Смежные права в гражданском праве. Права артистов — исполнителей, производителей фонограмм — фонографистов, публикаторов, телевизионных и радио — вещателей, составителей - изготовителей баз данных Использование прав смежных с авторскими

А также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участником которой Россия является с 1995 г., и Римской конвенцией 1961 года об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Объектами смежных прав являются:

  • исполнения (включая постановки), фонограммы;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Важно отметить, что смежные права исполнителей возникают лишь тогда, когда «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Радио- или телепередачи представляют собой совокупности звуков и (или) изображений или их отображений, сообщаемые в эфир или по кабелю.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 Гражданского Кодекса). В соответствии со ст. 1305 Гражданского Кодекса изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

  1. латинской буквы «Р» в окружности;
  2. имени или наименования обладателя исключительного права;
  3. года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Как предусматривает ст. 1306 Гражданского Кодекса, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 Гражданского Кодекса), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 - 1312 Гражданского Кодекса).

Права на исполнение. В § 2 гл. 71 Гражданского Кодекса содержатся нормы, относящиеся к правам на исполнение. В частности, в ст. 1313 Гражданского Кодекса дается определение исполнителя. Согласно этому определению, исполнителем (автором исполнения) признается гражданин , творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Статья 1314 Гражданского Кодекса устанавливает смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.

Права исполнителя определены в ст. 1315 Гражданского Кодекса. Согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат:

  • исключительное право на исполнение;
  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на неприкосновенность исполнения.

Согласно норме п. 2 ст. 1315 Гражданского Кодекса исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, что свидетельствует об их самостоятельном характере (п. 3 указанной статьи).

Статья 1316 Гражданского Кодекса аналогично авторским правам предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя.

Важное значение для охраны интересов исполнителя имеет ст. 1317 Гражданского Кодекса, регламентирующая исключительное право на исполнение. В соответствии с названной статьей исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 Гражданского Кодекса любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными ниже. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

В соответствии с п. 2 ст. 1317 Гражданского Кодекса использованием исполнения считается:

  1. сообщение в эфир;
  2. сообщение по кабелю;
  3. запись исполнения;
  4. воспроизведение записи исполнения;
  5. распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;
  6. действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2;
  7. доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
  8. публичное исполнение записи исполнения;
  9. прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 Гражданского Кодекса).

По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 Гражданского Кодекса.

Согласно норме ст. 1320 Гражданского Кодекса к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 указанного Кодекса.

Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 - 1344 Гражданского Кодекса). Так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

В соответствии со ст. 1331 Гражданского Кодекса исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 Гражданского Кодекса).

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 Гражданского Кодекса).

Смежные права (статья 1303 ГК РФ) – совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране результатов исполнительской деятельности (исполнений), фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радиопередач и телепередач, содержание баз данных, а также произведений. Впервые обнародованных после их перехода в общественное достояние (объекты смежных прав).

Установление режима использования, наделение соответствующих субъектов интеллектуальными правами, защита этих прав. Смежные права производны и зависимы от авторских прав. Применительно к отдельным видам объектов смежных прав предусмотрены соответствующие права, в соответствии со ст. 1323 ГК РФ не допускается нарушение при использовании смежных прав авторских прав.

Объекты смежных прав:

1. Исполнение артистов-исполнителей, дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

2. Фонограммы (статья 1324 ГК РФ) – любые, но исключительно звуковые записи исполнения или иных звуков кроме звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение, т.к. данная звукозапись является составной частью всего аудиовизуального произведения.

3. Сообщение передач организацией эфирного или кабельного вещания (вещательных организаций) – не имеет значение, самой ли этой организацией создана передача или сделана она по заказу данной вещательной организации (§4 главы 71 ГК РФ).

4. Содержание баз данных касается в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов (§5 главы 71 ГК РФ). При этом законодатель охраняет не любую базу данных, а в соответствии с п. 1 ст. 1334 ГК РФ только такую, для создания которой требуются существенные затраты (имеются в виду только такие базы, которые содержат не менее 10 тысяч самостоятельных информационных элементов).

5. Произведения науки и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние либо находящееся в общественном достоянии в силу того, что они не охранялись авторским правом (§6 главы 71 ГК РФ).

