Четки православные как пользоваться сколько бусин. Четки: как крутить, виды

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня наш разговор будет посвящен тому, как правильно пользоваться буддийскими четками.

Как выглядят буддийские четки

Буддийские четки (или малы) представляют собой бусины, нанизанные на шнурок, на конце которого могут быть нити, похожие на «хвост».

Четки используются для отсчета мантр во время длительных медитаций, чтобы не сбиться со счета. Классические малы состоят из 108 бусин, но также они бывают из 54, 27, 21 или 18 бусин.

Четки накапливают энергию и начинают резонировать с энергией носящего.

Малы изготавливают из разных пород деревьев, драгоценных камней и металла кости. В буддизме четки используют как амулеты или талисманы, которые приносят удачу и благотворно влияют на жизнь носящего.

Они могут поспособствовать успокоению и избавлению от нервного напряжения: для этого надо подержать свои четки в руках, медленно перебирая бусины. Полезно использовать одни четки в течение длительного времени, потому что они накапливают энергию и начинают резонировать с энергией носящего, постепенно положительно влияя на его биополе.

Виды четок

Четки из разных материалов и цветов обладают определенными свойствами, о которых мы уже говорили в . Давайте вспомним о них:

  • для лечения лучше пользоваться белыми изделиями из белого сандала, хрусталя, слоновой кости или жемчуга, т.к. белый цвет считается лечебным и очищающим;
  • желтый цвет поможет увеличить энергию в организме и приумножить материальные блага, для таких целей подойдут золотые изделия;
  • красные и черные подойдут для тактических практик;
  • красный сандал обладает согревающим эффектом, аккумулируют энергию и помогает наладить работу первой чакры;
  • белый сандал поможет вам успокоиться, прийти в уравновешенное состояние и преодолеть соблазны;
  • можжевельник способен устранить негативное влияние;
  • дуб охраняет и защищает своего хозяина;
  • семена лотоса помогут обрести или увеличить материальное благосостояние;
  • семена рудракши увеличивают энергетический потенциал того, кто их носит в несколько раз;
  • семена дерева бодхи являются символом просветления, поэтому их можно использовать в любых практиках и во время медитаций;
  • жемчужные творения больше подойдут женщинам, т.к. жемчуг — это женский камень; они раскрывают творческий потенциал человека, приводят в гармонию работу всех семи чар организма;
  • белый агат способствует духовному росту и повышению интеллекта;
  • последователи Ваджраяны предпочитают четки, изготовленные из лобной части человеческой кости: в центре лобной кости находится «третий глаз», поэтому они будут усиливать экстрасенсорные способности.

Лучше всего, если цвет бусин и цвет шнурка ваших четок будут одного тона.

Как пользоваться

После того, как вы выбрали подходящие для себя четки из нужного материала, возникает вопрос: как же все-таки с ними работать? Давайте остановимся на этой теме подробнее и разберемся в ее тонкостях.


В буддизме четки в основном используются при прочтении мантр.

Например, мантра Будды Шакьямуни поможет вам на пути вашей духовной практики, так как способствует скорейшему просветлению. Читается она так: «Ом Муни Муни Махамуние Соха»

Если вы хотите поправить здоровье, то следующая мантра поможет вам наладить контакт с Буддой Медицины: «Ом Беганзе Беганзе Махабеганзе Ранза Самутгатэ Соха».

Когда вы начитываете мантры, возьмите малы указательным пальцем, а большим пальцем в это время перебирайте бусины. После каждой мантры, которую вы произнесли, нужно передвинуть одну бусину.

  • Если вы используете четки в лечебных целях, то руку с ними следует держать на уровне сердечной чакры. Смотреть желательно на восток. Для этого подойдут бусы белого цвета.
  • Если вы хотите наладить работу первой чакры и усилить свою энергетику, то возьмите безымянным пальцем красные малы, держите их на уровне гениталий и перебирайте бусины. Развернуться в этом случае лучше в западную сторону.
  • Желтые четки нужно держать третьим пальцем на уровне чакры солнечного сплетения, направление при этом — юг. Такие практики могут помочь в усилении богатства, силы или интеллекта.

