Алагез корабль. Спасатель тоф "алагез" проходит на двух дизелях на время капремонта двух других

Поисково-спасательный корабль «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог», был построен на «ССЗ им.61 коммунара» в городе Николаеве (Украина) по заказу ВМФ СССР. Всего по данному проекту было построено два судна. Головным являлся поисково-спасательный корабль «Эльбрус», который был введен в эксплуатацию 28 декабря 1980 года и списан в 1997 году.

Спасательное судно «Алагез» было заложено 29 ноября 1979 года под строительным номером 1912. Спущено на воду 28 июля 1984 года. Введено в строй 28 января 1989 года. Первоначально судно вошло в состав Черноморского флота, а с 20 сентября 1993 года вошло в состав Тихоокеанского флота и является флагманом тихоокеанского спасательного флота.

Эскизный проект спасательного судна проекта 537 «Осьминог» был разработан Западным проектно-конструкторским бюро, под руководством выдающегося кораблестроителя Михаила Константиновича Горшкова. Но в процессе согласования с ведомствами различных инстанций в него было внесено много дополнений и изменений.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 12390 тонн, полное 14300 тонн. Длина 173,8 метра, ширина 25,1 метра, осадка 7,5 метра. Скорость полного хода 20,4 узла. Дальность плавания 15000 миль на 10 узлах. Автономность 60 суток. Экипаж 315 человек, в том числе 62 офицера и 80 мичманов.

Силовая установка: 2х12650 л.с., электродвигателя ПГ-158, 2 носовых подруливающих устройства, 2 кормовые выдвижные ВРК, 4 ДГ по 5500 кВт, 4 ДГ по 800 кВт, 2 ДГ по 100 кВт, 1 ДГ 25 кВт.

Специальное снаряжение: 2 СПС пр.1837 или АГА пр.1855, 1 АРС пр.1839, 1 АГА пр.1832.

Вооружение: 4х6 30 мм АК-630 – 2 СУ МР-123 «Вымпел-А».

РТВ: РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», 3 НРЛС «Дон», ГАС «Гамма», МГА-6 «Кашалот».

Спец. снаряжение: 2 водолазных комплекса – 200 м, 1 морской телевизионный комплекс МТК-200 – 200 м, 5 лафетных стволов по 500 м3/ч, водоотливные средства 4000 м3/ч.

На судне размещено несколько быстроходных катеров, а также ангар и площадка для приёма поисково-спасательного вертолета Ка-27.

На судне предусмотрено одновременное размещение необитаемого дистанционно управляемого и четырех обитаемых подводных аппаратов. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеет вертолетную площадку и ангар для базирования вертолётов.

После прибытия на Тихоокеанский флот судно привлекалось ко всем проводящимся на Дальнем Востоке поисково-спасательным операциям.

В 2005 году судно привлекалось к операции по спасению батискафа «АС-28», затонувшего у Камчатки. На судне вскоре после этого установили глубоководные аппараты «Tiger» («Тайгер») британского производства.

В 2014 году судно приняло участие в межвидовом крупномасштабном учении по спасению космического спускаемого аппарата, аварийно приводнившегося в зоне ответственности спасательных сил ТОФ в Тихом океане.

По сообщению от 16 января 2015 года поисково-спасательный корабль снова после завершения текущего ремонта на базе центра судостроения «Дальзавод».

По сообщению от 02 февраля 2016 года в ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), по перегрузке современного глубоководного батискафа на борт спасательного судна, которое находится у пирса предприятия, где проходит его плановый ремонт и сервисное обслуживание.

Экспериментальная спасательная ПЛ пр.666

Спасательная ПЛ БС-257(пр.940)

Спасательная ПЛ БС-468(пр.940)

Опытовое судно ОС-3

Первым носителем ПА на Чёрном море стало «Опытное судно-3»(ОС-3), переоборудованное из кранового судна «Кинжал» в 1969-70 годах. На судне установили дизель-генератор для зарядки АБ подводных аппаратов, компрессов ВВД. ОС-3 не имел трюма для размещения ПА и на верхней палубе в нос от крана смонтировали фундамент для АРСа, а в корму приварили комингс-площадку для СП

Водоизмещение - 3 000 тонн;

Длина - 94,5 метра;

Ширина - 13,6 метра;

Осадка - 2,15 метра;

Экипаж - 60 человек;

Скорость хода - 8 узлов;

Количество ПА - 2.