К субъектам смежных прав в соответствии со статьей 1304 ГК РФ относятся:

1. Исполнители – граждане, творческим трудом которых создано исполнение. К ним приравнивается режиссер-постановщик спектакля и самостоятельным исполнителем также является дирижер (ст. 1313 ГК РФ). Особенностями обладают смежные права на так называемое «совместное исполнение». Эти права принадлежат совместно принимавшим в его создании членам коллектива исполнителей (актеры, оркестранты, дирижер и т.д.). Данные права осуществляются руководителем коллектива исполнителей. Если руководителя коллектива исполнителей нет, данные смежные права осуществляются совместно членами коллектива исполнителей, однако члены данного коллектива вправе заключить между собой соглашение, в силу которого права будут реализовываться только одним лицом. Если какой-либо из элементов исполнения имеет самостоятельное значение, его исполнитель вправе использовать его отдельно, если в соглашении между участниками коллектива исполнителей не предусмотрено иное. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе применять средства защиты своего исполнения. Прибыль от использования такого объекта – по общим положениямравных долях) или по соглашению.

2. Изготовитель фонограммы (статья 1322 ГК РФ) – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения. При этом изготовителем может быть как ФЛ, так и ЮЛ. Изготовителем считается лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы или его упаковке.

3. Организация эфирного или кабельного вещания (статья 1324 ГК РФ) – только ЮЛ, которые осуществляют сообщение по кабелю или в эфир.

4. Изготовитель баз данных - лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Также как и применительно к изготовителю фонограммы, изготовителем базы данных считается лицо, чье имя или наименования указано на упаковке или копии базы данных.

5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование ранее необнародованное произведение, перешедшее в общественное достояние. Данные права распространяются на любые произведения, которые не были обнародованы до этого момента и перешли в общественное достояние.

В соответствии со ст. 1304 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация объекта или соблюдение каких-либо формальностей (п. 2 ст. 1304 ГК РФ).

Применительно к отдельным видам объектов смежных прав действуют специальные правила:

В соответствии со ст. 1321 ГК РФ исключительное право на исполнение действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:

исполнитель является гражданином Российской Федерации;

исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;

исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ст. 1328 ГК РФ;

исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ст. 1332 ГК РФ;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Знак правовой охраны смежных прав в соответствии со ст. 1305 ГК РФ . Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности (), имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.


Вопрос 15. Личные неимущественные права обладателей смежных прав. Исключительное право на объекты смежных прав. Понятие, сроки и сфера действия, ограничения смежных прав. Защита смежных прав.

Права исполнителей предусмотрены статьями 1315 – 1317 ГК РФ.

Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 ГК РФ (права на совместное исполнение), право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения , то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Данные права охраняются бессрочно, они не передаются и не отчуждаются, а после смерти исполнителя охрана осуществляется наследниками или специально указанным в завещании лицом.

Исполнителю также принадлежит исключительное право на исполнение – право использовать исполнение любым не запрещенным в законе способом. Также есть право распоряжения исключительным правом на исполнение .

Способы использования исполнения сформулированы в статье 1317 ГК РФ не исчерпывающим способом:

1) сообщение в эфир (в том числе путем ретрансляции), кроме кабельного телевидения.

2) сообщение по кабелю;

3) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части при возможности ее распространения.

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения) – интерактивное использование;

8) публичное исполнение записи исполнения;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Если запись исполнения была произведена с согласия исполнителя, то ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю, либо публичное исполнение возможно без согласия исполнителя, но только в целях, для которых было получено согласие.

Если с исполнителем заключается договор о создании аудиовизуального произведения, то согласие исполнителя на использование исполнения в составе произведения предполагается.

Изготовителю фонограммы принадлежит ряд личных неимущественных прав (статья 1323 ГК РФ):

1) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

2) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

3) право на обнародование фонограммы.

Изготовителю также принадлежит исключительное право на фонограмму (ст. 1323 ГК РФ) – добавляется два способа применительно к использованию фонограммы – переработка фонограммы; импорт оригинала или экземпляра фонограммы. Также допускается прокат оригинала или экземпляра фонограммы. Если лицо правомерно осуществит переработку фонограммы, оно приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Принцип исчерпания прав на фонограмму (ст. 1325 ГК РФ) – если оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, то их дальнейшее распространение допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Публичное исполнение фонограммы , опубликованной в коммерческих целях, а также при сообщении ее в эфир или по кабелю разрешение правообладателя не требуется, а также не требуется разрешение исполнителя, но им должно быть выплачено соответствующее вознаграждение . Сбор с пользователей (непонятно, кто является пользователем) вознаграждения и распределение этого вознаграждения осуществляется специальными организациями по управлению правами на коллективной основе (ОКУ), имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Создание таких организаций предусмотрено ст. 1244 ГК РФ. Вознаграждение распределяется в пропорции 50/50 – половина исполнителю, а другая половина – изготовителю фонограммы.

