Ромул и рем кто кого убил. Основание рима

Альтернативные описания

Площадка на верху мачты для наблюдения над горизонтом

В древнеримской мифологии бог войны

Планета Солнечной системы

В римской мифологии бог войны

Четвёртая планета Солнечной системы

Сорт шоколада

Межпланетная станция

. "вспомнить все", планета

. "спутник Августа"

. "Шоколадная" планета

Близкая к Земле планета

Бог войны

Бог с шоколадным именем

Воинств. планета Уэллса

Воинственная планета

Воинственная планета Уэллса

Вокруг него крутится Фобос

Для изучения этой планеты были отправлены космические аппараты "Спирит" и "Оппортьюнити"

Древнеримский бог-милитарист

Его спутники: Фобос и Деймос

Есть ли там жизнь

Какую планету исследовала американская межпланетная станция "Маринер-6"

Красная планета

М. морск. дощатая или решетчатая площадка у топа (вершины) мачты, на первом колене рангоута, при соединении мачты со стенгою; подобная решетка на стене называется салинг. По мачте, марсы зовутся: грот-марс, фор-марс и крюс-марс или крюсель. Команда: по марсам, означает приказанье лезть по вантам на марсы. Оклик: на марсе! вызывающий отзыв есть, старшего из чинов, кто есть на марсе, означает: слушай, будет приказанье. Марсовой, к марсу относящ.; в виде сущ. матрос, которого место на марсе (шканечные, ютовые и баковые на палубе); на Волге, музур. Марсель м. второй снизу прямой парус, подымаемый по стеньге на марса-рее, снастью марса-фалом. Грот-марсель. фор-марсель и крюсель. Марсельный, к марселю относящ. Марсельный ветер, при котором, в бейдевинд (в бет, круть), нельзя нести верхних парусов (брам-селей), а только марсели. Все снасти, относящиеся к этому парусу, принимают перед себя слово марса, напр. марса-брас, марса-топенант, шкот, гитов, булин; а впереди этого ставится еще название мачты: грот-марса-брас, фор-марса-топенант и пр., а у бизань-мачты: бегин-брас, крюс-топенант и пр. Марса-лисель, боковой у марселя и дополнительный в ширину парус, на выдвижном по рею лисель-спирте, подымаемый марса-лисель-фалом

М. четвертая от Солнца планета, между которою и Венерою находится земля. Бог войны греков и алхимическое название железа; мартиальный, марциальный, воинский; железистый. Марциальные воды, ванны, железистые

Мачтовая площадка наблюдателя

Мачтовая смотровая площадка

Между Землей и Юпитером

Место действия романа "Аэлита"

На какой планете итальянец Джованни Скиапарелли обнаружил в 1877 г. каналы

На какой планете происходит действие фильме Пола Верхувена "Вспомнить все"

На какой планете разворачивается действие романа А. Толстого "Аэлита"

На эту планету направил героев А. Н. Толстой в известном фантастическом романе

Название именно этой планеты связано с ее кроваво-красным цветом

Недалекая к Земле планета

Планета

Планета "Любопытства"

Планета Аэлиты

Планета Солнечной системы

Планета Фобоса и Деймоса

Планета в оранжевой пыли

Планета мышей-рокеров (мульт.)

Планета оранжевой пыли

Планета рядом с Землей

Планета рядом с нами

Планета солнечной системы, между Землей и Юпитером

Планета, бог и батончик

Планета, на которой будут яблони цвести

Планета, чьи хроники сочинил американец Рэй Брэдбери

Римский Арес

Родина пришельцев Уэллса

С какой планеты были мультипликационные мыши-рокеры

Самая высокая на планетах Солнечной системы гора находится именно там

Смотровая площадка на мачте

Смотровая площадка наверху мачты

Смотровая площадка парусника

Стрелковая площадка на мачте

Фантастический фильм Брайана де Пальмы "Миссия на..."

Фантастический фильм Тима Бертона "... атакует"

Фильм "Миссия на..."

Четвертая планета от Солнца

Четвертый на параде планет

Шоколадный батончик

С какой планеты были мультипликационные мыши-рокеры?

