Закон о кладоискательстве и поиске с металлоискателем. Где можно копать с металлоискателем по закону? Почему нельзя ходить с металлоискателем

До конца 90-х годов прошлого века кладоискательством в России занимались лишь единицы. Поэтому в те годы никто не думал о лицензировании металлоискателей или принятии закона об их запрете. Но с появлением в России дешевых металлоискателей, число людей, занимающих приборным поиском, стало расти в геометрической прогрессии. Кладоискательство из интеллектуального увлечения для избранных переросло в массовое хобби.

Не секрет, что среди занимающихся кладоискательством есть люди, которые (зачастую по незнанию или врожденной глупости) ведут поиски с металлоискателями на памятниках археологии, на засеянных полях, на территории чужих дачных участков, тем самым нарушая существующие законы в России. Как говорится, в большой семье не без урода. Но именно с этими преступающими закон людьми стали ассоциировать современных кладоискателей. Археологи стали агрессивно относится ко всем кладоискателям без исключения. Они утверждали, что массовое увлечение поисками с металлодетектором представляет для археологического наследия страны большую опасность.

Археологи жаловались, что действующее законодательство не позволяет должным образом защищать памятники археологии от кладоискателей. Стоит отметить, что за редким исключением правоохранительные органы пытались наказать кладоискателей по статье 7.15 кодекса об административных правонарушениях России. Согласно этой статьи кладоискателям за незаконную археологическую разведку грозил небольшой штраф и конфискация металлоискателя. Но проведение кладоискателями археологической разведки было очень сложно доказать, поэтому надзорные органы очень неохотно составляли протоколы по этой статье. Были известны лишь единичные случаи привлечения за поиски с металлоискателем к ответственности по статье 7.15 КоАП РФ. В основном, это наказание за поиски с металлоискателем на территории памятников археологии или случаи, когда кладоискатели сами соглашались с обвинением в незаконной археологической разведке.

В последние годы все чаще и чаще в СМИ стали появляться статьи и заметки о так называемых «черных копателях», под которым чаще всего подразумевали не только людей, уничтожающих культурное наследие, но и обычных законопослушных кладоискателей. Археологи, опираясь на опыт ряда других стран, стали настаивать на принятии новых законов, которые бы запрещали кладоискательство и поиски с металлоискателями.

Кладоискатели на форумах активно обсуждали возможность принятия нового закона о запрете металлоискателей или их лицензировании. Но все разговоры сводились к тому, что наше законодательство инертно, что для принятия такого закона потребуются годы. Но большая часть кладоискателей понимала, что в любом массовом увлечении рано или поздно должен появиться закон, которые будет устанавливать «правила игры». Поэтому появление проекта закона о пресечении незаконной деятельности в области археологии не стало сюрпризом, но никто не ожидал столь быстрого принятия этого сурового закона.
Федеральный закон Российской Федерации N 245-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии” был принят в июле 2013 года и получил среди кладоискателей название «Закон о металлоискателях (или закон о кладоискательстве)».

Ознакомиться с текстом нового закона о кладоискательстве можно на сайте «Российской газеты ».

Так называемый «Закон о кладоискательстве» вносит ряд поправок в ранее действующее законодательство, в том числе в уголовный кодекс и в кодекс об административных правонарушениях. Теперь с учетом поправок принятых по новому закону об использовании металлоискателей кладоискателям может грозить:

  • За уничтожение или повреждение памятников истории и культуры России – штраф до 5 млн рублей, лишение свободы на срок до 5 лет.
  • За поиск и изъятия археологических предметов, проводимые без специального разрешения, которые привели повреждение или уничтожение культурного слоя – штраф до 1 млн рублей, лишение свободы на срок до 6 лет.
  • За ведение археологических разведок или раскопок без разрешения – штраф до 300 тысяч рублей с конфискацией находок и используемого для поисков оборудования.

Таким образом, так называемый закон о металлоискателях (кладоискательстве), принятый в июле 2013 года, не запрещает любое использование металлоискателей и кладоискательство, как думают многие. Также не запрещена продажа металлоискателей, их перевозка. Под запрет попадает только использование металлоискателей с целью поиска археологических предметов, а также проведение археологической разведки и раскопок.

Тем не менее, кладоискатели возмущены некоторыми размытыми формулировками в законе о кладоискательстве, которые допускают нарушение законодательства практически любым кладоискателем.

Например, в новом законе дано понятие культурного слоя, под которым понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. Учитывая, что большая часть территории России имеет следы существования человека, а наличие археологических предметов нельзя определить без проведения археологической разведки и раскопок, то фактически любой кладоискатель, который занимается, например, поисками металлолома, может повредить «культурный слой», о котором он может просто не знать. К тому же не секрет, что в ходе любых поисков с металлоискателем в виде «сопутки» могут быть случайно найдены «археологические предметы». При этом в ряде интервью с археологами и статьях в СМИ упоминается, что доказывать умысел никто не собирается, что любые поиски с металлоискателем приравниваются как минимум к археологической разведке, а если при вас будут найдены археологические предметы, тогда вы будете наказаны за повреждение культурного слоя.

Следующий термин, который не дает покоя, это «археологические предметы». Под этим термином в законе понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Именно эти предметы запрещается искать и изымать без разрешения. Определение столь неконкретно, что некоторые археологи смеют утверждать, что практически любой предмет оказавшийся на земле можно будет при желании назвать «археологическим предметом».

Таким образом, использование таких размытых формулировок делает возможным при желании практически любого кладоискателя обвинить в совершении преступления. Правда, скорее всего при этом будет отсутствовать умысел. Возможно, что в суде удастся доказать, что умысла на поиски археологических предметов и археологическую разведку не было. Но каждый ли кладоискатель готов пройти всю процедуру от задержания до суда? Лично я – нет!

Археологи согласны, что законопроект не доработан. Многие специалисты также согласны, что по этому законы могут пострадать не виновные лица, поэтому они советуют отказаться от этого хобби, чтобы не стать жертвой нового закона. Большая часть кладоискателей выбрала позицию «посидим- посмотрим». Кто-то решил временно воздержаться от поисков с металлоискателем, другие занимаются кладоискательством подальше в лесу, где нет риска быть замеченным. Хотя есть и такие кто по-прежнему продолжают поиски с металлоискателем, не обращая внимание на «закон о запрете кладоискательства».

Стоит отметить, в настоящее время в сети появилось много статей с рекомендациями «анонимных юристов», которые пишут, что поиски вне памятников археологии не запрещены и так далее. Но, читая все эти многочисленные советы, всегда помните, что, если вы попадетесь в поле с металлоискателем, то рядом с вами этих «помощников» уже не окажется. Поэтому занимайтесь поисками с металлоискателем, только в том случае, если вы уверены, что сможете доказать свою правоту.

P. S. Кстати на подходе еще один «интересный» закон, так называемый закон Левичева о лицензировании металлоискателей. Посмотрим, что ждет нас дальше.

234

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)

От 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

(действующая редакция от 23.05.2015)

Статья 227. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Статья 228. Приобретение права собственности на находку

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Статья 233. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

(часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

(часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ)

От 13.06.1996 N 63-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

Наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

Наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

Наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:

А) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

Б) лицом с использованием своего служебного положения;

В) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

Наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Статья 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения

1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

КоАП РФ, Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

P.S. Законы о кладоискательстве по состоянию на 2020 год.

Сегодня в России вступил в силу закон, который вводит ряд запретов, в частности на использование металлоискателей. За это может грозить серьезное наказание - штраф до миллиона рублей, исправительные работы или лишение свободы на срок до шести лет. Авторы документа считают, что жесткие меры остановят так называемых черных копателей. Но с этим согласны не все: археологи-любители теперь тоже могут оказаться вне закона.

Провести выходные с металлоискателем в руках для них всё равно, что посидеть у реки с удочкой. В поисках зарытых в земле кладов они готовы забрести даже туда, куда давно не ступала нога человека. Признаются - делают это не ради выгоды. Найти старинную монету или ржавый гвоздь для них, прежде всего, - это удовольствие.

Любительская археология, или так называемые ""народные копатели"", теперь могут оказаться вне закона. Вступили в силу поправки, ужесточающие наказание за разрушение археологических памятников. Приборы, издающие прерывистый и одним - ласкающий ухо, а другим - раздражающий звук, металлодетекторы, при этом не запрещаются. Но использовать их по назначению становится рискованно. Искать, например, те же древние монеты или любые предметы старины - к этой категории теперь относятся все находки, возраст которых более ста лет, будет противозаконно.

