«Ярмарка тщеславия. Ярмарка тщеславия - английский и русский параллельные тексты Ребекка шарп ярмарка тщеславия

Традиции плутовского и романтического романа в «Ярмарке тщеславия».

Контрапункт - это пункт на пункте, когда в романе перемежаются сюжетные линии. В романе Теккерея пересекаются сюжетные линии двух героинь, представительниц двух разных сословий, социальных сред, если можно так выразиться, Эмилии Седли и Ребекки Шарп. Начинать сравнивать Ребекку и Эмилию лучше с самого начала.

Обе девушки состояли в пансионе мисс Пинкертон. Правда, Ребекка еще и работала там, учила детишек французскому языку, но все-таки их с Эмилией можно было считать равными в тот момент, когда они покинули свой детский (отроческий) «приют». Мисс Эмилию Седли рекомендуют её родителям "в качестве молодой особы, вполне достойной занять подобающее положение в их избранном и изысканном кругу. Все добродетели, отличающие благородную английскую барышню, все совершенства, подобающие её происхождению и положению, присущи милой мисс Седли".

Ребекка Шарп же обладала печальной особенностью бедняков - преждевременной зрелостью. И, конечно же, её жизнь бедной воспитанницы, взятой из милости, оставшейся одной на этом свете, мало походила на мечты богатой Эмилии, имеющей надёжный тыл; а взаимоотношения Ребекки с мисс Пинкертон показали, что в этом озлобленном сердце есть место только двум чувствам - гордости и честолюбию.

Итак, одну пансионерку ждали нежные, любящие, что немаловажно, обеспеченные родители, другую - приглашение погостить у милой Эмилии недельку, прежде чем отправиться в чужую семью гувернанткой. Поэтому нет ничего удивительного, что Бекки решила выйти замуж за этого "тучного щеголя", брата Эмилии.


Жизнь развела "дорогих подруг": одна осталась дома, у фортепиано, с женихом и двумя новыми индийскими платками, другая поехала, так и хочется написать "на ловлю счастья и чинов", на ловлю богатого мужа или покровителя, богатства и независимости, с подаренной поношенной индийской шалью.

Ребекка Шарп - сознательная актриса. Её появление очень часто сопровождает театральная метафора, образ театра. Её встреча с Эмилией после долгой разлуки, во время которой Бекки оттачивала свои мастерство и коготки, произошла в театре, где "ни одна танцовщица не проявила столь совершенного искусства пантомимы и не могла сравняться с ней ужимками". А высший взлёт Ребекки в её светской карьере - роль в шараде, исполненная с блеском, как прощальный выход актрисы на большую сцену, после чего ей предстоит играть на более скромных провинциальных подмостках.

Итак, крушение, которое для человека более мелкого или более слабого (например, Эмилии) означало бы полный крах, конец, для Бекки же - лишь смена роли. Причём роли, которая уже успела надоесть. Ведь во время своих светских успехов Бекки признаётся лорду Стайну, что ей скучно и что гораздо веселее "было бы надеть усыпанный блёстками костюм и танцевать на ярмарке перед балаганом!" И в этой сомнительной компании, которая её окружает в "Неприкаянной главе", ей действительно веселее: может быть, здесь она наконец-то нашла себя, наконец-то счастлива.

Бекки - самая сильная личность романа, и только перед одним проявлением человеческих чувств она пасует - перед человечностью. Ей, эгоистке, просто не понятен поступок леди Джейн, вначале выкупившей Родона у кредиторов, а потом взявшей его и его сына под своё покровительство. Ей не понять и Родона, сбросившего маски офицера-гуляки и мужа-рогоносца, и приобретшего лицо в своей заботливой любви к сыну, в своём обманутом доверии он возвысился над Бекки, которая ещё не раз вспомнит и пожалеет "об его честной, глупой, постоянной любви и верности".

Неблаговидно выглядит Бекки в сцене прощания с Родоном перед его уходом на войну. Этот глупец проявил столько чувствительности и заботы о её будущем, даже оставил ей свой новый мундир, и отправлялся в поход он "чуть ли не с молитвой за женщину, которую он покидал".

Об Эмилии, как мне кажется, нельзя говорить в таких сильных и взволнованных тонах. У неё какая-то такая «кисельная» жизнь, и она вечно плачет, вечно жалуется, вечно виснет на локте своего мужа, который уже не знает, как бы ему вздохнуть посвободнее.

Теккерей верил, что "Эмилия ещё покажет себя", ибо "спасётся любовью". Некоторые страницы об Эмилии, особенно о её любви к сыну, написаны в слезливом диккеновском ключе. Но так уж, наверное, устроена Ярмарка Тщеславия, что на ней доброта, любовь, верность не только теряют свою ценность, но что-то утрачивают и в себе, становясь спутницами неловкости, слабости, недалёкости. И тщеславного, суетного себялюбия: кем, в конце концов, оказалась Эмилия, "как не беспечной маленькой тиранкой"? Клочок бумаги был способен загасить пламенную, "верную" любовь к... своей мечте, и это Бекки помогла обрести Эмилии её глупое, "гусынное" счастье.

А Бекки? С детства цинична, беззастенчива. Теккерей по ходу романа настойчиво подчеркивает, что она не хуже и не лучше других, и что неблагоприятные обстоятельства сделали ее такой, какая она есть. Ее образ лишен мягкости. Она показана неспособной к большой любви, даже к любви собственного сына. Она любит только себя. Ее жизненный путь – гипербола и символ: образ Ребекки помогает понять весь замысел романа. Тщеславная, она ищет славы не теми путями, и в конце приходит к пороку и несчастию.

Англия, начало XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами - состоянием, титулами, чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит денно и нощно…

Две юных девицы покидают пансион мисс Пинкертон. Эмилия Седли, дочь состоятельного эсквайра, являет собой образец чисто английской, несколько пресной миловидности и добродетели. Она «обладает добрым, нежным и великодушным сердцем», и, по правде говоря, не блещет умом. Иное дело Ребекка Шарп. Дочь беспутного художника и балетной танцовщицы, француженки, «мала ростом, хрупка и бледна», но один взгляд её зеленых глаз уже способен сразить наповал любого мужчину. Бекки, выросшая в веселой бедности, умна, остра на язык, видит людей насквозь и полна решимости любой ценой завоевать место под солнцем, даже путем лицемерия и обмана. Что ж делать, ведь у бедняжки нет ни любящих родителей, ни состояния, ни титула - всего того, что питает добродетель более счастливых сверстниц.

Эмилия, искренне привязанная к Бекки, приглашает её погостить, и та пользуется гостепри­имством наилучшим образом. Маленькая плутовка умеет понравиться всем, но главное, она с величайшим успехом пробует свои чары на Джозефе Седли, брате Эмилии. Лесть, притворство, и этот «лентяй, брюзга и бонвиван» готов к последнему решительному шагу. К несчастью, в дело вмешивается случай и мистер Джордж Осборн, жених Эмилии, в результате чего надежды юной интриганки рушатся, а Джозеф спасается бегством. В жизни мисс Шарп открывается новая страница: она приступает к обязанностям гувернантки в Королевском Кроули, наследственном поместье сэра Питта Кроули, «неимоверно вульгарного и неимоверно грязного старика», пьяницы, скареды и сутяги. Изобрета­тельность, умение притворяться и лицемерить помогают Бекки завоевать расположение всех обитателей поместья, начиная с её воспитанниц и кончая мистером Питтом Кроули, старшим сыном баронета, истинным «благовос­питанным джентльменом», которого побаивается даже буйный папаша. Что касается последнего, то Бекки находит «множество способов быть ему полезной». Не проходит и года, как она становится совершенно незаменимой, чуть ли не хозяйкой в доме.

Королевское Кроули осчастливливает ежегодным визитом незамужняя сводная сестра сэра Питта, на банковском счету которой значится изрядная сумма. Эта старая дама «знается с атеистами и французами», любит весело пожить и безбожно тиранит компаньонку, прислугу, а заодно и многочисленных родственников, надеющихся получить наследство. Она терпеть не может ни сэра Питта, ни его старшего сына, зато обожает младшего - Родона Кроули - недалекого офицера гвардии, шалопая, игрока и дуэлянта. Мисс Кроули находит Ребекку настолько очарова­тельной и остроумной, что, заболев, увозит её в свой лондонский дом, где и завершается роман между нищей гувернанткой и младшим сыном баронета. Завершается тайным браком, ибо, несмотря на пристрастие тетушки к Свободе и Равенству, она может сильно рассердиться. Все открывается после смерти жены сэра Питта, когда он, не слишком опечаленный этой безвременной кончиной, пытается вернуть Ребекку в Королевское Кроули. Сэр Питт падает на колени, предлагая ей стать леди Кроули, и в этот миг бестрепетная Бекки в первый раз в жизни теряет присутствие духа и разражается «самыми неподдельными слезами». Зачем она поторопилась? Какой шанс упущен!