Английский автоматический пистолет калибра от 8,5 мм до 45 калибра

Древнеримский бог войны, соответствующий греческому Аресу

Кинотеатр в Москве, ул. Инженерная

Нижняя площадка у соединения мачты

Площадка в верхней части мачты для наблюдения

Римский бог войны, в древней Италии он был также богом плодородия

Советская автоматическая межпланетная станция

Площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам

. «спутник Августа»

Какой древнеримский бог соответствует греческому Аресу?

Какому богу был посвящен месяц март?

Император Август поместил храм этого бога в центре форума в благодарность за победу над убийцами Цезаря

Какую планету исследовала американская межпланетная станция «Маринер-6»?

На какой планете разворачивается действие романа А. Толстого «Аэлита»?

Для изучения этой планеты были отправлены космические аппараты «Спирит» и «Оппортьюнити»

Ему постоянно приходится вращаться в окружении Страха и Ужаса

На какой планете происходит действие фильме Пола Верхувена «Вспомнить все»?

Фантастический фильм Тима Бертона «... атакует»

Фантастический фильм Брайана де Пальмы «Миссия на...»

. «батончик» из Солнечной системы

Бог войны в древнеримской мифологии

Московский кинотеатр

Российская космическая станция

. «вспомнить все», планета

. «шоколадная» планета

Есть ли там жизнь?

Фильм «Миссия на...»

Место действия романа «Аэлита»

Римский брат Ареса

Следом за Землей

Планета «Любопытства»

Бог войны у римлян

Смотровая площадка парусн..

Смотровая площадка парусн.

Название шоколадного батончика

Бог войны или шоколад. батонч..

Срам от конца к началу

Альба Лонга и ее цари. После смерти Энея правителем Лавинии стал его сын Юл. Шло время. Население города росло и росло. Тогда решил Юл найти хорошее место и построить еще один город, свой собственный. И вот у подножия Альбанской горы заложил он новое поселение, которое протянулось вдоль горного хребта и получило название Альба Лонга (“Длинная Альба”). Стали в ней править потомки Юла, и спокойно длилось их царствование год за годом, десятилетие за десятилетием.

Триста лет прошло с той поры, как Эней прибыл в Италию. В Альба Лонге правил в это время царь по имени Нумитор. По обычаю, получил он власть после смерти отца. Но был у него младший брат Амулий, человек жестокий и коварный. Завидовал он Нумитору и сам хотел стать царем. В конце концов ему удалось свергнуть брата и захватить престол. Сам Нумитор не стал бы затевать борьбу за власть, но у него подрастали сыновья, которые могли потребовать возвращения им власти, коварно отнятой у отца. Истребил Амулий всех сыновей брата, а его дочь, Рею Сильвию, сделал весталкой, чтобы не могла она завести семью и детей: ведь ее сыновья тоже имели бы право на власть.

Рождение Ромула и Рема. Но все вышло не так, как хотелось коварному Амулию. Родила Сильвия двух мальчиков-близнецов, а на вопрос, кто их отец, ответила: “Грозный Марс, бог войны”. Рассвирепел Амулий и приказал своим рабам положить детей в корзину и бросить в реку, а Рею Сильвию — заковать в цепи и заточить в темницу.

Все исполнили рабы так, как велел жестокий царь. Но не утонула корзина с мальчиками, медленно поплыла она по волнам и через некоторое время прибилась к берегу. Громко плакали в ней дети: начал их мучить голод. На этот плач прибежала из леса волчица. Она облизала малышей, а потом накормила своим молоком. Но у нее были волчата, и близнецам молока не хватало. Тогда их начал подкармливать лесными ягодами пестрый дятел. Так заботился о своих сыновьях Марс: ведь и дятел, и волчица были посвященными ему животными. А вскоре нашел малышей добрый пастух Фаустул, забрал в свою хижину и растил, как собственных детей. Назвали мальчиков Ромул и Рем.

