлекаемых к проверкам.

– Какова периодичность и частота проведения плановых и внеплановых проверок? Какие изменения по вашему направлению ждут нас в 2018 году?

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Предметом внеплановой проверки является выполнение предписаний Департамента, то есть их периодичность зависит от того, исполнено или не исполнено предписание, выданное по результатом плановой проверки.

В план проверок 2018 года вошли исполнительные комитеты и отделы образования Высокогорского, Тюлячинского, Бавлинского, Заинского, Альметьевского, Тетюшского, Актанышского Лениногорского муниципальных районов, исполнительные комитеты Бугульминского и Кукморского муниципальных районов. Такой подход позволяет увидеть общие, системные проблемы в работе района и оказать нужную методическую помощь. К проверкам по вопросу государственного контроля качества привлекаются аттестованные эксперты из числа лучших учителей, заместителей директоров. При проверках они изучают документацию на соответствие стандартам, систему внутришкольного контроля, посещают уроки, оказывают методическую помощь педагогам.

– Какой срок дается для устранения выявленных нарушений по итогам проверок? В прошлом году в ходе круглого стола в Общественной палате РФ руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что проверки должны носить комплексный характер, а результаты проверок рекомендательный характер. В действительности, как показывает практика, они носят не рекомендательный, а обязательной характер. Так ли это?

Согласно требованиям ст. 93 Федерального закона «Об образовании в РФ», в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании, образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

В случае неисполнения предписания, Департамент по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

В настоящее время Департамент осуществляет свою контрольно-надзорную деятельность с учетом рискориентированности при проведении проверок, но также и с учетом комплексного подхода к проверке образовательных организаций в каждом муниципальном образовании республики.

В связи с этим перед началом проверок образовательных организаций района департамент проводит организационное совещание с участием руководителей образовательных организаций и руководства района.

Если говорить о школах, то, как правило, мы рекомендуем директорам обратить особое внимание на нарушение порядка приема как в 1, так и в 10 классы, нарушения при проведении ЕГЭ (ОГЭ), ведение школьной документации, а также нарушения лицензионных требований. Например, несоответствие образовательного ценза педагогических работников, недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

С конкретными нарушениями в проверенных образовательных учреждениях читатель может ознакомиться на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет.

Правовые основания проведения проверки мы указываем в приказе о проведении проверки, с которым директор знакомиться до начала проверки.

В 2018 году Рособрнадзор, в соответствии с нормативными документами, планирует провести проверку директоров школ в целях оценки управленцев. Какие формальные критерии, должностные инструкции должны знать директора школ?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (далее – Справочник) установлены квалификационные характеристики должностей работников образования.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В соответствии с требованиями Справочника, руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

– Какие Вы могли бы перечислить основные нарушения, допускаемые образовательными организациями РТ?

— Нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации;

— нарушение порядка приема в образовательную организацию;

— нарушение порядка предоставления платных образовательных услуг;

грубое нарушение лицензионных требований и условий;

Нарушение или ограничение установленных прав и свобод обучающихся;

— не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.

– Каков перечень документов, которые должны подготовить образовательные организации к проверке?

— Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

— свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

— документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;

— свидетельство о государственной аккредитации с приложениями (в случае отсутствия в свидетельстве о государственной аккредитации срока окончания действия – приказ о государственной аккредитации);

— формы государственной статистической отчетности (в электронном виде);

— локальные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность;

штатное расписание, тарификация;

— личные дела сотрудников;

— документы по аттестации педагогических кадров;

— план работы на учебный год;

— образовательная(ые) программа(ы);

— учебные планы за 3 последних года;

— список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;

— протоколы педагогических советов и иных коллегиальных органов управления;

— документы по организации методической работы;

— книги приказов;

— книги учета и записи выданных аттестатов об основном общем и среднем общем образовании;

— документы по организации медицинского обслуживания и питания обучающихся;

— материалы, характеризующие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

— документы по государственной итоговой аттестации обучающихся (программа подготовки, результаты и анализ);

— документы (материалы), характеризующие функционирование внутренней системы оценки качества образования;

— планы учебно-воспитательной работы;

— календарный учебный график;

— расписание уроков, режим дня, расписание звонков;

— классные журналы за последние 3 учебных года, подтверждающие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

— рабочие программы учебных курсов и дисциплин (по всем предметам учебного плана, элективных курсов и курсов по выбору);

— документы по организации внеурочной деятельности обучающихся;

— документы по дополнительному образованию обучающихся;

— материалы по организации надомного обучения, а также по обучению в различных формах;

— договоры аренды, безвозмездного пользования, заключенными с иными юридическими лицами, включая договоры о сетевом взаимодействии;

— отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

— документы Благотворительного фонда (при наличии).