Также следует купить специальный мешочек, чтобы держать в нем свои четки. Существует даже поверье, что и перебирать их тоже лучше в нем, чтобы охранять от влияния чужой энергетики.

Когда вы находитесь в практике мантр, то не допустимо ругаться, использовать нецензурную лексику, повышать голос, чихать, зевать и кашлять: в этом случае энергия «повреждается».


Желательно также в это время не есть мясо, не курить и не пить алкогольные напитки.
Соблюдение этих правил поможет вам аккумулировать работу вашего энергетического поля и добиться желаемых результатов.

Заключение

Дорогие читатели, наша тема подходит к своему завершению, мы надеемся, что вам было интересно прочитать о том, какие бывают буддийские четки и как правильно работать с ними. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой в социальных сетях.

Чётки, как вспомогательный инструмент для обращения к Богу, существуют в любой религии мира. Они могут быть различных цветов и фактур, старинные и новомодные. Но предназначение у них одно - каждая бусина означает определенную молитву.

Изначально для прочтения необходимого количества священного текста использовались подходящие под перебирание пальцами рук природные материалы - камешки, семена или косточки растений. Создателем чёток, прототипом нынешних, является основатель схимничества Пахомий Великий.

Проживающий в IV веке монах заметил, что большинство послушников безграмотны и не могут прочесть молитву без книги, и для облегчения запоминания текста и числа поклонов предложил завязывать узелок на куске простой веревки.

Позднее, с развитием монашеского движения, на нить стали нанизывать деревянные брусочки. С тех пор чётки являются защитой от бесовского нападения, духовным мечом и вручаются послушнику при постриге в монахи.

Значение чёток для православных христиан

Современным православным христианам чётки служат так же, как и духовным предкам:

Для истинного верующего правильное использование чёток с прочтением молитв при невозможности посетить храм заменяет церковные службы.

Количество бусин на православных чётках

Современные чётки для православных христиан представляют собой замкнутую цепь из бусин, чаще всего нанизанные на шерстяную нитку. Сколько их должно быть? Количество бывает разным, от десяти до ста, либо содержат 33 горошины, по числу земных лет Спасителя.

Каждые десять бусин служат напоминанием заповедей Христа и разделены отличными по фактуре или размерам шариками. Это позволяет полностью погрузиться в молитву, не сбиваясь на подсчет. Венчает чётки православный крест с образом Христа, который напоминает о смирении и призыве совершать духовные дела во благо. Иногда под крестом Христовым располагается нитяная кисточка, которую священники используют для окропления святой водой.

Различия в христианских и мусульманских чётках

Мусульманские четки. Главным признаком христианских чёток является наличие креста в концах соединения нитей. Поэтому отличить православные чётки от мусульманских довольно просто.

Кроме того, в звене мусульманских чёток насчитывается 11 бусин, согласно писанию Пророка Мухаммеда. Соответственно общее количество бусин может насчитывать от 11-ти до 99-ти штук, по числу имен Аллаха.

Если православные чётки чаще всего изготовлены из дерева, то мусульманские изделия делают из стекла и полудрагоценных камней. Нанизывают, как правило, на шелковую нить. Часто чётки для мусульман выглядят как произведение искусства и поражают роскошью. Место соединения нити украшают кисть, полумесяц или родовой талисман.

Как правильно молиться по четкам

Строгих правил и особенных молитв с использованием чёток не существует. Каждый мирянин сам определяет порядок моления, главное, чтобы молитва исходила от сердца и души со всей искренностью. Если ум мирянина занимает душевная тревога за близкого человека, помогут молитвы за здравие, упокой или здоровье болящего.

Однако есть общепринятая церковная практика, которая направляет на правильное сочетание молитвы и чёток.

Каждая бусина на религиозном атрибуте символизирует молитву за Иисуса Христа. Зажав большим и указательным пальцем первую бусинку, прихожанин читает Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» или молитву Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Дойдя до разделительного шарика, мирянин произносит «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть», Символ Веры или Пятидесятый псалом. Можно добавлять молитву Ангелу Хранителю, своему святому и не забывать осенять себя крестным знамением.

По окончанию всей нити чёток читается главная молитва всего христианства «Отче наш».

Многократная молитва помогает глубже вникнуть в смысл и дает возможность соприкосновения с Господом.

Чтобы не отвлекаться от прочтения молитвы, верующему нужно принять удобное расположение тела и сфокусировать внимание. Только с полным посвящением в молитву можно получить радость и успокоение от близости с Господом.

Нужно ли брать благословение

Строгого запрета на использование чёток мирянином у Церкви нет, поэтому применение без индивидуального благословления допустимо. Однако человеку искреннему и глубоко верующему следует обратиться к священнику за разрешением и напутствием для использования чёток.

Духовное лицо, наблюдая за жизнью мирянина и выслушивая исповедь сам определяет, насколько важна для православного уединенная молитва с чётками. Желающий спасти свою душу скорее обретёт благословление, а человек ищущий забаву получит отказ.

Как сделать православные четки своими руками

Изготовить чётки для себя достаточно просто. Для начала нужно определить, из какого материала они будут сделаны, ведь столь индивидуальный предмет религии накапливает силу веры и обладает сильнейшим энергетическим полем, способным успокоить человека и привести его в душевное равновесие.

Самым простейшим вариантом изготовления чёток будет обычный шнурок с завязанными на нём узелками.

Число узлов будет означать:

Так же, не трудным способом является изготовления чёток из купленных в магазине для рукоделия готовых бусин разной величины и шерстяной нити. После каждого нанизанного шара на нити завязывается узел. Законченная цепочка оформляется кистью.

Бусины для чёток бывают стеклянными, каменными или из янтаря. Но чаще всего используют натуральное дерево. Теплая текстура дерева способна давать жизненную энергию, уберегать от нечистых сил и негатива, учит терпению и кротости и даёт просветление ума.

Для изготовления изделия понадобятся:

  • Нить для бисероплетения, либо тонкая леска.
  • Брусок выбранного дерева.
  • Дрель с тонким сверлом по дереву.
  • Наждачная бумага, напильник с тонкой насечкой.
  • Лак или морилка для покрытия готового изделия.
  • Крестик.
  • Лобзик.

Вначале приготовления следует обдумать, какое количество бусин будет в чётках. Порядок действий:

Для удобства перебора чёток желательно оставлять небольшой промежуток между бусинами.

Из чего бы ни были сделаны чётки, важно помнить, что они являются личным оберегом и дают душевное спокойствие в сочетании с молитвой, идущей от всего сердца.

(27 голосов : 4.2 из 5 )

иеромонах Серафим (Параманов)

О чётках

В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, – Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более короткие формы, самая короткая из которых – «Господи, помилуй мя». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

«Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова…: «приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго» . Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. ), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются «мечом духовным». И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является «духовным мечом». Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом – молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.

Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение – чётки.

Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели – это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски – бич от вервий (), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» – всевозможную нечистоту – «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, – это храм Божий (см. ).

Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток – их узлов, которые между собой соединены, – с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть – распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.

Наконец, крест оканчивается кистью – так называемым «воскрилием», четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. …Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. ). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно – к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству – чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, – также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае – с вечностью. Апостол Павел говорит:Видимое временно, а невидимое вечно (). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки – это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов» .

Как писал один из опытных делателей Иисусовой молитвы монах Борис в начале XX вв.: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по чёткам неспешно, с умилением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

По чёткам обозначается сто десять узлов (имеется в виду сотница с десятью разделительными узлами). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: «Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго». И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.

Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: прп. , Симеон Дивногорец и прочие.

Во всю свою жизнь упражнялись устного и гласного молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием» .

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев XIX века: «Главное – надо стать умом в сердце пред Господом, – пишет епископ (1815-1894), – и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося и даже – не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом, – и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании, – что мы в Боге и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же .

«Молитва с призыванием имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой – вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более – сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. «Не сделав первого шага – не пойдешь, и не нырнув в воду – не поплывешь. То же и с призыванием имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси имя неспешно, тихо и спокойно».

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но единообразия здесь нет: иногда «помилуй мя» заменяют на «помилуй нас» или сокращают молитву до: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или даже до «Господи, Иисусе»; наконец – крайне редко – до «Иисусе». Некоторые, напротив, прибавляют «мя грешнаго», усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят «…Сыне Бога Живаго…». Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только – не слишком часто. «Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных»,- предостерегает св. .

Для молитвы «по правилу», как и для «свободной», нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и – лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон – преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более – пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками- по чёткам или как-то еще – отнюдь не поощряется. В «Откровенных рассказах странника» старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом – 6 тысяч и наконец – 12 тысяч, не больше и не меньше. Это – совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: «Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв»».

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя. Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми глазами. «Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание, – пишет св. . – Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies ), а не безмолвником (hesychastes )» . «А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, – пишет преподобный († 1508), – не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений». «В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, – пишет епископ Феофан. – Существо умной молитвы – в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве». Только так призывая имя, – не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность» .

Можно отметить, что ритмизированная речь, которая является неотъемлемым атрибутом Иисусовой молитвы, по мнению светских исследователей, – имеет лечебное воздействие. Как утверждают итальянские ученые, она благотворно влияет на сердце.

Специалисты исследовали относительную скорость дыхания 23 человек во время молитвы с чётками. Особенностью и тех, и других было то, что текст их, по традиции, должен повторяться раз пятьдесят. А можно и три раза по столько. Для сравнения были измерены ритмы дыхания во время обыкновенного разговора и во время выполнения упражнений по регуляции дыхания.

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека .

«Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело – когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело – произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею физические упражнения. Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва «входит в сердце», так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. «Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете… Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную». Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника («Откровенные рассказы странника своему духовному отцу»):

«Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду… Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: «Непрестанно молитесь» ()» .

Истории из жизни святых подвижников, связанные с чётками
О кончине иеродиакона Серапиона

О том, что чётки – это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние – все, что было в его сердце .

Истинный послушник – подражатель

В одной из Керасийских келлий, а именно в келлии Честного Предтечи и Крестителя Иоанна, жил некий благоговейный, простой и смиренный монах, истинный послушник, по имени Пантелеимон (в миру Феофил Феофилопулос), родом из городка Лонганико близ Спарты. Внимательно прочитав приводимое аввой Дорофеем в своей книге житие аввы Досифея, жившего в V веке в монастыре аввы Серида на Востоке, он захотел подражать ему.

Эта книга и образ жизни аввы Досифея произвели такое впечатление на отца Пантелеимона, что он от всей души решил подражать ему. И в самом деле, он во всем повторял его жизнь. Тот не захотел поесть яиц, необходимых ему по болезни, потому что попросил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пантелеимон ни в каком деле не хотел, чтобы совершалась его воля; все должно было быть в точности так, как заповедует старец.

Его самоотвержение было совершенным. Даже воды он не пил без позволения и благословения старца. Он регулярно исповедовался и открывал духовнику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не исповедав своих помыслов и результатов духовной брани этого дня.

Согласно с преданием, которое стало для него требованием совести, и отец Пантелеимон неопустительно совершал суточное молитвенное правило – поклоны и молитву по чёткам – и непрестанно произносил умом и устами молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», «Пресвятая Богородице, спаси мя», «Крестителю Христов, моли Бога о мне и помози ми грешному», «Святии отцы, молите Бога о всем мире и о мне грешнем».

С позволения старца и духовника, помимо повседневных суровых и тяжелых послушаний и своих собственных молитв и духовного делания, он творил особую молитву за своих родителей и родственников по плоти и по духу и за весь мир.

Он был настолько точен и внимателен в своей жизни вообще и в своих повседневных молитвенных трудах, церковных службах и Божественной литургии, что когда в 1931 году его старец послал его в Иериссос к врачу, чтобы полечить правую руку, с детских лет поврежденную, и в течение 15 дней после операции он не мог творить поклоны и перебирать чётки, старец заповедал ему заранее совершить столько молитв и поклонов, чтобы покрыть упущенные во время выздоровления дни; о. Пантелеимон совершал по 500-1000 поклонов и по 50-60 сотниц в сутки.

Чтобы дать пример отсечения своей воли, мы расскажем об одном из многих случаев, которым сами были свидетелями.

