Последние изменения в фз об аудиторской деятельности. Регулирование аудиторской деятельности в российской федерации 119 фз об аудиторской деятельности последняя редакция

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об аудиторской деятельности *О)

(с изменениями на 30 декабря 2008 года)
(редакция, действующая с 1 января 2010 года)

Утратил силу с 1 января 2011 года на основании
Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 247, 20.12.2001);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 219-ФЗ (Российская газета, N 2, 13.01.2005) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ (Российская газета, N 25, 08.02.2006);
Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 183-ФЗ (Российская газета, N 250, 08.11.2006);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. ).

____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Статья 1. Понятие аудиторской деятельности


-
см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности

Статья 2. Законодательство Российской Федерации
и иные акты об аудиторской деятельности

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ . -
см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Аудитор

Статья 3. Аудитор

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Аудиторская организация

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций
и индивидуальных аудиторов

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг

Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц,
заключивших договор оказания аудиторских услуг

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Обязательный аудит

Статья 7. Обязательный аудит

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Аудиторская тайна

Статья 8. Аудиторская тайна

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Аудиторское заключение

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Заведомо ложное аудиторское заключение

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Страхование при проведении обязательного аудита

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

(статья утратила силу с 1 января 2009 года -
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ -
см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. *15.1)

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании (абзац в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2001 года Федеральным законом от 14 декабря 2001 года N 164-ФЗ ;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом. *15.2)

3. Пункт утратил силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ .. *15.3)

Статья 16. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Статья 16. Основания и порядок аннулирования квалификационного
аттестата аудитора

Об аудиторской деятельности

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Статьи 1 - 14.

Утратили силу

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

3. Утратил силу

Для осуществления аудита требуются наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства Российской Федерации.

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты.

1. Законы и иные нормативные акты Российской Федерации:

· Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», действует до 01.07.2006; приказ Минфина России от 12.09.2002 № 93н «Об утверждении временного положения о системе аттестации , обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации»;

· иные нормативные акты, не противоречащие Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Федеральные , утвержденные Правительством РФ.

3. Отраслевые нормативные акты:

· внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

· Кодекс профессиональной этики аудиторов, действующий в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.

4. Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации , у индивидуального аудитора.

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию ; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями. В международной практике сложились различные подходы к регулированию аудиторской деятельности: от жестко централизованной со стороны государства системы во Франции, где Корпорация экспертов -бухгалтеров (действующая с 1945 г.) находится под патронажем Министерства финансов, а Объединение комиссаров по счетам (действующее с 1968 г.) ¾ Министерства юстиции и судебных органов, до системы саморегулирования посредством профессиональных общественных аудиторских объединений в англоязычных странах (США, Великобритании). В первом случае пользователями результатов аудита , представленных вместе с финансовой отчетностью, является государство, во втором ¾ инвесторы , собственники. 1 В англоязычных странах происходят изменения тенденции развития контроля за аудиторской деятельностью, осуществляемой со стороны государства, что свидетельствует об усилении роли государственного контроля в отношении профессиональных объединений.

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

· уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

· аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Минфина России возложены следующие функции:

· издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

· организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· организация системы аттестации , обучения, повышения квалификации, лицензирования ;

· организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;

· осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности (с 1999 г. формируется банк данных по отчетности, направляемой аудиторскими организациями в соответствии с приказом Минфина России от 27.10.1999 № 69н 2);

· ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;

· осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Профессиональные аудиторские объединения в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

· участвовать в аттестациина право осуществления аудиторской деятельности;

· разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями учебные программы, планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов ;

· проводить проверки качества работы своих членов самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа;

· применять меры по итогам проверок;

· обращаться в уполномоченный федеральный орган с ходатайством в отношении своих членов а) о наложении взыскания за несоблюдение законодательства; б) о выдаче претендентам, приостановлении действия, аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов; в) о выдаче, приостановлении действия, аннулировании лицензии ;

· обращаться с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

· содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

· защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, судах, правоохранительных органах;

· разрабатывать и издавать литературу по аудиту и сопутствующим услугам;

· представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

· осуществлять иные функции.

