Общая характеристика пособий в рф. Пособия и льготы

Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения. Содержание соцобеспечения, его типы, размер все время изменяются и формируются по ходу развития самой системы соцобеспечения (социальных гарантий) в стране.

Среди всех функций соцобеспечения выделяется демографическая, которая, в свою очередь, способствует стимулированию роста количества населения государства, воспроизводству здорового поколения, увеличению продолжительности жизни людей и другое.

Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" и Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007г. №375 "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.10.2009 № 839, от 01.03.2011 № 120, от 20.02.2013 № 145, от 25.03.2013 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462)

Федеральным законом № 81-ФЗ " О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусмотрены следующие виды пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в

медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Вступил в силу Федеральный закон от 25 февраля 2011 № 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.

Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е. Е. Мачульская определяет социальный риск как "вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства".

Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.

В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам "материнский капитал" невозможно получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов соцобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обеспечения.

При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм. Регулирование же отношений по соцобеспечению выполняется на основе таких принципов, как всеобщность социального обеспечения; дифференциация типов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

В Российском государстве пособие гражданам, имеющим детей было введено в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка по причине прекращения женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.

С принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в народе называемом законом о монетизации льгот) основные виды деятельности, ответственность и финансирование социальной поддержки семей имеющих детей были переданы регионам, что кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка. С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.

Одно из принципиальных положений - это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.

Таким образом, пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Основания возникновения выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно п. 12 Постановления № 865 основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам являются:

Листок нетрудоспособности для женщин, подлежащих обязательному

социальному страхованию;

Медицинская справка установленной формы для женщин,

обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (п. 15 Постановления N 865). Для назначения и выплаты такого пособия они представляют в учреждение справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие при рождении ребенка получить имеет право один из родителей либо лицо, его заменяющее (если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка), на каждого родившегося ребенка (в случае рождения двух или более детей). Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:

Справка о рождении ребенка, выданная органами загса.

В случае если оба родителя работают (учатся), дополнительно представляется справка с места работы (учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось и не выплачивалось. Однако следует сказать, что если при рождении ребенок умирает, то данное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается не позднее десяти дней со дня представления всех необходимых документов.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком, ей предоставляется право выбора одного из этих двух видов пособий, выплачиваемых в данном периоде. Лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, могут выбрать одно из них.

Согласно ст. 14 Закона № 81-ФЗ пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:

Заявление о назначении пособия;

Копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым

осуществляется уход;

Копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти)

предыдущего ребенка (детей) (если таковые имеются);

Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца) ребенка о том,

что она (он) не использует указанный отпуск и не получает пособие. Если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), необходимо наличие справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка, подтверждающей, что она (он) не получает это пособие.

Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям (отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию), а также лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, является решение учреждения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Круг лиц, имеющих право на пособие

В настоящее время право на пособие имеют (Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6):

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6) не распространяется на:

гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без

гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место

жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Введение

На сегодняшний день одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Особенно это важно для молодых семей, которые довольно часто испытывают материальные трудности. Этим и определяется актуальность исследования.

Цель исследования - анализ государственных пособий гражданам, имеющим детей в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с поставленной целью необходимо выделить следующие задачи :

  • 1. Определить понятие и сущность государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • 2. Проанализировать социальную политику государства в советский период;
  • 3. Изучить виды пособий гражданам, имеющим детей.

Работа носит реферативный характер .

При подготовке курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, труды доктора социологических наук Мачульской Е.Е., доктора юридических наук Захарова М.Л, кандидата юридических наук Корсаненкова Ю.Б, профессора юридических наук Галаганова В.П.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.

Общая характеристика государственных пособий гражданам, имеющим детей

Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей - это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Право на государственные пособия имеют:

  • 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;
  • 2. Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • 3. Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;
  • 4. Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства.

Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.07.2012 г.) устанавливает следующие виды государственных пособий:

  • 1. Пособие по беременности и родам;
  • 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • 3. Единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • 5. Ежемесячное пособие на ребенка;
  • 6. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • 7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • 8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, государственные пособия гражданам, имеющим детей предназначены для поддержания материального положения семей и являются неотъемлемой частью политики социального государства.

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по безработице
  • Детские пособия :

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2017 г.)

Вид пособия

Размер

Норма

Пособие по временной нетрудоспособности

Минимальный размер

Как такового минимального размера пособия не установлено. Но закреплен минимальный средний заработок для расчета пособия – (7 800 руб.)