Порядок сбора вознаграждения определяется Постановлением Правительства РФ № 988 от 29.12.2007 г., утвердившим «Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях». Пользователи фонограмм должны представлять в ОКУ отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора сведений и вознаграждений.

Права организации эфирного или кабельного вещания (статья 1330 ГК РФ): использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи.

Права реализуются посредством ретрансляции или через спутник. Права таких организаций признаются и действуют вне зависимости от наличия авторских прав на передачу, прав на исполнение, прав изготовителя и т.д.

Права изготовителя баз данных в соответствии со ст. 1333 ГК РФ:

· исключительное право изготовителя базы данных;

· право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Исключительное право изготовителя базы данных - право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом, а также право распоряжения этим исключительным правом.

Помимо правообладателя никто не вправе извлекать из баз данных материалов (извлечение понимается в широком смысле).

Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 ГК РФ.

Права публикатора в соответствии со статьей 1338 ГК РФ:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (пункт 1 статьи 1339);

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Сроки действия смежных прав.

1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

2. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

3. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю – статья 1331 ГК РФ.

4. Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания, а если база была обнародована, то в течение 15 лет с момента обнародования (также с 1.01. следующего года. При каждом обновлении базы данных эти сроки возобновляются.

5. Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования – ст. 1340 ГК РФ.

Смежные права - интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, которое означает право лица, обладающего данным правом, использовать тот или иной объект смежного права по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Кроме того, в отношении исполнений, фонограмм, содержания баз данных, произведение науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние законодатель устанавливает неимущественные права. Так, исполнитель помимо исключительного права на исполнение, обладает следующими неимущественными правами на исполнение: авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Изготовитель фонограммы, помимо исключительного права на фонограмму, обладает следующими неимущественными правами: на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, на обнародование фонограммы.

Объекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Знак правовой охраны смежных прав

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

Латинской буквы "Р" в окружности;

Имени или наименования обладателя исключительного права;

Знак правовой охраны смежных прав помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права.

Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав

По лицензионному договору одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав

Данный договор может быть заключен в отношении любого объекта смежных прав. Этот договор направлен на переход исключительного права от одного лица (лиц) к другому лицу (лицам).

Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

В размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

В двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

В случае, если заявитель выбрал первую форму определения размера компенсации, окончательный размер компенсации определяется судом с учетом характера и степени нарушения исключительного права, формы вины нарушителя права и других обстоятельств.

Все слышали об авторских и смежных правах, но не каждый знает, что означают эти термины. Мы каждый день сталкиваемся с их объектами либо субъектами, но не задумываемся об этом. Возможно, у некоторых возникают смежные права, но он не знает что это и как это использовать.

Что такое смежные права

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Ст.1303 Гражданского кодекса РФ

Такие права являются исключительными. Иногда к правам исполнителя относится личное неимущественное право. Права возникают в связи с исполнением объекта авторских прав. Например, поэт написал стихотворение. Само произведение защищается авторским правом. А знаменитый певец прочитал это стихотворение на творческом вечере. Стихотворение, прочитанное певцом - объект смешных прав. И если на вечере производилась запись, то каждый, кто будет её использовать без разрешения чтеца, станет нарушителем смежных прав.

Иногда смешные права возникают в связи с исполнением произведения, на которого не распространяется защита авторского права. Например, стихотворение А.С.Пушкина. Пушкин умер в 1837 году, его произведения не охраняются авторским правом, а значит все результаты его интеллектуальной деятельности стали всеобщим достоянием. Каждый может использовать стихи по своему усмотрению, если такое использование не противоречит закону. Но если кто-то использовал стихи, как текст песни и исполнил её, то любое несанкционированное использование этой песни будет незаконным.

В некоторых случаях звуки могут не быть произведениями, но могут защищаться законами о смежных правах. Например, шум прибоя или шелест листьев на деревьях. Причём исполнять такие звуки не нужно. Достаточно сделать звукозапись. Такая звукозапись тоже может защищаться законом.

Чем отличаются от авторских

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Ст.1255 Гражданского кодекса

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства и право автора на имя;
  • право на неприкосновенность и обнародование произведения.

ФЗ РФ и международные соглашения о смежных правах

  • Международная конвенция об охране прав исполнителей и вещательных организаций (Римская конвенция);
  • Соглашение ТРИПС;
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ);
  • Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция);
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция);
  • Гражданский Кодекс РФ (Часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).

Впервые эти права, как серьёзный аспект результатов деятельности исполнителей, рассматривались в Австрии. В 1935 году был принят закон об авторском праве, в котором целых 14 статей были посвящены смежным правам. Через 6 лет подобный закон был принят в Италии, отличалось только название. Итальянское законодательство применило термин «примыкающие права».

В 1961 году была создана Римская конвенция. Это первая конвенция, целью которой стала защита смежных прав на международном уровне. На тот момент смежные права не были признаны существенно-важными на мировом уровне, не в каждой стране был принят закон о смежных правах. И Римская конвенция пыталась вывести большинство государств на предложенный уровень. Поэтому чтобы вступить в неё, некоторым государствам пришлось принимать законы об авторских и смежных правах. Это было главным условием вступления в Римскую конвенцию. К настоящему времени в странах-участниках конвенции законы о защите смежных прав гипертрофировались. Нормы охраны смежного права, установленные конвенцией, превышены внутренними законами стран.

В 1996 году в Женеве был подписан Международный договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Один из самых крупных международных соглашений, так называемый ДИФ более подробно регламентировал защиту исполнительских прав. Причём рассматривались как имущественные, так и неимущественные права. А также важным стало рассмотрение права по отношению к цифровому виду использования и посредством телекоммуникационной сети Интернет. Так как к этому времени современные технологии начали резко набирать обороты, договор вступил в силу только в 2002 году. Однако в России это вступление произошло в 2009 году.

Что и кто является объектом или субъектом

Объектом смежного права становится воспроизведение уже существующего произведения. К объектам смежных прав относят:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижёров, постановки режиссёров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включённой в аудиовизуальное произведение;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по её заказу за счёт её средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

В зависимости от того, что стало объектом смежных прав, определяют их вид. Так, если объектов 5, то и видов пять. Это смежное право на исполнения, фонограммы, эфирное вещание, базы данных и произведения. Субъектом является тот, для кого наступил случай возникновения смежных прав и кто является правообладателем. К субъектам относятся:

  • исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания;
  • изготовители баз данных;
  • публикаторы.

Смежные права, данные исполнителям, оправданы. Некоторые произведения имеет историческую и значимую на мировом уровне, ценность. Например, старые произведения, на которых уже не распространяются авторские права. Например, переснятие старого чёрно-белого фильма. Авторство на фильм неактуально, спроса на его прокат тоже нет, а рейтинги с трансляции этого произведения падают. Единственный выход из этой ситуации - переснять фильм с использованием современных технологий и методов. Организации, которые занимаются записью исполнения, также заинтересованы в том, чтобы быть в зоне действия смежных прав. На запись и обработку тратятся ресурсы, как материальные, так и нематериальные. И, разумеется, любое неразрешённое правообладателем, использование записи несёт потери и её производителю. Например, бренд студии звукозаписи теряет в цене, а это немаловажно. Каждый производитель заинтересован в том, чтобы его товары и услуги не копировали, а покупали.

Примеры смежных прав

Всё, что вещается по радио, является объектом смежных прав. Например, прозвучавшие песни, новостные блоки, реклама и т.д. Смежные права возникают и у радиоведущих, если они в прямом эфире, например, поют или рассказывают анекдот. Запись такого анекдота нельзя транслировать другими лицами.

Пародист, исполняющий роль известного человека, тоже становится таким правообладателем. Например, Максим Галкин пародирует известных политиков (Черномырдина, Ельцина) или звёзд шоу-бизнеса (Джигурда, Билан и т.д.). В момент исполнения возникают права, смежные с авторскими. Любое использование видео или аудиозаписи такого концерта становится нарушением смежного права.

Срок действия смежных прав

Срок рассматривается с разных точек зрения. Исполнитель, чьё смежное право нарушено, может выбрать наиболее «удобный» срок для обжалования несанкционированных действий. Например, если право было нарушено по истечении срока действия в своей стране, но по международному соглашению оно ещё не истекло.

Так, Римской конвенцией установлен 20-летний срок с момента возникновения смежного права. Эта конвенция предлагает самый короткий срок, в отличие от других норм законодательства. Внутри большинства государств, входящих в конвенцию, установлены законы, рассматривающие более длительный.

