Непрофильные активы банков: особенности продажи. Продажа непрофильных активов Дела о банкротстве

1. Общие положения

1.1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной политике" (далее - Указ № 596) и поручения Президента Российской Федерации от 22 февраля 2016 г. № Пр-348 необходимо обеспечить разработку и реализацию акционерными обществами с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50% акций, программ отчуждения непрофильных активов.

1.2. Настоящие Методические указания:

1.2.1. определяют понятие профильности/непрофильности активов, основные цели и принципы отчуждения непрофильных активов;

1.2.2. устанавливают порядок выявления и способы распоряжения непрофильными активами;

1.2.3. регламентируют алгоритм утверждения Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов;

1.2.4. устанавливают порядок организации продажи непрофильных активов.

2. Основные термины и определения

2.1. Общество - исходя из целей настоящих Методических указаний под термином "Общество" понимается акционерное общество с государственным участием, в котором Российская Федерация владеет более 50 % акций, а также иные лица в установленных случаях

2.2. Активы компании - основные и оборотные средства юридического лица, включая денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы, финансовые вложения и прочее .

2.3. В область анализа попадают внеоборотные активы Общества, а также активы, переданные в доверительное управление или права, на которые удостоверены паями паевых инвестиционных фондов.

Для Обществ, функционирующих в финансовом секторе экономики, в область анализа попадают также следующие подразделы Раздела 6 "Средства и имущество" Главы А "Балансовые счета" :

- "Имущество" (за исключением счетов по учету резервов на возможные потери, арендных обязательств, материальных запасов (кроме внеоборотных запасов) и по учету выбытия и реализации;

- "Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы" (за исключением счета по учету отложенного налогового обязательства)".

2.4. Стратегия развития Общества (далее - Стратегия) - внутренний документ Общества, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации (включая сеть дочерних и зависимых обществ), информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет.

2.5. Долгосрочная программа развития Общества (далее - ДПР) - внутренний документ Общества, являющийся производным от Стратегии госкомпании и представляющий собой программный документ организации, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных Стратегией ее развития, к поставленным срокам с указанием объема и источников их финансирования, включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов на период от 3 до 5 лет .

2.6. Профильные активы - активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, необходимые для осуществления основного вида деятельности или отвечающие следующим условиям: соответствующий актив необходим для реализации долгосрочной программы развития, утвержденной Стратегии и соответствует критериям профильности в соответствии с настоящей Методикой.

2.7. Непрофильные активы - активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, не участвующие в осуществлении юридическим лицом основного вида деятельности и не соответствующие условиям по настоящей Методики, включая акции (доли) в хозяйственных обществах вне зависимости от основного вида деятельности таких обществ, в случае если юридическому лицу принадлежит пакет (доля) в уставном капитале, составляющая менее 50% уставного капитала.

2.8. В связи с тем, что Стратегия / ДПР содержит не в полном объеме перечни или ссылки на отдельные активы, а отражает мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей развития Общества в определенной сфере деятельности, при рассмотрении активов с учетом их функционального назначения (по видам деятельности) рекомендуется объединять активы в комплексы активов - единицы управленческого учета.

Единица управленческого учета (далее - Е2У) - как отдельный актив, так и минимальный комплекс активов, способный (в том числе потенциально) самостоятельно генерировать поступление денежных средств. Таким образом, каждый актив, как объект бухгалтерского учета, посредством Е2У связывается со Стратегией / ДПР.

2.9. Реестр Е2У - это перечень всех Е2У Общества, который формируется и ведется на постоянной основе менеджментом Общества.

2.10. Вся совокупность профильных и непрофильных активов вертикально-интегрированной структуры определяется активами материнской компании и подконтрольных ей юридических лиц .

2.11. Программа отчуждения непрофильных активов Общества - это внутренний документ Общества, отражающий основные подходы, принципы и механизм выявления и реализации непрофильных активов.

2.12. Реестр непрофильных активов Общества - это перечень всех непрофильных активов Общества.

2.13. План мероприятий по реализации непрофильных активов - это внутренний документ Общества, включающий в себя перечень непрофильных активов, планируемый к реализации в отчетном году, способы его реализации с поквартальной разбивкой, а также экономическое обоснование отчуждения.

3. Цели, задачи и принципы реализации непрофильных активов

3.1. Основные цели реализации непрофильных активов

3.1.1. Настоящие Методические указания разработаны с целью оказания методической и консультационной поддержки Обществам по выявлению и реализации непрофильных активов.

3.1.2. Основными целями реализации непрофильных активов Общества являются:

Оптимизация состава и структуры активов;

Повышение эффективности использования активов;

Снижение финансовых затрат, связанных с содержанием и обслуживанием непрофильных активов;

Привлечение дополнительных источников финансирования;

Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;

Повышение капитализации.

3.2. Основные задачи для Общества в рамках управления непрофильными активами:

3.2.1. Проведение анализа всех активов и выявление непрофильных активов.

3.2.2. Разработка Программы отчуждения непрофильных активов.

3.2.3. Формирование Реестра непрофильных активов.

3.2.4. Определение непрофильных активов, подлежащих отчуждению.

3.2.5. Подготовка Плана мероприятий по реализации непрофильных активов

3.2.6. Проведение мероприятий по реализации непрофильных активов.

3.2.7. Представление информации о ходе реализации Программы отчуждения непрофильных активов посредством личного кабинета Общества (далее - ЛК АО) на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью (далее - MB Портал).

3.4. Ключевые принципы для Обществ при реализации непрофильных активов:

Транспарентность - открытость и доступность информации о применяемых методах и подходах по выявлению непрофильных активов из всей совокупности активов;

Системность - анализ активов на предмет выявления непрофильных активов должен производится на регулярной основе с определенной периодичностью;

Прозрачность - обеспечение открытых и публичных процедур по реализации непрофильных активов, в том числе использование доступных для потенциальных покупателей способов раскрытия информации о продаже непрофильных активов;

Эффективность - выбор способа реализации каждого непрофильного актива должен быть основан на расчёте экономического эффекта от реализации соответствующим способом;

Максимизация доходов - реализация непрофильных активов должна носить возмездный характер при прочих равных условиях;

Минимизация расходов - снижение затрат на содержание неликвидных активов;

Защита экономических интересов Общества при распоряжении активами - своевременная реализация активов, предотвращение потери стоимости активов, защита прав и интересов Общества перед совладельцами активов и третьими лицами.

4. Порядок выявления непрофильных активов

Процесс выявления непрофильных активов из состава всех активов Общества начинается с анализа активов, который проводится в 3 этапа:

I. Подготовительный этап.

На данном этапе менеджментом Общества проводится:

1) Инвентаризация всех имеющихся в наличии активов.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

2) Объединение активов в Е2У (при необходимости) и формирование Реестра Е2У в отношении всех активов Общества.

При формировании Реестра Е2У все активы Общества рекомендуется объединять в комплексы активов - Е2У, так как Стратегия развития общества / ДПР содержит не в полном объеме перечни или ссылки на отдельные активы, а отражает мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей развития Общества в определенной сфере деятельности.

В Реестр Е2У должны быть включены активы, права собственности / права пользования на которые принадлежат Обществу.

3) Классификация Е2У.

При формировании Е2У необходимо руководствоваться классификатором внеоборотных средств (Приложение 1, ) и общей классификацией Е2У (Приложение 1, ).

4) Ведение Реестра Е2У.

Менеджментом Общества должно быть обеспечено постоянное ведение Реестра Е2У. В последующем каждый принятый на баланс Общества актив должен быть внесен в Реестр Е2У и закреплен в управленческом учете за ранее определенным (вновь созданным) Е2У не позднее последнего рабочего дня квартала, следующего за кварталом, в котором актив был принят на баланс Общества.

II. Основной этап (этап определения профильности Е2У).

Основной этап (этап определения профильности Е2У) предполагает проведение менеджментом Общества мероприятий по определению профильности Е2У с точки зрения использования актива при осуществлении Обществом основного вида деятельности или влияния на достижение целей и задач Общества, определенных в Стратегии / ДПР.

На данном этапе проводится исследование каждой Е2У (отдельный актив / комплекс активов) с точки зрения использования Е2У при осуществлении Обществом основного вида деятельности или влияния на достижение целей и задач, определенных в Стратегии / ДПР с учетом различных факторов, указанных в .

В случае если Е2У (отдельный актив / комплекс активов) используется при осуществлении основного вида деятельности, он относится к профильным активам.

Если Е2У (отдельный актив / комплекс активов) не используется при осуществлении основного вида деятельности, но при этом оказывает влияние на достижение целей и задач, определенных в Стратегии / ДПР, его отнесение к профильным осуществляется по алгоритму определения профильности/непрофильности, приведенному ниже.

