Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе

«Школа для родителей всегда выступает
в качестве новой формы власти над их ребёнком.
А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,
причём наиболее незащищённой частью».А.И. Луньков.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе является важнейшим фактором, определяющим дальнейшее развитие личности ребенка, успешность обучения, взаимоотношения со сверстниками, педагогами и старшими школьниками. Внедрение альтернативных методик дает возможность вести обучение по более интенсивной программе. Готовность ребенка к школе складывается из двух составляющих, таких как интеллектуальная и психолого-педагогическая .

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность трех основных подходов.

Первый подход основан на исследованиях, направленных на формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых ребенку для обучения в школе. Педагогические исследования позволили определить, что дети пяти-шести лет обладают огромным интеллектуальным, физическим и психическим потенциалом, что позволяет перенести часть программы начальных классов в подготовительную группу детского сада. В частности, детям этого возраста можно успешно обучать грамоте и математическим основам.

Второй подход предполагает развитие у ребенка определенных познавательных интересов, желание учиться и готовность к изменению своей социальной позиции. Эти три фактора определяют основу психологической готовности ребенка к обучению в школе. У детей дошкольного возраста существует определенная тяга к познаниям, которая связана с интенсивным развитием всех видов памяти именно в этот период. Этим обусловлен интерес к познанию окружающего мира и получению морального удовлетворения от приобретения новых знаний. Готовность ребенка изменить свою социальную позицию и погрузиться в новую для него школьную жизнь определяет первые признаки самостоятельности и психологического взросления малыша.

Третий подход состоит в исследовании происхождения отдельных компонентов учебной деятельности и выявлении путей их формирования на специальных занятиях. В ходе исследований экспериментального обучения детей рисованию, аппликации, лепке, конструированию и другим навыкам было выяснено, что у них сформировались различные элементы учебной деятельности, то есть психологическая готовность к обучению в школе. Приобретение практических навыков производственной деятельности, таким образом, способствует развитию творческого мышления, которое является одним из главных стимулов формирования личности школьника.

Ребенка, который первый раз приходит в школу учиться, нельзя однозначно определять как готового или неготового ученика. Абсолютно готовых или неготовых к школе детей практически не существует. Каждый ребенок по своему, совершенно не так как другие, воспринимает новую для себя социальную позицию школьника, для каждого ребенка школьный процесс является чем-то совершенно незнакомым. Можно лишь говорить о степени готовности или неготовности к школьной жизни и к новому для него социальному статусу. Неготовность ребенка к школе определяется следующими характерными чертами:

1) ребенок не может сосредоточиться на уроке, очень часто отвлекается и не может включиться в общий режим работы класса;

2) у ребенка слабо развита связная речь и умственные способности, он не умеет правильно задавать вопросы, сравнивать и анализировать предметы, выделять главное;

3) ребенок совершенно пассивный, не проявляет инициативу, действует по шаблонам, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми по поводу решения задач.

В качестве причин такой неподготовленности к школе можно выделить две основные группы:

Органические причины, которые представляют собой отклонения в физическом и психическом развитии ребенка;

Воспитательные причины, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

На самом деле причин и факторов, определяющих готовность ребенка к школе, может быть намного больше. Причем, каждый из этих факторов, даже самый незначительный на первый взгляд, может повлиять на общую степень подготовленности ребенка к обучению в школе. Педагогика определяет лишь основные факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на эффективность процесса обучения, но есть и такие факторы, которые на самом процессе обучения почти никак не отражаются, но влияют на общее состояние ребенка, его самосознание и внутренние ощущения. В связи с этим часто возникают разногласия педагогов с родителями, каждый из которых считает свою точку зрения единственно правильной. Педагогам порой бывает сложно понять ребенка, который внешне свои ощущения никак не проявляет, и только родители могут с определенной уверенностью сказать, что именно он чувствует.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Педагогическая диагностика

готовности детей к обучению в школе

по преодолению выявленных трудностей

Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА

1. Сущность и задачи педагогической диагностики

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка; интеллектуальной и личностной готовностью.

Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем, запас ею знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение yстановить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. Интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению могут быть определены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицированного психолога никак не снимает острой потребности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребенка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической личностной и интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Но учитель может и должен проводить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при приеме в школу умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сформированное предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в I классе.

Каковы же предпосылки успешного овладения языковой и математической грамотностью? Это достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние пространственного восприятия, в том числе осознание схемы собственного тела, состояние зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координации); соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухоречевой памяти, состояние словарного запаса и грамматического строя речи, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обучаемость ребенка, произвольность психических процессов, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления). Кроме того, существует еще и некоторый минимум специфических элементов готовности к школьному обучению, касающихся только обучения языку или математике. К их числу следует отнести: наличие интуитивных дочисловых представлений, овладение представлениями, лежащими в основе счета и самим счетом, хотя бы в пределах 6, представления об операциях сложения и вычитания, умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Большое число общих компонентов, определяющих готовность ребенка к обучению чтению, письму и математике, позволяет осуществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики и тем самым затратить минимальное время на получение необходимой учителю информации.

Задания педагогической диагностики должны максимально учитывать особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только задача выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения фронтальной педагогической диагностики необходимо провести индивидуальную дополнительную беседу с теми детьми, которые допустили существенные ошибки. В ходе этой индивидуальной диагностики ребенок выполняет задания с помощью учителя. Но это особый вид помощи, когда учитель выясняет, что именно ребенок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий дает возможность выяснить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данный момент, но и, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, "зону его ближайшего развития", т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Это позволяет сделать заключение о таком важнейшем компоненте готовности к школе, как обучаемость, т.е. способность к усвоению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстроту освоения новых способов действий.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

2. Особенности проведения педагогической диагностики Педагогическая диагностика включает и себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных, им рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.

Ценность группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, так как целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и познакомиться с медицинской картой ребенка. Результаты выполнения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования (см. ниже).

При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

1. Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

2. На каждой парте сидит один ребенок, для которого должны быть заранее подготовлены рабочие листы и набор карандашей:
красный, синий, зеленый, желтый и простой.

3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.

4. Рассаживая детей, но местам, необходимо обратить, особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

5. Работа начинается с краткого объяснения: «дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала тать следующее, не расстраивайтесь, оставьте задание и сразу переходите к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание»

6. Каждое задание дается в точном соотве ствии с инструкцией, никаких слов "от себя добавлять не нужно.

7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повтор текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.

8. Переходить к чтению следующего задания: следует только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущее.

9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание".

10. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут (с учетом 3-5-минутной паузы).

12. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!",
Вижу, у вас все замечательно получается!"

Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.

2. Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше – если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, но комментировали ответы своего ребенка, не делали ему замечаний.

3. Приглашая ребенка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

4. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

5. Данные индивидуальной педагогической диагностики результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи - необходимо сразу же заноешь в протокол обследования.

6. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20 - 25 минут.

В ходе индивидуальной диагностики, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, "записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и г.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.

Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.

3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе

Данные педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем педагогическая диагностика имеет прогностическое значение, так как позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

3. Диагностические методики, определяющие готовность детей

к школьному обучению

Первый этап - фронтальное обследование .

Задание 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.

Текст задания: "Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру.»

Оценка

3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры и основном сохранены.

2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу.

Задание 2

Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.

Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена черным цветом.

Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".

Оценка

При оценивании данного задания за каждых 2 неверных шага снимается один балл из расчёта общих 3 баллов. К неверным шагам отностятся ошибки в направлении, счете, начале отсчёта. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-

Задание 3

Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.

Текст задания: "Здесь вы будете вьполнять третье задание (указывается место для выполнения задания № 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание".