Соглашение ТРИПС предусматривает 50 лет законной охраны смежного права, возникшего вследствие записи исполнения, и 20 лет после выпуска эфирного вещания. Причём эти сроки начинают отчитываться не со дня возникновения права, а начиная с конца года, в котором оно возникло. Таким образом, если государство состоит в Римской конвенции, и законы, принятые в этом государстве, удовлетворяют требования конвенции, для вступления в Соглашение ТРИПС нужно увеличить срок таких прав на национальном уровне.

Срок для исключительных смежных прав

Гражданский кодекс устанавливает порядок охраны исключительного права. Часть 4 кодекса установила следующий порядок исчисления срока действия:

  • на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю;
  • на фонограмму действует в течение всей жизни производителя фонограммы и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись;
  • на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;
  • исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения её создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом её создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;
  • исключительное право публикатора на произведение (к которому приравнивается программа для ЭВМ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Однако если исполнитель подвергся репрессиям, но позже реабилитирован (посмертно), то срок действия права автоматически продлевается. В таких случаях 50 лет начинают отсчитываться с января-месяца следующего года после реабилитации. Такое же автоматическое продление касается тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или стали её участниками. В таких случаях к 50 годам прибавляется ещё 4 года.

То же самое касается фонограмм. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет, то право охраняется законом 50 лет. А отсчёт этого срока действия начинается также с 1 января года, следующего за годом обнародования.

После того как срок прав прекратилось, объекты смежного права приобретают статус общественного достояния. Но это при условии, если срок авторства тоже истёк.

Ответственность за нарушение

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящих Кодексом, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Ст.1311 Гражданского кодекса РФ

Если нарушили права исполнителя, пострадавший имеет право обратиться в суд. Суд примет меры, подобные мерам относительно нарушения авторских прав. Суд может осуществлять охрану смежного права через принятие следующих мер:

  • охранительные или временные меры;
  • гражданско-правовые средства защиты;
  • уголовные санкции;
  • меры, предпринимаемые на границе;
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Статья 1252 ГК РФ рассматривает меры ответственности к нарушителям. Так, пострадавший может требовать и возмещение убытков, и выплату компенсаций. Точный размер компенсации устанавливается судом, определены лишь их рамки:

  • в размере от 10000 рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Суд может применить ответственность к нарушителям, если есть основание. Основанием становится нарушение смежных прав если доказано, что объект права, используемый ответчиком, является контрафактным.

Кроме этого, в КоАП РФ нарушению этих прав посвящена целая статья. По данному кодексу любое контрафактное использование объекта грозит нарушителю штрафом от 1500 до 2000 рублей с изъятием незаконных копий и орудий правонарушения. К последним могут отнести материалы или оборудование, которые были использованы нарушителем для создания контрафактных материалов. Такие же инструменты административного нарушения будут изъяты и у должных лиц, увеличится только штраф до размера от 10000 до 20000 рублей. Штраф, наложенный на юридических лиц, составит 30000–40000 рублей.

Смежным правом является право исполнителя (музыка, литература, радиовещание и т.д.). Смежное право появляется в момент непосредственно исполнения, субъектом становится исполнитель или заказчик, а объектом становится фиксация исполнения (запись). Использование таких записей без разрешения правообладателя карается законом. Срок действия смежного права по ГК РФ составляет всю жизнь исполнителя и ещё 50 лет. В некоторых случаях действие права продлевается.

С английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related). И на самом деле, смежные представляют собой права, которые обусловлены существованием авторских прав .

Смежные права позволяют в той или иной степени контролировать использование исполнений - результатов творческой деятельности артистов-исполнителей, фонограмм и передач вещательных организаций.

  • Аккредитация коллективного управления смежными правами

Статьи и новости по теме:

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Арбитражным судом Москвы принято решение об отклонении иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) к столичному Макдональдсу за, как считает истец, «незаконное использование фонограмм» >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

Социальная сеть ВКонтакте выигрывает в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области у ООО «Никитин Медиа Диджитал Контент». Обвинения в нарушении исключительных смежных прав истца с требованием штрафной компенсации в 750 тысяч рублей судом, на закрытом по требованию ответчика заседании, отвергнуто >>>

С просьбой о проведении закрытого заседания к Арбитражному суду обратились представители социальной сети ВКонтакте, мотивируя просьбу тем, что в ходе процесса собираются продемонстрировать оригинальную технологию и программные средства, с помощью которых блокируется доступ к аудиофайлам, нарушающим права авторов >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Андрей Колесников, директор Координационного центра домена.Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью