Два правовых пространства в гражданском праве. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения. По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом. Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источника (Российская газета или Собрание законодательства Российской Федерации) в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что по общему правилу гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию действия данного акта. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которых распространяется данный правовой акт. Широта и сложность регулируемых ГП отношений могут вызывать ситуации, прямо не урегулированные ГПН. Такой пробел, если он не восполняем ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п.1 ст.6 ГК). АЗ выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы ГЗ, регулирующего иные сходные отношения и допустима при следующих условиях: а) наличие в ГЗ пробела, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота; б) наличие законодательного регулирования сходных отношений (трастовые операции банков, до принятия специальных правил, регулировались нормами о договорах поручения и комиссии, если в трастовых договорах отсутствовали необходимые условия); в) применение аналогичного закона к регулируемым отношениям не должно противоречить их существу (нельзя применить общие положения о сделках к большинству неимущественных отношений).

Не является АЗ отсылка к регламентации сходных отношений, установленная в законодательном порядке, например распространение правил статуса ООО на О с дополнительной ответственностью (п.3 ст.95 ГК).

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п.2 ст.6 ГК). Смысл АП состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. Под общими началами ГЗ следует понимать основные принципы ГП регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода ГП. Под критерием «Д,Р и С» подразумевается, что решение соответствующее началам и смыслу ГЗ, не должно быть «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым». Таким образом, АП допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью АЗ (отсутствие нормы, регулирующей сходные отношения). В практике реальное применение АП встречается редко, являясь исключительным случаем. Правила АЗ и АП используются при применении законодательства в строгом смысле слова, т.е. ФЗ, и не распространяются на действие подзаконных НПА, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

Не смотря на всю строгость отечественной законодательной системы, ее временная структура является достаточно разнообразной и неоднородной. Так как существуют законы с различными сроками вступления в силу, а также при разрешении некоторых ситуаций в сфере гражданского права возникают определенные противоречия в вопросах временного применения законов. Поэтому стоит определить, в чем заключается действие гражданского законодательства во времени.

Понятие нормы права, её признаки

Норма права - это одно из ключевых базовых понятий юридической науки, так как она выступает признаваемым и обязательным для всех правилом, образцом поведения, выполнение которого контролирует государство.

Из правовых норм вытекают права и обязанности всех членов общества.

Норма права имеет общий характер, так как она всегда содержит типичные черты возможных жизненных ситуаций, признаки отношений в социуме. Содержание нормы выражается в общей форме как стандартная и нормальная модель поведения, а также, в общем определяет меры и виды принуждения и наказания к тем лицам, которые нарушают правовые нормы.

Каждая правовая норма несет в себе ряд определенных признаков:

  • Это форма точного определения и дальнейшего закрепления прав и обязанностей за каждым субъектом права;
  • Правило поведения, выраженное в формальном виде;
  • Норма права является мерой свободы поведения и волеизъявления каждого человека;
  • Она представлена в форме конкретного правила общеобязательного характера;
  • Правовые нормы гарантируются и регулируются государством;
  • Для каждой нормы характерна системность структуры, специализации и кооперации с нормами разных сфер и институтов права.

Понятие действия закона (нормативного акта)

Действие закона - это состояние реального функционирования всех предписаний закона в течение определенного временного отрезка, на строго определенной территории, а также среди обособленного круга лиц (граждан страны, юридических лиц и др.). Однако по общему предписанию действие нормативного акта должно осуществляться в отношении всех граждан страны, коммерческих и государственных учреждений и общественных объединений. Проблема действия закона во временных и пространственных рамках исторически возникла и развивалась в виде проблемы обратной силы каждого из нормативных актов.

Нормативный акт действует в реальном времени и конкретном пространстве, так как создание норм права является созидательным актом, поэтому действие каждой из правовых норм имеет и временной, и пространственный характер. Даже в тех случаях, когда действие нормы закона практически не ограничено, она все равно полностью зависит от времени и пространства. Так как явления, к которым обычно применяется правовая норма, всегда имеют временной и пространственный характер.

Действие законов во времени, классификация нормативных актов по срокам вступления в силу

Реализация законов во времени диктуется вступлением их в силу и утратой своей юридической силы. Все законы вступают в силу с определенного момента, установление которого строго регулируется с помощью соответствующего нормативного акта. В зависимости от сроков вступления в силу, действие норм права во времени бывает различным, поэтому законы могут начать действовать:

  • После прохождения общего, но заблаговременно предусмотренного срока, который может определяться в тексте самого закона;
  • Непосредственно сразу после завершения процедуры официального принятия и публикации нормативного акта;
  • После истечения определенного, заранее предусмотренного срока для каждого конкретного закона, но после его публикации.

Понятие принципа правовой определенности

Принцип правовой определенности - это понятие международной юридической науки, оно является важным элементом национальных правовых систем. Данный принцип утверждает, что закон должен защищать тех лиц, которые не позволяют себе нарушать государственные нормативные акты. Хотя в Конституции такой принцип официально не закреплен, он все же считается конституционно-правовым.

На принципах правовой определенности базируются верховенство права и международное публичное право. Он важен при разработке наиболее оптимальных правовых методов, на основе которых законы должны применяться и разрабатываться.

Данный принцип играет ключевую роль в правовой системе, так как гарантирует стабильность юридического регулирования правоотношений в стране.

Принцип правовой определенности полностью ограничивает возможность какого-либо пересмотра решений суда и нормативных актов, вступивших в силу. Такая ситуация возникает с целью предотвращения случаев злоупотребления правом лицам, которые заинтересованы в каком-либо незаконном исходе ситуации.

С помощью принципа правовой определенности возникает возможность для отказа инициирования пересмотра решения суда, которое уже вступило в силу лицами, чьи права не решались судом или государственными организациями.

Обратная сила разъяснительных законов

Разъяснительные законы относятся к той группе законов, которые имеют общую силу. Данная проблема долго рассматривалась современными учеными в сфере юриспруденции, которые заявляли, что подробное разъяснение или дополнительное толкование можно считать уже совершенно новым и самостоятельным законом. Такой номой форме для получения права обратной силы от законодателя.

С помощью коллизионной нормы осуществляется придание законной силы нормативным актам. Данный вид норм обязывает законодателей признать обратную силу в структуре некоторых законов.
Большинство придерживается мнения, что разъяснение является единым целым с законом и начинает действовать с того же момента, что и закон.

Обратная сила законов - это такое особенное действие законов во времени, при котором он полностью распространяется на все случаи, которые были замечены еще до момента вступления его в законную силу.

Правила применения гражданского законодательства к правоотношениям, момент возникновения которых не совпадает с моментом вытекающих из них прав и обязанностей

Несмотря на тот факт, что обычно закон не имеет обратной силы, что подтверждается полноценной реализацией принципа правовой определенности, в отдельных случаях законодательство может наделять законы обратной силой, распространять его действие на ситуации и отношения, которые возникали его до действия конкретного нормативного акта.

Рассматривая правила применения гражданского законодательства к тем правоотношениям, которые могли возникнуть до момента начала вытекающих из них обязанностей и прав, стоит обратить внимание на наследственные отношения. Правовые отношения завязываются в тот момент, когда наследство открывается, но права и обязанности у наследников появляются лишь в день принятия наследства. В данном случае временной промежуток с момента возникновения наследственных правоотношений до времени возникновения прав и обязанностей у наследника может составлять до полугода.

Таким образом, даже если права и обязанности у субъекта права возникли уже после вступления в силу действия акта гражданского законодательства, в таком случае закон к ним применяется в полной мере. При этом не учитывается факт, что правовые отношения возникли до вступления закона в силу.

Важно четко определить, с какого момента вступает в действие та или иная норма гражданского права, и на какие отношения она распространяется. Введение в действие гражданских законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». С соответствии со ст. 1 указанного закона на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Как правило, другой порядок вступления в силу гражданских законов устанавливается тогда, когда возникает необходимость немедленного введения в действие нового гражданского закона.

Статья 4 ГК устанавливает общее правило, в соответствии с которым, правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Вместе с тем из общего правила: «закон обратной силы не имеет» может быть сделано исключение, когда действие закона распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются и вступают в действие в соответствии с Указом Президента РФ № 302 от 26 марта 1992 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ» с изменениями от 23 апреля 1993 года.

