Имеют ли сотрудники гаи останавливать. Остановил сотрудник дпс гибдд

Инспектор ГИБДД не может просто так взять и остановить ваш автомобиль. Согласно пункту 63 Приказа МВД России от 02.03.2009 № 185 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки транспортного средства

1. В случае нарушения правил дорожного движения. Инспектор смог установить визуально или зафиксировать это при помощи специальных технических средств.

2. В случае причастности водителя или пассажиров к ДТП, преступлению или административному правонарушению. У инспектора имеются данные в виде ориентировки или информации дежурного.

3. В случае угона или розыска автомобиля. У инспектора имеются данные, которые могут доказывать тот факт, что автомобиль угнан или находится в розыске.

4. Для дачи показаний, если вы являетесь очевидцем или свидетелем аварии или совершенного преступления.

5. Инспектор может привлечь вас в качестве понятого.

6. Для выполнения распорядительно-регулировочных действий.

7. Для предоставления транспортного средства врачам или сотрудникам ГИБДД.

8. Для оказания помощи пострадавшим или сотрудникам полиции.

9. Для проведения специальных мероприятий, которые должны исполняться на основании распорядительных актов. Делается это для проверки автомобилей на наличие в них запрещенных грузов или людей, которые находятся в розыске.

Может ли сотрудник ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов?

Да, может. Но если это единственная причина остановки, то проверка документов должна обязательно осуществляться исключительно на посту ДПС. (п. 63 Приказа МВД России от 02.03.2009 года № 185).

Если сотрудник ГИБДД остановил вас для проверки документов, не озвучивая причину (нарушение ПДД, необходимость в понятом и т.д.), то вы можете отказаться предоставлять документы вне поста ДПС.

Что будет, если не остановиться по требованию инспектора ГИБДД,

Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи - интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками.

Содержание статьи:

Наверное, нет ни одного автомобилиста, которого бы ни разу не останавливал работник ГИБДД. В этой ситуации водители ведут себя по-разному. Одни нервничают и всем своим видом демонстрируют свою вину, другие же ведут себя спокойно, и зачастую общение с полицейским заканчивается фразой «Счастливого пути!». Как же правильно вести себя с сотрудниками ГИБДД?

Спокойствие и знание своих прав – залог успеха водителя


Чтобы наше общество стало правовым, все люди должны знать и соблюдать закон, уметь отстаивать собственные права в любых ситуациях. Это касается и водителей. Если соблюдать за рулем правила движения и знать собственные права, то никакие инспекторы ГИБДД вам не страшны. При этом важно сохранять спокойствие в любой ситуации. Не нужно давать понять всем своим видом, что вы боитесь работника ГИБДД. Он это может почувствовать. Разговаривать с инспектором нужно культурно, спокойно, по существу, без повышения голоса.

В вашем автомобиле всегда должна лежать книжечка с ПДД и Административный кодекс. Причем желательно на видном месте, чтобы полицейский их видел. Это хороший психологический трюк. Только эти книги не должны просто лежать, их нужно внимательно изучить. Тогда проблем на дороге возникать не будет. В случае возникновения каких-то спорных ситуаций вы всегда сможете доказать инспектору свою правоту.

А теперь перейдем к рассмотрению особенностей поведения с инспекторами ГИБДД в разных ситуациях.

Остановка автомобиля


Беседа водителя с инспектором начинается сразу же после остановки им машины. При этом следует понимать, что остановка авто по требованию инспектора – это уже правовой акт, последствия которого могут быть серьезными не только для водителя, но и для полицейского.

Остановке автомобиля предшествует взмах жезлом сотрудника ГИБДД. При этом водитель должен внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, на какой именно автомобиль указал полицейский. Некоторые автомобилисты останавливаются при каждом взмахе жезла, даже если махали не им.

Это неправильно. Останавливаться нужно лишь в том случае, если полицейский указал именно на вашу машину. Кроме того, он должен также указать место остановки. Тогда остановка обязательна, иначе вы становитесь нарушителем. А зачем начинать разговор с инспектором за нарушения?


