Лишения свободы в воспитательных колониях. Отбывание наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях для несовершеннолетних

Воспитательные колонии исполняют наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Всего в уголовно-исполнительной системе Минюста России на 1 января 2007 г. функционировало 62 воспитательные колонии, в которых содержалось более 16 тыс. осужденных, в том числе в трех воспитательных колониях - около 1000 несовершеннолетних женского пола. В течение года через воспитательные колонии "проходит" до 40 тыс. несовершеннолетних осужденных.

Воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируются социально опасные подростки. По данным судебной статистики к отбыванию наказания в воспитательных колониях осуждается лишь 1/4 несовершеннолетних осужденных. Суды применяют в первую очередь условное осуждение к лишению свободы, принудительные меры воспитательного воздействия или другие виды наказания. С каждым годом с осужденными, поступающими в воспитательные колонии, становится все сложнее работать в педагогическом плане: растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Так, начиная с 1993 г. доля осужденных за убийство выросла с 1,7 до 4,8%, нанесение тяжкого вреда здоровью - с 2,7 до 4,9%, грабеж - с 13,7 до 15,6%, разбой - с 8,0 до 10,6%. Увеличивается число подростков, "сталкивавшихся" до осуждения с системой правосудия: более 65% впервые отбывающих наказание ранее осуждались к лишению свободы условно, 49,9% несовершеннолетних до осуждения стояли на учете в милиции, к 3% несовершеннолетних суд применял меру в виде помещения в спецшколу и спецпрофучилище. Подавляющая часть подростков не имеет образования, соответствующего их возрасту. В последние годы в воспитательные колонии стали поступать 17-летние безграмотные подростки, 48% несовершеннолетних до осуждения нигде не учились и не работали, каждый десятый - сирота или оставшийся без попечения родителей.

Все больше поступает в воспитательные колонии нездоровых подростков. Практически 1/3 подростков имеют различные отклонения в психическом развитии. Растет доля лиц, больных алкоголизмом и наркоманией, с каждым годом растет количество ВИЧ-инфицированных.

Принимая во внимание характеристики несовершеннолетних, перед сотрудниками воспитательных колоний стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь подросткам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. Только при этих условиях воспитательные колонии могут решить поставленную перед ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего осужденного и максимально эффективно провести работу по подготовке его к жизни в обществе.

В последние годы последовательно проводится работа по внедрению гуманных норм обращения с осужденными. При разработке нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность воспитательных колоний, в максимальной степени учитываются международные нормы, содержащиеся в таких актах, как: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Конвенция о правах ребенка; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление небольшой тяжести впервые. Согласно ч. 6.1 ст. 88 УК РФ при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.

В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ).

Таким образом, в настоящее время число осужденных несовершеннолетних в местах лишения свободы должно существенно сократиться. Это тем более важно еще и потому, что в воспитательных колониях образованы локальные участки, функционирующие в режиме исправительных колоний общего режима, куда будут переводиться лица, достигшие 18 лет. Сокращение численности несовершеннолетних осужденных, поступающих для отбывания лишения свободы в воспитательные колонии, позволило открыть указанные изолированные локальные участки практически в каждой воспитательной колонии.

В настоящее время существуют воспитательные колонии одного вида режима как для девушек, так и для юношей. Колонии усиленного режима для юношей были ликвидированы в 2001 г. Дифференциация наказания в воспитательных колониях в настоящее время достигается путем установления различных условий отбывания наказания.

В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательные колонии, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в СИЗО не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по истечении шести месяцев в обычных условиях.

В строгих условиях должны отбывать наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы. В этих условиях отбывают также наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В строгих условиях отбывает наказание 1,3% от общего числа несовершеннолетних осужденных Перевозчиков А.К. Актуальные проблемы уголовно-правового обеспечения деятельности пенитенциарных учреждений // "Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, №3..

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

Основанием для перевода осужденного из строгих условий отбывания наказания в обычные служит сочетание временного фактора (срок нахождения осужденного в строгих условиях должен быть не менее шести месяцев) и наличия определенных показателей характеристики осужденного (отсутствие взысканий, добросовестное отношение к труду и учебе). Досрочный перевод осужденного из строгих условий в обычные не предусмотрен. Между тем продление срока содержания осужденных в строгих условиях возможно в случае наличия взысканий, недобросовестного отношения к труду и учебе.

Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания (в них содержится 4,1% всех несовершеннолетних осужденных). Перевозчиков А.К. Актуальные проблемы уголовно-правового обеспечения деятельности пенитенциарных учреждений // "Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, №3. В настоящее время перевод в льготные условия не связан с подготовкой осужденных к условно-досрочному освобождению, в законе речь идет о подготовке к любому виду освобождения. Осужденный может быть переведен за злостные нарушения режима отбывания наказания из льготных условий в обычные условия. Повторный перевод в льготные условия возможен не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.

Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, за исключением перевода из обычных условий в облегченные, производится по представлению учебно-воспитательного совета колонии постановлением начальника воспитательной колонии.

Учебно-воспитательный совет представляет собой методический, постоянно действующий коллегиальный орган в воспитательной колонии. В его состав входят заместители начальника воспитательной колонии, начальники отделов и частей, директор общеобразовательной школы воспитательной колонии, директор профессионального училища, заместитель директора школы, начальник психологической лаборатории (психолог), старшие воспитатели, а также наиболее опытные сотрудники воспитательной колонии.

Законодатель возлагает на учебно-воспитательный совет решение наиболее важных для осужденного вопросов, ощутимо затрагивающих его права. Перевод осужденного в льготные условия отбывания наказания является одной из значимых форм доверия осужденному, приближающих его к досрочному освобождению. Перевод осужденного в строгие условия в свою очередь является действенным средством педагогического воздействия. Решение о переводе не может быть принято одним человеком, оно требует обсуждения широким кругом специалистов, работающих с подростками. Согласно ч. 10 ст.132 УИК РФ в случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном порядке.

В случае отказа в изменении условий содержания учебно-воспитательный совет объясняет осужденному причины этого, указывает срок, когда может быть повторно рассмотрен данный вопрос, дает осужденному конкретные рекомендации и разъяснения.

Вопрос о переводе осужденного из обычных условий отбывания наказания в облегченные решает постоянно действующий совещательный орган в отряде - совет воспитателей отряда, основной задачей которого является координация действий воспитателей, учителей, мастеров и других работников воспитательной колонии, закрепленных за отрядом, в проведении воспитательной работы с осужденными.

В состав совета воспитателей отряда входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета. На заседания совета воспитателей отряда могут приглашаться сотрудники всех отделов и частей, представители попечительского совета, родительского комитета. Коллективное решение вопроса о переводе осужденного из обычных условий в облегченные позволяет избежать субъективизма в оценке личности несовершеннолетнего.

В воспитательной колонии действует углубленная система отбывания наказания, предусматривающая четыре вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие. Отличительной чертой воспитательной колонии являются льготные условия отбывания наказания. Объем прав осужденного постепенно увеличивается по мере приближения его к освобождению.

Следует отметить, что условия отбывания наказания в воспитательной колонии всегда были более мягкими по сравнению с учреждениями, в которых отбывают наказание взрослые осужденные. Это выражается не только в улучшенных условиях быта, обучения, питания, организации физкультурной и культурно-воспитательной работы, труда, но и в системе стимулирования (в том числе мер поощрения и взыскания), организационно-управленческих аспектах всего уклада жизни осужденных, деятельности администрации и общественных формирований. Данная специфика отражалась и на структуре аппарата управления воспитательной колонии, в том числе и системе центрального аппарата: деятельностью воспитательной колонии всегда руководило самостоятельное подразделение (отдел или управление), а руководитель этого подразделения в отдельные годы являлся заместителем начальника Управления исполнения наказаний.

Осужденные, содержащиеся в обычных условиях, проживают в общежитиях, им разрешается ежемесячно расходовать средства, имеющиеся на их лицевых счетах, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере 5 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда).

Увеличено до восьми количество предоставляемых осужденным краткосрочных свиданий и до четырех - длительных свиданий.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, также проживают в общежитиях, им разрешается расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 7 МРОТ.

В облегченных условиях осужденные имеют право на 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных в течение года. По решению начальника воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии.

Осужденные, содержащиеся в льготных условиях, могут проживать как в пределах воспитательной колонии, так и за ее пределами. В пределах воспитательной колонии осужденные проживают в общежитиях. Им разрешено тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах воспитательной колонии средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения. Также без ограничения они могут иметь краткосрочные свидания. Кроме того, им предоставляется шесть длительных свиданий в течение года с возможностью проживания за пределами воспитательной колонии.

Закон предусматривает возможность проживания осужденных, переведенных в льготные условия, в общежитиях за пределами воспитательной колонии. При этом они могут носить гражданскую одежду и иметь при себе деньги. Однако в силу отсутствия в воспитательной колонии необходимых помещений и финансовых средств на их строительство, данная весьма прогрессивная норма закона остается на сегодняшний день практически нереализованной.

Законодатель не уточняет, проживают ли осужденные, содержащиеся в льготных условиях, в общежитиях совместно с другими осужденными либо отдельно от них. Как правило, такие осужденные проживают совместно с другими осужденными.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, более других осужденных ограничены в свободе передвижения, возможности приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, свиданий с родственниками, т.е. в наиболее значимых для них ценностях. Несовершеннолетние в отличие от осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях в воспитательной колонии, содержатся в изолированных жилых помещениях, запираемых только в свободное от учебы и работы время. Изолированные помещения оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от несовершеннолетних, отбывающих наказание в других условиях. Приобретение осужденными продуктов питания, предметов первой необходимости осуществляется по предварительным заказам из имеющегося в магазине ассортимента товаров. Пользование библиотекой происходит в условиях изоляции от других осужденных.

Лица, отбывающие наказание в строгих условиях в изолированном помещении, из состава отрядов и отделений не исключаются. Начальники отрядов, воспитатели, классные руководители, мастера, оперативно-режимные сотрудники воспитательной колонии проводят с ними воспитательную работу по установленному распорядку дня.

Лица, обучающиеся в общеобразовательной школе воспитательной колонии, профессиональном училище, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания выводятся на занятия в соответствующий класс либо группу профессиональной подготовки в сопровождении младшего инспектора. Трудовая занятость этих осужденных организуется в рабочих кабинетах, оборудованных в изолированном помещении. Медицинский осмотр, санитарная обработка, амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от других осужденных. Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещения, в котором они проживают.

В отличие от исправительных колоний в воспитательных колониях организуется отбывание наказания не только в обычных, облегченных и строгих условиях, но и в льготных условиях, позволяющих осужденным проживать в общежитиях за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации колонии, и пользоваться рядом других преимуществ.

Выражением более мягкого режима воспитательных колоний, отличающего их от исправительных колоний, является закрепление в УИК таких применяемых к осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, мер взыскания и поощрения, которые в исправительных колониях применяться не могут (водворение в дисциплинарный, а не штрафной изолятор, предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии в сопровождении сотрудников колонии, предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей , лиц, их заменяющих, или других близких родственников и др.).

По указанным причинам исправительные учреждения, предназначенные для исполнения наказания в отношении несовершеннолетних преступников, получили название не исправительных, а воспитательных колоний.

Особенности режима в воспитательных колониях

1. Виды воспитательных колоний и условия отбывания в них наказания . В соответствии со ст. 132 УИК существуют два вида воспитательных колоний — колонии общего и усиленного режимов. Они отличаются друг от друга не условиями отбывания лишения свободы , а составом осужденных.

В воспитательных колониях общего режима отбывают наказание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также все осужденные несовершеннолетние женского пола. В воспитательных колониях усиленного режима содержатся несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы.

Раздельное содержание осужденных несовершеннолетних от взрослых и несовершеннолетних различной степени общественной опасности друг от друга обусловлено необходимостью предупреждения отрицательного влияния более опытных взрослых преступников на несовершеннолетних, а лиц со стойкими антиобщественными свойствами личности на остальных осужденных.

Статья 132 УИК предусматривает, что осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях общего и усиленного режимов, отбывают наказание в обычных, облегченных, льготных и строгих условиях.

Четырехступенчатая система режимных требований, стимулируя процесс исправления осужденных, повышает эффективность воспитательного воздействия на них. В то же время она делает нецелесообразным деление воспитательных колоний на колонии общего и усиленного режимов по условиям, характеризующим порядок исполнения и отбывания наказания. Такое деление привело бы к излишнему дроблению режимных требований и, как следствие, к снижению их стимулирующего воздействия на поведение осужденных.

Как и осужденные, содержащиеся в исправительных колониях, в обычных и облегченных условиях, осужденные, отбывающие наказание в таких же условиях в воспитательных колониях, проживают в общежитиях. Иначе решен вопрос о месте проживания осужденных при отбывании ими лишения свободы в строгих условиях. Если в исправительных колониях осужденные, содержащиеся в такого рода условиях, проживают в запираемых помещениях, то в воспитательных колониях они живут хотя и в изолированных жилых помещениях , но запираемых лишь в свободное от учебы или работы время.

В воспитательных колониях общего и усиленного режимов осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, имеют право ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 60 процентов минимального размера оплаты труда , иметь шесть кратковременных свиданий и два длительных свидания в течение года, получать восемь посылок или передач и восемь бандеролей в течение года.

При отбывании наказания в облегченных условиях в воспитательных колониях общего и усиленного режимов осужденные имеют право еже- месячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 120 процентов минимального размера оплаты труда, иметь 12 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания (по решению администрации колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии), получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей.

При отбывании наказания в строгих условиях в воспитательных колониях общего и усиленного режимов осужденным предоставляется право помимо заработанных в период отбывания лишения свободы средств ежемесячно расходовать средства, имеющиеся на их лицевых счетах (30 процентов минимального размера оплаты труда), получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года, иметь за этот период четыре краткосрочных свидания.

Льготным условиям в воспитательных колониях в какой-то степени соответствует освобождение из-под стражи осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях исправительных колоний общего режима. Но между режимными требованиями в том и другом случаях есть большие различия.

Освобождение из-под стражи, предусмотренное ч. 3 ст. 121 УИК, для осужденных, содержащихся в облегченных условиях исправительных колоний общего режима, производится не для подготовки к условно-до- срочному освобождению, а в целях успешной социальной адаптации осужденного за шесть месяцев до окончания назначенного ему срока наказания. Хотя и в этом случае осужденным разрешается проживать и работать под надзором администрации колонии за ее пределами, они в остальном сохраняют правовое положение, определенное УИК для осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях (тот же размер разрешенных расходовать средств, количество разрешенных свиданий и т. д.). Между тем осужденные, переведенные в льготные условия в воспитательных колониях, получают право расходовать средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения пользоваться деньгами, без ограничения получать посылки, передачи и бандероли, иметь без ограничения краткосрочные свидания и шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии, а также носить гражданскую одежду.

2. Основания и условия перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие. Исполнение наказания начинается с пребывания осужденных в обычных условиях. Осужденные за умышленные преступления , совершенные в период отбывания лишения сво- боды, после вынесения приговора суда начинают отбывать наказание в строгих условиях. В дальнейшем те и другие могут переводиться в более легкие, а первые — ив более строгие условия содержания.

Перевод осужденных в более легкие условия — это перевод в облегченные, а затем, возможно, и в льготные условия содержания.

Основаниями перевода осужденных из обычных условий отбывания лишения свободы в облегченные являются, во-первых, отсутствие у них взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и, во-вторых, добросовестное отношение к труду и учебе (ч. 4 ст. 132 УИК).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что закон говорит об отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, а не об отсутствии самих нарушений. Это объясняется следующими причинами: во-первых, тем, что посредством такой формулировки из оснований перевода исключаются незначительные нарушения порядка, не требующие применения мер взыскания, во-вторых, тем, что именно взыскания в этом случае выполняют роль юридического критерия наличия у осужденных указанных нарушений. Согласно ч. 8 ст. 117 УИК, если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим его.

Под добросовестным отношением к труду следует понимать выполнение и перевыполнение осужденным производственных заданий и соблюдение трудовой дисциплины , а под Добросовестным отношением к учебе — выполнение учебных заданий и соблюдение учебной дисциплины.

Наряду с основаниями закон устанавливает и условия перевода осужденных из обычных условий в облегченные. Согласно ч. 4 ст. 132 УИК ими являются:

  • для осужденных мужчин, впервые отбывающих лишение свободы, - отбытие трех месяцев срока наказания в обычных условиях;
  • для осужденных мужчин, ранее отбывавших лишение свободы, — отбытие шести месяцев в обычных условиях;
  • для всех категорий осужденных женщин — отбытие трех месяцев срока наказания в обычных условиях.

Перевод осужденных в льготные условия отбывания наказания производится для их подготовки к условно-досрочному освобождению. Часть 5 ст. 132 УИК, регулирующая такой перевод, специально не говорит об основаниях и условиях перевода. Однако не вызывает сомнений то, что требования, которые должны быть предъявлены к осуж- денным в этом случае, не могут быть меньшими, чем те, которые предъявляются к ним при решении вопроса о возможности перевода из обычных условий в облегченные. В связи с тем, что перевод осужденного из облегченных условий в льготные производится согласно закону специально для его подготовки к условно-досрочному освобождению, а отбывание наказания на льготных условиях осуществляется, как правило, за пределами воспитательной колонии, необходимо установить, что поведение осужденного свидетельствует о стойкой динамике процесса его исправления, а он сам, проживая за пределами колонии без охраны, но под надзором, не представляет опасности для окружающих.

Основанием для перевода осужденных в более строгие условиях отбывания наказания, а именно — из обычных условий в строгие, из облегченных условий в обычные или строгие, из льготных условий в обычные, является злостное нарушение ими установленного порядка отбывания наказания.

Понятие злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания является общим для всех категорий осужденных к лишению свободы. Его определение содержится в ст. 116 УИК.

Осужденные, переведенные за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания в обычные и строгие условия содержания, могут быть при определенных обстоятельствах переведены в прежние условия.

Осужденные, переведенные из,обычных и облегченных условий в строгие или из льготных в обычные, могут быть повторно переведены в первом случае — в обычные, а во втором — в льготные условия. При этом требуется, чтобы в первом случае истекли шесть месяцев их пребывания в строгих условиях, во втором — шесть месяцев после их возвращения в облегченные условия отбывания наказания (ч. 3 и 8 ст. 132 УИК). В этом последнем случае необходим предварительный перевод из обычных условий в облегченные при соблюдении установленных для этого сроков пребывания в обычных условиях (ч. 4 ст. 132 УИК). Основанием для перевода во всех случаях являются отсутствие взысканий.за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестное отношение к труду и учебе.

Решение о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие принимает, как это предусмотрено ч. 9 ст. 132 УИК, начальник воспитательной колонии по представлению или совета воспитателей отряда или учебно-воспитательного совета колонии.

Совет воспитателей отряда (в него помимо начальника отряда входят воспитатели, учителя и мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета) готовит представление о переводе из обычных условий в облегченные.

Учебно-воспитательный совет.колонии (в него кроме начальника колонии входят его заместители, начальники отделов и частей, директора школы и ПТУ, заместитель директора школы, начальник психологической лаборатории (психолог), старшие воспитатели и другие наиболее опытные сотрудники колонии) вносит представление о переводе в более строгие условия содержания. Такой перевод сопряжен с ограничением прав осужденного, поэтому при принятии соответствующего решения необходим опыт более квалифицированного и авторитетного органа, чем совет воспитателей отряда. Кроме того, представление учебно- воспитательного совета колонии требуется для принятия решения о переводе осужденного из облегченных в льготные условия содержания. В данном случае оно необходимо потому, что такой перевод связан со значительным изменением правового положения осужденного (в частности, он, как правило, получает право проживать за пределами воспитательной колонии) и устраняет многие препятствия для возможного совершения им противоправных действий.

3. Меры поощрения и взыскания, применяемые в воспитательных колониях. Перечень мер поощрения, применяемых к осужденным в воспитательных колониях общего и усиленного режимов, содержится в ст. 134 УИК. Но это не полный перечень, а дополнительный к тому, который предусмотрен ст. 113 УИК, перечисляющей меры поощрения, применяемые ко всем осужденным к лишению свободы.

В качестве мер поощрения, которые применяются к несовершеннолетним осужденным наряду с предусмотренными ст. 113, ст. 134 называет следующие: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии; предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей , лиц, их замещающих, или других близких родственников; досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора.,

Все эти меры обладают способностью в высокой степени стимулировать хорошее поведение осужденных. Первые две обладают особой привлекательной силой для несовершеннолетних, которые, по общему правилу, проявляют повышенный интерес к культурно-зрелищным и спортивным мероприятиям, а также к посещению иных мест развлечения за пределами воспитательной колонии. Третья мера поощрения содержит в себе освобождение от одного из самых суровых дисциплинарных взысканий.

Статья 134 УИК определяет основания применения этих мер поощрения. В их числе указываются хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях.

Статья 135 УИК устанавливает правила, которые регулируют особенности применения к осужденным некоторых мер поощрения. Такими особенностями являются, в частности, следующие.

1. При предоставлении осужденным права посещения культурно- зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии и права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников им выдается принадлежащая им гражданская одежда.

Это правило установлено в связи с тем, что выход осужденных за пределы воспитательной колонии и особенно посещение ими культурно- зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии в одежде установленного образца выделяло бы их среди других граждан , могло бы вызвать недоброжелательное отношение к ним со стороны других лиц, а также привести к возникновению у них нежелательного морально-психологического состояния, что в конечном итоге снизило бы воспитательное значение этих мер поощрения.

2. Запрещается посещение осужденными культурно-зрелищных и спортивных мероприятий в ночное время. Такое посещение могло бы привести к неблагоприятным последствиям — к нарушению суточного ритма жизнедеятельности организма несовершеннолетних и к опасности возникновения эксцессов, связанных с пребыванием осужденных в общественных местах в темное и позднее время суток.

3. Продолжительность выхода за пределы воспитательной колонии устанавливается начальником колонии и не может превышать восьми часов.

Это требование установлено в связи с тем, что осужденному необходимо время для сна, для участия в трудовой деятельности и учебы. Поэтому пребывание его за пределами колонии не может превышать одну треть суток, т. е. восемь часов. Учитывается и то, что выход осужденного за пределы воспитательной колонии — это его временное освобождение от изоляции, составляющей основное содержание лишения свободы. Вследствие чего применение мер поощрения, связанных с выходом осужденного за пределы воспитательной колонии, представляет собой ответственное решение, принять которое может только начальник колонии. Наряду с перечнем мер поощрения УИК предусматривает и перечень мер взыскания, применяемых в воспитательных колониях. Основанием их применения является нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Полный перечень мер взыскания, применяемых в воспитательных колониях общего и усиленного режимов, включает в себя те, которые могут применяться ко всем осужденным к лишению свободы (они указаны в ст. 115 УИК), и те, которые могут применяться лишь к осужденным в воспитательных колониях (они указаны в ст. 136 УИК). В целом он выглядит следующим образом:

а) выговор;

б) лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца (эта мера взыскания на просмотр телепередач не распространяется);

С учетом первого из этих двух обстоятельств в ст. 103 УИК закреплено принципиальное положение: «Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде». Это означает, что те особенности регулирования труда несовершеннолетних, которые закреплены в российском трудовом законодательстве, распространяются и на труд осужденных в воспитательных колониях. Так, в соответствии с российским трудовым законодательством труд осужденных в воспитательных колониях применяется с сокращенной продолжительностью рабочего времени : осужденные в возрасте от 16 до 18 лет работают не более 36 часов в неделю, а в возрасте от 15 до 16 лет— не более 24 часов в неделю при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями (ст. 43, 46 КЗоТ). Осужденные в возрасте от 14 до 15 лет во время пребывания в воспитательных колониях, как правило, учатся в ПТУ. Несовершеннолетние осужденные не привлекаются к работе в ночное время, к сверхурочным и тяжелым работам, к работам с вредными и опасными условиями труда, к подземным работам и к работам в выходные дни (ст. 48, 54, 175, 177 КЗоТ).

В связи с тем, что труд осужденных организуется в местах лишения свободы, на его регулирование распространяется ряд требований, предусмотренных в УИК.

Среди них, в частности, требование, сформулированное в ст. 103, в соответствии с которым каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, а администрация этих учреждений, в свою очередь, обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Как и в исправительных колониях, время привлечения осужденных к оплачиваемому труду в воспитательных колониях засчитывается им в общий трудовой стаж . Но в воспитательных колониях осужденным предоставляется более продолжительный ежегодный оплачиваемый отпуск. Он равен 18 рабочим дням (в иных исправительных учреждениях — 12 рабочим дням). Несовершеннолетним осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на предприятиях , расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 24 рабочих дней (иным категориям осужденных при тех же условиях она может быть увеличена по общему правилу лишь до 18 рабочих дней).

В отношении осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, действует общий принцип оплаты труда осужденных — ее размер при условии, что они отработали полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнили установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Однако на их лицевой счет зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50 процентов заработной платы, в то время как другим категориям осужденных зачисляется по общему правилу не менее 25 процентов заработной платы.

На материальном положении осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, сказывается и то обстоятельство, что питание и одежда предоставляются им бесплатно (ч. 5 ст. 99 УЖ). Кроме того, согласно ч. 6 ст. 99 УИК несовершеннолетним осужденным создаются улучшенные жи лшцно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Важным средством исправления осужденных в воспитательных колониях является основное (полное) общее образование осужденных. Оно осуществляется на базе вечерней образовательной школы, что позволяет совместить их общее образование с трудовым воспитанием. Большое значение для исправления осужденных и подготовки их к самостоятельной жизни имеют их профессиональное образование и профессиональная подготовка. Социологические исследования показали, что более половины несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, к моменту их направления в места лишения свободы не имели никакой специальности, а каждый пятый был без определенных занятий.24 Статья 141 УИК устанавливает, что профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных проводятся на базе профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.

Большую роль в деле исправления осужденных в воспитательных колониях играет собственно воспитательная работа. Ее проведение регулируется Инструкцией об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях МВД Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 2 апреля 1997 г. № 201. В соответствии с этой Инструкцией воспитательная работа в воспитательных колониях проводится с учетом несовершеннолетнего возраста осужденных и имеет своими основными направлениями, помимо трудового воспитания (о нем уже шла речь выше), еще и нравственное, правовое, эстетическое и физическое воспитание.

Работа по нравственному воспитанию осужденных направлена на формирование у них морально-этических установок, а также на то, чтобы несовершеннолетний уяснил основы этики, психологии общения, приобщился к общечеловеческим ценностям. Правовое воспитание осуществляется для того, чтобы подросток получил представление о сущности взаимоотношений между гражданином и государством , убедился в необходимости соблюдения правовых норм , научился давать оценку степени общественной опасности преступления . Наряду с этим, несовершеннолетний должен приобрести знания о своих правах и обязанностях в области трудоустройства, образования, семьи и брака, жилья, а также быть ознакомлен с тем, в какие учреждения он может обратиться при разрешении тех или иных вопросов. Эстетическое воспитание имеет своей целью эмоциональное развитие подростков, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры. Наконец, физическое воспитание направлено на поддержание физиче- ского и психического здоровья несовершеннолетнего в условиях жизни в местах лишения свободы.

Воспитательная работа с осужденными проводится в групповых (массовых) и индивидуальных формах.

Групповые (массовые) формы воспитательной работы выражаются в организации конкурсов, диспутов, конференций, в смотрах художественной самодеятельности, спортивно-зрелищных мероприятиях, кружковой работе и др. Их особенностью является то, что воспитательная работа в этом случае основана на одновременном участии в мероприятиях многих несовершеннолетних. Она направлена на обучение подростков общению и взаимопомощи, формирование у них коллективистских начал, укрепление дисциплины и правопорядка в колонии.

Индивидуальная воспитательная работа позволяет учесть особенности личности каждого осужденного. Как и в групповых (массовых) формах, в ней находят выражение нравственные, правовые, трудовые и другие направления воспитания несовершеннолетних. В конечном итоге она ориентирована на его успешную адаптацию к жизни на свободе.

Основным центром воспитательной работы с осужденными является отряд. Отряд состоит из отделений. Комплектование как отряда, так и отделений осуществляется с учетом педагогической, режимной и производственной целесообразности. При распределении осужденных по отделениям учитываются индивидуально-психологические особенности подростков, их психологическая совместимость, образовательный уровень и другие факторы.

Организация и проведение воспитательной работы с осужденными возлагаются на старшего воспитателя (начальника отряда) и воспитателей. Постоянно действующим совещательным органом в отряде, призванным оказывать помощь начальнику отряда в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, является Совет воспитателей отряда. В его состав входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета.

Для подготовки осужденного к освобождению организуется постоянно действующая школа (специальная группа). Ее программа предусматривает ознакомление осужденного с порядком выдачи паспорта и прописки, порядком бытового и трудового устройства, поступления в учебное заведение, условиями погашения и снятия судимости , ознакомление с действующими ценами на основные продукты питания и предметы первой необходимости, порядком, оплаты за квартиру и комму- нальные услуги и др. Кроме того, программа предусматривает и психологическую подготовку осужденного к освобождению: снятие тревожности, вызванной перспективой освобождения, неопределенностью предстоящего трудового и бытового устройства, возможными проблемами взаимоотношений с родными, друзьями, соседями, жертвой преступления и ее родственниками и др.

Подготовка осужденного к переводу в исправительную колонию включает в себя разъяснение правовых оснований перевода, прав и обязанностей осужденных в исправительных колониях, отличий в условиях и режиме содержания несовершеннолетних и взрослых осужденных, особенностей привлечения к труду и обучению взрослых, порядка условно-досрочного освобождения из исправительной колонии.

В воспитательной работе с осужденными принимает участие педагогический коллектив общеобразовательной школы.

В целях оказания помощи администрации в проведении воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях создаются самодеятельные организации осужденных — советы коллектива колонии и советы коллективов отрядов.

Их основными задачами являются развитие полезной инициативы осужденных, оказание положительного влияния на личность осужденных в процессе их исправления, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных, содействие администрации в поддержании дисциплины и порядка, формирование здоровых отношений между осужденными, оказание им социальной помощи.

Члены самодеятельных организаций не освобождаются от учебы и работы. Никаких дополнительных льгот по сравнению с другими осужденными им не предоставляется. Но участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Совет коллектива отряда избирается на собрании осужденных большинством голосов из числа положительно зарекомендовавших себя представителей каждого отделения. При совете отряда создаются секции, количество и назначение которых определяется с учетом особенностей деятельности и потребностей воспитательной колонии.

Совет коллектива колонии состоит из председателей советов отрядов. Обязанности его председателя во время проведения заседаний выполняют председатели советов отрядов поочередно. На каждом его заседании обязан присутствовать начальник колонии или его заместитель по воспитательной работе. Последний осуществляет непосредственное руководство всех самодеятельных организаций.

Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний

Статья 142 УИК предусматривает участие в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными двух видов общественных объединений — попечительских советов и родительских комитетов.

Организация и деятельность попечительского совета регулируется Примерным положением о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с этим положением попечительский совет создается при каждой воспитательной колонии для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.

В состав попечительского совета входят представители государственных предприятий , изъявивших желание работать в попечительском совете и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед попечительским советом.

Попечительский совет создается по решению высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации , который утверждает положение о попечительском совете при воспитательной колонии, его состав и председателя. Контроль за деятельностью попечительского совета возложен на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления , на территории которого расположена воспитательная колония.

Задачей попечительского совета является оказание помощи администрации воспитательной колонии в:

а) обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных;

б) формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получении основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного уровня осужденных;

в) установление хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями и организациями, укреплении производственно-хозяйственной базы воспитательной колонии;

г) обеспечении трудовой занятости осужденных;

д) создании необходимых материально-бытовых условий и медико- санитарного обеспечения осужденных; е) изыскании дополнительных возможностей для улучшения органи- зации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости;

ж) организации шефства над сиротами и лицами, оставшимся без родительского попечения, оказания им финансовой помощи при освобождении;

з) трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из воспитательной колонии.

В Положении о попечительском совете, которое утверждается решением высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, могут быть предусмотрены и иные направления деятельности этого совета при условии, что они не будут противоречить законодательству Российской Федерации, другим правовым актам и Примерному положению о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы.

Попечительский совет и его члены наделены предусмотренными в Примерном положении правами , они несут и установленные им обязанности.

В частности, попечительский совет имеет право принимать решения рекомендательного характера, а также представлять предложения администрации воспитательной колонии, руководству территориального органа управления уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений и организаций, вносить предложения в органы государственной власти . Члены попечительского совета имеют право в установленном порядке посещать воспитательную колонию, в пределах своей компетенции знакомиться с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб . О выявленных недостатках члены попечительского совета ставят в известность председателя совета, который при необходимости письменно доводит их до сведения начальника колонии либо руководства территориального органа управления уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений и организаций. Вмешательство в оперативно-розыскную деятельность воспитательной колонии не допускается.

Другой вид общественных объединений, участвующих в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными, — родительские комитеты. Они создаются при отрядах для оказания помощи администрации колонии в проведении воспитательной работы с осужденными.

Родительские комитеты помогают администрации при организации взаимодействия с семьями осужденных, воспитательного воздействия на них, закрепления результатов воспитания освобожденных из воспитательной колонии, а также оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения.

Родительские комитеты создаются из родителей , лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Члены родительских комитетов обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и правила обращения с осужденными, установленные администрацией колонии.

В воспитательных колониях устанавливаются строгие, обычные, облегченные и льготные условия отбывания наказания.

В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления,совершенные в период отбывания наказания.

Последние отбывают наказание в строгих условиях.

В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания.

В срок нахождения несовершеннолетнегоосужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

По истечении шести месяцевпри отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

При отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе переводятся из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

– осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женского пола – по отбытии не менее трех месяцев;

– осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, – по отбытии не менее шести месяцев. Для подготовки к условно-досрочномуосвобождениюосужденные переводятся из облегченных в льготные условия отбывания наказания.

Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из обычных в строгие условия отбывания наказания; из облегченных – в обычные или строгие, а из льготных – в обычные. Повторный перевод в обычные и облегченные условия производится в том же порядке, а в льготные условия – не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, проживают в общежитиях.

Им разрешается:

– ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 5 % минимального размера оплаты труда;

– иметь восемь краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года;

– получать восемь посылок или передач и восемь бандеролей в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях.

Им разрешается:

– ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 10 % минимального размера оплаты труда;

– иметь двенадцать краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года, – по решению администрации длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях, как правило, за пределами воспитательной колонии, но под надзором администрации колонии.

За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе,активное участие в работе самодеятельных организаций к осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, наряду с предусмотренными мерами поощрения в отношении взрослых осужденных могут применяться еще и следующие меры поощрения:

– предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

– предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; продолжительность выхода за пределы воспитательной колонии и в том и в другом случае не может превышать 8 ч;

– досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора;

– досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Все эти меры обладаютспособностью в высокой степени стимулировать хорошее поведение осужденных. Первые две обладают особой привлекательной силой для несовершеннолетних, которые по общему правилу проявляют интерес к культурно-зрелищным и спортивным мероприятиям, а также к посещению иных мест развлечения за пределами воспитательной колонии. Третья мера поощрения содержит в себе освобождение от одного из самых суровых дисциплинарных взысканий.

При предоставлении осужденным правапосещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии и права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников им выдается принадлежащая им гражданская одежда.

Запрещается посещениеосужденными культурно-зрелищных и спортивных мероприятий в ночное время.

Продолжительность выходаза пределы воспитательной колонии устанавливается начальником колонии и не может превышать 8 ч.

Мера поощрения в виде досрочного освобождения из дисциплинарного изолятора, учитывая особенности психики несовершеннолетнего осужденного, стимулирует его к деятельному раскаянию в совершенном нарушении и возвращению на путь исправления.

Воспитательные колонии - это вид исправительных учреждений, предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. В системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях, является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми условий содержания, а с другой -

открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для

исправления несовершеннолетних осужденных.

В воспитательных колониях отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные в возрасте от 14 до 18 лет. Отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в ее изолированный участок, а при его отсутствии - в исправительную колонию общего режима. Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по мотивированному постановлению начальника колонии, санкционированному прокурором (ст. 139 УИК РФ).

Согласно данным переписи осужденных, 94,6% в воспитательных колониях составляли лица мужского и 5,4% - женского пола; 92,6% осужденных были трудоспособны; 24,7% имели общее среднее или среднее специальное образование. Не имели определенных занятий на момент совершения преступления 47,7% осужденных. В отличие от Федерального закона « содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» УИК РФ содержит специальную гл. 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях».

Все воспитанники, прибывшие в колонию, обследуются штатным психологом. Его наблюдения и выводы об индивидуальных особенностях каждого воспитанника, а также другие данные, накопленные о нем сотрудниками воспитательной колонии, отражаются в дневнике индивидуальной работы с осужденным. На основании этих выводов приемная комиссия в составе начальника колонии (его заместителя), представителей частей и служб, старших воспитателей отрядов выносит решение о направлении новичка в соответствующий отряд, отделение, класс, профессиональную или производственную группу.

Вновь поступившие в воспитательные колонии осужденные содержатся в обычных условиях. Исключение составляют несовершеннолетние, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания и ранее отбывавшие лишение свободы, а также злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, переводимые с облегченных и льготных условий.

Работа администрации воспитательной колонии начинается с момента прибытия воспитанников в колонию. Все вновь прибывшие должны обязательно проходить двухнедельный карантин с целью изучения их личности, состояния здоровья, ознакомления осужденных с основными положениями законодательства, распорядком дня колонии и др. Помещение карантина изолируется от других помещений колонии. Если по медицинским показаниям требуется увеличение срока карантина, то приказом начальника колонии воспитанник переводится в стационар медчасти колонии. Воспитательная работа среди этой категории лиц организуется по специальной программе. Занятия проводят начальник колонии, его заместители, начальники служб, директор профессионального училища, воспитатели, учителя, мастера.

В воспитательных колониях по сравнению с исправительными колониями установлено большее количество видов условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие.

Это позволяет более дифференцированно применять средства исправительного воздействия в процессе исполнения наказания.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, в случае признания их злостными нарушителями режима переводятся в обычные условия отбывания наказания. При этом повторный перевод в льготные условия может последовать не ранее 6 месяцев с момента возвращения в облегченные условия.

В строгих условиях отбывают наказание поступившие в воспитательную колонию осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также переведенные в строгие условия из обычных или облегченных условий отбывания наказания осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В строгих условиях осужденные содержатся не менее 6 месяцев, а затем, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе, они могут быть переведены в обычные условия.

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитывается срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка.

В обычных условиях осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные женского пола содержатся не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, не менее 6 месяцев. По истечении указанных сроков при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся из обычных условий в облегченные.

Вместе с тем из обычных условий может последовать и перевод в строгие условия отбывания наказания. Он наступает в том случае, когда осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Перевод из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется начальником воспитательной колонии по представлению

учебно-воспитательного совета колонии либо совета воспитателей отряда, в

котором числится осужденный.

В соответствии со ст. 133 УИК РФ осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

❖ иметь восемь краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года;

❖ ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда.

Осужденные, содержащиеся в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Они могут:

❖ ежегодно иметь двенадцать краткосрочных и четыре длительных свидания;

❖ ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи минимальных размеров оплаты труда.

Осужденные, помещенные в льготные условия, проживают в общежитиях. При этом им разрешается:

❖ без ограничения количества иметь краткосрочные свидания;

❖ ежегодно иметь шесть длительных свиданий с проживанием за пределами воспитательной колонии;

❖ расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, имеющиеся на их лицевых счетах средства без ограничения.

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от работы или учебы время. Они могут:

❖ иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года;

❖ ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех минимальных размеров оплаты труда.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае у них появляются дополнительные права: пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Отсутствие финансирования не позволило до сих пор создать за пределами воспитательных колоний специальные общежития для помещения в льготные условия. Проживание в них позволило бы выработать механизм закрепления результатов исправления осужденных после освобождения от отбывания наказания. Целесообразно было бы помещать всех несовершеннолетних за два-три месяца до освобождения в льготные условия для успешной адаптации к жизни на свободе. 32

Согласно ст. 103 УИК РФ несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде. Статьей 92 Трудового кодекса для работников моложе 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю; в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, - не более 24 часов в неделю.

В соответствии с законодательством о труде несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не подлежат привлечению к работе в ночное время и сверхурочным работам, к работам в выходные дни (ст. 286).

В статье 93 УК РФ предусмотрены сроки отбытия наказания для условно­досрочного освобождения несовершеннолетних. Основания для условно­досрочного освобождения установлены единые как для взрослых, так и несовершеннолетних: если они не нуждаются в полном отбытии наказания в виде лишения свободы, при достижении целей наказания. Для несовершеннолетних законодатель установил следующие сроки для того, чтобы администрация могла сделать вывод о том, что подросток встал на путь исправления (соблюдение режима, отношение к труду, учебе):

не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступления небольшой или средней тяжести, либо за тяжкое преступление;

не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкие преступления.

Согласно ст. 107 УИК РФ на лицевой счет несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50% начисленных им заработной платы или иных доходов. Статья 99 УИК не разрешает производить из заработка несовершеннолетних удержания на возмещение стоимости питания и одежды, они предоставляются несовершеннолетним бесплатно.

Учитывая несовершеннолетний возраст осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, значительное внимание уделяется воспитательно-педагогическим мерам. Основными направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Работа по нравственному воспитанию заключается в формировании морально-этических установок, ознакомлении несовершеннолетних с основами этики, психологии общения.

Трудовое воспитание направлено на развитие у несовершеннолетних осужденных трудовых навыков, приобретение профессии для трудоустройства после освобождения с учетом потребностей трудовых профессий.

Правовое воспитание осуществляется в целях получения подростком представлений о взаимоотношениях между гражданином и государством, убеждения в необходимости соблюдать правовые нормы, приобретения знаний о своих правах и обязанностях в области трудоустройства, образования, семьи и брака.

Физическое воспитание решает задачи поддержания физического и психического здоровья несовершеннолетнего в условиях жизни в местах лишения свободы, организации досуга несовершеннолетних осужденных.

Эстетическое воспитание призвано эмоционально развить подростков, выработать у них стремление воспринимать и правильно оценивать достижения человеческой культуры.

Существует обусловленная несовершеннолетним возрастом

осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, специфика в выборе

и применении к ним мер поощрения и взыскания.

В соответствии со ст. 134 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных, в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным, наряду с обычными мерами поощрения, предусмотренными ст. 113 указанного Кодекса, могут применяться специфические меры поощрения:

1) предоставление права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;

2) досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора;

3) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные;

4) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально­технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии в соответствии со ст. 142 УИК РФ создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утверждаемым Правительством РФ.

Подводя итог, нужно отметить, что несовершеннолетние преступники-это особая категория осужденных, которым требуется повышенное внимание со стороны государства и общества в целом. В связи с чем первоочередной задачей воспитательных колоний является психолого - педагогическая работа осужденными. Учитывая несовершеннолетний возраст осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, основными направлениями воспитательной работы должно быть нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Создание попечительского совета из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, автор считает положительной тенденцией в работе воспитательных колоний.

Также общественный контроль за обеспечением прав несовершеннолетних осужденных к лишению свободы имеет важную роль. Но в России он находится еще в стадии становления. Во многом причиной тому является развивающийся характер гражданского общества в стране, что выражается в отсутствии интереса граждан к общественной деятельности по контролю за обеспечением прав всех категорий осужденных, в том числе и несовершеннолетних. Однако уже сегодня можно проследить основные направления развития общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, в том числе складывающуюся в настоящее время некую централизованную правозащитную модель или вертикаль, во главе с Общественной палатой РФ.

Еще по теме Условия отбывания наказания несовершеннолетних:

  1. § 1. Нормы материального права, регулирующие различные стороны отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
  2. 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно‑исполнительных отношений
  3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ (ювенологический глоссарий)
  4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ (ювенологический глоссарий)
  5. Коллизии между УИК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими исполнение уголовных наказаний
  6. § 2. Развитие системы наказаний в российском уголовном праве советского и постсоветского периодов
  7. § 2. Виды наказаний по уголовному праву Российской Федерации
  8. § 1. Оценочные категории, характеризующие объективную обстановку при исполнении наказания
  9. § 1. Правовая природа и основания условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
  10. § 3. Практика применения и пути совершенствования условнодосрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Здесь отбывают лишение свободы несовершеннолетние осужденные, а также лица старше 18 лет, оставленные до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. В основном это колонии для отбывания наказания осужденных несовершеннолетних мужского пола. Для осужденных несовершеннолетних женского пола в РФ образовано 3 исправительных колонии.

В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий. Осужденные проживают в общежитиях. Им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо заработанных в период отбывания наказания средств, пенсий и социальных пособий, иные средства на их лицевых счетах в размере 4 тыс. руб.; иметь 8 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года.

В строгих условиях отбывают наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. Осужденные проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. По истечении 6 месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания. Им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости иные средства на их лицевых счетах в размере 3 тыс. руб.;

Облегченные условия. Осужденные проживают в общежитиях. При отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий в облегченные. Осужденным разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо заработанных в период отбывания наказания средств, пенсий и социальных пособий, иные средства на их лицевых счетах в размере 6 тыс. руб.; иметь 12 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года (по решению администрации длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии).

Льготные условия. Осужденные проживают в общежитиях. Им разрешается: расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на их лицевых счетах без ограничения; иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также 6 длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае осужденным также разрешается: пользоваться деньгами, носить гражданскую одежду.

В соответствии со ст. 141 УИК РФ общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.

В 2008 г. были внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».