Какие бывают типы личности. Мышление и речь психастеноида

Человек всегда стремится к самореализации и ему постоянно приходится адаптироваться к меняющимся условиям, взаимодействовать с обществом. С давних времен философы, психологи старались понять, есть ли закономерность в поведении и восприятии мира индивидуумом. Известный психиатр Зигмунд Фрейд основал теорию о структуре психики. Основываясь на ней, Карл Густав Юнг (врач из Швейцарии) изобрел концепцию про психотипы.

Психиатры изучают теории разных классификаций личностей для того, чтобы определить, почему от или иной человек совершил определенный поступок. Несмотря на то, что каждый человек индивидуален, но схожие черты в поведении просматриваются. Словами и нашими действиями руководит психологический вид, которые накладывают отпечаток на все наши действия.

Наука об учении взаимодействии человека и окружающего его мира

То, как человек умеет и взаимодействует с окружающим миром, изучает такая наука, как соционика. Всего разделяют 16 психотипов личности. Соционика в современном мире выступает как диагностика в консультировании таких врачей, как психологи и психиатры.

Согласно теории Карла Юнга психотипы имеют следующую классификацию:

  • по установкам (интроверты и экстраверты);
  • по доминирующим способам психической деятельности (рационализм и иррационализм).

Для того, чтобы получить новую классификацию и попытки определять личности, психиатр А. Аугустинавичюте решила объединить концепцию Юрга и теорию информационного метаболизма А. Кемпинского. Теория основывается на обмене информационным потоком между обществом и личностью, сравнивая их с метаболизмом человека.

Как формировались названия классификации?

Как удалось выделить разные виды психотипов людей и дать им названия? Каждая психологическая классификация получила свое определение благодаря одной доминирующей установке: экстраверсии либо интроверсии, а также двух более сильных функций - логики, этики и сенсорики. У рациональных людей преобладать будет этика либо логика, у иррациональных - интуиция либо сенсорика. Впоследствии 16 психологических типов человека дополнились другими характеристиками индивидуума, которые были более доступными для понимания простыми людьми. Зная внешние признаки и особенности поведения разных психологических типов, психиатры получили возможность быстрее определять проблемы пациентов и соответственно корректировать их поведение.

Карл Густав Юнг предложил классификацию, которая состояла из восьми основных психологических типов. Соционика предлагает подробнейшую классификацию - из 16 типов.

Психотипы личности

Что дает нам знанием разнообразных психотипов личности? Зная тип личности, вы сможете заранее предугадать его действия, сможете наладить отношения, научиться доверять им. Соционика дает нам 16 психологичестих типов человека:

  1. ИЛИ - интуитивно-логическая интроверсия. Сюда относятся индивидуумы, которые способны решать любые задачи. Они замечательные стратеги. К их недостаткам относятся равнодушие, они не умеют выражать свои эмоции. Любят комфорт, простоту. Стараются избегать конфликты.
  2. ЛИЭ - логико-интуитивная экстраверсия. Достаточно практичны. Очень целеустремленные. Коммуникабельный, обожает риск.
  3. ИЛЭ - Интуитивно-логическая экстраверсия. Они любят исследовать, изобретать что-либо. Быстро усваивают новую информацию, принципиальны, настаивают на своем.
  4. ЛСЭ - логико-сенсорная экстраверсия. Хорошие бизнесмены, последовательны. Их можно предугадать. К новинкам относятся настороженно.
  5. СЛЭ - сенсорно-логическая экстраверсия. Достаточно резкие в своих высказываниях индивидуумы, несдержанные. Практичные и ответственные.
  6. ЛСИ - логико-сенсорная интроверсия. К ним относятся спокойные рациональные, дисциплинированные. К их недостаткам относят их злопамятство.
  7. СЛИ - сенсорно- логическая интроверсия. Он обладает хорошим вкусом. Достаточно эмоциональный, консерватор.
  8. ЭСЭ - этико-сенсорная экстраверсия. Обладает талантом убеждения. Хороший коммуникатор. Оптимист. К недостаткам можно отнести неосторожность и непунктуальность.
  9. СЭЭ - сенсорно-этическая экстраверсия. Сюда относятся индивидуумы с лидерскими способностями, которые умеют и знают как управлять людьми, обладают навыками планирования. Подвержены приступам гнева.
  10. ЭИЭ - этико-интуитивная экстраверсия. Очень эмоциональные и артистичные. Любят разыгрывать на публике драмы.
  11. ИЭЭ - интуитивно-этическая экстраверсия. Имеют врожденное чувство такта, очень вспыльчивые.
  12. ЭСИ- этико-сенсорная интроверсия. Моралисты с большим запасом терпения. Надежные. К недостаткам можно отнести сверхрациональность.
  13. СЭИ - сенсорно-этическая интроверсия. К их недостаткам относят их неумение принимать решение. Обожают комфорт и спокойствие.
  14. ЭИИ - этико-интуитивная интроверсия. Мечтатели, способные сочувствовать. Моралисты.
  15. ИЭИ - интуитивно-этическая интроверсия. Не любят переносить трудности. Ленивые фантазеры. Очень чувствительные к различным ситуациям.
  16. ЛИИ - логико-интуитивная интроверсия. Они обладает хорошо развитой логикой, способен анализировать. Логически докапывается до сути разных явлений.