"Новые формулировки, которые появились, дают реальные инструменты для борьбы с копательством", - сказал директор Института археологии РАН Николай Макаров.

Культурный слой и археологическая ценность. Именно эти понятия, говорят специалисты, вводятся в юридический оборот пакетом новых поправок. Огородника, который выкопал на своём участке вместо картошки древнюю монету, конечно, вряд ли причислят к преступникам. А вот если поиск вёлся целенаправленно, да ещё на территории памятника археологического наследия или с повреждением культурного слоя, крупного штрафа - 600 тысяч рублей - или даже уголовной ответственности уже не избежать. Одно из нововведений закона - злостным нарушителям грозит и лишение свободы на срок до шести лет.

"Этот закон, как я понимаю, должен был бы быть направлен против черных копателей, которые разрушают археологические памятники. Как они разрушали, так и будут разрушать, потому что по большему счету в отношении них ничего не поменялось, кроме ужесточения наказаний", - говорит член правления общественной организации "Форум приборного поиска России" Алексей Елизарьев.

Хобби или криминальный бизнес. Любители металлопоиска уверены: равнять их с чёрными копателями и грабителями исторических памятников не стоит. Кроме того, не понятно пока, и кто будет лицензировать этот вид деятельности. Ведь металлоискатели, в отличие от незарегистрированного огнестрельного оружия, никакой общественной опасности не представляют. Также не ясно, как учесть" уже имеющиеся на руках у населения металлодетекторы, а их, по оценкам экспертов, уже около двух миллионов, кто и на какие средства будет это делать.

"Можно было бы ввести лицензирование, на эти деньги развивать археологию. Из потенциальных преступников сделать помощников", - сказал кладоискатель Владимир Порываев.

В свою очередь, инициаторы поправок утверждают: закон коснется только тех, кто ведет незаконные археологические раскопки.

"Любые раскопки должны проводиться на основе открытого листа, который выдается министерством культуры по заключению АН, выдается специалистом", - говорит директор Института археологии РАН Николай Макаров.

Любители поиска кладов говорят, что пока отступать не намерены. И как герои известного мультика, чем получать косые взгляды соседей и укрываться от нежданных визитов полицейских, скорее всего, предпочтут свою деятельность не афишировать.

Прошу окончательно разъяснить закон 245- где можно копать, а за что можно огрести по-полной насчет опасности фразы "следы существования человека в предыдущих эпохах", указанной в старом законе 78 о копе, вероятно, никто из любителей полей и не задумывался.

Рудольф, что Вы думаете о такой инициативе https://www.roi.ru/7368/ ?

Хотел бы услышать, верно ли я понимаю следующее:

1. Если я топал по полю за грибами в лес и древнюю вещь, например, монету, обнаружил, значит культ слой не нарушал?

2. Если я хожу копаю, но если при мне нет предметов старше 100 лет, то и культурного слоя я не нарушал?

3. Если так получилось, что я нашел любой предмет старше 100 лет, значит я напоролся на тот самый "культурный слой". Если этот предмет у меня в кармане, в машине либо явно виден рядом, то любой фактор квалифицируется по Статье 243.2?

4. "Статья 5 Внести в КОАП следующие изменения:
1) в статье 7.15:
в) дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.";"

"Статья 6 Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ следующие изменения:
1) в статье 3:
в) дополнить частью третьей следующего содержания:
"Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.";
г) дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.";

Т.е. если предмет старше 100 лет, то он в культурном слое, т.е. он является археологическим, т.е. добыт с применением "археологических раскопок или находок", что без открытого листа незаконно. Если он младше 100 лет, то земля не может называться культурным слоем и ни о каких архраскопках речи не может идти?

5. Если случайно при поиске металлолома с МД старую вещь нашел, то в целях безопасности лучше положить в лесочке поукромнее, затем вернуться сюда без МД и лопаты и после смело топать в полицию с заявлением- "нашел старый предмет, прошу найти собственника". Если будут спрашивать, сообщать, что без применения МД и лопаты? Обязан ли говорить, где нашел? ведь если ненароком по незнанию нашел на земле собственника без повреждения культурного слоя, милиция ему вернет, а он ей обратно сдать обязан? Кстати, в каких документах посмотреть, в каких случаях я обязан отдать безвозмездно, а в каких мне причитается (и сколько?).

6. И Вы пишете " если собственник скифского наконечника (скиф) не объявится, то ПО ЗАКОНУ права собственности на наконечник переходят к вам"
Но в 245 законе на стр 9 есть отметка: "8) в статье 49:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.";"
означает ли это, что принес в полицию и попрощайся с красивой монеткой, если не украдут, при большой удаче её увидишь теперь в местном музее?

7. "Статья 8 1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи". "Случай передачи"- это же не значит передать безвозмездно?

8. Насколько я понимаю, Реестр памятников неизвестно когда будет готов и следует опасаться объектов из указа президента 20.02.1995 №176 ? Но ведь существуют памятники и поля, которых в этом списке нет. Например. поскольку я интересуюсь историей, я прочел книги "Дворянские усадьбы Ленинградской области" и "Археологическая карта Ленинградской области". Где искать официальные списки памятников местного значения, чтобы и на другие исторические места случайно не проникнуть и не огрести по-полной?

9. Правильно ли возить с собой распечатанный закон 245 и коап 7.15 или менту в поле доказывать на словах, не показывая бумажную подготовленность, а бумажки только в суде могут пригодиться?

10. Втречались ли лично Вы с полицией в полях и были ли у Вас при этом одновременно лопата, мд и старая вещь? Если да, то как проходило ваше общение?

Всем здарова, камрады, давным-давно не писал сюда, ибо в последнее время все некогда, да и новости у нас, в России, сами знаете какие. Копать типа запретили, президент Путин подписал закон о кладоискательстве. Вроде все стало ясно - копать нельзя или можно? Где только я не пытался узнать, что ждет копателя, будут ли нас ловить в полях и лесах. Даже на таком известном форуме, как ревьюдетектор, нет полезной структурированной информации, чего уж говорить о более мелких ресурсах.

Становится ясно, что полиции дадут очень простую для них установку - ловить всех и не важно, копаешь ли ты на поле или на памятнике архитектуры. Если тебя "подсекут" с металлоискателем, то вопросы будут однозначно и, скорее всего, не только вопросы. Копаря просто повяжут, конфискуют прибор и потом разбирайтесь, как хотите. Так уже было у нас, в Кирове, когда даже закон еще не приняли. Шел себе копатель по лесной тропинке, вдруг откуда не возьмись нарисовались наши доблестные служители порядка с археологами и повязали парнишку. Он был один, у него был металлоискатель и несколько монет-потеряшек, убитых временем. Так ведь впаяли ему злостное нарушение, а полушки так и вообще, приравняли к археологической редкости. Как было на Руси дуролобство(даже не знаю, есть ли слово такое), так и осталось.

Однако, если следовать букве закона, копать право мы имеем и это факт. В первую очередь можно копать на полях, которые пашутся тракторами. Никакого нарушения культурного слоя тут нет, ибо трактора итак его нарушили до нас. Если он вообще тут был. Понятие культурные слой - еще одна мифическая штука, которую можно трактовать по разному. Однако по закону это - если тут жили человеки более 100 лет назад. То есть если вы решили покопать в старинной деревеньке 1800 года основания, то культурный слой вы нарушаете и по закону вы ответите за это 🙂 Поэтому все копатели как один советуют забираться в самую глушь, где вообще никого нет и отдыхать там вволю. В следующем году планируем делать такие дальние забросы с камрадами на несколько дней.