Молодую чету проклинают все. Как ни старается Родон, руководимый умненькой Ребеккой, вернуть расположение тетушки, ему это не удается. Поборница демократии и любительница романтических браков до конца своих дней так и не простит племяннику мезальянса. О сэре Питте и говорить нечего: старик буквально «теряет разум от ненависти и несбывшихся желаний», все больше опускается, и только его смерть спасает родовое гнездо от окончательного опустошения и надруга­тельства. Супругам приходится рассчитывать только на скромное жалованье капитана гвардии. Однако неунывающая Бекки в совершенстве владеет искусством, которое ещё не раз пригодится ей в жизни, искусством жить более или менее припеваючи, не имея ни гроша наличных денег. Она не теряет надежды занять более блестящее место в обществе и согласна потерпеть, а Родон, страстно и слепо влюбленный в жену, превращается в счастливого и покорного супруга.

Тем временем над головой Эмилии сгущаются тучи, и виною тому, как это ни удивительно, оказывается Наполеон, или Бони, как его именуют англичане. Бегство Бонапарта с Эльбы и высадка его армии в Каннах изменяют положение дел на бирже и влекут за собой полное разорение Джона Седли, отца Эмилии. И кто же оказывается «самым несговорчивым и упрямым из кредиторов»? Его друг и сосед Джон Осборн, которому он помог выйти в люди. Имущество Седли идет с молотка, семья переселяется в убогую наемную квартирку, но не из-за этого страдает Эмилия. Беда в том, что эта простодушная девушка любит жениха не так, как положено любить на Ярмарке Тщеславия, а всем сердцем и на всю жизнь. Она искренне считает пустого, самовлюб­ленного и фатоватого Джорджа Осборна самым красивым и умным мужчиной на свете. В отличие от Ребекки, все поступки которой диктуются «корыстью, эгоизмом и нуждой», Эмилия живет только любовью. А Джордж… Джордж милостиво позволяет себя любить, не отказываясь от чисто холостяцких увеселений и не балуя невесту особым вниманием.

После краха Джона Седли отец запрещает Джорджу жениться на Эмилии. Более того, её собственный отец тоже слышать не хочет о браке с «сыном негодяя». Бедняжка Эмилия в отчаянии. Но тут в дело вмешивается капитан Доббин, верный друг Джорджа, честный и великодушный человек, который уже давно горячо любит Эмилию, не решаясь в том признаться даже самому себе. Он уговаривает Джорджа, не чуждого благородных порывов, жениться на Эмилии вопреки воле отца. Не стоит и говорить о том, что отец отказывается от Джорджа и лишает его наследства.

Обе опальные четы встречаются в Брюсселе, куда выступает полк Джорджа и Доббина и прибывает генерал гвардии Тафто с адъютантом Родоном Кроули. Полк с восторгом принимает Эмилию, но её подруга вращается в куда более блестящем обществе. Где бы ни появилась Ребекка, она всегда окружена толпой знатных поклонников. В их число попадает и Джордж Осборн. Кокетство Бекки и собственное тщеславие заводят его настолько далеко, что на балу он передает ей букет с письмом, в котором умоляет бежать с ним. (Разумеется, та никогда и не собиралась совершать ничего подобного. Она-то знает цену Джорджу.) Но в тот же день войска Наполеона переходят Самбру, и Джордж, полный невыска­занного раскаяния, прощается с женой. Прощается, чтобы через несколько дней погибнуть в битве при Ватерлоо.

А Бекки и Родон после Ватерлоо проводят три года в Париже. Ребекка пользуется бешеным успехом, она допущена в самое высшее общество, французы не столь разборчивы, как англичане. Впрочем, она не собирается оставаться во Франции на всю жизнь. Все семейство (в Париже у Бекки и Родона рождается сын) возвращается в Лондон, где чета Кроули живет, как всегда, в кредит, раздавая обещания всем и не платя никому. Тетушка Родона наконец отходит в мир иной, оставив почти все состояние старшему племяннику, женатому на дочери лорда Саутдауна леди Джейн, честной и достойной женщине. Вскоре умирает и сэр Питт, а новый баронет, испытывая чувство вины перед братом (как-никак тетушкины деньги достались бы ему, если бы не женитьба на гувернантке), считает своим долгом объединить семью. И вот Ребекка снова появляется в Королевском Кроули и снова умудряется очаровать всех. Чего ей только не приходится для этого делать! Даже изображать любовь к сыну, к которому она на самом деле не питает ни малейшей привязанности.

Тонкая лесть Ребекки так пленяет новоиспе­ченного баронета, что он едва ли не каждый день бывает у нее в доме. Столь же часто там бывает и всемогущий лорд Стайн, вельможный покровитель Бекки, старый циник, с помощью которого бывшая гувернантка «карабкается и проталкивается вперед». Какими способами она этого добивается, никто не может сказать ничего определенного, но лорд Стайн дарит ей бриллианты и предоставляет в её распоряжение свои погреба. Наконец происходит событие, которое ставит Бекки в один ряд с респекта­бельными дамами, её представляют ко двору. Она входит в самые высокие круги лондонского света и убеждается в том, что сильные мира сего ничем не отличаются от «Смитов и Джонсов». Когда первый восторг проходит, Бекки становится скучно. А её муж с каждым днем чувствует себя все более одиноким среди «интриг, аристокра­тических собраний и блестящих персонажей» и все больше привязывается к сыну.

Блистательное шествие Бекки по Ярмарке Тщеславия кончается катастрофой. Родон уличает её если не в измене, то в предательстве, пытается вызвать на дуэль лорда Стайна и в конце концов покидает Англию, чтобы занять пост губернатора острова Ковентри (выхлопотанный для него все тем же лордом Стайном). Ребекка исчезает, а Родон Кроули-младший остается на попечении дяди и его жены, которая заменяет ему мать. А что же Эмилия? Смерть мужа едва не стоила ей жизни, её спасло только рождение сына, которого она боготворит, как боготворила мужа. Долгое время она живет с родителями, стойко переносит бедность и лишения и находит отраду в маленьком Джорджи. Но старый Джон Осборн, пораженный сходством внука с покойным сыном, предлагает забрать мальчика и воспитать его как джентльмена. Бедная Эмилия расстается с сыном ради его блага и после смерти матери находит утешение в том, чтобы скрашивать последние дни старика отца. Но как раз в то время, когда Ребекка терпит сокруши­тельный крах, фортуна поворачивается лицом к Эмилии. Из Индии возвращается майор Доббин вместе с её братом Джозефом, который клянется, что отныне его родные не будут знать нужды. Как замирает преданное сердце майора, когда он подходит к дому, где живет миссис Осборн, какое счастье охватывает его, когда он узнает, что она не вышла замуж. Правда, и ему надеяться особенно не на что. Эмилия по-прежнему словно не замечает бескорыстной, преданной любви Доббина, по-прежнему не видит его выдающихся достоинств. Она остается верна памяти мужа, со всем жестоко­сердием добродетели предоставляя Доббину «смотреть и томиться». Вскоре умирает Джон Седли, а вслед за ним и Джон Осборн. Он оставляет маленькому Джорджи половину состояния и восстанавливает вдову своего «возлюбленного сына» в опекунских правах. Эмилия узнает, что и этим она обязана Доббину, узнает, что он и был неизвестным благодетелем, поддерживавшим её в годы нужды. Но «за эту несравненную преданность она может заплатить только благодарностью»…