"На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке". (Текст задачи можно повторить)

"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине." (Текст задачи можно повторить)

Оценка выполнения задания:

3 балла - выполнены верно обе задачи.

2 балла - одна задача выполнена верно (и рисовано или 5 кругов, или 4 квадрата), ее попытка решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

0 баллов - есть попытка решить одну задачу, по число кружков или квадратов неверно!

Задание 4

Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания термин*, "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание.

Материал для выполнения задания: лист бумаги, на нем фигуры:

Текст задания: "Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник.) Я начертил треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок(указывает рисунок к заданию №4) На своих листах найдите круг, найдите квадрат»

  1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
  2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
  3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
  4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:

3 балла - все выполнено верно.

2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания.

I балл - выполнен верно только I пункт задания.

О баллов - задание не выполнено.

Задание 5

Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине один круг пустой.

Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию № 5). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один крут; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".

Оценка выполнения задания:

3 балла - сравнение проведено верно.

0 баллов - сравнение проведено неверно. " Сравнивая два множества (круги и треугольники), ребенок оказывается в конфликтной ситуации: импульсивное желание дорисовать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не совпадает с требованием инструкции "Если кругов больше, дорисуйте еще один круг". Правильное выполнение этого задания позволяет судить об умении ребенка точно следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, т.е. об уровне его произвольности.

Задание 6

Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги даны схематические изображения: в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова и ворона), в другой 5 зверей (лиса, заяц, еж, кот и бобер). Между двумя рамками - белка.

Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию № 6). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию".

Оценка выполнения задания:

3 балла - линия проведена правильно: от белочки к зверям; признак связан с характеристикой класса.

1 балл - линия проведена неверно.

0 баллов - задание не выполнено (линия не проведена).

Задание 7

Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации, умения копировать заданный письменными буквами образец.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: "Ann can play".

Текст задания: "Видите, здесь что-то написано на английском языке. Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же".

Оценка выполнения задания:

3 балла - хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3 слов.

2 балла - достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2-3 буквы.

1 балл - с образцом coвпадают 2 -3 буквы.

0 баллов - каракули.

Задание 8.

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Материал для задания: картинки: солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один чист бумаги, под каждой нарисован флажок.

Текст задания: "Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если в названии звук [с]. Первая картинка "солнце", в слоне "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок (показать, как), а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|. поэтому не зачеркиваем кружок. Теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания".

Оценка выполнения задания:

2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет.

I балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з])

0 баллов - отсутствие дифференциации звуков , [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.

Задание 9

Цель: выявление степени овладения звукобуквенным анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Материал для выполнения задания: на листе три схемы звукового состава слова: Вокруг них картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.

Текст задания: "Вы видите домики с разным количеством окошечек и рядом с ними картинки. Каждое окошко - это звук слова. Постарайтесь определить, какой картинке соответствует каждый из этих домиков. Вот, например, картинка "рак". В слове "рак" три звука. Я соединю эту картинку с домиком, в котором три окошечка. Попробуйте теперь продолжить работу самостоятельно".

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильное выполнение задания.

2 балла - наличие единичных ошибок.

1 балл - наличие большого числа ошибок.

0 баллов - неприятие задачи: полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

На этом первый этап педагогической диагностики - групповое обследование - заканчивается. Анализ результатов этой диагностики должен показать, кому из детей нужно дать дополнительные задания в ходе индивидуальной беседы (второй этап педагогической диагностики - индивидуальная беседа) для выяснения причин допущенных ошибок.



Введение

Глава 1. Теоретическое исследование педагогических проблем подготовки детей к школе в дошкольном учреждении

Глава 2. Практическое исследование педагогических проблем подготовки детей к школе в дошкольном учреждении

2.1 Исследование готовности детей к обучению в школе

Заключение

Список использованных источников

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


Современные исследования показывают, что 60-70% детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода.

Л.М. Безруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе - это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Л.А. Венгер трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию).