Дело было летом; уже зрел инжир. В нашей келлии напротив дома было немало фиговых деревьев; они росли и в саду, примерно в ста метрах ниже по склону. На тех деревьях, что росли перед келлией, инжир уже начал набухать, но еще не поспел. На следующий день мы с братом отправились в нижний сад, чтобы вскопать его. Мы принялись за работу и, присев немного отдохнуть под сенью фигового дерева, с радостью увидели, что на нем немало спелого инжира. Я встал, чтобы нарвать плодов.

Отец и брат Пантелеимон сказал:

— Эй! Что это ты делаешь, брат?

Не подозревая, что я что-то делаю не так, я наивно отвечал:

— Брат, я вижу что здесь инжир уже созрел, и раз мы ничего не взяли с собой на завтрак, я нарву немного инжира, чтобы было что поесть.

А он кротко ответил мне:

— Брат, а ты взял благословение у старца?

Оправдываясь, я сказал:

— Я не знал, брат, что здесь инжир уже поспел, чтобы заранее спросить разрешения и благословения; я не думаю, что старец отказал бы. Давай я сейчас нарву плодов и мы поедим, а потом расскажем об этом старцу.

Тогда он говорит мне:

— Замечательная идея, брат: сначала заняться тайноядением, а потом попросить прощения! Это называется умышленным грехом и заслуживает наказания. Так что надо бы сначала попросить разрешения на то, что ты собираешься сделать, чтобы оно было по благословению Божию, к твоей душевной и телесной пользе.

По этому критерию он всегда выстраивал свою жизнь. И таким образом он никогда не сбивался с курса, потому что ответственность за всякое его дело нес старец, который заранее знал обо всем, что собирался делать о. Пантелеимон. Поэтому его совесть всегда была спокойной, чистой и безмятежной, ибо он исполнил свой долг.

Сила молитвы по чёткам

Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму (известному своим даром изгонять бесов – перев.) в Кефалонию. Во время Божественной литургии он стоял в алтаре и молился по чёткам – произносил в уме молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а в храме в это время пели. В привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.

Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:

— Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!

Это услышал служивший священник и говорит монаху:

— Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы создание Божие освободилось от беса.

Тогда бес, рассвирепев, закричал:

— Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!

Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая чётки, и человек, которого мучил бес, наконец освободился от него.

Молитва с утруждением

Отец Арсений Пещерник говорил: «Когда я молюсь по чёткам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую».

Несмотря на свой девяностопятилетний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал.

Полный Православный богословский энциклопедический словарь в 2-х т. Т. 2. Без даты.
Печатается по изданию: «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря». М., 1996.
Нижегородский Интернет-справочник «Культурный туризм»,
Игумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбург. Материал размещен на сайте монастыря по адресу:
Монах Борис. Наставления в молитве Иисусовой. Православная жизнь. №9 (620) Сентябрь, 2001.
Епископ Диоклийский Каллис (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:
Епископ Диоклийский Калист (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу.

Практически в каждой религиозной традиции есть методики многократного повторения имен Господа или прославления Всевышнего при помощи разнообразных гимнов и молитвословий. Такая практика имеет существенную духовную пользу, и в христианстве тоже есть методики многократной и длительной молитвы. Для учета количества повторений используются четки православные, как пользоваться этим приспособлением правильно.

Сейчас по всему миру активно распространяются различные религиозные течения, страны не являются такими закрытыми как ранее. Известно много подробностей о других религиях и культурах.

Практически везде в духовных практиках есть однообразное молитвословие:

  • мантры в буддизме и индуизме;
  • начитывание сур из Корана в исламе;
  • зикры в суфизме;
  • ритмичное дыхание и повторение звуков в шаманизме.

Многие даже могут вспомнить своеобразные «молитвословия» времен коммунизма, которые повторялись на партийных собраниях и прославляли вождей и теоретиков коммунизма.

Таким образом, отсюда легко сделать общий вывод – эти молитвословия имеют эффект и позволяют определенным образом работать с сознанием, укреплять веру. Только вот нужно представлять, для чего нужны эти практики. Ведь многое зависит от того, кого они прославляют и к кому направляют сознание верующего.