На берегах Рейна, в маленьком герцогстве снова происходит встреча двух «подруг». Эмилия совершает заграничное путешествие с сыном, братом и Доббином, а Ребекка уже давно порхает по Европе, проматывая в карточной игре и сомнительного свойства приключениях содержание, назначенное ей мужем, и везде соотече­ственники из приличного общества шарахаются от нее как от зачумленной. Но вот она видит Джозефа Седли, и в её душе просыпается надежда. Бедная оклеветанная страдалица, у которой отняли честное имя и любимое дитя, как и в прежние времена без труда обводит вокруг пальца тучного щеголя и Эмилию, которые, как видно, ничуть не поумнели и ничему не научились. Доббин, всегда питавший отвращение к Бекки, ссорится из-за нее с Эмилией и первый раз в жизни упрекает её в том, что она не ценит «привязанности, которую с гордостью разделила бы более возвышенная душа». Он решает расстаться с Эмилией навеки. И тут Бекки, исполнившись восхищения Доббином и «презрительной жалости» к Эмилии, совершает единственный в жизни бескорыстный поступок. Она показывает Эмилии письмо Джорджа, доказывающее его неверность. Идол повержен. Эмилия свободна и может ответить на чувство Доббина. История подходит к концу. Доббин соединяется с Эмилией, они ведут тихую жизнь в уютном собственном доме и дружат с обитателями Королевского Кроули. Джозеф до конца своих дней влачит жалкую жизнь раба Ребекки. Он умирает при «невыясненных обстоятельствах». Умирает от желтой лихорадки и Родон Кроули-старший. Его сын после смерти дяди наследует титул и поместье. Он не желает видеть мать, но назначает ей щедрое содержание, хотя она и без того достаточно обеспечена. У Ребекки немало друзей, считающих её несправедливо обиженной. Она живет на широкую ногу и усердно занимается благотво­ри­тельностью. Вот и все. Счастлива ли Ребекка? Счастливы ли Эмилия и Доббин? А кто из нас счастлив в этом мире?

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863)
Уильям родился в Калькутте, где отец его в то время был чиновником на британской административной службе. Отец Теккерея вскоре умер, и заботы по воспитанию мальчика взял на себя майор Кармайкл-Смит, ставший его отчимом. Когда Уильяму исполнилось шесть лет, его послали на родину для получения образования, «какое приличествовало джентльмену». Он учился в Чартерхаусе и Кембридже, но из Кембриджа Теккерей почти убежал, проучившись в университете всего один год. Летом 1832 года Теккерей уехал в Германию, которая в то время славилась постановкой филологической науки.

Получил ли Теккерей то, что он искал в университетах Веймара и других немецких городов, сомнительно. Однако он познакомился там с Гете и другими писателями. В год совершеннолетия его ждало получение наследства, оставленного отцом, его влекло искусство. Талант к рисунку, проявившийся у Теккерея очень рано, заставил его мечтать о парижских школах живописи. Но обстоятельства сложились совсем по-другому: «судьба» не благоприятствовала Теккерею с самого начала его жизненного пути. Разоряется банк, распоряжавшийся средствами, оставшимися после отца. Необходимость срочного выбора профессии определяет возвращение на родину и решение заняться правом, которое его не привлекает. Приходится немедленно думать о заработке. С планами учиться рисунку и поселиться в Париже приходится расстаться. Занятия правом, впрочем, оказались кратковременными. Выручает отчим, открывший в эту пору радикальную газету «Знамя нации» . Молодой Теккерей, став в ней иностранным корреспондентом, горячо берется за работу, которая его живо интересует. Так начинается первый этап самостоятельной деятельности будущего великого писателя. «Знамя нации» просуществовало недолго, но Теккерей продолжал выступать иностранным корреспондентом в новой газете отчима «Конституционалист» (1836-1837). в 1837 году он начал печататься в «Журнале Фрэзера» .

В 1836 году Теккерей женился на Изабелле Шоу, которую встретил в Париже. Через четыре года, когда он с женой и двумя малолетними дочерьми плыл на пароходе в Ирландию, Изабелла внезапно попыталась покончить жизнь самоубийством. Вся дальнейшая жизнь впавшей в безумие молодой женщины прошла в лечебницах для душевнобольных. Хотя Изабелла умерла только в 1892 году, пережив, таким образом, писателя на тридцать лет, для Теккерея брак с нею был лишь тяжелой фикцией, на которую его обрекло законодательство того времени. Потеряв жену и друга, встав перед задачей воспитать двух дочерей, далеко материально не обеспеченный, Теккерей остро ощущал свое одиночество. До самого конца 40-х годов он был вынужден сам предлагать свои услуги издателям и печататься практически на любых условиях. Крупнейшим из ранних произведений Теккерея был роман «Барри Линдон» . С конца 30-х годов начинают выходить его первые зарисовки нравов английского общества. Это «Записки Желтоплюша» ,«Дневник Кокса» , «В благородном семействе» , «Знаменитый бриллиант Хоггарти» , наконец,«Английские снобы» .

В 1847-1848 годах Теккерей публикует свой самый знаменитый роман «Ярмарка тщеславия» . Заглавие книги и тот символический образ, к которому Теккерей неоднократно обращается в тексте романа, заимствован из широко популярного в Англии произведенияДжона Бэньяна «Путь паломника» (1678) . На «ярмарке (или базаре) житейской суеты», которую рисовал Бэньян, продается решительно все: «любые товары... жены, мужья, дети... все, что угодно». После «Ярмарки тщеславия» Теккерей написал романы«Пенденнис» (1849), «Ребекка и Ровена» (1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1855), «Виргинцы» (1857-1859).

Ярмарка тщеславия.

Теккерей сам называл этот роман «романом без героя». В нем рассказываются две параллельные хроники: жизнь Ребекки Шарп и жизнь Эмилии Седли, двух воспитанниц пансиона мисс Пинкертон. За обучение Эмили платил ее богатый отец, делец из Сити, Ребекка Шарп, дочь бедного художника и французской танцовщицы, пребывала у мисс Пинкертон в обмен на обучение воспитанниц французскому языку. С выходом Эмилии и Ребекки из пансиона и начинается их жизнь на ярмарке тщеславия. Жизненный путь Эмили уже расписан - у нее есть любящие родители, и они уже нашли ей жениха, Джорджа Осборна, отец которого - тоже богатый делец из Сити. Эмилия кротка до нелепости, совершенно беззлобна и безобидна, сентиментальна долготерпелива.

Сирота Ребекка должна отправиться работать гувернанткой к баронету сэру Питту Кроули. Жизни двух девушек описываются параллельно, но Ребекке уделяется гораздо больше места, чем Эмилии. В романе без героя Бекки оказывается антигероиней. Вокруг нее развиваются события. Она активна, предприимчива, лицемерна, бесстыдна и жестока. Она пытается окрутить брата Эмилии Джозефа, но ее попытка проваливается. Бекки отправляется к сэру Кроули и вскоре выходит замуж за его младшего сына, Родона. Родон Кроули без памяти влюблен в свою жену, она же воспринимает его как путь к богатству его родных. Но его отец, который сам хотел жениться на Бекки, возненавидел обоих, а тетка, ранее боготворившая Родона, возмутилась и так и не простила его до конца своей жизни.

В это время отец Эмилии разорился, и старый Осборн запретил сыну жениться на Эмилии. У Эмилии был и другой поклонник, друг Джорджа Осборна, Уильям Доббин, боготворивший Эмилию совершенно бескорыстно и желавший только ее счастья. Он уговаривает Джорджа жениться на Эмилии, которая, в свою очередь, боготворит Джорджа. Старый Осборн отказывается от сына. Супруги уезжают в Брюссель - предстоит новая битва с Наполеоном, который вырвался с Эльбы. В Брюсселе Осборны встречаются с супругами Кроули, и Осборн откровенно флиртует с Бекки.

Впрочем, в битве при Ватерлоо Джордж погибает. Эмилия в скором времени возвращается в Англию, а Бекки с мужем и ребенком путешествуют по континенту. Жизнь Эмилии и ее сына Джорджи протекает в бедности, до тех пор, пока старый Осборн не смягчается и не забирает к себе внука. Бекки же с мужем живут в долг и разоряют всех, кто имеет несчастье им поверить. Бекки становится содержанкой маркиза Стайна, и на короткое время торжествует в светском обществе, но ее муж, наконец, узнает, что она из себя представляет, и светской карьере Бекки приходит конец. Наконец, судьба снова сводит Эмилию с Бекки. Из-за Бекки Эмилия ссорится со своим другом Доббином, и тогда Бекки совершает единственный добрый поступок в своей жизни - она решает способствовать счастью Эмилии и Доббина, но может это сделать, только показав Эмилии письмо ее мужа более чем десятилетней давности, где Джордж умоляет Бекки бежать с ним.