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Л.М. Фридман, М.М. Безруких Е.Е. Кравцова и многие другие.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических исследований.

Авторами дается не только анализ необходимых знаний, умений, навыков ребенка при переходе из детского сада в школу, но и предлагается комплекс диагностических методик, позволяющих выявить готовность дошкольника к школе.

Актуальность данной проблемы определила тему исследования - «Педагогические проблемы подготовки детей к школе в дошкольном учреждении».

Объектом исследования выступает процесс подготовки детей к школьному обучению.

Предметом данного исследования являются педагогические условия организации подготовки дошкольников к школе.

Цель исследования заключается в изучении педагогических аспектов подготовки детей к школе.

Изучение и анализ литературы по теме исследования;

Выделение педагогических аспектов подготовки детей к школе;

Исследование уровня подготовленности детей к школе;

Гипотеза данного исследования состоит в предположении о том, что процесс подготовки к школьному обучению будет более эффективным, если:

Определены критерии и уровни готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе;

Разработана методика и программа развивающих игр, направленных на эффективность процесса подготовки дошкольников к школе.

Методы данного исследования:

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме данного исследования;

Диагностическое исследование на тему «Педагогические проблемы подготовки детей к школе» у дошкольников Детского Клуба «Мультик».

Практическая значимость заключается в исследовании процесса подготовки детей в условиях подготовительной группы в детском саду, разработка развивающих игр, которые в дальнейшем помогут детям избежать негативных последствий в процессе адаптации.

Выборку составляют 15 детей-дошкольников Детского Клуба «Мультик».


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


.1 Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению


Подготовка детей к школе - многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т.е. психологическая готовность к школьному обучению.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.


1.2 Подготовка дошкольника к учёбе в семье


Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи;

выработка у ребёнка умения преодолевать трудности;

важно приучить детей начатое дело доводить до конца.

Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) - переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.


1.3 Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению


) Подготовка детей к школе в детском саду

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т.к. родители "домашних детей не всегда имеют возможности посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отличие от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание(физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовкак усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них "качеств общественности, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей - необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:

подготовка к обучению грамоте;

математическая подготовка;

подготовка к письму;

психологический практикум.

Формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

Формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся прийти на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них качеств общественности, умения жить и трудится в коллективе.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети домашние, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности.

Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом, перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий, делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности.

Ведущий вид деятельности школьника - учебная деятельность. Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. В подготовительной группе детей учат центральную линию при изображении симметричных форм. Идет подготовка к тому, чтобы в 1-м классе дети легко овладели на уроке изобразительного искусства при построении рисунка применять вспомогательные линии: вертикаль, горизонталь, наклонную касательную, оси симметрии, прорисовывать невидимую часть предметов. Занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, труда.

При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш. Задачи эстетического воспитания в детском саду разнообразны. Они включают формирование у ребенка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков художественной деятельности.

На занятиях ИЗО осуществляется задача всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки, необходимые в учебной деятельности:

дошкольники овладевают умениями слушать, запоминать и последовательно выполнять задания;

подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во времени;

оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить работу до конца;

держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

Психологические предпосылки включения ребёнка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников, в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада. Помимо психологической готовности, дошкольнику необходим известный запас сведений об окружающем мире - о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о началах моральных норм поведения.

Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся собственно к школьным - грамоте и математике. Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету.

Овладение грамотой - это сложная умственная деятельность, которая требует определенной зрелости многих психических функций ребёнка. Поэтому к письму дошкольников надо готовить задолго до того, как они начнут осуществлять все функции письма.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.

Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.

Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем подготовки. Готовность же определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку.

Таким образом, изучив требования предъявляемые детям, идущим в школу и условия подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Выявленные особенности готовности позволяют нам предположить, что большое влияние в формировании готовности оказывает семья и эта роль определяется тем, как родители относятся к вопросу подготовки своего ребенка к школе, насколько серьезно и ответственно они подходят к решению этой проблемы.