— документы, подтверждающие наличие на правах собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии на право осуществления образовательной деятельности;

— документы, подтверждающие наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

— документы, подтверждающие наличие печатных и (или) электронных образовательных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации»;

— документы, подтверждающие наличие в штате или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, в соответствии со ст. 17, с п. 2 ст. 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— документы, подтверждающие наличие безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время Рособрнадзор проводит проверки по итогам ЕГЭ и вступительных экзаменов. Поэтому учреждению надо быть готовым к возможному приходу контролеров. Тем более что сейчас данное ведомство имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Что проверяют контролеры

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) может проверить, соответствует ли образовательный процесс в учреждении нормам законодательства.

Ведомство действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300. Полномочия специалистов Рособрнадзора прописаны в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266 - 1 «Об образовании», а также в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125 - ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Сами проверки проходят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. Также контролеры руководствуются Административным регламентом по проверкам, который разработан Минобрнауки России (приказ Минобрнауки России от 22 августа 2008 г. № 243).

При проверках чиновники Рособрнадзора должны соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какие виды проверок существуют

Рособрнадзор может проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению учреждения. При камеральных проверках специалисты ведомства изучают документы учреждения на своей территории.

Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. В первом случае проверки проводятся на основании графика, но не чаще одного раза в два года. Поводом для внеплановой проверки могут послужить обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов. Также контролеры обязаны отреагировать, если к ним поступит информация о нарушениях, подтвержденная документами и другими доказательствами. Внепланово Рособрнадзор может проверить и то, как учреждение исправило нарушение, выявленное во время предыдущей проверки.

Кроме того, контрольные мероприятия бывают комплексными и тематическими. Комплексная проверка направлена на всестороннее изучение и оценку деятельности учреждений. Во время тематической проверки изучается отдельное направление деятельности.

Ход проверки

Камеральные и выездные проверки проводятся на основании приказа руководителя уполномоченного органа или его заместителя. В приказе фиксируются цель проверки, ее план, объем контрольных мероприятий, а также срок проверки. Он не может превышать один месяц. В некоторых случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (сложная проверка, большой объем проверяемой информации). К проверкам могут быть привлечены сторонние эксперты.

Что касается выездной проверки, то перед ее началом проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения и ознакомить руководство с приказом. Процедура проверки зависит от ее целей и задач

Контролеры имеют право:
- посещать проверяемую образовательную организацию;
- проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
- приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
- наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
- запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
- проводить экспертизу документов;
- при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
- проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
- выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

При этом специалисты Рособрнадзора не могут проводить проверку в случае отсутствия должностных лиц учреждений. Им запрещено требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, изымать оригиналы документов. Установленные сроки проверки не могут быть превышены.

Окончание проверки

Результаты контрольных мероприятий оформляют актом (причем в двух экземплярах). В настоящее время форма такого акта утверждена приказом Рособрнадзора от 4 июня 2008 г. № 1238.

Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации. На втором экземпляре он ставит подпись. В случае если руководитель не согласен с фактами, изложенными в акте, можно составить письменные возражения (нелишним будет подтвердить обоснованность выводов документами или их копиями).

На основании акта руководитель Рособрнадзора или его заместитель утверждает отчет о проведении проверки. Кроме того, определяются меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. При этом учреждению, допустившему нарушение, выдаются предписания, которые следует выполнить в установленный срок.

После того как учреждение исправит нарушения, в Рособрнадзор необходимо представить отчет с подтверждающими документами.

Обратите внимание: если учреждение не устранит нарушения, Рособрнадзор может приостановить либо аннулировать лицензию или свидетельство о государственной аккредитации. Кроме того, информация о нарушении законодательства и материалы проверки могут быть направлены по решению Рособрнадзора в органы государственной власти РФ или право-охранительные органы.