Средний дневной заработок определяется по формуле (на примере МРОТ): МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер

Он зависит от продолжительности страхового стажа.

При страховом стаже 8 и более лет ():

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

При страховом стаже от 5 до 8 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 80%

При страховом стаже до 5 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 60%

Пособие по беременности и родам

Размер пособия по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам.

Минимальный средний заработок рассчитывается по формуле:

МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2017 году составляет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

Единовременное пособие при рождении ребенка

16 350,33 руб.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

16 350,33 руб.

Если на воспитание передается ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами – 124 929,83 руб. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер при уходе за первым ребенком – 3065,69 руб.

Минимальный размер при уходе за вторым и последующим ребенком – 6131,37 руб.

Максимальный размер вне зависимости от того, за каким ребенком осуществляется уход – 23 120,66 руб.

Материнский капитал

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

25 892,45 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

11 096,76 руб.

Министерство общего профессионального образования

Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования Свердловской области

«Уральский политехнический колледж»

Курсовая работа

По дисциплине «Право социального обеспечения»

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ»

Екатеринбург 2015

Введение

Глава 1. Государственные пособия гражданам, имеющим детей: общая характеристика

1 Государственные пособия: понятия, виды

2 Принципы государственных пособий граждан, имеющих детей

3 Способы системы финансирования

Глава 2. Правовое регулирование государственных пособий, граждан, имеющих детей

1 Пособие по беременности и родам

2 Единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью

3 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Глава 3. Порядок предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей

Заключение

Список использованных источников

Введение

Конституция РФ, определяя основы конституционного строя, отмечает обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, развитие системы социальных служб, установление государственных пособий и иных гарантий социальной защиты (ч.2 ст.7). Согласно ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство и семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В ряде программных документов последних лет, например в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р, выделяются такие задачи демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, как:

создание предпосылок для повышения рождаемости;

всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка.

В качестве приоритетов для решения этой задачи названы:

формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения ребенка, содержания и воспитания нескольких детей, в том числе получение общего и профессионального образования, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей; повышение воспитательного потенциала семьи.

В Концепции говорится также о необходимости обеспечения условий для улучшения материального положения семей, что предполагает разработку и принятие мер по стабилизации ситуации на рынке труда, повышению уровня заработной платы. Также отмечается необходимость совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечение их адресности и др. Согласно Концепции размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Надо отметить, что процесс обновления законодательства о социальном обеспечении тесно связан с происходящими в стране коренными преобразованиями (изменение взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ. Развитие местного самоуправления; формирование негосударственного социального обеспечения и др.). Эти явления развиваются крайне противоречиво, что отражается и в проводящейся реформе социального обеспечения. Естественно, это затрагивает и условия предоставления гражданам государственных пенсий, пособий, социальных услуг.

Актуальность данного исследования связана с тем, пособия на детей являются неотъемлемой частью системы социальных пособий, которая представляет собой самостоятельный институт права социального обеспечения.

Также в настоящее время в связи с изменениями в политической, экономической и социальной сферах резко ухудшилось материальное положение семей, имеющих детей. В условиях современной демографической ситуации в Российской Федерации семьи с детьми нуждаются в особой заботе со стороны государства, что обуславливает необходимость совершенствования отечественного законодательства о пособиях семьям с детьми.

Также необходимо отметить, что круг получателей пособия по беременности и родам достаточно широк, в него также входят и женщины, которые в период своей деятельности не подлежали обязательному медицинскому страхованию. Это продиктовано необходимостью охватить этой мерой социального обеспечения большое количество женщин в условиях низкого уровня жизни российского населения.

Целью данного исследования является анализ правового регулирования.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

раскрыть основные признаки пособий на детей;

сформулировать принципы и функции соответствующего правового института, раскрыть их содержание и значение для совершенствования законодательства;

рассмотреть назначение и выплаты пособий по беременности и родам;

выяснить основные виды пособий семьям, имеющим детей;

условия назначения и размеры пособий семьям, имеющим детей. Предметом исследования являются нормы, установленные законодательством и подзаконными актами, регламентирующие порядок обеспечения пособиями семей, имеющих детей, практика их применения, работы ученых и специалистов.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением пособиями по беременности и родам и другими мерами социальной поддержки семьям с детьми.

Теоретической основой данного исследования являются труды таких ученых и специалистов в области вопросов социального обеспечения как К.Н Гусова, Е.Е. Мачульской, Ю.П. Орловского, Г.В. Сулеймановой, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинова и др.

Нормативной основой являются основные положения, регламентирующие выплату этих пособий, которые содержатся в Федеральных закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В отношении каждого вида государственного пособия гражданам, имеющим детей, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяет круг лиц, имеющих право на пособие, размер и продолжительность выплаты пособия.

Структура работы обусловлена целями и задачами данной работы и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

правовой пособие социальный финансирование

Глава 1. Государственные пособия гражданам, имеющим детей: общая характеристика

1 Государственные пособия: понятия, виды

Социальное пособие является денежной формой обеспечения. Согласно ст.39 Конституции РФ социальные пособия, как и пенсии, устанавливаются законом. Денежные пособия являются одним из значимых по своему объему видов социального обеспечения. Давая определение социального пособия. Необходимо указать признаки, которые отличают его от пенсий и иных выплат, назначаемых гражданам. В качестве особых признаков пособий отдельные авторы называют различные признаки, которые, как правило, берутся за основу определения термина «пособие», «социальное пособие».

Социальное пособие и пенсия различаются по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельства, которые объективно вызывают необходимость их предоставления.

Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же - всегда длительная выплата.

Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия - компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств - рождением ребенка, смертью члена семьи и др. Целевое назначение пенсий иное - они, как правило, являются основным и иногда единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность.

Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия - на всех: их получают как работающий, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры.

В различных источниках дается различное определение пособий (социальных пособий). Так. В.Н. Толкунова предложила определение пособия как ежемесячной, периодической или разовой выплаты, заменяющей потерянный гражданином заработок или дополняющий его при повышенных расходах, производимой из государственного социального страхования и других источников в размере и порядке, установленных законодательством.

Наиболее универсальным является определение предложенное М.Л. Захаровым. Так, по его мнению, социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Анализ правовых актов, регулирующих предоставление отдельных видов пособий, показывает, что для пособий свойственны следующие специфические признаки:

) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах;

) пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду либо служащей дополнением к основным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе;

) пособия выплачиваются из нескольких источников;

) пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставлению, способам определения их размера и периодичностью выплаты;

) пособия исчисляются на основе индивидуального заработка либо устанавливаются в твердом размере.

Надо отметить, что данные признаки являются общими для всех социальных пособий и не позволяют отличить пособия на детей от иных видов социальных пособий.

С учетом вышеизложенного предлагается следующее определение социальных пособий на детей (семьям с детьми), отражающее его специфику: это единовременные, ежемесячные, периодические денежные выплаты, установленные законом и выплачиваемые семье с детьми с целью компенсации заработка, временно утраченного одним из родителей, дополнительных расходов семье или за вред, причиненный при социально значимых обстоятельствах здоровью одного из родителей, назначаемые за счет средств обязательного социального страхования или государственных ассигнований в размерах, соотносимых с заработком одного из родителей, прожиточным минимумом региона, или в твердо установленных денежных суммах.

Вопрос о классификации пособий в целом и пособий на детей в частности в науке права социального обеспечения решается неоднозначно. Многими учеными признаются два основных критерия: цель предоставления пособий и продолжительность их выплаты.

В праве социального обеспечения пособия по целевому назначению делятся на две группы:

) компенсирующие полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок;

Первая группа включает социальные пособия, выплачиваемые гражданам вместо заработка в период, когда они в силу объективных (уважительных) причин не имеют возможности заработать средства на жизнь. Специфика данных пособий прослеживается в связи управомоченного субъекта с общественно полезной деятельностью (уход за ребенком). К их числу относятся: пособие по уходу за больным ребенком; пособие по уходу за ребенком в случае карантина; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. В эту же группу должно быть включено и ежемесячное пособие супругам военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья, связанному с условиями их проживания по месту военной службы супругов.

Вторая группа включает пособия, которые представляют собой материальную помощь гражданам, когда им необходимо произвести или производить дополнительные (повышенные по сравнению с обычными) расходы. Поэтому они не соизмеряются с оплатой по труду, а устанавливаются в твердом размере. К ним относятся: единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву и др. Помимо вышеперечисленных групп, некоторыми авторами выделялась еще одна группа пособий по целевому назначению - пособия, которые предоставляются в качестве помощи лицам, не имеющим источника средств существования (дохода). К данной группе следует отнести единовременные пособия семьям с детьми беженцев и вынужденных переселенцев, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

Таким образом, исходя из изложенного социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

1.2 Принципы государственных пособий граждан, имеющих детей

Надо отметить, что система принципов, относящихся к государственным пособиям граждан, имеющим детей в литературе недостаточно изучена. Поэтому в связи с этим данные принципы можно рассматривать в свете общих принципов права социального обеспечения.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

Можно отметить, разработку принципов Э.Г. Тучковой, которая выделяет следующие принципы.

Принцип всеобщности социального обеспечения. Данный принцип проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья, независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка, имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.). Также параллельно с системой обязательного социального страхования существуют виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (пособия семьям, имеющим детей, материнский (семейный) капитал и др.).

Принцип дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий. В частности пособия по беременности и родам.

Принцип многообразия видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, то в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

3 Способы системы финансирования

В настоящее время пособия выплачиваются:

из средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования (Фонда социального страхования РФ, пенсионного фонда РФ) формируемых за счет отчисляемых страховых взносов работодателями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и др.;

бюджетных ассигнований (федеральных, региональных, муниципальных);

средств работодателей в том случае, если выплата пособий (сверх тех, что предусмотрены законодателем) в качестве меры дополнительной поддержки работников предусмотрена соглашениями, коллективными договорами, трудовым договором между работником и работодателем.

Итак, помимо специальных средств - средств фондов социального страхования, пособия выплачиваются еще из двух источников: бюджетов различных уровней и средств работодателей.

Таким образом, источник финансирования пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их за счет страховых взносов; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 18 лет передано на уровень субъектов РФ.

Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячного пособия на его ребенка осуществляется за счет субвенций федерального бюджета.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Денежные выплаты, предоставляемые в связи с материнством, отцовством и детством, можно разделить по их целевой направленности на два основных видах, а именно: направленные на оказание помощи гражданам в воспитании и содержании детей либо на возмещение лицу заработка, которого он лишился в силу осуществления этих обязанностей.

Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов государственных пособий граждан, имеющих детей

1 Пособие по беременности и родам

Право на получение пособия по беременности и родам предоставляется только женщинам - матерям, а также женщинам, усыновившим ребенка в возрасте до трех месяцев. Согласно ст. 10 Закона о пособиях по временной нетрудоспособности пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов на основании медицинской справки установленной формы. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Право на пособие по беременности и родам, в соответствии с ст.6 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, имеют несколько категорий женщин:

) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (далее - женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию);

) женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации;

) женщины, обучающиеся по очной форме обучения;

) женщины, проходящие военную службу.

Работающим женщинам, а также женщинам, которые проходят службу, обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы). По последнему месту работы (службы) пособие выплачивается женщинам также в случаях, когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в случае перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа; болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением); необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии заключения медицинской организации о нуждаемости больного члена семьи в постоянном постороннем уходе) или инвалидами I группы.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания).

Женщинам, которые подлежат обязательному социальному страхованию, пособие выплачивается единовременно в размере 100% среднего заработка за весь период отпуска по беременности и родам. В настоящее время при исчислении пособия учитывается только заработок, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Застрахованным женщинам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

2 Единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью

Единовременное пособие при рождении ребенка - денежная сумма, выплачиваема при рождении ребенка, один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В случае рождения (усыновления) двух и более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.

При рождении мертвого ребенка единовременное пособие не назначается.

Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Для назначения и выплаты данного пособия согласно п.28 Порядка назначения детских пособий представляются следующие документы:

справка о рождении ребенка (детей), выданная органами ЗАГСа; копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением РФ за пределами территории РФ, - при рождении ребенка на территории иностранного государства;

справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае если оба родителя работают (служат), а также если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит);

выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке органом социальной защиты населения;

выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении);

копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ) - в случае если назначение и выплата пособия осуществляется органом социальной защиты населения.

В случае обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребенка в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания либо по месту пребывания дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось.

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки, передача на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в виде лишения свободы, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений имеет один из усыновителей, опекунов, приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату пособия, заявления о назначении единовременного пособия со всеми необходимыми документами.

В случае, если к указанному заявлению приложены не все необходимые документы, орган, уполномоченный производить назначение и выплату данного пособия, дает лицу, обратившемуся за пособием, письменное разъяснение, какие документы должны быть предоставлены дополнительно.

Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью необходимо предоставить следующие документы:

заявление о назначении пособия;

копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении;

свидетельство о смерти родителей;

решение суда о лишении родителей родительских прав, признании их недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;

документ об обнаружении найденного ребенка, выданный органом внутренних дел;

заявление родителей о согласии на усыновлении ребенка, оформленное в установленном порядке;

справка о нахождении родителей под стражей или отбыванию ими наказания в виде лишения свободы;

акт об оставлении ребенка матерью в медицинской организации, в которой проходили роды;

свидетельство о рождении, в строках «мать» и «отец» которого стоят прочерки (п.34 Приказа Минздравсоцразвития РФ).

Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов, приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта РФ.

3 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, пребывающих на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

) матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

) матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

) другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений (ст.13 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения. Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет. Лицам, подлежащим государственному социальному страхованию, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный на каждого ребенка, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в установленных размерах без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством РФ на соответствующий период (ст.12 Закона о пособиях по временной нетрудоспособности).

Глава 3. Порядок предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей

В данной главе будет рассмотрен порядок предоставления пособий по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам предоставляется женщинам в период одноименного отпуска, продолжительность которого дифференцируется в зависимости от количества рожденных детей, характера родов (нормальные или тяжелые), а также определенных внешних факторов (например, в отношении женщин-чернобыльцев).

Застрахованным женщинам пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка (дохода), исчисленного за расчетный период.

Однако застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам будет выплачиваться в размере, не превышающем за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом (с 1 января 2015 г. - 5965 руб. в соответствии с Федеральным закон <#"justify">1)подсчет и подтверждение общего страхового стажа на день оформления отпуска по беременности и родам;

2)определение общей суммы начисленного заработка за расчетный период;

)определение среднего дневного заработка работницы;

)определение максимального среднего дневного заработка исходя из установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и сравнение с ним фактического среднего дневного заработка работницы;

)расчет размера дневного пособия;

)исчисление общего размера пособия по беременности и родам.

С 1 января 2011 года изменились правила исчисления пособия по беременности и родам. Новый порядок расчета данного пособия предусматривает исчисление пособия исходя из среднего заработка, рассчитываемого не за последние 12 месяцев, как это было в 2010 году, а за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

С 1 января 2013 года при определении среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам не учитываются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в отдельных случаях - периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы (п. 3.1. Закона о пособиях по временной нетрудоспособности).

Последовательность действий при расчете пособия для женщин, уходящих в отпуск по беременности и родам определяется следующим образом:

подсчитывается сумма всех выплат в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. При этом средний заработок за каждый календарный год учитывается в сумме, не превышающей предельную страховую базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. Если общий заработок за каждый год будет превышать эту базу, то сумма выплат за каждый календарный год ограничивается этой величиной;

определяется средний дневной заработок, т.е. полученная сумма делится на 730 календарных дней;

определяется размер пособия путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней по листку нетрудоспособности.

В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (ч.2 ст.18 закона о пособиях по временной нетрудоспособности).

В случае если расчет пособия по беременности и родам будет произведен по одному из последних мест работы по выбору женщины (по одному листку нетрудоспособности), то необходимо предоставить справку от другого страхователя о том, что назначение и выплата данного пособия этим страхователем не осуществляется.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам служит листок нетрудоспособности для работающих женщин (медицинская справка установленной формы - для учащихся и военнослужащих), которым оформляется отпуск по беременности и родам.

Страхователь осуществляет выплату пособия по беременности и родам в порядке, установленном для выплат застрахованным лицам заработной платы, т.е. либо из кассы организации, либо путем перечисления на счет работника.

Работодатель назначает пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения за его получением с необходимыми документами.

Если женщина была уволена в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то листок нетрудоспособности, а также выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, и справка из службы занятости о признании женщины нетрудоспособной представляются в орган социальной защиты населения по месту жительства. В этом случае выплата пособия осуществляется не позднее 10 дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами органом социальной защиты населения через организацию федеральной почтовой связи, кредитной организации, указанную получателем пособия, ежемесячно.

С пособием по беременности и родам тесно связано единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Таким образом, женщины, вставшие на учет в медицинском учреждении (государственном, муниципальном или платной медицинской консультации) в ранние сроки беременности (до 12 недель), имеют право одновременно с оформлением пособия по беременности и родам оформить дополнительное единовременное пособие.

Цель пособия - охрана здоровья женщины, готовящейся стать матерью и ее будущего ребенка. Для повышения рождаемости, улучшения охраны здоровья женщин в репродуктивном возрасте это пособие имеет особую социальную значимость.

Пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Для получения пособия нужно предоставить справку из женской консультации или другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности. Такая справка предоставляется вместе с листком нетрудоспособности. Данное пособие выплачивается одновременно с выплатой пособия по беременности и родам.

Заключение

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Исходя из этого определения вытекает определение государственных пособий гражданам, имеющим детей. Государственные пособия, гражданам, имеющим детей - единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Денежные выплаты, предоставляемые в связи с материнством, отцовством и детством, можно разделить по их целевой направленности на два основных видах, а именно: направленные на оказание помощи гражданам в воспитании и содержании детей либо на возмещение лицу заработка, которого он лишился в силу осуществления этих обязанностей.

Также государственные пособия для семей с детьми обладают определенными принципами.

Социальные пособия выплачиваются из средств страховых внебюджетных фондов и государственного бюджета (федерального и регионального).

Правовые основы регулирования вопросов, связанных с обеспечением пособиями граждан, имеющим детей, на сегодняшний день закреплены в двух Федеральных законах: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В соответствии с Законом о детских пособиях в Российской Федерации установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

ежемесячное пособие на ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий установлен Минздравсоцразвития РФ.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2012. - 63 с.

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р//Российская газета № 202, 17.10.2001

Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»// "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929

Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник для вузов. - М.,2006

Корсаненкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России: учебное пособие. - М.,2011

Право социального обеспечения: учебник/ Отв. ред. К.Н. Гусов. - М., 2009

Право социального обеспечения: учебник для бакалавров /Отв. ред. Е.Е. Мачульская. - М., 2014.

Право социального обеспечения: учебник для вузов/ Под. ред. Ю.П. Орловского. - М.2014

Право социального обеспечения: учебник для бакалавров/ Сулейманова Г.В. - М.,2013

Право социального обеспечения: учебник для бакалавров/Отв. ред. Э.Г. Тучков. - М.,2014.

Похожие работы на - Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий.

Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения. Елизаров В. В. Вклад государственной политики поддержки семьи в уровень жизни семьи // Уровень жизни населения регионов России.- 2011. - № 8 / 9. - С. 50-61.

Социальные пособия являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие, так и неработающие граждане. Цель социальных пособий - компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.

По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например:

1. пособие по беременности и родам

2. дополнительное пособие молодой семье

3. пособие при рождении ребёнка

4. пособие на период по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет.

С учётом изложенного можно дать определение социальных пособий - это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.

Классификация социальных пособий. Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям:

1. по целевому назначению - выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);

2. по продолжительности выплаты - ежемесячные, периодические и единовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);

3. по источнику выплаты - из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета;

4. по правовому регулированию - пособия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами;

5. по субъектам - в зависимости от категорий граждан, которым предоставляются пособия по социальному обеспечению.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются:

Граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

Граждан Российской Федерации, проходящих военную службу;

Постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

Временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона не распространено на:

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав; граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие названного Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Пособие по безработице;

Единовременное дополнительное пособие молодой семье;

Единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы.

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются Правительством РФ. Что касается ежемесячного пособия на ребенка, то порядок его назначения и выплаты устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ковалёв В.И., Голенко Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Юриспруденция. - 2012. - 29 с.

Таким образом, вышеизложенные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей сложились исторически, и нашли свое отражение в Федеральном законе от 19.05.1995г. №81 «О государственных пособиях граждан, имеющим детей». Захаров М.Л., Тучкова Г.Л. Право социального обеспечения»: учеб. пособие. М.: Бек.- 2011.- 6 с.

Главными особенностями сложившейся демографической ситуации в современной России являются:

Значительные масштабы сокращения населения;

Низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения; кризис семьи, высокий уровень разводов;

Зависимость темпов сокращения численности населения от уровня компенсации естественной убыли внешней миграции; значительные объемы вынужденной миграции и нелегальной миграции;

Сокращение объема внутренней миграции, снижение мобильности населения. Шумский Б. О некоторых государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Условия назначения, размеры и порядок получения // Трудовое право. - 2011. - № 10. - С. 86-89

Улучшению демографической ситуации способствовали такие меры, как внедрение родовых сертификатов, оснащение лечебных учреждений современным оборудованием, субсидии на строительство и приобретение жилья, увеличение размеров пособий. Например, самая «массовая» выплата - ежемесячное пособие на ребенка, возросла на 25% и сегодня ее получают родители 107954 детей в возрасте до 16 лет.

Таким образом, в современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2020 года и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2012 г, в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.