В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду; в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются нравственные, физические, психологические качества будущего школьника.

) Взаимоотношения воспитателя и дошкольников

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.

Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться как можно жизнерадостнее. Таким образом, воспитание - двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его - объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.

Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности.

Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Иными словами, воспитатель должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.

Плохо, когда педагог проводит занятия без эмоций, по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил - ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А нужно это для того, что бы интерес к занятию был связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.

) Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника

Воспитатель, работая с детьми на занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого требования педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.

В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата - правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве.

) Дидактические занятия и игры

Значение сюжетно-ролевых и дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т.е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения - поступлению в школу.

Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу: перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации.

Таким образом, родители и воспитатель подводят ребёнка к самостоятельным обобщениям: опираясь на непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале элементы логического мышления. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения.

Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности.


1.4 Психодиагностика дошкольников как средство педагогической помощи родителям


Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонения от них в любую сторону оказываются не желательными, могут значительно осложнять жизнь школьника.

Индивидуальный подход в обучении на деле оказывается практически нереализуемым, и не только из-за того, что в классе более 30 учащихся. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий - также едины для всех.

Важное значение, с точки зрения возрастной педагогики, имеет тот факт, что очень разные дошкольники, поступая в первый класс, попадают в одинаковые условия, к ним предъявляются единые требования вне зависимости от их индивидуальных психологических возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированности начальных школьных навыков.

Таким образом, встаёт вопрос о проведении комплексного психологического обследования детей при поступлении в первый класс. Такого рода психодиагностика позволяет понять индивидуальные возможности ребёнка, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для педагогов и родителей, выполняя которые удается избегать осложнений в обучении и развитии.

Существуют индивидуально-психологические особенности детей, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но порождают проблемы в обучении с первого дня прихода в школу, если не проводить профилактической коррекционной работы. К ним относятся: сниженный уровень интеллекта ребёнка; резкая дисгармоничность интеллекта ребёнка с недостаточным развитием его вербальных подструктур (крайние "визуалы" и "кинестетики"); наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребёнка (элементы невротизма, аутичность, психопатии и пр.); недостатки зрительно-моторной координации и т.п.

Выделяется несколько основных аспектов, в ракурсе которых следует проводить психологическую диагностику детей, поступающих в первые классы:

Соответствие нервно-психического и физического состояния здоровья общему режиму обучения.

Соответствие интеллекта первоклассника типу учебной программы.

3Соответствие дошкольной подготовки ребёнка требованиям к школьным навыкам, неявно содержащимся в ряде учебных программ.

4. Соответствие эмоционально-волевых, личностных особенностей ребёнка стилю общения и методу преподавания конкретного учителя.

Соответствие коммуникативного опыта ребёнка требованиями группового взаимодействия в классном коллективе.

Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения родителей к ребёнку зависит, какие рекомендации и в какой степени будут использованы ими для предупреждения и коррекции проблем в обучении.

Психодиагностика является не самоцелью, а только средством, с помощью которого обеспечивается необходимая информационная база для планирования дальнейшей психологической помощи учащимся.

Отсутствие комплексного психолого-педагогического обследования детей при поступлении в школу приводит к тому, что вовремя не обнаруженные дисгармоничность или легкие отклонения в развитии порождают неисправимые дефекты воспитания и образования.

психологический физиологический ребенок школа


ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


.1 Исследование готовности детей к обучению в школе


В соответствии с программой эксперимента нами, совместно с психологом Детского Клуба «Мультик» была проведена диагностика уровня готовности детей к школьному обучению по методике Л.А. Ясюковой в апреле 2013 года.

В соответствии с темой курсовой работы мы приводим результаты по готовности данных детей, где буквами обозначены уровни:

В - высокий,

С - средний,

Н - низкий.