Определение психотипа

Каждый из нас хочет добиться поставленной цели. Для успешного достижения необходимо уметь разбираться в себе. Таким образом, наилучшим путем самопознания будет самостоятельное определение психотипа личности человека.

Возможно ли самому определить к какому психотипу ты относишься? На сегодняшний день существует достаточно большое количество тестов на психотип личности, которые помогут вам определить, к какому психологическому типу вы относитесь. Самый популярный тест - это тест, который определяет ваш тип темперамента. Он подразумевает несложные психологические вопросы, ответы на которые и помогут с определением. Очень важно помнить о том, что подобного рода тесты не дают полную картину, они направлены на то, чтобы дать общее понимание о ваших личностных качествах.

Известна следующая классификация психотипов человека К.Леонгарда, помогающая более точно определять ваши черты.

  1. Гипертимный. К данному типу относятся люди, обладающие хорошими коммуникативными способностями, разговорчивые, активные. Во время разговора они часто общаются при помощи жестов, мимики. Нередки случаи, когда они уходят от основной темы и отвлеченно рассказывают о чем-то другом. К недостаткам таких людей относят их способность начинать разнообразные конфликты, их легкомысленность. Их врагом считается одиночество.
  2. Дистимный. Достаточно аскетичные люди, не любят шумные компании, замкнутые в себе. Не были замечены в конфликтах, предпочитают находиться в стороне. Мало говорят, имеют обостренное чувство справедливости. Имеют не очень много друзей. Являются прекрасными работниками для монотонной работы. Медлительны, нерасторопны, пассивны.
  3. Циклоидный. Люди настроения, которое изменчиво у них с достаточно большой скоростью. Любят общение, милые, эмоциональные. При плохом настроении - замыкаются в себе, становятся раздражительными. При разном настроении могут наблюдаться черты разных типов - дистимного либо гиппертимного.
  4. Возбудимый. Наверное, самые угрюмые, закрытые и не любят общения люди. Конфликтные. Коллектив их недолюбливает за хамство, брань. В отношениях властные, диктуют свои правила. Редко когда им удается контролировать свои эмоции и вспышки гнева.
  5. Застревающий. Молчуны. Известны как зануды, которые обожают читать нравоучения. Данный тип людей в конфликте замечен как активная сторона, которая постоянно провоцирует. Если человек этого типа становится начальником - подчиненные всегда страдают от него. Он привык предъявлять завышенные требования не только к себе, но и к окружающим. Ревнивые, мстительны, самолюбивые, недоверчивые.
  6. Педантичный. Бюрократы. Не любят высовываться. Хорошие и надежные партнеры по бизнесу, но в остальных отношениях - зануды и формалисты.
  7. Тревожный. Не инициативные, необщительные. Зачастую идеальные для роли «козел отпущения».
  8. Эмотивный. Люди, привыкшие держать все эмоции в себе. Яркие представители психологической классификации - «эмо». Умеют сострадать другим, исполнительные.
  9. Демонстративный. Такие люди всегда находятся в центре внимания. Любят похвалу, власть. К недостаткам можно отнести их способность подставлять других людей, если это понадобится им самим. Лицемерны, хвастливы, эгоистичны.
  10. Экзальтированый. Коммуникабельны, контактны. Обожают споры, но в открытую не будут конфликтовать. Романтические натуры.
  11. Экстравертированный. Болтливы, легко попадают под чужое влияние, легкомысленны.
  12. Интровертивный. Мыслители, замкнутые в себе, не любят шумные и большие компании. Сдержанны и принципиальны. Упорно отстаивают свою точку зрения, которая чаще всего является ошибочной.