Профессиональные аудиторские организации должны:

· получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе;

· установить обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности;

· определить требования к профессиональной этике;

· осуществлять систематический контроль засоблюдением профессиональных и этических норм.

В аккредитованном профессиональном аудиторском объединении должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. В перспективе предполагается передать аккредитованным аудиторским объединениям широкие полномочия по организации и осуществлению внешнего контроля качества аудита в отношении аудиторских организаций и аудиторов. Предлагается, что каждая аудиторская организация, аудитор обязаны будут планово проходить внешний контроль качества работы не реже чем один раз в два, три года.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

· принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;

· разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности , периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;

· рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.

1 Аудит / Ю. А. Данилевский, С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов и др. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002.

2 Приказ Минфина России от 27.10.1999 № 69н «Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков» // Финансовая газета. 1999. № 51.

Сравнение Законов "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987 - 1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация "Интераудит"), с другой - стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 - 1993 гг.)

Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия в августе 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности") - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" и ряда других документов.

Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, образовались аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ознаменовало переход к третьему этапу аудиторской деятельности в России, который подтвердил окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики - аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность народно-хозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации.

За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения Закона № 119-ФЗ была уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что и привело к принятию нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В табл. 1 приведено сравнение состава статей Законов № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Таблица 1.Сопоставление структуры Законов "Об аудиторской деятельности"

Закон N 307-ФЗ

Закон N 119-ФЗ

Наименование статьи

Наименование статьи

Аудиторская деятельность

Понятие аудиторской деятельности

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности

Аудиторская организация

Аудиторская организация

Обязательный аудит

Обязательный аудит

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение

Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Независимость аудиторских организаций, аудиторов

Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Аудиторская тайна

Аудиторская тайна

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Квалификационный аттестат аудитора

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

Саморегулируемая организация аудиторов

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

Частично вопросы ведения реестров отражены в п. 1 ст. 18

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Заключительные положения

О внесении изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"

О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Вступление в силу настоящего Федерального закона

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Анализ данных табл. 1 показывает, что все основные статьи Закона №119-ФЗ вошли в содержание нового Закона; исключение составляют ст. ст. 13 "Страхование при проведении обязательного аудита" и 17 "Лицензирование аудиторской деятельности", которые в новый Закон не попали.

Изменения, связанные с терминологией, с определением предмета аудиторской деятельности. Получило четкое определение само понятие аудиторской деятельности или аудиторских услуг. Закон № 119-ФЗ уравнивал понятия аудита и аудиторской деятельности, точно так же, как он уравнивал сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги. Эти две пары образовывали два понятия.

Закон № 307-ФЗ четко определяет, что деятельность аудиторской организации включает аудиторскую деятельность и прочие услуги. В свою очередь, аудиторская деятельность состоит из аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и сопутствующих аудиту услуг.

Изменилось и определение предмета аудита. Закон № 119-ФЗ включал в предмет помимо бухгалтерской (финансовой) отчетности порядок ведения бухучета. И отсюда цель аудита, с одной стороны, выглядела как определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, с другой – как определение соответствия порядка ведения бухгалтерского учета установленным правилам. Что не вполне отвечало общим представлениям о том, что есть аудит.

В связи с этим в законе № 307-ФЗ порядок ведения бухгалтерского учета исключен из понятия предмета аудиторской деятельности.

С точки зрения субъектов проведения аудита расширена сфера для индивидуальных аудиторов. Они точно так же, как аудиторская организация, имеют возможность с 1 января 2009 г. проводить обязательный аудит с теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством.

Достаточно важные изменения были сделаны в законе в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности как предмета аудита. Само по себе понятие, которое использовано в законе № 119-ФЗ, и понятие, которое было в дальнейшем использовано в стандартах аудиторской деятельности, абсолютно не находили подкрепления в действующем законодательстве. В связи с этим в законе № 307-ФЗ достаточно четко прописано, что предметом аудита являются два вида отчетности: 1) бухгалтерская отчетность и 2) отчетность, которая удовлетворяет двум критериям: во-первых, аналогичная по составу бухгалтерской отчетности и предусмотренная законодательством; во-вторых, отчетность, предусмотренная иными федеральными законами: консолидированная финансовая отчетность, консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках, просто консолидированная отчетность, сводная бухгалтерская отчетность и пр.