Проще говоря, коммунисту, который на протяжении своего земного пути взывал к Марксу, навряд ли Маркс поможет вознестись, а православный, который молился Спасителю и Богородице, имеет куда более благоприятные перспективы.

Хотя некоторые могут об этом не догадываться или просто не обращать внимания, но в православии непрестанная молитва предписывается вообще всем верующим. Не только исихастам или монахам нужно непрестанно молиться. В идеале даже простой человек, занимаясь своими мирскими делами, может мысленно произносить короткие молитвенные фразы (к примеру, Иисусова молитва или «Богородице Дево радуйся») и таким образом трудиться не только телом, но и душой, совершая простые мирские дела.

Использование приспособлений

Непрестанная молитва, по тем или иным причинам, является доступной не для каждого. Остается только отводить какой-то период в течение дня, чтобы прочитать некоторое количество молитвословий, и для этого нужны четки, дабы вести отсчет. Например, Серафим Саровский советовал своим духовным чадам начитывать (помимо утреннего и вечернего правила) 150 раз «Богородице Дево», понятное дело, такое количество отсчитывать в уме неудобно, требуется какой-то дополнительный инструмент.

На четках удобнее измерять количество произнесенных молитвословий в течение дня. К примеру, некоторые читают какое-то количество «кругов» на протяжении суток, когда удается уединиться.

Обратите внимание! Не следует делать на четках чрезмерный акцент, в частности, на красоте этого предмета и каких-то эстетических функциях.

Конечно, подбирать аксессуар надо по собственному вкусу, чтобы он был приятен взору и настраивал на положительный молитвенный лад. Никогда не следует «красоваться» четками, считать этот предмет какой-то приятной игрушкой или чем-то подобным модному элементу гардероба. Такое отношение совершенно недопустимо, нужно чтобы этот предмет не отвлекал от молитвы, а наоборот, служил своеобразным духовным посохом, который помогает в молитвенном пути.

Полезное видео: православные четки, зачем они нужны?

Разновидности

Некоторые подвижники вообще не видят особого потребности в использовании какого-то предмета, ведь, как они говорят, не нужны четки помимо данных Господом, то есть собственных пальцев. И, действительно, если отсчитывать на одной руке каждую фалангу, а на другой руке тоже каждую фалагну, то за «круг», пройденный на другой руке, такие «четки» дают 144 молитвы – вполне удобный вариант для использования. Поэтому за неимением дополнительного предмета, всегда есть возможность воспользоваться руками.

Собственные четки (которые не ваши собственные руки), тоже могут пригодиться. Они являются религиозным предметом, могут приносить вдохновение и помогать укреплять веру.

Осталось только выбрать четки православные по собственному вкусу, а вариантов предлагается немало:

  • брояница – наиболее распространены в Сербии и других балканских странах, являются частью православной традиции, напоминают веревку с 33 крупными узлами, которые плотно прилегают друг к другу, в итоге получается своеобразный браслет, помимо узлов в одной части есть равносторонний крест из драгметаллов с изображением небольшой иконки, который представляет собой отдельную центральную бусину, на фото смотрятся довольно приятно;
  • вервица — тоже делается из ткани или веревки, чаще всего из плотной шерсти, завязываются узлы, между которыми через определенный промежуток (10, 25) завязываются более крупные узлы или вставляются бусины, в верхней части может располагаться кисточка с центральной бусиной или крестом, количество узлов не регламентировано, но, как правило, составляет 25, 33, 50, 100, некоторые есть и особенно длинные по 1000 узлов, в принципе такие четки своими руками сделать не составляет труда, нужна только небольшая веревка;
  • лествица (лестовка) – чаще всего считаются старообрядческими, но и сейчас в ходу во всем монашеском сообществе, выглядят как кусок материи, с одной стороны которого располагаются плотно прижатые друг к другу бугорки, которые символизируют собой как бы ступеньку этой лествицы, под такими бугорками нередко вставляют валики ткани для твердости и прочности, иногда на этих свернутых валиках пишут Иисусову или другую молитву, количество «ступенек» — 33, символика числа не требует разъяснения.