Таблица 1

№ п/п Факторы Целевые ответы для определения профильного Е2У Удельные веса, присваиваемые за совпадение с целевым ответом по определению профильного Е2У
1 Актив, являющийся недвижимым имуществом, расположен на территории, принадлежащей Обществу и используемой для осуществления основного вида деятельности либо для единственно возможного проезда/прохода к территории, используемой Обществом для осуществления основного вида деятельности. да 15%
2 Е2У генерирует более 5% выручки по итогам предыдущего года (да / нет) да 13%
3 Относится к социально значимым объектам (поликлиника, аэропорт, санаторий, спортивный комплекс, общежитие, столовая), выручка которых формируется более чем на 50% за счет предоставления услуг работникам Общества (да / нет) да 13%
4 Наличие заключенных контрактов или иных обязательств, связанных с использованием Е2У, общей стоимостью более 1% от выручки материнской компании или более 1 млрд. рублей (да / нет) да 13%
5 Е2У содержит активы, результаты деятельности которых составляют государственную тайну либо коммерческую тайну, раскрытие которой для Общества повлечет убытки (да / нет) да 10%
6 Е2У обеспечивает предотвращение чрезвычайных ситуаций, информационную, экономическую и финансовую безопасность Общества и его подконтрольных юридических лиц (да / нет) да 10%
7 Возможно передать функции Е2У на аутсорсинг (да / нет) нет 8%
8 Е2У доступна для использования всем желающим, не только лицам, являющимся сотрудниками организации и их родственникам (например: детский сад, находящийся на балансе Общества, доступен для детей не только сотрудников Общества) (да / нет) нет 8%
9 Е2У подлежит передаче в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципалитета согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации (да / нет) нет 7%
10 Е2У прямо указана в Стратегии / ДПР в качестве основного Е2У (да / нет) да 3%

Алгоритм определения профильности/непрофильности каждой Е2У строится следующим образом:

1. Необходимо определить степень влияния факторов, представленных в , на каждую отдельную Е2У, включенную в Реестр Е2У, путем выбора ответов (да - фактор оказывает влияние / нет - фактор не влияет).

2. По итогам анализа степени влияния факторов на Е2У, необходимо сопоставить получившийся результат ответов с целевыми ответами для определения профильного актива, представленными в .

В случае:

Если полученные результаты ответов совпадают с целевыми ответами, то за каждый ответ присваивается соответствующий удельный вес;

Несовпадения - "0".

3. Удельные веса, полученные за каждый ответ, суммируются.

В случае если суммарный результат составляет:

50% и более процентов, то Е2У - профильный;

Менее 50%, то Е2У - непрофильный.

По итогам исследования Е2У, определенная как профильная, подлежит включению в Стратегию / ДПР в срок до следующего внесения изменений в Стратегию / ДПР.

III. Этап определения профильности активов, включенных в состав Е2У.

Главной целью на данном этапе является поиск активов, включенных в состав профильного Е2У, но не соответствующих целям Е2У, в которые они включены. Данный этап предполагает определение целесообразности сохранения каждого из активов, входящего в состав Е2У, в отношении которого принято решение о сохранении в собственности Общества, путем определения степени влияния (значимости) актива в составе Е2У ().

Таблица 2

№ п/п Факторы Целевые ответы для определения необходимости сохранения актива, входящего в состав профильного Е2У Удельные веса, присваиваемые за совпадение с целевым ответом для определения необходимости сохранения актива, входящего в состав профильного Е2У
1 Актив является необходимым для обеспечения успешной работы Е2У (да / нет) да 100%
2 Актив является неотчуждаемым (сервитут, объект коммерческой тайны, объект необходим для выполнения государственных задач, мобилизационной подготовки, обороны, безопасности и др.) (да / нет) да 100%

Алгоритм определения целесообразности сохранения каждого актива в составе Е2У:

1. Определить степень значимости актива, включенного в состав профильного Е2У, исходя из критериев оценки, представленных в , путем выбора ответов (да - фактор оказывает влияние / нет - фактор не влияет).

2. По результатам исследования, в случае если хотя бы 1 ответ совпадает с целевым ответом, представленным в , то актив целесообразно сохранить в составе Е2У.

В случае если ни один из ответов не совпадает с целевым ответом, представленным в , актив подлежит исключению из состава профильного Е2У и самостоятельной оценке профильности по правилам оценки, установленным настоящей Методикой.

Е2У, определенная как непрофильная, подлежит включению в Реестр непрофильных активов частично или комплексно.

Результаты анализа определения профильности активов менеджменту Общества следует проводить на постоянной основе и представлять с исчерпывающими обоснованиями на одобрение совету директоров (наблюдательному совету), так как рассмотрение вопроса профильной востребованности имеющихся у Общества активов относятся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) Общества в соответствии Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", поскольку осуществляется в рамках руководства общей деятельностью указанных хозяйствующих субъектов.

Общая схема принятия решения советом директоров (наблюдательным советом) Общества о сохранении/отчуждении активов представлена в .

5. Способы распоряжения непрофильными активами

5.1. Принятие решений по вопросам распоряжения непрофильными активами относятся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) Общества. При этом, в целях принятия советом директоров (наблюдательным советом) Общества взвешенного и объективного решения менеджмент Общества должен представить совету директоров (наблюдательному совету) исчерпывающие обоснования, подтверждающие экономическую целесообразность выбора того или иного способа распоряжения каждым непрофильным активом.

5.2. Реализация (отчуждение) - это передача Обществом прав на непрофильный актив сторонним лицам.

Реализация (отчуждение) непрофильного актива предполагает следующие способы распоряжения им:

Продажа - возмездное отчуждение непрофильного актива в собственность иного лица полностью или частично, либо доли в праве собственности на непрофильный актив, передача по договору аренды с правом выкупа, а также отчуждение по инвестиционному соглашению (договору), в качестве взноса по договору простого товарищества или внесение непрофильного актива в оплату уставного капитала юридического лица, в котором Общество не является единственным участником при условии, что в результате указанных сделок Общество приобретает права на актив (активы), являющиеся для Общества профильными;

Безвозмездная передача (дарение) - безвозмездное отчуждение непрофильного актива в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в случае если передача такого актива обеспечивает реализацию полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;

Ликвидация - разукомплектование, списание, уничтожение и т.д. непрофильного актива, в том числе с возможностью последующей продажи отдельных составляющих в случаях, если имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа либо выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

5.4. На ежеквартальной основе менеджменту Общества следует отчитываться перед советом директоров (наблюдательным советом) Общества о ходе исполнения Программы отчуждения непрофильных активов в соответствии со сведениями, содержащимися на МВ Портале.

6. Принципы и порядок организации продажи непрофильных активов

6.1. В целях обеспечения конкурентного характера возмездного отчуждения непрофильных активов, их продажу рекомендуется осуществлять путем проведения конкурентных процедур.

6.2. Порядок проведения конкурентных процедур по продаже непрофильных активов Общества устанавливается внутренними документами Общества, утверждаемыми советом директоров (наблюдательным советом) Общества.

6.3. Реализация непрофильных активов путем продажи должна основываться на принципах:

Публичности;

Открытости;

Прозрачности;

Конкурентности;

6.4.1. Аукцион (в том числе в электронной форме подачи заявок) - это конкурентная форма продажи непрофильных активов, при которой главным критерием в состязании между участниками во время торгов является цена.

Аукцион, как правило, должен быть открытым по составу участников, предложения о цене актива заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене).

6.4.2. Конкурс (в том числе в электронной форме подачи заявок) - это конкурентная форма продажи непрофильных активов, при которой главным критерием в состязании между участниками во время торгов является предложение с наиболее лучшими условиями для продавца.

Договор купли-продажи имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса. Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств. Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Условия конкурса могут предусматривать:

Ограничение изменения назначения отдельных объектов, используемых для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности, социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения, и (или) прекращение использования указанных объектов;

Проведение ремонтных и иных работ в отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.

6.4.3. Продажа непрофильных активов посредством публичного предложения (в том числе при электронной форме подачи заявок) - это конкурентная форма продажи непрофильных активов, при которой в течение одной процедуры проведения такой продажи осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на "шаг понижения" до цены отсечения, а в случае, если кто-либо из участников продажи посредством публичного предложения подтвердит цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из "шагов понижения", со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене актива.

Право приобретения актива принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такой актив.

Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже на аукционе/ конкурсе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50% начальной цены такого аукциона/конкурса.

Продажа посредством публичного предложения возможна в случае, если аукцион/конкурс по продаже непрофильного актива признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.