Сегодня не составит труда пройти самые простые тесты, для того, чтобы определить свой психотип личности и самостоятельно подкорректировать свое поведение.

Личность - уникальное определение человека. Каждый имеет свои особенности характера и поведения, частично наследуемые, а отчасти приобретенные в обществе. Часто человек знает свой тип личности, но некоторые особенности могут быть скрыты или еще не осознанны. Люди со схожей типологией проще находят общий язык. Зная свой тип, можно выбрать и настроиться на определенную профессию. Для его определения используют специальные тесты, а затем расшифровывают результат.

Основные типы личности

Типология личности - один из самых важных аспектов в социологии. Уже более века назад немецкий философ Эдуард Шпрангер разработал собственную классификацию систем личности, выделив 6 основных "идеальных" типов на основе их мотивационной направленности:

  • социальный, стремящийся к общению и налаживанию социальных связей;
  • эстетический, склонный к самовыражению и переживаниям;
  • экономический, строит свою жизнь в соответствии с поиском выгоды и принципами полезности;
  • теоретический, ориентирован на получение новых знаний;
  • религиозный, стремится найти высший смысл жизни;
  • политический тип, стремится к господству.

Уточняется, что на практике еще никогда не встречался человек с одним из этих типов в чистом виде, в каждом выделяется господствующий тип и отголоски остальных.

Известными психологами и философами были определены множество других классификаций на основе определенных признаков и характеристик: Эрнст Кречмер соотносил тип личности в соответствии с конституцией тела, Юнг разделил всех людей на экстравертов и интровертов.

Типы личности относительно темперамента

Темперамент - это индивидуальное свойство человека, проявляющееся совокупностью душевных и психических свойств и отражающее его отношение к окружающей действительности.

Согласно учению Гиппократа тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков: кровь - сангвиник веселый и активный, флегма - флегматик спокойный и медлительный, желчь - холерик более импульсивный, черная желчь - меланхолик, часто грустный и опасливый.

При определении психологической характеристики выделяются главные критерии темперамента:

  • сензитивность поясняет, насколько мала может быть сила воздействия для возникновения психологической реакции;
  • реактивность отражает степень непроизвольной реакции на определенные воздействия;
  • активность показывает, насколько энергично личность воздействует на окружающий мир и общество;
  • соотношение активности и реактивности;
  • пластичность и ригидность определяют, насколько легко человек приспосабливается к новым условиям и ситуациям;
  • темп реакции отражает скорость основных психологических процессов;
  • экстраверсия и интроверсия - выявляется зависимость деятельности человека от впечатлений или от мыслей, связанных с прошлым опытом.

Характеристика основных типов темперамента:

Критерии темперамента Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Сензитивность Живо откликается на все, что привлекает его внимание Настроение практически не зависит от происходящего вокруг Нетерпелив, вспыльчив Слишком обидчив, чувствителен
Реактивность Повышена Малая Высокая Малая
Активность Повышена Высокая Высокая Низкая
Соотношение реактивности к активности Уравновешенно Активность преобладает над реактивностью Уравновешенно Уравновешенно
Пластичность или ригидность Высокая пластичность Скорее ригидность Скорее ригидность Ригидность
Темп реакции Очень быстрый Спокойный, медленный Средний Низкий
Экстра- или интроверсия Экстраверт Скорее интраверт Скорее экстраверт Интраверт

Темперамент определяется типом нервной системы, то есть присущ от рождения. Нельзя его полностью изменить, но можно по-другому смотреть на ситуации и корректировать поведение.

Классификация: 16 персоналий

В психологии выделяют и другую типологию в соответствии с преобладанием в человеке определенных аспектов личности: разума, энергии, сущности или характера, тактичности и индивидуальности. На основании этого выделяют 4 группы личностей, каждая из которых включает еще 4 подтипа - итого 16 типов или персоналий.

Группа аналитики

К данной группе относятся:

К группе дипломатов относят:

  • Активистов - они решительны и моральны. Многие активисты склонны делать целью своей жизни помощь другим, благотворительность. Они легко вливаются в коллектив, очень вежливы по отношению к другим, но всегда четко отстаивают свои позиции и взгляды. Будучи социально активными, часто забывают о себе.
  • Посредники - им важен процесс, а не результат. Ими движут принципы чести и морали, они красиво говорят и на подсознательном уровне создают отличительные признаки своих идей. Имеют склонность к языкам. В отличие от других, посредники концентрируют свое внимание на одной значимой цели и на нескольких важных в жизни людях - не распыляют свои усилия, иначе могут остаться ни с чем.
  • Тренеры - прирожденные мотиваторы и наставники. С гордостью демонстрируют другим свои знания и умения и очень счастливы, когда получается "дотянуться до каждого ума" серьезными фактами или же эмоциональным воздействием. Главная слабость тренеров - стремление к самоанализу и рефлексированию.
  • Борцы - наслаждаются социальными взаимодействиями, поэтому они частые гости на вечеринках и заводилы в компаниях. Самооценка таких личностей во многом зависит от возможности принимать самостоятельные оригинальные решения, на однообразной работе таким людям скучно. Борцы легко переключают свое внимание и умеют расслабляться после работы.

Группа хранителей

Включает в себя:

  • Администраторов - всегда следуют установленным правилам, четко выполняя свои обязанности. Такие люди гордятся выполненной работой, оперируют фактами, а не эмоциями, обладают самодостаточностью. Жалобы считают проявлением слабости. Безотказность - один из главных отрицательных качеств администратора в долгосрочной перспективе, когда другие начинают пользоваться его помощью.
  • Защитники - состоят сплошь из противоречий. Всегда стремятся к безопасности, но не против перемен; довольно скрытны и молчаливы, но легко вливаются в компании. Такие люди - истинные альтруисты, отдающие всего себя, желая получить в обмен всего лишь добро и благодарность. Часто педантичные, любят откладывать дела на потом, но всегда все делают в назначенное время.
  • Менеджеры - закон и порядок современного общества. Главные качества - честность и целеустремленность, своим примером показывают, что всего можно достичь упорным трудом. Такие люди - командные игроки, постоянно ждут помощи и поддержки, но недовольны, когда коллеги не соответствуют высокому уровню.
  • Консул всегда стремится к повышению своего социального статуса. Такие личности всегда бывают в центре внимания, действительно слушают собеседника и вникают в разговор. Они любят быть полезными, не прочь побыть даже альтруистами, пока видят свою нужность и благодарность за труд.

Группа искателей

К данной группе относятся:

  • Виртуозы, являющиеся прирожденными творцами. Любят изучать окружающий мир с рационализмом и воодушевленным любопытством. Охотно помогают другим, делятся опытом, стремятся постоянно улучшать существующие механизмы. Такие личности весьма загадочна - они дружелюбны, но часто закрыты, спокойны, неусидчивы. Все решения принимают на основе практического реализма.
  • Артисты любят экспериментировать с внешностью и поведением и разрушать общепринятые устои. По большей части интроверты, но свободное одинокое время тратят на самоанализ и переоценку собственных ценностей. Очень трепетно относятся к чувствам людей. Не любят и не планируют свое будущее, живут здесь и сейчас.
  • Дельцы очень комфортно ощущают себя в центре внимания и любят обсуждать животрепещущие темы, касающиеся непосредственно настоящего. Не строят долгосрочных планов, делают все сразу, исправляют ошибки на ходу. Больше всех склонны к рискованной жизни, тяжело подстраиваются под общепризнанные нормы социума.

Введение

Общее понятие о личности

1 Структура личности

2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры

Типологический подход

Типы личности в социальной психологии

1 Типология психосоциотипов

2 Типология темпераментов И.П. Павлова

3 Конституционные типологии Э. Кречмера

4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении

3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека

6 Типология А. Адлера. Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

3.7 Типология «Локус контроля»

Заключение

Литература

Введение


Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.

М.М. Пришвин

Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера.

И, тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы.

В индивидуальном развитии, человек проходит общие этапы развития, формируются общие, типичные человеческие проявления психики.

Нужно отметить, что взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Но даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т.е. создаются научные типологии, находится «общее» даже в различиях.

Все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны слишком широки, потому что в одну рубрику попадает большое количество различных людей, с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда в одну рубрику целиком не укладывается. Но, несмотря на это без научных типологий не обойтись. Они нужны, потому что помогают прогнозировать человека, его развитие, психические реакции, взаимодействие в социуме, его деятельность.

1. Общее понятие о личности


В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения? Ответить на этот вопрос не так просто, поскольку все психологи отвечают на него по-разному, что свидетельствует о сложности самого феномена личности. По мнению И.С. Кона « С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».(1)

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».

По определению А.Г. Маклакова «Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».(2)

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования, - это индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств (принадлежность конкретного человека к человеческому роду). Появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью . Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания , которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.


1.1 Структура личности


При рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности.

Социальные установки - это убеждения людей.

Воля - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Эмоции - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, поэтому пятью потенциалами : познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.

2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. её идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею, и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в какой-либо сфере деятельности.

4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами её общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми.

5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью её художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Элементами психологической структуры личности являются её психологические свойства и особенности, так называемые «черты личности». Необозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в подструктуры. В этом отношении интересна концепция К.К. Платонова, который разработал иерархическую структуру личности с учетом определения уровней личности и таких подструктур как: направленность, опыт, формы отражения, биологические, конституциональные свойства.

Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн различал в личности - направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А вот А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур.


1.2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры


В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, а в основе второго - определение типов личности.

С точки зрения диспозиционного подхода не существует совсем одинаковых людей. Приверженец диспозиционного подхода Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что её уникальность может быть понятна через определение конкретных черт личности, т.к. поведение человека всегда является результатом определенной конфигурации личностных черт.

Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведения человека, это важная составляющая «личностной структуры».

Г. Олпорт выделял общие и индивидуальные черты. Общие черты включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определенной культуры.

Индивидуальные черты , или индивидуальные диспозиции - это такие характеристики человека, которые не допускают сравнений с другими людьми, это уникальные черты конкретного человека, которые наиболее точно отражают его личностную структуру.

Эмпирические исследования основных черт, формирующих ядро личности, проводили психологи Айзенк, Кэттел, Гилфорд и др., доказывая, что базисная структура черт личности влияет на поведенческие реакции человека. В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности. Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных.

2. Типологический подход


Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип» . Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека.

Типы - это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы»

(Г. Мюррей), «согласованные паттерны» (С. Мадди).

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к - доминантности. Однако из самых различительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Из обзора классификаций темперамента и характера, становится понятно, что при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе типологии И.П. Павлова лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову , представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Он связывал типологические различия с двумя факторами:

1.Преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида;

2.Доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств.

Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия , наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

Экстраверт , в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

·Мыслительный - ориентация на личное прошлое.

·Эмоциональный - ориентация на историческое прошлое,

·Сенсорный - воспринимает настоящее во всей полноте, не внимателен к прошлому,

·Интуитивный - настоящее и прошлое время, малозначимо, устремлен к горизонту

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера . В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций . Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

·Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.

·Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

·Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

·Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

·Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».

·Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютном или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Существуют любопытные частные типологии личности (критерий - общительность, различие в мотивации людей и т. д.).

Исследования Р. Файна (США) и Н. А. Аминова (Россия) показывают, что существует два типа учителей: 1) Х-тип - развивающий ; 2) У-тип - оценивающий .

Первый развивает личность ребенка, придерживается гибкой программы, дружественного стиля, имеет направленность на выявление одаренности, обладает низкой тревожностью.

Второй обращает внимание на умственное развитие учащихся, результат - завышенные требования, строгая проверка, четкое изучение предмета, держится с детьми отчужденно. Было показано, что преобладающий тип учителей зависит от отношения общества к образованию и что в период кризиса должен преобладать

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Несколько типологий связано с историческими изменениями, которые приводят к смене преобладающих типов людей, соответствующих определенному уровню развития общества. К концепциям такого направления относятся, прежде всего, разработки проблем социального характера и основной личности.