Указы Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования. Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Однако эти правила не применяются в тех случаях, когда Президентом РФ или Правительством РФ при принятии правового акта установлен другой срок введения его в действие.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, вступают в действие в соответствии с Указом Президента РФ № 104 от 21 января 1993 . «О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ». Гражданско-правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти вступают в действие со дня их официального опубликования в газете «Российские вести», если иное не установлено нормативным актом. Наряду с вступлением в действие гражданско-правового нормативного акта важное значение имеет также момент прекращения его действия.

Поскольку гражданское законодательство находится в ведении РФ, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территории РФ. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера.

Точно так же действует гражданское законодательство и по кругу лиц. Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией РФ, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории.

Толкование норм ГП.

Высшие судебные органы вправе давать судам «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения обычно принимаются ими в форме постановлений их пленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика.

Применение норм ГП.

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий :

· существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств;

· наличие законодательного регулирования сходных отношений;

· применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе общих начал и смысла гражданского законодательства. Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности.

Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т. е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким случаем.

Правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении законодательства в строгом смысле слова, т. е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

Отправившись в тернистый путь по изучению источников гражданского права , кто Вы ни были, студент, абитуриент, поставьте, перед собой вопрос: «Что есть - , его значение?».

Длительное время в советской и российской юридической литературе идут дискуссии по вопросу возможности признания источником права прецедента, судебной практики.

В понятие судебной практики входят постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов (судебные прецеденты), а также постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Су-дебные решения по конкретному делу являются обязательными для всех лиц, участвующих в данном деле, для учреждений и организаций, должностных лиц и граждан , подлежат обязательному исполнению на всей территории России. Постановления судебных пленумов обяза-тельны для соответствующих органов суда и арбитражного суда в смысле понимания и истолкования закона.

В литературе доминирует точка зрения, что судебные постановления не являются источниками права, т.к. в ст. 126, 127 Конституции РФ определены полномочия судов РФ, в том числе и высших, исходя из которых суды не обладают правом принимать нормы права, а лишь только их применяют при рассмотрении и решении конкретного гражданского дела, Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ толкуют, разъясняют нормы гражданского права.

Сторонники иного подхода исходят из того, что в современных условиях суды вынуждены «творить право».

Состав гражданского законодательства

Акты первой группы, как отмечалось, охватываются понятием гражданского законодательства. Акты второй группы охватываются понятием «иные правовые акты». Акты третьей группы составляют понятие «нормативные правовые акты федеральный органов исполнительной власти ».

Данное деление подчеркивает различие в юридической силе гражданско-правовых актов и устанавливает ограничения по подзаконному нормотворчеству в сфере гражданского права . Так, если ГК предусматривает возможность решения вопроса «законом» или «законодательством», то это означает возможность конкретизации, установления особенностей, изъятий только посредством норм федеральных законов.

Основным законом РФ является Конституция РФ , которая закрепила основы различных отраслей права , в том числе и гражданского права .

Например, ст. 8 Конституции РФ закрепляет основные формы собственности , ст. 35 - право частной собственности , право наследования, ст. 34 - право на свободное использование своих способностей, в том числе, на осуществление предпринимательской деятельности , а также определяет вопросы ведения Российского государства и субъектов РФ в области гражданского законодательства, что является вопросом исключительного права только федерального государства. Также важно отметить, что значимость Конституции РФ как России состоит в том, что с 1993 г. она является законом прямого действия.

Таким образом, основополагающее значе-ние для гражданско-правового регулирования имеют конституцион-ные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34 — 36 и др. Конституции РФ), параметры правоспособности граждан (ст. 17—25, 35, 44 и др. Конституции РФ).

Гражданские законы как основная группа источников отечест-венного гражданского права представляют собой систему норматив-ных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федера-ции и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Следует заметить, что в последние годы ставится вопрос о признании в качестве источников гражданского права также и законов субъектов Российской Федерации, так как многие правовые институты являются комплексными, по целому ряду вопросов, затрагивающих «традиционные» гражданско-правовые отношения, уже сегодня приняты законы субъектов РФ. Однако признание их в качестве таковых требует изменений в законодательстве РФ, включая Конституцию РФ.