Какая предусмотрена ответственность

Начиная с 1 декабря 2009 года контролеры Рособрнадзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Соответствующие изменения были внесены в статью 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Протокол составляется сразу после выявления административного правонарушения либо в течение двух суток, если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела (ч. 1, 2 ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Специалисты Рособрнадзора, которым позволено составлять протокол, перечислены в приказе Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. № 2355.

Протокол подписывают представители контролирующего органа и учреждение. Если со стороны учебного заведения протокол не будет подписан, то это не помешает контролерам передать его в суд.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, которые напрямую предусматривают ответственность за нарушения законодательства об образовании. Во-первых, это статья 5.57, которая применяется, если нарушены права граждан на образование, а также права и свободы обучающихся и воспитанников учебных заведений.

Во-вторых, если в ходе проверки будут выявлены нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, то учреждение могут оштрафовать по статье 19.30.

Также Рособрнадзор может привлечь к ответственности за нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По общему правилу протокол об административном правонарушении направляется в суд в течение трех суток с момента его составления (ст. 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно запомнить

По окончании проверки Рособрнадзор составляет акт, отчет, а также принимает решение о ее результатах. Если выявлены нарушения, то в адрес учреждения направляется предписание. Получив его, учреждение должно устранить недостатки в установленный срок. В противном случае Рособрнадзор может приостановить либо аннулировать лицензию на право ведения образовательной деятельности или свидетельство о государственной аккредитации.

по ведению школьной документации

по итогам проверки Обрнадзора РБ

(продолжение)

Дополнение к п.14.Государственная (итоговая) аттестация

В решениях педсоветов, приказах школы даты о переводе обучающихся, о допуске к экзаменам, о вручении аттестатов не соответствуют срокам, указанным в приказах «О порядке окончания учебного года» МО РБ, РОО (например, в приказе МО РБ, РОО указано, что учебный год для первоклассников заканчивается 25 мая т. г., а приказом по школе они переводятся во второй класс 30 мая т. г.), т. е. эти приказы издаются или раньше, или позже.

15. Педсоветы

Несоблюдение требований, предъявляемых к организации педсоветов – невыполнение в полном объеме возложенных на педсовет функций и задач; отсутствие в протоколах педсоветов конкретных решений по обсуждаемым вопросам; несоблюдение процедуры утверждения решений педсоветов. Педсоветы должны проводиться согласно утвержденному плану школы (подраздел «Педсоветы» в учебно-воспитательном плане). В протоколах обязательно указывается решение с указанием конкретных ответственных лиц и сроков. На основании решения издается приказ. На последующих заседаниях рассматривается вопрос о выполнении решений предыдущего педсовета. Необходимо запланировать рассмотрение вопросов по обобщению передового опыта, по организации учебной и воспитательной работы , по инновации и т. д. (согласно Положению о педсовете данной школы).

16. Протоколы педсоветов, общего собрания трудового коллектива , Совета ОУ, совещаний при директоре, совещаний при завуче, профсоюзного собрания и т. д. оформляются каждый в отдельной тетради. На титульном листе указывается индекс дела согласно номенклатуре дел, наименование, указывается начало ведения книги, окончание.


В ОУ выявлено нарушение п.12 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» в части разработки и принятия устава коллективом ОУ для внесения его на утверждение – отсутствие протокола общего собрания трудового коллектива по вопросу рассмотрения и принятия устава.

17. Локальные акты

Нарушения:

Несоответствие «Положения о поощрениях, наградах и взысканиях учащихся», которое до сих пор существует в школах в неисправленном виде, пункту 6 ст.15 Закона РФ «Об образовании» - регламентация мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных законодательством в области образования в отношении несовершеннолетних обучающихся;

Несоответствие «Положения о порядке приема в профильные классы» статье 19 Закона РФ «Об образовании» в части соблюдения требования обязательности общего образования – регламентация конкурсного отбора в профильные классы;

Несоответствие содержания «Положения о специальных (коррекционных) классах с образовательной программой VII вида СОШ с.________» Типовому положению об общеобразовательном учреждении: пункту 30 – в части определения процедуры открытия специальных (коррекционных) классов; пункту 32 – в части определения нормативных сроков обучения на ступени начального общего образования ;

Наличие в школах «Положения об аттестации и аккредитации ОУ» (по действующему законодательству аттестация школы не проводится, проводится гос. аккредитация).