Главное изменение, которое предлагает Закон, - отмена с 1 января 2010 г. государственного лицензирования аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании в течение 2009 г. должны будут объединиться в саморегулируемые организации (СРО), которые и станут основными контролерами в этой сфере. Такие профессиональные ассоциации наделяются широчайшим кругом полномочий, включая разработку и утверждение собственных стандартов и кодексов профессиональной этики.

Стандарты СРО аудиторов должны определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Конечно, эти стандарты не должны противоречить федеральным и создавать препятствия к осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. И при этом они являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, являющихся членами соответствующей СРО.

Именно профессиональные ассоциации будут проводить квалификационные экзамены, контролировать качество выполнения услуг своими членами и наказывать провинившихся, в том числе принимать решения об аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов.

Таким образом, с 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу, а аудиторы (физические лица или организации), не вступившие в какую-либо СРО, будут не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Закон также разделяет сопутствующие и прочие услуги. Субъектами оказания сопутствующих аудиту услуг являются и аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Прочие услуги по закону № 307-ФЗ – это не одно и то же, что и сопутствующие услуги. Если сопутствующие услуги могут теперь осуществлять только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, то прочие может осуществлять кто угодно с учетом ограничений, установленных законодательством.

При этом аудитор может оказывать прочие услуги, если они удовлетворяют двум критериям: они связаны с аудиторской деятельностью и не порождают конфликта интересов. Понятие «конфликт интересов» определено федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и кодексом этики аудиторов. По существу, сам аудитор вместе с клиентом определяет, допустима или нет эта услуга с точки зрения закона «Об аудиторской деятельности». Здесь накладывается также вопрос наличия соответствующего разрешения, лицензии или членства в СРО. Закон рассматривает субъекты аудиторской деятельности с позиций предпринимательской и профессиональной деятельности. С позиций предпринимательской деятельности закон не внес ничего нового: по-прежнему существуют два субъекта аудиторской деятельности – аудиторская организация и индивидуальный аудитор. С профессиональной точки зрения закон внес некоторые изменения: закон говорит о том, что субъектом аудиторской деятельности как профессиональной являются две группы лиц – индивидуальные аудиторы и аудиторы, являющиеся работниками аудиторской организации на основании трудового договора. Закон не устанавливает какие-либо ограничения в отношении вида трудового договора. Т.е. это может быть любой договор, который в соответствии с Трудовым кодексом, трудовым законодательством рассматривается в качестве трудового.

Следует отметить, что Закон не предполагает отмены государственного регулирования в сфере аудиторской деятельности. Государство сохраняет за собой рычаги контроля, но взаимодействует уже не со всеми участниками рынка, а с объединениями аудиторов, предоставляя им возможность самим решать большинство вопросов. Государственное регулирование аудиторской деятельности, которое должен осуществлять уполномоченный федеральный орган, состоит в выработке государственной политики в этой сфере, нормативно-правовом обеспечении (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведении государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организации, анализе состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. Представители уполномоченного федерального органа будут входить в совет по аудиторской деятельности - специально созданный институт по обеспечению общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

В соответствии с законопроектом функция аттестации аудиторов будет исполняться единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми СРО аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Законопроектом уточнены предквалификационные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.

Так, лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата аудитора и сдавшее квалификационный экзамен, должно иметь ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее 3 лет. При этом из последних 3 лет стажа не менее 2 лет должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Статья 11 Закона о квалификационном аттестате аудитора дополнена важными положениями о квалификационном экзамене. Именно в такой форме предлагается осуществлять проверку квалификации претендента. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия в нем претендента, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Для допуска к квалификационному экзамену достаточно наличия у претендента высшего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Предполагается, что квалификационный аттестат аудитора будет действовать без ограничения срока. Правда, в течение каждого календарного года (начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата) аудитор обязан проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СРО аудиторов, членом которой он является.

Таким образом, требования к ежегодному повышению квалификации аудиторов в основном сохранены. В то же время допускается возможность пропуска ежегодного повышения квалификации по уважительным причинам (например, в случае тяжелой болезни).