Центральное место в системе гражданского законодательства зани-мает отраслевой кодифицированный нормативный акт — Гражданский кодекс. Он имеет высшую юридическую силу среди гражданских зако-нов (важно отметить, что данное правило действует только в отношении федеральных законов и подзаконных актов, принятых на основании и во исполнении ГК РФ). Нормы гражданского права , содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других фе-деральных законах и тем более других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное (см., например, п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 197 и др. ГК). Нередко ГК именуют также «равным среди равных», подчеркивая его роль и авторитет как кодифицированного акта.

Исторически доказано, что наиболее совершенной формой правового регулирования однородных общественных отношений, в том числе и гражданско-правовых, является кодификация. Она позволяет строить все законодательство на однородных началах, с учетом внутреннего единства его составных частей, правовых институтов и отдельных правовых норм. При этом учитывается юридическая значимость правовых идей свободы, равенства, недопустимости вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности. Основные начала гражданского законодательства (равенство участников регулируемых гражданским правом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора , недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав , обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита) реализуются в конкретных правовых нормах и институтах с учетом баланса частных и публичных интересов, определяемого законодателем.

В настоящее время действуют части первая (общая часть), вторая (особенная часть) и третья Гражданского кодекса РФ. Это три кита, фундамент гражданского права, без которых невозможно в настоящее время регулирование отношений, складывающихся в современной России.

Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения, входящие в предмет гражданского права, уста-навливает принципы их правового регулирования, оставляет возмож-ность в ряде конкретных случаев для дополнительного их урегулиро-вания иными федеральными законами и правительственными актами, содержащими нормы гражданского права, четко очерчивая границы этого дополнительного урегулирования и показывая соотношение этих законов и правовых актов с самим Кодексом.

Таким образом, нормы ГК РФ призваны решить следующие взаимосвязанные задачи : исключить регулирование соответствующих общественных отношений «по усмотрению»; оптимизировать сферу прямой законодательной регламентации важнейших имущественных и неимущественных отношений (относящихся к предмету правового регулирования); создать четкую и согласованную систему, опирающуюся на единую законодательную базу.

Гражданское право регулирует широкий спектр общественных отношений, поэтому при разработке Гражданского Кодекса РФ невозможно было предусмотреть весь объем жизненных ситуаций для их правового регулирования. Нормы Гражданского Кодекса РФ содержат положение, что часть вопросов регулируется дополнительно принятыми на основе кодекса федеральными законами. Например, в соответствии с п. 6 ст. 116 ГК правовое положение потребительских кооперативов , а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским Кодексом и законами о потребительских кооперативах.

Круг отношений, регламентация ко-торых осуществляется федеральными законами, определил ГК РФ (п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 ГК). По общему правилу, это специальные законода-тельные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений. В соответствии с предусмотренными в Гражданском кодексе положениями (ст. 96, 107, 117, 291 и др. ГК) приняты федеральные законы: «Об общественных объединениях », «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об акционерных обществах », «О некоммерческих организациях », «О потребительской кооперации», «О государственной регистрации юридических лиц », «О лицензировании », «О несостоятельности (банкротстве)» и другие.

Как уже отмечалось, главное требование, предъявляемое к данным федеральным законам, их соответствие Гражданскому Кодексу РФ. Но на практике дело обстоит не так просто. Нередко имеются пробелы, дублирование норм, коллизии, противоречия. Недостатком складываю-щейся системы гражданского за-конодательства являются все более частые случаи отступлений в при-нимаемых новых законах от норм ГК. Например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах " (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.) имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных его уставом, прибыли от собственной деятельности, кредитов , имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, иных допускаемых законодательством источников. В соответствии со ст. 107 ГК РФ производственный кооператив является коммерческой организацией . Следовательно, основываясь на ст. 575 ГК РФ невозможно формирование имущества кооператива за счетов подарков со стороны коммерческих организаций, т.к. не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), в отношениях между коммерческими организациями.