Далее - можно копать на пляжах, так что пляжникам можно расслабится. культурный слой на общественном пляже вряд ли сможет найти любой археолог. Конечно, наша полиция, краем уха слышав про закон против металлоискателей, может докопаться и до пляжников, однако можете смело посылать их "в офис", вы ничего не нарушаете, просто потеряли сое кольцо/цепочку и пытаетесь тут его найти))

Если же полицейский произвол не обошел вас стороной и вас "повязали", то нужно знать несколько полезных правил, что говорить, что полиция может делать, а что нет. Не помню, где я читал эти советы, но они реально полезные. Итак, если вас задержали, для этого должно быть основание - либо вы копаете на месте культурно-археологического наследия, либо вы нашли какую-либо культурную ценность. И то и другое понятие может трактоваться служителями закона по разному))

Для вашего досмотра полиция обязана оформить протокол досмотра и найти 2 понятых. Вот тут начинается самое интересное - сами полицейские понятыми быть не могут, археологи, которые наверняка тоже будут в "банде", также не могут стать понятыми, ибо они лица заинтересованные. Так что, если вас поймали в глуши, где никого нет, то и досмотреть вас не смогут)) А значит и предьявить что-либо тоже не смогут. По идее. На деле же все может оказаться совсем по-другому. Так что знайте свои права и пользуйтесь ими. Можете даже снимать все происходящее на камеру, думаю это будет вообще супер)) Потом даже за произвол можно в суд на них подать, когда они нарушат ваши права. Хотя, конечно, в такой замес с властями лучше вступать не одному, поэтому и на коп мы ездим по 2-3 человека.

Так что копать можно, но нужно помнить, что полицейские крайне туманно представляют свои обязанности и не знают толком, как формулировать закон. А потому они будут вас досматривать, конфисковывать ваш металлоискатель и творить другой беспредел. И чтобы такого не произошло, если уж вас повязали и "кидают предъявы", то знайте свои права и грамотно их излагайте. Помните - если вы идете где-либо с металлоискателем, просто идете, вас не имеют права досматривать и вообще, останавливать. Если такое произошло, говорите, что они нарушают ваши права, что вы раскопок не ведете, а просто движетесь куда-либо(да хоть бы типа вас попросили найти в деревеньке потерянное кольцо). Пока еще металлоискатели разрешены, только пользоваться ими можно не везде. Если и дальше наседают - требуйте протокол досмотра и двоих понятых(не из банды, которая вас прессует).

Законы у нас в России работают сами знаете как, так что даже если вы ни в чем не виноваты, вас могут "принять" и оформить как злостного "копателя могил". Именно это и добиваются археолги, когда по телеку можно видеть очередной сюжет про "черных копателей, к которым нас с вами приравняли. От этого становится обидно "за державу", ведь та история, которую мы с вами поднимаем, делаем находки монет и других вещей, наше правительство предпочитает, чтобы все эти вещи сгнили в земле, но не достались народу. Интересных лотов монет на аукционах станет меньше и от этого потеряют уже коллекционеры и известные "каталогизаторы", которые ищут и пока еще находят редкие разновидности монет, которые могут пролить свет истории на те или иные моменты жизни наших предков. Думаю, все понимают(и археологи тоже), что мы-копатели, привносили приличный вклад в расширение исторических знаний. Благодаря многим нашим находкам историки могут представить развитие тех или иных событий.

А теперь все, конец. Думаете, археологи прольют свет на историю наших предков? Лишь малая часть из них действительно занимается своим делом, а большая часть - выдают лишь патенты на строительство объектов на месте, где нельзя строить. И таких примеров - тьма. Хотите тут строиться? А ну-ка, проплатите нам, чтобы мы провели разведку и выяснили, а не является ли это место археологическим памятником, не скрывает ли оно артефакты. Сумма проплачена, стройка разрешена и пох, что тут на самом деле древнее кладбище или какой другой археологический объект. Кто будет это проверять? Никто.

Обидно, что принят такой закон, когда никто особо не разбирался, что запрещают хобби 2 миллионов граждан РФ. Что хочет власть, чтобы мы пили? Спивались и превращались в бесхребетных свиней? Отдых на свежем воздухе с металлоискателем прекрасен. Кому мы помешали? Тем не менее, по закону копать можно, если вы не нарушаете культурный слой и в ваших находках нет предметов археологического наследия. Так что копаем, такие найденные предметы выкидываем назад, а себе забираем лишь убитые временем монетки 🙂

Огромная просьба отписаться, если вас ловила полиция, если вы знаете какие-то примеры произвола и тп. Нужно собрать информацию, как следует вести себя и где можно копать, где нельзя. Премного благодарен, если откомментите.