И здесь Бекки, которая совершенно лишена всякой сентиментальности, впервые снисходит к сентиментальности Эмилии: «Сказать по правде, она плакала не так долго, как ожидала Бекки, которая утешала ее и целовала, - редкий знак симпатии со стороны миссис Бекки. Она обращалась с Эмми, словно с ребенком, даже гладила ее по головке». В конце романа Эмилия обретает несколько потускневшее счастье с Доббином, а Ребекка продолжает жить как прежде, притязая на положение в свете, но так и добившись его.

«Ярмарка тщеславия» - противоречивый роман. С одной стороны, кажется, что, как любили писать отечественные критики времен развитого социализма, это роман без героя, потому что «в современном мире есть только один герой - деньги», и роман посвящен социальным разоблачениям, которым Теккерей не был чужд. И действительно, сатирическое изображение английской знати дает основания к такому прочтению. Все зло, словно бы говорит рассказчик Теккерея, происходит от погони за деньгами, титулами, положением в свете. Человека определяет его среда.

Именно она вынуждает людей жертвовать друг другом ради выгоды. И сама Бекки Шарп словно бы разделяет эту точку зрения. «Не велика хитрость быть женой помещика, - думала Ребекка. - Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов в год. И я могла бы возиться в детской и считать абрикосы на шпалерах» . Да и рассказчик Теккерея не очень-то ее обвиняет. Но наличие денег столь же мало определяет нравственные качества, как и их отсутствие. Богатый маркиз Стайн нравственно отвратителен, несмотря на все свое богатство. Леди Джейн Кроули мила и приятна, также несмотря на свое богатство. Эмилия Седли равно кротка и доброжелательна и человеколюбива и в богатстве, в бедности. «Ярмарка тщеславия» - роман без героя, потому что во всем мире Теккерей не видит ни одного человека, который мог бы стать героем - ни одного человека, который мог бы стать положительным персонажем в его книге. «Ярмарка тщеславия» проникнута глубоко мизантропическим взглядом на мир. Бекки Шарп - бессовестная интриганка. Эмилия Седли - сентиментальная дурочка, долготерпеливая, но не видящая, какого мелкого и неприятного человека она боготворит. Уильям Доббин, который видит недостатки Джорджа и Бекки, не способен увидеть, что достойная любви и уважения кротость Эмилии граничит с тупостью. А когда Теккерею не в чем упрекнуть своего героя или героиню, он отодвигает их на второй план своего повествования, как происходит с леди Джейн Кроули и маленьким Родоном Кроули.

Нежность и доброта леди Джейн внушали Ребекке такое презрение, что этой маленькой женщине стоило немалого труда скрывать его. Простодушие и наивность, которые отличали леди Джейн, всегда выводили из себя нашу приятельницу Бекки, и временами она не могла даже удержаться от презрительного тона в разговоре с невесткой. <…> В деревне леди Джейн, бывало, рассказывала сказки детям, собиравшимся у ее колен (с ними всегда был и маленький Родон, очень привязанный к тетке); но когда в комнату входила Бекки и ее недобрые зеленые глаза загорались насмешкой, бедная леди Джейн сейчас же замолкала под этим презрительным взглядом. Ее нехитрые выдумки в испуге разлетались, как феи в волшебных сказках перед могучим злым духом. Она не могла собраться с мыслями и рассказывать дальше, хотя Ребекка с неуловимым сарказмом в голосе просила ее продолжать эту очаровательную сказку. Добрые мысли и тихие удовольствия были противны миссис Бекки: они раздражали ее; она ненавидела людей, которым они нравились; она терпеть не могла детей и тех, кто любит их.
- Не выношу ничего пресного, - заявила она лорду Стайну, передразнивая леди Джейн и ее манеры.
- Как некая особа не выносит ладана, - отвечал милорд с насмешливым поклоном и хрипло захохотал.

Теккерей сравнивает леди Джейн с Ребеккой, и первоначально леди Джейн проигрывает. Читатель может принять леди Джейн за второе издание беспомощной Эмилии Седли, но Теккерей наделяет леди Джейн достаточным характером, чтобы постоять за себя в споре с мужем, причем сделать это честно и откровенно, прямо на глазах у Ребекки, из-за которой и разгорается этот спор:

Но ни леди Джейн, ни другие действительно положительные персонажи романа, не занимают в нем такого центрального положения, как мошенница Ребекка или раздражающая в своей преданности покойному мужу Эмилия. Рассказчик Теккерея называет себя кукольником, дающим представлением с марионетками, и это самоопределение играет двоякую роль. С одной стороны, кукольник пытается показать то, что, с его точки зрения, действительно происходит в мире, а если и преувеличивая и превращая живых людей в кукол, то только затем, чтобы более ярко показать своим читателям пороки окружающего мира. Но, с другой стороны, будучи кукольником, рассказчик и сам создает своих кукол, отражая в них не только окружающий мир, но и самого себя. Они разыгрывают то, что захочет он, и почему читатели должны верить кукольнику, когда он говорит, что мир похож на его кукольный театр? В отличие от своего учителя Филдинга, стремившегося создать иллюзию реальности, а не кукольного театра, Теккерей принимает на себя роль кукольника и оказывается в самим им созданной ловушке.

«Ярмарка тщеславия», как и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда , - пример вхождения художественного текста в противоречие с философско-социальными установками автора. «Ярмарка тщеславия» начинается как роман о последствиях человеконенавистничества:

Но затем роман превращается в странный социальный памфлет, словно бы и не было первых страниц о вреде человеконенавистничества и о том, что мерзкий и отвратительный мир всего лишь отвечает людям тем, что они сами дают миру. Постоянно рассуждая о том, как Бекки Шарп стремится достичь богатства и положения в свете и как, начав жить той жизнью, к которой она стремилась, Бекки внезапно ощущает, что ничуть не более счастлива, чем когда она жила с нищим отцом и когда к ним приходили его нищие друзья, рассказчик Теккерея отчасти подтверждает заглавие своего романа - все суета сует, и деньги - тоже суета.

«Ярмарка тщеславия» - это, в конечном итоге, не просто роман о погоне за деньгами, это роман о поиске счастья, но в таком контексте смысл романа оказывается еще мрачнее: счастье оказывается почти невозможно найти не только в деньгах, но и в любви - даже к Доббину и Эмилии счастье приходит так поздно, что, с точки зрения читателя, оказывается странным и как бы несовершенным. «Ярмарка тщеславия» - произведение мизантропическое, почти как «Путешествия Гулливера» Свифта , но поскольку Теккерей пишет роман, где действие происходит в реальном мире, и стремится к тому, чтобы даже самые гротескные его куклы были узнаваемы для читателей, он не может столь последовательно, как Свифт, выдержать свою мизантропию. А кроме того, Теккерей вовсе не был таким заклятым человеконенавистником, как Свифт , и его поздние романы, например, «История Генри Эсмонда» и «Ньюкомы», куда как более гуманно смотрит на мир и людей.

Персонажи «Истории Генри Эсмонда» во многом напоминают героев «Ярмарки тщеславия». Леди Каслвуд похожа на Эмилию Седли, Беатриса Эсмонд - на Бекки Шарп, а Генри Эсмонд - на Уильяма Доббина. Однако леди Каслвуд, в отличие от Эмилии, умна и проницательна, и ее кротость не граничит с глупостью. Генри Эсмонд любит Беатрису, сознавая все ее недостатки, и в конце концов его любовь умирает, давая ему возможность обрести счастье с леди Каслвуд, и это счастье уже не такое призрачное, как в «Ярмарке тщеславия». Кукольник в «Ярмарке тщеславия» грустно смотрит на мир, но в конечном итоге его пессимизм смягчится, и в более поздних романах не все в мире будет восприниматься как суета сует и всяческая суета.

  1. Эмилия Седли о Ребекке Шарп.