Усложняют в известной мере систему источников гражданского права нормативные акты Союза ССР и РСФСР , принятые до введения в действие ГК РФ и действующие полностью или в части по настоящее время. Федеральные законы о введе-нии в действие части первой и части второй Гражданского кодекса РФ сохранили юридическую силу за нормативными актами Союза ССР и РСФСР применяются впредь до их приведения в соответствие с ГК постольку, поскольку они не противоречат ГК. С учетом применявшегося ранее понятия гражданского законода-тельства установлено, что впредь до приведения в соответствие с ГК и постольку, поскольку они не противоречат ГК, применяются все зако-ны и иные правовые акты Российской Федерации независимо от их видов, принятые до 1 января 1995 г. Например, до сих пор действует Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (в редакции от 28 марта 1998 г.с изм. и доп. от 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.).

Нормы гражданского права содержатся не только в Гражданском кодексе и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах — указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной влас-ти (п. 7 ст. 3 ГК).

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 ГК РФ Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам, Постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам и указам Президента РФ, наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановле-ниям Правительства РФ. Нормативные акты федеральных органов ис-полнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации и Правительства Российской Феде-рации в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному феде-ральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80—90 Конституции РФ), за исключени-ем случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Наконец, акты министерств или иных федеральных органов ис-полнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, други-ми законами и иными правовыми актами.

Особым источником гражданского права являются нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Впервые действующая Конституция 1993 г. утвердила в качестве основы российской правовой системы ратифицированные международные акты.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права, и между-народные договоры Российской Федерации являются составной час-тью правовой системы Российской Федерации. В нормах ГК и ряда других источников гражданского права РФ восприняты многие положения международного права и междуна-родных договоров. Нормы международных документов обычно приме-няются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок , порядок при-менения гражданско-правовых последствий причинения вреда ино-странцам и иностранцами на территории РФ и т.п. Иногда они подлежат применению и к отношениям между российскими физичес-кими и юридическими лицами, например, при международных пере-возках грузов, пассажиров и багажа.

Международные договоры имеют приоритет перед националь-ным законодательством в случае коллизии между ними. Следует особо отметить, что международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

В ряде норм ГК и в некоторых других гражданско-правовых актах отражены положения, содержащиеся в международных договорах, по-лучивших широкое признание в современном мире (Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г., Оттавская конвенция 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и другие).

Многообразие нормативно-правового материала в ряде жизненных ситуаций ставит вопрос об иерархии соответствующих источников и отдельных правовых норм. Наибольшие сложности на практике вызывает решение вопроса горизонтальной иерархии гражданско-правовых норм. Здесь на помощь приходят такие правила как: «приоритет новой нормы»; «приоритет специальной нормы по отношению к общей» и другие. Многие из возникающих вопросов несмотря на наличие существующих правил остаются не до конца разрешенными, что влечет за собой споры. Окончательную точку в этих спорах ставят суды высших инстанций или законодатель.

Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Можно сделать вывод, что потребность в глубоких знаниях в какой-либо отрасли права существовала издревле и была удовлетворена . Способы, подходы к решению данного вопроса, как мы видим, различны: это и непосредственное использование правовых знаний в процессе установления обстоятельств конкретного дела через институт экспертизы, и дуализм представительства, позволяющий вести одно дело двум юристам с учетом категории суда, рассматривающего дело, уровня подготовки и специализации.

В английском процессе установление содержания обычая входит в предмет доказывания , следовательно, могут применяться общепринятые средства доказывания, в том числе и заключение эксперта (лица, обладающего знаниями в определенной отрасли права). В России продолжает доминировать принцип «судьи знают право». Поэтому суд вынужден выяснять содержание обычной нормы самостоятельно. Практика же свидетельствует о том, что суды склонны относиться ко всякому обычному правилу поведения как к сложившейся практике сторон и не ставят этот вопрос на обсуждение. В отдельных случаях ограничиваются кодификациями, опубликованными влиятельными организациями (МТП, УНИДРУА).

Действующее законодательство в настоящее время содержит отдельные нормы, касающиеся данной проблемы. Согласно п. 2 ст. 1191 ГК РФ, с целью установления содержания норм иностранного права, лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. Законодатель закрепляет соответствующее право за сторонами с учетом расширения сферы действия принципов диспозитивности и состязательности. Однако обязанность уяснения существа содержания нормы (в том числе и обычного права) возложена законодателем на суд. В то же время применительно к уяснению содержания норм иностранного права по спорам, возникшим между субъектами (сторонами) - профессиональными участниками гражданского оборота (предпринимателями) - законодатель предоставляет суду возможность «переложить» бремя установления содержания такого рода норм на заинтересованные в разрешении спора стороны.

Данное положение свидетельствует о сближении правовых систем и выработанных ими правил применительно к исследуемым вопросам.

На наш взгляд, несмотря на различные подходы к имеющейся проблеме, нет непреодолимых препятствий для использования правовых знаний (в качестве специальных), как сторонами (что нередко и делается официальными или неофициальными способами), так и непосредственно судом. Тенденции развития отраслей права и законодательства, практика свидетельствуют, на наш взгляд, о наличии необходимости в использовании знаний правового характера, находящихся за пределами профессиональной подготовки судьи, для целей правосудия.

Может возникнуть закономерный вопрос о том, какова же роль судьи (суда) в ситуации, когда у него «на руках» не заключение или мнение специалиста в области права, а экспертное заключение по вопросам права? Здесь следует отметить следующее. Во-первых , данное заключение - только одно из доказательств по делу и оценивается по существующим правилам. Во-вторых , правовая экспертиза - это исследование, т.е. установление искомого факта по заданию судьи в определенных пределах, поэтому она не может предвосхитить окончательную оценку и выводы суда (судьи).

Необходимо также четко различать результат исследований и их интерпретацию. Так, Е. Карлсон проводит различие между сведущими лицами по фактам и сведущими лицами по оценкам. По его мнению, когда тема касается «реальности» (например, выше ли заболеваемость людей, живущих возле завода по производству химического оружия , чем остальных?), то сведущее лицо может предоставить доказательства, подтверждающие его выводы, например, результаты исследований, методики и проч. Когда тема касается оценок, идентификация и роль сведущего лица (эксперта) гораздо сложнее.

Источники ГП в юридическом смысле – формы выражения правовых норм, с помощью которых право объективируется.

1. Гражданское законодательство.

2. Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (указы президента, постановления правительства…)

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

4. Правовой обычай (обычай делового оборота)

Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации. В строгом смысле, согласно ГК РФ, "гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов..." (ст. 3* ГК РФ).

Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву таковы.

1) Законы - федеральные и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.

2) Подзаконные акты высокого ранга.Это: а) указы Президента РФ б) постановления Правительства РФ

3) Ведомственные акты

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Для их действия, согласно ст. 7* ГК РФ, характерно то, что они:

Обладают непосредственным действием (т.е. не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);

Имеют приоритетное действие, что предусмотрено К РФ. Как говорится в ст. 7 ГК РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".

2) Обычаи делового оборота. При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи, которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это не противоречащие закону, иным обязательным для субъектов положениям правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности. При этом не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ).

Действие закона во времени (ст. 4 ГК РФ) - принцип немедленного действия закона - его немедленное распространение на отношения, возникшие после введения закона в действие. Следует учитывать три обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.

В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

В результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа

В результате применения общих правил, т. е. по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Прекращение действия нормативного акта, как правило, происходит по следующим основаниям: истечение срока, на который он был принят; объявление об утрате им юридической силы; принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений; его устаревание в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие существование социалистической собственности, с исчезновением СССР).

Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой оно действует. Юридической науке также известен принцип экстерриториальности, когда определенные части территории государства, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Юридически они считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

Действие гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что все акты действуют на территории, которая подведомственна принявшему их органу, т. е. на территории РФ. К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К территории РФ также приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под российским флагом. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытых морях или воздушном пространстве.

Исключением из этого правила является указание, содержащееся в самом законе об ограничениях границ его действия или действия его отдельных норм. Кроме того, стороны при заключении внешнеторговых сделок могут предусмотреть соответственную оговорку, которая предусматривает разрешение споров по правилам материального права страны истца либо ответчика.