Локальные акты (положения, инструкции и т. д.) должны быть приняты соответствующим органом самоуправления школы (педсовет, Совет ОУ, профсоюзный комитет, …) и утверждены директором базовой школы. Положения, регламентирующие деятельность ОУ, должны соответствовать действующему законодательству.

18.Работа с филиалами

Должностная инструкция учителя, работающего в филиале, должна быть персонифицированной. Должен быть приказ о возложении обязанностей заведующего филиала на этого учителя. Локальные акты (положения, инструкции и т. д.) должны быть одинаковыми в базовой школе и в его филиале.

19. Договоры с родителями

Нарушения:

Несоответствие содержания договора с родителями (законными представителями) обучающихся пункту 6 ст.15 Закона РФ «Об образовании» - регламентация мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных законодательством в области образования в отношении несовершеннолетних;

Нарушение ст.50 Закона РФ «Об образовании» - привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия их родителей (законных представителей). После достижения 14 лет можно составить дополнительное соглашение к договору, составленному при поступлении в школу, по поводу привлечения к труду.

В договорах с родителями должны быть разделы: «Школа имеет право», «Школа обязана», «Родители имеют право», «Родители обязаны» (новую форму договора с включением этих разделов используйте для вновь принимаемых детей).

20. Повышение квалификации педработников

Нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» в части подбора, приема на работу и расстановки кадров, ответственности за уровень их квалификации – отсутствие планового подхода к организации работы по повышению уровня квалификации педагогических работников (отсутствие курсовой подготовки у некоторых педагогов), преподавание предмета учителем не по своей специальности без соответствующей курсовой подготовки.


В школе должен быть график прохождения курсов повышения квалификации учителей, согласно которому учителя через каждые 5 лет должны повышать квалификацию. Учителя, которые работают не по специальности, должны пройти курсы.

21. Расписание уроков, звонков должно быть составлено в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность перемен в некоторых школах не соответствует требованиям СанПиНа.

22. Личные дела работников и обучающихся должны храниться отдельно. В школе должна быть копия личного дела директора. Личные дела в связи с переходом в другое ОУ выдавать только родителям (законным представителям) и только по их заявлению.

23.Методическая работа

Копии заседаний ММО должны быть во всех школах, а не только в той школе, которая является опорной.

24. Годовой календарный график необходимо прошить, пронумеровать и скрепить печатью и подписью директора.

25. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя , проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля – привести в соответствие с ФЗ от 01.01.2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (утверждена новая форма).

26. Прекурсоры

Должен быть приказ о назначении ответственного лица за хранение прекурсоров, должен вестись журнал учета прихода и расхода прекурсоров.

27. Информационный стенд

Нарушение пункта 4 статьи 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в части соблюдения требований к содержанию информационного стенда для участников образовательного процесса (п.4 статьи 9: «в ОУ и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка).

28. Программа развития ОУ

Несоответствие содержания Программы развития ОУ содержанию муниципальной программы развития . Отсутствие аналитического обоснования программы, указания конкретных сроков исполнения мероприятий, ожидаемых результатов, отсутствие программы развития на последующий период (т. е. срок действия программы прошел, а новая не разработана).

29. Совет ОУ

Несоблюдение требований, предъявляемых к организации деятельности Совета учреждения – невыполнение в полном объеме возложенных на Совет учреждения функций и задач; отсутствие в протоколах Советов учреждения конкретных решений по обсуждаемым вопросам; несоблюдение процедуры утверждения решений Совета учреждения.

1. Все документы (перечень дан в приказе Обрнадзора РБ от 01.01.2001г. №21) необходимо собрать в одном кабинете. Необходимое оборудование для работы комиссии: ксерокс, компьютер, принтер.

2. При проверке обращается внимание на состояние кабинетов и помещений повышенной опасности (кабинеты физики, химии, информатики, биологии, технологии, спортзала и т. д.), выполнение программы по общеобразовательным предметам.

Главный специалист

Очередная проверка в школе. От Рособрнадзора.
По документам они должны проверять нашу школу месяц. На деле две женщины, одна из которых является простым учителем-завучем из другой школы, которой даже не платят - приехали в нашу школу, взяли наугад несколько журналов, несколько рабочих программ, а также провели у меня три внезапных контрольных по моему предмету у детей и уехали.

почему меня проверяли, я не знаю:) скорее всего один из проверяющих является географом, с которым мы мило пообщались о жизни и печали, вот её и назначили проверять знания детей по географии. Другая женщина больше по бумажкам специалист, искала косяки в классных журналах и рабочих программах учителей. Но я на 100 процентов уверен, что она сама не знала, что она проверяет. Да и чёрт возьми, какой в этом смысл проверять рабочие программы, которыми никто и никогда не пользуется, а их копипастят из интернета на отъебись для таких вот проверяющих?

Также походили по кабинетам, проверяли мат-тех оснащенность, которая у нас в школе где-то на нуле.

Ещё провели соц.опрос среди нескольких родителей, которые согласились придти и поучаствовать. Там было где-то 20 вопросов, причём были такие хитрые, мол кто в школе является инициатором сбора спонсорской материальной помощи? Я уверен, что проверяющие таким образом выясняют, а берут ли взятки или существуют ли поборы в школе. Хотя, в законе об ОБразовании точно написано, что школа имеет право привлекать спонсоров для своего материального обеспечения и по идее надо, наоборот поощрять тех пробивных работников школы, которые умеют привлекать денежные средства со стороны в школу (наш директор к сожалению вообще ни хера не может). Ещё посмешил вопрос про "а достаточно ли организован образовательный процесс в школе?". Перевожу на нормальный язык. "А не нужно ли нам ещё больше бумажек и отчётности в школе?", с этого незатейливого вопроса я и смеялся. Может быть российские чиновники и бюрократы поклоняются какому-то ктулху, который жрёт исписанную бумагу? и если ему не дать мегатонну бумаги - то он пробудится и сотрёт жизнь на Земле? и теперь чиновники придумывают, как добыть больше бумаги?

Результатов проверки я не знаю, наш директор понятное дело, чтоб свою бесхозяйственность не показывать перед рядовыми учителями, нам ничего не рассказывает.

Тем не менее проверка фигня, ни на что не влияет. Уверен как была в школе задница, такой она и останется. Никто в мой кабинет проектор, без которого я как без рук, не передаст и комплект учебников и атласов для истории и географии тоже не дадут, как и учебно-методических пособий. Проверка найдёт очередные нестыковочки в формах отчётности, попросит их устранить, может повесит какой-нибудь штраф на школу, чтоб загнать её ещё глубже в безденежную жопу и всё на этом.

Единственное что имеет смысл - это вот внезапные контрольные тестирования учеников на предмет, что они знают, чему их учат и опрос родителей на предмет берут ли с них деньги. Но проверили только один предмет и опросили лишь нескольких родителей. Ну и вот какие можно делать объективные выводы на основании такой не массовой проверки? что вот конкретный учитель молодец или не молодец и дальше? непонятно. Хотя понятно, все эти проверки только для галочки, ну и чтоб шорох навести среди ленивых школьных администраторов, чтоб они хоть что-то делали или делали вид, что делают.


На практике образовательным учреждениям приходится иметь дело со специфичным видом проверок, характерным только для данной отрасли. Речь идет о проверках, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, то есть Рособрнадзором. Отметим, что специалисты этого ведомства приказом от 4 июня 2008 г. № 1238 утвердили форму акта о результатах выездной (инспекционной) проверки, а также форму акта о результатах камеральной проверки. Подготовиться к таким проверкам поможет наш материал.

Камеральные и выездные проверки

Во время камеральных проверок изучаются документы и сведения, представленные проверяемым образовательными организациями, органами управления образования и другими лицами. Такую проверку назначает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора либо уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

А вот выездные проверки проводят по месту нахождения и ведения деятельности образовательной организации. Основанием для проведения данных проверок является решение Рособрнадзора или решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Как выездные, так и камеральные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводят в соответствии с графиком проверок Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ). Чаще чем один раз в два года одно учреждение проверять нельзя (п. 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, далее - Правила).

Причиной же для внеплановой проверки может послужить любая информация, подтверждаемая доказательствами о наличии признаков нарушений. При этом в случае необходимости проверяющие могут обратиться за содействием к любому государственному органу либо частному лицу (физическому или юридическому). Также к проверке могут привлекаться эксперты, прошедшие квалификационные испытания, которые также утверждает Рособрнадзор.