6.4.4. Продажа непрофильных активов без объявления цены (в том числе при электронной форме подачи заявок) - это конкурентная форма продажи непрофильных активов, при которой его начальная цена не определяется.

Претенденты направляют свои предложения о цене непрофильного актива в адрес, указанный в информационном сообщении.

Продажа непрофильных активов без объявления цены осуществляется, если продажа этого актива посредством публичного предложения не состоялась.

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за непрофильный актив наибольшую цену.

Данный способ рекомендуется применять в исключительных случаях крайней не востребованности актива ввиду его характеристик, удаленности и труднодоступности места нахождения, крайней малоценности актива. Альтернативой данного способа распоряжения непрофильными активами следует рассматривать передачу актива в государственную либо муниципальную собственность (в случае выявления такой востребованности), списание.

В целях оптимизации временных и административных ресурсов в решениях Общества о совершении сделки по реализации актива необходимо предусматривать последовательное применение способов продажи с указанием условий реализации актива без принятия дополнительно промежуточных корпоративных и управленческих решений.

6.5. В случаях признания продажи непрофильного актива несостоявшейся более 3 раз в связи с отсутствием заявок и при условии, что снижение начальной цены (цены продажи) по сравнению с первоначальной ценой составило более 50%, в соответствии с решением Общества допускается:

а) передача непрофильного актива в аренду через процедуру торгов;

в) вовлечение непрофильного актива в оборот на инвестиционных условиях по результатам торгов;

в) обособление непрофильного актива - учреждение нового юридического лица совместно с иными физическими и/или юридическими лицами либо без участия таковых; реорганизация в форме выделения, с передачей новому юридическому лицу непрофильного актива; реорганизация в форме разделения с передачей одному из новых юридических лиц непрофильного актива; передача непрофильного актива в оплату уставного капитала (дополнительных акций) существующего юридического лица;

г) передача в залог прав на непрофильный актив в качестве обеспечения по обязательствам Общества или обязательствам бенефициаров поручительства Общества;

д) развитие актива путем реализации на его базе проектов, имеющих положительный экономический эффект;

е) безвозмездная передача непрофильного актива в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, если соответствующее имущество соответствует целям и обеспечивает деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6.6. При продаже непрофильного актива (например, пакета акций дочерней компании) с обременениями менеджменту Общества в обязательном порядке следует заключить договор с покупателем, предметом которого будет являться обязательство покупателя погасить долги, имеющиеся на приобретаемом Обществом непрофильном активе.

В случае если менеджмент Общества считает целесообразным реализовать непрофильный актив по цене ниже балансовой (остаточной) стоимости, то окончательное решение в отношении совершения/несовершения соответствующей сделки в обязательном порядке должно быть принято советом директоров (наблюдательным советом) Общества.

6.8. Способ продажи непрофильных активов определяется менеджментом Общества и одобряется советом директоров (наблюдательным советом) Общества.

6.9. Продажу непрофильных активов рекомендуется проводить в соответствии со статьями 447 и 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации. При выборе организатора торгов (специализированной организации) для возложения на него функций по поиску покупателей и организации продажи актива на торгах рекомендует руководствоваться перечнем юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1874-р (в случае проведения очных торгов), либо перечнем юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2015 г. № 2488-р (в случае проведения торгов в электронной форме).

Договором с организатором торгов может быть определено, что сумма вознаграждения лица, привлекаемого к организации продажи непрофильных активов не входит в цену продажи имущества и подлежит выплате за счет средств победителя торгов или процедуры продажи актива посредством публичного предложения, сверх цены имущества, предложенной победителем. Сумма вознаграждения определяется договором между собственником непрофильного актива и таким лицом.

6.10. Информационное обеспечение продажи непрофильных активов осуществляется в срок не менее 30 рабочих дней до дня планируемой продажи путем размещения полной информации о продаже (анонс продажи, информационное сообщение) на официальном сайте Общества-собственника, а также специализированной организации (организатору торгов), уполномоченной собственником на продажу принадлежащего ему непрофильного актива, если такая организация привлекается для организации торгов. Информация о продаже непрофильных активов может быть размещена на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (http://torgi.gov.ru/).

Размещение информационного сообщения о проведении аукциона/конкурса должно быть осуществлено на основании решения о продаже непрофильного актива на аукционе либо конкурсе в течение срока действия отчета независимого оценщика. Информационное сообщение о проведении аукциона либо конкурса должно быть размещено в течение трех месяцев с даты принятия решения о продаже Обществом непрофильного актива.

При опубликовании информационных сообщений о продаже непрофильного актива необходимо указывать, в частности, сведения о времени, месте, способе и порядке продажи, сведения об отчуждаемом имуществе, включая сведения о существующих обременениях (наличие договоров аренды и/или иных договоров в отношении продаваемого непрофильного актива, наличие сервитутов, градостроительных и иных ограничений, наличие статуса объекта ГОиЧС, статуса памятника и пр.)., о порядке определения лица, получающего право на заключение договора купли-продажи, а также сведения о цене (начальной цене) отчуждаемого имущества.

6.11. Начальная цена или цена продажи непрофильного актива, отчуждаемого не на торгах, определяется на основании отчета независимого оценщика, если иное не установлено отдельным решением совета директоров (наблюдательного совета) Общества в отношении данного актива с учетом рекомендаций, установленных настоящим пунктом.

Независимая рыночная оценка стоимости отчуждаемых непрофильных активов проводится, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, а также в обязательном порядке в следующих случаях:

а) балансовая стоимость отчуждаемого имущества равна или превышает 200 млн. рублей;

б) начальная цена торгов или цена сделки с имуществом, реализуемым не на торгах, ниже его балансовой стоимости, при условии что балансовая (остаточная) стоимость непрофильного актива на 15% превышает стоимость услуг независимого оценщика.

7. Порядок разработки Программы отчуждения непрофильных активов

7.1. Программа отчуждения непрофильных активов разрабатывается менеджментом Обществ в целях закрепления основных концептуальных походов, которыми руководствуется Общество в процессе выявления непрофильных активов, а также распоряжения ими.

Программу отчуждения непрофильных активов необходимо разрабатывать Обществам, которые по результатам анализа активов выявили непрофильные активы к реализации.

7.2. Структура Программы отчуждения непрофильных активов в обязательном порядке должна включать в себя следующие разделы:

1. Основные термины и определения.

В данном разделе следует раскрыть основные понятия, используемые в Программе отчуждения непрофильных активов (например: профильные активы, непрофильные активы, способы реализации непрофильных активов и др.).

2. Принципы реализации непрофильных активов.

3. Порядок выявления непрофильных активов.

В данном разделе подробно описывается: весь алгоритм выявления непрофильных активов из общей структуры всех активов Общества; детальное содержание Реестра отчуждения непрофильных активов, а также порядок его формирования и утверждения органами управления Общества.

4. Порядок оценки непрофильных активов.

В данном разделе должна содержаться информация о порядке проведения оценки непрофильных активов.

5. Способы реализации непрофильных активов.

В данном разделе отражаются: используемые способы отчуждения непрофильных активов; порядок принятия решения по выбору способа отчуждения непрофильных активов; организация процесса реализации непрофильных активов тем или иным способом.

6. Информационное обеспечение реализации непрофильных активов.

В данном разделе описываются: мероприятия, направленные на обеспечение свободного доступа лиц потенциально заинтересованных в приобретении активов, являющихся непрофильными в рамках хозяйственной деятельности конкретного Общества.

7. Подготовка и представление отчетности о ходе исполнения Программы отчуждения непрофильных активов совету директоров (наблюдательному совету) и акционеру Общества.

В данном разделе должен содержаться формат, сроки и порядок представления отчетности о ходе исполнения Программы и Реестра отчуждения непрофильных активов.

8. Ответственность руководителей и сотрудников структурных подразделений.

В данном разделе должна отражаться информация о порядке и способах премирования/депремирования руководителей и сотрудников структурных подразделений, отвечающих за выполнение работ по выявлению непрофильных активов, реализации непрофильных активов, представление своевременной, качественной, достоверной и полной информации о реализации непрофильных активов акционеру, органам управления и контроля Обществ.

7.3. Программа отчуждения непрофильных активов подлежит обязательной публикации на сайте Общества в срок не позднее 3 рабочих дней с даты утверждения советом директоров (наблюдательным советом) Общества. В случае внесения изменений в Программу отчуждения непрофильных активов документ в новой редакции подлежит публикации на сайте Общества в срок не позднее 3 рабочих дней с даты утверждения изменений уполномоченным органом Общества.

8. Порядок разработки Реестра непрофильных активов

8.1. Реестр непрофильных активов формируется менеджментом Общества по результатам анализа активов, в случае наличия непрофильных активов.