Для действующих аудиторов до 1 января 2013 г. вводится упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена и действуют упрощенные предквалификационные требования.

Для повышения качества аудиторских услуг Законом предусмотрено введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право его владельцу проводить аудит в организациях любых отраслей экономики, что снимает дополнительные ограничения на оказание определенных видов аудиторских услуг.

Если продолжить сравнение, то можно назвать еще несколько принципиальных отличий. Так, в отклоненном законопроекте для уполномоченного федерального органа отводилась функция надзора только в отношении саморегулируемых аудиторских объединений. В Законе же функции этого органа шире - проверка качества работы аудиторов, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном капитале которых доля государства составляет 25%, а также ГУПов (МУПов).

Правительственным законопроектом также не предусматривалось создание в СРО аудиторов каких-либо компенсационных фондов. По Закону (ст. 17) создание компенсационного фонда является формой обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности перед потребителями аудиторских услуг.

Кроме того, в Законе по сравнению с законопроектом снижены требования по численности физических лиц и коммерческих организаций в СРО аудиторов; уточнены переходные положения, в том числе по датам вступления их в силу; предоставлена возможность проведения аттестации аудиторов без ее прерывания до утверждения нового порядка. Следует отметить и упрощенный порядок получения единого квалификационного аттестата для действующих аудиторов: в отклоненном законопроекте никаких различий в аттестации действующих аудиторов и претендентов, ранее не имевших квалификационного аттестата, не было.

В результате работы над Законом также были уточнены формулировки, ликвидированы возможности для разночтений. Например, в Законе прямо говорится, что основанием для разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности являются международные стандарты аудита. Это важное указание на то, к чему следует стремиться.

Завершающим этапом, или венцом аудиторской деятельности, является аудиторское заключение. С точки зрения аудиторского заключения особенных преобразований в новой редакции не произошло. За исключением того, что закон впервые дает весьма четкое определение, что же включается в аудиторское заключение в общем виде. Конкретное наполнение дают федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности.

Впервые в законодательстве определено, кто является получателем аудиторского заключения. Специально для этого статья 6 закона № 307-ФЗ содержит положение, в котором говорится, что аудиторское заключение предоставляется только аудируемому лицу или лицу, которое заказало проведение аудита.

Практически неизменными остались права и обязанности аудиторской организации при проведении аудита. Закон № 119-ФЗ просто говорит о том, что аудитор самостоятельно организовывает аудит, определяет формы и методы.

Редакция закона № 307-ФЗ очень внятно говорит о том, что такое самостоятельно организованный аудит. Это две составляющие: первая – форма и методы из допускаемых федеральными стандартами аудиторской деятельности; вторая – формирование аудиторской группы, количественный и персональный состав аудиторской группы. Законодательство впервые использует это понятие.

Итак, если суммировать отличия закона № 119-ФЗ от закона № 307-ФЗ, то получится следующая картина: разведены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит», предмет аудита не включает порядок ведения бухучета, расширено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, цель аудита не включает соответствие порядка ведения бухучета законодательству, аудиторское заключение выдается исключительно о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, сопутствующие аудиту услуги не есть прочие услуги, перечень сопутствующих услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности, а также помимо вошедшего в нашу практику требования к независимости аудитора добавилось требование в отношении конфликта интересов.

В отношении аудитора основные отличия старой редакции от новой заключаются в том, что квалифицирующим признаком теперь является членство в СРО аудиторов. Исключено ограничение по профилю высшего образования, изменены требования к стажу работы, вводится единый квалификационный аттестат вместо разных его типов, индивидуальный аудитор может проводить обязательный аудит с ограничениями, произошли изменения в системе повышения квалификации аудитора.

(с изменениями от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля, 3 ноября 2006 г., 30 декабря 2008 г.)

Принят
Государственной Думой
13 июля 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
20 июля 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Статья 15 . Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Статья 16 . Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12 настоящего Федерального закона;

4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки и (или) заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов без проведения соответствующей ревизии;

6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального закона.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

3. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

4. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 , 3 - 5 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Статья 19 . Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

1. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

2. Совет по аудиторской деятельности:

принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

3. Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

4. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета.

5. В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН