Календарно тематическое планирование работы кружка. Календарно-тематическое планирование кружковой работы

Инструкция

План работы полезно составить сначала на черновике, а уже потом переписать в журнал, который является официальным документом. Определите цели и задачи своей работы на год. Это делается на основании программы кружка. Вполне возможно, что длится несколько лет, поэтому учтите, что ваши дети уже умеют и чему их необходимо научить. Этот раздел включает образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Следующий раздел плана посвящен организационной работе. Расскажите о мероприятиях, которые вы собираетесь провести и укажите их даты. В обязательном порядке должны быть определены сроки формирования кружка, число и время первого организационного занятия. Это удобнее сделать в виде таблицы.

В разделе, посвященном воспитательной работе, расскажите о лекциях, встречах, экскурсиях, в которых вы предполагаете участвовать вместе с . Здесь должны быть указаны дата, место проведения и краткое предполагаемое содержание. Сюда же можно включить работу с социальным педагогом или психологом, если таковая предполагается.

Предыдущие пункты плана учебно-воспитательной работы кружка похожи на те, которые заполняют школьные учителя. Но в плане учреждения дополнительного образования должно отражаться и взаимодействие со школой и классными руководителями. В этом же разделе расскажите о том, как вы предполагаете работать с родителями. Это могут быть родительские собрания, выставки детских работ, открытые занятия, совместные экскурсии и так далее. В журнале необходимо рассказать также о методической работе: посещении мастер-классов, выставок, творческих групп, педсоветах.

В основе календарного плана лежит учебно-тематический план той программы, по которой вы работаете. Он составляется на одну учебную четверть. План на первую четверть должен быть оформлен до начала учебного года, на вторую - за 20 дней до окончания первой и так далее. Отметьте в календаре начало и конец учебной четверти. Вычеркните праздничные даты. Отметьте дни, по которым занимается ваш кружок, и подсчитайте их. Занятия могут проходить и в каникулы, поэтому календарный план на четверть заканчивается последним днем следующих за ней каникул.

Выпишите из нужного раздела учебно-тематического плана программы темы, по которым вы предполагаете работать. Определите содержание работы по каждой из них и количество часов, которое необходимо для изучения материала.

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

ГКОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат №23 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по ВР Горшкова Н.И. Директор «____»______________20___г. Доманов А.И.

Протокол № «____»______________20___г.

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №

____________________

«___»_______________20___г.

Художественная направленность

Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному творчеству

«Напёрсток»

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Г.Невинномысск,2016 г.

1. Пояснительная записка ……………………………………………………..2-3

2. Учебно-методический план…………………………………………

2.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения 4

2.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения 4

3. Календарно-тематический план

3.1 Календарно-тематический план на текущий учебный год 9-12

4. Обеспечение…………………………………………………………………

4.1. Методическое обеспечение 12

4.2. Материально-техническое обеспечение 12

5. Мониторинг образовательных результатов………………………………

5.1. Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения 13

5.2. Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения 13-14

6. Список информационных источников……………………………….. 15

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы,а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Курс кружка «Напёрсток» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Актуальность программы:

    Стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

    Даёт возможность допрофессиональной подготовки.

    Способствует развитию творческого потенциала, навыков адаптации и социализации к современному обществу.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья среднего школьного возраста.

Направленность: художественная

Вид: Адаптивная программа (адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимостей и обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальной адаптации обучающихся).

Цель данной программы: развивать творческие способности обучающихся и содействовать самореализации в процессе занятий при работе с различными материалами.

Задачи обучения

    Обучать различным техникам декоративноприкладного творчества

Задачи развития

    Развивать моторику рук, умения и навыки при работе с различными материалами.

    Развивать творческие способности обучающихся, фантазию.

    Развивать память, воображение, внимание.

Задачи воспитания

    Формировать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

    Формировать эстетические ценности, креативность.

    Формировать коммуникативные качества, культуру сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

Знание теоретических и практических основ при работе с бумагой, тканью, бросовым материалом.

Особенности организации образовательного процесса :

Программа рассчитана на 2 года реализации по 6 часов в неделю, для учащихся 12-16 лет. На практические занятия отводится подавляющее количество учебных часов (не менее 70% всего учебного времени).

Обучение осуществляется на основе кружковой работы. Кружковая деятельность ориентирована на самостоятельную работу – индивидуальную, групповую, коллективную.

Учебно-методический план

Раздел

Количество часов

обучения

обучения

теория

практика

всего

теория

практика

всего

Введение

Работа с бумагой

Работа с бросовым материалом

Работа с тканью

Работа с природным материалом

Подведение итогов

Итого:

Количество учебных часов на год

1-й год обучения

1. Вводное занятие

2. Экскурсия на природу.

3.Заготовка природного материала.

Практическая работа.

4. Основы композиции.

Практическая работа.

Работа с бумагой

1.Введение.

Практическая работа.

Практическая работа.

4.Цветочные композиции

Практическая работа.

Работа сбросовым материалом

1. Введение

Практическая работа.

Практическая работа.

4. Дефиле

Работа с тканью

1. Введение

2. Виды ручных работ.

Практическая работа.

3. Изготовление декоративных цветов.

Практическая работа.

Практическая работа.

2-й год обучения

Работа с природным материалом

1. Вводное занятие

Ознакомление обучающихся с планом работы кружка. Закрепление рабочих мест. Инструменты, приспособления и материалы. Правила техники безопасности при работе в мастерской.

2. Экскурсия на природу.

Экскурсия на природу по сбору природного материала.

3. Заготовка природного материала.

Виды растений и материалов и материалов. Хранение растительного материала.

Практическая работа. Заготовка собранного материала на природе.

4. Основы композиции.

Понятие «композиция». Средства композиции. Основные правила и приёмы построения цветочной композиции.

Практическая работа. Изготовление открыток, панно, композиций, букетов.

Работа с бумагой

1.Введение.

Знакомство с видами бумаги. Инструменты и приспособления. Свойства бумаги. Правила техники безопасности при работе в мастерской.

2.Изготовление простых, несложных цветов.

Изготовдение цветов по шаблону и с помощью фигурного дырокола.

Практическая работа. Изготовление открыток, сумочек, туфелек, панно, топиарий, игрушек-мобиле, новогодних поделок.

3. Изготовление сложных цветов

Виды бумажных цветов. Изготовление шаблонов.

Практическая работа. Изготовление розы. Хризантемы, ромашки, сирени.

4.Цветочные композиции

Замысел, конструкция, масштаб, пропорция, равновесие. Выразительные средства цветочной композиции (масштабность, расположение, симметрия, равновесие, группировка, линия, форма, пропорции, контраст, свет и цвет, тени и фон). Основные формы композиции: симметричные, асимметричные, круг, прямоугольник, треугольник. Тенденции современной флористики и аранжировки.

Практическая работа. Изготовление цветочных композиций на бумажных трубочках: «Бархатные лепесточки», «Поющие колокольчики», «Летний мотив»

Работа сбросовым материалом

1. Введение

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Просмотр иллюстрированного материала и использование в работе.

2. Изготовление цветов и листьев из пластика

Виды цветов выполненных из пластиковых бутылок. Виды листьев и стебельков. Дополнительная фурнитура.

Практическая работа. Изготовление цветов, листьев, стеблей.

3.Украшение одежды цветами из пластика

Выбор названия коллекции. Подбор цветов и фурнитуры к изделию. Способы крепления цветов к изделию

Практическая работа. Создание коллекции одежды, украшенное цветами выполненных из пластиковых бутылок.

4. Дефиле

Подбор музыки. Подготовка к выступлению. Показ коллекции.

Работа с тканью

1. Введение

Программа и задачи раздела. Правила безопасной работы. Инструменты и материалы.

2. Виды ручных работ.

Терминология ручных работ. Правила выполнения. Ткани. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Правила раскладки деталей на ткани.

Практическая работа. Выбор ткани. Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкроек на ткани, раскрой.

3. Изготовление декоративных цветов.

Технологическая обработка цветка, декоративная отделка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. Георгин из капроновой ленты.

Практическая работа. Выполнение простых цветов.

4. Оформление цветочной композиции.

Выполнение эскизов. Выбор и утверждение наиболее удачных эскизов.

Выбор названия композиции. Фурнитура и материалы.

Практическая работа. Построение цветочной композиции

Календарно-тематический план

Количество часов

Работа с природным материалом 48ч

Вводное занятие 1ч

Ознакомление обучающихся с планом работы кружка. Закрепление рабочих мест. Инструменты, приспособления и материалы. Правила техники безопасности при работе в мастерской.

Экскурсия на природу 2ч

Экскурсия на природу по сбору природного материала.

Заготовка природного материала 13ч

Виды растений и материалов и материалов. Хранение растительного материала.

Практическая работа. Заготовка собранного материала на природе

Основы композиции 32ч

Понятие «композиция». Средства композиции. Основные правила и приёмы построения цветочной композиции.

Практическая работа. Изготовление открыток, панно, композиций, букетов.

Работа с бумагой 54ч

Введение 1ч

Знакомство с видами бумаги. Инструменты и приспособления. Свойства бумаги. Правила техники безопасности при работе в мастерской.

Изготовление простых, несложных

цветов 21ч

Изготовление цветов по шаблону и с помощью фигурного дырокола.

Практическая работа. Изготовление открыток, сумочек, туфелек, панно, топиарий, игрушек-мобиле, новогодних поделок.

Изготовление сложных цветов 19ч

Виды бумажных цветов. Изготовление шаблонов.

Практическая работа. Изготовление розы. Хризантемы, ромашки, сирени.

Цветочные композиции 13ч

Составление цветочных композиций. Принципы построения композиций. Гармония и ритм. Фокус. Баланс и контраст. Фон. Значение цвета в композиции.

Практическая работа. Изготовление цветочных композиций на бумажных трубочках: «Пожелание счастья», «Зимняя фантазия», «Ажурная снежинка» «Нежность», «Весенний привет», «Летний мотив».

Работа с бросовым материалом 60ч

Введение 1ч

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы.

Изготовление цветов и листьев из пластика 23ч

Виды цветов выполненных из пластиковых бутылок. Виды листьев и стебельков. Дополнительная фурнитура.

Практическая работа. Изготовление цветов, листьев, стеблей.

Украшение одежды цветами из пластика 22ч

Выбор названия коллекции. Подбор цветов и фурнитуры к изделию. Способы крепления цветов к изделию

Практическая работа. Создание коллекции одежды, украшенное цветами выполненных из пластиковых бутылок.

Дефиле 14ч

Подбор музыки. Подготовка к выступлению. Показ коллекции.

Работа с тканью 38ч

Введение 1ч

Программа и задачи раздела. Правила безопасной работы. Инструменты и материалы.

Виды ручных работ 6ч

Терминология ручных работ. Правила выполнения. Ткани. Правила раскладки деталей на ткани.

Практическая работа. Выбор ткани. Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкроек на ткани, раскрой.

Изготовление декоративных цветов 20ч

Технологическая обработка цветка, декоративная отделка.

Практическая работа. Выполнение простых несложных цветов.

Оформление цветочной композиции 11ч

Выбор названия композиции. Фурнитура и материалы.

Практическая работа. Построение цветочной композиции

Подведение итогов 2ч

Методическое обеспечение

Формы и методы.

Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, дефиле и др.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и др.)

    наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др)

    практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

    объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

    репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

    частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

    фронтальный – одновременная работа с учащимися;

    идивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

    групповой – организация работы в группах;

    индивидуальный – индивидуальное выполнение задания. Решения проблем.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в классе профессионально-трудового обучения.
В наличии имеются подсобное помещение, учебная доска, столы, стеллажи, швейные машинки, а также инструменты (линейки, ножницы, фигурные дыроколы, клеевой пистолет) и материалы (клей, бумага, цветной картон, цветные карандаши, офисная бумага фломастеры, шаблоны, рисунки, ткань, нитки, бисер, пуговицы).

Мониторинг образовательных результатов 1-й год

Задачи

Критерии

Показатели

Методы

Практические навыки

Задачи развития

Уровень развития способностей

Задачи воспитания

Наблюдение

Мониторинг образовательных результатов 2-й год

Задачи

Критерии

Показатели

Методы

Обучать теоретическим основам техник декоративноприкладного творчества

Соответствие обучающегося программным требованиям

Формирование практических умений в развитии творческих способностей обучающихся и содействие самореализации в процессе занятий при работе с различными материалами

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Практические навыки

Задачи развития

Развивать художественно-эстетические способности

Уровень развития способностей

Задачи воспитания

Формирование личностных качеств обучающихся

Уровень развития личностных качеств обучающихся

Наблюдение

Список информационных источников

1. Тойбнер,А. Лучшие поделки. – 2010 - 48с.

2. Дагмар Хайн. Игрушки-мобиле/Дагмар Хайн. -: Айрис-пресс, 2010. – 32с.

3. Васина,Н.С. Бумажная симфония/Надежда Васина. -: Айрис-пресс, 2010. – 128с.

4. Богатова,И.В. Оригами.Цветочные композиции. – М.: Мартин, 2011. – 176с:ил.

Пояснительная записка

Художественный труд – универсальное образовательное средство, которое способствует развитию детского творчества. В системе развивающего обучения ручной труд занимает равное по значению место среди других видов деятельности, призванных воздействовать на волю, ум, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

Основные задачи кружка по художественному труду:

Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы;

Сформировать эстетический вкус;

Развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов;

Развить желание экспериментировать.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. С этой целью в младшем дошкольном возрасте часто использую в работе пальчиковые игры. Чем старше дети, тем больше у них умений и навыков - их чаще привлекает продуктивная деятельность. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют ребенка думать, искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозговой деятельности.

Занимаясь в кружке изготовлением различных поделок, дети не только выполняют определенные движения, они также учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения, задумываются над устройством различных предметов, закрепляют знания о свойствах различных материалов. Кроме того, работа в кружке помогает мне скорректировать поведение так называемых гипервозбудимых детей,- ребят, у которых имеются проблемы в общении со сверстниками.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Длительность занятия 30-40 минут. Также можно рекомендовать учителям начальных классов.

Ожидаемые результаты.

Дети будут знать:

О разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;

О свойствах и качествах различных материалов;

О способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т.д.)

О технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т.д.

Дети будут уметь:

Планировать свою работу;

Договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

Создавать индивидуальные работы;

Использовать различные материалы и способы создания предметов;

Аккуратно и экономно использовать материалы.

Октябрь (работа с бумагой)

Тема Цель
1 “Пушистый шарик” Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления игрушки; воспитывать трудолюбие, закреплять навыки работы с бумагой и ножницами.
2 “Зайчик” Учить изготавливать игрушки из бумаги, дополняя ее деталями; воспитывать аккуратность во время работы с клеем.
3-4 “Яркий коврик” (торцевание) Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность при работе с клеем, трубочкой (пастой для ручки).

Ноябрь (работа с природным материалом)

1 “Котенок” Учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; учить работать с шилом; закреплять навык и умение анализировать образец поделки в процессе ее выполнения; формировать интерес к работе с природным материалом. Побуждать к соблюдению техники безопасности при работе с шилом.
2 “Листопад” (аппликация из листьев) Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части, развивать воображение детей.
3-4 Коллаж “Поздняя осень” (коллективная работа) Совершенствовать умение работать с природным материалом, использовать знания, приобретенные в ходе предыдущих занятий; поощрять желание детей работать сообща.

Декабрь(работа с бросовым материалом)

1 “Карандашница” Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
2 “Зайки на лесной лужайке” Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат.
3 “Синичка” (елочная игрушка) Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
4 “Елочка-красавица” Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности.

Январь (работа с бархатной бумагой)

Февраль (техника декупаж)

1 “Красивая тарелка” Познакомить детей с новой техникой изготовления и украшения предметов; развивать творческие способности, умение преобразовывать предметы; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
2 “Подарок папе” (дедушке) Вызвать у детей желание приготовить подарок папе к празднику своими руками; закрепить умение работать различными материалами; развивать моторику рук.
3-4 “Ваза для цветов” (подарок маме) Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе с салфетками для декупажа.

Март (работа с тканью и нитками)

1 “Салфетка в подарок бабушке” Познакомит детей со способом изготовления поделок из ткани (научить делать бахрому на салфетке); развивать трудовые и творческие навыки в процессе выполнения конкретного задания.
2 “Дерево радости” (коллективная) Научить детей создавать композиции на бархатной бумаге из ткани и тесьмы; развивать творческие способности; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок из ткани с использованием дополнительного материала (паетки, бисер)
3-4 Панно “Весна” (коллективная) Развивать умение подбирать ткань по цвету, фактуре, вырезать фрагменты необходимой формы и размера и располагать на панно; совершенствовать навыки работы в коллективе.

Апрель (работа с картоном)

Май (бисероплетение)

“Встреча времен года”

Используемая литература:

1. “Воспитатель ДОУ” №7, 2010.

2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. “Что можно сделать из природного материала”. – М.,1991.

3. Дыбина О.В. “Творим, изменяем, преобразуем”. – М.,2003.

4. Короткова Е.А. “Рисование, аппликация, конструирование в детском саду”. –

Ярославль, 2010.

5. Куцакова Л.В. “Конструирование и художественный труд в детском саду”. – М.,2007.

6. Найденова А.Л., Шнуровозова Т.В. “Бисер и бисероплетение”.- Ростов-на-Дону, 2011.

7. Новикова И.В. “Конструирование из бумаги в детском саду”. – Ярославль, 2009.

8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. “Умные руки”. – М., 2010.

Цель:

развитие познавательных интересов, творческого потенциала детей на основе освоения ими технологии изготовления игрушек (куклы).

Задачи:

Обучающие:

Повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;

Формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).

Развивающие:

Развивать речь, коммуникативные качества;

Воображение, фантазию;

Мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к художественным произведениям, к куклам, доброжелательные отношения друг к другу.

Организация процесса

а) занятия проводятся один раз в неделю в четверг (пятницу) с 15.45 до 16.10 часов;

б) возраст детей: старшая группа – 5-6 лет;

в) формы работы: совместная деятельность, включая различные виды деятельности: продуктивную, двигательную, коммуникативную, музыкальную, использование художественного слова. Также включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, формами организации занятий являются обучающие игровые занятия в обстановке непринужденного общения со сверстниками и взрослыми

г) методы и приёмы

Словесные:

  • Беседа
  • Диалог и рассказ педагога
  • Обсуждения

Наглядные:

  • Наблюдения
  • Показ

Практические:

  • Работа с тканью, нитками, гримом
  • Упражнения с куклами
  • Моделирование
  • Релаксационные упражнения
  • Игротренинг
  • Этюды-игры
  • Проигрывание ситуаций
  • Пальчиковая гимнастика
  • Инсценировка
  • «Минутки шалости»

Ожидаемые результаты:

  • у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков.

Диагностика результативности работы кружка

Общий просмотр и обсуждение выполненных работ, традиционные

выставки, приуроченные к календарным праздникам; выполнение самостоятельной творческой работы, использование методик исследования самооценки, тест «Паровозик»

Методика исследования самооценки.

(В.Г. Щур, С.Г. Якобсон)

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисованы лесенки одинакового размера, состоящие из 5 одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись: счастье, здоровье, ум, красота, богатство, успех.

Инструкция: «Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья и лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые, умные дети, на самой низкой- самые нездоровые, неумны, несчастные. Отметь на какой лесенке ту ступеньку, на которой ты стоишь.

Анализ результатов:

1.Анализ самооценки производиться в баллах: 5-ая ступенька- 5 баллов, 4-ая-4, 3-ая-3,2-ая-2, 1-ая-1 балл.

2.Если показатели в сумме дают 14-15 баллов-самооценка завышенная, 9-13- адекватная. 8-3- заниженная.

Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников).

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов

4 балла - позитивное психическое состояние

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени

2 балла - негативное психическое состояние средней степени

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

Оценка результатов:

70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 - 69 % - средняя сБПК;

26 - 41,9 % - незначительная сБПК;

0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

1 до - 25% -средняя сНПК;

26 % и ниже - сильная сНПК.

Планируемый перечень разделов

Интеграция

образовательных

областей

Количество часов

Познание,

коммуникация,

чтение худ. литературы

Введение. История народной куклы, традиции и обряды русского народа.

чтение худ.лит.,

познание,

худ. творчество, социализация, коммуникация.

Работа с тканью.

Социализация, коммуникация,

познание,

труд, музыка, худ. творчество,

чтение худ. лит..

Работа с нитками.

Социализация, коммуникация,

познание, труд,

худ. творчество, чтение худ. лит..

Работа с природным материалом.

Социализация, коммуникация,

познание, труд,

худ. творчество,

чтение худ. лит..

Работа с тканью и природным материалом.

Тематический план

Месяц

Содержание базовых тем

Часы

Сентябрь

Введение. История народной куклы.

Беседа «Почему у народной куклы нет лица?».

Рассматривание народных, тряпичных кукол, игры.

Игры, этюды

Октябрь

Знакомство с народной куклой «Зайчик на пальчик», её история.

Приготовление материала, эскизов.

Изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

Сочинение сказки про кукол «Зайчик на пальчик».

Ноябрь

История куклы «Утешницы».

Изготовление куклы «Утешницы».

Обыгрывание куклы «Утешницы».

Декабрь

Знакомство с народной куклой «Пеленашкой».

Беседа о кукле «Пеленашке».

Изготовление куклы.

Кукла «Пеленашка» с элементами усложнениями.

Январь

Слушание, пение народных песен, сочинение историй, сказок – «Рождественский вечерок»

Изготовление кукол «Птичек»

Выставка кукол

Февраль

История куклы «Берегиня».

Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления).

Изготовление куклы «Берегиня».

Обыгрывание куклы «Берегиня».

Март

История куклы «Веснянка».

Разучивание закличек про весну, приготовление материала, эскизов.

Изготовление куклы «Веснянка».

Досуг «Встреча весны»: пение закличек, обыгрывание куклы-«Веснянка».

Апрель

Красна горка: рассказ о Пасхе, история куклы «Ангел».

Приготовление материала, подготовка технологической карты.

Изготовление куклы «Ангел».

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Игры с куклой «Ангел».

Май

История куклы Травница, рассматривание схем, эскизов изготовления.

Изготовление куклы «Травница».

Куклы из бабушкиного сундука (обыгрывание).

Музей кукол (оформление мини-музея).

Всего: 36 часов

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2005г.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.

3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.

4. Журнал «Цветной мир» «Народная игрушка» №1, 2009г. с.8-26

5. Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.

6. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.

7. Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г.

8. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г.

9. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

10. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

Материалы сайтов:

http://www.kazakh.ru/alem_komek/

http://psyexlab.ru/arttherapy.php

http://profy.mental.ru/spmat/art/