Эмилия, по природе кроткое и миролюбивое существо, считает в начале романа Бекки своей подругой и, более того, даже сестрой. Когда, покинув пансион мисс Пинкертон, Бекки гостит у Эмили и, познакомившись с Джозом, братом Эмми, решает, что должна выйти за него замуж, Эмилия радуется перспективе породниться с подругой, пожалуй, даже более искренно, чем сама Ребекка. После того, как помолвка Бекки с Джозом не выходит и Бекки уезжает к баронету Питту Кроули гувернанткой, Эмилия крайне трогательно провожает подругу, одаривает ее сверх меры своими лентами и платьями и искренне плачет, провожая взглядом увозящую Бекки карету. В то время, как Бекки вытирает глаза платочком ровно до того момента, как карета выезжает из ворот дома Седли. Далее писатель рассказывает о жизнях Эмили и Бекки отдельно, и развитие их взаимоотношений откладывается до того момента, как Эмили приезжает к Бекки в поместье Кроули. К этому моменту Бекки уже тайно обручена с Родоном Кроули и, хотя она открыто ничего не говорит об этом Эмилии, чуткое женское сердце последней обо всем догадывается. Когда они остаются наедине в комнате Бекки, Эмилия восхищенно говорит, что все поняла. Эмми восторгается находчивостью и изобретательностью Ребекки, ведь сама она ни за что ни на что подобное не решилась бы. Но в дальнейшем дорожки героинь расходятся и дружба вроде бы заканчивается. Эмилия выходит замуж за обожаемого ею Джорджа Осборна, Бекки сбегает вместе с Родоном и начинает свое восхождение в свете. Об этом не говорится в романе, но я думаю, что, несмотря на то, что общение подруг прерывается, кроткая и добродушная Эмми все равно любит Ребекку, считает ее близким себе, верным, хорошим человеком, не верит всем сплетням о Бекки, которыми полон свет. Эмилия до последнего верит в порядочность Бекки. Последним оказывается тот эпизод, когда чета Осборнов встречает чету Родонов в военном Брюсселе. Джордж Осборн восхищен Бекки, он оказывает ей всяческие знаки внимания. Бедная Эмилия все это видит, но не хочет замечать. Она понимает, что не в состоянии тягаться с умом, красотой, положением, остроумием Ребекки. И Эмилия начинает ужасно ревновать мужа к подруге, хотя и пытается(в меру своих возможностей) всячески ревность скрывать. Она не выдерживает на балу, когда муж оставляет ее одну, а сам, завидев вошедшую Ребекку, устремляется к ней. Как Эмми узнает потом, в тот вечер ее Джордж хотел бежать с Бекки:он оставил ей записку в букете с признанием и просьбой бежать с ним. В тот вечер сердце бедной Эмми переполняет ревность, обида и негодование. Ей вспоминаются все разговоры о Бекки, холодность обращения с ней подруги и многое другое. Эмилия решает больше никогда ни в чем не помогать Бекки, она чувствует, что над ее дружбой надругались, оскорбили ее. Затем Джордж еще и погибает на войне. Тут Эмили совсем безутешна, ведь она понимает, что последний вечер своей жизни ее обожаемый муж провел не с ней, а с Бекки. И когда Ребекка приходит навестить овдовевшую подругу, Эмили набрасывается на нее с упреками и оскорблениями. Чего Ребекка, конечно же, не собирается терпеть. Казалось бы, любые отношения между подругами закончены. Повествование идет своим чередом, и вот автор вновь сталкивает своих героинь. Через много лет опозоренная, потерявшая все Ребекка встречает Джоза Седли, брата Эмилии, в карточном клубе. Ребекка в маске, но Джоз узнает ее голос. Бекки рассказывает ему все неудачи своей жизни и умоляет придти в ее отель на встречу. Джоз навещает Бекки и ее история(а Бекки обладает неслабым актерским талантом, между прочим) производит такое впечатление на Джоза, что, придя домой, он рассказывает все сестре, чем повергает в шок и испуг кроткую Эмили(напомним, что Джоз склонен все преувеличивать, очень любит говорить крайне красноречиво).Эмилия приходит к Ребекке, убеждается в том, какая жизнь настала у ее старинной подруги, и жалость переполняет бедную наивную Эмили. Она перевозит Бекки в свой дом с решительностью, ей совершенно несвойственной. Она не слушает доводы Доббина(это друг Джорджа, который всю жизнь безответно любит Эмми), который видит сущность Бекки и остерегает Эмили от нее. Но Эмили непреклонна. Из-за того, что Бекки начинает жить в доме Эмилии, у последней происходит ссора с Доббином и он уезжает. Здесь Ребекка не выдерживает глупости Эмилии(ведь Бекки видит то,чего упорно не желает замечать Эмми: только Доббин всю жизнь любил Эмили, а она его отвергла). Ну и + Бекки чувствует свою вину в ссоре и отъезде Доббина. Короче, она решает наставить неразумную Эмми на путь истинный и показывает ей ту самую записку, которую вложил в букет Джордж Осборн много лет назад. Ребекка видит, как Эмили ослеплена любовью к Джорджу, видит, что именно стыд перед своей супружеской неверностью этому «святому» человеку не дает Эмили расслабиться и жить спокойно и счастливо с Доббином. Потому она показывает ей записку. Реакция Эмили была точно такой, как ожидала Бекки. Эмилия идет на пристань встречать пароход, на котором, она чувствует, должен приехать Доббин(предварительно Эмми написала ему письмо с признаниями, извинениями и мольбой вернуться). Доббин приплывает, происходит чудесной воссоединение любящих, все счастливы, что Доббин вернулся. Бекки видит его отношение к ней и понимает, что больше ей здесь делать и ждать нечего. Она оставляет счастливых влюбленных впокое. В конце романа автор вновь разводит подруг: Ребекка ведет беспокойную жизнь и потихоньку разоряет Джоза, Эмили обретает полноценную счастливую семью. И, хотя она не общается с Бекки и автор не говорит о том, каково отношение Эмилии к Ребекке в конце романа, но мне кажется, что Эмми искренне благодарна Бекки за ее жестокий, но правильный настоящий поступок. И возможно, даже, Эмилия благодарит Ребекку за то, что через все лишения и удары судьбы(в которых часто Эмми винила Ребекку) она все же обрела свое счастье.

  1. Бекки Шарп об Эмилии Седли.

Отношение Бекки к Эмилии мотивируется натурой Ребекки: она использует людей в личных целях и хорошо разбирается в людях. Она видит непритязательный ум Эмми, ее чрезмерную кротость, скромность и доброту. Я вообще серьезно сомневаюсь, что Бекки способна на настоящую, искреннюю дружбу. Она не умеет бывать даже просто по-настоящему благодарной. Но зато умеет очень хорошо играть это чувство, как и многие другие. Она добра и внимательна к Эмми, когда видит прямую выгоду в таком отношении. К примеру, в начале романа, когда они оканчивают пансион, или когда Бекки едет к Эмили гостить. Она прекрасно сознает свою власть над этим кротким сердечком и пользуется ею. На протяжении всего романа Бекки считает Эмилию глупой, наивной, слишком доброй, слишком застенчивой. И Бекки скрывает и показывает эти чувства по мере того, нужно ли ей что-то от Эмили или нет. Так же важно сказать, что с самого начала Ребекка завидует Эмилии. Ведь у Эмми есть богатая любящая семья, есть мать и отец, которые занимаются ее замужеством и устройством ее жизни, есть деньги и имя. А у Бекки кроме ее ума, ловкости и находчивости нет больше ничего. И потому в самом начале романа Ребекка ставит себе цель: стать лучше Эмилии. Выше. Успешнее. И Ребекка испытывает гордость от сознания своего триумфа, когда встречает коляску Эмилии, а сама едет верхом рядом с одним из самых богатых и известных генералов английской армии. Бекки всегда счастлива проявить снисходительность по отношению к Эмилии, когда она имеет на то основания, но и не гнушается жаловаться, якобы раскаиваться(я считаю, что она не способна раскаиваться в чем-то) и умолять о помощи, если Эмми может ей как-то помочь. Так, переходя из одной крайности в другую, и строятся взаимоотношения Бекки и Эмили со стороны первой. Между триумфами и поражениями проходит весь роман, и лишь в конце Теккерей решает дать своей героине шанс «исправиться» в глазах читателя. Через много лет опозоренная, потерявшая все Ребекка встречает Джоза Седли, брата Эмилии, в карточном клубе. Ребекка в маске, но Джоз узнает ее голос. Бекки рассказывает ему все неудачи своей жизни и умоляет придти в ее отель на встречу. Джоз навещает Бекки и ее история(а Бекки обладает неслабым актерским талантом, между прочим) производит такое впечатление на Джоза, что, придя домой, он рассказывает все сестре, чем повергает в шок и испуг кроткую Эмили(напомним, что Джоз склонен все преувеличивать, очень любит говорить крайне красноречиво).Эмилия приходит к Ребекке, убеждается в том, какая жизнь настала у ее старинной подруги, и жалость переполняет бедную наивную Эмили. Она перевозит Бекки в свой дом с решительностью, ей совершенно несвойственной. Она не слушает доводы Доббина(это друг Джорджа, который всю жизнь безответно любит Эмми), который видит сущность Бекки и остерегает Эмили от нее. Но Эмили непреклонна. Из-за того, что Бекки начинает жить в доме Эмилии, у последней происходит ссора с Доббином и он уезжает. Здесь Ребекка не выдерживает глупости Эмилии(ведь Бекки видит то,чего упорно не желает замечать Эмми: только Доббин всю жизнь любил Эмили, а она его отвергла). Ну и + Бекки чувствует свою вину в ссоре и отъезде Доббина. Короче, она решает наставить неразумную Эмми на путь истинный и показывает ей ту самую записку, которую вложил в букет Джордж Осборн много лет назад. Ребекка видит, как Эмили ослеплена любовью к Джорджу, видит, что именно стыд перед своей супружеской неверностью этому «святому» человеку не дает Эмили расслабиться и жить спокойно и счастливо с Доббином. Потому она показывает ей записку. Реакция Эмили была точно такой, как ожидала Бекки. Эмилия идет на пристань встречать пароход, на котором, она чувствует, должен приехать Доббин(предварительно Эмми написала ему письмо с признаниями, извинениями и мольбой вернуться). Доббин приплывает, происходит чудесной воссоединение любящих, все счастливы, что Доббин вернулся. Бекки видит его отношение к ней и понимает, что больше ей здесь делать и ждать нечего. Поступком с запиской от Джорджа Бекки впервые в жизни делает добро без расчета на собственную от того выгоду. Со стороны Ребекки этот эпизод может говорить о том, что она не такая уж антигероиня: черствая, холодная, расчетливая. Возможно, она все же благодарна Эмилии, и ведь есть за что быть благодарной)Возможно, Бекки даже немного сентиментальна, что несвойственно ее натуре, ведь она всю жизнь хранила шкатулку, которую подарила ей именно Эмилия. Правда, в этой шкатулке Бекки прятала от мужа подаренные богатыми мужчинами драгоценности и денежную заначку, но не суть. Конечно, она доставила Эмилии много горя и разочарований, и после того, как поспособствовала воссоединению подруги с Доббином, продолжила разорять брата Эмили Джоза, но ведь именно Бекки Эмили обязана своим жизненным счастьем. Таким образом, нельзя говорить о том, что отношение Ребекки к Эмили лишь потребительское и неблагодарное. Оно многогранно и противоречиво, как и сама Бекки, как и сама жизнь.

1.2. Эмилия Седли и Ребекка протипоставл. Друг другу, их характеры обусловлены их положением. Жизнь развела "дорогих подруг": одна осталась дома, у фортепиано, с женихом и двумя новыми индийскими платками, другая поехала "на ловлю счастья и чинов", на ловлю богатого мужа или покровителя, богатства и независимости. Ребекка Шарп - сознательная актриса. Её появление очень часто сопровождает театральная метафора, образ театра. Её встреча с Эмилией после долгой разлуки, во время которой Бекки оттачивала свои мастерство и коготки, произошла в театре, где "ни одна танцовщица не проявила столь совершенного искусства пантомимы и не могла сравняться с ней ужимками". На слова лорда Стейна «у отца Бекки был талант писать картины, но не жить» Бекки отвечает: «Я пытаюсь нарушить это правило». Бекки - самая сильная личность романа, и только перед одним проявлением человеческих чувств она пасует - перед человечностью. Ей, эгоистке, просто не понятен поступок леди Джейн, вначале выкупившей Родона у кредиторов, а потом взявшей его и его сына под своё покровительство. Ей не понять и Родона, сбросившего маски офицера-гуляки и мужа-рогоносца, и приобретшего лицо в своей заботливой любви к сыну, в своём обманутом доверии он возвысился над Бекки, которая ещё не раз вспомнит и пожалеет "об его честной, глупой, постоянной любви и верности". Однако, она честна перед Эмилией, указывает на любовь Доббина, которую та упорно не замечает. С детства Бекки цинична, беззастенчива. Теккерей по ходу романа настойчиво подчеркивает, что она не хуже и не лучше других, и что неблагоприятные обстоятельства сделали ее такой, какая она есть. Ее образ лишен мягкости. Она показана неспособной к большой любви, даже к любви собственного сына. Она любит только себя. Ее жизненный путь - гипербола и символ: образ Ребекки помогает понять весь замысел романа. Тщеславная, она ищет славы не теми путями, и в конце приходит к пороку и несчастию.

Уильям Мейкпис Теккерей

«Ярмарка тщеславия»

Англия, начало XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами — состоянием, титулами, чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит денно и нощно…

Две юных девицы покидают пансион мисс Пинкертон. Эмилия Седли, дочь состоятельного эсквайра, являет собой образец чисто английской, несколько пресной миловидности и добродетели. Она «обладает добрым, нежным и великодушным сердцем», и, по правде говоря, не блещет умом. Иное дело Ребекка Шарп. Дочь беспутного художника и балетной танцовщицы, француженки, «мала ростом, хрупка и бледна», но один взгляд её зелёных глаз уже способен сразить наповал любого мужчину. Бекки, выросшая в весёлой бедности, умна, остра на язык, видит людей насквозь и полна решимости любой ценой завоевать место под солнцем, даже путём лицемерия и обмана. Что ж делать, ведь у бедняжки нет ни любящих родителей, ни состояния, ни титула — всего того, что питает добродетель более счастливых сверстниц.

Эмилия, искренне привязанная к Бекки, приглашает её погостить, и та пользуется гостеприимством наилучшим образом. Маленькая плутовка умеет понравиться всем, но главное, она с величайшим успехом пробует свои чары на Джозефе Седли, брате Эмилии. Лесть, притворство, и этот «лентяй, брюзга и бонвиван» готов к последнему решительному шагу. К несчастью, в дело вмешивается случай и мистер Джордж Осборн, жених Эмилии, в результате чего надежды юной интриганки рушатся, а Джозеф спасается бегством. В жизни мисс Шарп открывается новая страница: она приступает к обязанностям гувернантки в Королевском Кроули, наследственном поместье сэра Питта Кроули, «неимоверно вульгарного и неимоверно грязного старика», пьяницы, скареды и сутяги. Изобретательность, умение притворяться и лицемерить помогают Бекки завоевать расположение всех обитателей поместья, начиная с её воспитанниц и кончая мистером Питтом Кроули, старшим сыном баронета, истинным «благовоспитанным джентльменом», которого побаивается даже буйный папаша. Что касается последнего, то Бекки находит «множество способов быть ему полезной». Не проходит и года, как она становится совершенно незаменимой, чуть ли не хозяйкой в доме.

Королевское Кроули осчастливливает ежегодным визитом незамужняя сводная сестра сэра Питта, на банковском счету которой значится изрядная сумма. Эта старая дама «знается с атеистами и французами», любит весело пожить и безбожно тиранит компаньонку, прислугу, а заодно и многочисленных родственников, надеющихся получить наследство. Она терпеть не может ни сэра Питта, ни его старшего сына, зато обожает младшего — Родона Кроули — недалёкого офицера гвардии, шалопая, игрока и дуэлянта. Мисс Кроули находит Ребекку настолько очаровательной и остроумной, что, заболев, увозит её в свой лондонский дом, где и завершается роман между нищей гувернанткой и младшим сыном баронета. Завершается тайным браком, ибо, несмотря на пристрастие тётушки к Свободе и Равенству, она может сильно рассердиться. Все открывается после смерти жены сэра Питта, когда он, не слишком опечаленный этой безвременной кончиной, пытается вернуть Ребекку в Королевское Кроули. Сэр Питт падает на колени, предлагая ей стать леди Кроули, и в этот миг бестрепетная Бекки в первый раз в жизни теряет присутствие духа и разражается «самыми неподдельными слезами». Зачем она поторопилась? Какой шанс упущен!

Молодую чету проклинают все. Как ни старается Родон, руководимый умненькой Ребеккой, вернуть расположение тётушки, ему это не удаётся. Поборница демократии и любительница романтических браков до конца своих дней так и не простит племяннику мезальянса. О сэре Питте и говорить нечего: старик буквально «теряет разум от ненависти и несбывшихся желаний», все больше опускается, и только его смерть спасает родовое гнездо от окончательного опустошения и надругательства. Супругам приходится рассчитывать только на скромное жалованье капитана гвардии. Однако неунывающая Бекки в совершенстве владеет искусством, которое ещё не раз пригодится ей в жизни, искусством жить более или менее припеваючи, не имея ни гроша наличных денег. Она не теряет надежды занять более блестящее место в обществе и согласна потерпеть, а Родон, страстно и слепо влюблённый в жену, превращается в счастливого и покорного супруга.

Тем временем над головой Эмилии сгущаются тучи, и виною тому, как это ни удивительно, оказывается Наполеон, или Бони, как его именуют англичане. Бегство Бонапарта с Эльбы и высадка его армии в Каннах изменяют положение дел на бирже и влекут за собой полное разорение Джона Седли, отца Эмилии. И кто же оказывается «самым несговорчивым и упрямым из кредиторов»? Его друг и сосед Джон Осборн, которому он помог выйти в люди. Имущество Седли идёт с молотка, семья переселяется в убогую наёмную квартирку, но не из-за этого страдает Эмилия. Беда в том, что эта простодушная девушка любит жениха не так, как положено любить на Ярмарке Тщеславия, а всем сердцем и на всю жизнь. Она искренне считает пустого, самовлюблённого и фатоватого Джорджа Осборна самым красивым и умным мужчиной на свете. В отличие от Ребекки, все поступки которой диктуются «корыстью, эгоизмом и нуждой», Эмилия живёт только любовью. А Джордж… Джордж милостиво позволяет себя любить, не отказываясь от чисто холостяцких увеселений и не балуя невесту особым вниманием.

После краха Джона Седли отец запрещает Джорджу жениться на Эмилии. Более того, её собственный отец тоже слышать не хочет о браке с «сыном негодяя». Бедняжка Эмилия в отчаянии. Но тут в дело вмешивается капитан Доббин, верный друг Джорджа, честный и великодушный человек, который уже давно горячо любит Эмилию, не решаясь в том признаться даже самому себе. Он уговаривает Джорджа, не чуждого благородных порывов, жениться на Эмилии вопреки воле отца. Не стоит и говорить о том, что отец отказывается от Джорджа и лишает его наследства.

Обе опальные четы встречаются в Брюсселе, куда выступает полк Джорджа и Доббина и прибывает генерал гвардии Тафто с адъютантом Родоном Кроули. Полк с восторгом принимает Эмилию, но её подруга вращается в куда более блестящем обществе. Где бы ни появилась Ребекка, она всегда окружена толпой знатных поклонников. В их число попадает и Джордж Осборн. Кокетство Бекки и собственное тщеславие заводят его настолько далеко, что на балу он передаёт ей букет с письмом, в котором умоляет бежать с ним. (Разумеется, та никогда и не собиралась совершать ничего подобного. Она-то знает цену Джорджу.) Но в тот же день войска Наполеона переходят Самбру, и Джордж, полный невысказанного раскаяния, прощается с женой. Прощается, чтобы через несколько дней погибнуть в битве при Ватерлоо.

А Бекки и Родон после Ватерлоо проводят три года в Париже. Ребекка пользуется бешеным успехом, она допущена в самое высшее общество, французы не столь разборчивы, как англичане. Впрочем, она не собирается оставаться во Франции на всю жизнь. Все семейство (в Париже у Бекки и Родона рождается сын) возвращается в Лондон, где чета Кроули живёт, как всегда, в кредит, раздавая обещания всем и не платя никому. Тётушка Родона наконец отходит в мир иной, оставив почти все состояние старшему племяннику, женатому на дочери лорда Саутдауна леди Джейн, честной и достойной женщине. Вскоре умирает и сэр Питт, а новый баронет, испытывая чувство вины перед братом (как-никак тётушкины деньги достались бы ему, если бы не женитьба на гувернантке), считает своим долгом объединить семью. И вот Ребекка снова появляется в Королевском Кроули и снова умудряется очаровать всех. Чего ей только не приходится для этого делать! Даже изображать любовь к сыну, к которому она на самом деле не питает ни малейшей привязанности.

Тонкая лесть Ребекки так пленяет новоиспечённого баронета, что он едва ли не каждый день бывает у неё в доме. Столь же часто там бывает и всемогущий лорд Стайн, вельможный покровитель Бекки, старый циник, с помощью которого бывшая гувернантка «карабкается и проталкивается вперёд». Какими способами она этого добивается, никто не может сказать ничего определённого, но лорд Стайн дарит ей бриллианты и предоставляет в её распоряжение свои погреба. Наконец происходит событие, которое ставит Бекки в один ряд с респектабельными дамами, её представляют ко двору. Она входит в самые высокие круги лондонского света и убеждается в том, что сильные мира сего ничем не отличаются от «Смитов и Джонсов». Когда первый восторг проходит, Бекки становится скучно. А её муж с каждым днём чувствует себя все более одиноким среди «интриг, аристократических собраний и блестящих персонажей» и все больше привязывается к сыну.

Блистательное шествие Бекки по Ярмарке Тщеславия кончается катастрофой. Родон уличает её если не в измене, то в предательстве, пытается вызвать на дуэль лорда Стайна и в конце концов покидает Англию, чтобы занять пост губернатора острова Ковентри (выхлопотанный для него все тем же лордом Стайном). Ребекка исчезает, а Родон Кроули-младший остаётся на попечении дяди и его жены, которая заменяет ему мать. А что же Эмилия? Смерть мужа едва не стоила ей жизни, её спасло только рождение сына, которого она боготворит, как боготворила мужа. Долгое время она живёт с родителями, стойко переносит бедность и лишения и находит отраду в маленьком Джорджи. Но старый Джон Осборн, поражённый сходством внука с покойным сыном, предлагает забрать мальчика и воспитать его как джентльмена. Бедная Эмилия расстаётся с сыном ради его блага и после смерти матери находит утешение в том, чтобы скрашивать последние дни старика отца. Но как раз в то время, когда Ребекка терпит сокрушительный крах, фортуна поворачивается лицом к Эмилии. Из Индии возвращается майор Доббин вместе с её братом Джозефом, который клянётся, что отныне его родные не будут знать нужды. Как замирает преданное сердце майора, когда он подходит к дому, где живёт миссис Осборн, какое счастье охватывает его, когда он узнает, что она не вышла замуж. Правда, и ему надеяться особенно не на что. Эмилия по-прежнему словно не замечает бескорыстной, преданной любви Доббина, по-прежнему не видит его выдающихся достоинств. Она остаётся верна памяти мужа, со всем жестокосердием добродетели предоставляя Доббину «смотреть и томиться». Вскоре умирает Джон Седли, а вслед за ним и Джон Осборн. Он оставляет маленькому Джорджи половину состояния и восстанавливает вдову своего «возлюбленного сына» в опекунских правах. Эмилия узнает, что и этим она обязана Доббину, узнает, что он и был неизвестным благодетелем, поддерживавшим её в годы нужды. Но «за эту несравненную преданность она может заплатить только благодарностью»…

На берегах Рейна, в маленьком герцогстве снова происходит встреча двух «подруг». Эмилия совершает заграничное путешествие с сыном, братом и Доббином, а Ребекка уже давно порхает по Европе, проматывая в карточной игре и сомнительного свойства приключениях содержание, назначенное ей мужем, и везде соотечественники из приличного общества шарахаются от неё как от зачумлённой. Но вот она видит Джозефа Седли, и в её душе просыпается надежда. Бедная оклеветанная страдалица, у которой отняли честное имя и любимое дитя, как и в прежние времена без труда обводит вокруг пальца тучного щёголя и Эмилию, которые, как видно, ничуть не поумнели и ничему не научились. Доббин, всегда питавший отвращение к Бекки, ссорится из-за неё с Эмилией и первый раз в жизни упрекает её в том, что она не ценит «привязанности, которую с гордостью разделила бы более возвышенная душа». Он решает расстаться с Эмилией навеки. И тут Бекки, исполнившись восхищения Доббином и «презрительной жалости» к Эмилии, совершает единственный в жизни бескорыстный поступок. Она показывает Эмилии письмо Джорджа, доказывающее его неверность. Идол повержен. Эмилия свободна и может ответить на чувство Доббина. История подходит к концу. Доббин соединяется с Эмилией, они ведут тихую жизнь в уютном собственном доме и дружат с обитателями Королевского Кроули. Джозеф до конца своих дней влачит жалкую жизнь раба Ребекки. Он умирает при «невыясненных обстоятельствах». Умирает от жёлтой лихорадки и Родон Кроули-старший. Его сын после смерти дяди наследует титул и поместье. Он не желает видеть мать, но назначает ей щедрое содержание, хотя она и без того достаточно обеспечена. У Ребекки немало друзей, считающих её несправедливо обиженной. Она живёт на широкую ногу и усердно занимается благотворительностью. Вот и все. Счастлива ли Ребекка? Счастливы ли Эмилия и Доббин? А кто из нас счастлив в этом мире?