личность диспозиционный темперамент психосоциотип

3. Типы личности в социальной психологии


Существует несколько классификаций типов личности, основные из которых сложились совсем недавно - в 40-50-е годы прошлого столетия. Разделение на типы личности в социальной психологии учитывает степень интровертированности /экстравертированности, уровень замкнутости, общительности, темперамент, восприятие времени, контроль над собственной жизнью и некоторые другие критерии. Такая типология близка к социально-психологической, так как связана с преобладающими установками в сфере общения.


3.1 Типология психосоциотипов


Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление, и специфике предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психотипов лежит типология личности, разработанная К. Юнгом (о которой уже шла речь в предыдущей главе).

К. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.

Существует четыре основных предпочтения:

·Первое имеет отношение к тому, откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);

·Второе связано с тем, как человек собирает информацию о мире - дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный);

·Третье относится к тому, как человек принимает решения - объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоционально-чувствующий);

·Четвертое имеет отношение в образу жизни человека - способен ли человек быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или человек уступчивый, гибкий, непосредственный, несколько стихийный (воспринимающий, эмоциональный тип).

Согласно типологии К.Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

1.экстраверсия - интроверсия;

2.рациональный - иррациональный;

.мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик);

.ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит).

Нужно отметить, что мыслительный, эмоциональный, интуитивный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от экстраверсии либо интраверсии человека.

Итак, по типологии К.Юнга наиболее популярное в настоящее время, является деление на такие социально-психологические типы, как: экстраверты, интроверты, эмоционально нестабильные, эмоционально стабильные.

Эмоционально нестабильные люди - это те, которые живут в состоянии эмоционального напряжения и постоянного страха, которые не могут расслабиться, глубоко переживают любые неприятности.

Эмоционально стабильные люди- в противоположность неустойчивому типу, очень уравновешены, спокойны, в то же время неспособны сочувствовать другим людям.

Вышеперечисленные типы личности обычно сочетаются в одном человеке, но в зависимости от преобладания тех или иных качеств, различают типы личности в социальной психологии, которые нам также известны как - меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик (по типологии темперамента).


3.2 Типология темпераментов И.П. Павлова


Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальных особенностей к небольшому числу типичных портретов.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

) «безудержный» - сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы

соответствует темпераменту холерика;

) «живой» - сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы

соответствует темпераменту сангвиника;

) «спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы

соответствует темпераменту флегматика;

) «слабый» - слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы

соответствует темпераменту меланхолика.

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляет нетерпение, резкость движений, вспыльчивость, несдержанность. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемости жизненным трудностям. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, легкую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, продуктивный деятель при наличии заинтересованности, т.е. при постоянном возбуждении. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; эмоции проявляет замедленно, неразговорчив, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. В стрессовой ситуации остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать у него «срыв», «стопор», растерянность. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение очень изменчиво, он часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен. Меланхолики подвержены невротическим расстройствам. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, и тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Необходимо отметить, что темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.


3.3 Конституционные типологии Э. Кречмера


Немецкий психолог Э.Кречмер (1888-1964) в своей знаменитой книге «Строение тела и характер» попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом.

По мнению Э. Кречмера, существуют только четыре основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся не только в чистом виде, но и в различных комбинациях.

1. Астенический тип - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и хрупкими конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

2. Пикник - отличается развитием внутренних плоскостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот.

. Атлетик - обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой.

. Дипластик - человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. По мнению Кречмера, астеническое телосложение имеет шизотимик.

Он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. У щизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства.

Пикническое телосложение имеет циклотимик , его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Если использовать традиционные названия темпераментов, то нетрудно заметить, что меланхолики преимущественно имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики - преимущественно в переходных градациях от атлетического телосложения к астеническому, флегматики - в переходных градациях от атлетического к пикническому, сангвиники - преимущественно пикническое телосложение.


.4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении


Американский психолог К. Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три психологических типа личности:

·«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

·«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей - такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

·«Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»


3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека


В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности:

1. Гармоническая личность - нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;

2. Конфликтная, противоречивая личность - присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия, противоречат желаниям;

3. Импульсивная личность - поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне, - «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.


3.6 Типология А.Адлера Типы личности: установки, связанные со стилями жизни


Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба, любовь.

Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека). Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости человека; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек приходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

·Управляющий тип - это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т.д.)

·Избегающий тип - у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и уклоняются от решения жизненных проблем.

·Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми. К решению жизненных проблем подходит осознанно, ответственно.


3.7 Типология «Локус контроля»


В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная со шкалой «локуса контроля »

Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события.

Впервые методы исследования этой характеристики были разработаны в 60-х годах прошлого века в США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1. Экстернаты - когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действия других людей и т.п.;

2. Интерналы - когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Человек типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал - «побежденный», у них различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.

В тоже время, экстернальность / интернальность не являются взаимоисключающими, но связаны с культурными традициями: восточная культура способствует формированию экстернального типа личности, западная культура - интернального. Интернальность связана с глубоким развитием личностной ответственности. Это очень хорошо показано в исследовании К. Муздыбаева.

Заключение


Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Таким образом, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Основные социально-психологические особенности личности определяются:

) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;

) степенью осознанности своего места в обществе;

) характером потребностей и интересов;

) спецификой соотношения различных личностных качеств.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимное влияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.

Литература


1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.

2.Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988. - 124 с.

.Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.

.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. -211 с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-186 с.

.Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2006. - 470с.

.Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975. -212 с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -511-641 с.

.Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975-178 с.

Сноски в тексте работы


Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.

Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер,2006. - 470с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Все люди на этой планете индивидуальны. Каждый из нас обладает своим неповторимым характером и особенными чертами, отличающими человека от сотен и даже тысяч окружающих. Но все же некоторые сходства между нами есть. И на протяжении многих лет психологи пытаются объединить людей в группы со схожими качествами, присваивая им определенные психотипы личности.

Какие же психотипы людей существуют? Наиболее известным является деление людей на замкнутых в себе интровертов и открытых миру экстравертов. Интроверты неохотно идут на контакт, они живут в своем собственном внутреннем мире и не любят вмешательств в их личные дела. Экстраверты, наоборот, очень общительны. Они охотно делятся с окружающими не только своими мыслям и идеями, но также чувствами и переживаниями. При приеме на работу многие крупные компании во время собеседования проводят тест на психотип. Чаще всего такие тесты довольно просты, но они помогают из нескольких соискателей выбрать и взять на работу того человека, который лучше всех впишется в коллектив и станет частью команды.

Самая распространенная классификация психотипов была создана Гиппократом. Он делил людей на 4 типа в зависимости от преобладания в организме человека одного из элементов – крови, лимфы, желтой желчи или черной желчи. В соответствии с его классификацией люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

В организме сангвиников преобладает кровь, делающая представителей данного психотипа очень живыми и общительными. Их эмоции активно сменяют одна другую, и благодаря этому сангвиники очень быстро приспосабливаются к любым переменам. Такие люди легко переносят неудачи. И только скучная рутинная работа способна оставить сангвиников абсолютно безучастными.

Если в организме человека преобладает лимфа, он является флегматиком. Люди данного психотипа спокойны и невозмутимы. Они выглядят немного ленивыми, но на самом деле они скорее медлительны и более стабильны в своих эмоциях. Флегматики могут быть очень даже упорными и настойчивыми в выбранном ими занятии. Свою неторопливость они компенсируют усидчивостью и прилежанием.

Желтая желчь определяет психотип импульсивного и страстного холерика. Такие люди всегда очень эмоциональные и зачастую неуравновешенные. Их легко их легко заставить плакать или смеяться. Они всегда куда-то спешат. И их энергии хватает на любые свершения, главное иметь желание и капельку упорства, которого холерикам часто не хватает.

И, наконец, четвертый психотип людей - меланхолики, в организме которых преобладает черная желчь. Люди данного психотипа астеничны, грустны и боязливы. Они склонны к тоске и печали, депрессиям и постоянным переживаниям. Они предпочитают одиночество и стараются реже контактировать с людьми.

Определение психотипа очень важно для выстраивания отношений с человеком, а также организации его деятельности на рабочем месте. Например, сангвиники прекрасно идут на контакт с людьми, и им подходит работа в большом коллективе, предполагающая активное общение с клиентами и коллегами. Флегматикам больше по душе спокойная работа за компьютером или с документами. Они выполняют такие поручения очень качественно и аккуратно. А вот холерики с рутиной справляются очень плохо. Им больше подходят руководящие позиции, требующие решительности и готовности взять на себя ответственность. Из меланхоликов выходят прекрасные артисты, которые с удовольствием занимаются творчеством и доносят до зрителей свои чувства и переживания.

Кроме классификации Гиппократа существует еще одна известная типология Аристотеля, разделяющая людей на Вещистов, Персоналистов, Процессоров, Временщиков, Наместников и Философов. И если Гиппократ в основу принципов определения психотипа ставил особенности человеческого организма, то Аристотель в своих размышлениях базировался на особенностях мышления разных групп людей, которые в своем сознании склонны задавать себе различные вопросы. Основными вопросами, которые чаще всего интересуют людей, являются: Что? Кто? Как? Когда? Где? Зачем? И как показали наблюдения философа, каждый конкретный человек чаще всего задает себе один определенный вопрос, практически игнорируя все остальные.

Если Вы воспользуетесь теорией Аристотеля, и прислушаетесь к тому, о чем постоянного говорит Ваш друг и коллега, то Вы с легкостью определите сферу, наиболее близкую и интересную для него. А определившись с психотипом человека, Вы сможете наладить с ним близкие и доверительные отношения.

Характеристика психотипов

Люди, которые чаще всего задают вопрос Что?, относятся к типу Вещисты. Для них важно все, что они видят и делают. Такие люди редко обращают внимание на окружающих. Поэтому если Ваш друг сходил вечером в ресторан, на следующий день он расскажет Вам все о блюдах, обстановке, музыке и ценах. Но вряд ли станет вдаваться в подробности о том, с кем он провел вечер, как выглядели окружающие люди и насколько радушными были официанты.

Зато Персоналисты склонны замечать людей, но абсолютно не обращают внимания на окружающие их предметы. Если человек относится к психотипу Персоналиста, он постоянно будет искать контакта с другими людьми, потому что для него это единственный способ решения всех задач. Он даже не обратит внимания на то, какие документы он должен оформить и какие справки ему нужно взять, зато он точно запомнить, каким строгим или наоборот поблажливым был инспектор, и какие приемы в общении с данным человеком он может использовать в следующий раз.

Люди, которые относятся к психотипу Процессоры, чаще всего обращают внимание на процессы. Их не интересуют окружающие люди и предметы. Даже сам результат для них не очень важен. Но они всегда в подробностях помнят, что за чем они делали, и как один процесс отличался от другого. Если Ваш друг по психотипу Процессор, и вы спросите его, как он провел отпуск на море, он, скорее всего, не вспомнит, в каком домике он жил и что он ел. Но зато он в подробностях расскажет Вам, как он ежедневно добирался на пляж, какие очереди ему приходилось выстаивать в магазине, и какой изнуряющей была поездка до побережья.

Психотип Временщиков самым важным для себя считает определение времени. Люди данного психотипа всегда очень точно помнят, когда что началось, когда закончилось, и сколько длилось. Временщики и Процессоры это зачастую психотипы мужчин. Вы наверняка замечали, как точно мужчины всегда помнят расстояния и как тщательно они следят за временем поездки.

Люди, которые относятся к психотипу Наместники, зачастую отлично ориентируются в пространстве, потому что для них самым важным является вопрос Где? Они всегда отлично знают, где что находится, кто куда переехал и как туда можно добраться. Практически каждый разговор человека психотипа Наместник начинается с рассказа о том, где он был, и куда ему еще предстоит отправиться.

И, наконец, последний психотип Философ. Люди данного типа любят поговорить о ценностях. Они не зацикливаются на мелочах и в разговоре упоминают только самые важные детали. Подробностей от философов добиться трудно.

Если Вы правильно определите психотип человека, Вам удастся избежать множества трудностей в общении с ним. Вы будете точно знать, на какие вопросы он сможет ответить наиболее полно, а какие стоит немного перефразировать, на какие темы человек будет говорить с интересом, а каких моментов лучше избегать. Стоит лишь хорошенько присмотреться к окружающим Вас людям, и Вы сможете сделать Ваше общение более интересным и продуктивным.