Политическая культура. Методическая разработка к уроку "политическая культура" Политическая культура разработка урока

Политическая культура.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся смогут дать определение того, что такое политическая культура и каковы ее основные компоненты.
  2. Сравнить четыре типа политических культур: индивидуалистическую, государственную, республиканскую и традиционалистическую.
  3. Охарактеризовать роль гражданина в каждой из культур.

Ход урока.

  1. Мотивация. Продолжите мысль Платона: «…у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько…» (существует видов государственного устройства).

Какая взаимосвязь отражена в это высказывании Платона?

Впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ-просветитель 18 в. Иоганн Гердер.

Жан-Жак Руссо писал о том, что мы теперь называем политической культурой. Он не использовал этого термина, но определил составляющие его: мораль, традиции и мнения .

Желание понять, что отличает жителей Северной Америки от жителей Старой Европы, привело Алексиса де Токвиля в 1830-е годы в США. Он хотел понять, почему попытки установить демократию после французской революции на своей родине, Франции, потерпели неудачу, а в Соединенных Штатах увенчались успехом. В своей классической работе Демократия в Америке он привел такое объяснение:

Быть может самой известной работой по проблеме политической культуры считается исследование, проведенное Габриелем Алмондом и Сиднеем Верба. Результаты своих исследований они опубликовали в 1963 году в книге Гражданская культура . Как и Токвиля, их интересовало, почему демократия успешно развивается в одних странах и терпит фиаско в других.

2.Работа с термином. Приложение 1.

Политическая культура

Политическая культура

Политическая культура

Политическая культура

1.знания

2.умения

3.модели поведения (навыки)

3.Отношение к согражданам.

4.ценности.

3.Работа в группах.

Проанализировав тексты (Приложение 2.) по данному типу культуры, ответьте на вопросы:

Источник власти;

Политические ценности;

Задача государственной власти;

Роль гражданина в государстве

Сильные стороны данной культуры;

Недостатки

Тип политической культуры

Источник власти

Политические ценности

Задача государственной власти

Роль гражданина в государстве

Достоинства культуры

Недостатки культуры

Индивидуалистическая.

гаждане

свобода

Защита прав граждан

Свободный член общества

Государственническая.

государство

безопасность

Обеспечение законности и порядка

Выполняющий свои обязанности гражданин

Республиканская.

общество

единство

Умножение общественного блага

Активный член общества

Традиционалистическая.

Божественный промысел

преемственность

Контрль за поведением граждан

верноподданный

4.Модели поведения гражданина в каждой из политических культур. Приложение 3.

Проранжировать качества гражданина, опираясь на предложенный вашей группе тип политической культуры. Объяснить свой выбор.

1-3 – участие (республиканская)

4-7 –автономность (индивидуалистическая)

8-12 – социальный порядок (этатистская)

13-14 – солидарность (традиционалистическая и республиканская)

5.Творческие задания группам.

Составить 1-2 мин.выступление по заданной теме представителя одной из политических культур. Учащиеся должны догадаться, представитель какой культуры выступает.

Россия: Запад или Восток (трдицион.)

Усиление борьбы с терроризмом (индивидуал.)

Запрет видеоигр, содержащих насилие (этатист.)

Отмена смертной казни (республ.)

6. Тест.

7. Подведение итогов.

О чем мы сегодня говорили?

Для чего нам нужны знания о политической культуре?

Приложение 1.

Политическая культура отражает отношения личности к политической системе и ее составляющим, а также понимание человеком своего места в этой системе.

Политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознания, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов исторического процесса.

Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.

Политическая культура – это совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные форм и методов политических действий.

Что общего у этих определений?

Какие компоненты политической культуры можно выделить на основании анализа этих терминов?

1.Чувство национальной принадлежности.

2.Отношение к себе как участнику политической жизни страны.

3.Отношение к согражданам.

4.Отношение к работе государственных органов.

5.Осведомленность о политических процессах принятия решений в государстве.

Приложение 2.

Индивидуалистическая политическая культура.

В индивидуалистической политической культуре на центральном месте – личность. Личность, а не только член какой-то группы – единственное думающее, с моральными ценностями действующее лицо политического процесса.

Современная концепция личности, как носителя прав – результат развития идей о человечестве и политике в рамках того, что мы называем либерализмом , однокоренного со словом свобода по-английски (liberty). Вот некоторые из фундаментальных идей классического либерализма.

  • Высшая ценность личности, его свободы и прав
  • Равная ценность каждой индивидуальной личности
  • Личность должна иметь право сама свободно выбирать свои цели в жизни
  • Личный выбор должен быть защищен от необоснованного вмешательства государства
  • Личная собственность – продолжение личности человека, она неприкосновенна
  • Земля и натуральные ресурсы должны служить человеку

Представители индивидуалистической политической культуры видят в себе создателей государства. Теория социального контракта Джона Локка и других легла в основание этой политической культуры. Граждане как бы составляют договор между собой подчиняться властям, которые сами граждане создали для того, чтобы защитить определенные права, которые, по общему мнению, даны им от рождения. Так как граждане полагают, что народ суверенен, они верят в то, что народ имеет право свергнуть или изменить власть, которая оказалась не способна защитить их права. Политический мир представляется как рынок, где происходит обмен общественными ценностями. На первом месте стоит индивид, его интересы и права. Общественное благо представляется результатом здоровой конкуренции индивидуальных интересов на политическом рынке. Роль конституции – определить правила, по которым осуществляется государственная власть и защищаются права индивида. Роль власти в государстве ограничивается поддержанием баланса и обеспечением продвижения вперед. Роль гражданина – преследовать свои разумные интересы. Главная гражданская обязанность – самоограничение и терпимость к другим. Свобода – главная ценность, достигающаяся за счет некоторой потери социального или экономического равенства.

Такой подход способствует развитию демократических институтов, верховенства закона, терпимости к меньшинствам и процессов мирного реформирования общества.

Приложение 2.

Государственническая (этатистская) политическая культура.

При этатистской политической культуре люди воспитаны в убеждении в том, что индивид должен служить интересам государственной власти и других государственных институтов. В государствах с такой политической культурой власти контролируют такие институты, как политические партии, СМИ и даже группы интересов, например молодежные объединения.

Некоторые политические мыслители, например, Жан-Жак Руссо, критически отнеслись к идеям либерализма и индивидуалистическому пониманию культуры. Государство – больше, чем простое собрание отдельных личностей, государство имеет культуру и своеобразие, которые формируют людей, рожденных в нем.

Этатистские системы имели широкий спектр идеологий, от коммунизма до фашизма. Некоторые государства, как, например, современная Франция, являются демократическими государствами, хотя остаются крайне централизованными и бюрократическими.

Несмотря на разницу идеологий, этатисткие культуры имеют много общего. Роль конституции в таких государствах – легитимизировать действия государства и наделить полномочиями правительство. Задачи правительства делать все, что необходимо для того, чтобы обеспечить в стране мир, безопасность и сравнительное экономическое благосостояние. От граждан в такой стране ожидается, что они будут пассивны, искать защиту и источники благосостояния у государства и будут готовы работать на государство. Долг гражданина подчиняться закону и требовать этого от своих детей. Во многих этатистских системах существует обязательная воинская повинность для всех годных к службе мужчин и женщин. Главные принципы – равенство и защищенность граждан. За это они платят потерей индивидуальной свободы.

Приведем, как иллюстрирующий пример, случай из жизни. В семидесятых годах двадцатого века российская семья иммигрировала в Израиль в поиске религиозной свободы. Они поселились в Беершеба, где построили небольшой домик. Однажды домик загорелся и сгорела вся мебель. Соседи хотели помочь погорельцам, собрали мебель и передали семье иммигрантов. Однако, глава этой российской семьи созвал телевизионную пресс-конференцию, где призвал своих соседей забрать подаренную мебель. Почему? По мнению главы семьи, правительство Израиля было обязано помочь погорельцам. А соседи здесь не причем.

Как и русские, французы имеют долгую этатистскую традицию и как они находятся в двойственных отношениях с государством. С одной стороны. они не доверяют государству, с другой стороны, они очень много от него ожидают. Несмотря на свое вечное недоверие к государственной власти, французы ожидают от правительства реализации широкой программы социальной защиты. Уже достаточно давно французские власти приняли самую широкую в мировой практике программу социального обеспечения граждан от рождения до могилы. Она включает в себя бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное высшее образование, ежегодный пятинедельный оплачиваемый отпуск, дешевое социальное обеспечение стариков, большие пенсии по старости. Ежемесячно в семьи с более чем одним ребенком посылаются денежные субсидии. Эта мера введена для борьбы с низким уровнем рождаемости в стране. Для контроля за исполнением своих многочисленных программ Франция создала громоздкий бюрократический аппарат. Ежедневная работа государства сегодня выполняется более чем двумя с половиной миллионов бюрократов – по одному на каждых двадцать два француза. Эта по-настоящему армия госслужащих дает возможность Франции не только контролировать промышленность, торговлю и сельское хозяйство, но и частную жизнь граждан в вопросах, считающихся не сферой интересов правительства в индивидуалистических политических культурах.

Приложение 2.

Республиканская политическая культура.

В соответствии с гражданско-республиканской теорией лучшее общество то, которое защищает интересы общины и общее благо от интересов индивидуума или общественного класса. Знаменитый римский писатель Цицерон так передает суть гражданского республиканизма: Невозможно хорошо жить иначе, чем в хорошей общине и лучшая гарантия благосостояния общины в разумно учрежденном и упорядоченном государстве .

Древний Рим является ярким образцом гражданской политической культуры. Его граждане должны были проявлять высокие образцы гражданских добродетелей, что означало, что они должны были жертвовать своими интересами во имя общего блага. Полибий был греческим историком, который путешествовал по Риму, изучая жизнь государства во многом по тем же причинам, которые привели Алексиса де Токвилля в Соединенные Штаты столетия спустя. В своих Историях Полибий описал образцового гражданина Римской империи.

Хороший римлянин должен обладать личной смелостью: он должен использовать свои возможности на благо общества, а не бесцельно расточать их, как Гасдрубал, карфагенец, который устраивал пиры во время голода. Он должен быть честным, как Сципион, который не взял себе лично в Карфагене абсолютно ничего, хотя и не был особенно богат. Он должен быть ответственным и деятельным гражданином: во время Пунической войны в Риме, как в Афинах, столетия до этого, военные корабли содержались за счет одного или группы частных лиц. Рим победил в войне, благодаря патриотическому духу и щедрости своих именитых граждан…которые служили Риму, не щадя своих сил и возможностей.

Помимо требования проявления гражданских чувств, главные идеи и убеждения, гражданского республиканизма таковы:

  • Существование маленьких общин необходимо, там, где люди знают друг друга и стремятся к достижению общего блага
  • Граждане должны играть активную роль в управлении, принимая участие в обсуждении общественных проблем, другой общественной деятельности, служа в армии
  • Граждане должны учиться быть добродетельными, получая моральное воспитание. Все граждане ответственны за нравственное воспитание молодежи
  • Необходимо бороться с имущественным неравенством, так как оно неизбежно приводит к коррупции и образованию группировок граждан, которые будут стремиться только к достижению личной выгоды, а не благу общества в целом
  • Хороший гражданин отдает много собственных сил и средств на благо общества

Сегодня гражданский республиканизм скорее мечта реформатора, чем политическая реальность. Некоторые аспекты гражданской политической культуры можно найти в маленьких европейских демократиях: Швейцарии, Нидерландах и скандинавских странах. Элементы этой культуры присутствуют в политической жизни регионов некоторых стран, которые имеют давние гражданские традиции. Это – Флоренция в Италии, штаты Новой Англии в Соединенных Штатах Америки. Отзвуки идей гражданского республиканизма слышны в работах различных современных политологов прокоммунистических взглядов.

Приложение 2.

Традиционалистическая политическая культура

Традиционалисты призывают следовать традициям прошлого и считать их критериями в поведении в современной жизни и в общественной политике. Традиции сохраняются в документах и обычаях, передаваемых от поколения поколению. К традициям можно отнести религиозные убеждения, нормы языка, национальную кухню и даже занятия определенными видами спорта. На первое место ставится семья. Идеология становится подобной светской религии. Роль конституции – защитить существующий статус, поддерживать мир и порядок. Задача власти – исполнять закон, гарантировать мир и порядок. Роль гражданина зависит от его социального статуса, как и его права и обязанности.

Традиционализм в своем политическом значении означает приверженность политическим традициям и защиту этих традиций, когда они входят в противоречие с нетрадиционными убеждениями и ценностями. Нельзя недооценивать силу политического традиционализма. Он дает людям чувство принадлежности к правильному образу жизни, ощущение связи с прошлым своего народа, национальную идентичность. Традиционализм питается из религиозных, национальных и родовых источников.

Традиционалистические политические культуры существовали в прошлом и существуют в современном мире, особенно в развивающихся странах. Как правило, крайне националистические движения в развивающихся странах опираются на традиционалистические чувства населения, когда борются за политическую власть.

Нигде политический традиционализм так не распространен, как в исламском мире. Этот мир простирается от Мавритании на западе до Индонезии на востоке. Некоторые страны в этом мире, такие как Иран и Саудовская Аравия, имеют конституционные системы, основанные на шариате. Другие страны исламского мира, такие как Египет и Сирия, приняли конституционные и политические системы в большей степени светские. В некоторых странах этого мира большинство населения составляют мусульмане, в других они половина населения или значительное меньшинство.

Ни одна традиционалистическая политическая культура полностью не похожа на другую. От культуры к культуре варьируются убеждения и ценности. Но есть возможность провести некоторые обобщения. В традиционалистической политической культуре действуют следующие убеждения и традиции:

  • Уважение к прошлому
  • Уважение к семейным, родовым связям
  • Подчинение властям
  • Сохранение традиционных источников власти
  • Строгие нормы поведения
  • Конформизм, отклонения преследуются, реформы вызывают подозрение
  • Стремление избегать политических конфликтов и конфронтаций, стремление к достижению консенсуса
  • Фаталистическая покорность, ощущение невозможности изменить что-либо
  • Принятие статус-кво и предназначенного жизненного пути

У людей разное отношение к традиционализму. Для одних это смирительная рубашка, для других это гарантии безопасности, стабильности и предсказуемости.

Приложение 3.

  1. Участие в добровольных организациях.
  1. Участие в политике.
  1. Выбор товара по политическим или моральным причинам.
  1. Независимое мнение.
  1. Желание понимать других.
  1. Слежение за действиями правительства.
  1. Служба присяжным в качестве призыва.
  1. Законопослушание.
  1. Готовность выступить в качестве свидетеля преступления в суде.
  1. Готовность платить налоги.
  1. Готовность служить в армии в случае крайней нужды.
  1. Готовность поддерживать людей в своей стране, которым живется хуже, чем Вам.
  1. Готовность поддерживать людей в других странах, которым живется хуже, чем Вам.


1. Основные приёмы и методы работы, используемые в ходе изучения данной темы.

Главной целью данного урока является


  • формирование целостного представления о политической культуре,

  • развитие умений анализа письменных источников, сравнения исторических событий и явлений, типов политической культуры, систематизации полученной информации в виде тезисов, схем, таблиц.
Взаимодействие в малых группах позволяет решать задачу

  • формирования коммуникативной культуры учащихся,

  • углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.
Основные методы и приёмы организации:

Работа над понятиями;

Обучение составлению аналитических, сравнительных схем и таблиц;

Анализ конкретных ситуаций политической истории и реальности;

Постановка проблемных вопросов.

Оборудование и материалы:


  • Учебник

  • Словарные мтериалы с разными определениями понятий темы

  • Таблицы «Классификация политической культуры». «Структура политической культуры», «Показатели политической культуры»

  • Документы, предложенные в данной теме

  • Компьтер с доступом в интернет

  • УЭИ «Обществознание -11класс»

Содержание изучаемой темы необычное для восприятия и учителем и учащимися, так как базируется не на привычных классификациях типов политической культуры, а строится на основе альтернативных взглядов и представлений. Поэтому требуется предварительная работа с учащимися по теоретическому осмыслению понятий «политическая культура», «типы политической культуры и их признаки»,

«политическая преемственность», «политическая активность» и др.

Перед учащимися ставится проблема « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»

2.Организационный этап.


  • Сообщение темы занятия,

  • формирование групп учащихся,

  • выдвижение учебных проблем;

  • определение форм самостоятельной работы;

  • разъяснение алгоритма действия каждой группы;

  • предъявление требований к оформлению результатов лабораторной работы.
В каждой группе по 4 человека. Названия групп условно ассоциируются с названиями типов политической культуры.

I группа – «Политическая культура и её виды»;

II группа – «Демократическая политическая культура»;

III группа – «Патриархальная политическая культура»;

V группа – «Революционная политическая культура»;

VI группа – «Мессианская политическая культура».

Алгоритм работы группы №1.

«Политическая культура и её типологии».


  1. Прочитать текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 211;

  2. Прочитать текст Книги для учителя, стр. 289-292;

  3. Составить схему «Элементы политической культуры»;

  4. Составить схему «Типология политической культуры» по Л.Т. Ионину;

  5. Найти общие черты и различия политических культур;

  6. Составить таблицу «Основные признаки политической культуры».
Для сокращения времени весь объём работы разделить на части и выполнять индивидуально.

Алгоритм работы группы №2.

«Демократическая политическая культура».

«Демократическая – плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».У. Черчилль


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»,стр. 212-213;

  2. Выделите основные признаки демократической культуры по заданным параметрам таблицы;



  3. Работая с текстом, найдите примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории;

  4. Сделать вывод о наличии или отсутствии демократической культуры в истории России;

  5. Выразите своё отношение к высказыванию У. Черчилля

Алгоритм работы группы №3.

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы действуют».Саади


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 213-214;

  2. Выделите основные признаки авторитарной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом, найдите примеры присутствия авторитарной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии авторитарной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Саади.
Алгоритм работы группы №4.

«Патриархальная политическая культура».

«Целью политики является общее благо: народ и власть должны подчиняться закону».Аристотель


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 214-215;

  2. Выделите основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия патриархальной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии патриархальной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Аристотеля.

Алгоритм работы группы №5.

«Революционная политическая культура».

«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».

В. Короленко


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 215-216;

  2. Выделите основные признаки революционной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии революционной культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия революционной культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию В. Короленко.

Алгоритм работы группы №6.

«Мессианская политическая культура».

«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».А. Сумароков


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 216-217;

  2. Выделите основные признаки мессианской политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии мессианской культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия мессианской культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию А. Сумарокова.

Каждая группа работает по собственному алгоритму действий, время работы – 20 минут. В ходе работы учащиеся заполняют графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории. После выполнения задания каждая группа представляет своё выступление. По ходу выступления группы один из её участников заполняет графы таблицы на доске.

Работа первой группы проходит под руководством учителя и является самой сложной по характеру. Поэтому в данную группу целесообразно ввести сильных учащихся. Они изучают текст учебника, знакомятся с дополнительной литературой и в результате составляют схему « Типы политической культуры» и таблицу « Признаки политической культуры».

В ходе выступления первой группы учащиеся знакомятся с понятиями «политическая культура: типы, признаки, особенности», используя дополнительные источники знаний.

К защите проектов

1наш мини проект называется …..

2гланая цель нашей работы….

3 в результате мы создали «продукт»

4 данная работа:

А) дала возможность совершенствовать навыки работы в группах

Б)дала простор нашему творческому воображению и т.д
3. Обсуждение теоретических аспектов изучаемой темы.

Цель нашего урока: создать и защитить мини – проекты по теме «Особенности русской политической культуры»


  • Проект – завершенная и завершающая форма творчески организованной самостоятельной работы уч-ся.
Учитель: Политическая культура – это явление динамическое, развивающееся, её содержание и формы постоянно обогащается историей. Она чутко реагирует на изменение в реалиях окружающего мира. Участники группы №1 представят вам результаты домашней работы. Они расскажут, что такое политическая культура, каковы её типы, характерные признаки.
Выступление группы №1

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки политической культуры».

1 слайд - название.

Группа 1: Ученик: Все народы земли, которые создавали свою государственность, имеют собственные традиции организации власти и государственного управления. В этих традициях можно выделить нечто общее, но в то же время остаётся и то своеобразие которое отличает любой данный народ от другого. Особое сочетание таких традиций у данного народа принято называть политической культурой.

2 слайд. Политическая культура - совокупность специфических для страны, региона, социальной группы или класса и принимаемых большинством граждан или членов сообщества как привычные и правильные форм и методов политических действий.

3 слайд

Политическая культура - одно из главных понятий современной политологии. Автором егосчитается немецкий философ XVIII в. И. Гердер, но формирование теории политической культуры и её

исследование начинается лишь во второй половине ХХ в. Классическоеопределение

политической культуры предложили американские политологи Г. Алмонд иС. Верба. Они определили «политическую культуру как систему ценностей, глубокоукоренившихся в сознании, ориентаций и установок, регулирующих поведение людейв ситуациях, имеющих отношение к политике». Это определение утвердилось в политической науке, однако сохраняются разногласия по многим другим вопросам.

Что включать в политическую культуру? Как соотносятся политическая культура и политическое поведение? Какие существуют типы политических культур?


4 слайд . Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей – нации, политические объединения, малые социальные группы. Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы: Элементы политической культуры.

  1. Формы политической деятельности – способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги, участие в выборах, референдумах) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства).

  2. Стереотипы – образцы политического поведения в той или иной ситуации . Они могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьёзных злоупотреблений властей практически никогда не обращаются в суд, как на Западе, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.

  3. Политические знания – теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений; доступ к информации о происходящих политических событиях.

  4. Идеалы – оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие либеральных, третьи – националистических.

  5. Ценности – внутренние привязанности, политические ориентиры . Представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать терпимость к различным мнениям, равенство граждан. Поиск компромиссов, патриотизм.
Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы.

5 слайд Типология политической культуры по Л.Т. Ионину презентация

6 слайд
Представление схемы «Структура политической культуры».

презентация

7 слайд


8 слайд

Представление таблицы «Признаки политической культуры». презентация

Учитель: Ещё до возникновения российской государственности, в раннем Средневековье на Руси начали формироваться основы демократической политической культуры.

Участники группы №2 дадут характеристику демократической политической культуре. Приведут примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории.


Выступление группы №2

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки демократической политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Работа сУЭИ.

Учитель: Собирание русских земель московскими государями привело к ужесточению политической власти. Это время рождения российского самодержавия, просуществовавшего вплоть до н20 века и породившего собственную авторитарную политическую культуру.

Участники группы №3 дадут характеристику авторитарной политической культуре

Выступление группы №3. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки авторитарной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.


Ученик: Может возникнуть закономерный вопрос: почему влияние авторитарной политической культуры в российской истории в целом гораздо выше, чем в большинстве стран Запада?

Установление самодержавия и крепостного права в России в значительной мере объяснялось потребностями страны от нападений с Запада, востока и юга. Выдающийся историк Вернадский писал, что «самодержавие и крепостное право были ценою, которую русский народ должен был заплатить за своё национальное самосохранение».

Перед Советским Союзом стояли во многом похожие проблемы: требовалось осуществить индустриализацию и тем самым защитить страну от военных угроз. Эта задача была в конечном счёте решена, более того, страна поднялась до уровня сверхдержавы. Перефразируя Вернадского, можно сказать, что авторитарное коммунистическое господство стало ценой, которую Россия, как часть СССР должна была заплатить за величие.

Учитель: 15-16вв это время рождения российского самодержавия и патриархальной политической культуры. Участники группы №4 выделят основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы.

Выступление группы №4. Ученик: патриархальный характер этой политической культуры выражался в том, что государь воспринимался, как отец, строгий, но заботящийся о своих чадах – детях. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки патриархальной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Ученик: «Царь-батюшка» оставался «батюшкой» до тех пор, пока за безграничную любовь своих подданных он платил народу любовью и заботой. Если этого не происходило или народ считал, что этого не происходит, неписаный моральный контракт считался разорванным и начинались крестьянские войны, восстания и бунты.

Учитель :20 век с его тремя русскими революциями: революцией 1905-1907 гг., Февральской и Октябрьской революциями 1917гг – полностью реализовал потенциал революционной политической культуры России.

Участники группы №5 дадут характеристику революционной политической культуре

Выступление группы №5. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки революционной политической культуры».

Ученик: Революционная политическая культура полностью сложилась в Россиик к 19 в. и сочетала в себе три главных направления:


  1. анархизм

  2. народничество

  3. революционный марксизм, основанный на учении Карла Маркса о социалистической революции и возглавляемый В.И. Лениным.
Диск.

Ученик: Роль революционной политической культуры всегда двусмысленна. С одной стороны революции несли огромные жертвы и страдания народы. Но с другой стороны –призыв к революции – это всегда призыв к борьбе против очередного зла во имя свободы и справедливости. Ясно одно: опыт революций всегда обогащает политическую культуру народа.
Учитель: Революция меняет страны и цивилизации. Открывает новые, неведомые доселе исторические горизонты. Так произошло с Советским государством, которое оказалось наследником Российской империи. Участники группы №6 выделят основные признаки мессианской политической культуры.

Выступление группы №6. Ученик: В первые годы советской власти для страны было характерно своеобразное сочетание революционного и мессианского типов политической культуры. Революционность заключалась в разрушении всего старого – старых социальных иерархий, старых классовых разделений, старой культуры, старого образа жизни, религиозных догм, старого искусства, старой школы, старого отношения к труду, старого понимания любви и брака и т.д. В то же время Российская революция претендовала на открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества, на создание всемирного царства свободы и справедливости. слайд

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки мессианской политической культуры».

Ученик: мессианская политическая культура несёт в себе сильный заряд авторитаризма и почти неизбежно ведёт к появлению авторитарных вождей. Это и произошло в Советском Союзе, когда в начале 30-х годов прошлого века под воздействием политики Сталина революционный запал и мессианские ожидания сошли на нет. Их место заняли представления и образцы действий, характерные для авторитарной политической культуры.

На основе всего вышеизложенного можно прийти к следующим важным выводам:


  • Существует преемственность в политической культуры России, т.е. эта политическая культура имеет в основном одни и те же характеристики на всём протяжении российской истории.

  • Постоянно наблюдаются, хотя в разных соотношениях пять основных типов политической культуры.

  • На разных этапах российской истории на передний план общественного сознания выдвигается один или несколько различных типов политической культуры.

  • Из совокупности всех разных типов политических культур ныне складывается национальная русская политическая культура, в становлении которой мы сами принимаем непосредственное участие.

Решение проблемы урока « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»
4.Доказательства результативности деятельности учащихся.

В качестве основного вывода по результатам работы группы проводится анализ высказывания, характеризующего особенность каждой политической культуры.

В заключительной части урока проводится рефлексия учащихся по вопросам:


  • что узнал ранее;

  • что узнал новое для себя;

  • что предстоит узнать.
Работа групп обязательно оценивается.

Критерии оценки: умения

Найти ответ на поставленный проблемный вопрос:

Правильно использовать термины:

Дать развёрнутый анализ проблемы, темы, философского взгляда:

Способность к творческой самореализации:

Развитие устной речи.

При этом необходимо, чтобы все учащиеся владели полным объёмом информации. Указанные темы даются им для углубленного проникновения в проблему, но без знания целого ни одна группа, ни один ученик не могут составить всестороннюю картину изучаемой темы.


Признаки политической культуры

Роль и функция государства

Понимание политической свободы

Права народа по отношению к власти

Характер и границы политического протеста

Исторические периоды.

Факты проявления политической культуры

1. Демократическая политическая культура.

Народное установление и инструмент реализации воли народа.

Свобода граждан выражать собственное мнение и влиять на решения принима-

емые государством


Влиять на решения, принима-

емые именем государства.


Законные и правомерные средства выражение недовольства властями и противодействие властям, использование которых не идёт в разрез с демократическим принципом.

11-14 вв. –период политической раздробленности.

16-17вв-Российское централизованное государство.

19в –эпоха «Великих реформ».

1905-1907гг-первая русская революция.

1917-1991гг –Советский период.

Россия на современном этапе.


Устройство новгородской и псковской республик.

Организация народного самоуправления на разных уровнях (посадские и волостные миры)

Организация земств - органов местного самоуправления.

Учреждение народного представительства -

Государственной думы.

Создание системы демократических политических институтов. Существование множества форм культурного протеста.

Современные организации гражданского общества.


2. Авторитарная политическая культура..

Господствующая сила, решения и указания которой всегда правильны и обязательны для исполнения.

Высказывание мнений, не противореча-

щих точке зрения властей.


Права народа по отношению к властям, даже если они записаны в основополагающих

государственных документах не могут быть реализованы. Подданные принимали идею безграничности верховной власти за счёт умаления собственных прав.


Установленные процедуры выражения протеста и недовольства носят формальный характер.

15-нач20 вв. –период российского самодержавия.

кое господство


Установление самодержавия и крепостного права.

Эпоха Н.С. Хрущева, Л.И.Брежнева.


3 Патриархальная политическая культура.

Государство – заботливый отец, поданные - дети.

Ограничение политической свободы, так же как ограничены права детей

в патриархальных традициях семьи.


Послушание и следование указаниям властей, обеспечиваются изначальным почтением и уважением к мнению отца.

Противодействие властям карается санкциями со стороны государства и моральным негодованием со стороны подданных.

16-нач20 вв. –период российского самодержавия.

20-50гг. 20века - режим личной власти Сталина.


Государь восприни-

мался как царь-батюшка, строгий, но заботящий-

ся о своих подданных.

Сталин – «Отец народов»


4. Революционная политическая культура.

Тотальный слом старого государства и построение нового.

Чужды стабильность и организация. Её идеал - анархия и разрушение.

Относительность любых правил и норм.


Пренебрежительное отношение к власти. Декларативный характер народовластия.

Анархия и разрушение всего старого, призыв к революции.

20 век

Революция 1905 года и последующее свержение самодержавия в 1917 году,

Октябрьская революция.

80-е годы 20века-горбачёвская перестройка.


5. Мессианская политическая культура.

Изначальная предназначенность государства к осуществлению некой миссии, его признанность встать во главе человечества

Создание всемирного царства свободы и справедливости

Человек целиком во власти государства.

Тотальный государственный контроль


Разрушение всего старого.

Открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества


Советское государство в 20-30 годы

Идея мировой революции.

учащиеся заполняют две последние графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Чебаркульский профессиональный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема учебного занятия:

Политическая культура

(Размышления о времени и о себе)

Горюнова Нонна Петровна

2015, Чебаркуль

Тема учебного занятия:

Политическая культура. (Размышления о времени и о себе).

Время, предусмотренное на учебное занятие - два академических часа.

Цели учебного занятия:

1. Дидактическая.

Сформировать знания:

О типологии политической культуры,

О причинно - следственной взаимосвязи между политической культурой граждан РФ и особенностями современного российского общества.

2. Развивающая.

Способствовать развитию умений: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, конструировать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, формулировать собственные суждения, оценивать работу своих товарищей.

3. Воспитывающая.

Способствовать воспитанию способности проявлять в деятельности

следующие профессионально важные личностные качества:

активность гражданской позиции, коммуникабельность, критическое отношение к социально – политической действительности, тактичность и деликатность при оппонировании собеседнику.

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала.

Внутрипредметные связи: темы «Деятельность и мышление»,

«Философские представления о социальных качествах человека».

Межпредметные связи: дисциплина – история,

тема «Российская Федерация на современном этапе».

Материально-техническое и дидактическое оснащение: учебные пособия, памятки по работе в группах; карточки-подсказки, оценочные таблицы; АРМ, ЦОР.

Методы и приемы в соответствии с уровнями усвоения материала обучающимися:

I УРОВЕНЬ (микрогруппы № 1, 2, 3)

информационно – знаковый, объяснительно - иллюстративный: рассказ, беседа;

II УРОВЕНЬ (микрогруппа № 4)

отражательно-преобразующий, репродуктивный: работа по алгоритму, выполнение практических заданий;

III УРОВЕНЬ (микрогруппа № 5)

духовно - практической деятельности: анализ, эвристическая беседа, обобщение, рецензирование;

частично – поисковый: решение нестандартных ситуационных задач.

Модель обучения: развивающая

Технология: ролевое моделирование

Учебно-методическое и информационное обеспечение

К данному занятию обучающиеся должны выполнить опережающее домашнее задание - самостоятельно ознакомиться с содержанием темы «Политическая культура» и составить развернутый план ответа. Задание выдается за 10 дней до дня проведения занятия.

Выполнение домашнего задания должно осуществляться в соответствии со следующим планом:

1. Понятие «политическая культура» и его содержание.

2. Типы «политической культуры».

3. Особенности политической культуры в России.

При выполнении домашнего задания обучающимся рекомендуется воспользоваться:

ЦОРом, который преподаватель со своего компьютера переносит на электронный носитель каждого обучающегося,

Учебной литературой:

Боголюбов Л. Н. Обществознание М., 2013 с.262-272;

Козырев Г.И. «Основы социологии и политологии» М., 2010 с. 186-190;

Барышева А.Д. «Политология. Курс лекций» М., 2010 с.124-130.

Ресурсами Интернета

http ://el /integrum .ru /

http ://www .machaon .ru /hist /

http ://hronograf .narod .ru /main .html

http ://www .russ .ru /antolog /

http ://www .afghanwar .spb .ru :8101/

http ://www .cossaks /info /

http ://soyuzssr .narod .ru /obsssr .html

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1.1. Организационный момент: проверка готовности обучающихся к занятию, проверка посещаемости.

1.2. Целевая установка.

Мотивация целей (формирование познавательных потребностей)

Сообщение преподавателя. В настоящее время является очевидным, что фактические результаты реформ, проведенных в РФ после распада СССР, оказались далеки от желаемых. Общество столкнулось с рядом непредвиденных проблем. Одна из причин этих проблем, кроется в особенностях российского общества, на протяжении всей своей истории развившегося в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, следовательно, не имевшего политико-правовых возможностей для формирования полноценного гражданского общества. Сегодня такие возможности впервые есть, и многие граждане не только интересуются политикой, но и проявляют политическую активность, тем не менее, у большинства уровень политической грамотности невысок и именно это обстоятельство является одной из причин различных социальных проблем.

Почему:

1) граждане по-разному относятся к выборам: одни приходят на избирательный участок, другие нет, а есть и такие, которые приходят с целью нарушить общественный порядок,

2) молодые люди по-разному относятся к ветеранам войны: одни проявляют уважение, другие равнодушие, а порой и цинизм.

3) граждане по-разному относятся к беженцам: одни чувствуют чужую боль как свою, другие нет.

1.3 Постановка дидактической цели урока совместно с обучающимися.

Чем объясняются различия в политическом поведении граждан в указанных ситуациях?

Оказывает ли влияние политическое поведение граждан страны на деятельность национального правительства и политический режим?

Завершает беседу преподаватель совместно с обучающимися формулируя дидактическую цель учебного занятия.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

2.1.Объяснение нового материала с применением ЦОР.

2.2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученных опорных знаний, подготовка обучающихся к исполнению игровых ролей.

Разделение учебной группы на микрогруппы осуществляется посредством следующего методического приема: преподаватель последовательно задает указанные ниже вопросы всем обучающимся. Желающие ответить поднимают руку. На вопрос могут последовательно отвечать несколько обучающихся, уточняя правильный ответ. Каждый ответ преподаватель оценивает жетоном. Каждый обучающийся должен заработать и получить на руки только один жетон.

Подготовлены жетоны пяти цветов, причем каждый цвет символизирует определенную оценку: красный -1 балл, синий -2 балла, зеленый -3 балла, желтый - 4 балла, бежевый -5 баллов. Преподаватель учитывая психолого-педагогические требования, не сообщает обучающимся какое количество баллов заработают они, получив жетон, того или иного цвета.

Когда каждый обучающий получил жетон, преподаватель, руководствуясь разноуровневым подходом в обучении, формирует пять микрогрупп, в зависимости от цвета полученных жетонов:

красный - микрогруппа № 1,

синий - микрогруппа № 2,

зеленый - микрогруппа № 3,

желтый - микрогруппа № 4,

бежевый - микрогруппа № 5.

Вопросы и задания: (как аукцион):

1. Дайте определение понятию «политика».

(Политика – это деятельность по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации общественно – значимых потребностей людей).

2. Какова структура политики?

(Политические организации, политическая деятельность, политические отношения, политический интерес, политическое сознание).

3. Дайте определение понятию «политическое поведение».

(Качественная характеристика политической деятельности, т.е. поведение человека при участии в том, или ином политическом событии).

4.Что определяет политическое поведение человека или социальной группы? (Политическое сознание).

5. Раскройте содержание понятия «политическое сознание».

(Система знаний, оценок, чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики отдельными людьми или социальными общностями).

6. Объясните, что такое «интересы субъектов политики».

(Это, прежде всего, интересы определенных социальных групп причем каждая социальная группа стремится обеспечить себе такие общественные условия, которые делают более доступными для неё материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей, входящих в эту группу людей. В повседневном общении выражение «интересы субъектов политики» часто заменяют словосочетанием «политические интересы»).

7. Широко известно выражение «Политика – дело грязное». Как соотносятся между собой политика и мораль? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью?

(Мораль и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления различаются. Мораль опирается на убеждения, а критерием оценки проступка является совесть или порицание окружающих. Политика опирается на использование принудительных мер, а критерием оценки проступка является суд. Мораль имеет ценностно - нормативную основу, а в основе политики лежат интересы различных социальных групп, которые трансформируются в законы. При этом правящая элита может навязывать обществу законы, которые защищают интересы самой элиты и ущемляют потребности других. Там, где власть политиков не ограничена со стороны общества, может иметь место аморальная политика элиты. Следовательно, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью, политическая власть должна находиться под контролем гражданского общества).

8. Назовите ведущие демократические ценности.

(Правовое государство, гражданское общество).

(Это общество, в котором сформированы негосударственные отношения и институты выражающие разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи и отношения между людьми, взаимодействующими как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнёры).

Обобщение преподавателя . Итак, неотъемлемой чертой каждой человеческой личности является политическая культура. Даже если человек далек от политики, совсем не интересуется политическими событиями в стране и мире, то он все равно обладает определенным

Людей с идентичными типами политической культуры можно обозначить как отдельные социальные группы. Сегодня мы попробуем примерить роль представителей той или иной социальной группы на себя.

2.3 Ориентировочные основы действий (ООД)

Преподаватель объясняет содержание и правила игры, знакомит с раздаточным материалом, оценочной таблицей.

Сообщение преподавателя . Собравшиеся в этой аудитории, играют роль всех граждан РФ. Все общество нашей страны (т. е. учебную группу) мы условно разделили на три социальные группы. Соответственно, игровые роли первой, второй и третьей микрогрупп заключаются в том, что обучающиеся-представители каждой микрогруппы исполняют игровые роли граждан с разными типами политической культуры и в своем устном выступлении должны отразить политические взгляды, ценности, убеждения, представления людей именно той социальной группы, тип политической культуры, который указан в листе – подсказке.

При подготовке к выступлению предлагается воспользоваться листами – подсказками, схемами, текстом учебного пособия. Вопросы, содержащиеся в листе – подсказке носят рекомендательный характер, т. е. необязательно отвечать на каждый вопрос, ответ также может содержать дополнительную информацию.

2.4 ФОРМИРОВАНИЕ ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 В ПРОЦЕССЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Подготовка микрогрупп к выступлению.

Участникам игры предлагается пересесть на другие места, объединившись в микрогруппы в зависимости от цвета полученных жетонов (белые с белыми, красные с красными и т. д.)

Преподаватель сообщает, что те микрогруппы, которые наиболее быстро и дисциплинированно проведут этот этап, получат 1 дополнительный балл.

Участники игры пересаживаются, сформировав микрогруппы.

Преподаватель знакомит участников с «гостями»:

У нас сегодня присутствуют специалисты, изучающие общество. Это «социологи»

(микрогруппа № 4). Мы пригласили их с той целью, чтобы они определили типы политической культуры социальных групп представленных участниками игры;

«политологи» (микрогруппа № 5). Мы пригласили их с той целью, чтобы они, проанализировав состояние политической культуры граждан РФ сегодня, высказали собственные суждения о её особенностях и проблемах с ней связанных.

Кроме того, «политологам» предоставлена почетная обязанность - оценить работу 1- 4 микрогрупп по критериям, указанным в оценочной таблице и мотивировать свои оценки, а работу «политологов» мы оценим открытым общим голосованием всех присутствующих в аудитории (голосование за оценки 3, 4 или 5).

Игровые роли:

Микрогруппа № 1 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным патриархальным типом политической культуры.

социальной группы.

Микрогруппа № 2 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным подданическим типом политической культуры.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 3 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированной демократической политической культурой.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 4 - «социологи» исполняют роль экспертов.

Они определяют типы политической культуры, представленные в выступлении

каждой микрогруппы, характеризуют их.

Микрогруппа № 5 – «политологи» исполняют роль аналитиков: они анализируют и обобщают прозвучавшую информацию, вносят собственные предложения и рекомендации по дальнейшему развитию демократическойполитической культуры в России, делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества.

Перед началом работы каждая микрогруппа выбирает спикера.

Он руководит работой микрогруппы.

После завершения выступлений и оценки «политологами» работы микрогрупп,

каждому спикеру предоставляется право по своему усмотрению добавить 1 балл к оценке рекомендованной «политологами» одному участнику своей микрогруппы или снять 1 балл с одного учасника своей микрогруппы. После завершения игры он подает список фамилий своей микрогруппы с оценками преподавателю.

Микрогруппы готовятся к выступлениям, в которых должны отразить «собственную» политическую позицию с учетом правил игры.

Выступления микрогрупп.

Последовательно выступают с сообщениями микрогруппы №№ 1, 2, 3.

После каждого выступления любой участник игры может задать выступавшим вопросы, если их политическая позиция представляется не совсем понятной.

На основании выступлений микрогрупп №№ 1,2,3 «социологи» в своих выступлениях делают выводы, какой тип политической культуры представила каждая из микрогрупп. Сообщают, что данные типы в чистом виде встречаются редко т. к. на их формирование оказывают влияние различные факторы. Перечисляют факторы, оказывающие влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера и т. п.).

Затем «политологи» в своем выступлении указывают объективные исторические причины, под влиянием которых формировалась политическая культура граждан РФ, высказывают свои точки зрения на проблему развития политической культуры граждан России, указывают её особенности. Они определяют, как влияет преобладающий тип политической культуры граждан на решение основных задач, которые стоят сейчас перед РФ в области внутренней политики, устанавливают логическую связь, отражая критическое отношение к действительности на основе, понимания важности преобладания демократического типа политической культуры, у большинства граждан РФ для дальнейшего развития гражданского общества в России; предлагают методы формирования демократического типа политической культуры и делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества в России.

Все участники имеют право задавать вопросы «социологам» и «политологам», уточнять их позиции, участвовать в обсуждении спорных моментов.

2.5 Закрепление компетенций. Рефлексия.

Заключительная беседа.

Всем обучающимся предоставляется возможность (по желанию) выступить и отразить свои знания на высоком уровне.

В своем выступлении им необходимо сравнить мнения политологов, сформулировать собственную точку зрения, указав пути преодоления обсуждаемых проблем.

Обобщение преподавателя.

Известно, что только при наличии гражданского общества с высокой п к возможно успешное функционирование федеративного демократического государства. Одним из важнейших условий формирования гражданского общества и решения многих социальных проблем, является высокий уровень развития политической культуры граждан и именно к такому уровню нам в России необходимо стремиться.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

3.1 Выставление отметок .

Оценка работы микрогрупп №№ 1, 2, 3, 4 осуществляется микрогруппой № 5 - по пятибалльной системе с учетом критериев, указанных в оценочной таблице.

Отметки, полученные каждой микрогруппой, суммируются – получается итоговое количество баллов. Это количество делится на 5 оценочных критериев – получается рекомендуемая итоговая отметка. Таким образом, микрогруппа № 5 выставляет рекомендуемую итоговую отметку как среднеарифметическую. Отметки выставляются в таблицу и передаются спикеру. Спикер снимает или добавляет 1 балл «балл спикера» одному из игроков своей микрогруппы в соответствии с условиями игры, затем сдает преподавателю список своей микрогруппы с отметками.

Работа микрогруппы № 5 оценивается открытым голосованием всех остальных обучающихся за предложенные преподавателем варианты «3»,«4» или «5». Преподаватель имеет право на собственную корректировку отметки, и в этом случае обязательно мотивирует свое решение, указав, что необъективность отметки, выставленной самими обучающимися в данном случае иллюстрирует явление политической тенденциозности, часто имеющей место при оценке деятельности политиков коллегами и гражданами.

3.2 Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Напишите мини-сочинение на тему: Политическая культура граждан РФ

в условиях современного российского общества.

Завершите свое сочинение ответом на вопрос: Какие средства и методы повышения уровня политической культуры граждан России, предложили бы лично вы ?

3.3 Подведение итогов занятия.

Преподаватель сообщает о достижении целей занятия.

На основании заключительной беседы с обучающимися преподаватель делает вывод,

о том насколько в процессе изучения темы их интерес к политической сфере общества повышается.

Преподаватель спрашивает:

Что понравилось обучающимся в процессе занятия,

Что обучающиеся предложили бы изменить на последующих занятиях. Благодарит за ответы.

Приложение 1

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

микрогруппа

микрогруппа

3 микрогруппа

4 микрогруппа

1. Полнота отражения содержания

2. Аргументированность изложения

3. Логичность изложения

4. Коллективность работы

5. Корректность поведения

Итоговая оценка

Приложение 2

Карточка подсказок для микрогруппы №1 «Граждане»

патриархальный тип политической культуры.

Приложение 3

Карточка подсказок для микрогруппы № 2 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался подданический тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 4

Карточка подсказок для группы №3 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался активистский (демократический) тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 5

Первая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

1. Какие типы политической культуры сформированы у представителей выступавших групп?

2. Часто ли встречаются на практике идеальные «чистые» типы политических культур?

3. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера

и т. п.).

4. Приведите примеры смешанных типов политической культуры.

Приложение 6

Вторая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ ГРАЖДАН С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Личностные ценности и убеждения граждан с патриархальным типом политической культуры:

Собственная жизнь,

Жизнь близких людей, семейные ценности,

Национальные ценности (культура, язык, традиции, религия своей национальности).

Крепкая семья – крепкое государство.

Политикой интересуются мало, т. к. считают, что от того примут т участие или нет, в выборах в федеральные органы власти, все равно ничего не изменится.

В выборах в местные органы власти как правило принимают участие т. к. считают это важным для себя.

Личностные ценности и убеждения граждан с подданическим типом политической культуры:

Свобода и независимость Родины.

Светлое и обеспеченное будущее для своих детей и для следующего поколения граждан нашей страны.

Понимают, что интересоваться политикой и принимать участие в выборах надо, но уверены, что в нашей стране все зависит от центральной власти, которая заботится и об обороноспособности страны, и, исходя из экономических возможностей о благосостоянии граждан. Центральная власть обязана заботиться о населении страны и в будущем: повышать уровень благосостояния народа.

В целом поддерживают власть, но если в чем – то не согласны с её решениями, то свое мнение открыто не выражают в какой либо форме политического участия, так как считают, что за это можно пострадать.

Личностные ценности и убеждения граждан с активистским (демократическим) типом политической культуры:

Суверенитет и независимость своей страны,

Демократические права и свободы (свобода слова, печати, собраний и т. д.),

Гордость за свой народ, свое государство,

В целом положительно оценивают значение деятельности национального правительства,

считают себя обязанными:

Интересоваться политической деятельностью правительства РФ и других стран.

Принимать участие в выборах, референдумах и т. п., причем выбор делают осознанный и обоснованный.

Открыто выражают свои оппозиционные взгляды, в формах разрешенных законом,

Убеждены, в том, что если их гражданские права и свободы будут нарушены, то смогут использовать правовые установления с целью успешного противодействия актам произвола, убеждены, что в нашей стране власти придерживаются установления: перед законом все равны.

Приложение 7

Третья карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

Типы политической культуры

Приложение 8

Первая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

Типы политической культуры

1. Патриархальная политическая культура.

Интерес личности к политической жизни отсутствует, главную роль играют семейные ценности. Важнейшие политические роли практически не выполняются.

Личность верна сложившимся политическим институтам, подчинена государству, проявляет низкую политическую активность, чтит традиции, верит в лучшее будущее и готова подчинить настоящее мечтам о грядущем.

3. Активистская (демократическая) политическая культура.

Личность проявляет высокую политическую активность, стремится воздействовать на политические процессы в стране, обладает достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни.

Приложение 9

Вторая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

В своем устном выступлении:

Объясните, какие исторические факторы оказали влияние на формирование политической культуры граждан РФ? Назовите смешанные типы политической культуры, характерные для россиян.

и сформулируйте собственную точку зрения по этому вопросу.

Перечислите задачи, которые стоят сейчас перед страной в области внутренней политики. Объясните, как влияет политическая культура граждан на успешность решения этих задач.

Объясните, как влияет политическая культура граждан на стабильность общества в целом.

Сформулируйте собственную точку зрения о том, каковы дальнейшие перспективы формирования гражданского общества в России?

открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему:

«Участие граждан в политической жизни страны.»

Цель :создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствами ТРКМ.(технологии развития критического мышления)

Задачи:

Обучабщая-научить характеризовать и выделять основные формы участия граждан в политической жизни.

Развивающая -отработка универсальных учебных действий:

Выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

Умения договариваться,находить общее решение,

Умение самоконтроля и самооценивания.

Воспитательная-воспитание толерантности в межличностных отношениях.

Метод обучения -продуктивно-практический.(по Махмутовой)

Приёмы:

Фаза вызова-рефлексивный лист,кластер.

Фаза осмысления-составление плана, «лови ошибку», «лишний пункт»

Фаза рефлексии-рефлексивный лист.

Фаза вызова:

Учитель:Обществознание,как и история,предметы гуманитарного цикла.Они содержат очень большой объём информации,который необходимо запомнить.особенности человеческой памяти позволяют одним это делать легко и непринужденно,а других ставят в тупик.Скажите, какие приёмы работы с текстом позволяют запомнить информацию?

Ученики:кластер,план,конспект.

Учитель:вспомните,

1.что такое план?(сжатые записи,передающие основные мысли.)

2.Виды плана?(повествовательный,вопросительный,простой,сложный.)

3.Алгоритм составления плана.

4.Какую информацию мы можем оформить в виде плана?(текстовую,схематическую,из таблицы.)

5.В чём преимущества плана?(раскрывает содержание,позволяет глубже проследить за ходом мысли автора.)

Учитель:перед вами рефлексивный лист-заполните пожалуйста первые три графы.

На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме -? (Политическая сфера общества.)

Как вы думаете,какую цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок?(пользуясь раздаточным материалом и проговоренным на уроке.)

Цель прописываю на доске .(Получить знание понятий-выборы,референдум и отработать умение по составлению плана.)

Фаза осмысления:

Работа с кластером.

Перед вами кластер-проанализируйте его текст.Что вы можете сказать?(признаки,функции,формы государства.)Мы можем каждый блок обозначить другими словами?Какими?(признаки,функции,формы государства)Теперь каждый из вас должен переработать эту схематическую информацию и записать в виде простого плана.Сделайте это в левой части листа.

Проверяем,что у кого получилось?(ответы).Переработайте простой план в сложный-сделайте это в правой части листа.Проанализируем -у кого,что получилось?

1.Сколько пунктов?

2.Вид плана-простой или сложный?

3.Тип плана-повествовательный или вопросительный?

4.На сколько точно он передает информацию?

Работа с текстом.

Мы продолжаем работу над темой «Политическая сфера общества».Перед вами текст по теме «Выборы».Вам необходимо составить план текста. Каковы будут ваши шаги?(Проговариваем алгоритм-затем открываю запись алгоритма на доске.)

2.Разделить текст на смысловые части.

3.Проверить,как они соотносятся между собой.

4.Определить количество пунктов.(по количеству главных мыслей)

5.Сформулировать пункты планы.

Вначале ребята работают самостоятельно,а затем-работа в группе.

Групповая работа.

1.Обсудите планы в группе и выберите самый на ваш взгляд правильный.

2.Перед вами на доске план этого же текста-проанализируйте его и соотнесите с вашим.

3.Ваши выводы? (найдены ошибки-один пункт лишний,одного не хватает,один стоит расширить.

4.Исправьте ошибки прямо в тексте.

На какие две группы можно разделить граждан нашей страны,если в качестве критерия взять участие их вполитической жизни страны?(те кто участвует и не участвует).Основными формами участия являются ВЫБОРЫ и РЕФЕРЕНДУМ.

Сравните определения понятий- «выборы» и «референдум».Что в них общего и что отличное?

(выборы-волеизъявление всех граждан государства по вопросу участия в государственном управлении какой-либо партии или человека.

Референдум- волеизъявление всех граждан государства

Существует понятие-АБСЕНТЕИЗМ -уклонение от участия в политической жизни страны.

Фаза рефлексии.

Какова была наша цель?(умение составлять план,т.е.выделять главное и второстепенное,перерабатывать информацию)

Проанализируйте свою деятельность на уроке и заполните ещё раз рефлексивную таблицу.

У кого 100% совпадение?

У кого все ответы в графе- «умею»?

У кого есть ответы в графах «затрудняюсь» и «не получается»?

Попробуйте наметить для себя план дальнейших действий и запишите их в графе № 5.

Д/З параграф № -составить сложный план и ответ по нему.

Закончить наш урок я хочу словами М.Твена «Кто не знает куда он направл яется,очень удивится,придя не туда»,которые подтверждают значимость данного умения не только в учебе,но и в жизни.Желаю всем,чтобы все ваши планы сбывались

Приложения

№1 рефлекcивная таблица

№2 текст (по книге К.С.Гаджиева «Политология».М.,2002.С.246-247.)

В современных условиях для большинства населения основной,а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс.Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного.Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом,вотдельной области определить степень доверия избирателей к той или иной партии,её лидерам.Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны,который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании нужно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании.Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий:кандидат обязуется не допускать фальсификаций,оскорблений своих оппонентов.И,наконец,государственный аппарат в этот период должен сохранять неитралитет,не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность.Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз,ценз оседлости,профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.Вместе с тем в ряде государств голосование не только право,но и обязанность.За её невыполнение предусмотрено наказание,чаще всего-это штраф.

Технологическая карта урока

Этапы урока

задачи

Методы и приемы

Формы работы

Результаты предметные

Результаты в формировании УУД

1.Стадия вызова

1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

2. Определение цели и темы урока.

3.Определение затруднений

1.Рефлексивный лист.

2. «побуждающий диалог»

3. «ставим цель»

1.Фронтальная.

2.Индивидуальная

Актуализация знаний по теме «Политическая сфера общества»

1.Умение прогнозировать возможные затруднения при работе с текстом.

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность.

2.Стадия осмысления

1.Получение новых знаний.

2.Отработка имеющихся умений:

Умение перерабатывать и структурировать текст,

Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

Умение договариваться и находить общее решение.

1.Составление плана.

2. «Кластер»

3. «Инсерт»

4. «Лови ошибку»

5. «Лишний пункт»

Индивидуальная

Групповая

Первичные знания о характеристике выборов,как формы участия граждан в политической жизни страны;знакомство с понятиями:выборы,референдум,абсентеизм.

1.Умение перерабатывать и структурировать текст,

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

3.Умение договариваться и находить общее решение.

3.Стадия рефлексии

Отработка умения самоконтроля и самооценки.

1. «Возврат к цели»

2. Рефлексивный лист

Индивидуальная

Сформированные знания о формах участия граждан в политической жизни страны.Знание понятий:выборы,референдум,абсентеизм.

Умение самоконтроля и самооценки.

Дисциплина: Обществознание

Тема урока: Культура и политика

Цель урока: в процссе изучния тмы сформировать у обучающихся знания о связи политики и культуры, об особенностях формирования политической культуры молоджи, подвести студентов к пониманию понятия «политичская система»

Задачи:

Образовательная: изучить политику как искусство, особенности политического регулированияобщественных отношений, порлитическая система, ее структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки студентов, делать выводы, формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами: умения анализировать, составлять схему для объяснения вопросов темы, уметь презентовать свой ответ

Воспитательная: способствовать развитию мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, культуру межличностного общения.

Описание ожидаемого результата:

Знания: определение политики, ее функции, определение политической системы

Умения: уметь определять понятия, составлять таблицу по определенным признакам, работать по алгоритму

Навыки: заниматься элементарной исследовательской деятельностью, развивать навыки групповой работы

Тип урока:

1.Урок изучения нового материала 2. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков 3. Целевое применение полученных знаний, умений и навыков 4. Обобщение и систематизация усвоенного материала 5. Комбинированный 6. Урок учета и оценки знаний и умений

Методы:

1.Словесный 2. Наглядный 3. Практический 4. Исследовательский 5. Репродуктивный

6. Частично-поисковый 7. Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный

Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература

А. Нысанбаев, М. Изотов, Человек и общество, учебник для 11 класса, Алматы, «Мектеп», 2015г.

Оборудование, наглядные пособия:

Учебники, презентация, кластеры, схемы, раздаточный материал

Межпредметные связи:

Всемирная история, основы политологии и социологии, основы философии

Ход урока

1.Организационно – мотивационный этап

Приветствие, отметка отсутствующих.

    Дайте определение понятию «политика». Используется стратегия критического мышления «Веер»

    Что входит в политическую систему общества?

2.Операционно-познавательный этап

А. Проврка домашнего задания

1. Политология как наука

2.Происхождение политологии, основные проблемы политологии и политологические концепции

3.Структура политологического знания

4.Значение политологических знаний для сознательного участия в управлении общественной жизнью

Студенты дают устные ответы по плану. Затем обмениваются составлнными вопросами по стратегии критического мышления «Ромашка Блума»

Взаимопроврка

Б. Этап подготовки к активному усвонию знаний

План:

1.Политика как искусство

2.Особенности политического регулирования общественных отношений

3.Политическая система, ее структура и функции.

4.Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

Преподаватель знакомит с планом урока.

Применение стратгии критического мышления «Знаю. Узнал. Хочу узнать»

Заполнние таблицы

В. Этап усвоения новых знаний

1.Рассказ преподавателя. Беседа

2.Изучить функции политики и ПСО.

Работа с учебником индивидуально.

Студенты составляют конспект

3. Вопросы

1.Что включают в себя критерии типологии политических систем?

2.Как определяют типы политических систем?

3. Выделите структурные элементы политической системы?

4.Какие функции выполняет политическая система?

5.Что относится к политическим институтам?

Студенты устно отвечают на вопросы

Г. Этап закрепления новых знаний

Выполнить задания.

1 группа - Составить схему политической системы общества с описанием

2 группа – Особенности политического регулирования общественных отношений

3 группа - Политические институты, нормы, коммуникации, процессы. Обозначить связи

4 группа – Сущность политики в современном общстве. Политика как искусство управлния

Работа в группах. Составление кластера. Защита работ.

Блиц-опрос

1.Какие функции выполняет политическая культура?

2.В чем особенности политической социализации молодежи?

3. Что Вы узнали о структурных элементах политической культуры?

3. Рефлексивно-оценочный этап

А. Домашнее задание

1.Знать конспект

2.Проработать термины политическая культура, правовая культура, политическое лидерство, элита. Составить глоссарий

3.Подготовить интеллект – карту по теме « Культура и политика»

Б. Итоги урока

Выводы. Выставление оценок.

Как связаны политика и культура?

Как формируется политическая культура граждан?