Реестр непрофильных активов рекомендуется актуализировать и переутверждать на совете директоров (наблюдательном совете) Общества по результатам проведения анализа активов, в случае выявления Обществом новых непрофильных активов и по итогам завершения выполнения действующей Программы отчуждения непрофильных активов.

Недопустимо не включать в Реестр непрофильных активов актив, отвечающий признакам непрофильного.

8.2. По итогам рассмотрения перечня всех непрофильных активов и определения в отношении каждого из них способа распоряжения совет директоров (наблюдательный совет) Общества утверждает Реестр непрофильных активов, который должен содержать в себе 2 раздела:

1. Перечень непрофильных активов, в отношении которых совет директоров (наблюдательный совет) Общества определил необходимость их реализации.

2. Перечень непрофильных активов, в отношении которых совет директоров (наблюдательный совет) Общества принял решение об их сохранении в Обществе (в случае если указанная категория непрофильных активов была выявлена менеджментом Общества).

Каждый из перечисленных разделов Реестра непрофильных активов Общества должен содержать в обязательном порядке следующую информацию по каждому непрофильному активу:

Наименование непрофильного актива;

Средства идентификации непрофильного актива;

Вид деятельности, к которой относится непрофильный актив;

Остаточная (балансовая) стоимость непрофильного актива по состоянию на последнюю отчетную дату;

Планируемый способ реализации/сохранения непрофильного актива;

Описание, сведения о правоустанавливающих документах и обременениях.

8.3. По итогам обнаружения менеджментом Общества новых непрофильных активов в общей структуре активов Общества, их следует внести в Реестр непрофильных активов Общества, после чего Реестр подлежит переутверждению на ближайшем заседании совета директоров (наблюдательного совета) Общества, в соответствии с порядком, предусмотренным в настоящих Методических указаний.

8.4. Реестр непрофильных активов подлежит обязательной публикации на сайте Общества в срок не позднее 3 рабочих дней с даты утверждения советом директоров (наблюдательным советом) Общества. В случае внесения изменений в Реестр документ в новой редакции подлежит публикации на сайте Общества в срок не позднее 3 рабочих дней с даты утверждения изменений уполномоченным органом Общества.

8.5. Помимо разработки Реестра непрофильных активов менеджменту Общества следует ежегодно разрабатывать план мероприятий по реализации непрофильных активов с поквартальной детализацией. В данном документе должна содержаться информация с расчетными данными об ожидаемом экономическом эффекте от реализации непрофильных активов, возможных прочих выгодах и положительных влияний для хода реализации Стратегии \ ДПР Общества от реализации непрофильных активов, а также матрица возможных рисков, с оценкой степени критичности и минимизирующих риски факторов, возникающих для Общества в результате реализации непрофильных активов. План мероприятий по реализации непрофильных активов с итогами соответствующего анализа должны быть представлены на рассмотрение и утверждение совету директоров (наблюдательному совета) Общества и на постоянной основе размещаться на МВ Портале (в разделе "Документы").

9. Порядок утверждения и актуализации Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов

9.1. Порядок утверждения Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов следующий:

1. Проекты Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов разрабатываются менеджментом Общества.

2. Проекты Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов с приложением материалов, подтверждающих наличие взвешенного и обоснованного подхода менеджмента Общества при принятии решений по отнесению того или иного актива к непрофильному, предварительно одобряются Комитетом по стратегии при совете директоров (наблюдательном совете) Общества в случае наличия такого специализированного комитета.

В случае отсутствия в Обществе соответствующего специализированного комитета при совете директоров (наблюдательном совете) Общества менеджмент Общества представляет соответствующие проекты документов на рассмотрение и утверждение совету директоров (наблюдательному совету) Общества.

3. Предварительно одобренные Комитетом по стратегии при совете директоров (наблюдательном совете) Общества проекты Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов представляются на утверждение совету директоров (наблюдательному совету) Общества.

В случае отсутствия у Общества непрофильных активов решение о нецелесообразности разработки Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов должно быть принято советом директоров (наблюдательным советом) Общества. Недопустимо не рассматривать вопрос о целесообразности разработки Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов на заседании совета директоров (наблюдательного совета) Общества лишь на основании позиции менеджмента Общества об отсутствии непрофильных активов.

9.2. Актуализация Программы отчуждения непрофильных активов требуется в случае изменения или появления иного профильного вида деятельности в Обществе.

Актуализация Реестра непрофильных активов требуется в случае выявления менеджментом Общества новых непрофильных активов.

Порядок актуализации Программы отчуждения непрофильных активов и Реестра непрофильных активов следующий:

1. Менеджмент Общества формирует проект Программы отчуждения непрофильных активов / Реестра непрофильных активов в новой редакции, а также подготавливает материалы с обоснованием необходимости актуализации действующей редакции Программы отчуждения непрофильных активов / Реестра непрофильных активов.

2. Проект Программы отчуждения непрофильных активов / Реестра непрофильных активов с приложением материалов, подтверждающих наличие обоснованного подхода менеджмента Общества при принятии решения по актуализации соответствующего документа представляются на утверждение совету директоров (наблюдательному совету) Общества.

3. Совет директоров (наблюдательный совет) Общества, рассмотрев представленный проект Программы отчуждения непрофильных активов / Реестра непрофильных активов с приложенными обоснованиями, должен принять соответствующее решение.

10. Заключительные положения

10.1. Материнской компании следует распространить положения, заложенные в настоящих Методических указаниях на свои подконтрольные организации.

10.3. Координация и мониторинг реализации непрофильных активов осуществляется Росимуществом посредством МВ Портала.

10.4. В целях раскрытия информации о ходе реализации непрофильных активов Обществами, а также для организации эффективного мониторинга реализации Программ отчуждения непрофильных активов Обществ всеми участниками корпоративных отношений (акционером, органами управления и контроля) менеджменту Общества необходимо обеспечить:

Ежеквартальное в срок до 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом размещение полной, актуальной и достоверной информации о ходе отчуждения непрофильных активов в ЛК АО на МВ Портале.

Информация от подконтрольных юридических лиц направляется в материнские компании. Материнские компании размещают объединенную информацию в ЛК АО на МВ Портале .

По итогам корпоративного года представление соответствующей информации о реализации непрофильных активов в годовом отчете Общества в соответствии с требованиями постановления правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1214 "О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями".

*(1) - В соответствии с утвержденными Минфином России Положениями по бухгалтерскому учету (за исключением кредитных организаций), а также в соответствии с положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 16.07.2012 № 385-П:

http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/legislation/positions/

http://www.cbr.ru/analytics/bux/faq/385-p.pdf

*(2) - Раздел I "Внеоборотные активы" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, за исключением кредитных, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

*(3) - Рекомендации по разработке Стратегии и долгосрочной программы развития приведены в письме Росимущества от 29.04.2014 № ОД-11/18576 "О разработке ключевых стратегических документов в госкомпаниях" http://rosim.ru/documents/223803, директивы представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) Обществ по разработке долгосрочных программ развития направлены в акционерные общества письмами Росимущества от 15.08.2014 № ПФ-11/35222, от 19.08.2014 № ОД-11/35744 и от 19.08.2014 № 11/35746.

*(4) - Соответствует понятию Единица Генерирующая Денежный Поток (ЕГДП) согласно МСФО:

http://www.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/

*(5) - В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", введенным в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н, а также указаниями Банка России от 16.01.2013 № 2964-у "О представлении и опубликовании кредитными организациями годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности" и положением о консолидированной отчетности, утвержденным Банком России от 30.07.2002 № 191-П:

http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2013/Prilozhenie_№_4_-_RU_GVT_IFRS_10_May_2011.pdf

http://www.cbr.ru/analytics/bux/msfo/2964-u.pdf

*(6) - https://mvpt.rosim.ru. Работа Общества на МВ Портале осуществляется в соответствии с приказом Росимущества от 28.02.2011 № 53 "Об утверждении регламента работы пользователей межведомственного портала по управлению государственной собственностью".

Приложение № 1

1. Классификатор внеоборотных активов

1110 "Нематериальные активы"

1120 "Результаты исследований и разработок"

1130 "Нематериальные поисковые активы"

1140 "Материальные поисковые активы"**

1150 "Основные средства"

1160 "Доходные вложения в материальные ценности"

1170 "Финансовые вложения"

1180 "Отложенные налоговые активы"**

1190 "Прочие внеоборотные активы"**

2. Классификатор 2: классификатор единиц управленческого учета

01 "Производственный (сервисный) комплекс"

02 "Недвижимость (земельные участки, здания, помещения, сооружения)"

03 "Недвижимость (земельные участки, здания, помещения, сооружения), сдаваемая в аренду"

04 "Земельные участки"

05 "Линейные сооружения"

06 "Прочие объекты недвижимости"

07 "Ценные бумаги, подконтрольное юридическое лицо"

08 "Права и иные нематериальные активы"

09 "Прочие Е2У"

______________________________

* - Используются в классификаторе для контроля финансовой отчетности Общества.

Приложение № 2

Обзор документа

Согласно поручениям Президента РФ необходимо обеспечить разработку и реализацию акционерными обществами с госучастием, в которых Российская Федерация владеет более 50% акций, программ отчуждения непрофильных активов.

Представлены методические указания по выявлению и отчуждению непрофильных активов.

Определено понятие понятие профильности/непрофильности активов, основные цели и принципы отчуждения непрофильных активов. Урегулированы вопросы распоряжения последними.

Прописана процедура утверждения программы отчуждения непрофильных активов и реестра непрофильных активов.

Закреплен порядок организации продажи непрофильных активов.

Материнской компании следует распространить изложенные в указаниях правила на свои подконтрольные организации.

Российским законодательством предусмотрен такой вариант налаживания платежеспособности фирмы-банкрота, как открытие на ее базе нового акционерного общества. Этот способ рассматривается как альтернатива обычной реализации имущества посредством организации торгов.

Сущность и задачи

Целью процедуры является восстановление платежеспособности. Суть ее заключается в том, что на основе имеющегося имущества под внешним управлением создается новое акционерное общество (либо несколько АО).

Получается, что собственность компании обменивается на акции вновь организованного юрлица, реализовав которые можно погасить долг. Это мероприятие включается в план управления или обсуждается на собрании кредиторов. Неотъемлемое условие – подписанное органом управления фирмой решение, который уполномочен решать вопросы касаемо заключения тех или иных сделок.

Законодательная база

Процедура предусмотрена Законом «О банкротстве» №127-ФЗ. В соответствии со статьей 115, активы замещаются посредством образования АО (можно создать несколько юрлиц), уставный капитал которых формируется из имеющегося имущества. Эмитированные акции передаются должнику и далее реализуются через торги. На практике это происходит по схеме слияния или поглощения, бизнес фирмы при этом сохраняется.

Положения законодательства о банкротстве, вступившие в силу в 2002 году, допускают реализацию собственности только через открытые торги (статья 139). Задачей нормы является исключение возможного злоупотребления своим положением временным управляющим, заимодавцами и прочими лицами.

С введением заместительной схемы законодатели по факту сделали исключение и допустили «выведение активов» в открывшуюся организацию, миновав торги.

Замещение активов должника в ходе конкурсного производства: способы

При создании акционерного общества в его уставный капитал включается собственность, а также имущественные права, которые принадлежат организации и используются для осуществления коммерческой деятельности. Исходя из этого, должник передает не все свое имущество.

Применение процедуры реорганизации с целью замещения законом не предусмотрено, хотя по факту используется похожая схема. Активы фирмы замещаются посредством создания нового юрлица – акционерного общества.

Указанная мера вносится в план управления. Предварительно принимается решение:

  • управленческим органом фирмы;
  • советом директоров (если предмет соглашения оценивается на 25-50% от балансовой стоимости активов юрлица);
  • совместным собранием акционеров (если предмет сделки стоит дороже 50% балансовой стоимости активов).

Порядок получения соглашения на заключение большой сделки определен ст. 79 Закона об АО №208.

Таким образом, единственный законный способ замещения – это образование нового юридического лица.

Принятие решения

Основание для замещения в рамках конкурсного производства – коллективное решение заимодавцев (пункт первый статьи 141 Закона №127). Это входит в исключительную компетенцию кредиторов.

Неотъемлемое условие – голоса всех заимодавцев, обязательства перед которыми обеспечивает залоговое имущество банкрота (статья 141). Кредиторы в процессе принятия решения должны учитывать, что они не станут акционерами созданной организации (или группы компаний). Разъяснения по этому поводу можно найти в Постановлении ФАС ЗСО №Ф04/4566725/А75-2003 от 10 сентября 2003 года.

Процесс принятия решения сам по себе достаточно длительный. Однако ускорить его практически невозможно. Управленческие органы, как правило, принимают решение без особого энтузиазма, так как в процессе реализации акций утрачивается контроль над состоянием должника.

Ход процедуры и основные проблемы

Согласно статье 141, «обмен» производится по аналогии с процедурой внешнего управления – в порядке и на условиях, установленных пп. 2-6 статьи 115. Этой нормой не охватывается специфика конкурсного производства, вследствие чего на деле возникает много трудностей и неясностей.

С одной стороны, единственное основание замены – это коллективное решение кредиторов. В то же время действует норма статьи 126: со дня вступления в силу судебного решения о присвоении должнику статуса банкрота полномочия руководителя, собственников имущества банкрота и других управленческих структур прекращаются.

Однако здесь есть исключение: полномочия управленческого органа, связанные с заключением существенных сделок, сохраняются. Включение имущества обанкротившейся фирмы в уставный капитал других юрлиц является крупной сделкой, поэтому решение должно быть одобрено советом директоров (25-50% балансовой стоимости собственности) или общим собранием акционеров (свыше 50%).

Получается, что одного решения кредиторов будет мало. При отсутствии решения управленческого аппарата должника о заключении крупной сделки процедура может быть оспорена.

Определение состава имущества

В рамках конкурсного производства перечень имущества фирмы-должника, которое будет включено в оплату уставного капитала открываемого АО, определяется так же, как в случае замещения в ходе внешнего управления (пункт второй статьи 141).

При внешнем управлении размер уставного капитала АО определяют, ориентируясь на рыночную стоимость вносимого имущества. Эта стоимость устанавливается на основании заключения независимого эксперта.

Этапы процедуры

Замещение активов должника в ходе конкурсного производства представляет собой сложный юридический процесс. Можно выделить основные этапы процедуры:

  • принятие кредиторами коллективного решения о замещении;
  • одобрение решения управленческим органом должника, поскольку сделка считается крупной;
  • включение имущества в уставный капитал АО по акту приемки-передачи;
  • процедура госрегистрации новой фирмы в качестве юрлица;
  • регистрация права собственности в ЕГРП, если предметом сделки являются недвижимые объекты.

И только после этого приобретенные акции могут выставляться на торги с целью реализации в счет погашения долга перед кредиторами.

Видео: Инвестирование в торгах

Варианты развития событий

С учетом того, что замещение активов организации-банкрота осуществляется в несколько этапов (сначала – включение имущества в уставный капитал АО, далее – реализации акций нового юрлица), можно предположить иные варианты развития событий.

До момента продажи акций новая компания или несколько организаций, получившие имущество банкрота в ходе замещения, могут частично или полностью его перепродать либо включить в уставный капитал третьего юрлица (в еще одну открывшуюся фирму), расширить уставный капитал и т. п. В связи с этим встает проблема ликвидности ценных бумаг.

Собственность должника выводится из новой фирмы, акции в результате утрачивают свою ликвидность. По сути, законодательные нововведения касаемо вопросов банкротства позволяют просто так заполучить имущество должника.

Следует рассмотреть возможность и правомерность выведения активов из образованного общества. Если в случае отчуждения части собственности сделка не является крупной, законность ее неоспорима.

Если же сделка, сосредоточенная на отчуждении собственности нового юридического лица, относится к числу крупных, возникает вопрос о ее подтверждении.

Возможные варианты:

  • предмет большой сделки – объект, стоимость которого составляет 25-50% от балансовой стоимости всей собственности. В этой ситуации нужно, чтобы решение одобрили все члены совета директоров (пункт второй статьи 79 Закона №208);
  • крупная сделка одобряется на собрании акционеров большинством голосов, если предмет стоит дороже половины активов организации (пункт третий статьи 79 Закона №208).

В случае с конкурсным производством, единственный акционер новой организации – компания-должник. При этом решение об одобрении крупной сделки (отчуждение собственности стоимостью более 50% от всех активов) будет принимать единственный акционер – прежнее общество-должник, а утверждать его будет конкурсный управляющий.

Таким образом, при выведении имущества стоимостью менее 50% старая организация-должник не сможет контролировать реализацию собственности. Это может привести к обесцениванию акций как минимум в дважды, что негативно отразится на процедуре удовлетворения требований кредиторов.

Преимущества и недостатки

Замещение активов как вариант восстановления платежеспособности для расплаты с заимодавцами имеет свои плюсы и минусы.

Основное преимущество заключается в том, что включение собственности в уставный капитал происходит намного быстрее, чем в случае его реализации через торги. При этом вероятность его продажи подставным лицам минимальна.

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту схемы, у процедуры имеется множество «подводных камней». Это касается законодательных недоработок и нераскрытых моментов, которые могут обернуться для должника большими проблемами.

Так, например, включение созданным обществом имущества в уставный капитал другого юрлица приведет к обесцениванию акций, из-за чего должник не сможет продать их по выгодной цене и расплатиться с кредиторами.

Непрофильные активы напрямую не связаны с основными видами деятельности предприятия, но числятся на его балансе в собственности. Законодательство РФ не содержит точного определения профильных или непрофильных ресурсов, тем не менее существуют различные Методические указания, на которые можно ориентироваться. Рассмотрим основные понятия и нюансы бухгалтерского учета продажи непрофильных активов.

Что относится к непрофильным активам

Основное отличие непрофильных активов от профильных в том, что они не участвуют в производственном и сбытовых процессах, не задействованы в реализации как краткосрочных, так и долгосрочных программ развития бизнеса (п. 2.7 Методических указаний). Такие ресурсы считаются второстепенными и могут приносить прибыль, не влияя на ведущую деятельность. К примеру, профильными банковскими продуктами являются – финансово-кредитные предложения, а непрофильными – доли от участия в иных организациях.

В соответствии с подп. 3.1-3.2 Приказа Росимущества № 526 от 30.12.14 г. непрофильные активы – это те ресурсы, которые:

  • Не соответствуют целям образования предприятия.
  • Полностью не используются.
  • Используются не ради достижения зафиксированных в Уставе целей и без соблюдения регламентированных законодательно технических требований.
  • Имеются в собственности организации в излишнем количестве (за отправную точку берутся технически допустимые нормы).

Выделение в совокупном объеме ресурсов величины непрофильных активов позволяет повысить эффективность распоряжения объектами, сконцентрировать вложения на прибыльных направлениях деятельности, сэкономить на инвестициях и разработать прочие прибыльные направления работы для подстраховки бизнеса в целом.

Продажа непрофильных активов

В процессе хозяйственной деятельности нередки ситуации, когда «спящие» непрофильные активы не приносят дохода, но оттягивают на себя значительную долю ресурсов, в том числе денежных. При этом у собственников существует 2 основных механизма действий – реструктуризация или продажа. В каких случаях целесообразна реструктуризация:

  1. Если активы не связаны с основными видами деятельности и ни при каких ситуациях не могут перейти в категорию профильных.
  2. Если активы требуют больших финансовых вложений, чтобы приносить прибыль и оправдать себя.
  3. Если активы имеют высокую себестоимость , а спрос на рынке падает.

Способов перевода таких объектов множество, наиболее выгодный определяется в зависимости от вида и назначения актива. Это может быть, к примеру, сдача объекта в аренду (включая лизинг), передача на управление вспомогательным производствам или другому юридическому лицу, замена позиции на аналогичную по свойствам и др. Радикальными методами являются ликвидация, а также продажа, требующая подготовки.

Преимущества реализации очевидны – оперативность получения дохода, уменьшение общих издержек организации, рост инвестиционной привлекательности бизнеса. Наличие дополнительных денежных средств позволяет улучшить основное производство путем модернизации технологических процессов, автоматизации оборудования, повышения производительности труда, увеличения заработка персонала и пр.

Основные предпродажные мероприятия:

  • Комплексная оценка и анализ основного бизнеса.
  • Выделение объектов непрофильных активов.
  • Проведение анализа эффективности актива, его оценка.
  • Разработка плана реструктуризации/продажи.
  • Выбор оптимального способа работы с активом.

В бухучете операции по продаже непрофильных активов отражаются согласно положениям о доходах и расходах компании – ПБУ 9/99, 10/99. Счета учета используются в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н.

Типовые проводки оформляются следующим образом:

  • Д 62 К 91 – отражена договорная цена реализации объекта в составе прочих доходов фирмы.
  • Д 91 К 68 – выделен по сделке НДС.
  • Д 91 К 01, 07, 10, 08 – отражено списание актива по балансовой стоимости.

Вывод – работа с непрофильными активами представляет собой трудоемкий процесс, требующий специальных знаний и практических навыков. Такие объекты могут как находиться в собственности предприятия, так и привлекаться со стороны. Грамотное управление требует не только проведения анализа перспективности владения подобными ресурсами, но и оценку возможных рисков с учетом экономической ситуации в стране.

Интервью с руководителем департамента управления нефинансовыми активами, заместителем гендиректора ИФК «МЕТРОПОЛЬ» Иреком Салимовым

      И. Салимов окончил географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Занимался научной деятельностью. Работал на руководящих должностях в компаниях реального сектора экономики. В 1995 г. пришел в ИФК «МЕТРОПОЛЬ». В настоящее время руководит департаментом нефинансовых активов этой компании.
      Управление непрофильными активами — одна из наиболее актуальных проблем, решаемых сегодня отечественными инвестиционно-финансовыми компаниями.
      Какие активы являются непрофильными? Каковы основные принципы управления ими? И можно ли непрофильные активы превратить в профильные?

ЖУК: Ирек Хамзиевич, каковы цели управления непрофильными активами?

И. С.: Прежде всего, давайте определим, какие активы считать непрофильными.
Представьте, что вам достался от деда автомобиль с прицепом. Отремонтировав автомобиль, вы решили стать таксистом. Это называется стратегия использования автомобиля. Но что делать с прицепом? Необходимо придумать, как получать от него максимальную выгоду. Как таксисту прицеп вам не нужен, поскольку он не вписывается в стратегию превращения автомобиля в такси. Остается только отремонтировать и продать этот «аксессуар» по дешевке или сдать в аренду. Можно оставить его у себя на даче и использовать как склад для других ненужных вещей. В конце концов, если у вас не хватает времени или сил заниматься прицепом, поскольку вы уже стали таксистом, — сдать его в металлолом, т. е. ликвидировать. Этот прицеп и есть непрофильный актив.
Профильность актива определяется в зависимости от понимания собственником целей и задач своей деятельности. Если управление данным активом не вписывается в бизнес-стратегию, он становится непрофильным. А цель управления непрофильными активами, как и любыми другими, одна — получение максимальной прибыли.

ЖУК: Существует ли классификация непрофильных активов и действий с ними?

И. С.: Я бы выделил две категории непрофильных активов. Определяющую роль в этой классификации играет выбор стратегии управления.
К первой категории относятся активы, которые представляют собой реальный балласт для компании. Действия с такими активами, как правило, сводятся к их реструктуризации в следующих направлениях: эффективной интеграции в основную деятельность, т. е. переводу в разряд профильных; передаче в аренду или управление; продаже; ликвидации.
Подобные активы в большинстве случаев выделяются в процессе реорганизации основного бизнеса. Это избыточные производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры, недвижимость, сервисные подразделения и т. д. Примерно те же задачи приходится решать при резкой смене собственником стратегии основного бизнеса.
Вторая категория активов отличается от первой тем, что они изначально приобретаются собственниками — в большинстве случаев инвестиционными компаниями и кредитными организациями — как непрофильные. Речь идет о целостных бизнес-единицах, дающих возможность своему владельцу начать новое дело. Такие непрофильные активы изначально рассматриваются как часть некоего проекта и управляются в рамках общей стратегии его реализации.
В качестве примера могу привести наши непрофильные активы в горнодобывающей промышленности и недвижимости. Основная деятельность ИФК «МЕТРОПОЛЬ» — это финансы и портфельные инвестиции. Поэтому активы, приобретенные в результате прямых инвестиций, долгое время существовали как непрофильные. Однако уже сейчас на их основе возникли отдельные самодостаточные направления, а ИФК «МЕТРОПОЛЬ» превратилась в одноименную группу компаний. В настоящее время созданы две структуры: «Метрополь Девелопмент» и «Корпорация «Металлы Восточной Сибири», которые распоряжаются этими активами.
Разнообразие непрофильных активов не оставляет места для унификации порядка управления ими: он зависит от тех задач, которые поставлены перед менеджментом.

ЖУК: В чем заключаются основные проблемы управления?

И. С.: Основное неудобство управления непрофильными активами — если они действительно непрофильные — заключается в том, что очень многому приходится учиться заново и, как это часто бывает, на ходу. Именно поэтому в управлении непрофильными активами так широко практикуются привлечение сторонних специалистов и аутсорсинг.
Кроме того, существуют проблемы контроля управления и ответственности менеджеров. Для их решения в нашей компании была создана команда профессиональных управленцев, куда вошли люди, долгое время проработавшие в реальном секторе экономики.

ЖУК: Какие ограничения и возможности характерны для данного вида деятельности?