Полномочия проверяющих

Проверяющие имеют право:
- посещать проверяемую образовательную организацию. Но только в порядке, установленном законодательством РФ, и при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
- проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
- приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
- наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
- запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
- проводить экспертизу документов;
- при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
- осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
- выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Основные этапы проведения проверки

НАЧАЛО ПРОВЕРКИ

Первое, что должны сделать проверяющие, это вручить руководителю образовательной организации или уполномоченному им лицу копию приказа о проведении проверки. То есть обосновать свой приход. Ведь полномочия проверяющих подтверждаются именно приказом о проведении проверки, а также служебными удостоверениями или документами, удостоверяющими личность.

Кроме того, председатель комиссии (проверяющий):
- знакомит руководство проверяемой образовательной организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;
- выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
- запрашивает необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организует их получение.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

Во время проведения проверки руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:
- организовывать по требованию встречу членов комиссии с руководителями основных подразделений и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителями;
- предоставлять на срок проведения соответствующей проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами, организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи (в отдельных случаях требуются даже гигрометры);
- предоставлять по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы и их заверенные копии. Если документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный срок или отсутствуют вовсе, то до истечения такого срока причина должна быть мотивирована в письменном виде;
- давать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;
- обеспечивать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Если руководитель организации (уполномоченное им лицо) своими действиями мешает проведению проверки (например, отказывается предоставить какие-либо документы), проверяющие могут составить соответствующий акт.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОВЕРКИ

По завершении мероприятия председатель проверяющей комиссии:
- доводит до сведения руководителя проверяемой организации или уполномоченного им лица итоги проверки, предварительную оценку деятельности проверяемой организации, основные выводы и предложения комиссии;
- составляет акт о результатах проверки;
- производит запись о проведенной проверке в имеющемся в образовательной организации журнале учета мероприятий по контролю. Если такой журнал отсутствует, то в акте проверки делается соответствующая запись.

К составленному в двух экземплярах акту прилагаются заключения членов комиссии, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.

Руководитель организации должен быть ознакомлен с актом. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель может приложить письменные возражения (а также при возможности документы или их копии, подтверждающие обоснованность возражений).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итак, после завершения проверки в образовательную организацию направляется решение руководства Рособрнадзора (либо уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ). Оно может быть составлено в виде письма-уведомления, предписания или приказа.

Уведомление направляется в проверяемую организацию в случае, если по результатам проверки не было установлено нарушений обязательных для исполнения требований.

Если выявлены нарушения или недостатки в деятельности, то направляется предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, решение в отношении проверяемой организации может приниматься в форме приказа.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРЕДПИСАНИЙ

Если в ходе проверки выявлены нарушения, организации дают срок на их устранение.

После того как все недочеты исправлены, проверяющим направляют отчет об исполнении предписания. Данный отчет должен включать в себя:
- письмо на бланке проверяемой организации с описанием сведений об исполнении предписания;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

Представленный отчет чиновники рассматривают на предмет комплектности, правильности оформления и заполнения представленных документов. В случае допущения каких-либо нарушений по указанным критериям в адрес проверяемой организации направляется письмо с указанием перечня недостающих документов и замечаний по их оформлению и заполнению. На устранение нарушений (например, на досылку документов) устанавливаются новые сроки.

В случае невыполнения в эти сроки данных указаний предписание считается неисполненным. Однако руководитель организации имеет право подать прошение в письменной форме о продлении сроков.

При комплектности представленных документов, правильности их оформления и заполнения отчет об исполнении предписания рассматривается по существу. В том случае, если представленный отчет подтверждает факт исполнения предписания, в адрес проверяемой организации по почте направляется письмо о принятии отчета об исполнении предписания.

Если же на основании отчета чиновники не смогут установить факт исполнения предписания, то может быть проведена повторная (внеплановая) проверка образовательной организации.

ПРАВА РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Руководитель образовательной организации или уполномоченное им лицо во время проверки имеют право:
- знакомиться со своими правами и обязанностями;
- знакомиться с актом проверки, прилагать к нему письменные возражения и объяснения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений;
- обжаловать действия проверяющих их руководству.

Также следует помнить и при необходимости напоминать проверяющим, что их деятельность не должна нарушать нормальный режим работы образовательной организации (учреждения).

НАКАЗАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ

В отношении провинившейся организации могут быть приняты, в частности, следующие меры воздействия:
1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
2) аннулирование лицензии;
3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
4) лишение свидетельства о госаккредитации.