В начале XIX в. В то время когда вся Европа воюет с Наполеоном Бонапартом, две юные девушки покидают пансион мисс Пинкертон. Дочь состоятельного эсквайра Эмилия Седли миловидна и добродетельна. Она очень великодушна, нежна и добра, но не блещет умом.

Подруга же её, Ребекка Шарп, дочь художника и танцовщицы балета, напротив, маленького роста, бледная с хрупким телосложение, но взгляд её зеленых глаз наповал сражает любого мужчину. Бекки весела, умна, с целью завоевать себе место под солнцем любой ценой, возможно даже с помощью обмана и лицемерия.

Эмилия приглашает Бекки погостить, маленькая плутовка не упускает такой шанс. Она умеет нравится всем, но испытывает свои чары и умения на брате Эмилии, Джозефе Седли. Надежды интриганки на легкое замужество рухнули, вмешался случай и Джордж Осборн, жених Эмилии, а неудавшийся жених сбежал.

Новая страница жизни мисс Шарп, она становится гувернанткой в Королевском Кроули, поместье сэра Пита Кроули, вульгарного старика, пьяницы и скареды. Задействовав все свои умения, Бекки завоевывает расположение всех обитателей поместья, с воспитанниц до мистера Пита Кроули, старшим сыном баронета, которого побаивался даже отец. Через год она чувствует совсем хозяйкой в доме.

Своим приездом осчастливила Кроули богатая сводная сестра сэра Пита. Ей настолько понравилась Бекки, что приболев, она увезла её с собой в Лондон. Там же Бекки тайно выходит замуж за младшего сына Пита Кроули Родона. Правда стала известна после смерти баронессы, когда барон упал перед Ребеккой на колени предлагая стать леди Кроули, а та заливается слезами, осознавая какой упущен шанс из-за спешки.

Все против этого брака и как не пытается вернуть расположение тетушки Родон, у него ничего не получается. Супруги живут на маленькое жалованье капитана гвардии. Но Бекки не унывает, она уверенна, что свое блестящее место в обществе еще займет.

А в семье Эмилии наступают нелегкие времена, после бегства Наполеона, положение дел на бирже меняется и отец Эмилии на грани банкротства. Всё имущество продается и семья съезжает на маленькую съемную квартирку. К тому же отец Джорджа Осборна, жениха Эмилии, запрещает ему женится на Эмилии, которая любит своего жениха настоящей любовью. Вмешавшийся капитан Доббин, друг Джоржа, уговаривает его пойти против воли отца. После женитьбы отец отрекается от Джоржа и лишает его наследства.

Встречаются опальные пары в Брюсселе. Военные принимают Эмилию хорошо, но Ребекка вращается в более блестящем обществе. Она всюду появлялась окруженная толпой поклонников, в число которых попал и Джордж Осборн. Он предлагает Бекки бежать с ним, а через пару дней погибает в битве под Ватерлоо.

Бекки и Родон еще три года живут в Париже, где Ребекка допущена в высшее общество и пользуется бешеным успехом. Тем временем у них рождается сын и они возвращаются в Англию. Тетушка умерев оставила все старшему племяннику, умер и сэр Пит. Новый баронет, чувствуя вину перед братом, решает объединить семью. Ребекка возвращается в Кроул и снова всех очаровывает.

С помощью баронета Кроула и лорда Стайна Ребекка продолжает свое восхождение. Наконец настал день к которому она стремилась, её представили ко двору, но когда прошел первый восторг, ей стало скучно. Тем временем Родон все больше привязывается к сыну и все более чувствует себя одиноким среди интриг жены.

Шествие Бекки по Ярмарке Тщеславия заканчивается печально, уличенная мужем не то в измене, не то в предательстве, Ребекка исчезает. Родон уезжает на остров Ковентри занимать пост губернатора, а их сын остаётся на попечительстве дяди и его жены, заменившей ему мать. Эмилия же после смерти мужа выжила только благодаря рождению сына, Джорджа-младшего, которого она боготворила. Она долго живет с родителями, переживая с ними все невзгоды. Старый Джон Осборн забирает внука к себе, собираясь воспитать из него джентльмена. Эмилия расстаётся с сыном для его же блага.

Из Индии возвращается, все также влюбленный в Эмилию, капитан Доббин с её братом Джорджем. Но она не замечает его преданности и благородства, она также любит своего покойного мужа. Не без участия Доббина, после смерти деда, Джордж-младший получает половину наследства и Эмилию восстанавливают в опекунстве над сыном.

Встреча двух бывших подруг происходит на берегах Рейна. Эмилия с сыном совершает путешествие в сопровождении брата и Доббина, тогда как Ребекка проматывает назначенное ей содержание в карточных играх и приключениях. Видя Джозефа она включает все свои способности и он опять попадает под её шарм. Эмилия также верит в её россказни об оклеветанной страдалице. Доббин ссорится с Эмилией и первый раз в жизни упрекает её. Он решает расстаться с ней навсегда. Бекки впервые в жизни делает бескорыстный поступок. Она показывает письмо Джорджа, которое являлось доказательством его неверности.

Эмилия, освобожденная от идола-мужа, и Доббин ведут размеренную спокойную жизнь, дружат с обитателями Кроули. Джозеф до конца жизни был при Ребекке. Умер при непонятных обстоятельствах. Родон Кроули-старший умирает от желтой лихорадки. Его сын становится наследником титула и поместья после смерти воспитавшего его дяди. Матери он назначает жалованье, но видеть её не желает.

Шарп Ребекка (Бекки) — подруга Эмилии Седли по пансиону мисс Пинкертон. Дочь художника, «беспечного служителя муз», своим пристрастием к кабачку оставившего семью без средств к существованию, и балетной танцовщицы, француженки по происхождению. Учится на «особых условиях», т. е. из милости, и уже школьницей едва не склоняет к безумству новоиспеченного помощника викария. Б. «обладала печальной особенностью бедняков — преждевременной зрелостью». Тяжбы с несговорчивыми отцовскими кредиторами, унижения в пансионе, где ей напоминают про даровой стол, рано прояснили для Б. ее ситуацию, требующую полагаться не на связи и знатность, а лишь на собственные дарования и навыки, сражаясь за положение в обществе, достойное ее амбиций и действительно незаурядного человеческого потенциала. История Б., сделавшей своим жизненным кредо циничное правило, по которому «нет добродетели, есть только обстоятельства», может быть прочитана как «роман карьеры», почти доведенной до счастливого конца и не увенчавшейся полным торжеством лишь волей случая, становящегося у Теккерея движущим фактором интриги. Однако фортуна вовсе не слепа, и случайное стечение неблагоприятных фактов, погубивших дерзкие замыслы Б. как раз в минуту, когда их исполнение казалось делом ближайших дней, на поверку лишь выявляет силу социальных закономерностей, перед которыми бессильна даже завидная целеустремленность героини, соединившаяся с ее агрессивной беззастенчивостью. Не доведенный до конца план брачного союза с братом Эмилии Джозом отступает перед намного более амбициозным замыслом завоевания аристократа Родона Кроу-ли, который на фоне Б., наделенной энергией, умом и яркой индивидуальностью, выглядит законченным ничтожеством (это подчеркнуто уже его значащей фамилией: crawl — ползать). Попав в старинное поместье Кроули на правах всего лишь гувернантки, Б. легко покоряет сердце старого баронета, который, похоронив супругу, был бы счастлив немедленно вновь идти под венец, если бы вчерашняя пансионерка не рассудила, что тайно заключенный брак с его сыном надежнее гарантирует ее от перепадов судьбы. Для Теккерея ее дерзкая авантюра, как бы ни возмущались моралисты, прежде всего подтверждает, что на Ярмарке тщеславия преуспевают лишь те, кто усвоил законы бесчестной игры лучше, чем безжизненные нормы добродетели. Б. раз за разом даже в этическом отношении оказывается выше своих жертв, поскольку свою лицемерную игру ясно осознает лишь как вынужденность, пусть игра стала ее второй природой. Она принадлежит к числу третируемых обществом и должна день за днем вести с ним необъявленную войну, доказывая, что у нее есть собственные права на социальное благоденствие, которое достигается лишь престижем. «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов годового дохода», — аргумент, весомость которого в глазах Теккерея неоспорима.