И. С.: Основное ограничение — это ресурсы. Чрезмерная диверсификация активов может привести к распылению ресурсов, что мешает сосредоточиться на основной деятельности. Избежать этого позволяют четкая стратегия управления и внятная инвестиционная политика.
А вот возможности практически безграничны: страна у нас большая, к чему приложить руки — всегда найдется.

ЖУК: Назовите признаки непрофильных активов, подлежащих реструктуризации.

И. С.: На практике трудно выделить признаки, в обязательном порядке указывающие на необходимость ликвидации или продажи. Как я уже говорил, выделение непрофильных активов часто происходит при реорганизации основного бизнеса, изменении технологического регламента, утверждении новой стратегии использования активов. В основе реструктуризации всегда лежит идея экономической целесообразности. Если актив отвлекает слишком много ресурсов, генерирует убытки, не вписывается в общий производственный цикл; если речь идет о внутреннем дорогом и некачественном продукте, который может быть заменен аналогичным товаром от внешнего поставщика, — такой актив следует считать непрофильным.

ЖУК: Расскажите, пожалуйста, подробнее о способах реструктуризации непрофильных активов.

И. С.: Первый — интегрирование в основной производственный цикл. Речь идет о реально необходимых для производства подразделениях, где вследствие плохого управления и контроля производился дорогой и некачественный продукт. Если удастся снизить себестоимость и повысить качество товара, актив лучше вернуть в единую систему управления бизнесом, поскольку передавать жизненно необходимые для основной деятельности активы в аренду или управление очень рискованно.
Второй — передача в аренду. Данный способ реструктуризации, практикуемый преимущественно в сфере обслуживания и торговли недвижимостью, позволяет получать некоторую ренту с активов, которые частично используются для нужд основного бизнеса и по этой причине не могут быть проданы или ликвидированы. Кроме того, в аренду сдаются активы, продажа которых экономически не оправданна по причине низкой рыночной стоимости или перспектив использования в основном производстве.
Третий — передача актива в управление в смежных или вспомогательных производствах (например, изготовление комплектующих). Этот путь хорош, когда есть конкурентная среда, понимание перспективности бизнеса, владельческий контроль над активом, но нет возможности его эффективного использования в единой системе управления. В таких случаях актив передается в управление мотивированному менеджменту, и у материнской компании становится на одну «головную боль» меньше.
Четвертый — продажа. Если актив полностью выпадает из стратегии развития основного бизнеса, имеет относительно высокую рыночную цену и может быть заменен, его лучше продать, а высвободившиеся ресурсы пустить на развитие основного производства.
Пятый — ликвидация. В большинстве случаев речь идет о морально устаревшем оборудовании, которое невозможно продать.

ЖУК: Наверное, существует схема выделения непрофильных активов?

И. С.: Вы правы. При выделении и реструктуризации непрофильных активов мы стараемся придерживаться следующей последовательности действий: оценка и анализ основного бизнеса; разработка плана его реорганизации; выделение непрофильных активов; их комплексный анализ и оценка; выбор схемы реструктуризации.

ЖУК: Каким рискам подвержен процесс реструктуризации активов?

И. С.: В основе рисков, присутствующих на всех этапах реструктуризации, лежит ошибочная оценка как основного бизнеса компании, так и ее непрофильных активов. Решения об их выделении и передаче в управление принимаются на основании субъективных критериев: менеджмент и собственники могут по-разному понимать профильность активов. Поэтому очень важно выработать единую методику оценки.
Итак, во-первых, существует риск разрыва технологической цепочки основного производства. Причина — либо неправильно составленный технологический регламент, либо неверная оценка конкурентной среды. Переход на внешние поставки может существенно повысить себестоимость основной продукции или снизить ее качество. Но восстановление технологической цепочки обойдется гораздо дороже.
Во-вторых, порой неправильно оцениваются перспективы ключевой деятельности материнской компании. При расширении основного бизнеса мы нередко понимаем, что проданные или ликвидированные активы сейчас могли бы понадобиться, а их замещение опять-таки стоит дорого.
В-третьих, выделив актив как непрофильный, вы рискуете потерять его в ходе реструктуризации — например, если вы передали актив новому юридическому лицу, которым управляют некомпетентные или недобросовестные менеджеры.

  • Основания возникновения права собственности при замещении активов
  • Сколько ОАО может создаваться в рамках процедуры замещения активов
  • Что происходит с правом залога при замещении активов должник

Замещение активов должника является одним из способов восстановления его платежеспособности, предусмотренных законодательством о банкротстве. Смысл замещения активов состоит в следующем: в ходе внешнего управления на базе имущества должника создается одно или несколько открытых акционерных обществ. В результате должник меняет свои активы на акции вновь созданного АО, а выручка от их реализации идет на погашение долгов, оставшихся за учредителем-должником. Основной плюс замещения активов состоит в том, что внесение имущества в уставный капитал осуществляется гораздо быстрее, чем его продажа на торгах, и исключает риск продажи имущества подставным лицам. Эта мера по восстановлению платежеспособности должника может быть включена в план внешнего управления либо вынесена на рассмотрение собрания кредиторов в ходе конкурсного производства при наличии решения органа управления должника, уполномоченного принимать решения о заключении должником соответствующих сделок. Несмотря на, казалось бы, достаточно определенную процедуру замещения активов должника, предлагаемую в законе, на практике многие процедурные вопросы остаются не в полной мере раскрытыми, а это в свою очередь может обернуться целым рядом неблагоприятных правовых последствий.

Замещение активов должника может проводиться только путем создания нового общества

Замещение активов является одной из предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности ) мер по восстановлению платежеспособности должника, представляющей собой создание на базе его имущества одного или нескольких открытых акционерных обществ.

В случае создания одного ОАО в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, то есть акционерному обществу передается не все имущество должника, а только его активы (вещи и имущественные права).

Смысл замещения активов и состоит в том, что в результате должник меняет свои активы на акции вновь созданного акционерного общества, а выручка от их реализации идет на погашение долгов, оставшихся за учредителем-должником. Действующим законодательством не предусмотрено создание юридического лица путем реорганизации в виде замещения активов должника. Замещение активов должника проводится путем создания нового общества (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.05.2009 № А32-13565/2008-16/254 ).

При этом данная мера по восстановлению платежеспособности должника может быть включена в план внешнего управления на основании решения его органа управления, уполномоченного, согласно учредительным документам, принимать решение о заключении соответствующих сделок должника. В данном случае решение может быть принято единоличным исполнительным органом общества, советом директоров (в случае, если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества), общим собранием акционеров (если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества) (ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ).

Формирование уставного капитала при замещении активов является крупной сделкой

Внесение имущества в уставный капитал одного или нескольких открытых акционерных обществ при замещении активов будет считаться крупной сделкой для должника. Соответственно, такое решение может быть принято либо советом директоров, либо общим собранием акционеров (в зависимости от стоимости предмета сделки). В случае несоблюдения данного положения закона сделка может быть признана недействительной в судебном порядке.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, сама процедура принятия решения о возможности замещения активов органом управления общества (особенно, если речь идет об общем собрании) достаточно длительна. С другой стороны, на практике «заставить» органы управления принять решение о замещении не представляется возможным. Как правило, органы управления принимают такие решения неохотно, поскольку при продаже акций на открытых торгах контроль над имуществом должника может быть утрачен.

Основанием возникновения права собственности при замещении активов является сложный юридический состав

После принятия органом управления должника решения внешний управляющий должен провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о включении в план внешнего управления решения о замещении активов. Данное решение принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании (при соблюдении условия о кворуме – ст. 12 Закона о несостоятельности).

Кредиторы не могут автоматически стать участниками ОАО

При замещении активов должника путем создания на базе его имущества открытого акционерного общества кредиторы не могут автоматически стать акционерами вновь создаваемого акционерного общества; у вновь созданного (или нескольких) открытого акционерного общества единственным акционером является должник. Создание акционерных обществ при замещении активов должника совместно с третьими лицами (соучредителями) в данном случае не допускается.

При этом «за» принятие решения о замещении активов должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника (). Дело в том, что замещение активов должника представляет собой распоряжение его имуществом, соответственно, по общему правилу, залогодатель может распоряжаться предметом залога только с согласия залогодержателя (п. 2 ст. 346 ГК РФ ). Отсутствие положительного голосования кредитора, обязательства которого обеспечены залогом, либо вообще отсутствие его в голосовании делает невозможным осуществление процедуры замещения активов при условии наличия такого кредитора на момент замещения активов. Таким образом, права залогового кредитора не нарушаются в случае, если заложенное имущество данного кредитора не было включено в состав замещаемых активов (определение ВАС РФ от 26.04.2012 № ВАС-5351/12 ).