Для остановки следует включить правый поворот и прижаться к обочине. Некоторые водители после сигнала сотрудника ГИБДД могут из-за волнения включить другой поворот, что приведет к дополнительному штрафу. От волнения следует отказаться, водителю оно только вредит.

Нужно понимать, что инспектор не имеет права остановить автомобиль «просто так». Это нарушение закона. Существуют четко прописанные причины остановки авто. Полицейский может остановить машину, если:

  1. Водитель или его пассажиры нарушили ПДД;
  2. Есть сведения, что водитель либо его пассажиры совершили ДТП или другое правонарушение;
  3. Авто находится в розыске или используется незаконно;
  4. Нужно опросить водителя либо пассажиров об обстоятельствах правонарушений, очевидцами которых они стали;
  5. Нужно выполнить решение госорганов об ограничении либо запрете движения;
  6. Необходимо привлечь водителя либо его автомобиль с целью оказания помощи другим лицам.
Некоторые сотрудники ГИБДД в качестве причины остановки машины называют проверку документов. Но водитель должен знать, что в этом случае полицейский нарушает закон. Останавливать авто для проверки документов сотрудники ГИБДД могут лишь на стационарных постах, контрольных постах полиции либо КПП.

Вне стационарных постов можно проверять документы только во время проведения каких-либо спецопераций.


Если инспектор остановил водителя для проверки документов не на стационарном посту, объясняя свои действия проведением в районе спецоперации, водителю нужно спросить, что это за операция, и попросить номер дежурной части УВД города, в котором его остановили. Нужно позвонить и поинтересоваться, правда ли в этом городе проходит спецоперация. Многие инспекторы отпускают водителя уже в момент просьбы телефона, так как факт проведения спецоперации был ими выдуман.

Итак, водителя могут останавливать только по перечисленным выше причинам. Если сотрудник ГИБДД превышает свои полномочия, ему нужно об этом сказать. Только сделать это надо вежливо, не крича о своих связях в полиции, прокуратуре и судах. Это только навредит.

Водителя остановили – как себя вести


Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После этого он обязан сообщить причину остановки машины.

Водителю следует обязательно попросить полицейского предоставить свое удостоверение. Ведь нужно понимать, кто перед вами – работник правоохранительных органов или переодетый мошенник.

Еще перед остановкой авто водителю нужно включить диктофон или видеокамеру на телефоне - это сильный психологический момент. Кроме того, запись может стать уликой в суде, если до этого дойдет. Таким образом, желательно зафиксировать на видео весь разговор водителя с гаишником. Инспектор не имеет права препятствовать использованию видеофиксации. В свою очередь, сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, только об этом он должен уведомить водителя.

Инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение в развернутом виде. Водитель должен переписать все, что в нем указано (начиная от ФИО и заканчивая конечным сроком действия документа). Все инспекторы обязательно должны иметь нагрудный знак. Его номер также следует переписать. Эта информация может понадобиться в суде. Кроме того, инспектор сто раз подумает, стоит ли связываться с водителем, который записывает его данные.

Только после этого водитель может предоставить свои права. При этом не стоит передавать свои документы непосредственно в руки сотруднику ГИБДД, достаточно только их показать (к примеру, приложить к стеклу). Иначе водитель попадает в зависимость от гаишника, который может забрать документы и не отдавать их до тех пор, пока не выпишет протокол (потом водителю придется бегать по разным инстанциям, доказывая свою невиновность).

Если полицейский требует передать права, техпаспорт и полис ОСАГО лично ему в руки, водитель может не выполнять его требования, ссылаясь на Приказы МВД №185 и №6.


Общаясь с сотрудниками ГИБДД, водитель не должен выходить из автомобиля - это его право, но не обязанность. Это нужно четко усвоить. Общаться с гаишниками можно через приоткрытое окно.

Водитель обязан выйти из авто только в ниже приведенных случаях:

  • Для устранения неисправности машины;
  • Если сотрудник уверен, что водитель пьян;
  • Для сверки номеров агрегатов с записями в документах;
  • Для проведения досмотра авто;
  • Если водитель либо пассажиры подозреваются в преступлениях;
  • Если требуется участие водителя в оформлении нужных документов или же оказании помощи другим лицам;
  • Если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.
В остальных случаях работник ГИБДД не имеет права требовать водителя покинуть автомобиль.

Выяснение факта нарушения


Дальше ситуация может развиваться по-разному. Инспектор может просто проверить документы и отпустить водителя, а может начать инкриминировать ему какое-либо нарушение.

Если сотрудник ГИБДД вменяет водителю какое-то нарушение, нужно поинтересоваться, есть ли у полицейского доказательства этого нарушения, зафиксированные фото- либо видеосъемкой. При этом опять-таки повторимся, что нужно действовать спокойно и сдержанно. Не нужно кричать и хамить. Просто следует попросить инспектора предъявить доказательства того, что водитель что-то нарушил.

В этом случае инспектор может сказать, что камера установлена стационарно, поэтому ее нельзя снять. Водитель должен потребовать, чтобы полицейский принес её. Инспектор, скорее всего, будет беситься и пугать неповиновением, однако водителю не нужно ничего бояться. Пока сотрудники ГИБДД не докажут факт нарушения, закон на стороне водителя.

Многие сотрудники снимают нарушения на любительские видеокамеры. Это незаконно. Если гаишник показывает водителю, что тот нарушил правила движения на подобной камере, то водителю нужно попросить предъявить сертификат на эту видеокамеру с актом ее поверки.


Инспектор обязан показать эти документы. Если этого не происходит, то водитель вправе сказать, что видеозапись была осуществлена с нарушением законодательства, на оборудовании, которое не имеет сертификата и акта поверки. В этом случае запись не может служить доказательством вины водителя.

Если же водитель действительно нарушил ПДД, и запись была сделана на сертифицированном оборудовании, ему будет выписан протокол. При составлении протокола водителю также нужно быть внимательным.

Как себя вести при составлении протокола


Многие водители боятся оформления административного протокола, поэтому пытаются решить проблему «по-другому». Но не стоит давать инспектору взятку, иначе водитель также нарушает закон. Лучше правильно себя вести при составлении протокола.

Прежде всего, нужно помнить, что в праве есть такое понятие, как презумпция невиновности. Никого нельзя назвать виновным, пока не будет доказана его вина.

Водителю обязательно нужно требовать предоставления прямых доказательств его вины. Причем в этом случае доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При составлении админпротокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел в их патрульный автомобиль. Водитель может этого не делать, если только не оформляется протокол его задержания. Но это делается в редких случаях.

Водитель не обязан расписываться и писать объяснения в протоколе, это его право. Иногда полицейские подделывают подпись водителя, но это влечет уже уголовную ответственность.


Водителю нужно внимательно ознакомиться с протоколом, найти строку «Подпись нарушителя», перечеркнуть слово «нарушителя», а вместо него написать «водителя». Так он покажет, что не признает себя нарушителем.

Водителю в протоколе обязательно следует написать «не согласен». Когда будет рассматриваться обращение на неправомерные действия инспектора ГИБДД, судья поймет, что водитель сразу был не согласен с действиями полицейского.

Водитель должен взять себе копию составленного админпротокола. После этого, согласно статьи 25.5 КоАП, в протоколе инспектора нужно написать «требую юридической помощи». Это поможет водителю в дальнейшем обжаловать решение по данному протоколу. Эта запись позволит в суде отменить решение полицейского из-за нарушения регламента проведения процессуальных действий.

В протоколе есть графа «свидетели». Чтобы в ней сотрудники ГИБДД не вписали случайных лиц, водителю нужно поставить широкий росчерк.

Во время составления протокола полицейские могут устраивать разные провокации, но водителю не нужно на них поддаваться.


Как показывает практика, примерно 80% всех оформленных протоколов содержат серьезные нарушения КоАП, поэтому водителю, если он невиновен, не сложно будет доказать в суде свою позицию. При грамотном изложении собственной позиции водителю бояться нечего.

Выводы

Приведенные выше советы не означают, что можно безнаказанно нарушать ПДД. Все водители должны соблюдать правила, это убережет не только от бесед с инспекторами ГИБДД, но и сохранит их жизнь.

Если же общаться с инспекторами периодически приходится, то нужно внимательно изучить свои права, вежливо и сдержанно объяснять полицейским свою позицию и доказывать собственную правоту. Это убережет ваш кошелек от лишних трат.

Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД:

Каждый автомобилист боится быть остановленным инспектором, даже, если он ездит аккуратно, не нарушая правила дорожного движения. Чтобы относиться спокойнее к этой процедуре, автомобилисту не помешает хотя бы поверхностно знать, по каким причинам его на дороге может остановить инспектор.

Какие изменения произошли в новом регламенте?

В старом приказе № 185 2009 года говорилось, что инспектор может проверять документы автомобилиста только на постоянном посту дорожно-патрульной службы. Поскольку эти стационарные посты было дорого содержать, поэтому за несколько лет их сократили в разы. Вне поста они могли проверять документы транспортного средства только во время специальных рейдов.

Статистическое исследование показало, что на стационарных постах эффективность выявления нарушений очень низка, водители, завидев пост издалека, как правило, снижают скорость и проезжают мимо аккуратно, предупреждая других водителей о посте миганием фар. Тогда, в связи с отсутствием необходимой портативной техники у сотрудников ГИБДД, не было возможности сверять документы остановленного автомобилиста вне постоянного поста, которые, как правило, оснащены нужной для проверки техникой. Из-за этого неудобства реальные нарушители, ничем не выдавшие себя и не превышающие скорость движения, легко уходили от ответственности, например, водители, лишенные прав или не получившие их, угонщики, несильно пьяные, наркоманы. А раз нет постов, то такие водители продолжают безнаказанно нарушать правила, подвергая себя, пассажиров и пешеходов опасности.

Сейчас, в связи со стремительным техническим прогрессом, оснащением каждого сотрудника ДПС портативной техникой и прочими изменениями, появилась возможность изменить устаревший регламент по надзору за безопасностью дорожного движения, что и произошло с заменой старого приказа на новый № 664 с 20 октября 2017 года. Самым главным изменением в новом регламенте ГИБДД можно назвать, что инспектора теперь могут проводить проверку документов вне контрольного поста.

Но участок на дороге, где инспектор может заниматься проверкой документов, выбирает его руководство на основании статистики аварий в определенной местности.

По каким причинам инспектор может затормозить водителя?

Список оснований, по которым могут затормозить автомобиль вне постоянного поста:

  • При обнаружении сотрудником дорожно-патрульной службы нарушения водителем ПДД.
  • Если марка, модель и цвет автомобиля подходят под описание ранее угнанного автомобиля.
  • Чтобы забрать показания у автомобилиста, оказавшегося невольным свидетелем аварии.
  • Чтобы автомобилист побыл понятым.
  • Когда инспектору срочно нужна машина, например, догнать преступника или срочно увезти пострадавшего в больницу.
  • Чтобы автомобилисты дали дорогу спецмашинам.
  • Когда требуется помощь автомобилиста инспектору или другим автомобилистам, пассажирам, пешеходам.
  • При получении информации от диспетчера, что в автомобиле, подходящим под описание, водитель может быть правонарушителем или его пассажиры.
  • Чтобы временно запретить, ограничить движение транспортных средств.
  • Во время проверки, проходящей по плану.
  • Во время мероприятий, проводящимися по приказу от руководства.
  • Когда автомобилистам может грозит опасность (неисправная машина, ремонт дороги или моста, авария).
  • Чтобы убедиться в наличии документов на право управления, пользование данного автомобиля и перевозку груза.

Дополненный список прав инспекторов.