Капитолийская волчица

Ромул и Рем возвращают власть своему деду. Шли годы. Выросли близнецы, стали сильными и красивыми юношами. Они пасли стада, загорали под палящим солнцем, занимались физическими упражнениями; во всем можно было положиться на них. Часто доказывали они свою с илу и ловкость и в мирных состязаниях, и в схватках с нападавшими на стада разбойниками. Скот, который пасли Ромул, Рем и другие пастухи, принадлежал Амулию. У его брата Нумитора, который был еще жив, тоже были свои стада и свои пастухи. И вот однажды завязалась между ними драка. Пастухам Нумитора удалось схватить Рема, связать его и доставить к хозяину. Увидел Нумитор Рема, и почему-то дрогнуло его сердце. Ласково стал он расспрашивать юношу о его детстве, отце — и рассказал тот все, что слышал от Фаустула.

Понял Нумитор, что судьба вернула ему внуков. Позвали Ромула, и узнали юноши от деда тайну своего рождения. Решили они покарать Амулия. Дело было правое; ненавистного всем тирана они вскоре свергли и убили. Снова их дед стал правителем. Мать Ромула и Рема к тому времени умерла в темнице, ничто не держало их в Альба Лонге. В память о своем чудесном спасении решили они основать новый город, на том самом месте, где их когда-то нашел Фаустул — на холмах вблизи реки Тибр.

Основание Рима. Пришли братья на холмы, стали выбирать, на каком именно начинать строительство. Ромулу больше нравился Палатинский, Рему — Аветинский. Решили они сесть каждый на свой холм и ждать божественного знамения. Скоро увидел Рем, что кружат над его холмом шесть коршунов, обрадовался: “Мне боги велят основать город! Он будет носить мое имя!” Но в этот момент появились коршуны и над Ромулом, и не шесть, а целых двенадцать! Все сочли такое знамение более благоприятным.

По обычаю, нужно было запрячь в плуг быков и пропахать борозду вдоль будущих стен; и если будут правильно совершены все обряды — никакой враг никогда не переступит черты, не войдет в город. Приступил Ромул к совершению обрядов. Мрачно смотрел на это Рем; досадно было ему, что на Палатине, а не на Авентине возникает город. Все больше и больше распалялся он яростью, и, наконец, в бешенстве воскликнул: “Да через эти стены переступит даже младенец!” и несколько раз переступил борозду с одной стороны на другую.

Безрассудным и греховным был этот поступок: ведь Ромул отвечал за судьбу нового города и обязан был отомстить за его поношение. Страшное дело свершилось: выполняя свой долг перед гражданами будущего города, схватил Ромул меч и заколол брата со словами: “Да погибнет так каждый, кто осмелится насилием нарушить границы моего города!” Затем Ромул завершил обряды и назвал город своим именем — Рома, город Ромула (по-русски, Рим).

Похищение сабинянок. Город возник, но жить в нем было некому; стал Ромул приглашать в него всех желающих. Много пришло туда народу, да вот беда — не оказалось среди них женщин! А какой дом может существовать без хозяйки? Решил Ромул добыть жен для жителей своего города. Однако слава у Рима была дурная — собирались в город разные люди, среди них и грабители, и преступники, и бродяги. Никто не хотел отдавать своих дочерей таким людям в жены. Тогда Ромул объявил, что устраивает большие торжества с играми и гуляниями, и разослал приглашения всем соседям. Много гостей собралось в Риме. Больше всего среди гостей оказалось сабинян. Женщины этого племени славились своей красотой. Прямо на улицах накрыли столы, вынесли сосуды с вином — и пошло веселье! Потом все перешли на поле, где должны были проходить игры.

И тут Ромул снял с себя красный плащ, а потом опять надел его: так он подал условный знак своим людям. Как стая коршунов, набросились они на женщин, пришедших на празднество вместе с отцами и мужьями, стали хватать их и утаскивать домой как военную добычу. Растерялись мужчины-гости: нападения они не ждали, оружия с собой не взяли, поэтому и сопротивления оказать не смогли. Разбежались они, оставив женщин в руках победителей. Так каждый житель Рима и приобрел себе жену; вскоре появились в новом городе первые дети.

Война Рима с соседями. Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся. Объединили они свои силы и пошли на Рим войной. Во главе встало племя сабинян: среди похищенных больше всего оказалось женщин этого племени. Даже Ромул взял себе в жены сабинянку. Предводителем войска стал царь Тит Таций. Вторглось оно в римские земли, стало разорять их беспощадно. Только Рим взять не удавалось. И тогда решили подкупить какую-нибудь женщину, чтобы она тайно впустила отряды в город. Нашли такую — по имени Тарпея. Каждый сабинский воин пообещал дать ей то, что носит на левой руке. Думала предательница про золотые браслеты, но кроме них, носили сабиняне на левой руке тяжелые щиты. И входя в город, бросали вероломной женщине браслет, а вслед — щит. Так и погибла она под “подарками”.

Ворвались сабиняне в город, стали разбегаться во все стороны растерянные римляне. Лишь молитва Ромула, обращенная к Юпитеру, позволила остановить бегство. Началось решающее сражение.

Ромул и Таций заключают мир. Но в разгар боя появились на поле сабинские женщины. Не могли они перенести того, что на одной стороне гибнут их отцы и братья, а на другой — мужья; в траурных платьях, с распущенными волосами, прижимая к себе детей, стали они посреди поля и заголосили: “Не хотим мы терять ни отцов, ни мужей! Лучше обратите гнев против нас! Ведь это мы — причина войны!”

Образумились сражающиеся, опустили оружие. Вышли навстречу друг другу Ромул и Таций и заключили мир. Объединились два народа, поселились вместе, и стали править ими два царя; когда же умер Таций, обоими народами стал править Ромул.

Долго правил он, и возрастала слава Рима. Однажды проводил Ромул смотр войск, и вдруг разразилась сильная гроза; загремел гром, засверкали молнии, окутала землю тьма. А когда она рассеялась, обнаружили римляне, что их царь исчез,— исполнив предначертанное судьбой, покинул Ромул землю и был вознесен на небо. С того дня римляне чтили Ромула как своего бога-покровителя под именем Квирина, а себя называли квиритами.

Легенда о рождении Ромула и Рема

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так. Царь города Альба-Лонги, дед Ромула и Рема, Нумитор, потомок Энея и его сына Юла, был свергнут с престола братом, Амулием; дочь Нумитора Рея Сильвия была сделана весталкою для того, чтобы не могла она выйти замуж и иметь детей. Но однажды, пошедши за водой, девственная жрица Весты была застигнута в священной пещере Марсом, который был у италийских народов богом не только войны, но и оплодотворения; когда она при разных знамениях и чудесах родила близнецов Ромула и Рема, Амулий велел утопить ее в Тибре. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка, или женщина из царской фамилии Сильвиев). Бог реки Тибра принял ее с любовью, и она сделалась его женою. Близнецы Ромул и Рем тоже были брошены в реку; но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду; колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Там волчица бога Марса кормила малюток Ромула и Рема своим молоком, пока нашел их Фавстул, смотритель царских стад; он отдал их своей жене Акке Ларенции, и та выкормила их. Ромул и Рем росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их.

Основание Рима Ромулом

По случаю ссоры между пастухами Амулия и Нумитора было узнано, кто они; услышав о своем происхождении, Ромул и Рем возвратили своему деду Нумитору царскую власть в Альбалонге и решили основать новый город на одном из семи холмов у Тибра в той местности, где были спасены и выросли между пастухами. Прежние товарищи Ромула и Рема, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Но по вопросу о том, на каком холме основать город и чьим именем назвать его, произошел спор между братьями; Рем хотел основать город на Авентинском холме, а Ромул – на Палатинском.

Ромул и Рем. Картина Рубенса, 1616–1616

Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Ромул и Рем пошли каждый на свой холм и, совершив священные обряды, молча ждали с товарищами своими небесных знамений всю ночь. Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов; товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя. Он основал у левого берега Тибра город на Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие. По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал. Ромул провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною; освятил померий. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая; за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Чтобы примирить с собою тень убитого брата, Ромул установил праздник Лемурий в честь усопших.

Легенды о Ромуле, Реме и происхождении Рима имеют тесную связь с праздниками и богослужением» римской старины: так например, днем основания Рима считалось 21 апреля, день праздника Палилий, совершавшегося в честь Палесы, богини-покровительницы городского округа Рима. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших, или изгнанных из родины; это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник); его совершали у подошвы Палатинского холма; он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости; без сомнения, он был остатком тех времен легендарных времён Ромула, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.

Похищение сабинянок

Рим был основан одними только мужчинами, продолжает легенда; соседние племена не хотели отдавать девушек за этих беглецов и с насмешкой отвергали их свадебные предложения; Ромул вздумал обманом и насилием добыть своим сподвижникам жен, которых не давали им по доброму согласию. Он устроил праздник в честь бога Конса (Консуалии) и пригласил на него соседей. Они сошлись с женами и детьми. Но в то время, как они беззаботно смотрели на военные игры, римляне по данному Ромулом знаку бросились на них и похитили девушек. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства; сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало-помалу смягчили их гнев.

Похищение сабинянок. Картина Николя Пуссена, 1634–1635

Оскорбленные племена решили отмстить Ромулу и римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Римляне разбили их порознь. Ромул убил ценинского царя Акрона, повесил его доспехи в храме Юпитера Феретрия и отпраздновал первый триумф в предзнаменование того, что Рим будет побеждать всех врагов своих. После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке». Она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла. Так она получила смерть за измену. С той поры утес, образующий западную сторону Капитолийского холма, стал называться Тарпейскою скалою; впоследствии с этой скалы были низвергаемы преступники. Сабиняне и римляне, предводительствуемые Ромулом, долго сражались с переменным счастьем на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами, где впоследствии был римский форум. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator), и бегущие римляне остановились. Битва на низменности закипела вновь, и победа колебалась, когда вдруг отворились ворота Рима; похищенные сабинянки с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом подвиге их, о том, что они примирили враждующие народы, Ромул установил праздник Матроналий и дал женщинам много почетных прав.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. Картина Жака-Луи Давида, 1799

Курии, на который делились римские полноправные граждане, были названы именами похищенных сабинянок, возведенных таким образом в сан родоначальниц римско‑сабинских патрициев. Жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья. Ромул сверх того постановил, что при встрече с матроной мужчина должен уступать ей дорогу; что оскорбивший женщину, делом или неприличными словами подвергается наказанию; что если гражданин отсылает от себя жену, невиновную ни в нарушении верности, ни в намерении отравить его, ни в воровстве, то половина его имущества отдается жене, а другая храму Цереры. – Как в других эпизодах легенды о Ромуле и основании Рима, так и в рассказе о похищении сабинянок древние религиозные обычаи похищения невест и бракосочетания были соединены в одно целое с теми историческими фактами, что на Квиринальском и Капитолийском холмах существовало сабинское поселение, а на Палатинском холме было поселение, называвшееся Римом, и что эти два поселения слились в одно. Рассказ о похищении земляками Ромула сабинянок проще всего объясняется, по замечанию Ине, обрядами римской свадьбы: «жених как будто силой уводил невесту из дома её родных; ее провожали в новое жилище трое юношей; жених переносил её через порог; когда причесывали волоса её, то делали пробор острием копья. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».

Отражение в легенде о Ромуле подлинных исторических событий

В легендарных сказаниях об основании Рима Ромулом, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины Ромула и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково. По мнению одних, это были этруски, имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа Ромулом на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ. Таким образом, Рим эпохи Ромула произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община в легендарную эпоху Ромула, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно, заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность. Вероятно, брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда о Ромуле характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе Ромула свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Правление Ромула в Риме

Время правления двух царей – Ромула и Тита Тация – было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников. Ромул счастливо воевал с городом Фиденами, который, благодаря своему положению на левом берегу Тибра, выше Рима, служил для жителей могущественного этрусского города Вей главным пограничным оплотом против Лациума. В одном победоносном сражении римляне, по преданию, перебили 14 тысяч вейентов, и половина из них была убита Ромулом собственноручно. Молодое римское государство, в правление храброго Ромула привело соседей в такой страх, что еще 40 лет после его смерти, во все время царствования Нумы Помпилия, никто не отваживался нападать на Рим.

Ромул дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет (1–38 от основания Рима, или 753–716 до Р. Х.) и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии Ромул был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить Ромула, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Ромул, как олицетворение римского мужества

Ромул и второй римский царь Нума Помпилий являлись легендарными олицетворениями тех видов деятельности, которыми было положено прочное основание будущему Риму. В Ромуле олицетворялось мужество, в Нуме – уважение к богам. Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями; они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Потому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и его преемника, мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его.

Литература о Ромуле

Тит Ливий. История от основания города, I

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла

Легенда римской мифологии гласит, что Ромул и Рем (основатели Рима) - братья близнецы дети Реи Сильвии и бога Марса (хотя в некоторых источникам утверждается, что их отцом был полубог Геракл).

Их мать Рея была дочерью Нумитора, царя Альба-Лонги. Нумитор был свергнут своим младшим братом Амулием, который убил всех наследников мужского пола и заставил Рею стать весталкой и тем самым дать обед целомудрия. Таким образом, он попытался предотвратить рождения от нее потенциальных претендентов на престол. Тем не менее, через четыре года Рея родила двух близнецов Ромула и Рема.

За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти. Наиболее распространенным смертным приговором считался тот, когда человека хоронили заживо. Тем не менее, Амулий, убоявшись гнева бога-отца Марса, не захотел непосредственно сам испачкать руки в крови Реи и ее детей. Поэтому он заточил Рею в тюрьму, а братьев близнецов приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Амулий думал, что если дети умрут не от меча, а от природной стихии, то он и его город будут спасены от гнева и наказания богов.

Однако благодаря сериям чудесных совпадений Ромул и Рем были спасены: река прибила корзину с братьями в безопасное место, где их нашла волчица, которая сжалилась над ними и вскормила своим молоком. Также миф гласит, что волчице помогали ухаживать за братьями дятел и чибис.

Затем Ромул и Рем были обнаружены пастухом Фаустулом и его женой, которые воспитали и вырастили их как своих собственных детей. Близнецы, еще не зная своего истинного происхождения, сильно отличались от других пастухов одной чертой, а именно лидерством. И будучи подростками каждый из них приобрел много последователей.

Когда же Ромул и Рем выросли и узнали правду о своем рождении и о том кем они на самом деле являются, они убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Вместо того чтобы ждать смерти Нумитора и унаследовать престол Альба-Лонги братья решили основать свой город.

Ромул хотел построить город на холме Палатин, а Рем предпочел холм Авентин. Они договорились разрешить спор за счет предзнаменования (кто из них больше увидит коршунов на небе со своего холма), но когда каждый из них стал утверждать что другой врет, они поссорились, в результате чего Ромул убил Рема .

Другая версия смерти Рема: спор между братьями был выигран Ромулом, так как он увидел больше коршунов на небе, а именно двенадцать, в отличие от брата, который увидел только шесть. И Ромул провел священную борозду на холме Палатин, а Рем перепрыгнул через нее, тем самым нанес оскорбление основателю города. За что и был убит братом, который при этом произнес: «так погибнут все, кто в будущем перепрыгнет через мою стену ». Это произошло 21 апреля 753 года до н.э. Эта дата и стала считаться датой основания Рима .

Город, который Ромул назвал своим именем, быстро рос и развивался. В Риме находили приют изгнанники, беженцы, преступники и беглые рабы.

Ромул делит своих воинов на легионы. Из остальной части населения он выбирает 100 наиболее знатных и богатых отцов, которых включает в свой совет. Он называет этих людей патриции: они отцы Рима, не только потому, что они заботятся о своих собственных сыновьях, но и потому что они будут заботиться обо всех людях Рима. Это будущие сенаторы. Ромул, таким образом, вводит в действие систему правления (появляется сенат).

Благодаря божественной милости и вдохновенному руководству Ромула, Рим стал доминирующей силой и одним из самых величайших городов древности.

Жизнь Ромула закончилась на 38-у году его правления. Это связывают со сверхъестественным исчезновением и вознесением его в боги. Также существует версия, что в Сенате был заговор, в результате которого и был убит Ромул.

По красивой легенде, Рим основал Ромул -- один из двух братьев, выкормленных волчицей в своем логове. Но вам, раз начали читать эту статью, наверняка интересно, как далеко легенда отстоит от реальности.

Сегодня мы узнаем, как объясняют происхождение Рима титулованные итальянские историки.

Сижу на лекции по Древнему Риму в Болонском университете, многие из вас знают что я получаю в Италии образование историка. Наш профессор рассказывает...

Какие доказательства у нас в руках? Литературные источники и археологические находки!

Кто основал Рим - Ромул

Увы, ни один литературный источник не называет того человека, который лично видел, как Ромул очерчивал границы нового города. Прямых очевидцев нет и быть не могло. Потому что письменность в Риме появилась лишь в конце VII века до нашей эры, то есть прошло больше ста лет от основания Рима.

Но даже появление письменности не проливает свет на загадку, потому что историей Рима по-настоящему стали интересоваться еще несколько веков спустя -- когда он вырос, укрепился и стал угрожать соседям. Приблизительно с середины IV века до нашей эры. Больше всего внимания уделили Риму древние греки. Но историки, на которых мы можем сегодня опираться -- Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский -- жили в первом веке до нашей эры!

Они, конечно, тоже опирались в своих произведениях на других авторов, которые слышали народные предания о Ромуле и первых семи королях Рима... Но установить, какая доля правды дошла до них через столько лет, сегодня уже никому не под силу...

Греческие историки старались показать, что римляне обязаны своим происхождением... кому же еще, древним грекам!

Дионисий Галикарнасский так прямо и пишет в своих "Римских древностях": "Жители Аркадии первыми из эллинов пересекли Адриатику и высадились в Италии. Вел их Энотр, сын Ликаона, рожденный 17 поколениями прежде Троянской войны... Энотр и эллины, приплывшие с ним, нашли здесь много земель, полезных для выпаса скота и для земледелия. Некоторые из них были пустынными, некоторые населены местными народами, но поселения эти были малочисленны. Освобождая Италию от варваров, Энотр основывал новые города, близко друг от друга, так, как это делали в древние времена. Занятые им земли назывались Энотрия, а жители, населявшие ее -- энотры"...

Тит Ливий посвятил Риму 142 книги. Первая из них целиком рассказывает о его становлении... Тит Ливий упоминает легенду об Энее, который, уже после Троянской войны, также приплыл в Италию.

Что же, получается, итальянцы -- это прямые потомки древних греков?

Разумеется, нет. В современной сториографии можно прочитать о многих народностях, которые жили в Италии еще в бронзовый век. "Голасекка" -- в современных Пьемонте и Ломбардии; неподалеку от Падуи -- еще одна культура, ее называют "культура Эсте"; на территории сегодняшних Тосканы и Эмилии -- "цивилизация Виллановиана", из которой вышли этруски...

Однако мы отвлеклись. Кто основал Рим?

Удивительно, но все древние историки отвечают однозначно: Ромул. Вызывает сомнение лишь то, был ли это реальный человек. Или из-за того, что город уже назывался Рим, легенда приделала основателя с созвучным именем -- Ромул? Да, так часто бывает: при недостатке фактов причина и следствие меняются местами...

В Италии археологи постоянно находят что-то интересное...

И Тит Ливий, и Дионисий Галикарнасский рассказывают, как Ромул взял в руки плуг и очертил границы нового города. Отцом Ромула был объявлен бог Марс. Эту красивую легенду вы можете прочитать на сайте, переходите

Однако и сами авторы не очень в ней уверены. Тит Ливий пишет: "Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начало городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима. Но подобного рода рассказам, как бы на них ни смотрели и что бы ни думали о них люди, я не придаю большой важности".

Кто основал Рим? -- подытожил наш профессор. -- Будем считать, это был Ромул, не забывая, что подтверждение тому -- легенда. А на самом деле мы не знаем точно, почему Рим был назван Римом. По одной из версий, в основу легло слово ruma , что значит женская грудь, по форме похожая на округлый холм (на таком холме и родился город). По другой версии -- от слова Rumon , в древнелатинском языке так называлась река Тибр, на которой стоит Рим. (Примечание: по-итальянски название города -- Roma).

Год основания Рима - 753 до нашей эры

Если имя Ромула называет легенда, признанная туманной даже историками, то как ученые вычислили с такой точностью год основания Рима?

Ответ -- археология!

"Прежде всего Ромул укрепил Палатинский холм, где был воспитан", -- пишет Тит Ливий.

Сегодня Палатинский холм в Риме выглядит так.

Нет-нет да можно увидеть, как ученые в тяжелых ботинках ведут на территории Палатина раскопки.

Мы подошли к самому интересному...

В 1988 году на южном склоне Палатина проводил раскопки итальянский археолог Андреа Карандини со своей командой. Он обнаружил подобие частокола, а параллельно ему, ближе к центру холма, -- остатки стены, они датируются VIII веком до нашей эры.

Гипотеза ученых: каменная стена огораживала Древний Рим, ее заложил Ромул. А частоколом обвели границы святых владений города, он огибал бòльшую территорию. На ней нельзя было ни сажать деревья, ни хоронить умерших, ни строить дома и мастерские... Своего рода "нейтральная полоса".

Еще один историк, живший в I веке до нашей эры, Марк Теренций Варрон, описывает древний ритуал закладки города:

"В Лацио был обычай закладывать город на манер этрусков. В плуг впрягали быка и корову, и так очерчивали предел города. Это был религиозный обычай, ритуал совершали в день, предначертанный знамением. Границы города обозначали ров и стена. Ров -- это борозда, которую оставлял после себя плуг. Стена -- земля, выходившая из-под его ножа. Стена строилась внутри, ров -- снаружи. Границы города обозначались колоннами. За ними владения города больше не простирались".

Варрон упоминает, что день для закладки города выбирали специально. Ученые сегодня называют не только год основания Рима, но и день -- 21 апреля, праздник пастбищ и выпасаемых животных.

Не всегда граница владений города и каменная стена шли близко друг к другу, иногда между ними было значительное пространство. Стена строилась в целях защиты и охватывала ту территорию, которая в ней нуждалась. А граница владений в Риме пролегала с большим запасом, как бы подразумевая, что город будет разрастаться.

Расширение границ города могло произойти только в особых случаях. Тогда старые колонны сохранялись, а новые владения обозначились новыми, как диктовали ритуалы. В Риме было возможно расширить границы города только за счет территории, отвоеванной у другого народа. В следующий раз после Ромула границу очертили уже в I веке до нашей эры. А последний раз -- при императоре Аурелиане в III веке нашей эры.

Еще одна находка археологов в переводе с латинского называется "Черный камень".

10 января 1899 года при раскопках на римском форуме ученый Джакомо Бони обнаружил это надгробие. На камне высечена надпись, которая предостерегает: всякий, тронувший его, навлекает великие бедствия на свою голову.

Ученые считают, что камень может обозначать место захоронения Ромула. По другой версии, здесь погребен Фаустул, который приютил и вырастил братьев Ромула и Рема. Если вы простые туристы, попавшие в Рим, то без труда найдете на римском форуме место, где покоится Лапис Нигер.

Едва находка была обнаружена, ее сразу же связали с письменным источником, в котором упоминается черный камень рядом с местом комиций, неподалеку от курии. Черным камнем отмечена могила Ромула, сказано в летописи.

Конечно же, назвать точный год появления камня никто не решается, говорят лишь, что возраст находки позволяет быть уверенными в том, что монархи Рима были очень древними. О том, обнаружены ли останки человека где-либо поблизости от "Черного камня", никто из ученых не говорит.

Где искать Ромула, они пока не знают...

Существует версия, что Ромула могли убить на одном из "заседаний" курии, которое проходило неподалеку от "черного камня", разрезать его тело на части, и вынести за пределы города...

Кто основал Рим, год основания Рима -- сегодня я постаралась ответить на эти вопросы без лукавства, с максимальной откровенностью. Насколько это позволяют полученные в одном из лучших университетов мира знания.

Надеюсь, что статья была полезна. Хотя, наверное, и не оправдала надежд некоторых читателей 😉