(Подробно данные представлены в таблице 1)


Таблица 1

Результаты диагностики психологической готовности дошкольников к школьному обучению

ФИ ребенкаМотивационная готовностьИнтеллектуальная готовностьПознавательная готовностьЛичностная готовностьОбщий уровень готовностиИванова ВВВВВВСеребряков ДСВВВВСеребряков ВВСВВВЕмельянова ВВВВСВПетрова СВСВВВГулевских АССВВВСКузнецов АВВСВВСоколов АНССССЗыкова ДССВВСВРагулин ДННСССНБуркова ДВВВВВСедова КНННННСергиенко ССВСССДанилова ДСССССКоробов АСССВС

Анализ полученных данных позволяет разделить детей на 5 групп: дошкольники с высоким уровнем психологической готовности (6,6%), дошкольники с уровнем выше среднего (13,2%), дошкольники со средним уровнем подготовленности (40%), с уровнем ниже среднего (6,6%), и с низким уровнем психологической готовности (33,3%).

Полученные данные говорят о недостаточном уровне сформированности готовности детей дошкольного возраста, т.к. до момента поступления в школу остается не так много времени, а степень сформированности значимых и необходимых признаков низкая.

В соответствии с темой работы, целями и задачами, нами были предложены рекомендации по организации деятельности педагога, направленной на формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.


При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделить ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От такого ребенка нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению. Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми.

Не надо стараться "натренировать" ребенка на выполнение в понимание заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется также бесполноценным, как раньше. При "низком" уровне развития мышления и речи необходимо с самого начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только 6-7 летних детей, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель для конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на "Программу воспитания в детском саду". Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;

развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

развитие художественно-образного и логического мышления, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

по возможности, обогатить речь, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;

развитие фонематического слуха;

обогащение словаря, развитие их речи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны навыки речевого общения.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей поступающих в школу, является:

умение ориентироваться на заданную систему действий;

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.

В работе мы рассмотрели только роль дошкольного образовательного учреждения в формировании готовности ребенка к школе, необходимо также отметить, что успешность адаптации ребенка в первом классе зависит и от других факторов: влияние семьи, наследственность, медицинских особенностей, взаимоотношениях с воспитателями, учителями и сверстниками.

Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе - это и есть задача установления предпосылок собственно "школьных психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Бениаминова, М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада / М.В. Бениаминова. - М.: Медицина, 1991.

2.Будницкая, И.Г. Ребёнок идет в школу / Библиотека для родителей / И.Г. Будницкая. - Волгоград, 1998.

.Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова - М.: 2003.- 121 с.

.Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И.В. Дубровина - М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.,123 - 125 с.

.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. -384 с.

.Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду./Р.Р.Калинина. - СПб.: Речь, 2003. - 144с.

.Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.: 3-е изд., стер. / В.Н. Карандашев - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - 382 с.

.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. / И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 1999. - 176 с.

.Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома / А.И. Луньков.- М.: Социс, 1995.

.Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение - Владос, 1994.

.Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования./Л.А. Парамонова. - М.: наука, 2008, с. 4-19.

.Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе / Б.Г. Свиридов. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.

.Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 - летних детей. / У. Уленкова- Дошкольное воспитание.1989. - №3. (53-57 стр.).

.Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

.Усова А.Л. Обучение в детском саду / А.Л. Усова. - М.: Просвещение. 1998.

.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

.Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: 1979.

.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

.Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах./ В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова - Ростов на Дону: Феникс, 2002.

.Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц - Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1993.

.Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1993.

.Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 240 с.

.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова, - М.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 1998. - 384 с.

.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - 244 с. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Статьи

26.Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал.-№10.- 2005. С.26.

27.Мир детства. Дошкольник. - М.: Развитие, 1987.

.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -№6, июнь/2008. Подготовка ребенка к школе. - Томск, Пеленг, 1994.

.Подготовка ребенка к школе: работа воспитателя. - Минск: Школа, 1999.

.Подготовка ребенка к школе: психологический аспект. - Томск, Пеленг, 1996.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.