Спасательное судно "Коммуна"


В 1912 году на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге было заложено спасательное судно подводных лодок «Волхов». В 1915 году «Волхов» вошёл в состав Балтийского флота. В 1922 году СС «Волхов» получило новое имя «Коммуна». В 1967 году СС «Коммуна» перешло на Черноморский флот

Водоизмещение - 3 100 тонн;

Длина - 96 метров;

Ширина - 18,6 метра;

Осадка - 3,7 метра;

Экипаж - 99 человек;

Скорость хода - 8,5 узла.

В 1969-73 годах на Севастопольском морском заводе им. С.Орджоникидзе СС «Коммуна» прошло ремонт и модернизацию для несения и испытания глубоководных аппаратов, а так же испытания макетов корпусов новейших ПЛ.

1973-81 годах СС «Коммуна» проводило испытания и эксплуатацию опытного рабочего ПА пр.1832 АС-6(«Поиск-2»)

В 1998 годупосле расформирования288-й группы ПЛ СН ЧФ АС-5 перебазирован на СС «Коммуна» в составе 37-й бригады СС ЧФ.

В 2007 году СС «Коммуна» передала спасательный аппарат АС-5 в состав 54-й бригады СС БФ Балтийского флота с базированием на Балтийск.

СС «Коммуна» и сегодня продолжает нести службу в составе 1-й группы 145-го отряда спасательных судов Черноморского флота России с базированием на Севастополь.

Океанское поисково-спасательное судно "Эльбрус"(пр.03570)


Головное океанское ППС «Эльбрус»(пр.357) было заложено 20 апреля 1974 года на «Черноморском судостроительном заводе им.61 коммунара» в Николаеве и 21 августа 1976 года спущено на воду.

16 января 1981 года на ПСС «Эльбрус» был поднят военно-морской флаг и судно вошло в состав КЧФ.

В апреле 1984 года ПСС «Эльбрус» с ПА АС-5, АС-17 и АС-8 вышла на первую трёхмесячную боевую службу для обеспечения деятельности 5-й эскадры в Средиземном море.

В 1986 году ПА АС-4 и АС-11 и водолазы с борта ПСС «Эльбрус» подняли 45 тел погибших с теплохода «Адмирал Нахимов».

1987 год 31 марта - 10 апреля АС-1 с борта СС "Эльбрус" участвовал в поисках останков самолета СУ-15, упавшего на рейде Севастополя.

В 1989 году ПСС «Эльбрус» пришёл в Николаев и встал на «Черноморском судостроительном заводе им.61 коммунара» в средний ремонт.

В июле 1994 года ремонт прекращён и ПСС «Эльбрус» отбуксирован в Угольную гавань Севастополя

1 декабря 1997 года ПСС «Эльбрус» и базировавшиеся на него ПА АС-4, АС-6, АС-8 и АС-11 исключены из состава Черноморского флота.

В июле 2002 года ПСС «Эльбрус» вывели из севастопольской бухты передали иностранным покупателям для буксировки к месту разборки.

Океанское поисково-спасательное судно "Алагез"(пр.03570)


Второе океанское ПСС «Алагез»(пр.537) было заложено в октябре 1979 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и спущено на воду 28 апреля 1988 года.

21 января 1989 года ПСС «Алагез» вступило в строй и было зачислено в состав 37-й бригады спасательных судов КЧФ для проведения опытной эксплуатации.

29 июня 1990 года ПСС «Алагез» с АС-27(пр.1832) и АС-30(пр.1855) ушло на Тихоокеанский флот и вошло в состав 34-й бригады аварийно-спасательных судов КТОФ с базированием на Владивосток.

В начале 2000-х годов ПСС «Алагез» прошёл средний ремонт во Владивостоке и в 2006 году ПСС «Алагез» перебазирован на Камчатку.

В 2008 году АС-30(пр.1855) перебазирован во Владивосток в состав 34-й бригады СС ТОФ на борт СС «Саяны».

Сегодня ПСС «Алагез» проходит службу в 438-м отдельном дивизионе спасательных судов Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ.

Морское поисково-спасательное судно "Михаил Рудницкий"(пр.05360)


ПСС «Михаил Рудницкий» построено в 1977-78 годах на Выборгском судостроительном заводе. Судно названо в честь конструктора ПЛ «М» и «К» контр-адмирала Рудницкого Михаила Алексеевича.

16 июня 1979 года судно вошло в состав 158-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов ЧФ. ПСС «Михаил Рудницкий» вооружили рабочим ПА АС-4(пр.1839) и спасательным ПА АС-11(пр.1837).

1979 год лето - осень АС-8(пр.1832) прошел программу заводских и ходовых испытаний. Испытания проходили, базируясь на судно-носитель «Михаил Рудницкий».

1980 год 24 - 26 июня АС-5. участвовал с борта СС «Михаил Рудницкий» в учении «Оказание помощи ЗПЛ и вывод л/с» на глубине 120 метров.

1982 год 10 февраля - 30 марта АС-1 Обследование кабеля связи Севастополь - Варна с борта СС «Михаил Рудницкий».

1985 год 24 декабря - 17 апреля АС-1 Выполнил задачи боевой службы на борту СС «Михаил Рудницкий» в Средиземном море.

1989 год март - июнь АС-8 и АС-24 На борту СС «Михаил Рудницкий» осуществил переход на Северный флот и обратно. В марта и апреле выполнял рабочие погружения с целью обеспечения работ по обследованию затонувшей ПЛ «Комсомолец». 27-28 апреля осуществил погружение на 1700 метров.

С 1998 судно несёт службу в составе 88-й бригады СС КСФ.

Морское поисково-спасательное судно "Георгий Козьмин"(пр.05360)




Минобороны потратит более 23 млн руб. на модернизацию предназначенного для спасения подводных лодок уникального судна «Алагез». Согласно проекту контракта, работы должны быть выполнены до конца ноября текущего года.

Минобороны России в 2016 году модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез», которое в 1990-е годы чуть не отправили в утиль. Спасательное судно «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог», построили еще во времена СССР в украинском городе Николаеве.

Предназначение этого судна — спасение экипажа потерпевших аварию кораблей, поиск затонувших подводных лодок, а также обеспечение глубоководных испытаний и выполнение многих других важных задач.




Закладка корабля состоялась 29 ноября 1979 года, и почти через 10 лет судно вошло в состав Военно-морского флота. С января 1989 года оно служило на Черноморском флоте, а в сентябре 1993 года вошло в состав Тихоокеанского. В 1990-е годы планировалось списать судно на металлолом. Сообщалось, что катастрофа с затонувшей подводной лодкой «Курск» в августе 2000 года стала одной из причин решения в пользу восстановления «Алагеза», который уже начали «разбирать». По данным СМИ, к 2010 году корабль снова мог работать по назначению.

В течение 2016 года, согласно заявке военного ведомства, планируется провести модернизацию и текущий ремонт средств поиска и спасения подводных лодок — спасательного судна «Алагез».

На модернизацию «Алагеза» Минобороны планирует выделить до 23 млн 674 тыс. руб.

Работы будут проводиться в районе Владивостока. Срок сдачи обновленного корабля — до 25 ноября 2016 года. Дата соответствует традиционному сроку окончания ежегодного исполнения гособоронзаказа.

Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, 5 мая заканчивается прием заявок на участие в аукционе на проведение работ. Традиционным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае является владивостокский Центр судоремонта «Дальзавод», соответственно, конкурс является формальным.

Тем не менее примечательно, что в конкурсной документации подчеркивается, что проводящая ремонтные работы организация не должна быть связана с Турцией (находиться под юрисдикцией республики или контролироваться гражданами Турции).

«Целью выполнения работ является расширение функциональных возможностей поисково-спасательного оборудования спасательного судна «Алагез» путем модернизации оборудования», — уточняется в заявке Минобороны.

В частности, планируется поставить на корабль новые системы подводного освещения, освещения водолазного колокола и барокамер, дооборудовать системы проводной телефонной связи введением коррекции «гелиевой» речи (высокого тембра голоса аквалангистов, дышащих гелиево-кислородной смесью). Судно также оснастят новыми системами медицинского контроля и системами видеонаблюдения и видеорегистрации — всего 11 цветных видеокамер различного назначения, три видеорегистратора и три видеомонитора.

Средства подводного освещения должны обеспечивать видимость подводных объектов на расстоянии не менее 3 м при прозрачности воды по белому диску не менее 10 м.

В начале 2016 года сообщалось, что спасательное судно «Алагез» находится на пирсе «Дальзавода», где на его борт погрузили новейший глубоководный батискаф «Бестер-1», который будет выполнять задачи до прибытия на Тихоокеанский флот новейшего спасательного судна «Игорь Белоусов». По плану «Игорь Белоусов» начнет межфлотский переход на ТОФ в конце мая — начале июня. Аппарат «Бестер-1» способен погружаться на глубину до 700 м. В числе его особенностей — новейшие системы управления аппаратом, точность его позиционирования и навигации на глубине, новая система наведения, посадки и крепления к аварийной подводной лодке, а также новая камера стыковки к аварийному выходу из подводной лодки, через которую можно будет эвакуировать людей при крене до 45°.

(с)Ichtios/airbase.ru

Относительно недавно это уникальное спасательное судно врастало корнями в пирс в ожидании незавидной участи, характерной в те времена для многих кораблей Военно-морского флота России. Но трагедия, постигшая в августе 2000 года подлодку «Курск», как это ни парадоксально звучит, дала шанс спасателю-исполину на вторую жизнь.

Водоизмещение спасательного судна «Алагез» – 14 600 тонн, длина – 175 метров, ширина – 25. Когда спасатель заходит в Авачинскую бухту, кажется, будто из морской пучины поднялась скала.

Cпасательное судно «Алагез» Камчатского отряда спасательных судов ТОФ действительно уникально. Последнее из построенных ещё в Советском Союзе океанских спасательных судов способно нести на борту до четырёх глубоководных обитаемых спасательных аппаратов. Кроме того, судно оснащено современным комплексом для работы водолазов-глубоководников, системой динамического позиционирования над затонувшим объектом. В распоряжении экипажа спасателя два телеуправляемых подводных аппарата – «Пантера» и «Тайгер», способных работать на глубинах в несколько километров. Руки-манипуляторы подводных роботов могут выполнять филигранную работу, к примеру, поднимать предметы размером 2–3 сантиметра. На корабле размещено несколько быстроходных катеров, а также ангар и площадка для приёма поисково-спасательного вертолёта Ка-27. На «Алагезе» установлен комплекс барокамер, в котором могут проходить пошаговую декомпрессию до ста спасённых подводников, а также тренироваться штатные водолазы . К слову, некоторые из них срочнослужащие.
Аналогов этому судну в мире немного. Подобные есть во флотах лишь нескольких государств. Его экипаж составляют и военные, в том числе военнослужащие срочной службы, и гражданские специалисты.
«Алагез» – дизель-электроход. Для столь крупного судна это возможность экономить топливо, быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя, что положительно сказывается на манёвренности.
Об уникальном российском судне весь мир узнал, пожалуй, в ноябре 2009 года во время операции по поиску потерпевшего катастрофу в водах Татарского пролива противолодочного самолёта Ту-142МЗ. Именно благодаря оборудованию, аппаратуре и поисково-спасательным средствам «Алагеза» удалось обнаружить обломки самолёта. Тогда в работе были задействованы телеуправляемый глубоководный аппарат «Тайгер» и спасательный аппарат АС-30 . Именно на последнем капитан 3 ранга Александр Персидский и обнаружил фюзеляж противолодочника. По признанию командования судна, участие в той операции стало своеобразным экзаменом на зрелость для всех членов экипажа. И именно после этих событий на спасателе сформировался крепкий коллектив.
Интенсивность боевой учёбы на флоте в те времена росла, а вместе с ней и востребованность. «Алагез» из «домашнего парохода», как называл судно экипаж по причине того, что приходил на него в основном на вахты, превратился в настоящего покорителя морских просторов, полноценного флагмана спасательного флота.
У такого гиганта и круг решаемых задач соответствующий. Благодаря своему оснащению и техническим характеристикам «Алагез» многофункционален. Его назначение – поддержание жизнедеятельности и спасение личного состава кораблей, потерпевших аварии; поиск затонувших подводных лодок и других объектов, их обследование, оказание помощи, спасение экипажей; обеспечение глубоководных испытаний подводных лодок: выполнение водолазных работ на глубине до 200 метров; оказание помощи потерпевшим аварию, в том числе снятие их с мели, буксировка и тушение на них пожара.
К счастью, не весь заложенный в судно потенциал приходилось применять в реальных ситуациях. До недавнего времени постоянной для «Алагеза» в основном была работа по поисково-спасательному обеспечению подводных сил ТОФ, дислоцированных на Камчатке и в Приморье, при глубоководных погружениях. Для этого приходится постоянно курсировать между регионами.
Однако в прошлом году флагману спасательного флота ТОФ удалось вырваться за привычные рамки. Камчатский спасатель потрудился на славу: в море проведено 143 ходовых дня, пройдено более 16 тысяч морских миль. В этот период «Алагез» впервые за свою историю побывал в Арктической зоне ответственности Тихоокеанского флота в рамках внезапной проверки боеготовности войск Восточного военного округа. Спасательное судно обеспечивало безопасность высадки десанта с воздуха на остров Врангеля, чтобы при необходимости оперативно оказать помощь «крылатой пехоте», если кто-либо из десантников порывом ветра будет отброшен в море. Климат здесь суровый, погодные условия даже в летний период не балуют: температура невысокая, ветра сильные, воды Ледовитого океана студёные. Экипаж спасательного судна находился в постоянном напряжении, готовый в любой момент среагировать на ситуацию. Ведь в таких условиях возможности человеческого организма невелики: безопасное время нахождения в воде ограничивается минутами. Нужно ли говорить, какая ответственность лежала на спасателях. В итоге операция прошла успешно. По её завершении спасатель принял на борт десант и доставил его на мыс Шмидта.
В минувшем году спасатель-исполин также был задействован в межвидовых крупномасштабных учениях по спасению космического спускаемого аппарата, аварийно приводнившегося в зоне ответственности спасательных сил ТОФ в Тихом океане . Это был первый такого содержания опыт «Алагеза» в предлагаемых условиях. Как известно, на Дальнем Востоке строится космодром «Восточный», очевидно, что траектория взлётов ракет будет проходить над водами самого большого океана Земли.
О текучке кадров на судне давно забыли. Залогом тому – не только интересная и насыщенная работа, но и достойное денежное вознаграждение за труд как для военных специалистов, так и гражданских. Уровень заработной платы последних, к слову, превышает средний показатель по региону более чем в полтора раза, а вместе с «морскими» и того больше.
В текущем году «Алагезу» предстоит частичная модернизация. По словам капитана 3 ранга Дмитрия Кошевого, планируется усовершенствование главных энергетических установок, навигационного, водолазного оборудования, спускоподъёмного комплекса и др. После чего флагман спасательного флота ТОФ снова вернётся в строй, чтобы, как и прежде, но уже на новом уровне обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности.
Юрий РОССОЛОВ, «Красная звезда».
p.s. жаль Эльбрус не дожил--его старший систершип.

Железногорец Сергей Худяков служит командиром группы водолазов-подводников на самом большом российском спасательном судне «Алагез». Он рассказал, какова жизнь водолазов-спасателей на Тихоокеанском флоте

О флоте мечтал еще в школе

В 2003 году Сергей Худяков окончил железногорскую гимназию №1, после чего поступил в военно-морской инженерный институт в Санкт-Петербурге. Его отец в свое время служил мичманом на флоте, и сын, наслушавшись рассказов, бредил морем и дальними походами. Чтобы приблизить мечту, Сергей в свободное время занимался в военно-патриотическом клубе «БУ-ДО». Тренер Андрей Звягин полностью одобрил его решение поступать в военно-морской институт.

Изначально Сергей подал документы на электротехнический факультет. Жизнь абитуриентов военного института максимально приближена к реальным условиям - казарма, подъемы-отбои, построения, физические нагрузки, прием пищи по расписанию... В череде насыщенных дней молодой человек пропустил информацию, что нужно переписать заявление на другую специализацию. Не зная, у кого спросить совета, он обратился к совершенно незнакомому капитану II ранга и тот посоветовал стать водолазом.

Так Сергей совершенно случайно попал на самый престижный кораблестроительный факультет института. Учиться было сложно (поступило 38 человек - выпустилось 23), но интересно. Наверное, самое главное, чему научили ребят - всегда быть готовыми прийти на выручку товарищу. В 2008 году Сергей Худяков получил диплом океанотехника.

По распределению - на Камчатку

Все время учебы Сергей мечтал служить на юге - желательно в Севастополе. Однако в том году с южных морей заявки на водолазов не было. Зато они были нужны на другом конце страны - в Петропавловске-Камчатском. Завлекали выпускников туда большой зарплатой и возможностью раннего выхода на пенсию - там год работы учитывался за два. Молодому парню, не обремененному семьей и сердечными привязанностями, было совершенно все равно, где служить, поэтому он принял это предложение.

На Камчатку из Питера Сергею и его двум однокурсникам пришлось лететь с тремя пересадками почти 14 часов. В штабе Петропавловска-Камчатского им предложили на выбор три места. А чтобы им было проще определиться с выбором, встретивший их офицер провел небольшой экзамен по истории. Сергей еще в школе любил этот предмет, да и отец регулярно по нему гонял, поэтому на все вопросы отвечал быстрее и точнее всех. Так Худякову и досталось самое интересное место - командира группы водолазов-подводников на спасательном судне «Алагез».

Легендарный «Алагез»

Спасательное судно «Алагез» - единственное в своем роде. Оно было построено в апреле 1988 года. Сейчас это самое большое спасательное судно российского флота. Его водоизмещение - 14 300 тонн, длина - 175 метров, максимальная скорость - 22 узла. Экипаж судна состоит из 213 человек, из них 11 офицеров. На «Алагезе» могут одновременно размещаться необитаемый дистанционно управляемый и четыре обитаемых подводных аппарата (сейчас в рабочем состоянии только один).

В 1990 году «Алагез» прибыл на Тихоокеанский флот и был приписан в порт Петропавловска-Камчатского. С тех пор судно участвует во всех поисково-спасательных операциях на Дальнем Востоке. В 2000 году его собирались списать и уже подготовили все документы для этого. Но утонула подлодка «Курск» и в штабе флота поняли, что «Алагез» - единственный в своем роде, аналогов которому в России просто нет. В результате «Алагез» отправили на ремонт и восстановление. В 2005 году судно привлекали к операции по спасению батискафа АС-28, затонувшего у Камчатки. Вскоре после этого на «Алагезе» установили глубоководные аппараты Tiger британского производства. Именно с помощью этих аппаратов в 2009-2010 году со дна Татарского пролива доставали затонувший бомбардировщик.

Чем занимаются водолазы-спасатели

На судне лейтенант Худяков заведует водолазным хозяйством, в его подчинении пять контрактников и три срочника. Именно с ними он и выполняет регулярные тренировочные спуски под воду. Матросы попадают в его команду после полугодового обучения в севастопольской школе водолазов. Если повезет, за оставшиеся полгода службы им удается один или два раза побывать под водой (тренировки проводят раз в три месяца).

На «Алагезе» есть несколько видов снаряжения для водолазов. К сожалению, практически все еще с советских времен. Более современное глубоководное снаряжение весит 72 кг. На вооружении есть и старое, так называемое трехболтовое (по креплению скафандра), весом около 85 кг: 16 кг - шлем, под ним - манишка, на груди и спине груз по 16 кг и водолазные боты по 8 кг каждый со свинцовой стелькой.

Залезть в костюм самостоятельно невозможно. Три-четыре человека растягивают резиновый фланец (воротниковая зона костюма), упираясь локтями, и водолаз заползает в него, как улитка. Извлечение из костюма происходит примерно так же. Хорошо, если водолаз не сильно большой. А когда крупный, то растягивать фланец приходится как минимум впятером.

Сергей Худяков рассказал, что тренировки нужны, чтобы человек привыкал к изменениям, происходящим в организме на глубине. Спускающиеся впервые ведут себя неадекватно - после 30 метров голос становится писклявым, а после 100 метров они просто хохочут. У некоторых на глубине бывают галлюцинации. После нескольких спусков организм адаптируется и водолазы перестают обращать внимание на подобные нюансы.

При спуске под воду водолазам по специальным дыхательным трубкам подается смесь для воздуха с разным количеством кислорода и других газов (в зависимости от глубины), которыми насыщается кровь. Резко из глубины подниматься нельзя - приходится по несколько часов, а то и суток проходить процедуру декомпрессии. Она заключается в остановках на определённых глубинах на некоторое время, в течение которого азот, гелий или другие газы, накопленные в тканях тела, естественным путем выходят через легкие. Подъем на поверхность без соблюдения декомпрессионных остановок может привести к кессонной болезни (признаки: зуд, боли в суставах и мышцах, головокружение, расстройства речи, помрачение сознания, параличи, - ред.).

На «Алагезе» есть комплекс ДП (длительного пребывания), где создается давление, равное глубинному. Там водолазы могут отдыхать по несколько часов, чтобы вновь продолжать длительные работы на глубине. Или жить необходимое количество дней, проходя процедуру декомпрессии не в воде, а на суше.

Качества, без которых не выжить

«Самые главные качества, которыми должен обладать подводник, - мужество, выносливость и умение победить собственный страх, - рассказал Сергей Худяков. - А еще очень важно доверять товарищу, с которым спускаешься на глубину».

Два года назад при спуске погиб матрос-контрактник, у которого при переходе в барокамеру тумблер переключился на аварийное дыхание. Сразу об этом парень не сказал - понадеялся, что ничего страшного не произошло. Но глубина ошибок не прощает... С тех пор водолазам запретили тренировочные спуски за борт, они тренируются в барокамере.

В начале ноября 2009 года в Татарском проливе упал военный бомбардировщик. Экипажу «Алагеза» было поручено его найти. На поиски ушел практически месяц. Р аботали сутками, сменяя друг друга через 4 часа. При этом терпели пронизывающий ветер, мороз почти -30 °С и качку, так как это было время штормов . Люди ходили все сине-зеленые - от холода и качки. После первой находки экипаж еще почти месяц вытаскивал со дна то одну, то другую часть конструкции. И только перед Новым годом спасателей отпустили на берег.


«Таких рассветов не видел нигде!»

Опасности, подстерегающие на глубине, заставляют Сергея Худякова более ярко чувствовать окружающий мир. У него очень много фотографий великолепных северных рассветов. Обычно такое можно увидеть только во время утренних вахт с 4 до 8 утра. Молодой человек признался, что это редкое зрелище, которое длится всего несколько минут, и нужно успеть его запечатлеть.

Проводя большую часть времени в открытом море, он научился любить его суровую красоту и еще больше ценить часы, проводимые на твердой земле.


«Я очень рад, что когда-то попал именно на этот факультет, - сказал напоследок Сергей. - Благодаря ему я очутился на другом конце нашей Родины, своими глазами увидел сопки и вулканы, узнал, чем климат Камчатки отличается от Владивостока. Уверен, что эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь. И когда-нибудь я буду рассказывать об этом своим детям, как когда-то отец делился историями о своих плаваниях со мной».

Записала Екатерина Миханова. Фото предоставлено Сергеем Худяковым.