При этом в ряде случаев суды отмечают, что решение о замещении активов должника залоговыми кредиторами должно быть принято до включения данной меры в план внешнего управляющего (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу № А56-12169/2010 ), в некоторых случаях суды допускают принятие такого решения непосредственно к моменту судебного заседания (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.11.2011 по делу № А32-54783/2009 ).

Таким образом, основанием возникновения права собственности при замещении активов должника является сложный юридический состав, который включает в себя решение собрания кредиторов о замещении активов, передачу имущества в уставный капитал открытого акционерного общества по акту приема-передачи, государственная регистрация общества в качестве юридического лица. Кроме того, в случае, если имущество является недвижимым – государственная регистрация права собственности в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2010 по делу № А03-2497/2010 ).

Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких ОАО

На собрании кредиторов необходимо решить и вопрос о способе продажи акций: по общему правилу, продажа акций созданного на базе имущества должника одного или нескольких ОАО осуществляется на открытых торгах по правилам ст. 110 Закона о несостоятельности, однако планом внешнего управления может быть предусмотрена продажа акций на организованном рынке ценных бумаг.

Для объективной оценки имущества, вносимого в уставный капитал акционерных обществ при замещении активов, Закон о несостоятельности требует определения величины уставного капитала таких обществ решением собрания кредиторов на основании отчета об оценке его рыночной стоимости. Следовательно, до проведения собрания кредиторов, на котором предполагается принять решение о замещении активов, требуется оценить имущество должника, что должен осуществить оценщик.

В случае отсутствия оценки рыночной стоимости имущества, вносимого в счет оплаты уставного капитала создаваемого ОАО, принятие решения о замещении активов должника невозможно, в связи с чем принятие положительного решения на собрании по спорному вопросу повестки дня нарушает права кредиторов должника (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 № 19АП-2479/10).

Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких ОАО. В данном случае, скорее всего, речь идет об имуществе многопрофильного должника, так как согласно п. 3 ст. 115 Закона о несостоятельности оплата уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ происходит имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав и стоимость имущества, вносимого в оплату уставного капитала каждого такого ОАО, определяются в плане внешнего управления. Соответственно, до проведения собрания кредиторов для рассмотрения вопроса о включении в план внешнего управления решения о замещении активов необходимо определить размер уставного капитала каждого создаваемого открытого акционерного общества.

При замещении активов происходит передача прав работодателя

При передаче имущества должника одному (нескольким) открытому акционерному обществу происходит также передача прав и обязанностей работодателя, то  есть все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому обществу (ст. 115 Закона о несостоятельности ).

Право залога при замещении активов не прекращается

В рамках процедуры замещения активов должника представляет интерес следующая проблема: что происходит с правом залога после положительного голосования кредиторами за принятие решения о замещении активов. Прекращается ли залог с переходом права собственности к вновь созданному акционерному обществу либо следует за вещью? Данный вопрос имеет важное значение, так как, с одной стороны, необходимость погашения обеспеченных залогом обязательств влияет на инвестиционную привлекательность вновь созданного общества, с другой стороны, наличие обременения влияет на определение стоимости (оценки) акций вновь созданного открытого акционерного общества.

Так, в случае перехода права собственности на заложенное имущество право залога сохранятся (ст. 353 ГК РФ ). В Законе о несостоятельности прямо указывается на ситуацию, когда право залога прекращается (при продаже предмета залога на торгах – ст. 18.1 ). То есть можно предположить, что при замещении активов должника законодатель не предусматривал прекращение права залога.

Опосредовано данную позицию подтверждает и судебная практика. Так, в решении по одному из дел суд указал, что применение правила о сохранении залога при переходе права на заложенное имущество к другому лицу допустимо и в отношении товаров в обороте, переданных в составе имущества должника в порядке замещения активов (Обобщение судебной практики применения законодательства о залоге, одобрено постановлением Президиума Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2009 № 1). Однако необходимо иметь в виду, что в рассматриваемом деле истец не принадлежал к числу конкурсных кредиторов должника, которые имели право голосовать за замещение активов.

Конкурсные кредиторы имеют приоритет в решении вопроса о формировании конкурсной массы

Замещение активов в ходе конкурсного производства происходит в основном по правилам, предусмотренным для внешнего управления, за некоторым исключением.

Так, согласно п. 1 ст. 141 Закона о несостоятельности для принятия решения о замещении активов необходимо решение собрания кредиторов. Однако данное положение необходимо применять вместе со ст. 126 Закона о несостоятельности, устанавливающей последствия введения конкурсного производства. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника, за исключением полномочий органов управления должника по принятию решений о заключении крупных сделок. Соответственно, первоначально принимается решение органом управления о замещении активов (как и при внешнем управлении), затем данный вопрос рассматривается на собрании кредиторов.

При этом решение о замещении активов в ходе конкурсного производства также принимается собранием кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Таким образом, Закон о несостоятельности на стадии конкурсного производства наделяет конкурсных кредиторов приоритетным правом в решении вопроса о порядке формирования конкурсной массы должника независимо от мнения органов управления должника или интересов собственника имущества. В этом состоит основное отличие замещения активов на стадии конкурсного производства от аналогичной процедуры при внешнем управлении, в рамках которой собственнику имущества предоставлены соответствующие полномочия, предусмотренные п. 3 ст. 94 Закона о несостоятельности.

Когда сделки по замещению признаются недействительными по требованию государственных органов

Случай первый: налоговые органы требуют признать сделки по замещению активов ничтожными (ст.ст. 168 , 170 ГК РФ). Данный вопрос может заинтересовать налоговые органы только в одном случае – в связи с возможностью восстановления НДС. В случае передачи имущества и имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества НДС не начисляется, но возникает обязанность восстановить НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ ). Проблемы возникают в случае, если: была изменена первоначальная стоимость объекта в связи с модернизацией, но сам документ уничтожен; отсутствуют счета-фактуры по приобретению основного средства; передаются материалы, числящиеся по средней себестоимости и т. д. Таким образом, основной вопрос возникает с определением суммы НДС к восстановлению.

Случай второй: налоговые органы требуют признать сделки по замещению активов ничтожными в связи с неисполнением обязанности по регистрации эмиссии ценных бумаг . Так, налоговые органы обратились в суд с требованием о признании ничтожной сделки по замещению активов, так как эмиссия ценных бумаг созданного общества не осуществлялась в связи с неоплатой госпошлины. Однако суд установил, что эмитент не имел объективной возможности выполнить требования по регистрации права собственности на недвижимое имущество, переданного в оплату акций в связи с наличием запрета судебного пристава-исполнителя. Кроме того, определением суда применена обеспечительная мера в виде запрета обществу осуществлять действия, связанные с эмиссией обыкновенных акций. Неисполнение должником обязанности зарегистрировать эмиссию по уважительным причинам не является основанием для признания сделки по замещению активов ничтожной (постановление ФАС Центрального округа от 01.10.2009 № Ф10-4117/09 ).

Последствия окончания процедуры проведения замещения активов

Вариант первый: денежных средств, вырученных от продажи акций, недостаточно для погашения требований всех кредиторов. Продажа акций созданного одного (или нескольких) на базе имущества должника ОАО должна обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов (п. 5 ст. 115 Закона о несостоятельности ). Однако что делать, если требования каких-то кредиторов остались не погашенными? Из гражданско-правового смысла института банкротства вытекает, что денежных средств и не должно хватать на полное удовлетворение всех требований кредиторов (п. 4 ст. 61 , ст. 65 ГК). Иначе, было бы не совсем логично вводить процедуру банкротства, если должник может самостоятельно создать дочернее общество, внести имущество в уставный капитал и погасить требования кредиторов. Поэтому в случае недостаточности денежных средств для погашения требований всех кредиторов в ходе замещения активов должника, замещение активов проводится до конца, затем производится пропорциональное удовлетворение требований кредиторов согласно ст.142 Закона о несостоятельности. Такие действия будут правильными и основанными на законе, поскольку «погашение требований всех кредиторов» не равнозначно понятию «погашение всех требований кредиторов» (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 № 19АП-2887/08).

Вариант второй: денежных средств, вырученных от продажи акций, достаточно для погашения требований всех кредиторов . В итоге остается юридическое лицо без имущественной базы, трудового коллектива и долгов, но это не означает, что оно находится в процессе ликвидации (обзор ФАС Волго-Вятского округа «Практика рассмотрения дел по спорам, связанным с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 4.1.5 разд. IV плана работы Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа на первое полугодие 2006 года)»).

Таким образом, замещение активов не всегда ведет к восстановлению платежеспособности должника, но предоставляет возможность сохранить его бизнес.