В новом регламенте ГИБДД от 20 октября 2017 года расширили права сотрудников ДПС, которые теперь имеют право:

  • Проверять документы не только у автомобилиста, но и у его пассажиров вне контрольного поста ДПС.
  • Вести съемку не только служебном видеорегистраторе, но и на собственном телефоне, если нет возможности найти понятых.
  • Проверять документы не только на транспортное средство, но и на перевозимые грузы.
  • Проверять у автомобилиста наличие полиса ОСАГО.
  • Задерживать автомобиль, находящееся в угоне.

Способы остановки автомобилистов.

Водителям следует помнить, что их остановить может только сотрудник дорожно-патрульной службы. Стажер дорожно-патрульной службы, участковый, гражданский в форме регулировщика лишены права останавливать транспортные средства, так как не наделены функцией регулировщика дорожного движения.

Сотрудник дорожно-патрульной службы, чтобы остановить нужное транспортное средство, озвучивает данное требование через громкоговоритель или направляет жезл в сторону определенной машины. Затем жезлом указывает на место, куда должен подъехать автомобилист. В вечернее время сотрудник дорожно-патрульной службы в целях безопасности должен использовать световые сигналы.

У сотрудника ДПС нет прав на принудительную остановку транспортных средств:

  • Автобусы и ему подобные транспортные средства, заполненные пассажирами.
  • Транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам.
  • Транспортные средства, принадлежащие консульским учреждениям иностранных государств.
  • Мопеды.
  • Мотоциклы.
  • Мотороллеры.

Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилистов на:

  • Железнодорожных проездах.
  • Горных дорогах.
  • Мостах.
  • Дорогах со слабой видимостью.
  • Эстакадах.
  • Путепроводах.
  • В туннелях.

После того, как автомобилист остановился, сотрудник дорожно-патрульной службы должен:

  • Сразу подойти к автомобилисту, которому не нужно выходить из машины.
  • Вежливо поздороваться с автомобилистом.
  • Назвать свою фамилию, имя, отчество, звание.
  • Объяснить автомобилисту, по каким причинам его транспортное средство остановили.
  • При требовании автомобилиста, предъявить удостоверение, но не отдавая его.
  • Попросить автомобилиста освободить собственные документы от обложки и передать документы.
  • Если сотруднику дорожно-патрульной службы автомобилист нужен как понятый, то нужно объяснить его права и обязанности.
  • Если автомобилиста остановили из-за несоблюдения правил, сотрудник дорожно-патрульной службы должен объяснить это автомобилисту.
  • Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилиста на длительный срок.

Список документов, которые проверяет инспектор.

Инспектор тормозит автомобилиста, чтобы проверить документы, только в тех случаях:

  • Когда автомобилист нарушил ПДД.
  • Автомобилист подходит под описание правонарушителя или находящегося в розыске.
  • Выявлении признаков подделки документов личности или перевозимого груза.
  • Когда автомобилист необходим в качестве понятого.

Если автомобилист, остановленный сотрудником дорожно-патрульной службы, оказывается иностранцем, то у него проверяются документы:

  • Паспорт иностранного гражданина или ему подобный документ.
  • Миграционная карта, виза.
  • Водительское удостоверение.
  • Документы на автомобиль.
  • Если машина ввозится в Российскую Федерацию, то проверяются документы, оформленные для прохождения таможни.
  • Полис ОСАГО или подобные ему страховые документы.
  • Документальное разрешение для въезда на территорию.

Кроме автомобилиста, сотрудник дорожно-патрульной службы проверяет документы всех его пассажиров.

  • Вне контрольных постах в темное время суток использовать специальные световые сигналы.
  • В условиях недостаточной видимости или ночью носить световозвращающее снаряжение и светящийся жезл.
  • Если автомобилист не предоставил необходимые документы, то сотрудник дорожно-патрульной службы должен его оставить на контрольном посту, пока родственники или близкие друзья забывчивого, которым даются три часа, не привезут его документы.
  • При выявлении нарушений автомобилиста сотрудник дорожно-патрульной службы обязан наложить на него штраф.

Водители должны знать эти права и обязанности сотрудника ДПС, чтобы спокойно пользоваться своим автомобилем, не страдая от произвола, иногда встречающегося на дорогах.

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.