Какие православные четки выбрать, зависит от личных предпочтений, но не имеет существенного значения. Ценен не сам предмет, но регулярная и искренняя молитва верующего, которому он способствует. Помимо указанных вариантов, вполне возможно подобрать любой другой, который удобно держать в руке и который больше соответствует практическим и духовным потребностям.

В православной традиции не существует такого представления, как правильные и не правильные четки. Изначально в писаниях об этом предмете ничего не сказано и не дается никаких указаний. Четки появились позднее как вспомогательный инструмент, и все их вариации являются изобретениями монахов или обычных верующих людей.

Как молиться на четках

Теперь следует разобраться, как пользоваться этим «инструментом» в процессе молитвенного делания. В храмах, как правило, четки с собой не носят, а молятся в рамках службы, перед иконами просто ставят свечу и произносят прошения или молитвословия тихим голосом небольшое количество раз.

По большей части четки православные используются для келейной молитвы в рамках индивидуальной духовной практики. Именно в процессе уединения верующий может лучше настроиться, отвлечься от остального мира и потратить существенное количество времени для повторений. Тем более в келейном делании не следует обращать внимания на остальных и собственный облик.

Обратите внимание! Чаще всего четки носят на основной руке, то есть на той, которой и перебирают.

У православных не особенно принято публичное ношение этого предмета. Поэтому даже, если и берут четки с собой (к примеру, как браслет, чтобы всегда иметь возможность помолиться) то носят под одеждой, не выставляя перед другими взорами. Ведь длительная молитва может вызвать, к примеру, слезы или огромную радость умиления. На людях такое поведение не совсем удобно, а вот когда молишься отдельно, об этом не следует заботиться.

Познавательно! Когда читают от осквернения женщин

Из основного о том, как правильно начитывать молитвословия, следует отметить следующее:

  • выбрать уединенное пространство, чтобы никто не мешал и не отвлекал;
  • выбрать оптимальную молитву, разобраться зачем нужны используемые в ней слова, понять их смысл, ощутить и принять всей душой;
  • выбрать определенное количество повторений, но не гнаться за количеством, стремиться к душевной «работе», а не к автоматическому повторению;
  • предварительно перед практикой настраиваться, а в процессе стараться взращивать веру, молиться искренне.

Если быть по-настоящему искренними, то со временем то, как молиться на четках, будет становиться яснее и понятнее. Такая практика приносит духовные результаты, но нужно непрестанно стараться и всячески избегать греха начетничества, то есть бездумного повторения слов.

Полезное видео: священник Максим Каскун о том, как пользоваться четками

Вывод

Итак, какой бы вариант четок не выбрал для себя православный человек, основой всегда остаются вера и молитва. Именно на этом и держится духовная практика, а четки просто помогают, как своеобразная опора, которая позволяет прогрессировать дальше и дальше.

В этом смысле наиболее ярким является образ старообрядческой лестовки, символизирующей собой ступени, по которым верующий как бы взбирается к Господу. Каждая ступень, то есть произнесенная молитва, отрешает читающего от мирского и временного, делая ближе к Небесам.

С ила священных мантр безгранична. Их повторяют множество раз в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Это универсальный инструмент, который позволяет раскрыть духовный потенциал и направить собственную энергию в правильное русло. Каждое слово, каждый звук в мантрах несёт глубочайшее сакральное значение, ведь с их помощью человек взывает к Богам. Регулярная джапа может стать благословением для тех, кто находится на перепутье, ищет верную дорогу к собственной личности, стремится познать свой внутренний мир и очиститься от накопленного там хлама. А основным инструментом для правильного и служат чётки – мала. Это является сутью четок .

Четки как основа джапы. Суть четок

История мала насчитывает несколько тысячелетий. Чётки служат обязательным атрибутом многих практиков йоги, ведь это не просто символ какой-то одной духовной традиции. Западные люди обычно представляют их как своеобразные бусы, собранные воедино прочной нитью. Формально именно так и есть – мала представляет собой 108 бусин, нанизанных на нить. Оба конца этой нити скрепляются воедино 109 бусиной, из которой иногда оставляют своеобразный хвост. Однако то лишь внешняя суть чёток – такой аксессуар выступает в роли хранителя энергии, предмета, в котором накоплена истинная через мантры. Нить служит символом внутреннего стержня, а бусины олицетворяют зримую составляющую миров.

Чётки используются при чтении мантр для отсчёта количества повторений. Проводить расчёты в уме в принципе невозможно – это помешает сосредоточить своё сознание на выбранной мантре, а значит, результат такой медитации будет нулевым. При этом обойтись полностью без счёта тоже не получится – количество повторений является важной составляющей духовного просвещения. Так, начальным уровнем практики считается 108 тысяч повторений мантры – только тогда она усваивается на подсознании и постепенно входит в ум. Это число является своеобразной точкой отсчёта, целью, которую стремится достичь практик.

На некоторых чётках присутствуют также специальные счётчики, позволяющие фиксировать десятки и сотни повторений мантры. Это позволяет медитирующему не отвлекаться от погружения в себя и при этом не сбиваться со счёта.

Для чего нужны четки?

С момента рождения сознание человека загружается бесчисленным количеством информации, которая поступает извне. Реалии современной жизни таковы, что большая часть этих знаний лишь засоряет мозг – телевидение, масс-медиа и пресса приносит мало доброго и светлого в нашу жизнь, да и общение не всегда идет на пользу, ведь все люди устроены по-разному. Сознание, перегруженное информацией, нуждается в очищении посредством медитации, и .

Чем глубже практик погружается в медитативное состояние, тем больше ненужной информации, спрятанной в потаённых уголках души, ему открывается. Чтобы разобраться в огромном количестве ненужного хлама, потребуется максимум усердия и терпения, поэтому отсчитывание мантр является непременным спутником медитации. Малы помогают настроиться на нужную волну, не отвлекаться от практики и подходить к молитве более осознанно. Впрочем, отсчитывание мантр – хоть и основное, но далеко не единственное предназначение чёток:

  • Концентрация и внимание. Использование мал во время медитации требует полного отвлечения от внешней суеты и погружение в собственное подсознание, где и происходит осмысление. Поэтому перебирание бусин позволяет концентрироваться на произносимых мантрах, не обращая внимание на происходящее извне.
  • Контроль над телом и сознанием. Во время медитации иногда руки непроизвольно тянутся теребить окружающие предметы, особенно у тех, кто только начинает своё знакомство с буддийскими традициями. Чётки помогают избежать этого, ведь, если руки заняты делом, то и ум не отвлекается на посторонние предметы.
  • Осязание. На кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, тесно связанных с мозгом. Размеренное и монотонное перебирание бусин позволяет снять стресс и успокоиться, расслабиться и восстановить гармонию нервной системы.
  • Накопление энергии. Каждый раз, перебирая чётки, практик делится позитивной энергией с природным материалом, из которого они выполнены. Чётки способны накапливать этот поток и при следующей медитации делиться теплом и зарядом энергии со своим обладателям.
  • Лечебные функции. Поскольку малы являются своеобразным аккумулятором энергии, прикоснувшись к ним, можно получить поддержку в самые смутные часы своей жизни – при телесных или душевных недугах, череде неудач и упадке сил.
  • Отсчитывание ритма. Некоторые мантры требуют особого ритма при произнесении, и чётки помогают его наладить.

Буддийские чётки были и остаются настоящей реликвией для истинных приверженцев Учения. Неспроста принадлежащие великим Учителям малы замуровывали в ступы или фундаменты храмов, размещали на алтаре – в них сокрыта великая сила, неописуемый поток положительной энергии, света и благости. Перебирая бусину за бусиной, практики приближаются к священной цели – найти своё истинное предназначение, очистить душу и разум от ненужного мусора, стать ещё на ступень выше на пути саморазвития и приблизиться к просветлению.

Виды четок

Разновидностей сакрального аксессуара для отсчитывания мантр безчисленное множество. Заглянув в лавку, можно растеряться от обилия цветов и материалов, из которых изготовлены чётки. Однако ошибочно полагать, что внешние различия – единственное, чем отличаются эти типы. При выборе малы имеет значение даже узелок, которым скреплены концы нити. Продетые через нулевую бусину хвосты могут означать статус обладателя чёток – начиная с тех, кто только знакомится с практикой, и заканчивая посвящёнными монахами и наставниками.